РП АООП вар1 Природоведение 5 класс

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для

5

класса составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Цель рабочей программы: развитие, обучение и воспитание умственно
отсталых

школьников

через

знакомство

с

природой,

формирование

первоначальных представлений о природе; освоение знаний о многообразии
природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание
положительного

эмоционально-личностного

отношения

к

природе

и

применение практических сведений в повседневной жизни.
Основными целями рабочей программы по природоведению являются:
-

подготовка

учащихся

к

усвоению

естествоведческих,

географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;
-

формирование

элементарного

понимания

причинно-

следственных связей и отношений, временных и пространственных
представлений;
-

формирование

(личностных,

у

обучающихся

коммуникативных,

базовых

регулятивных,

учебных

действий

познавательных)

средствами предмета;
-

воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и

культурам.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-

сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

-

демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой

природой;
- формирование

специальных и общеучебных умений и навыков;
2

-

воспитание

бережного

отношения

к природе,

ее

ресурсам,

знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание

социально значимых качеств личности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Курс «Природоведение» обобщает знания о природе, полученные
обучающимися в 1 – 4 классах, осуществляет переход от первоначальных
представлений к систематическим знаниям по географии и естествознанию и
служит основой для них.
Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов:
1.

«Вселенная»,

2.

«Наш дом — Земля»,

3.

«Есть на Земле страна Россия»,

4.

«Растительный мир»,

5.

«Животный мир»,

6.

«Человек».

При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной
системой:

звездами

и планетами (узнают названия планет), историей

исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о
значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в
природе.
В разделе «Наш дом - Земля», изучаются оболочки Земли — атмосфера,
литосфера

и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных

ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот
раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности
Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии.
Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами,
расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское
3

моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или
другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от региона). Изучение
данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся
географической

характеристики

этих

объектов и

их

нахождения

на

географической карте. При проведении уроков используется глобус и
физическая

карта

(принципы

ее

построения

не

раскрываются)

для

демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются

знания,

полученные

в

I—IV

классах.

Приводятся

простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание
учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных,
показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как
следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В
содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических
поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и
животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними
животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный
опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к
объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его
строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде
здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и
формированию необходимых санитарно- гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются
знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование
мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей
программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические
работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют
использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
4

Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней
отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при
изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной
труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным
курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура,
профильный труд).
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности
обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего,
речевого, физического развития и нравственного воспитания, обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом
психофизических

особенностей

учащихся

с

легкими

и

умеренными

интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся
наблюдательности,

памяти, воображения,

речи

и,

главное,

логическое

мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи и зависимости.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1. Патриотического воспитания:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе,
2. Гражданского воспитания:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;

5

3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
5. Ценности научного познания:
5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом

специфики

школьного

языкового

образования;

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния;
6.8. Сформированности навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках

семьи,

школы,

города,

края)

технологической

и

социальной

планировать

самостоятельно

направленности,
7.2.

Способность

инициировать,

и

выполнять такого рода деятельность;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей;
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
6

планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ.
Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную
область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного
плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Класс

I
четверть

II
четверть

5

18

14

III
четверть
Количество часов
20

IV
четверть

Всего

16

68

С целью формирования у учащихся мотивации к изучению
предмета в программе отведено время на организацию тематических
экскурсий, проведение опытов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные
природоведению

результаты
обучающимися

освоения
5

класса

рабочей
с

легкими

программы
и

по

умеренными

интеллектуальными нарушениями включают индивидуально- личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки. К ним относятся:
-

осознание себя как гражданина России; формирование чувства

гордости за свою Родину;
-

формирование уважительного отношение к культуре других

народов;
7

-

формирование навыков коммуникации и принятых норм

социального взаимодействия;
-

принятие

и освоение

социальной

роли обучающегося,

формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
-

развитие элементарных навыков самостоятельности;

-

развитие

навыков

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;
-

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
-

формирование установки на безопасный, здоровый образ

жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-

формирование негативного отношения к факторам риска

здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь,
наркотики

и

другие

психоактивные

вещества,

инфекционные

заболевания).
-

учебно-познавательный

интерес

к

новому

учебному

материалу и способам решения новых задач;
-

положительное отношение к окружающей действительности,

готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
-

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в

единстве его природной и социальной частей;
-

самостоятельность

в

выполнении

учебных

заданий,

поручений, договоренностей;
-

понимание личной ответственности за свои поступки на

основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
8

современном обществе;
-

готовность к безопасному и бережному поведению в природе

и обществе
Предметные результаты освоения программы по природоведению
обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями
включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и
представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень
- узнавание и называние изученных объектов
на люстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных
объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к
определенным группам (осина - лиственное
дерево);
- называние сходных объектов, отнесенных к
ной и той же изучаемой группе (полезные
копаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной
гиены и здорового образа жизни, понимание
их назначение в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного
поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
- выполнение несложных
заданий под
контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление
кй ценностного отношения, понимание
оценки диалога

Достаточный уровень
- узнавание и называние изученных объектов
в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения
необходимой
информации
изучаемых
объектах по заданию педагога;
- представления о взаимосвязях между
изученными объектами,
их
месте
в
окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным
группам с учетом различных наименований
для классификации (клевер — травянистое
дикорастущее растение; растение га; кормовое
растение; медонос;
растение, растущее
летом);
- называние сходных по определенным
признакам объектов из тех, которые были
изучены уроках, известны из других
источников;
- объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп
объектов; знание и соблюдение правил
безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного;
появление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем
объекте;
- выполнение здания без текущего контроля
учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка
своей работы и работы одноклассников, ,
понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
- совершение действий по соблюдению
санитарно-гигиенических норм в отношении
ученных объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохрательных действий;
- осуществление деятельности по уходу за
комнатными и культурными растениями.

9

Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физическогостояния
значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
копаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни(под контролемрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем
рослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный
мир», «Человек», «Есть на Земле страна Россия».
5 класс. Введение(2ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с
учебником, тетрадью.
Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и
явления неживой природы.
Вселенная(6ч)
Солнечная

система.

Солнце.

Небесные

тела:

планеты,

звезды.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в
космос. Современные исследования. Цикличность изменений
Зависимость

изменений

в

природе

от

в

природе.

Солнца. Сезонные изменения в

природе. Наш дом — Земля Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли:
атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.
Воздух и его охрана.(8ч) Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Полезные ископаемые.(15ч.)

Виды

полезных

ископаемых:

нефть,

уголь, газ, торф и др.
Свойства, значение. Способы добычи.
Вода. (13ч)Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши.
Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны.
Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Обозначение морей и океанов на карте.
Поверхность суши. (7ч.) Равнины, горы, холмы, овраги. Почва (охрана
10

почвы). Свойства почвы.
Есть на Земле страна - Россия (13ч)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие
географические объекты. Население России. Городское и сельское население.
Народы

России.

Столица

Москва.

Санкт-Петербург.

Города

России.

Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или
другие города по усмотрению учителя). Золотое кольцо. Древние русские
города Исторические и культурные достопримечательности.
Разнообразие

растительного

мира.

Типичные

представители

растительного мира России и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители
животного мира России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш

город

(село,

деревня).

Достопримечательности.

Растения

и

животные своей местности.
Занятия населения. Ведущие предприятия.
5 класс Введение (1ч)
Растительный мир Земли(17ч.)
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга,
водоемов). Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные
изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники

(дикорастущие

и

культурные,

сезонные

изменения).

Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка,
укроп, петрушка.
11

Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др.
Внешний вид. Места произрастания.
Лекарственные

растения.

Алоэ,

зверобой

и

др.

Правила

сбора.

Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход.
Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Практические работы:
Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей
(органов) растений. Изготовление гербариев отдельных растений.
Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные
времена года. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь.
Приготовление отвара лекарственных трав.
Экскурсии в парк, сквер.
Животный мир Земли(34ч.)
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные
суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).Насекомые. Жуки, бабочки,
стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний
вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы. Внешний
вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие).
Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные
рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за
животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы,
морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания. Охрана
животных. Заповедники. Красная книга.
Человек(13ч.)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
12

Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка
(гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения.
Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное)
питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы
дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь (оказание первой
медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика
простудных заболеваний.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:.
№
урока

Тема

Кол-о
часов

1

Что такое природоведение. Знакомство с учебником

1

2

Живая и неживая природа

1

3

Небесные тела: планеты, звезды

1

4

Солнце.

1

5

Солнечная система.

1

6

Исследования космоса. Спутники, космические корабли

1

7

Полеты в космос. Современные исследования

1

8

Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

1

9

Планета Земля. Оболочки Земли: Атмосфера, гидросфера, литосфера

1

10

Воздух. Свойства воздуха

1

11

Использование свойств воздуха в быту.

1

12

Движение воздуха. Теплый воздух, холодный воздух

1

13

Ветер. Работа ветра в природе..

1

14

Ураганы. Способы защиты.

1

15

Температура воздуха. Измерение температуры воздуха.

1

16

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.

1

17

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

18

Чистый и загрязненный воздух

1

19

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых

1

20

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов

1

21

Гранит, известняк. Внешний вид и свойства.

1

22

Песок, глина. Внешний вид и свойства.

1

23

Использование полезных ископаемых, применяемых в строительстве.

1

24

Горючие полезные ископаемые.

1

25

Торф. Внешний вид, свойства, применение.

1

26

Каменный уголь. Внешний вид, свойства, применение, способы добычи.

1

Дата

13

27

Нефть. Свойства, применение, способы добычи.

1

28

Природный газ. Свойства, применение, с способы добычи.

1

29

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

1

30

Черные металлы. Свойства черных металлов. Применение.

1

31

Цветные металлы. Свойства цветных металлов. Применение

1

32

Благородные (драгоценные) металлы. Охрана недр.

1

33

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

1

34

Свойства воды как жидкости

1

35

Учет и использование свойств воды

1

36

Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы.

1

37

Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода

1

38

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

39

Три состояния воды.

1

40

Температура плавления и кипения воды

1

41

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов.

1

42

Наводнения. Способы защиты от наводнений.

1

43

Воды суши: ручьи, реки

1

44

Воды суши: озера болота, пруды.

1

45

Моря и океаны

1

46

Охрана воды

1

47

Равнины, холмы, овраги. Горы.

1

48

Почва. Состав почвы. Минеральная и органическая часть почвы

1

49

Перегной

1

50

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы.

1

51

Водные свойства песчаных и глинистых почв.

1

52

Плодородие — основное свойство почвы

1

53

Значение почвы в народном хозяйстве.

1

54

Охрана почвы

1

55

Россия — Родина моя

1

56

Черное и Балтийское моря.

1

57

Уральские и Кавказские горы

1

58

Крупные реки нашей страны

1

59

Москва — столица России

1

60

Санкт-Петербург

1

61

Крупные города России

1

62

Древние русские города

1

63

Население нашей страны. Городское и сельское население

1

64-65 Барнаул — столица Алтайского края. Основные достопримечательности
нашего города

2

Алтайский край. Основные географические объекты региона.
Достопримечательности

1

67-68 Обобщение и повторение пройденного материала по теме «Неживая
природа»

2

66

14

Всего

68 ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник:

«Природоведение»

для

учащихся

5

класс

для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные

программы

ФГОС

ОВЗ.

авторы:

Т.М.Лифанова,

Е.Н.Соломина Москва Просвещение» 2016г.

15

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».