ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение Цели: формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития; усиление культурологической составляющей школьного образования; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Задачи: познакомиться с понятием информация; рассмотреть следующие действия с информацией: хранение, передача, кодирование, обработка, получение новой информации; познакомиться с устройством компьютера и его программного обеспечения; развивать навык работы на клавиатуре и с мышью; изучать графический редактор Paint; научиться создавать простейшие анимации в PowerPoint; закреплять навыки работы с файлами и папками, познакомить с текстовым процессором Word; автоматизировать навыки работы в текстовом и графическом редакторах; развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета. 2 Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках «Информатики» 1. Патриотического воспитания: Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, 2. Гражданского воспитания: Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 3. Духовно-нравственного воспитания: Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4. Ценности научного познания: Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; Умение принимать себя и других, не осуждая; Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния; Сформированность навыков рефлексии; Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6. Трудового воспитания: Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 3 Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7. Экологического воспитания: Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств ИКТ в повседневной жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. 4 Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах WORD И POWER POINT. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях. МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитан на 34 часа, что составляет 1 час в неделю. 7-9 классы (34 часа) Четверть I II III IV 9 7 10 8 Кол-во часов ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения предмета «Информатика» - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - наличие мотивации к труду, работе на результат; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 5 Планируемые предметные результаты: Минимальный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.). Достаточный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс Введение. Техника безопасности. (2ч) Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии. История развития вычислительной техники. (1ч) Устройство компьютера (10 ч) Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации. Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и долговременная память компьютера. Обработка графической информации (10 ч) Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. 6 Знакомство с программой PAINT Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word (10 ч) Создание таблицы в текстовом документе. Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы. Вкладка Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной таблицы. Повторение (1 час) 8 класс Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. (2ч). Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии Устройство компьютера(4ч). Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл. Периферийное устройство - принтер. Распечатка рисунка, небольшого текста. Обработка текстовой информации (10 часов) Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Компьютерный практикум Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул». Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев». Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков». Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными». Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint (17 ч). Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов 7 с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат. Повторение (1 час) 9 класс Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9 часов) Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных (с использованием различных технических средств: фото- и видеокамеры, микрофона и т.д.). Сканирование рисунков и текстов. Организация системы файлов и папок, сохранение изменений в файле. Распечатка файла. Использование сменных носителей (флэш-карт), учёт ограничений в объёме записываемой информации. Обработка графической информации (7 часов) Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Компьютерный практикум Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». Практическая работа № 13 «Анимация». Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор Excel (11ч) Знакомство с Excel. Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel. Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание диаграммы. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков. Действие сложение с помощью программы Excel. Решение примеров на сложение многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление с помощью программы Excel. Решение задач в Excel. Решение примеров на все действия в программе Excel. Коммуникационные технологии (7 часов) Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Поиск и обработка информации: информация, её сбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. 8 Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера. Структурирование информации, её организация и представление в виде таблиц, схем, диаграмм и пр. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс (34 часа) Кол-во часов Тема 1 2 Практика работы на компьютере. Техника безопасности в кабинете информатики. Компьютеры в нашей жизни. Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие. Дата 7 «А» 7 «Б» I четверть - 9 часов 8 1 1 3 Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. 1 4 Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. 1 5-6 2 Клавиатура. Клавиши и их назначение при наборе текста. Пользование мышью, 2 использование простейших средств текстового редактора II четверть — 7 часов Практика работы на 1 компьютере. Безопасные приёмы работы на 1 компьютере. Правила ТБ. 7-8 9 10 Основные виды учебной деятельности Соблюдать правила ТБ в кабинете информатики. Называть, показывать основные устройства компьютера. Знать, называть, показывать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включать и выключать компьютер и подключаемые к нему устройства. Знать, называть, показывать клавиатуру, мышь. Набирать текст. Соблюдать правила ТБ в кабинете информатики. Называть, показывать основные 9 устройства компьютера. Работа с простыми информационными объектами. 11- Текст (создание, 12 сохранение). 13- Текст (преобразование, сохранение). 14 15 Текст (удаление). 16 Ввод небольшого текста. Практическая работа. 17 1819 6 2 2 1 1 III четверть - 10 часов Работа с простыми 10 информационными объектами. Редактирование текста. 1 Практическая работа. Таблица (создание, сохранение). 20- Таблица (преобразование, сохранение). 21 22 Таблица (удаление). 2 2 1 23 Вывод текста на принтер. 1 2425 Работа с рисунками в графическом редакторе. 2 26 Организация системы файлов и 1 папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. IV четверть - 8 часов 4 Поиск и обработка информации Создавать документ, называть, сохранять его. Удалять слово, предложение, весь документ. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. Создавать документ, называть, сохранять его. Создавать таблицу, сохранять, преобразовывать её. Удалять слово, предложение в таблице. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст в таблице. Выводить текста на принтер. Создавать документ. Работать с рисунками в графическом редакторе. Сохранять рисунок. Создавать документ, папку. Называть и переименовывать их. Переносить на другие носители. 10 27 28 29 30 Информация, её сбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Поиск информации в Интернете. Поиск информации внутри компьютера, на съёмном носителе. 1 1 1 Общение в цифровой среде 32 Создание почтового ящика. 32- Создание и передача сообщений. 33 34 Искать информацию в компьютере и в сети Интернет, на съёмном носителе (флешке). Переносить информацию в документ, систематизировать и анализировать найденную информацию. 1 4 Создавать почтовый ящик. Входить в созданный почтовый ящик.Принимать и передаватьсообщения. Создавать странички в социальной сети. Входить на свою страницу. Принимать и передавать сообщения. 1 2 Создание странички в социальной сети. 1 8 класс (34 часа) № Кол-во часов Тема Практика работы на компьютере. I четверть - 9 часов 8 Дата Основные виды учебной деятельности 1 Техника безопасности в кабинете информатики. Компьютеры в нашей жизни. 1 Соблюдать правила ТБ в кабинете информатики. 2 Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие. 1 Называть, показывать основные устройства компьютера. 3 Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. 1 Знать, называть, показывать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, 11 обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. 1 Включать и выключать компьютер и подключаемые к нему устройства. 5-6 Клавиатура. Клавиши и их назначение при наборе текста. 7-8 Пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора 2 Знать, называть, показывать клавиатуру, мышь. Набирать текст. 4 2 II четверть - 7 часов Работа с простыми информационными объектами. 8 Текст (создание, сохранение). 1 Создавать документ, называть, сохранять его. 10- Текст (преобразование, 11 сохранение). 2 Текст (удаление). 1 Удалять слово, предложение, весь документ. 2 Набирать текст без ошибок. 2 Редактировать текст. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. 9 12 13- Ввод небольшого текста. 14 Практическая работа. 15- Редактирование 16 текста. Практическая работа. III четверть - 10 часов Работа с простыми информационными объектами. 17- Таблица (создание, 18 сохранение). 2 19- Таблица (преобразование, 20 сохранение). 2 Создавать документ, называть, сохранять его. Создавать таблицу, сохранять, преобразовывать её. 12 21 Таблица (удаление). 22- Работа с таблицей. 23 Практическая работа. 24 Удалять слово, предложение в таблице. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст в таблице. Выводить текста на принтер. Создавать документ. Работать с рисунками в графическом редакторе. Сохранять рисунок. 1 2 Вывод текста на принтер. 1 25- Работа с рисунками в 26 графическом редакторе. 2 IV четверть - 8 часов 27- Организация системы файлов и 30 папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. 4 Создавать документ, папку. Называть и переименовывать их. Переносить на другие носители. 31- Ввод 32 небольшого текста. Практическая работа. 33- Редактирование текста. 34 Практическая работа. 2 Создавать документ, называть, сохранять его. Удалять слово, предложение, весь документ. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. 2 9 класс (34 часа) № Тема Поиск и обработка информации Кол-во часов I четверть - 9 часов 7 1-2 Информация, её сбор, анализ и систематизация. 2 3-4 Способы получения, хранения, переработки информации. 2 Дата Основные виды учебной деятельности Искать информацию в компьютере и в сети Интернет, на съёмном носителе (флешке). Переносить информацию в документ, 13 5 Поиск информации в Интернете. 1 6 Поиск информации внутри компьютера. 1 7 Поиск информации на съёмном носителе. 1 Общение в цифровой среде 3 8-10 систематизировать и анализировать найденную информацию. II четверть - 7 часов Создание почтового ящика. 1 12- Создание и передача сообщений. 13 2 11 14 Создание странички в социальной сети. 1 15 Передача и принятие сообщений в социальных сетях. Технология ввода информации в компьютер 1617 Создавать почтовый ящик. Входить в созданный почтовый ящик. Принимать и передавать сообщения. Создавать странички в социальной сети. Входить на свою страницу. Принимать и передавать сообщения. Ввод текста. 1 9 2 Набирать текст. III четверть - 10 часов 1819 Запись звука с помощью микрофона. 2 Записывать звуки с помощью микрофона и воспроизводить их на компьютере (самостоятельно или с помощью учителя). Воспроизводить скачанные звуки. 2021 Запись изображения с помощью видеокамеры. 2 Записывать изображения с помощью видеокамеры их на компьютере 14 (самостоятельно или с помощью учителя). Воспроизводить видео. 2223 Сканирование рисунков. 2 Сканировать рисунки. 24 Редактирование сканированных рисунков. 1 Редактировать сканированные рисунки. Технология ввода информации в компьютер 13 2526 Сканирование фотографий. 2 Сканировать фотографии. 27 Редактирование сканированных фотографий. 1 Редактировать фотографии. IV четверть - 8 часов 28 Сканирование текста. 1 Сканировать текст. 29 Сканирование таблицы. 1 Сканировать таблицы. 30 Распечатка текста. 1 Распечатывать текст. 31 Распечатка рисунков, фотографий. 1 Распечатывать фотографии, рисунки. 32 Использование сменных носителей (флэш-карт). 1 Использовать сменные носители для хранения информации, переносить информацию на сменный носитель и наоборот. 33 Учёт ограничений в объёме записываемой информации. 1 Определять объём хранящейся информации на сменном носителе. 34 Создание презентаций. Размер слайда. 1 32 Шаблон оформления (дизайн слайда). 1 Создавать презентацию (самостоятельно, под руководством учителя). Определять размер слайда. Использовать шаблон для создания 15 33 Разметка слайда (расположение заголовков, текста и объектов на слайде). 1 34 Эффект перехода от слайда к слайду. Способы вывода презентаций. 1 презентации. Выполнять разметку слайда: располагать заголовок, текст, объекты на слайде). Использовать эффекты для вывода заголовка, текста и объектов; перехода от слайда к слайду. МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 7–9 классов 1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 4. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/) Интернет – ресурсы: 1) Педсовет http://pedsovet.su/ 2) Учительский портал. http://www.uchportal.ru/ 3) Уроки. Нет. http://www.uroki.net/ 4) Единая коллекция образовательных ресурсов. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ 5) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/ 6) Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/). 7) http://www.klyaksa.net/ 8) http://www.informatka.ru/ 9) http://www.informatik.kz/index.htm 10) http://uchinfo.com.ua/links.htm 11) http://www.school.edu.ru/ 12) http://infoschool.narod.ru/ 13) http://www.school.edu.ru/ 14) http://kpolyakov.narod.ru 15) http://window.edu.ru/resource/526/58526 16 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)