Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» по профилю «Полиграфия» 7 класса составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №1026. ФАООП УО (вариант 1), адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Настоящая программа способствует получению обучающимися первоначальной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья. Программа направлена на достижение следующих задач: - развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); - обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; - расширение знаний о материальной культуре, как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; 2 - расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; - расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; - ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; - ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; - формирование представлений о полиграфическом производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда; - ознакомление с условиями и содержанием программы обучения по учебному предмету «Труд (технология)» по профилю «Полиграфия» и испытание своих сил в процессе практических работ в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся; - формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; - формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; - совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; - коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); - коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); 3 - коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; - развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); - формирование информационной грамотности, умения культуры, развитие работать с различными источниками информации; - формирование коммуникативной активности, целенаправленности, инициативности; - развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета. Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках «Труд (технология)» по профилю «Полиграфия» Патриотическое воспитание: - ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Гражданское воспитание: - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. Духовно-нравственное воспитание: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. 4 Эстетическое воспитание: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязь человека с природой и социальной средой. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); - соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного образования. Трудовое воспитание: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности; - способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. 5 Содержание программы направлено на достижение личностных и предметных результатов Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения обучающимися Данная рабочая программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 1). Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или 6 выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения и с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории. Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. В 7 классе обучающиеся изучают полиграфическое оборудование, предусмотрены упражнения по освоению приёмов работы на нём. Обучающимися изучается технология полиграфической продукции. Особое планировать процесс изготовления изготовления внимание уделяется полиграфической различной обучению продукции, анализировать свои действия и их результаты. Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание самостоятельных и контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей. Программа по учебному предмету «Труд (технология)» по профилю «Полиграфия» носит предметно-практическую направленность на всех этапах обучения, развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение полиграфических работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Предлагаемая программа позволяет подготовить выпускников к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета «Профильный 7 труд (полиграфия)» отводится: в 7 классе - 238 часов (34 учебных недели) по 7 часов в неделю; Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения учебного предмета: - осознание себя как гражданина России; - формирование чувства гордости за свою Родину; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - формирование готовности к самостоятельной жизни. 8 Предметные результаты освоения учебного предмета: Минимальный уровень: - знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту; - представление об основных свойствах используемых материалов; - отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы и умение их использовать; - представление о принципах действия, общем устройстве полиграфического оборудования и их основных частей; - представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием; - умение выполнять отдельные операции и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ под контролем учителя; - умение читать технологические карты (с помощью учителя), соблюдать технологические процессы; - умение выполнять работу качественно, оценивать результаты своего труда; - представления о разных видах профильного труда; - понимание значения и ценности труда, красоты труда и его результатов; - заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; - понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; - осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; - выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков труда. Достаточный уровень: - определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с 9 физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности; - планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; - знание оптимальных и доступных технологических приемов работ в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; - экономное расходование материалов; - осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Труд (технология)» по профилю «Полиграфия»: - методические рекомендации для учителя; - полиграфическое оборудование (ламинатор, брошюратор, резак и т.д.); - инструменты и приспособления для проведения практических работ (дырокол, ручной степлер, ножницы и т.д.); - материалы для проведения практических работ (пружины, плёнка для ламинирования, обложки, картон, бумага и т.д.) - оргтехника (компьютер, принтер, сканер); - видеоподборки и презентации по темам программы; - инструкционно-технологические и технологические карты; - наглядно-демонстрационный материал; - образцы готовых изделий; - раздаточный материал. В процессе оборудование, федерального реализации приобретенное проекта в рабочей программы используется рамках реализации мероприятии «Современная школа» национального проекта «Образование»: 10 Раздел рабочей программы Оборудование 7 класс Вводное занятие. Наглядные пособия по технике безопасности. Общие сведения о материалах и Степлер оборудовании Ламинатор Принтер Брошюратор Термопереплетчик Термопресс Биговщик Автоматический нарезчик визиток Фотоаппарат Сведения о степлере Степлер Изготовление записной книжки Степлер Знакомство с ламинатором Ламинатор Изготовление открытки Ламинатор Знакомство с принтером Принтер Изготовление магнитов Принтер Ламинатор Содержание учебного предмета 7 класс Вводное занятие Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Знакомство с трудовым профилем «Полиграфия». Беседа о профессиях, связанных с полиграфией. Знакомство с изделиями, которые предстоит выполнить. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Закрепление рабочих мест. Организация рабочего места. Общие сведения о материалах и оборудовании Теоретические сведения. Сведения об оборудовании, используемом в полиграфии: виды назначение и применение (дырокол, степлер, брошюратор, ламинатор, резак, компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, камера). Сведения назначение и о материалах, применение используемых (бумага, картон, на полиграфии: пружины, пленка виды, для ламинирования, магнитная лента, обложка, тесьма, шнур, лента). Техника 11 безопасности при работе на полиграфическом оборудовании. Сведения о дыроколе Теоретические сведения. Дырокол виды, назначение и применение. Понятие перфорирование. Выставление линейки дырокола на нужный формат. Техника безопасности при работе с дыроколом. Упражнения. Пробивание отверстий дыроколом. Изготовление блокнота при помощи дырокола Изделия. Блокнот (скрепление листов с помощью тесьмы). Теоретические конструкции. сведения. Сведения применяемые для о Виды форматах. изготовления блокнотов Материалы блокнота. по назначению и и оборудование, Детали блокнота. Последовательность изготовления блокнота. Правила техники безопасности при работе с дыроколом. Упражнения. Отсчет, выравнивание и складывание листов, перфорация листов дыроколом. Практические работы. Нарезка бумаги и обложки определенного формата. Разметка и перфорация листов, обложки и задней стенки дыроколом. Скрепление блокнота с помощью тесьмы, шнура или ленты. Самостоятельная работа. Изготовление блокнота при помощи дырокола. (Выполняется из готовых деталей) Вводное занятие План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Общие сведения о материалах и оборудовании. Теоретические сведения. Сведения об оборудовании, используемом в полиграфии: виды назначение и применение (дырокол, степлер, брошюратор, ламинатор, резак, компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, камера). Сведения назначение и о материалах, применение используемых (бумага, картон, на полиграфии: пружины, пленка виды, для 12 ламинирования, магнитная лента, обложка, тесьма, шнур, лента). Техника безопасности при работе на полиграфическом оборудовании. Сведения о степлере Теоретические сведения. Степлер: виды, назначение и применение. Устройство степлера. Правила работы и техника безопасности при работе со степлером. Упражнения. Скрепление листов степлером. Изготовление записной книжки Изделия. Записная книжка (скрепление листов с помощью степлера). Теоретические знания. Виды записных книжек. Сведения о форматах. Материалы, применяемые для изготовления записной книжки. Детали записной книжки. Последовательность изготовления записной книжки. Правила техники безопасности при работе со степлером. Анализ образца и составление плана работы совместно с учителем. Упражнения. Отсчет, выравнивание и складывание листов, выполнение разметки для скрепления листов, скрепление листов степлером. Практические работы. Нарезка бумаги и обложки определенного формата. Отсчет, складывание и выравнивание листов и обложки. Выполнение разметки для скрепления листов. Скрепление записной книжки степлером. Самостоятельная работа Изготовление записной книжки при помощи степлера. (Выполняется из готовых деталей) Вводное занятие План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Резак для бумаги. Теоретические сведения. Резак: виды, назначение, применение и основные части. Правила работы с резаком. Техника безопасности при работе с резаком. 13 Упражнения. Нарезка листов разных форматов с помощью резака. Знакомство с ламинатором Теоретические сведения. Ламинатор: назначение, основные части, виды ламинирования. Правила работы с ламинатором и техника безопасности. Правила вкладывания листа в пленку для ламинирования. Упражнения. Ламинирование картинок. Изготовление открытки Теоретические сведения. Сведения об открытках: виды и их назначение. Форматы открыток. Материалы и оборудование, применяемые для изготовления открытки. Составление плана изготовления открытки. Упражнения. Ламинирование. Практические работы. Отбор картинки для открытки. Печать открытки. Ламинирование открытки. Вводное занятие План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Знакомство с принтером Теоретические сведения. Принтер: виды, назначение и применение. Основные части принтера. Правила работы с принтером. Правила техники безопасности при работе с принтером. Упражнения. Печать документов, картинок на принтере. Изготовление магнитов Изделия. Магниты. Теоретические сведения. Сведения о магнитах. Материалы и оборудование, применяемые для изготовления магнита. Составление плана изготовления магнита. Общие сведения о магнитной ленте. Правила техники безопасности при работе за компьютером. Правила техники безопасности при работе с ламинатором. Упражнения. Отбор картинки на компьютере для магнита. Ламинирование. 14 Практические работы. Отбор картинки на компьютере для магнита. Ламинирование картинки. Вырезание магнита. Крепление магнитной ленты. Самостоятельная работа Подготовка принтера к работе. Печать документа и картинки, их ламинирование и разрезание на резаке. 7 класс (238 часов) I четверть (21, 21, 21 час) № п/п Темы занятий I Вводное занятие. 1. Знакомство с Кол-во часов трудовым профилем Календ. сроки 1 «Полиграфия». 2. Беседа о профессиях, связанных с 1 полиграфией. 3. Правила безопасной работы в мастерской. 1 Общие сведения о материалах и II оборудовании. 1. Материалы, применяемые в полиграфии. 1 2. Оборудование, применяемое в полиграфии. 1 3. Техника безопасности при работе на 1 полиграфическом оборудовании. Сведения о дыроколе. III 1. Сведения о дыроколе. 1 2. Понятие перфорирование. 1 3. Выставление линейки дырокола на нужный 1 формат. 4. IV Пробивание отверстий дыроколом. 1 Изготовление блокнота при помощи дырокола. 1. Виды блокнотов по назначению и 1 15 конструкции; 2. Сведения о форматах блокнотов. 1 3. Материалы и оборудование, применяемые для 1 изготовления блокнота. 4. Последовательность изготовления блокнота. 1 5. Нарезка блокнота 2 Разметка и перфорация листов блокнота 1 бумаги и обложки определенного формата. 6. дыроколом. 7. Разметка и перфорация обложки блокнота 1 дыроколом. 8. Скрепление блокнота с помощью тесьмы, 1 шнура или ленты. Самостоятельная работа. V 1. Изготовление блокнота при помощи 2 дырокола. (Выполняется из готовых деталей) II четверть (17, 16, 16 часов) № п/п Темы занятий I Вводное занятие. 1. Правила безопасной работы Кол-во часов в швейной Календ. сроки 1 мастерской. Сведения о степлере. II 1. Степлер: виды, назначение и применение. 1 2. Устройство степлера. 1 3. Правила работы степлером. 1 4. Техника безопасности при работе со 1 степлером. 16 5. III Скрепление листов степлером. 2 Изготовление записной книжки. 1. Виды записных книжек, их форматы. 1 2. Материалы, применяемые для изготовления 1 записной книжки. 3. Последовательность изготовления записной 1 книжки. 4. Нарезка бумаги определенного формата. 1 5. Нарезка обложки определенного формата. 1 6. Отсчет, складывание и выравнивание листов и 1 обложки. 7. Выполнение разметки для скрепления листов. 1 8. Скрепление записной книжки степлером. 1 IV Самостоятельная работа. 1. Изготовление записной книжки при помощи 2 степлера. (Выполняется из готовых деталей) III четверть (23, 24, 23 часа) № п/п Темы занятий I Вводное занятие. 1. Правила поведения и безопасной работы в Кол-во часов Календ. сроки 1 швейной мастерской. II Резак для бумаги. 1. Резак: виды, назначение, применение. 1 2. Основные части резака. 1 3. Правила работы с резаком. 1 4. Техника безопасности при работе с резаком. 1 5. Нарезка листов разных форматов с помощью 2 17 резака. Знакомство с ламинатором. III 1. Ламинатор: виды, назначение, применение. 1 2. Основные части ламинатора. 1 3. Виды ламинирования. 1 4. Правила работы с ламинатором. 1 5. Техника безопасности при работе на 1 Правила вкладывания листа в пленку для 1 ламинаторе. 6. ламинирования. 7. IV Ламинирование картинок. 2 Изготовление открытки. 1. Сведения об открытках. 1 2. Форматы открыток. 1 3. Материалы и оборудование, применяемые для 1 изготовления открытки. 4. Составление плана изготовления открытки. 1 5. Отбор картинки для открытки. 1 6. Печать открытки. 1 7. Ламинирование открытки. 1 VI 1. Самостоятельная работа. Подготовка ламинатора ламинирование картинок. к работе, 2 Разрезание картинок на резаке. IV четверть (19, 18, 19 часов) № п/п Темы занятий I Вводное занятие. Кол-во часов Календ. сроки 18 1. Правила поведения и безопасной работы в 1 швейной мастерской. Знакомство с принтером. II 1. Виды принтеров, их назначение и 1 применение. 2. Основные части принтера. 3. Техника безопасности 1 при работе с 1 принтером. 4. Правила работы с принтером. 1 5. Печать документов на принтере. 2 6. Печать картинок на принтере. 2 III Изготовление магнитов. 1. Сведения о магнитах. 1 2. Сведения о магнитной ленте. 1 3. Материалы и оборудование, применяемые для 1 изготовления магнита. 4. Составление плана изготовления магнита. 1 5. Отбор и печать картинки для магнита. 1 6. Ламинирование картинки для магнита. 1 7. Вырезание магнита. 1 8. Крепление магнитной ленты. 1 IV 1. Самостоятельная работа. Подготовка принтера к работе. Печать 2 документа и картинки, их ламинирование и разрезание на резаке. 19 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)