Пояснительная записка Рабочая программа по логопедии составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2) утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24 11 2022г, № 1026 ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с тяжелыми множественными нарушениями развития с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей Цели: - развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям; - формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов; - использование оборудования, полученного в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в логопедических и коррекционно-развивающих занятиях, направленных на коррекцию звукопроизносительной и лексикограмматической сторон речи. Задачи: 1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепления на словесном и игровом материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. 1 2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи доступных возрасту и индивидуальным возможностям учащихся. 3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей. 4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. 5. Обеспечение здоровье сберегающей и речевой безбарьерной среды с использованием доступного развивающего и игрового пространства на доступном материале и с учетом возможностей обучающихся. 6. Развитие речевых навыков и коммуникативной деятельности в общении с окружающими в рамках формирования функциональной грамотности. Приоритетные направления в воспитательной работе на логопедических занятиях 1. Патриотическое воспитание: 1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края. 1.4.. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. 2. Гражданское воспитание: 2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; 2 2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе. 3. Духовно-нравственное воспитание: 3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 4. Эстетическое воспитание: 4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. 5. Ценности научного познания: 5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира. 6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: 6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 7. Трудовое воспитание: 7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 8. Экологическое воспитание: 8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Общая характеристика 3 Нарушение и несформированность всех функций речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью затрудняет процесс обучения, снижает успешность приобретения учебных знаний. Поэтому особое значение имеет формирование речевой деятельности, которая является одним из главных условий эффективной социализации учащихся и средством получения ими образовательных навыков. Характерной для логопедической работы является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую. Особенностью работы является тщательная дозировка заданий речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, а затем – на более сложном. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков детьми необходим определённый, не очень быстрый темп работы. В связи с тем, что нарушение речи у таких детей носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. В процессе коррекционно-логопедического воздействия ведётся работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требует предикативный словарь, глаголы и прилагательные. Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, форму, величину. Параллельно с развитием предикативного словаря продолжается работа по обогащению и уточнению номинативного словаря. Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и слухового и 4 кинестетического образов. В процессе развития грамматического строя речи учитывается структура речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм. С учащимися проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся. Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе. В структуру занятия входят: - упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - дыхательная гимнастика; - коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; - формирование фонематических процессов; - работа со словами; - работа над предложением, текстом; 8 - обогащение и активизация словарного запаса. Особенности речевого развития проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом, а именно отмечается конкретность и поверхность мышления, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. Поэтому на логопедических занятиях проводится коррекционная работа по развитию психических процессов (мышления, памяти, внимания, мелкой моторики). Коррекционный курс «Логопедия» тесно связан с учебными предметами «Речь и альтернативная коммуникация», «Русский язык», «Чтение», «Окружающий мир», «Язык и речевая практика», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Место коррекционного курса «Логопедия» в учебном плане Курс коррекционно-логопедической работы 5 входит в коррекционно- развивающую область учебного плана и рассчитан на 8 лет и составляет ежегодно: В 1Д и 1Г классах примерно 132 часа; Во 2Г классе примерно 136 часов; В 3 Г, 4Г, 5Г, 6Г,7Г классах примерно 102 часа; Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми. Основные разделы: « фонетико-фонематическая сторона речи», «лексикограмматическая сторона речи», «связная речь». Планируемые результаты Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися логопедической программы является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности (в соответствии с их психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей. Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса для «безречевых» детей - У ребенка появилась (усилилась) потребность в общении, он заинтересован и может использовать некоторые средства альтернативной и/или дополнительной коммуникации: • использование взгляда как средство коммуникации; • использование мимики как средство коммуникации; • использование жеста как средство коммуникации; • использование звука как средство коммуникации; • использование предмета как средство коммуникации; 6 использование графических изображений/символов как средство • коммуникации; • использование таблицы букв как средство коммуникации; • использование карточек с напечатанными словами как средство коммуникации; • использование набора букв как средство коммуникации; • использование компьютера как средство коммуникации. - Расширились артикуляционные возможности, необходимые для произнесения отдельных звуков, воспроизведения слоговых сочетаний. - Появились попытки подражания речи окружающим. - Обогатились речевые возможности детей в практике импрессивной речи для решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту. Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «от звука к слову» • У ребенка усилилась потребность в общении, он заинтересован и может использовать некоторые средства альтернативной и/или дополнительной коммуникации. • Расширились артикуляционные возможности, обогатилась подражательная речевая деятельность, воспроизводит интонационноритмический контур слов. • Увеличилось число слов (простых, часто слышимых слов), используемых в целях коммуникации, лепетные слова сменяются общеупотребительными. • Улучшилось понимание обращенной речи, обогатился словарный запас. • Простые грамматические категории могут выполнять смыслоразличительную функцию. • Использует коммуникативно-значимую однословную фразу («дай», «иди» и т.д.) 7 Улучшились речевые возможности детей в практике импрессивной • и/или экспрессивной речи как для решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту так и для решения учебных задач, обогащения личного опыта ребенка. Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «От слова к предложению» • В коммуникативных целях ребенок свободно объединяет 2-3 слова. • Употребляет правильно наиболее простые грамматические конструкции. Пользуется двухсловной фразой в форме винительного падежа • единственного числа («Дай ложку»); предложного падежа с предлогами; творительного падежа («Кушать ложкой»). • Составляет двусоставное предложение («Ляля спит», «Коля идёт»). • Распространяет предложения за счёт знакомых грамматических конструкций («Ляля ест яблоко»). Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «От предложений к связному тексту» • Проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться вербально. • Речь стала более понятна для окружающих (допускается приближенное к нормированному произношение звуков позднего отногенеза), слова 3-4 сложной слоговой структуры может произносить достаточно четко. • Обогатился лексикон за счет появления в речи прилагательных, наречий, числительных, местоимений и других частей речи. • Более точно употребляет слова в речевом контексте, употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные. • Умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 8 • Составляет небольшие простые рассказы в рамках знакомой темы по серии сюжетных, по сюжетной картине, по образцу. • Способен осуществлять простые формы фонематического анализа и синтеза. Содержание В начале учебного года с целью определения уровня речевого развития и особенностей речи проводится диагностика обучающихся. По результатам диагностического обследования и руководствуясь рекомендациями ЦПМПК и/или ШППК, учитель-логопед комплектует состав учащихся, с которыми будет проводить индивидуальные занятия, определяя подходящий для каждого обучающегося коррекционный курс. Всего в программе представлено 4 коррекционных курса, в зависимости от уровня речевого развития ребенка: от полного отсутствия до развернутой фразовой речи. Каждый коррекционный курс рассчитан на 1 год обучения и заканчивается итоговым обследованием обучающегося для определения индивидуальных достижений по результатам проведенных занятий. При необходимости (если ожидаемые результаты оказались недостаточными) выбранный курс дублируется. При достижении ожидаемых результатов по выбранному коррекционному курсу, курс усложняется на следующий год. При определении особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями важно учитывать уровень владения речью в целях социальной коммуникации: • владеет элементарной речью: может выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой; • формальный характер речи: речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто не направлена на решение задач социальной коммуникации; 9 преобладает альтернативная коммуникация: не владея речью, может • осуществлять коммуникацию графических изображений, при помощи вокализаций, естественных отдельных жестов, слогов и стереотипного набора слов. По уровню сформированности речи выделяются дети: • с отсутствием речи, • со звукокомплексами, •с • высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. 1. Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям: • Развитие слухового восприятия ( расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти). • Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации (установление контакта, увеличение потребности в общении и взаимодействии с другими людьми, адекватное использование жестов и других способов невербальной коммуникации). • Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики (развитие мелкой моторики рук, глазодвигательных, тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти; формирование представлений о схемах лица и тела; развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями; восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений). 10 • Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза (формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти). • Развитие функции голоса и дыхания (активизация целенаправленного ротового выдоха, знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса, формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости). • Развитие чувства ритма (формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных анализаторов связей на основе (речеслухового, скоординированной речедвигательного. работы зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико- интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И; развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма). • Развитие импрессивной и экспрессивной речи (развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на звукоподражании и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных, слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия). Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей. 2. Программа коррекционного курса « От звука к слову » разработана для детей с нарушением интеллекта, которые в самостоятельном общении достаточно активно используют целый ряд вербальных средств: отдельные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, дополняя их жестами, мимикой. Однако речевые средства общения у них крайне ограничены. 11 Направления работы. - Формирование общих речевых навыков (обучение речевому дыханию без речевого сопровождения с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, согласных звуков Ф, Х; развитие силы голоса: тихогромко и модуляций голоса: высоко-низко). - Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи с помощью эмоционального чтения детям стихов, простых по содержанию коротких текстов; обучение интонационному подражанию голосам животных и птиц. - Активизация движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию. - Обучение воспроизведению ритмического рисунка слова с одновременным отстукиванием рукой. - Формирование психологической базы речи (произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений. - Развитие импрессивной речи (формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции; совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу» — «Принеси куклу»); понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шкафу и возьми мишку», «Возьми ложку и покорми куклу», «Возьми кубики и построй дом»); уточнение понимания названия предметов туалета, домашнего обихода, окружающего мира, игрушек, школьных принадлежностей, одежды, обуви, продуктов питания; уточнение понимания названия действий, которые ребенок сам совершает, которые совершают его близкие или которые он может видеть; дальнейшее развитие предметного, предикативного в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей — вылей, застегни — расстегни, надень — сними, 12 завязывает — развязывает, закрывает — открывает, залезает — слезает), прилагательных (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий), наречий (впереди — сзади, внизу — вверху, высоко — низко, далеко — близко, много — мало); обучение пониманию вопросов: Что? Кто? Где? («Покажи, что лежит», «Покажи, кто спит», «Покажи, где лежат игрушки», «Покажи, что гудит, а что звенит», «Покажи, кто спит, а кто сидит», «Покажи, где кошка лежит, а где умывается»); соотнесение слов один — много с соответствующим количеством предметов и слов большой — маленький с величиной предметов; обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: кому, у кого, чем, куда («Покажи, кому мама дает молоко», «Покажи, у кого мяч», «Покажи, чем рисует девочка», «Покажи, куда спрятался котенок»);обучение пониманию как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов. - Коррекция нарушений фонетической стороны речи: - Развитие элементарных произносительных навыков в работе над гласными [А], [У],[И], [О], [Э] и согласными раннего онтогенеза [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В] звуками (без их дифференциации на мягкие и твердые, глухие и звонкие) с опорой на специальные символы звуков. - Обучение детей узнавать и воспроизводить гласные на основе восприятия их беззвучной артикуляции. - Развитие фонематического восприятия (формирование умения различать контрастные гласные ([И — У], [И — О], [А — У], [Э — У]) и близкие по артикуляции согласные звуки в открытых слогах (по участию мягкого неба [М — Б], [Н — Д]; по месту образования [П — Т], [Т — К], [М — Н]). - Формирование у детей звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих из открытых слогов в следующей последовательности: с 13 ударением на гласные звуки: [А] (мама, мука, река, маки), [У] (муха, иду, веду), [И] (киса, Нина, нити, сиди), [О] (осы, косы, дома), [Ы] (мыло, дыня). - Обучение восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание). - Формирование простого предложения (из двух-трех слов) на основе усвоенных элементов словообразования. - Активизация речи детей за счет практического употребления предложений, состоящих из слов-корней («ди» -иди, уходи, «ту-ту»- поехали, «гу»-гулять). - Обучение детей составлению простых предложений, состоящих: из указательного слова (там, туда, этот, вот) и имени существительного • в именительном падеже («Вот папа», «Тут Аня»); из обращения и глагола в повелительном наклонении («Тата, дай». • «Оля, иди».); из глагола повелительного наклонения и имени существительного в • именительном падеже; из модального наречия и глагола в инфинитиве («Буду пить». «Хочу • есть». «Можно взять»); из обращения, глагола в повелительном наклонении и имени • существительного в именительном падеже («Папа на мяч»); - Формирование умения отвечать на вопросы полным ответом. - Формирование умения заканчивать, начатое педагогом предложение с опорой на картинку. 3. Программа коррекционного курса « От слова к предложению » - Формирование психологической базы речи (формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений; обучение различению предметов по цвету, обозначение цвета словом, обучение классификации предметов; совершенствование навыка определения пространственных 14 отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади); расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти). - Развитие импрессивной речи (обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: кому, у кого, чем, куда («Покажи, кому мама дает молоко», «Покажи, у кого кукла», «Покажи, чем рисует девочка», «Покажи, куда спрятался котенок»); дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени («Покажи, где мальчик спит, где мальчики спят», «Покажи, где девочка поет, где девочки поют», «Покажи, где собака сидит, где собаки сидят», «Покажи, где малыш рисует, где малыши рисуют»); дифференциация глаголов прошедшего времени мужского и женского рода («Покажи, где Женя спал, где Женя спала», «Покажи, где Валя взял чашку, где Валя взяла чашку», «Покажи, где Шура читал, где Шура читала»); развитие понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на. под, за, у, с, около, от (при демонстрации действий); обучение пониманию значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк- («Покажи, где мяч, где мячик», «Покажи, где гриб, где грибок», «Покажи, где ягода, где ягодка», «Покажи, где ложка, где ложечка», «Покажи, где коза, где козочка»); обучение пониманию вопросов по сюжетной картинке, иллюстраций); по обучение прочитанному пониманию тексту (с соотношений использованием между членами предложения (Мальчик ловит рыбу удочкой: «Покажи, кто ловит рыбу», «Покажи, кого ловит мальчик», «Покажи, чем мальчик ловит рыбу»). - Развитие экспрессивной речи (формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи; расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи: • слов-действий; • слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные», «Времена года» и др.; 15 «Посуда», «Мебель», • слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый); величину и ее параметры: (большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий), вкус (кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный); • наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), количество (много, мало, еще), сравнение (больше, меньше); - Обучение словоизменения; стандартным обучение и наиболее употреблению продуктивным форм способам единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже с окончаниями –ы (шар — шары), -и (кошка — кошки); о--- Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном и косвенных падежах по опорным вопросам; обучение согласованию местоимений мой, моя с существительными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла); - Обучение правильному употреблению форм рода и числа глаголов прошедшего времени (ушел — ушла — ушли); - Обучение образованию существительных с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк-. - Работа над усложнением фразы (формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения: обучение детей отвечать на вопросы по картинкам двухсоставным простым предложением, в котором подлежащее выражено формой единственного (множественного) числа существительного в именительном падеже, а сказуемое формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного (множественного) числа настоящего времени (Кот спит. Мальчик бежит. Дети поют.); обучение употреблению в речи трехсоставного простого предложения с прямым и косвенным дополнением, в котором подлежащее выражено формой единственного числа существительного в именительном падеже, сказуемое = формой повелительного наклонения 2-го лица 16 единственного числа настоящего времени (Мама, дай куклу. Тата, возьми чашку) и формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени (Вова ест кашу. Катя машет рукой); формирование умения предлагать сотрудничество или выражать желание с помощью трехсоставной простой синтаксической конструкции, включающей обращение (Мама, хочу пить. Катя, давай играть); обучение использованию в речи трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями (Я хочу есть. Он идет гулять); закрепление синтаксических связей в составе простого предложения с помощью ответов на вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию небольших сказок, стихотворений с опорой на картинки, в процессе диалога). - Обучение первым формам связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации действий, по картинкам, по прочитанным текстам; заучивание двустиший, коротких стихотворений и сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание). - Коррекция нарушений фонетической стороны речи: уточнение произношения и совершенствование навыка произнесения гласных [А], [У],[И], [О], [Э], [Ы] и согласных [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В] звуков, в пределах доступного словаря; коррекция нарушенных звуков (допускается приближенное к нормативному произношение); формирование у детей звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов, а так же в трехсложных словах, состоящих из открытых слогов; обучение произнесению слогов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и договариванием слов (ка-ка — белая мука; бы-бы — высокие дубы; ха-ха-ха — купили петуха; га-га-га — нет сапога); обучение воспроизведению слоговой структуры трехсложных слов, состоящих из 17 открытых и закрытых слогов с одновременным отхлопыванием (курица, машина, сапоги, тапочки, капуста, кирпичи). 4. Программа коррекционного курса «От предложений к связному тексту». - Развитие психологической базы речи и общих речевых навыков: Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Обучение умению рассуждать на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности; обучение планированию деятельности и контролю ее при участии реч;. развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии; учить детей обобщать понятия через выделение признаков различия и сходства; обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», «Сложи картинку»); формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. - Развитие импрессивной речи расширение пассивного словаря, расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности; усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; совершенствование существительных женского и дифференциации единственного среднего рода, и в импрессивной множественного глаголов в форме речи числа форм мужского, единственного и множественного числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам, грамматических форм прилагательных, предложных конструкций; 18 обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи, кто одевает, кто одевается»); обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть»); обучение детей различению предлогов за — перед, за — у, под — из-за, за — из-за, около — перед, из-за — из-под ( по словесной инструкции и по картинкам); совершенствование понимания значения приставок в-, вы-, при-, на- и их различения; формирование понимания значений приставок с-, у-, под-, от-, -за-, по-, пере-, до- и их различение («Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома», «Покажи, где птичка улетает из клетки, а где подлетает к клетке, залетает в клетку, перелетает через клетку»); совершенствование понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций). - Развитие экспрессивной речи Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи: • слов-действий; • слов-названий по различным лексическим темам • слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), величину и ее параметры: (большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий), вкус (кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный); • личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш); 19 • наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), время (сейчас, скоро), количество (много, мало, еще), сравнение (больше, меньше), ощущения (тепло, холодно, горячо, кисло, сладко, горько, вкусно), оценку действий (хорошо, плохо). Обучение детей умению подбирать слова с противоположным (сильный — слабый, стоять — бежать, далеко — близко) и сходным (веселый — радостный, прыгать — скакать, грустно — печально) значением. Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина). Формирование у детей умения употреблять слова: обозначающие личностные характеристики (честный, честность, скромный, скромность, хитрый, хитрость, ленивый, лень); с эмотивным значением (радостный, равнодушный, горе, ухмыляться); многозначные слова (ножка стула — ножка гриба, ушко ребенка — ушко иголки, нос у человека — нос у ботинка). Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом). Совершенствование изъявительного навыков наклонения употребления единственного и глаголов в множественного форме числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида. Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет — моется, одевает — одевается, причесывает — причесывается). Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах. 20 Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлогов за — перед, за — у, под — из-под, за — из-за, около — перед, из-за — из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия. Обучение детей правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов (-ниц-, -инк-,-ник, -ин, -ц-, -иц-, -ец-). Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пре-, до-). - Формирование синтаксической структуры предложения (развитие навыка правильно строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений); обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов потому что, если, когда, так как (Нужно взять зонтик, потому что на улице дождь. Цветы засохнут, если их не поливать. Когда закончится дождь, мы пойдем гулять. Так как Петя заболел, он не пошел в школу.). - Формирование связной речи (развитие навыков составления описательных рассказов (по демонстрации действий, серии сюжетных картин, по сюжетным картинам, по игрушкам, на темы из личного опыта); обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания). - Коррекция нарушений фонетической стороны речи (уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза; формирование правильной артикуляции (или приближенной к правильной) отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях; формирование умения осуществлять слуховую и слухо- 21 произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа). - Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове; совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и слов (типа ум). - Совершенствование фонематических представлений (формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец); последовательность и количество звуков в словах (мак, дом, суп, каша, лужа, шкаф, кошка и др.; знакомство детей с понятиями «слово» и «слог» (как часть слова); формирование умения слышать гласные в слове, называть количество слогов, определять их последовательность; составлять слова из заданных слогов: двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (лиса, Маша), из открытого и закрытого слогов (замок, лужок), трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (малина, канава), односложные слова (сыр, дом). Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры - слов, предъявляемых изолированно и в контексте: двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких стечений согласных звуков (клумба, кружка, смуглый, спутник, снежинка, крыжовник, отвертка); четырехслоговых слов без стечения согласных звуков (пуговица, кукуруза, паутина, поросенок, жаворонок, использования велосипед); различных совершенствование интонационных навыка структур осознанного предложений в экспрессивной речи (в различных ситуациях общения, в театрализованных играх). - Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций (развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений, отработка объема, 22 силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений, формирование речевого дыхания, обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], [С], [Ш], [Щ], слогов с согласными звуками); постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения); постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе. Птицы летят высоко в голубом небе.). - Развитие языкового анализа и синтеза, подготовка к усвоению элементарных правил правописания: раздельное написание слов в предложении, точка (восклицательный, вопросительный знаки) в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения. Программа основана на дифференцированном, "пошаговом" обучении, построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза). Определение количества часов по изучаемым темам зависит от уровня нарушения речи обучающихся в каждом классе. 23 Тематическое планирование коррекционного курса для «безречевых» детей (66 часов) Кол - во часов № ТЕМА 1 Игрушки и любимые предметы. Активизация слухового внимания. 1 2 Игрушки и любимые предметы. Выполнение действий по 1 словесной инструкции взрослого (иди, сиди, стой). 3 Понимание отдельных простых просьб в знакомых ситуациях. 11 4 Сопряженно-отражённые действия. «Сделай так». 1 5 Отражённые действия. «Сделай, как я». 1 6 Понимание отдельных простых просьб в различных ситуациях. 7 Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с 1 опорой на жестовые подсказки. 8 Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с 1 небольшой опорой на жестовые подсказки. 9 Выполнение предметных действий по речевой инструкции, без 1 опоры на жестовые подсказки. 10 Понимание простых двигательных глаголов (встать, сесть, лечь) в 1 различных ситуациях с опорой на демонстрацию действий. 11 Понимание простых двигательных глаголов (идти, бежать, стоять) 1 в различных ситуациях с опорой на демонстрацию действий. 12 Понимание простых двигательных глаголов в различных 1 ситуациях с опорой на картинки. 13 Игрушки. Выполнение игровых действий по просьбе, с опорой на 1 жестовые подсказки. 14 Игрушки. Выполнение игровых действий по просьбе, с небольшой 1 опорой на жестовые подсказки. 15 Моя семья. Работа с фотоальбомом. 1 16 Мои родственники. Работа с фотоальбомом. 1 17 Я и моя семья. Работа с фотоальбомом. 1 18 Близкие люди. «Да»–« нет». Различение утверждения и отрицания 1 (иди - не ходи). 19 Понимание вопросов: Что? Кто?. 1 24 20 Понимание вопросов Кто это? Что это? 1 21 Понимание вопросов "Что делает"? Расширение глагольного 1 словаря с опорой на демонстрацию действий и личные фотографии. 22 Понимание вопросов "Что делает"? Расширение глагольного 1 словаря с опорой на жестовую подсказку. 23 Понимание вопросов "Что делает"? Отработка ранее изученных 1 глаголов на новом материале с опорой на жестовую подсказку. 24 Понимание вопросов "Что делает"? Отработка ранее изученных 1 глаголов на новом материале без подсказок. 25 Понимание вопросов объясняющие субъект действия: Кто ест? Кто 1 читает? Что лежит? С опорой на жест или демонстрацию действия. 26 Понимание вопросов объясняющие субъект действия: Кто ест? Кто 1 читает? Что лежит? Без опоры на жест или демонстрацию действия. 27 Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На 1 материале реальных объектов. 28 Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На 1 картинках. 29 Понимание вопроса о местонахождении предметов "Куда?" в 1 реальных ситуациях. 30 Дифференциация вопросов о местонахождении предметов "Где?" - 1 "Куда?". 31 Понимание вопроса Чем? На материале реальных объектов. 1 32 Предметные действия. Чем моет?, Что моет? 1 33 Предметные действия. Чем вытирает? Что вытирает? Чем ест? Что 1 ест? по демонстрации действий. 34 Предметные действия. Чем вытирает? Что вытирает? Чем играет? 1 На чём играет? Чем ест? Что ест? По картинкам. 35 Выполнение инструкций, содержащих изученные ранее глаголы. 1 "Рисуй карандашом.", "Вытри платком". Понимание вопросов "Чем рисуешь? Что вытираешь"? 36 Предметные действия. Чем рисует? Что рисует? Чем режет? Что 1 режет? на картинном материале. 37 Предметы. Узнай предмет по функциональному значению. На 25 1 материале предметов ближайшего окружения. (Выбор из двух) 38 Предметы. Узнай предмет по функциональному значению. На 1 материале предметов ближайшего окружения. (Выбор из двухтрех) 39 Предметы. Узнай предмет по описанию. Используются ранее 1 изученные предметы (Выбор из двух). 40 Игрушки. Узнай игрушку по игровому действию. (Выбор из двух) 1 41 Игрушки. Узнай игрушку по игровому действию. (Выбор из двух- 1 трех). 42 Посуда. Расширение пассивного словарного запаса. 1 43 Узнай предмет посуды по назначению. (Выбор из двух предметов.) 1 44 Узнай предмет посуды по назначению. (Выбор из трех предметов.). 1 45 Мебель. Расширение пассивного словарного запаса. 1 46 Узнай предмет мебели по назначению. (Выбор из двух предметов.) 1 47 Узнай предмет мебели по назначению. (Выбор из трех предметов.) 1 48 Домашние птицы. Развитие слухового восприятия «Угадай, кто 1 кричит». 49 Подражательная речевая деятельность. «Громко-тихо». 1 50 Подражательная речевая деятельность. Слуховое восприятие. «Кто 1 как кричит». 51 Имена близких людей. Фотоальбом. 1 52 Части тела. Голова. Использование простых жестов. 1 53 Части тела. Руки. Использование простых жестов. 1 54 Части тела. «ЧТО ЕСТЬ У МЕНЯ» 1 55 Лицо. Мимическая мускулатура. Радость. 1 56 Лицо. Мимическая мускулатура. Грусть. 1 57 Части тела. Речь с движением. 1 58 Домашние животные. "Узнай по звукоподражанию". 1 59 Домашние животные. Выделение существенных признаков. 1 60 Домашние животные. "Накорми животных" 1 61 Живое-неживое. Дифференциация вопросов "Кто?", "Что?". 1 62 Дикие животные. Выделение существенных признаков. 1 63 Дикие животные. "Накорми животных". 1 64 Повторение пройденного. Обследование речи. 3 26 Тематическое планирование коррекционного курса «От звука к слову» (68 часов) № ТЕМА Кол-во часов 1 Лексическая тема: «Осень». Развитие слухового внимания. 2 2 Гласный звук «А». Звукоподражания. Понятия «одинаковый - 1 разный». 3 Лексическая тема: «Овощи». Закрепление понятий «одинаковый- 1 разный». 4 Употребление глаголов: «дай», «на» . 1 5 Гласный звук «У». Звукоподражания. Знакомство с понятиями 1 «мужчина», «женщина». 6 Гласные звуки «А», «У». Звукоподражания. Знакомство с 1 понятиями «живое»-«неживое». 7 Употребление глаголов: «дай», «на», «положи», возьми». 1 8 Гласный звук «И». Звукоподражания. Дифференциация понятий 1 «живое»-«неживое». 9 Лексическая тема: «Одежда». Употребление простых глаголов: 1 «дай», «на», «надеть», «снять». 10 Гласный звук «О». Звукоподражания. Выделение птиц среди 1 других предметов. 11 Гласные звуки «И», «О». Звукоподражания. Выделение птиц 1 среди других животных. 12 Гласные звуки «А», «И», «О». Дифференциация с использованием 1 символов и жестов. 13 Лексическая тема: «Человек, части тела». Знакомство с 1 местоимениями «он», «она». 14 Гласные звуки «У», «И», «О». Дифференциация с использованием 1 символов и жестов. 15 Уточнение произношения гласных звуков. Выполнение действий: 1 иди, сиди, стой. 16 Органы артикуляции. Пение слитных гласных звуков. Понимание значения глаголов «петь», «молчать». 27 1 17 Определение последовательности звуков в звукокомплексах. 1 18 Звук «М». Звукоподражания: «му», «ам», «мяу», «ме». Выделение 1 людей среди других обьектов. 19 Звук «М» Слова: мама, мой, Мила, мыть. 1 20 Звуки «П», «Пь». Звукоподражания: «пи», «пух». 1 21 Звуки «П», «Пь». Эмоциональные восклицания»: «оп», «прыг». 1 22 Звуки «П», «Пь». Слова «папа, Поля, пить». 1 23 Звуки «М», «П». Мужской - женский род. 1 24 Звуки «М», «П». Различение мужского и женского рода 1 существительных. 25 Звуки «Б», «Бь». Звукоподражания: «бе», «бом», «би-би», «буль». 1 26 Звуки «Б», «Бь». Эмоциональные восклицания: «бай», «бо-бо», 1 «бух». 27 Звуки: «Б», «Бь». Слово «баба». Однословная фраза с 1 эмоциональным восклицанием. 28 Отработка звуков «Б», «Бь» в словах. Развитие умения 1 вслушиваться в речь. Работа с текстом «Баба». 29 Звуки «В», «Вь». Имитация звуков ветра. Работа с голосом. 1 30 Звуки «В», «Вь». Учимся произносить слова: вата, вода, Витя, 1 Вова. Дифференциация слов по первому слогу. 31 Звуки «В», «Вь». Работа с текстом «Вова». 1 32 Понимание значения простых глаголов: сидит, ест, бежит, идет, 1 стоит. Однословная фраза с эмоциональным восклицанием. 33 Звуки «К», «Кь». Звукоподражания «ку», «ко», «кар», «кря». 1 34 Звуки «К», «Кь». Звукоподражания «ку-ку», «кач», «кап». 1 35 Звуки «К», «Кь». Слова: Катя, Котя, киса, Коля. 1 36 Активизация речи. Употребление фраз на основе ранее 1 отработанного речевого материала. « Катя, бух» «Киса, оп». «Котя, кач-кач». 37 Объединение предметов по смыслу. Сопровождение действий 1 доступной речью («кап», «би», «ам», «пух»). 38 Понятия «большой-маленький». Голосовая модуляция: «ООО!», 1 «пи-пи-пи». 39 Звери и их детеныши. Накорми животных. 28 1 40 Звуки: «Г», «Гь». Звукоподражания: «га-га», «гуля», иго-го». 1 41 Звуки: «Г», «Гь». «Гоп»- едем на лошадке. Дифференциация 1 гласного звука «о» в слогах. 42 Животные. Употребление простых глаголов. 1 43 Звуки «Х», «Хь». Звуковой анализ слога «Ух». 1 44 Звуки «Х», «Хь». Употребление эмоциональных восклицаний: 1 «Ах», «Ох», «Ух»! 45 Звуки «Т», «Ть». Звукоподражания: «тюк» (топор), «тик-так», 1 «ту», «тук». Соотнесения слова с картинкой. 46 Звуки «Т», «Ть». Эмоциональное восклицание «топ». 1 Употребление фраз «Папа, топ», «Тетя, топ» и т.п. 47 Звуки «Т», «Ть». Употребление слов: «Тата», «Толя», «Тома», 1 «тетя», «Котя», «Катя». 48 Звуки «Т», «Ть». Чистоговорки. Работа с ритмом. 1 49 Звуки вокруг нас. Уточнение произношения согласных звуков в 1 звукоподражаниях. Функциональное назначение предметов. 50 Звуки «Н», «Нь». Звукоподражание: «Но». 1 51 Эмоциональное восклицание: «На»! Употребление фраз; «На, 1 тетя», «На, Котя». 52 Звуки «Т», «Ть», «Н», «Нь». Слова «Ната», «Тема». Составление 1 слов из букв. «Одень, детей на прогулку». 53 Звук «Ф». Цветы. Эмоциональные восклицания: «Фу!», «Фо!», 1 «Фи!» 54 Гласные звуки и звук «Ф» «Продукты питания». Единственное и 1 множественное число существительных. 56 Лексическая тема: «Семья». Имена близких людей. 1 57 Лексическая тема: «Предметы ближайшего окружения». 1 Понимание значения предлогов «на»-«под». 58 Уточнение произношения согласных звуков. Работа с ритмом. 1 Стихотворение «Игрушки». 59 Уточнение произношения согласных звуков. Работа с ритмом. 1 Стихотворение «Дом». 60 Уточнение произношения согласных звуков. Работа с интонацией. Стихотворение «Дождь». 29 1 61 Различение ранее изученных глаголов. Учимся отвечать на вопрос 1 коротким словом (звукоподражанием). 62 Уточнение произношения звука «Ы» (вызывание). Знакомство с 1 символом. 63 Определение гласных звуков в односложных словах (ум, ам, оп, 2 мак, дом, бык, кот). 64 Повторение пройденного. Обследование речи. 30 3 Тематическое планирование коррекционного курса «От слова к предложению» (68 часов) № ТЕМА Кол-во часов 1 Звуки вокруг. Звучащие игрушки. Понятия «начало»-«конец». 2 2 Употребление в речи предложений из двух слов с указательным 1 местоимением.. (Это Катя. Это киса. Это гуси. Тут утка.) 3 Употребление в речи двухсловных предложений. (Хочу спать. Хочу 1 есть. Хочу пить). 4 Построение и употребление обиходных словосочетаний. Объединение 1 слов (глагол + существительное). (Дай мяч, шарик, грибок, ложку, Катю). 5 Предметы быта. Различение предметов по их назначению. 1 6 Обобщающее понятие «игрушки». Фраза из 2—4 слов. 1 7 Понятия начало и конец ряда. Составление предложений, через 1 выделение 2—3 признаков предмета. 8 Звуки вокруг. Неречевые звуки. Составление предложений из двух слов 1 по совершенному действию. 9 Обобщающее понятие «Овощи». Именительный падеж множественное 1 число имени существительного. Употребление предлогов «В», «НА». 10 Овощи. Предлоги «НА», «С». Составление предложений по 1 совершенному действию и картинно-графической схеме. 11 Согласование числительных («одна», «две», «три») с 1 существительными женского рода. 12 Звук «У». Работа над голосом. Звуковой анализ и чтение слогов. 1 13 Овощи. Согласование числительных («один», «два», «три») с 1 существительными мужского рода 14 Овощи. Пересказ описательного рассказа по вопросам и картинно- 1 графическому плану. Понятия начало рассказа - конец рассказа. 15 Звук «А». Речевое и зрительное внимание. Речь с движением «Шар для 1 Ани». 16 Осень. Работа над ритмом. Построение фразы из 2-4 слов. 1 17 Осень. Один - два - много - ни одного. 1 31 18 Осень. Предлоги «НА», «С». Построение фразы из 2-4 слов. 1 19 Осень. Описательный рассказ по вопросам с опорой на картинки. 1 20 Звуки «У», «А». Выделение гласных звуков в коротких словах. 1 21 Признаки осени. Составление рассказа по вопросам, с опорой на 1 картинку. 22 Фрукты. Предлоги «НА», «С». 1 23 Звук «И». Слуховое внимание. Сила голоса. 1 24 Обобщающее понятие «фрукты». Построение фразы из 2-5 слов. 1 25 Звуки «А», «У», «И». Ориентировка в пространстве относительно 1 своего тела. 26 Овощи - фрукты. Дифференциация. Предлог «ИЗ». 1 27 Звуки «А», «У», «И». Дифференциация звуков. Сила голоса. 1 28 Наше тело. Единственное и множественное число существительных. 1 29 Наше тело. Уменьшительно-ласкательная форма существительных. 1 30 Звук «О». Голосовые модуляции. 1 31 Наше лицо. Слова-признаки: «чистый-грязный», «сухой-мокрый». 1 32 Высота. Употребление местоимения «Мой». Фраза из 2-5 слов. 1 33 Наша елка. Обучение отвечать на вопросы полным предложением. 1 34 Признаки зимы. Фраза из 2-5 слов. 1 35 Зима. Слоговая структура. 1 36 Зима. Составление рассказа по картинкам-символам. 1 37 Зима. Белый цвет. Согласование прилагательного «белый» с 1 существительными. 38 Звук «О». Выделение звука «О» в начале слова. 1 39 Одежда. Глаголы «надеть»-«снять». 1 40 Одежда. Активизация фразовой речи. 1 41 Звуки «У», «О». Дифференциация на уровне звукосочетаний. 1 42 Звуки «У», «О». Дифференциация в словах в позиции начала слова. 1 43 Одежда. Предлоги «В», «ИЗ». 1 44 Одежда. Пересказ с опорой на вопросы и картинки. 1 45 Звуки «А», «У», «И», «О». Голосовые модуляции. 1 46 Звук «Э». Слуховое восприятие. Работа с ритмом. 1 47 Обобщающее понятие «обувь». Уменьшительно-ласкательная форма 1 имен существительных. 32 48 Обувь. Множественное число существительных. 1 49 Обувь. Предлоги «В», «ИЗ». 1 50 Обувь. Пересказ по вопросам и картографическому плану. 1 51 Обобщающее понятие «дикие животные». Предлог «В». 1 52 Дикие животные. Части тела. 1 53 Весна. Предлоги «НА», «С». 1 54 Мамин праздник. Фраза из 2-5 слов. 1 55 Мамин праздник. Пересказ. 1 56 Дикие животные. Сравнение. Уменьшительно-ласкательная форма 1 имен существительных. 57 Звуки «Э», «И». Дифференциация. 1 58 Детеныши диких животных. Единственное и множественно число имен 1 существительных. 59 Дикие животные. Предлоги «К», «ЗА» 1 60 Домашние животные. Предлог «В». 1 61 Звуки «А», «У», «И»,«О», «Э». Употребление фразы из 2- 5 слов. 2 62 Домашние животные. Части тела. Словообразование. 1 63 Звук «Ы». Словоизменение. 1 64 Повторение пройденного. Обследование речи. 3 33 Тематическое планирование коррекционного курса «От предложений к связному тексту» (68 часов) № ТЕМА Кол-во часов 1 Наша столица Москва. Развитие слухового внимания. 1 2 Наша страна Россия. Обогащение словарного запаса. 1 3 Осень. Приметы осени. Обогащение словарного запаса. 1 4 Осень. Труд людей осенью. Пересказ рассказа, составленного по 1 демонстрируемому действию 5 Огород. Согласование существительных с глаголами муж. и жен. рода 1 в пр.времени. 6 Огород. Составление двух, и трехсловных предложений. 1 Словоизменение. 7 Сад. Винительный падеж существительных в единственном числе. 1 8 Сад. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому 1 действию. 9 Деревья. Согласование числительных один, одна, одно с 1 существительными 10 Деревья. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому 1 действию. 11 Перелётные птицы. Практическое овладение предлогами «на», «с», 1 «под». 12 Перелётные птицы. Составление рассказа по демонстрируемому 1 действию. 13 Домашние животные. Словообразование. 1 14 Домашние животные. Пересказ рассказа с использованием 1 визуального материала. 15 Дикие животные. Практическое овладение предлогами «в», «из». 1 16 Дикие животные. Пересказ рассказа с использованием визуального 1 материала. 17 Одежда. Дательный падеж существительных в единственном числе и в множественном числе. 34 1 18 Одежда и обувь. Пересказ рассказа с использованием визуального 1 материала. 19 Зима. Зимние забавы. Притяжательные местоимения мой, моя, моё, 1 мои. 20 Зима. Пересказ рассказа с использованием визуального материала. 1 21 Зимующие птицы. Приставочные глаголы. 1 22 Зимующие птицы. Предлоги НА, С, ПОД. 1 23 Новогодние праздники. Признаки предметов, выраженные 1 прилагательными. 24 Новогодние праздники. Составление рассказа «Зима» по опорным 1 словам и картинкам. 25 «Транспорт». Родительный падеж существительных во 1 множественном числе. 26 «Транспорт». Пересказ рассказа с использованием визуального 1 материала. 27 «Мебель». Практическое овладение предлогами «под», «из-под». 1 28 «Мебель». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1 29 «Инструменты». Практическое овладение предлогами «за», «из-за». 1 30 «Инструменты». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1 31 «Профессии». Словообразование. 1 32 «Профессии». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1 33 «Электроприборы». Словообразование. 1 34 «Электроприборы». Составление рассказа по серии сюжетных 1 картинок. 35 «Продукты питания». Дифференциация предлогов. 1 36 «Продукты питания». Составление рассказа по сюжетной картинке. 1 37 Красные даты календаря. День защитника Отечества. Составление 1 рассказа по серии сюжетных картин. 38 «Посуда». Словообразование. 1 39 «Посуда». Составление рассказа по сюжетной картинке. 1 40 Праздник наших мам и бабушек. Пересказ рассказа по картинно- 1 графическому плану. 41 Времена года. Словообразование. 42 Времена года. Составление рассказа по сюжетным картинкам. 35 1 43 Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, 1 падеже. 44 Что такое год?. Составление рассказа по опорным схемам-рисункам. 1 45 «Весна». Употребление союза «А». 1 46 47 Весна». Составление предложений с заданным количеством слов. «Весна». Труд людей весной. Составление рассказа по серии 1 1 сюжетных картинок 48 Приметы весны. Сложноподчиненные предложения. 1 49 Приметы весны. Приметы весны. Составление текста по опорным 1 словам. 50 «Насекомые». Предлоги на, под, за. 1 51 «Насекомые». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1 52 «Цветы». Полевые и садовые.. Употребление союза «А» 1 53 «Цветы». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1 54 «Рыбы». Употребление служебных частей речи. 1 55 «Рыбы». Составление рассказа по сюжетной картинке. 1 56 Моя семья. Притяжательные прилагательные 1 57 Моя семья. Составление рассказа о семье. 1 58 Любимые занятия. Составление рассказа по опорным схемам- 1 рисункам. 59 Водоемы. Подбор синонимов. 1 60 Водоемы. Подбор антонимов. 1 61 Лето. Сложноподчиненные предложения. 2 62 Лето. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1 63 «Летние каникулы». Составление рассказа из личного опыта. 2 64 Заключительное занятие. Обследование речевого развития. 3 36 Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности Материально-техническое обеспечение включает: - наглядный материал для обследования речи учащихся; - наглядный , дидактический материал для логопедических занятий (магнитная азбука, речевое лото (7 частей), настольная игра «Звуки», настольная игра «Антонимы», настольные игры по лексическим темам. наборы обучающих карточек : «Домашние животные и птицы», «Птицы», «Дикие животные», «Одежда», «Транспорт», «Еда», «Насекомые», «Профессии»; «Теремок» (застежки по М.Монтессори); «Погода», пазлы: «Гусеница», «Пальцы», «Собаки»; шнуровка: «Ботинок», «Дерево», «Пуговица»); - .логопедические зонды, шпатели; - оборудование, федерального приобретенное проекта в «Современная рамках реализации школа» мероприятия национального проекта «Образование», направленных на поддержку образования обучающихся с ОВЗ: интерактивный стол логопеда, методика «Логопедическое обследование детей» (В.М.Акименко), муляж артикуляционного аппарата, программно-дидактический комплекс «Логомер2». Раздел рабочей программы Фонетико-фонематическая сторона речи Оборудование Интерактивный стол логопеда, методика «Логопедическое обследование детей (В.М.Акименко), муляж артикуляционного аппарата, программно-дидактический комплекс Лексико-грамматическая сторона речи Интерактивный «Логомер стол программно-дидактический «Логомер Связная речь Интерактивный 37 ». логопеда, комплекс 2 ». стол логопеда, программно-дидактический «Логомер 2». 2 комплекс