РП 7-9 кл. История Отечества, АООП вариант 1

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
Основной целью изучения истории является:
Образование, развитие и воспитание личности обучающегося,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны,
активно и творчески применяющего исторические знания в учебной
и социальной деятельности.
Основными задачами курса являются:
- освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний
об истории, как науки;
- помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной
идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути
своего и других народов;
- развитие у обучающихся способности рассматривать события и явления
с точки зрения их исторической обусловленности; усвоить важнейшие факты
истории;
- создание у обучающихся исторических представлений, отражающих
основные этапы развития человечества;
- усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание
некоторых закономерностей общественного развития;
- овладеть умением применять знания по истории в жизни;
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим
материалом.
- развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета
Поставленные задачи определяются особенностями психической
деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение по данной программе реализуется на доступном содержании,
построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных
и психических особенностей обучающихся с ОВЗ, а также минимальный
объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся от перегрузок
и сохранения их психического и физического здоровья. Объектом изучения
истории являются крупные исторические события отечественной и мировой
истории, жизнь и быт людей с древности до наших дней, как человечество
из поколения в поколение познавало и меняло окружающий мир. Начиная

изучение истории с себя и своей семьи обучающиеся постепенно переходят
к изучению истории Отечества, некоторым моментам мировой истории:









«Почему надо изучать историю»;
«Имя, отчество, семья, родословная человека»;
«Отчий дом. Наша Родина - Россия»;
«О том, что такое время и как его изучают»;
«Что изучает наука история»;
«История Древнего мира»;
«История вещей. Занятия человека на Земле»;
«Человек и общество»;

Весь исторический материал представлен отечественной и мировой историей
с древности до настоящего времени. В соответствии с базисным учебным
планом образовательного учреждения на этапе основного общего
образования учебный предмет «Мир истории» изучается в 6 классе.
I четверть
II четверть III четверть
IV четверть
Класс
Всего
Количество часов
6

18

14

20

16

68

Литература:
 Мир истории. 6 класс: Учебник для ОО, реализующих АООП. И.М.
Бгажнокова, Л.В. Смирнова – М. : Просвещение, 2021.

Содержание учебного курса
6 класс
(2 часа)
Введение. (1 час)
Почему надо изучать историю?
Имя, отчество, семья, родословная человека. (7 часов)
История и значения имен. Знаменитые имена в России.
История фамилии. Происхождение фамилии.
Отчество человека.
Семья. Родственники близкие и дальние. Родословная. Что такое биографии?
Поколения людей.
Отчий дом. Наша Родина – Россия. (11 часов)
Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок,
село). Кто и когда построил этот дом.
История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых
расположены мой дом, моя школа.
Название местности, происхождение названия города, села, где мы живем.
Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население,
национальный состав страны. Главный город страны. Государственные
символах: герб, флаг, гимн. Большая и малая родина.
Другие страны мира.
Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы.
Солнце. Луна.
О том, что такое время и как его изучают. (5 часов)
Историческое время: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха, лента
времени. Происхождение названий месяцев.
Что изучает наука история. (6 часов)
История - наука о развитии человеческого общества. Значение исторических
знаний для людей. Историческая память России. Способы получения знаний
о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения,
Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и
духовной культуры. Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об
историческом пространстве, исторической карте. Составляющие части
исторической науки.
История Древнего мира. (9 часов)
Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных
людей. Среда обитания.
Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от
современного человека. Места обитания. Образ жизни и занятия. Древние
орудия труда. Начало каменного века.
Древние люди. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда,
совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Причины
зарождения религиозных верований. Древний человек приходит на смену

древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места
обитания. Кочевники. Первые сообщества.
Изменения климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни
древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы
охоты на животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища
и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.
Время и место появление человека разумного. Внешний вид. Образ жизни и
основные занятия. Развития орудия труда. Защита от опасностей. Конец
ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние
различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей.
Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда.
Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей.
Понятия о семье, общине, роде, племени.
История вещей. Занятия человека на Земле. (15 часов)
Огонь в жизни древнего человека. Природные источники огня. Способы
добычи огня древним человеком. Использование огня для жизни. Очаг.
Переход от каменных орудий труда к медным и далее к бронзовым.
Значение воды в жизни человека. Причины поселения древнего человека на
берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде.
Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель. Вода и
земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения.
Использование человеком воды для получения энергии.
Понятия о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища.
Материалы, используемые для строительства жилья. Материалы для
строительства, используемые с глубокой древности до наших дней.
История появления мебели. Влияние исторических и национальных традиций
на изготовление мебели. Профессии людей, связанных с изготовлением
мебели.
Добыча пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы
добычи пищи в связи с климатом, средой обитания, национальнокультурными традициями.
Посуда и её назначении. Материалы для изготовления посуды. История
появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение
гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды,
её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов,
народные традиции её изготовления. Посуда из других материалов.
Изготовление посуды как искусство.
Одежда и обувь, их функции. Материалы для изготовления одежды и обуви.
Различия в мужской и женской одежде. Одежда и обувь как потребность
защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды
одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты.
Совершенствование видов одежды и обуви в ходе развития земледелия и
скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды.
Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды и

обуви. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов.
Человек и общество. (12 часов)
Древние славяне. Занятия и быт. Славянская община. Возникновение
городов. Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки
возникновения мировых религий. Взаимодействие науки и религии. Значение
религии для духовной жизни человечества.
Культура и искусство, человек как носитель культуры. Искусство как особая
сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства.
История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо,
клинопись, иероглифическое письмо. История книги и книгопечатания.
Первые изобретения человека. Современные достижения и открытия.
История возникновения войн. Армия и оружие. Мировые войны.
Исторические уроки войн.
Итоговое повторение (2 часа)

«Мир истории»
6 класс
№

Тема урока

урока

Количество

Дата

часов
I четверть (17 часов)

1

Почему надо изучать историю?

1

02.09.
03.09.

Глава I. Имя, отчество, семья, родословная человека (7 часов)
2

История происхождения и значение
имени человека.

1

05.09.
06.09.

3

История фамилии. Отчество человека

1

09.09.
10.09.

4

Семья.

2

12.09.
13.09.
16.09.
17.09.

5

Что такое биографии?

1

19.09.
20.09.

6.

Поколения людей.

1

23.09.
24.09.

7

Повторительно-обобщающий урок по
теме: «Имя, отчество, семья, родословная
человека».

1

30.09.
01.10.

Глава II. Отчий дом. Наша Родина – Россия. (11 часов)
8

Дом, в котором ты живешь.

1

03.10.
04.10.

9

История улицы.

1

07.10.
08.10.

10

Моя малая Родина

2

10.10.
11.10.
14.10.
15.10.

11

Наша родина - Россия.

2

17.10.
18.10.

21.10.
22.10.
12

Как устроено государство.

1

24.10.
25.10.

13

Символы государства,

1

28.10.
29.10.

14

Москва – столица России.

1

31.10.
01.11.

II четверть (14 часов)
15

Мы жители планеты Земля.

1

11.11.
12.11.

16

Повторительно-обобщающий урок по
теме: «Отчий дом. Наша Родина –
Россия».

1

14.11.
15.11.

Глава III. О том, что такое время и как его изучают. (5 часов)
17

Что такое время

1

18.11.
19.11.

18

История календаря

1

21.11.
22.11.

19

Русский земледельческий календарь

1

25.11.
26.11.

20

Счет лет в истории. Историческое время.

1

28.11.
29.11.

21

Повторительно-обобщающий урок по
теме: «О том, что такое время и как его
изучают».

1

02.12.
03.12.

Глава IV. Что изучает наука история. (6 часов)
22

Что такое история.

1

05.12.
06.12.

23

Какие науки помогают истории.

1

09.12.
10.12.

24

Как работают археологи.

1

12.12.
13.12.

25

Исторические памятники.

1

16.12.
17.12.

26

Историческая карта.

1

19.12.
20.12.

27

Повторительно-обобщающий урок по
теме: «Что изучает наука история»

1

23.12.
24.12.

Глава IV. История Древнего мира. (9 часов)
28

Земля и космос.

1

26.12.
27.12.

29

От кого произошел человек.

1

27.12

III четверть (20 часов)
29

От кого произошел человек.

1

13.01.
14.01.

30

Человек умелый.

1

16.01.
17.01.

31

Следующее поколение людей каменного
века.

1

20.01.
21.01.

32

Наступление ледников.

1

23.01.
24.01.

33

Как жили древние охотники, кочевники и
собиратели.

1

27.01.
28.01.

34

Как жили древние охотники, кочевники и
собиратели.

1

30.01.
31.01.

35

Новые занятия людей.

1

03.02.
04.02.

36

Повторительно-обобщающий урок по
теме: «История Древнего мира»

1

06.02.
07.02.

История вещей. Занятия человека на Земле. (15 часов)
37

Огонь в жизни древнего человека.

1

10.02.
11.02.

38

Огонь, глина, гончар.

1

13.02.
14.02.

39

Огонь открывает новую эпоху в жизни
людей.

1

17.02.
18.02.

40

Вода, ее значение в жизни человека.

1

20.02.
21.02.

41

Вода и земледелие.

1

24.02.
25.05.

42

Вода как источник энергии.

1

27.02.
28.02.

43

Какие дома строили древние люди.

1

03.03.
04.03.

44

Как появилась мебель.

1

06.03.
07.03.

45

Как появились каша и хлеб.

1

10.03.
11.03.

46

История об обыкновенной картошке.

1

13.03.
14.01.

47

О керамике,
посуде.

1

17.03.
18.03.

48

История появления одежды.

1

20.03.
21.03.

фарфоре

и

деревянной

IV четверть (16 часов)
49

Одежда и положение человека в
обществе.

1

31.03.
01.04.

50

Как люди украшали себя.

1

03.04.
04.04.

51

Повторительно-обобщающий урок:
«История вещей. Занятия человека на
Земле».

1

07.04.
08.04.

Глава VII. Человек и общество. (12 часов)
52

О далеких предках – славянах и родовом
строе.

1

10.04.
11.04.

53

Что такое город.

1

14.04.
15.04.

54

Как люди понимали мир природы в
древности.

1

17.04.
18.04.

55

Современные
появились.

1

21.04.
22.04.

56

Искусство и культура.

1

24.04.
25.04.

57

Письмо.

1

28.04.
29.04.

58

Первые книги.

1

01.05.
02.05.

59

От изобретателя колеса - к новым
открытиям.

1

05.05.
06.05.

60

Изобретения человека.

1

07.05.
08.05.

61

Повторительно-обобщающий урок:
«Человек и общество».

1

12.05.
13.05.

2

15.05.
16.05.
19.05.
20.05.
22.05.
23.05.

религии,

как

они

Итоговое повторение (2 часа)
62

Итоговое повторение

Аннотация к рабочей программе
«История Отечества» 7, 8, 9 классы.
Рабочая программа составлена на основании АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (Вариант I).
Основной целью изучения истории является:
Образование, развитие и воспитание личности обучающегося,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны,
активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и
социальной деятельности.
Основными задачами курса являются:
- освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об
истории Отечества, роли России как активного участника всемирной
истории;
- помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной
идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути
своего и других народов;
- развитие у обучающихся способности рассматривать события и явления с
точки зрения их исторической обусловленности; усвоить важнейшие факты
истории;
- создание у обучающихся исторических представлений, отражающих
основные явления прошлого;
- усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание
некоторых закономерностей общественного развития;
- овладеть умением применять знания по истории в жизни;
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим
материалом.
Поставленные задачи определяются особенностями психической
деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение по данной программе реализуется на доступном содержании,
построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и
психических особенностей обучающихся с ОВЗ, а также минимальный
объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся от перегрузок и
сохранения их психического и физического здоровья. Объектом изучения
истории являются крупные исторические события отечественной истории,
жизнь и быт людей с древности до наших дней, как человечество из
поколения в поколение познавало и меняло окружающий мир. Начиная

изучение истории с себя и своей семьи обучающиеся постепенно переходят к
изучению истории Отечества. Даётся отчетливый образ наиболее яркого
события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории:














«Древняя Русь»;
«Древнерусское государство»;
«Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства»;
«Русь в борьбе с завоевателями»;
«Единое Московское государство»;
«Российское государство в конце XVII – начале XVIII века»;
«Российская империя после Петра I (1725-1801)»;
«Российская империя в первой половине XIX века»;
«Российская империя в конце XIX – начале XX века»;
«Великая российская революция и Гражданская война»;
«Советское государство в 1920 – 1930-е годы»;
«СССР в Великой Отечественной войне (1941 - 1945)»;
«Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX –
начале XXI века

Весь исторический материал представлен отечественной историей с
древности до настоящего времени. В соответствии с базисным учебным
планом образовательного учреждения на этапе основного общего
образования учебный предмет «история» изучается с 7 по 9 класс. Предмет
«История» состоит из трех разделов: «История Отечества» (7 класс),
«История Отечества» (8 класс), «История Отечества» (9 класс).
I четверть
II четверть III четверть
IV четверть
Класс
Всего
Количество часов
7

18

14

20

16

68

8

18

14

20

16

68

9

18

14

20

16

68

Литература:
 История Отечества. 7 класс: Учебник для ОО, реализующих АООП.
И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова – М.: Просвещение, 2019.
 История Отечества. 8 класс: Учебник для ОО, реализующих АООП.
И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, И.В. Карелина – М.: Просвещение,
2018.
 История Отечества. 9 класс: Учебник для ОО, реализующих АООП.
И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, И.В. Карелина – М.: Просвещение,
2018.

Содержание учебного предмета
7 класс
Повторение темы «Введение в историю» (1 часа)
История – наука о прошлом. Исторические памятники. Наша Родина –
Россия. Моя родословная. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Древняя Русь (9 часов)
Кто такие восточные славяне.
Расселение восточных славян. Соседи восточных славян, торговые
отношения с ними.
Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Обычаи восточных
славян.
Верования восточных славян. Славянские воины и богатыри. Роды и
племена восточных славян и их старейшины.
Наш край в глубокой древности
Древнерусское государство (6 часов).
Объединение восточных славян под началом князя Рюрика. Объединение и
подчинение Киеву восточнославянских племен. Создание Киевского
государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем
воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.
Освоение человеком Нижнего Поволжья
Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства (13 часов)
Сыновья князя Святослава. Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси.
Княжеское подворье, дружина. Жизнь простых людей, их быт и традиции,
песни и верования, виды занятий и орудия труда.
Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Последние годы великой
державы.
Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных
княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств.
Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода.
Торговля. Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи.
Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси.
Русская культура в XII—XIII вв. Памятники церковно-учительной
литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о
полку Игореве». Берестяные грамоты. Белокаменное строительство на
Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Искусство древнерусских
ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание,
образование и грамотность. «Повесть временных лет».
Кочевые народы в низовьях Волги. «Дикое поле.»

Борьба Руси с завоевателями (7 часов)
Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников.
Войско, военная дисциплина. Битва на реке Калке. Нашествие монголотатар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар.
Подвиг Евпатия Коловрат. «Злой город Козельск». Государство Золотая
Орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под
монголо-татарским игом.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и
военный опыт. Александр Невский. Битва на реке Неве. «Ледовое
побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы.
Начало объединения русских земель (12 часов)
Возрождение хозяйства и культуры. Усиление роли Москвы. Московский
князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их
быт и традиции.
Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние
Орде. Великий иконописец Андрей Рублев.
Отражение ордынских набегов. Сергей Радонежский. Битва на Куликовом
поле, итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа.
Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад
Золотой Орды.
Василий II Темный. Междуусобные войны.
Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига. «Стояние на
реке Угре». Возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.
Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев.
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение
государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков,
Смоленск, Рязань. Значение создания единого Российского государства.
Создание Золотой Орды. Астраханское ханство.
Единая Россия (конец XV века – начало XVII века) (17 часов)
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство.
Избранная рада. Земский собор 1549 г. Присоединение реки Волги и всех
земель вокруг нее к Российскому государству. Ливонская война, как
попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного
выхода России к Балтийскому морю Опричнина. Покорение Ермаком
Сибири.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников.
Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска.
Царь Федор Иванович. Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия
наследника
царского
престола.
Смутное
время.
Самозванцы.
Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные
ополчения. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый царь Михаил Романов.
Царь Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина.
Назначение патриарха Никона и раскол в Русской Православной церкви.
Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции.

Культура России. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в
России.
Итоговое повторение (4 часа)
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
7 класс
№

Тема урока

урока

Количество
часов

Дата

I четверть (18 часов)
Повторение курса «Введение в историю» (1 час)
1.

Повторение

1

02.09.

2.

Глава I Древняя Русь (9 часов)
Кто такие восточные славяне.

1

06.09.

3.

Расселение восточных славян

1

09.09.

4.

Соседи восточных славян

1

13.09.

5.

Хозяйство, основные занятия и быт
восточных славян

2

16.09.
20.09.

6.

Верования восточных славян

1

23.09.

7.

Роды и племена восточных славян

1

27.09.

8.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Древняя Русь»

1

30.09.

9.

Наш край в глубокой древности

1

04.10.

Глава II Древнерусское государство (6 часов)
10.

Объединение восточных славян под
началом князя Рюрика.

1

07.10.

11.

Создание Киевского государства.

1

11.10.

12.

Первые русские князья.

2

14.10.
18.10.

13.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Крещение Древней Руси. Расцвет Русского

1

21.10.

государства»
14.

Освоение человеком Нижнего Поволжья

1

25.10.

Глава III Крещение Древней Руси. Расцвет русского государство.
(13 часов)
15.

Владимир Красное Солнышко.

1

28.10.

II четверть (14 часов)
16.

Крещение Руси..

1

08.11.

17.

Правление Ярослава Мудрого.

1

11.11.

18.

«Русская Правда».

1

15.11.

19.

Владимир Мономах.

1

18.11.

20.

Причины распада Киевской Руси

1

22.11.

21.

Появление отдельных крупных княжествгосударств.

1

25.11.

22.

Господин Великий Новгород. Управление в
Новгороде

1

29.11.

23.

Торговля. Ремесло.

1

02.12.

24.

Владимиро-Суздальская Русь

1

06.12.

25.

Русская культура в XII—XIII вв.

1

09.12.

26.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Крещение Древней Руси. Расцвет русского
государство».

1

13.12.

27.

Кочевые народы в низовьях Волги.
1
«Дикое поле».
Глава IV Русь в борьбе с завоевателями (19 часов)

16.12.

28.

Создание державы Чингисхана.

1

20.12.

29.

Битва на реке Калке.

1

23.12.

30.

Нашествие монголо-татар на Русь.

1

27.12.

1

10.01.

III четверть (20 часов)
31.

Героическая борьба русских людей против
монголо-татар.

32.

Александр Невский. Битва на реке Неве.

1

14.01.

33.

«Ледовое побоище».

1

17.01.

34.

Государство Золотая Орда.

1

21.01.

35.

Возрождение хозяйства и культуры.

1

24.01.

36.

Князь Иван Калита, его успехи.

1

28.01.

37.

Усиление роли Москвы.

1

31.02.

38.

Московско-Владимирская Русь при
Дмитрии Донском.

1

03.02.

39.

Битва на Куликовом поле

1

07.02.

40.

1

10.02.

41.

Василий II Темный. Междуусобные
войны.
Иван III (1462—1505 гг.).

1

14.02.

42.

Расширение государства Российского.

1

17.02.

43.

«Стояние на реке Угре».

1

21.02.

44.

Укрепление Московского царства

1

24.02.

45.

Культура Руси XIII – XV веков.

1

28.03.

46.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Русь в борьбе с завоевателями»

1

03.03.

47.

Создание Золотой Орды. Астраханское
ханство.

1

07.03.

Глава V Единое Московское государство (17 часов)
48.

Первый русский царь Иван IV Грозный

1

10.03.

49.

Реформы Ивана IV.

1

14.03.

50.

Присоединение Казанского и Астраханских
ханств.

1

17.03.

51.

Ливонская война.

1

21.03.

52.

Опричнина.

1

24.03.

1

04.04.

IV четверть (16 часов)
53.

Царь Федор Иванович и Борис Годунов

54.

Смутное время. Самозванцы.

1

07.04.

55.

Семибоярщина

1

11.04.

56.

Изгнание иностранных интервентов из
пределов России.

1

14.04.

57.

Начало правления династии Романовых

1

18.04.

58.

Первый царь Михаил Романов.

1

21.04.

59.

Раскол в Русской Православной церкви

1

25.04.

60.

Развитие России в XVII веке

2

28.04.
02.05.

61.

Культура России в XVII век

1

05.05.

62.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Единое Московское государство»

1

12.05.

63.

Астрахань в XVI-XVII веках

1

19.05.

1

23.05.

Итоговое повторение (4 часа)
64.

Итоговое повторение

8 класс
(2 часа)
России во второй половине XVII веке. (6 часов)
Территория и население страны, развитие ремесла, сельского хозяйства,
торговли, промышленности. Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в
состав России народов в XVII веке.
Царь Алексей Михайлович «Тишайший».
Российское общество. Сословное деление населения страны. Царский двор и
его дворянское окружение. Основные слои городского населения, их быт и
традиции. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные
казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Крестьяне,
как основное сословие государства. Духовенство. Назначение патриарха
Никона и раскол в Православной церкви. «Гулящие люди».
Отношения Российского государства с соседними странами. Возвращение
русских земель. Российско-польские отношения. Запорожская сечь и
Богдан Хмельницкий. Защита православной веры от влияния католичества.
Рост и обострение внутренних противоречий. Восстание Степана Разина.
Смерть Алексея Михайловича.
Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
На южных рубежах.
Великие преобразования. (21 час)
Детство и юность царевича Петра: воспитание, обучение, увлечения.
«Потешное войско». «Дедушка российского флота».
Правление царя Федора Ивановича.
Восстание стрельцов и воцарение царевны Софьи Алексеевны.
Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на
царский престол. Стрелецкий бунт. Установление единовластия Петра.
Азовские походы. Начало строительства флота России. «Великое посольство».
Северная война. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Морские победы. Окончание Северной войны. Ништадтский
мир. Петр I — первый российский император.
Преобразования Петра I. Промышленности, торговля и сельское хозяйство.
Изменения в государственном управлении. «Табель о рангах». Указ о
престолонаследии. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со
старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры:
новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря,
обучение детей дворян за границей. Личность Петра I «Великого».
Петр I и Астрахань.
Российская империя после смерти Петра I (1725-1801) (11 ч)
Первая женщина-императрица — Екатерина I. Верховный тайный совет.
Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский
престол. Начало дворцовых переворотов.
Малолетний император Петр II. Окончание эпохи Меншикова.
Императрица Анна Ивановна. «Бироновщина». «Слово и дело.» Засилье

иностранцев в управлении государством.
Царствование Елизаветы Петровны. Возвращение к порядкам Петра I.
Основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств,
первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого
Ломоносова. Семилетняя война.
Император Петр III. манифест «О вольности дворянской».
Царствование Екатерины П. Приход к власти. Окружение императрицы.
Начало правления Екатерины II. Русско-турецкие войны. Морские победы.
Завоевание Северного Причерноморья, Молдавии и Крыма. Великие русские
полководцы: Александр Васильевич Суворов и Федор Федорович Ушаков.
Взятие Измаила. Преобразования Екатерины II в области культуры и
просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных
девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого
словаря русского языка, издание первого литературного журнала.
Установление губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII
веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы:
Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники
культуры XVIII века в родном городе, крае.
Создание Астраханской губернии
Российская империя в первой половине XIX века (24 часа)
Российская империя и Великая французская революция.
Император Павел I. Участие в антифранцузской европейской коалиции.
Победы российской армии и флота. Правление Павла I – «прусский порядок» в
России.
Приход к власти императора Александра I. Реформы Александра I и
заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство.
Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович
Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые
полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат.
Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим
Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель
армии Наполеона. Поход русской армии в Европу.
Правление Александра I после Отечественной войны 1812 года. Полный свод
законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Аракчеевщина.
Создание тайных союзов.
Восшествие на престол императора Николая I и восстание декабристов в
Санкт-Петербурге. Реформы Николая I. Кавказская война. Международное
положение Российской империи. Крымская война. Разгром турецкого флота
адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Парижский
мирный договор.
Астраханская губерния в первой половине XIX века.
Россия в конце XIX – начале XX века (15 ч)
Правление «царя-освободителя» Александра II: отмена крепостного права,
реформы. Международное положение России: отмена статей Парижского

мирного договора, присоединение Средней Азии, спасение братской Болгарии от
турецкого ига. Возникновение тайных революционных организаций. Народники и
террор. Убийство Александра II. Император Александра III «Миротворец».
Укрепление самодержавия. Строительство фабрик, заводов и
железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими
государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III:
министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский
поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и
развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик
Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие
образования и науки, живописи и архитектуры.
Правление последнего императора России Николая П. Экономический
Кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование
промышленной буржуазии. Антиправительственные движения начала XX
века: выступления рабочих и аграрное движение. Русско-японская война.
Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». Революционные события 1905 1907 годов. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потемкин».
Созыв Государственной Думы. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
I Мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских
солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий.
Экономическое положение в стране во время I Мировой войны. Отношение
народа к войне. Проблемы царской семьи и влияние на нее Григория
Распутина.
Февральская революция и отречение императора Николая II от престола.
Астраханская губерния во второй половине XIX века – начале XX века.
Итоговое повторение за год (1 час)

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
8 класс (68 ч)
№

Тема урока

урока

Количество

Дата

часов
I четверть (18 часов)

Глава I Российское государство в конце XVII – начале XVIII веков (25 часа)
1.

Россия в XVII веке

2

01.09.
06.09.

2.

Царский двор и его дворянское окружение

1

08.09.

3.

Быт горожан и ремесленников

1

13.09.

4.

Крестьяне и духовенство

1

15.09.

5.

Отношения Российского государства с
соседними странами.

1

20.09.

6.

Рост и обострение внутренних противоречий.
Восстание Степана Разина

1

22.09.

7.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Российское государство накануне великих
свершений»

1

27.09.

8.

На южных рубежах.

1

01.10.

9.

Детство и юность царевича Петра

1

03.10.

10.

Время царя Федора Ивановича и царевны Софьи

1

08.10.

11.

Установление единовластия Петра.

1

10.10.

12.

Начало правления Петра. «Великое посольство»

2

15.10.
17.10.

13.

Северная война

2

22.10.
24.10.

II четверть (14 часов)
14.

Основание Санкт-Петербурга

1

08.11.

15.

Полтавская битва

1

10.11.

16.

Преобразования Петра I.

2

15.11.
27.11.

17.

Образование и культура при Петре I

1

22.11.

18.

Петр I – первый российский император

1

24.11.

19.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Российское государство в конце XVII – начале
XVIII веков»

1

29.11.

20.

Петр I и Астрахань.

1

01.12.

Глава II Российская империя после смерти Петра I (1725 – 1801) (11 часа)
21

Эпоха дворцовых переворотов

2

05.12.
10.12.

22.

Елизавета Петровна. Семилетняя война

2

12.12.
17.12.

23.

Приход к власти Екатерины II

1

19.12.

24.

Эпоха Екатерины II «Великой»

2

24.12.
26.12.

III четверть (20 часов)
25.

Эпоха Екатерины II «Великой»

1

10.01.

26.

Восстание Емельяна Пугачева.

1

12.01.

27.

Развитие науки и искусства

1

17.01.

28.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Российская империя после Петра I
(1725 – 1801гг.)»

1

19.01.

29.

Создание Астраханской губернии

1

24.01.

Глава III Российская империя в первой половине XIX века (15 часов)
30.

Время императора Павла I

2

26.01.

31.

Великий российский полководец А.В. Суворов и
флотоводец Ф.Ф. Ушаков

1

31.01.

32.

Император Александр I

1

02.02.

33.

Отечественная война 1812 г.

5

07.02.
09.02.
14.02.

16.02.
21.02.
34.

Российская империя после войны с Наполеоном

1

28.02.

35.

Император Николай I и восстание декабристов

1

02.03.

36.

Реформы Николая I

1

07.03.

37.

Международное положение Российской империи.

1

09.03.

38.

Кавказская война. Крымская война.

1

14.03.

39.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Российская империя в первой половине XIX
века»

1

16.03.

40.

Астраханская губерния в первой половине XIX
века.

1

21.03.

Глава IV Россия в конце XIX – начале века XX (15 часов)
41.

Император Александр II и отмена крепостного
права

1

23.03.

IV четверть (16 часов)
42.

Реформы Александр II

1

04.04.

43.

Международное положение России. Русскотурецкая война 1877-1878 гг. Присоединение
Средней Азии.

2

06.04.
11.04.

44.

Возникновение тайных революционных организаций

1

13.04.

45.

Император Александра III «Миротворец» и
укрепление самодержавия

1

18.04.

46.

Российская империя при императоре
Александре III

1

20.04.

47.

Начало правления Николая II

1

25.04.

48.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

27.04.

49.

Революционные события 1905-1907 гг.

1

02.05.

50.

Россия накануне Первой мировой войны

1

04.05.

51.

Первая мировая война и участие в ней России

1

11.05.

52.

Февральская революция и отречение императора
Николая II от престола.

1

16.05.

53.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Россия в конце XIX – в начале XX века»

1

18.05.

54.

Астраханская губерния во второй половине XIX
века – начале XX века.

23.05.

Итоговое повторение (1 час)
55.

Итоговое повторение

1

25.05.

Содержание учебного курса
9 класс
Великая российская революция и Гражданская война (18 часов)
Февральская революция. Отречение царя от престола. Основные политические
силы. Временное правительство и Советы народных депутатов. Борьба между
левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть. Конец
двоевластия. Поход Л.Г. Корнилова на Петроград. Экономический и
политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в
Петрограде: мосты, почта, телеграф, банки. Низложение Временного
правительства и захват Зимнего дворца. II-ой Всероссийский съезд Советов.
Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского
государства — В. И. Ленин. Вооруженная борьба за установление Советской
власти в Москве. Первые декреты Советской власти. Отношение Советской
власти к православной церкви, разрушение храмов, репрессии против
священников и монахов. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных
слоев населения к захвату власти большевиками.
Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР).
Гражданская война и интервенция. «Белое» движение и его лидеры: А. И.
Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание
Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский,
М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и
«белых». Отношение к ним различных слоев населения. Иностранная
интервенция и ее последствия. Экономическая политика Советской власти.
Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство
населения, голод, разруха, страдания людей. Окончание Гражданской войны и
интервенции. Образование и культура в период Гражданской войны.
Ветер перемен.
Советское государство в 1920-1930-е годы. (18 часов)
Недовольство армии политикой советского правительства. Кронштадтское
восстание. Переход Советской страны к НЭПу. Новая экономическая политика
(НЭП) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей
экономической политики Советской власти. Красные наркомы, красные
директора, мелкие лавочники, крестьяне-единоличники, новая советская
буржуазия. Резкое увеличение аппарата чиновников. Положительные и
отрицательные результаты НЭПа. План ГОЭЛРО и его реализация.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР.
Положение народов Советской страны. Национально-государственное
устройство СССР.
Образование первых общественных организаций: пионерская, комсомольская,
профсоюзы. Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина.
Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты
партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина.
Индустриализация, коллективизация и их результаты
Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых

пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск - на - Амуре).
Руководители индустриализации и их судьбы (С. М. Киров,
В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе). Рабочий класс, его роль в
индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Коллективизация
сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель
крепких крестьянских хозяйств.
Голод на селе.
Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.
Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40
годов. Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие
научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е.
Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).
Астрахань в 20-30-ые годы. «Астраханщина.»
СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945) (18 часов)
Советская страна накануне суровых испытаний.
Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной
промышленности. Танк Т-34, автомат Шпагина. Ужесточение трудовой
дисциплины. Жестокие репрессии против военных кадров. Ослабление армии.
Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией
(о. Хасан, р. Халхин-Гол). Приход фашистов к власти в Германии. Адольф
Гитлер и его планы мирового господства. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской
Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по
выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.
Великая Отечественная война Советского Союза
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной
войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного
комитета обороны. Роль И. В. Сталина в войне. Обращение к народу патриарха и
главы государства. Первые неудачи советской армии, героическая защита
городов на пути отступления советских войск. Просчеты и ошибки Ставки
Верховного главнокомандования. Роль Г. К. Жукова в войне.
Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада
Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм
тружеников тыла. Оборона Севастополя. Города-герои России.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва.
Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление
немецких войск по всем фронтам. Создание антигитлеровской коалиции.
Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией
немецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.
Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка
Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция
Японии. Конец второй Мировой войны. Героические и трагические уроки
войны. Вклад науки и культуры в победу.

Астрахань и астраханцы годы Великой Отечественной войны.
Отечественная история 1945—2018 гг. (15 часов)
Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов,
возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы
солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий. Смерть И. В. Сталина и
борьба за власть в стране. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа
личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса и
полет первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодежи
в Москве. Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение
целины. Разложение политической системы, застой в экономике. Война в
Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские
Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального
климата в стране. Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, С.
Ковалев). Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С.
Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической
сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Гласность, демократизация
страны, перестройка государственного управления и реформы в экономике.
Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР.
Суверенная Россия. Первый президент России Б. Н. Ельцин. Принятие новой
Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические
реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических
условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его
экономическая и политическая деятельность. Президентские выборы 2008 г.
Третий президент России — Д. А. Медведев. Его экономическая и
политическая деятельность. Президентские выборы 2013 г. Президентские
выборы 2018 г. Современный этап развития России.
Литература и искусство во второй половине XX века и начала ХХI века.
Современное состояние науки, культуры и образования в стране.
На современном этапе развития.
Итоговое повторение за год (1 час)

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
9 класс

№

Тема урока

урока

Количество

Дата

часов
I четверть (18 часов)

Глава I Великая российская революция и Гражданская война (16 часов)
1.

Россия в начале XX века

1

01.09.

2.

Февральская революция

1

06.09.

3.

Основные политические силы

1

08.09.

4.

Экономический и политический кризис

1

13.09.

5.

Поход Л.Г. Корнилова на Петроград

1

15.09.

6.

Захват власти большевиками в Петрограде

1

20.09.

7.

II-ой Всероссийский съезд Советов
Провозглашение Советской власти

1

22.09.

8.

Установление Советской власти. Брестский мир

1

27.09.

9.

Экономическая политика большевиков

1

29.09.

10.

Начало Гражданской войны и интервенции

1

04.10.

11.

«Белое» движение

1

06.10.

12.

«Красные». Рабоче-крестьянская Красная
Армия

1

11.10.

13.

Окончание и итоги Гражданской войны

1

13.10.

14.

Образование и культура в период Гражданской
войны

1

18.10.

15.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Великая российская революция и

1

20.10.

Гражданская война»
16

Ветер перемен.

1

25.10.

Глава II Советское государство в 1920-1930-е годы (18 часов)
17.

Недовольство политикой советского
правительства. Кронштадтское восстание.

1

27.10.

II четверть (14 часов)
18.

Международное положение РСФСР

1

08.11.

19.

Новая Экономическая Политика

1

10.11.

20.

План ГОЭЛРО

1

15.11.

21.

Страна в годы НЭПа

1

17.11.

22.

Образование союза республик

1

22.11.

23.

Национально-государственное устройство
СССР.

1

24.11.

24.

Смерть первого главы Советского государства
В. И. Ленина

1

29.11.

25.

Индустриализация СССР

2

01.12.
06.12.

26.

Коллективизация крестьянских хозяйств

2

08.12.
13.12.

27.

Конституция 1936 года. Политическая жизнь
страны в 30-е годы

1

15.12.

28.

Жизнь и быт советских людей в 30-е годы

1

20.12.

29.

Развитие науки и культуры в СССР в 30-е годы

1

22.12.

30.

Астрахань в 20-30-ые годы. «Астраханщина.»

1

27.12.

1

10.01.

III четверть (20 часов)
31.

Международное положение в 1930-е годы

32.

Внешняя политика СССР накануне II-ой
мировой войны

1

12.01.

33.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Советское государство в 1920-1930-е годы»

1

17.01.

Глава III СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945) (18 часов)
34.

СССР накануне Второй мировой войны

1

19.01.

35.

Начало Второй мировой войны и Советский
Союз

1

22.01.

36.

Нападение Германии на Советский Союз

1

24.01.

37.

Битва под Москвой и её историческое значение

1

26.01.

38.

Героизм тружеников тыла

1

31.01.

39.

Партизанское движение

1

02.02.

40.

Наука и культура в годы войны

1

07.02.

41.

Блокада Ленинграда

1

09.02.

42.

Оборона Севастополя

1

14.02.

43.

Боевые действия на Северном Кавказе

1

16.02.

44.

Сталинградская битва

1

21.02.

45.

Битва на Курской дуге

1

28.02.

46.

Разгром советской армией немецкофашистских войск на советской территории

1

02.03

47.

Международные отношения в годы войны

1

07.03.

48.

Разгром советской армией немецкофашистских войск на территории Европейских
государств. Взятие Берлина.

1

09.03.

49.

Вступление СССР в войну с Японией.
Окончание Второй мировой войны.

1

14.03

50.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«СССР в Великой Отечественной войне (1941-

1

16.03.

1945)»
51

Астрахань и астраханцы годы Великой
Отечественной войны.

1

21.03.

52.

Трудности послевоенной жизни страны

1

23.03.

IV четверть (16 часов)
Глава IV Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX
-XXI века (15 часов)
53.

Международные отношения после войны

1

04.04.

54.

Советское общество после войны

1

06.04.

55.

Смерть И. В. Сталина и борьба за власть в
стране

1

11.04.

56.

«Оттепель»

1

13.04.

57.

Достижения в науке и технике в 40-60-е годы

1

18.04.

58.

Реформы Н.С. Хрущева

1

20.04.

59.

Экономическая и социальная политика
Л. И. Брежнева

1

25.04.

60.

От разрядки до кризиса

1

02.05.

61.

Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале
80-х годов XX века

1

04.05.

62.

Реформы М. С. Горбачева в политической,
социальной и экономической сферах. Распад
СССР

1

11.05.

63.

Первый президент России – Б. Н. Ельцин.
Экономические реформы

1

16.05.

64.

Второй президент России – В. В. Путин. Его
политическая и экономическая деятельность

1

18.05.

65.

Россия в 2000 – 2021 годах

1

23.05.

66.

Россия на современном этапе развития

1

25.05

67.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Отечественная история 1945 – 2019 гг».

1

Итоговое повторение за год (1 час)
68.

Итоговое повторение за год

1

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».