РП АООП вар 1 Швейное дело5,6,8 кл.

Пояснительная записка
Рабочая программа «Труд (технология)» по профилю «Швейное дело»
5-8 классов составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями) далее ФАООП

УО

(вариант 1),

утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г.
№1026.
ФАООП УО (вариант 1), адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой
культуры.
Настоящая

программа

способствует

получению

обучающимися

первоначальной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в
процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков,
развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии
с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и
состояния здоровья. Программа направлена на достижение следующих задач:
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
- обучение обязательному общественно полезному, производительному
труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов
труда дома, в семье и по месту жительства;
- расширение знаний о материальной культуре, как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
2

-

расширение

знаний

о

материалах

и

их

свойствах,

технологиях

использования;
- ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
- формирование представлений о швейном производстве, структуре
производственного процесса, деятельности производственного предприятия,
содержании и условиях труда;
- ознакомление с условиями и содержанием программы обучения по учебному
предмету «Труд (технология)» по профилю «Швейное дело» и испытание
своих сил в процессе практических работ в условиях школьных учебнопроизводственных мастерских в соответствии с физическими возможностями
и состоянием здоровья обучающихся;
- формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для
участия в общественно полезном, производительном труде;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
- совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
3

- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);
-

формирование

информационной

грамотности,

умения

культуры,

развитие

работать

с

различными источниками информации;
-

формирование

коммуникативной

активности,

целенаправленности, инициативности;
- развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках «Труд
(технология)» по профилю «Швейное дело»
Патриотическое воспитание:
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины –
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Гражданское воспитание:
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
- готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Эстетическое воспитание:
4

- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязь человека с природой и социальной средой.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни

(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических

правил,

сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения
в интернет-среде в процессе школьного образования.
Трудовое воспитание:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности;
- способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологическое воспитание:
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
5

Содержание программы направлено на достижение личностных и
предметных

результатов

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей
его усвоения обучающимися
Данная рабочая программа предназначена для детей с ограниченными
возможностями здоровья, обучающихся по Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программе (вариант 1). Принципы отбора
содержания связаны с преемственностью целей образования на различных
ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с
возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация
образовательного

процесса

выявляет

приоритет

воспитательных

и

развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины
и логику развития технологических процессов открывает возможность для
осмысленного

восприятия

всего

разнообразия

мировоззренческих,

социокультурных систем, существующих в современном мире.
Система

учебных

занятий

призвана

способствовать

развитию

личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному
познанию

и

творчеству,

воспитанию

личностно

и

общественно

востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников,
индивидуально-дифференцированного

к

ним

подхода,

что

позволяет

направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний
и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических
особенностей обучающихся.
При проведении коррекционной работы важен метод совместных
действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным
возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или
6

выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания,
которая находится в зоне его ближайшего развития.
Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала
опирается на ранее полученные сведения и с опорой на знания, которые
учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из
них.
Так в 5 классе обучающиеся знакомятся с устройством швейной
машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней.
Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и
по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на
занятиях.
В 6 классе продолжается обучение школьников построению чертежей
изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине.
Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине.
Материал 8 класса достаточно сложен: изучается технология пошива
легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Обучающиеся
усваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких
операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать
процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях
«практическое повторение» школьникам предлагают заказы для нужд школыинтерната. Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и
содержание самостоятельных и контрольных работ определяется исходя из
уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» по профилю
«Швейное дело» носит предметно-практическую направленность на всех
этапах обучения, развивает мышление, способность к пространственному
анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того,
выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления,
7

благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их
социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени
самостоятельность в быту. Предлагаемая программа позволяет подготовить
выпускников к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной
трудовой деятельности в обществе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

на

изучение

предмета

«Труд

(технология)» по профилю «Швейное дело» отводится:
в 5 классе - 204 часа (34 учебных недели) по 6 часов в неделю;
в 6 классе - 204 часа (34 учебных недели) по 6 часов в неделю;
в 8 классе - 238 часов (34 учебных недели) по 7 часов в неделю;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Минимальный уровень:
- знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
- представление об основных свойствах используемых материалов;
- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для
работы и умение их использовать;
- представление о принципах действия, общем устройстве швейной машины и
её основных частей;
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и
оборудованием;
- умение выполнять отдельные операции и комплексные элементы трудовых
операций, несложные виды работ под контролем учителя;
- умение читать технологические карты (с помощью учителя), соблюдать
технологические процессы;
- умение выполнять работу качественно, оценивать результаты своего труда;
- представления о разных видах профильного труда;
- понимание значения и ценности труда, красоты труда и его результатов;
9

- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной
природе;
-

понимание

значимости

организации

школьного

рабочего

места,

обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых
заданий порядка и аккуратности;
- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков
труда.
Достаточный уровень:
- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими,
декоративно-художественными

и

конструктивными

свойствами

в

зависимости от задач предметно-практической деятельности;
- планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
- знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и
машинной обработки материалов (раскрой, ремонт, пошив и отделка изделий)
в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
- экономное расходование материалов;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Труд
(технология)» по профилю «Швейное дело»:
- учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей;
- методические рекомендации для учителя;
- швейное оборудование (швейные машины, вышивальная машина, оверлоки,
гладильная система, утюги, отпариватели);
10

- инструменты и приспособления для проведения практических работ
(ножницы, иголки, игольницы, линейки и т.д.);
- материалы для проведения практических работ (ткани, нетканые и
отделочные материалы и т.д.)
- оргтехника (компьютер, принтер, сканер);
- видеоподборки и презентации по темам программы;
- инструкционно-технологические и технологические карты;
- наглядно-демонстрационный материал;
- образцы готовых изделий;
- раздаточный материал.
В процессе реализации рабочей программы используется оборудование,
приобретенное в рамках реализации мероприятии федерального проекта
«Современная школа» национального проекта «Образование»:
Раздел рабочей программы

Оборудование

5 класс
Вводное занятие.
Наглядные пособия по
безопасности.
Пошив платка.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Ремонт одежды.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.
Утюги.
Работа с тканью.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Построение чертежа изделия и пошив Ножницы закроечные.
салфетки.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Двойной шов.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Построение чертежа и пошив Ножницы закроечные.
наволочки с клапаном.
Портновские ножницы.
Швейные машины.

технике

11

Утюги.
Накладной шов.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Построение чертежа, раскрой и пошив Ножницы закроечные.
сумки.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
6 класс
Вводное занятие.
Наглядные пособия по
безопасности.
Работа с тканью.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Построение чертежа изделия и пошив Ножницы закроечные.
салфетки.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Двойной шов.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Построение чертежа и пошив Ножницы закроечные.
наволочки с клапаном.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Накладной шов.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Построение чертежа, раскрой и пошив Ножницы закроечные.
сумки.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
8 класс
Вводное занятие.
Наглядные пособия по
безопасности.
Украшение одежды отделочными Вышивальная машина.
стежками.
Гладильная система.
Утюги.
Построение чертежа основы блузки, Ножницы закроечные.
элементарное
моделирование
и Гладильная система.
раскрой.
Утюги.
Пошив блузки.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.

технике

технике

12

Машина швейная.
Машина вышивальная.
Оверлок.
Отпариватель.
Гладильная система.
Утюги.
Практическое повторение.
Портновские ножницы.
Машина швейная.
Машина вышивальная.
Оверлок.
Гладильная система.
Утюги.
Изготовление выкройки
Ножницы закроечные.
цельнокроеного платья на основе
Гладильная система.
выкройки блузки и раскрой.
Утюги.
Пошив платья.
Портновские ножницы.
Машина швейная.
Вышивальная машина.
Оверлок.
Отпариватель.
Гладильная система.
Утюги.
Ремонт одежды.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.
Машина швейная.
Утюги.
Отделка легкой одежды.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.
Машина швейная.
Оверлок.
Утюги.
Построение
чертежей
основы Ножницы закроечные.
втачного
длинного
рукава
и Портновские ножницы.
воротника на стойке.
Машина швейная.
Оверлок.
Утюги.
Обработка деталей с кокетками.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.
Машина швейная.
Утюги.
Изготовление выкройки блузки на Ножницы закроечные.
основе выкройки платья и раскрой.
Гладильная система.
Утюги.
13

Изготовление выкройки халата на Ножницы закроечные.
основе выкройки платья и раскрой.
Гладильная система.
Утюги.
Пошив халата.
Портновские ножницы.
Машина швейная.
Вышивальная машина.
Оверлок.
Отпариватель.
Гладильная система.
Утюги.

Содержание учебного предмета
5 класс
Вводное занятие
Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом
работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной
мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего
места.

Подготовка

рабочей

формы,

материалов

и

инструментов.

Распределение рабочих мест.
Швейная машина
Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды
выполняемых работ, основные механизмы, заправка верхней и нижней ниток.
Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего
места.
Умение. Работа на швейной машине.
Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и
свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка
верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закруглённым
и зигзагообразным линиям.
Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине
(положение рук, ног, корпуса). Подготовка машины к работе (наружный
осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и
нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку
14

(прямых, закруглённых, зигзагообразных). Положение изделия на машинном
рабочем месте.
Пошив платка
Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом
вподгибку с закрытым срезом.
Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид,
употребление. Виды волокон. Получение ткани. Лицевая и изнаночные
стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления
для ручных работ.
Название тканей, используемых для изготовления данного изделия
(ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные
швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция,
применение.
Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым
срезами. Утюжка изделия.
Практические работы. Замётывание поперечного среза. Замётывание
долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к
шитью. Застрачивание подогнутых краёв платка. Закрепление машинной
строчки вручную. Обработка углов косыми стежками. Утюжка готового
изделия.
Ремонт одежды
Изделия. Пуговица на стойке. Ремонт белья и одежды (по
разошедшемуся шву и разорванному месту).
Теоретические сведения. Виды пуговиц. Способы пришивания
пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды
к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.
Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.
Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы.
Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на
одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине,
15

качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия.
Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание
распоровшегося шва на швейной машине. Обметывание срезов разрыва
частыми косыми стежками (обметывание). Приутюживание места ремонта.
Самостоятельная работа
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до
1 см.
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения учащихся в мастерской.
Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на
швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.
Работа с тканью
Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоёв ткани
для дежурного.
Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива
мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и
применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.
Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва и шва
вподгибку с закрытым срезом.
Упражнения. Выполнение стачного шва и шва вподгибку с закрытым
срезом на образце.
Практические работы. Украшение мешочка отделочными стежками
или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва
косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку
с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продергивание тесьмы. Вышивание
эмблемы на повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей.
Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание
шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием
отверстия. Приутюживание изделия.
Ремонт одежды
16

Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.
Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для
вешалки и заплаты.
Умение. Изготовление вешалки.
Практические работы. Вырезание лоскута 10x14 см для вешалки.
Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание
вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты.
Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов
заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и
пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание
изделий.
Самостоятельная работа
Обработка вешалки и втачивание её в шов вподгибку с закрытым
срезом.
Вводное занятие
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной
работы в мастерской.
Швейная машина с электроприводом
Теоретические сведения. Швейная машина с электроприводом:
назначение, устройство. Регулятор строчки: назначение. Машинная закрепка.
Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила
установки.
Умение. Работа на швейной машине с электроприводом.
Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы
винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в
зависимости от иглы и ткани.
Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной
стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек с
ориентиром на лапку на тонких и толстых тканях.
Построение чертежа изделия и пошив салфетки
17

Изделие.

Салфетка

квадратной

или

прямоугольной

формы,

обработанная швом вподгибку с закрытым срезом шириной 2 см.
Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления
выкройки и раскроя ткани. Ножницы: виды ножниц для ткани, назначение.
Техника безопасности при работе с ножницами. Сантиметровая лента.
Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей
выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и
штриховая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные
линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров).
Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.
Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды
(гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити.
Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.
Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.
Упражнения. Обработка прямого угла из цветной бумаги.
Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа
всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в
углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов.
Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на
ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны.
Закрепление выкройки. Выкраивание портновскими ножницами детали
изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение
детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины.
Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и
обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.
Двойной шов
Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина
первой строчки 5 мм, готового шва 7 мм): конструкция и применение.
Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывертывание
ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.
18

Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.
Построение чертежа и пошив наволочки с клапаном
Изделие. Наволочка на подушку с клапаном.
Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные
размеры, швы, применяемые для пошива наволочки. Соответствие размера
наволочки размеру подушки.
Практические работы. Определение размера наволочек по подушке.
Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по
заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на
ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка
поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для
обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых
срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной
закрепки. Утюжка готового изделия.
Самостоятельная работа.
Выполнение на образце двойного шва шириной 7 мм.
Вводное занятие.
План работы на четверть. Правила поведения в швейной мастерской.
Правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.
Накладной шов
Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др.
накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение ширина в
разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Умение. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом, с
двумя закрытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и
измерение его ширины.
Практические работы. Выполнение накладных швов с одним и двумя
закрытыми срезами, измерение швов по ширине.
Построение чертежа, раскрой и пошив сумки
19

Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух
слоев ткани.
Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее
представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение
пряжи из волокон хлопка. Сведения о сумках: фасоны, размеры, швы,
применяемые для пошива сумки.
Умение. Расчет расхода ткани.
Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной
сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную
величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка
выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение
боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя
закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывания ручек.
Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с
одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон
сумки путём застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону
дна и прикрепление его. Отделка сумки.
Контрольная работа
Выполнение накладного шва на образце с применением отделочной
строчки.
6 класс
Вводное занятие
Профессия швеи-мотористки (оператор швейного оборудования).
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в
мастерской. Распределение рабочих мест.
Швейная машина с электроприводом
Теоретические сведения. Швейная машина с электроприводом:
назначение, устройство. Регулятор строчки: назначение. Машинная закрепка.
Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила
установки.
20

Умение. Работа на швейной машине с электроприводом.
Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы
винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в
зависимости от иглы и ткани.
Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной
стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек с
ориентиром на лапку на тонких и толстых тканях.
Работа с тканью
Теоретические сведения. Инструменты и приспособления для ручных
работ. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани.
Машинные швы (соединительные, краевые): виды (стачной шов вразутюжку,
стачной шов взаутюжку, шов вподгибку с закрытым срезом), конструкция,
применение.
Практические работы. Выполнение стачного шва (вразутюжку и
взаутюжку). Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Влажно-тепловая
обработка швов.
Самостоятельная работа.
Выполнение образца стачного шва (вразутюжку и взаутюжку) шириной
1 см.
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.
Построение чертежа изделия и пошив салфетки
Изделие.

Салфетка

квадратной

или

прямоугольной

формы,

обработанная швом вподгибку с закрытым срезом шириной 2 см.
Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления
выкройки и раскроя ткани. Ножницы: виды ножниц для ткани, назначение.
Техника безопасности при работе с ножницами. Сантиметровая лента.
Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей
выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и
штриховая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные
21

линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров).
Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.
Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды
(гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити.
Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.
Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.
Упражнения. Обработка прямого угла из цветной бумаги.
Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа
всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в
углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов.
Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на
ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны.
Закрепление выкройки. Выкраивание портновскими ножницами детали
изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение
детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины.
Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и
обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.
Самостоятельная работа.
Выполнение образца шва вподгибку с закрытым срезом (ширина шва 2
см).
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения в швейной мастерской.
Правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.
Двойной шов
Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина
первой строчки 5 мм, готового шва 7 мм): конструкция и применение.
Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывертывание
ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.
Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.
Построение чертежа и пошив наволочки с клапаном
22

Изделие. Наволочка на подушку с клапаном.
Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные
размеры, швы, применяемые для пошива наволочки. Соответствие размера
наволочки размеру подушки.
Практические работы. Определение размера наволочек по подушке.
Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по
заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на
ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка
поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для
обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых
срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной
закрепки. Утюжка готового изделия.
Самостоятельная работа.
Выполнение на образце двойного шва шириной 7 мм.
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения в швейной мастерской.
Правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.
Накладной шов
Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др.
накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение ширина в
разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Умение. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом, с
двумя закрытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и
измерение его ширины.
Практические работы. Выполнение накладных швов с одним и двумя
закрытыми срезами, измерение швов по ширине.
Построение чертежа, раскрой и пошив сумки
Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух
слоев ткани.
23

Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее
представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение
пряжи из волокон хлопка. Сведения о сумках: фасоны, размеры, швы,
применяемые для пошива сумки.
Умение. Расчет расхода ткани.
Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной
сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную
величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка
выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение
боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя
закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывания ручек.
Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с
одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон
сумки путём застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону
дна и прикрепление его. Отделка сумки.
Контрольная работа
Выполнение накладного шва на образце с применением отделочной
строчки.
8 класс
Вводное занятие
План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки (оператор
швейного оборудования). Правила техники безопасности при работе в
швейной мастерской.
Украшение одежды вышивкой
Изделия. Отделка на изделии (вышивка).
Теоретические сведения.

Применение вышивки для украшения

швейного изделия. Виды вышивки. Инструменты и приспособления для
вышивки. Способы перевода рисунка на ткань. Вышивальная машина: виды,
назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила
безопасной работы на вышивальной машине. Заправка верхней и нижней
24

ниток. Подготовка пяльцев, установка пяльцев в каретку машины.
Регулировка вышивальной машины, выбор дизайна для вышивки и его
редактирование. Уход за вышивальной машиной. Сравнение ручной и
машинной вышивки.
Умение. Вышивание разными способами. Перевод рисунка на ткань.
Работа на вышивальной машине.
Упражнения. Заправка

вышивальной

машины,

выбор

простого

дизайна, подготовка пяльцев и установка их в каретку машины.
Практические работы. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод
рисунка на ткань. Выполнение вышивки на изделии. Подготовка машины к
работе (намотка нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток,
заправка ткани в пяльцы, установка пяльцев в каретку машины). Выполнение
простой вышивки на машине. Выполнение сложной вышивки на машине с
заменой цвета ниток.
Построение чертежа основы блузки, элементарное моделирование
и раскрой
Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными
короткими рукавами.
Теоретические сведения. Общее представление о получении волокон и
пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шёлка. Ткани
для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными
рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и
контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование
(перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет
расхода ткани на блузку.
Практические работы. Проверка чертежа и изготовленной выкройки.
Перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткань и раскрой с
припуском на швы. Прокладывание копировальных стежков по контуру
выкройки, по линии талии.
Пошив блузки
25

Изделие. Блузка
цельнокроеными

без

рукавами

воротника

и

(горловина

рукавов
и

или

проймы

с

короткими

обрабатываются

окантовочным швом или косой обтачкой).
Теоретические сведения. Ткани из натурального и искусственного
шелка:

свойства

(прочность,

воздухопроницаемость,

скольжение,

сминаемость,

гигроскопичность,

осыпаемость,

прорубаемость),

отношение к воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Способы обработки
горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. Виды обработки низа блузки
в зависимости от фасона (двойной строчкой, швом вподгибку с закрытым
срезом, притачным поясом).
Умение. Распознавание шелковой ткани.
Лабораторная

работа. Определение

тканей

из

натурального и

искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру
горения нитей. Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстяной.
Практические работы. Выполнение машинной вышивки на полочке
блузки. Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Примерка.
Устранение дефектов после примерки. Внесение изменений в выкройку.
Раскрой и обработка косой обтачки. Обработка горловины, пройм или низа
рукавов косой обтачкой. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом
нижнего среза. Утюжка и складывание блузки по стандарту.
Практическое повторение
Изготовление изделий в соответствии с планом практического
повторения, утверждённым на совещании при директоре (сентябрь).
Самостоятельная работа
Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. (Выполняется
по готовому крою на образце.)
Вводное занятие
План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и
оборудованию в школьной швейной мастерской. Организация рабочего места.
26

Изготовление

выкройки

цельнокроеного

платья на

основе

выкройки блузки и раскрой
Изделие. Платье
свободного

силуэта

цельнокроеное
без

воротника

прямого,
и

рукавов

приталенного
или

с

короткими

цельнокроеными
Теоретические

или

рукавами.
сведения.

Понятие силуэт (в

одежде).

Фасоны

цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье
без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для
изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов
выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.
Упражнение. Моделирование

выреза

горловины

в

платье

без

воротника.
Практические работы. Снятие мерки длины изделия. Изменение
выкройки основы блузки. Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка
выкройки на ткани и раскрой.
Пошив платья
Изделие. Платье

цельнокроеное

прямого,

приталенного

или

свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения. Сведения о ткани: виды и отделка. Дефекты
ткацкого производства, крашения и печатания. Виды обтачек (долевая,
поперечная, косая и подкройная). Способы раскроя подкройной обтачки.
Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.
Упражнения. Изготовление образцов горловины разной формы (каре,
круглый вырез, вырез углом, с застежкой посередине переда или на спинке).
Обработка подкройной обтачкой горловины.
Умение. Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка
челночного комплекта
Практические

работы. Сметывание

деталей.

Примерка

платья.

Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание
плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки.
27

Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметывание и обтачивание
горловины платья. Обработка отлетного среза обтачки. Стачивание и
обработка на краеобметочной машине боковых срезов. Обработка оборкой
пройм или швом вподгибку с закрытым срезом низа цельнокроеного рукава и
нижнего среза платья. (Оборкой можно обрабатывать и горловину путем
втачивания ее одновременно с обтачкой.) Утюжка и складывание изделия.
Ремонт одежды
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера
изделия ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Способы
наложения заплаты.
Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани,
ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на
машине накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и
совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и петельных
стежков для наложения заплаты в виде аппликации.
Практическое повторение
Изготовление изделий в соответствии с планом практического
повторения, утверждённым на совещании при директоре (сентябрь).
Самостоятельная работа
Обработка горловины (вырез углом) подкройной обтачкой на образце.
(Выполняется по готовому крою).
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения в швейной мастерской.
Правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.
Отделка легкой одежды
Изделия. Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип,
мережка).
Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды. Различия
28

между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей.
Мережка столбиком, пучками.
Умение. Выполнение мережки.
Практические работы. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом
вподгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой обрезных срезов
отделочных

деталей.

Соединение

отделочных

деталей

с

изделием:

притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и застрачивание
деталей изделия со складочками. Выполнение мережки.
Построение чертежа основы платья
Изделие. Выкройка основы платья.
Теоретические

сведения.

Общее

представление

о

получении

синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон,
лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей.
Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и
ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов
выкройки.
Умение. Распознавание синтетической ткани.
Лабораторная работа. Определение волокон капрона, лавсана, нитрона
по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения.
Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способности
смачиваться водой, стойкость при нагревании).
Практические

работы. Построение

чертежа

основы

платья

и

изготовление выкройки.
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и
воротника на стойке
Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.
Теоретические сведения. Основные свойства тканей с примесью
лавсана, капрона (стойкость к износу, малая гигроскопичность, лёгкая
воспламеняемость). Мерки и расчеты для построения чертежей прямого
длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии
29

низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката
рукава. Виды обработки низа короткого рукава. Обработка воротника.
Упражнение. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на
стойке. Обработка на образце низа короткого рукава (имитация манжеты).
Практические работы. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа
втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника
на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к
рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. Раскрой и
обработка рукава и воротника.
Обработка деталей с кокетками
Изделие. Кокетка.
Теоретические сведения. Сведения о кокетках: виды, соединение с
деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего среза.
Отделка.
Упражнение. Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и
фигурной формы.
Практические работы. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой.
Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом.
Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезом. Обработка
уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка деталей с
кокетками.
Изготовление выкройки блузки на основе выкройки платья и
раскрой
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и
коротким рукавом.
Теоретические сведения. Особенности конструкции блузки с рукавом
и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки
основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки
в середине полочки платья.
30

Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Припуск на
обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом.
Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным
линиям.
Пошив блузки
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и
коротким рукавом.
Теоретические

сведения. Приспособления

к

бытовым

швейным

машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных
строчек; лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и
настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края
деталей. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и
воротника.
Упражнения. Пробные строчки с применением приспособлений.
Практические работы. Установка линеек и лапок на швейной машине.
Сметывание, примерка, возможные исправления, стачивание деталей.
Обработка низа застежки блузки. Обработка воротника. Соединение
воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов.
Обработка нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката рукава и
проймы. Распределение посадки. Прикрепление, вмётывание, втачивание
рукава. Утюжка, складывание по стандарту изделия.
Практическое повторение
Изготовление изделий в соответствии с планом практического
повторения, утверждённым на совещании при директоре (сентябрь).
Самостоятельная работа
Обработка

низа

короткого

рукава

имитирующей

манжетой.

(Выполняется по готовому крою).
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения в швейной мастерской.
Правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.
31

Изготовление выкройки халата на основе выкройки платья и
раскрой
Изделие. Выкройка халата с

отложным воротником,

подбортом

и

длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты.
Выкройка отложного воротника.
Теоретические сведения. Общее представление о получении нетканых
материалов. Нетканые материалы. Фасоны халатов: назначение, ткани для
пошива. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды
манжет. Воротник. Ворот и подборт. Подборт: виды и назначение.
Практические работы. Выбор и описание фасона. Изготовление
выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка
выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы. Раскрой деталей
изделия. Прокладывание копировальных стежков.
Пошив халата
Изделие. Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным
воротником, с кокеткой или без нее, с рукавом или без них.
Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение,
выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в
выполнении стежка. Неполадки в работе швейной машины: виды (слабая
строчка,

петляет

хлопчатобумажных,

сверху,

петляет

льняных,

снизу),

шерстяных

исправление.
и

шелковых

Сравнение
тканей

по

технологическим свойствам. Способы соединения манжеты с длинным
рукавом.
Умение. Регулировка швейной машины.
Упражнения. Соединение манжеты с длинным рукавом на образце.
Практические работы. Сметывание и примерка халата. Исправление
обнаруженных дефектов. Обработка вытачек. Стачивание боковых и плечевых
срезов. Обработка подборта. Обработка и соединение воротника с горловиной
путем вкладывания его между полочкой и подбортом. Обработка борта
подбортом: накладывание и приметывание подборта на борт полочки лицевой
32

стороной внутрь, обтачивание по полочке от надсечки по длине борта, внизу по линии подгиба. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборта
наизнанку, выметывание на участке отворотов до первой петли со стороны
полочки и от первой петли до подборта. Обработка рукава и соединение его с
проймой. Разметка и вымётывание петель, пришивание пуговиц. Утюжка
готового изделия.
Массовое производство швейных изделий
Теоретические сведения. Пооперационное разделение труда при
массовом изготовлении швейных изделий. Содержание работы на отдельных
рабочих местах при операционном разделении труда. Машинные и ручные
работы на швейной фабрике. Ознакомление с технологией массового пошива
швейных изделий.
Практическое повторение
Изготовление изделий в соответствии с планом практического
повторения, утверждённым на совещании при директоре (сентябрь).
Контрольная работа
Обработка длинного рукава с манжетой на образце. (Выполняется по
готовому крою).
5 класс (204 часа)
I четверть (54 часа)
№
п/п

Темы занятий

I

Вводное занятие.

1.

Беседа о профессии швеи.

2.

Правила

безопасной

работы

Кол-во
часов

Календ.
сроки

1
в

швейной

1

мастерской.
II

Швейная машина.

1.

Сведения о швейных машинах.

1

2.

Устройство швейной машины.

1

3.

Организация рабочего места швеи.

1
33

4.

Правильная посадка во время работы на

1

швейной машине.
5.

Правила безопасной работы на швейной

1

машине.
6.

Пуск и остановка швейной машины.

1

7.

Рабочий и свободный ход швейной машины.

1

8.

Выполнение строчек на бумаге по прямым

1

линиям.
по

1

10. Выполнение строчек на бумаге с поворотом на

1

9.

Выполнение

строчек

на

бумаге

закругленным линиям.
игле.
11. Выполнение

строчек

на

бумаге

по

1

зигзагообразным линиям.
12. Наматывание нитки на шпульку.

1

13. Заправка нижней нити.

1

14. Заправка верхней нити.

1

15. Выполнение строчек на ткани по прямым

1

линиям.
16. Выполнение

строчек

на

ткани

по

1

17. Выполнение строчек на ткани с поворотом на

1

закругленным линиям.
игле.
18. Выполнение

строчек

на

ткани

по

1

19. Выполнение прямых строчек с ориентиром на

1

зигзагообразным линиям.
лапку.
20. Выполнение

закругленных

строчек

с

1

ориентиром на лапку.
34

21. Выполнение строчек с поворотом на игле и

1

ориентиром на лапку.
22. Выполнение

зигзагообразных

строчек

с

1

ориентиром на лапку.
Пошив платка.

III
1.

Сведения о волокне, их виды.

1

2.

Хлопчатобумажное волокно.

1

3.

Получение ткани.

1

4.

Лицевая и изнаночная стороны ткани.

1

5.

Долевая и поперечная нить в ткани.

1

6.

Сведения о головных и носовых платках.

1

7.

Ткани для пошива платков.

1

8.

Инструменты и приспособления для ручных

1

работ.
9.

Раскрой платка.

1

10. Виды машинных швов, их применение.

1

11. Конструкция швов вподгибку.

1

12. Выполнение шва вподгибку с открытым

2

срезом на образце.
13. Влажно-тепловая обработка швов.

1

14. Выполнение шва вподгибку с закрытым

2

срезом на образце.
15. Обработка поперечных срезов платка.

2

16. Обработка долевых срезов платка.

2

17. Обработка углов платка косыми стежками.

1

18. Окончательная отделка платка.

1

IV

Ремонт одежды.

1.

Сведения о пуговицах.

1

2.

Пришивание пуговицы на стойке.

1
35

3.

Швы, применяемые для ремонта одежды.

1

4.

Стачивание распоровшегося шва на швейной

1

машине.
5.

Обметывание

срезов

разрыва

косыми

1

стежками.
6.

Влажно-тепловая обработка места ремонта.
Самостоятельная работа.

V
1.

1

Выполнение

образца

шва

вподгибку

с

2

закрытым срезом шириной 1 см.
II четверть (42 часа)
№
п/п
I

Темы занятий

Кол-во
часов

Вводное занятие.

1.

Правила поведения и безопасной работы в

Календ.
сроки

1

мастерской.
2.

Организация ручного и машинного рабочего

1

места.
Работа с тканью.

II
1.

Сведения о тканях, для пошива мешочка.

1

2.

Составление плана пошива мешочка.

1

3.

Машинные швы, конструкция и применение.

2

4.

Виды обмёточных стежков.

2

5.

Украшение мешочка отделочными стежками

2

или аппликацией.
6.

Стачивание боковых срезов мешочка.

7.

Обмётывание

срезов

шва

косыми

2
или

2

Обработка верхнего среза мешочка швом

2

петельными стежками.
8.

вподгибку с закрытым срезом.
36

9.

Окончательная отделка мешочка.

1

10. Обтачной шов, конструкция и применение.
11. Вышивание

эмблемы

на

повязке

1
для

2

дежурного.
12. Обтачивание деталей повязки для дежурного.

2

13. Выполнение отделочной строчки на повязке

1

для дежурного.
14. Окончательная

отделка

повязки

для

1

дежурного.
Ремонт одежды.

III
1.

Виды ремонта одежды.

1

2.

Швы, применяемые для ремонта одежды.

1

3.

Подбор ткани для вешалки и заплаты.

1

4.

Раскрой вешалки.

1

5.

Обработка вешалки косыми стежками.

2

6.

Пришивание вешалки к изделию косыми

2

стежками.
7.

Обработка вешалки машинной строчкой.

2

8.

Втачивание вешалки в шов вподгибку с

2

закрытым срезом.
9.

Определение места наложения и размеров

1

заплаты.
10. Раскрой заплаты.

1

11. Пришивание заплаты косыми или петельными

2

стежками.
IV

Самостоятельная работа.

1.

Обработка вешалки.

1

2.

Втачивание вешалки в шов вподгибку с

1

закрытым срезом.
37

III четверть (60 часов)
№
п/п
I
1.

Темы занятий

Кол-во
часов

Вводное занятие.
Правила

безопасной

работы

в

швейной

Календ.
сроки

1

мастерской.
II
1.

Швейная машина с электроприводом.
Швейная машина с электроприводом:

1

назначение.
2.

Устройство швейной машины с

1

электроприводом.
3.

Регулятор строчки, его назначение.

1

4.

Выполнение строчек с различной длиной

1

стежка.
5.

Машинная закрепка: назначение.

1

6.

Выполнение строчек с машинной закрепкой.

2

7.

Устройство машинной иглы.

1

8.

Правила установки машинной иглы.

1

9.

Подбор игл в зависимости от толщины ткани.

1

10. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.

1

11. Выполнение машинных строчек с ориентиром

1

на лапку на тонких тканях.
12. Выполнение машинных строчек с ориентиром

1

на лапку на толстых тканях.
III

Построение чертежа изделия и пошив
салфетки.

1.

Инструменты и материалы для изготовления

1

выкройки и раскроя ткани.
2.

Виды ножниц для ткани, назначение.

1

3.

Сантиметровая лента.

1
38

4.

Понятие о линиях чертежа выкроек.

1

5.

Правила оформления чертежей.

1

6.

Построение прямых углов.

1

7.

Построение чертежа салфетки.

1

8.

Ткани, применяемые для салфеток.

1

9.

Определение лицевой и изнаночной стороны

1

ткани.
10. Определение долевой и поперечной нити

1

ткани.
11. Раскрой салфетки.
12. Электроутюги:

2
устройство,

правила

2

безопасности.
13. Подготовка кроя к пошиву.

2

14. Выполнение шва вподгибку в углах изделия.

2

15. Обработка долевых и поперечных срезов

2

салфетки.
16. Обработка углов косыми стежками.

2

17. Окончательная отделка салфетки.

1

IV

Двойной шов.

1.

Соединительные швы.

1

2.

Двойной шов: конструкция и применение.

2

3.

Выполнение двойного шва на образце.

4

V

Построение чертежа и пошив наволочки с
клапаном.

1.

Наволочка: фасоны, стандартные размеры.

1

2.

Ткани, применяемые для пошива наволочки.

1

3.

Построение чертежа наволочки с клапаном.

1

4.

Расчет расхода ткани на наволочку.

1

5.

Подготовка ткани к раскрою.

1
39

6.

Раскрой наволочки с клапаном.

1

7.

Швы, применяемые для пошива наволочки.

1

8.

Обработка поперечных срезов наволочки.

2

9.

Правила

складывания

наволочки

для

1

обработки боковых срезов.
10. Обработка боковых срезов наволочки.

3

11. Окончательная отделка наволочки.

1

VI

Самостоятельная работа.

1.

Выполнение двойного шва на образце (ширина

2

готового шва 0,7 см).
IV четверть (48 часов)
№
п/п
I

Темы занятий
Вводное занятие.

Кол-во
часов

1.

Правила поведения в швейной мастерской.

1

2.

Правила безопасности в швейной мастерской.

1

II

Накладной шов.

1.

Виды соединительных швов.

1

2.

Накладной шов: виды и применение.

1

3.

Накладной шов с открытыми срезами.

3

4.

Накладной шов с одним закрытым срезами.

3

5.

Накладной шов с двумя закрытыми срезами.

3

III

Построение чертежа, раскрой и пошив

Календ.
сроки

сумки.
1.

Виды растительных волокон.

1

2.

Общее представление о хлопчатнике.

1

3.

Сведения о хлопковом волокне.

1

4.

Общее представление о прядении.

1

5.

Получение пряжи из волокон хлопка.

1
40

6.

Сведения о сумках: фасоны, размеры.

1

7.

Ткани, применяемые для пошива сумки.

1

8.

Построение чертежа сумки и ручек.

1

9.

Расчет расхода ткани на сумку.

1

10. Подготовка ткани к раскрою.

1

11. Раскрой деталей сумки.

2

12. Швы, применяемые для пошива сумки.

1

13. Подготовка деталей сумки к пошиву.

2

14. Обработка боковых срезов двойным швом.

4

15. Обработка дна сумки.

2

16. Обработка ручек накладным швом.

4

17. Разметка мест крепления и приметывание

2

ручек сумки.
18. Обработка

верхнего

среза

сумки

швом

4

вподгибку с закрытым срезом.
19. Окончательная отделка сумки.

2

IV

Контрольная работа.

1.

Выполнение накладного шва на образце с

2

применением отделочной строчки.
6 класс (204 часа)
I четверть (18, 18, 18 часов)
№
п/п
I
1.

Темы занятий

Кол-во
часов

Вводное занятие.
Профессия

швеи-мотористки

(оператор

Календ.
сроки

1

швейного оборудования).
II
1.

Швейная машина с электроприводом.
Швейная машина с электроприводом:

1

назначение.
41

2.

Устройство швейной машины с

1

электроприводом.
3.

Регулятор строчки, его назначение.

1

4.

Выполнение строчек с различной длиной

1

стежка.
5.

Машинная закрепка: назначение.

1

6.

Выполнение строчек с машинной закрепкой.

1

7.

Устройство машинной иглы, установка иглы.

1

8.

Подбор игл и ниток в зависимости от толщины

1

ткани.
III

Работа с тканью.

1.

Инструменты и приспособления для ручных

1

работ.
2.

Виды машинных швов, их конструкция и

1

применение.
3.

Выполнение стачного шва вразутюжку на

1

образце.
4.

Выполнение стачного шва взаутюжку на

1

образце.
5.

Влажно-тепловая обработка швов.

1

6.

Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом

2

на образце.
IV
1.

Самостоятельная работа.
Выполнение

образца

стачного

шва

2

(вразутюжку и взаутюжку) шириной 1 см.
II четверть (14, 14, 14 часов)
№
п/п
I

Темы занятий
Вводное занятие.

Кол-во
часов

Календ.
сроки

42

1. Правила

безопасной

работы

в

швейной

1

мастерской.
II

Построение чертежа изделия и пошив
салфетки.

1.

Инструменты и материалы для изготовления

1

выкройки и раскроя ткани.
2.

Понятие о линиях чертежа выкроек.

1

3.

Построение чертежа салфетки.

1

4.

Ткани, применяемые для салфеток.

1

5.

Раскрой салфетки.

1

6.

Электроутюги:

устройство,

правила

1

безопасности.
7.

Выполнение шва вподгибку в углах изделия.

1

8.

Обработка поперечных срезов салфетки.

1

9.

Обработка долевых срезов салфетки.

1

10. Обработка углов косыми стежками.

1

11. Окончательная отделка салфетки.

1

Ш
1.

Самостоятельная работа.
Выполнение

образца

шва

вподгибку

с

2

закрытым срезом (ширина шва 2 см).
III четверть (20, 20, 20 часов)
№
п/п
I

Темы занятий
Вводное занятие.

1.

Правила техники безопасности в швейной

Кол-во
часов

Календ.
сроки

1

мастерской.
II

Двойной шов.

1.

Соединительные швы.

1

2.

Двойной шов: конструкция и применение.

1
43

3.
Ш

Выполнение двойного шва на образце.

2

Построение чертежа и пошив наволочки с
клапаном.

1.

Наволочка: фасоны, стандартные размеры.

1

2.

Ткани, применяемые для пошива наволочки.

1

3.

Построение чертежа наволочки с клапаном.

1

4.

Расчет расхода ткани на наволочку.

1

5.

Подготовка ткани к раскрою.

1

6.

Раскрой наволочки с клапаном.

1

7.

Швы, применяемые для пошива наволочки.

1

8.

Обработка поперечных срезов наволочки.

2

9.

Правила складывания наволочки для обработки

1

боковых срезов.
10. Обработка боковых срезов наволочки.

2

11. Окончательная отделка наволочки.

1

IV

Самостоятельная работа.

1.

Выполнение двойного шва на образце (ширина

2

готового шва 0,7 см).
IV четверть (16, 16, 16 часов)
№
п/п
I

Темы занятий
Вводное занятие.

1.

Правила безопасной работы при выполнении

Кол-во
часов

Календ.
сроки

1

ручных и машинных работ.
II

Накладной шов.

1.

Накладной шов: виды и применение.

1

2.

Накладной шов с одним закрытым срезом.

1

3.

Накладной шов с двумя закрытыми срезами.

1

44

III

Построение чертежа, раскрой и пошив
сумки.

1.

Растительные волокна (хлопок).

1

2.

Общее представление о прядении.

1

3.

Сведения о сумках: фасоны, размеры.

1

4.

Построение чертежа сумки и ручек.

1

5.

Раскрой деталей сумки.

1

6.

Обработка боковых срезов двойным швом.

1

7.

Обработка дна сумки.

1

8.

Обработка ручек накладным швом.

1

9.

Обработка верхнего среза сумки швом

1

вподгибку с закрытым срезом.
10.

Окончательная отделка сумки.

1

IV

Контрольная работа.

1.

Выполнение накладного шва на образце с

2

применением отделочной строчки.

8 класс (238 часов)
I четверть (63 часа)
№
п/п
I
1.

Темы занятий

Кол-во
часов

Вводное занятие.
Профессия

швеи-мотористки

(оператор

1

швейной

1

Календ.
сроки

швейного оборудования).
2.

Правила

безопасной

работы

в

мастерской.
II

Украшение одежды вышивкой.

1.

Сведения о вышивке, виды вышивки.

1

2.

Инструменты и приспособления для вышивки.

1
45

3.

Способы перевода рисунка на ткань.

1

4.

Выполнение вышивки на изделии вручную.

2

5.

Сведения о вышивальной машине.

1

6.

Правила безопасной работы на вышивальной

1

машине.
7.

Заправка

нижней

нитки

вышивальной

1

верхней

нитки

вышивальной

1

Подготовка и установка пяльцев в каретку

1

машины.
8.

Заправка
машины.

9.

машины.
10.

Выбор

дизайна

для

вышивки

и

его

2

редактирование.
11.

Выполнение простой вышивки на

2

вышивальной машине.
12.

Выполнение сложной вышивки на машине с

3

заменой цвета ниток.
13.
III

Уход за вышивальной машиной.

2

Построение чертежа основы блузки,
элементарное моделирование и раскрой.

1.

Сведения

о

волокнах

натурального

и

1

искусственного шёлка.
2.

Свойства волокон шелка.

1

3.

Сведения о блузках.

1

4.

Ткани, применяемые для пошива блузок.

1

5.

Построение чертежа основы блузки.

1

6.

Изготовление выкройки основы блузки.

1

7.

Моделирование блузки.

1

8.

Расчет расхода ткани на блузку.

1
46

9.

Раскладка выкройки блузки на ткани.

1

10.

Раскрой деталей блузки.

2

11.

Подготовка деталей кроя к пошиву.

1

IV
1.

Пошив блузки.
Ткани из натурального и искусственного

1

шёлка.
2.

Изучение свойств шелковых тканей.

1

3.

Швы, применяемые для пошива блузки.

1

4.

Составление плана пошива блузки.

1

5.

Выполнение машинной вышивки на полочке

2

блузки.
6.

Подготовка блузки к примерке.

1

7.

Примерка блузки.

1

8.

Обработка вытачек.

1

9.

Обработка плечевых срезов.

1

10.

Способы обработки горловины, пройм и низа

2

цельнокроеного рукава.
11.

Обработка горловины косой обтачкой.

2

12.

Обработка пройм или низа цельнокроеного

2

рукава косой обтачкой.
13.

Обработка боковых срезов.

1

14.

Виды обработки низа блузки.

1

15.

Обработка

нижнего

среза

блузки

швом

2

вподгибку с закрытым срезом.
16.
V
1.

Окончательная отделка блузки.

1

Практическое повторение.
Пошив изделий.

VI

Самостоятельная работа.

1.

Обработка среза окантовочным швом на

7
1
47

образце.
2.

Обработка среза косой обтачкой на образце.

1

II четверть (49 часов)
№
п/п
I
1.
II

Темы занятий
Вводное занятие.
Организация рабочего места швеи.

Кол-во
часов

Календ.
сроки

1

Изготовление выкройки цельнокроеного
платья на основе выкройки блузки и
раскрой.

1.

Понятие силуэт (в одежде).

1

2.

Сведения о цельнокроеных платьях.

1

3.

Расчет и расположение вытачек по линии

1

талии.
4.

Изготовление

выкройки

цельнокроеного

1

платья на основе выкройки блузки.
5.

Моделирование выреза горловины в платье.

1

6.

Раскладка выкройки платья на ткани.

1

7.

Раскрой деталей цельнокроеного платья.

2

8.

Подготовка деталей кроя платья к пошиву.

1

III

Пошив платья.

1.

Сведения о ткани: виды, отделка.

1

2.

Дефекты ткацкого производства.

1

3.

Виды обтачек.

1

4.

Раскрой подкройной обтачки.

1

5.

Правила обработки и соединения с горловиной

1

подкройной обтачки.
6.

Обработка выреза горловины «каре» на

2

образце.
48

7.

Обработка круглого выреза горловины на

2

образце.
8.

Обработка

выреза

горловины

углом

на

2

Обработка выреза горловины с застежкой

2

образце.
9.

посередине переда (спинки) на образце.
10.

Швы,

применяемые

для

пошива

1

цельнокроеного платья.
11.

Подготовка

цельнокроеного

платья

к

I

1

примерке.
12.

Примерка цельнокроеного платья.

1

13.

Обработка вытачек.

1

14.

Обработка плечевых срезов платья.

1

15.

Обработка выреза горловины подкройной

3

обтачкой.
16.

Обработка боковых срезов платья.

1

17.

Обработка низа цельнокроеного рукава.

1

18.

Обработка нижнего среза платья.

2

19.

Окончательная отделка платья.

1

20.

Уход за швейной машиной.

1

IV

Ремонт одежды.

1.

Виды ремонта одежды.

1

2.

Способы наложения заплаты.

1

3.

Раскрой и подготовка заплаты.

1

4.

Соединение
зигзагообразной

заплаты
строчкой

с

изделием

или

ручными

1

стежками.
V
1.

Практическое повторение.
Пошив изделий.

6
49

VI
1.

Самостоятельная работа.
Обработка

горловины

(вырез

углом)

2

подкройной обтачкой на образце.
III четверть (70 часов)
№
п/п
I

Темы занятий

Кол-во
часов

Вводное занятие.

1.

Правила поведения в швейной мастерской.

1

2.

Правила

1

безопасной

работы

в

швейной

Календ.
сроки

мастерской.
II

Отделка лёгкой одежды.

1.

Виды отделки лёгкой одежды.

1

2.

Правила раскроя и раскрой отделочных

1

деталей.
3.

Виды обработки обрезных срезов отделочных

1

деталей.
4.

Обработка

обрезных

срезов

отделочных

1

срезов

отделочных

1

деталей швом вподгибку.
5.

Обработка

обрезных

деталей зигзагообразной строчкой.
6.

Соединение отделочных деталей с изделием.

2

7.

Раскрой и застрачивание деталей изделия со

1

складочками.
8.

Выполнение мережки.

2

III

Построение чертежа основы платья.

1.

Сведения о синтетических волокнах, их виды.

1

2.

Общее

1

представление

о

получении

синтетического волокна и пряжи.
3.

Изучение свойств синтетических волокон.

1
50

4.

Мерки для построения чертежа платья, их

1

снятие.
5.

Построение чертежа основы платья.

1

6.

Изготовление выкройки основы платья.

1

IV

Построение чертежей основы втачного
длинного рукава и воротника на стойке.

1.

Сведения

о

синтетических

тканях,

их

1

свойства.
2.

Построение чертежа втачного рукава.

1

3.

Раскрой втачного рукава.

1

4.

Виды обработки низа короткого рукава.

1

5.

Обработка на образце низа короткого рукава

2

(имитация манжеты)
6.

Построение чертежа воротника на стойке.

1

7.

Раскрой воротника на стойке.

1

8.

Обработка на образце воротника на стойке.

2

V

Обработка деталей с кокетками.

1.

Сведения о кокетках.

1

2.

Виды отделки кокеток.

1

3.

Элементарное моделирование кокеток.

1

4.

Правила раскроя и раскрой кокеток.

1

5.

Обработка притачных кокеток с прямым и

2

овальным нижним срезом.
6.

Обработка накладных кокеток с прямым и

2

овальным нижним срезом.
7.
VI

Обработка кокетки фигурной формы.

2

Изготовление выкройки блузки на основе
выкройки платья и раскрой.

1.

Сведения о блузках.

1
51

2.

Изготовление выкройки блузки на основе

1

выкройки платья.
3.

Раскладка выкройки блузки на ткани.

1

4.

Раскрой деталей блузки с воротником и

1

коротким рукавом.
5.

Подготовка деталей блузки к пошиву.

VII

1

Пошив блузки.

1.

Приспособления к швейным машинам.

1

2.

Выполнение пробных строчек с применением

1

приспособлений.
3.

Подготовка блузы к примерке.

1

4.

Примерка блузки с воротником и коротким

1

рукавом.
5.

Обработка вытачек.

1

6.

Обработка кокетки блузки.

1

7.

Обработка плечевых срезов блузки.

1

8.

Обработка застежки блузки.

1

9.

Обработка воротника на стойке.

1

10.

Соединение воротника с горловиной.

1

11.

Обработка боковых срезов.

1

12.

Обработка рукавов.

2

13.

Соединение рукавов с проймами.

2

14.

Обработка нижнего среза блузки.

1

15.

Разметка и обработка петель.

1

16.

Окончательная отделка блузки.

1

VIII
1.
IX
1.

Практическое повторение.
7

Пошив изделий.
Самостоятельная работа.
Обработка

низа

короткого

рукава

2
52

имитирующей манжетой.
IV четверть (56 часов)
№
п/п
I

Темы занятий

Кол-во
часов

Вводное занятие.

1.

Правила поведения в швейной мастерской.

1

2.

Правила

1

безопасной

работы

в

швейной

Календ.
Сроки

мастерской.
II

Изготовление выкройки халата на основе
выкройки платья и раскрой.

1.

Сведения о нетканых материалах.

1

2.

Сведения о халатах.

1

3.

Изготовление выкройки халата на основе

1

платья.
4.

Изготовление выкройки манжеты, отложного

2

воротника и подборта.
5.

Раскладка выкройки халата на ткани.

1

6.

Раскрой деталей халата.

2

7.

Подготовка деталей кроя халата к пошиву.

2

Пошив халата.

III
1.

Челночный стежок.

1

2.

Неполадки в работе швейной машины: виды и

1

их исправление.
3.

Технологические свойства тканей разного

1

состава.
4.

Швы, применяемые для пошива халата.

1

5.

Подготовка халата к примерке.

1

6.

Примерка халата.

1

7.

Обработка вытачек.

1
53

8.

Обработка плечевых срезов халата.

2

9.

Обработка воротника.

2

10.

Соединение воротника с горловиной.

1

11.

Обработка бортов подбортами.

2

12.

Обработка боковых срезов.

2

13.

Виды обработки низа длинного рукава.

1

14.

Обработка длинного рукава с манжетой на

2

образце.
15.

Обработка рукавов.

2

16.

Обработка низа рукавов.

2

17.

Соединение рукавов с поймами.

3

18.

Обработка нижнего среза халата.

2

19.

Разметка и выметывание петель.

2

20.

Пришивание пуговиц.

2

21.

Окончательная отделка халата.

1

IV

Массовое производство швейных изделий.

1.

Сведения о массовом производстве швейных

2

изделий.
V
1.

Практическое повторение.
Пошив изделий.

VI

Контрольная работа.

1.

Обработка длинного рукава манжетой на

7

2

образце. (Выполняется по готовому крою)

54

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».