РП 7 кл. ППД, АООП вариант 2

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические
действия" (далее - Рабочая программа) разработана на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной
приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026.
Рабочая Программа составлена для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с
тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) и
составлена с учетом особенностей их психофизического развития и
индивидуальных возможностей.
Цель обучения - формирование целенаправленных произвольных
действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
-

расширение

представлений

об

окружающем

мире,

повышение

познавательной активности обучающихся;
- освоение простых действий с предметами и материалами, развитие умений
следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.
Приоритетные направления воспитательной работы
Трудовое воспитание:
- развитие способности самостоятельно выполнять задания на уроках;
- формирование готовности к разнообразной совместной деятельности;
Эстетическое воспитание:
- воспитание восприимчивости к разным видам творчества и деятельности.
Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его
освоения обучающимися
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти,
мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены,

поэтому формирование предметных действий происходит с значительной
задержкой. У многих обучающихся с ТМНР, достигших школьного возраста,
действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В
этой

связи

ребенку

необходима

направленная

на

практической

деятельности.

элементарных

формирование

специальная

обучающая

разнообразных

видов

Обучение

специфических

начинается

манипуляций,

с

которые

помощь,

предметно-

формирования
со

временем

преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.
В

процессе

обучения

обучающиеся

знакомятся

с различными

предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала
формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как:
захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в
разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной
бытовой и
обучающиеся

трудовой
учатся

деятельности, самообслуживании. На занятиях
следовать

определенному

порядку

(алгоритму,

расписанию) при выполнении предметных действий.
Количество часов
Программа рассчитана на 68 часов (2 раза в неделю), продолжительность
одного занятия 30 - 40 минут.
Планируемые результаты
-развитие самостоятельности;
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие эмоционально-волевой сферы;
- готовность к разнообразной совместной деятельности;
- повышение познавательной активности обучающихся;
-совершенствование

навыков

работы

с

различными

предметами

материалами.
Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия"
Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с

и

материалами", "Действия с предметами".
Действия с материалами.
Сминание

материала

(салфетки,

туалетная

бумага,

бумажные

полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной
рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал)
двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя
одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну
руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху
вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин,
глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание
материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с
использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала
(вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка).
Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).
Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики,
мелкие

игрушки,

шишки). Встряхивание предмета, издающего звук

(бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на
колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на
колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках,
бутылках, детали конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет
(юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание
предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя
руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости.
Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной
емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые
стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и
мелкие бусины) на стержень (нить).

Календарно- тематическое планирование (всего 68 часов)

№

Тема

6

Действия с предметами разного цвета, формы, величины: «Дай
такой же», «Дай такой, которого у меня нет» (5-10 предметов).
Сортировка (группировка) ниток и лоскутов ткани по цвету.
Наматывание ниток на картонку, катушку, сматывание в
клубок. Скручивание нескольких толстых ниток в одну.
Изготовление изделий из толстых ниток (аппликация).
Освоение простых действий с предметами и материалами;
умение следовать определенному порядку (алгоритму,
расписанию). Постройки из детских наборов строительного
материала (лего) по показу и образцу.
Закрывание открывание коробок, флаконов, банок. Открывание
и закрывание щеколд и задвижек на дверцах, окнах и т. д.
Освоение новых приемов лепки: соединение деталей,
прищипывание; вдавливание.
Нанизывание крупных бус на тонкий шнур.
«Выбери все» (цвет, форма, величина) по образцу.

7

«Куда подходит» (доски Сегена).

1

2

3
4
5

8

Игры лото (предметное, цветовое).
Действия с материалами: Виды бумаги. Их назначение,
свойства. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага,
9 бумажные полотенце). Практическая работа: Разрывание
бумаги на заданные размеры, сминание и скатывание
бумажных комочков.
Дидактические игры «Подбери по цвету» (по форме,
10 величине), «Картинное лото», «Куда подходит», «Почтовый
ящик», «Светофор», «Что лишнее», «Чудесный мешочек», «Что
убрали», «Что изменилось»
Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из
деталей 2-5 цветов. Выкладывание прямых рядов (из деталей 211 5 цветов параллельными рядами). Выкладывание по показу и
по образцу геометрических фигур различных размеров и
цветов по опорным точкам (треугольник, прямоугольник,
квадрат). Выкладывание простейших узоров.
12 Изготовление стаканчиков, пакетиков, закладок, открыток из
бумаги.

Кол час

I ЧЕТВЕРТЬ (18 часов)

2

2

1
1
1
1
2
2

1

2

2

1

Дата

№

1

Тема

Собирание вкладных стаканчиков (40-50 штук).

Геометрическое лото
Изготовление из фольги различных предметов: тарелочка,
3 чашка, стул, стол (из одной или двух частей), скамейка,
корона.
Изготовление из фольги различных предметов: мисочка
4
(тарелочка), чашка, стул, стол (из одной или двух частей).
Лепка предметов из пластилина: снеговик, пирамидка, кукла5
неваляшка, тарелка, ваза.
6 Постройка из строительного материала. Использование Лего.
Нанизывание на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
7 бусины). Дидактические игры «Что лишнее», «Чудесный
мешочек», «Что убрали», «Что изменилось»,
Складывание простых изображений из разобщенных частей
8 по образцу: кот (голова, хвост, туловище), елочка, неваляшка,
кукла, машина.
Изготовление поделки из природных материалов (туловище из
9 скорлупы грецкого ореха, заполненная пластилином, лапки- из
тонких палочек)
Составление из счетных палочек (спичек, соломинок, полосок
10 картона) различных фигур, узоров, букв, цифр.
2

11

Резание лоскутков ткани по прямой линии. Вырезание
квадратиков, треугольников. Наклеивание лоскутов на бумагу,
аппликация «Наряд для куклы».

Кол-во часов

II ЧЕТВЕРТЬ (14 часов)

Дата

1
1
1
1
2
2
2

1

1
1

1

№

1

2

3

Тема
Сминание бумаги. Разрывание бумаги заданной формы,
размера. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по
диагонали). Скручивание листа бумаги.
Намазывание поверхности детали из бумаги клеем (всей
поверхности, части поверхности). Выкалывание шилом по
контуру. Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза,
разрезание листа бумаги).
Скатывание из пластилина конфет-шариков разного цвета и
размера. Формирование вазы и складывание конфет.

Кол. час

III ЧЕТВЕРТЬ (20 часов)

1

2

1

Дата

4
5

6

7

8

Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого
карандаша: флажки из цветной бумаги.

1

Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете
«Собери пирамидку»: надевание кольца.
Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из
нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги
(заготовка отдельных деталей, соединение деталей между
собой).
Знакомство с правилами игры «Бросай-ка» (нанизывание
колец на ось).
Соблюдение последовательности действий при изготовлении
предметной аппликации (заготовка деталей, сборка
изображения
объекта,
намазывание
деталей
клеем,
приклеивание деталей к фону).

1

2

1

1

9

Знакомство с правилами игры и последовательности действий
в игре «Строим дом».

1

10

Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете
«Собери пирамидку»: надевание кольца

1

11

Аппликация из круп (рис, пшено, горох) в технике
«посыпание» по заданному шаблону.

2

12

Прием мяча, ловля мяча руками, Остановка катящегося мяча
ногой. Сминание руками массажного мяча.

1

Игры домино.
Лепка предметов, состоящих из нескольких элементов: чайник
для заварки, кувшин с ручкой, чашка с блюдцем, кастрюля с
крышкой.
Складывание разрезных картинок (30-100), пазлов.

2

13
14
15

2
1

№

Тема

Кол-во часов

IV ЧЕТВЕРТЬ (16 часов)

1

Выкладывание геометрических фигур по подражанию
(образцу).

1

2

Работа с мозаикой.

1

3

Плетение косичек из толстых цветных шнуров.
Сортировка ниток по цвету. Наматывание на катушку, клубок,
картон.
Выкладывание геометрических фигур по образцу,
наклеивание на бумагу.
Завязывание узелка. Завязывание и развязывание косынки,
ленты, узлов на ткани.
Пользование ключом от замка (классной двери, навесного

1

5
6
7
8

1
1
1
1

Дата

замка).
9

10
11
12
13

Подбор и выкладывание из плоскостных форм различных
комбинаций:
- Из геометрических фигур.
- Из шаблонов.
Выбор и группировка предметов на скорость (соревнование).
Закрывание открывание коробок, флаконов, банок. Резание
бумаги, фольги на квадраты и прямоугольники.
Нанизывание крупных бус на тонкий шнур.
«Выбери все» (цвет, форма, величина) по образцу.

15

Действия с предметами разного цвета, формы, величины:
«Дай такой же», «Дай такой, которого у меня нет» (5-10
предметов). Наполнение сосудов водой;
перенос сосудов, наполненных водой, с одного места на
другое;
Постройка из строительного материала. Использование Лего.

16

Выбор и группировка предметов на скорость (соревнование).

14

1

1
1
1
1

1

1
1

Материально-техническое оснащение
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания
(мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики
одинаковой величины).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».