Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивного клуба «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность и разработана в соответствии с нормативными документами системы дополнительного образования детей: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; 5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СП 2.4.3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28). 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р); 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.// Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р. 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г №10). 10. Устав учреждения и иные документы. Волейбол - один из самых игровых видов спорта. Он включен в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Своей эмоциональностью игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Программа «Волейбол» была адаптирована к условиям работы в рамках школы для обучающихся с ОВЗ, в соответствии с заключением психологомедико-педагогической комиссии. Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие у них разнообразных нарушений интеллектуального, психического и физического развития. Нарушения психической деятельности при олигофрении составляют основу дефекта. Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Процесс восприятия этого мира малоактивен. Выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются. Перечисленные выше нарушения восприятия и представлений отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Детям бывает трудно найти сходство или различие между предметами по характерным признакам, высказать суждение о предмете, явлении, создавшейся ситуации, самостоятельно оценить ситуацию и найти в ней свое место. Это нередко является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения. Познавательная деятельность умственно отсталых учащихся состоит в недоразвитии словесно-логического мышления. Отмечаются также нарушения волевой сферы. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преобладании движений и действий непроизвольного характера. Кроме того, у них нередко наблюдается стойкое проявление негативизма. Слабость воли у многих детей выражается еще и в том, что они легко подчиняются чужому влиянию (как правило, отрицательному), не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели. Их поведение импульсивно. Произвольное же внимание у большинства из них отличается неустойчивостью – дети легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель, что очень осложняет их обучение. Но в процессе обучения и воспитания внимание становится более устойчивым, расширяется его объем. Этому весьма способствует овладение навыками самообслуживания и выполнения заданий. К нарушениям психической деятельности нужно отнести и наблюдающиеся у умственно отсталых учащихся расстройства эмоциональной сферы, которая имеет большое значение в процессе познания, поскольку активизирует работу мышления. Чувства таких детей малодифференцированны, бедны. Одно из типичных нарушений даже при легкой степени умственной отсталости – это расстройство речи. Слабо развита мелкая моторика, что в свою очередь требует дополнительного внимания. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Актуальность Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия позволят обучающимся с ограниченными возможностями здоровья восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой гиподинамичностью в обычной жизни, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в спортивную деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Для решения проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их личностного развития данная программа создаёт условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы. За последние годы идёт тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением разнообразных неречевых функций, общей и мелкой моторики. Появилась тенденция к изменению мотивации образовательной деятельности детей, снизилась их физическая активность, недооценивается значение формирования связной речи грамматически и интонационно оформленной, дающей возможность речевого общения. В связи с необходимостью максимально полного использования потенциала образовательного учреждения, повышению эффективности в работе по физическому развитию была разработана адаптированная общеобразовательная программа «Волейбол». Педагогическая целесообразность Дополнительное образование обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной деятельностью, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к спорту осуществлялось комплексное воздействие на физическую, интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе педагогические средства наиболее действенны для детей школьного возраста с ОВЗ. При составлении программы учтены психолого-возрастные особенности детей данного возраста. Программа «Волейбол» разработана с учётом современных педагогических технологий. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к данному виду спорта, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Программа позволяет реализовывать общедиалектические принципы, занимающие важное место в физическом развитии, а именно: • наглядность; • доступность; • сознательность; • активность; • индивидуальный подход. Так же работа по формированию личности посредством индивидуально – групповой работы построена на основе следующих принципов: • Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка школьного возраста: физических, общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных). • Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая). • Принцип постепенности погружения в проблему (создание и решение проблемно - ситуативных заданий). • Принцип эмоционально - насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий. • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе). Волейбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным волейболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. Новизна. Новизна программы «Волейбол» состоит в том, что она разработана и адаптирована для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость. Разнообразие двигательной деятельности помогает детям с ограниченными возможностями здоровья в самореализации и является одним из этапов социализации детей. Отличительные особенности Главной отличительной особенностью программы является, то, что она разработана и адаптирована для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Специфика программы предполагает организацию учебно-тренировочного процесса в условиях разновозрастной группы, дифференцированное распределение физических нагрузок и требований с учетом возрастных особенностей всех обучающихся. Цели и задачи Цель программы: создание условий для физического развития учащихся и привития им интереса к занятиям спортом через обучение игре в волейбол Задачи Образовательные: • обучить учащихся техническим приемам волейбола; • дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия, дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (волейбол); • обучить учащихся техническим и тактическим приёмам волейбола; • научить правильно регулировать свою физическую нагрузку. Развивающие: • развить координацию движений и основные физические качества; • способствовать повышению работоспособности учащихся; • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга. Воспитательные: • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;, воспитывать дисциплинированность; • способствовать снятию стрессов и раздражительности. Уровень программы Программа базового уровня. Срок реализации программ: 1 год Объем часов в год: 68 часов Занятия проводятся: 2 раз в неделю Возраст обучающихся: 9-17 лет Результат обучения: участие в школьных и региональных соревнованиях Адресат программы Данная программа для обучения навыкам игры в волейбол детей с ограниченными возможностями здоровья, (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 9 до 17 лет. Занятия проводятся по группам. Наполняемость группы: 1 группа – 12 человек Форма обучения – очная. Объем часов по программе: 68 часов Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу Методы и формы обучения: Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: • метод упражнений; • игровой; • соревновательный; • круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: 1. в целом; 2. по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у обучающихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Ожидаемый результат освоения программы и способы определения их результативности В группе начальной подготовки волейболисты изучают основы техники волейбола, индивидуальную и элементарную групповую тактику игры, осваивают процесс игры, получают теоретические сведения о строении организма, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, изучают тактическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, гибкости и координации движения. Стремятся к овладению техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре. Обучаются основам индивидуальной, групповой и командной тактике игры в волейбол. Осваивают процесс игры в соответствии с правилами волейбола. Участвуют в товарищеских играх и в турнирах по волейболу, а также принимают участие в соревнованиях по ОФП. Основной показатель работы программы по волейболу - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки. По окончании обучения программы по физкультурно-спортивному направлению «Волейбол» обучающиеся должны знать: • технику безопасности на занятиях по волейболу; • характеристику игры; • гигиенические правила занятий физическими упражнениями; • основные приёмы самоконтроля; • особенности воздействия двигательной активности на организм человека; • основы рационального питания; • правила оказания первой помощи; • способы сохранения и укрепления здоровья; • влияние здоровья на успешную учебную деятельность; • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. должны уметь: • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; • владеть основами техники и тактики игры; • выполнять физические упражнения для развития физических навыков; • заботиться о своем здоровье; • применять коммуникативные и презентационные навыки; • оказывать первую медицинскую помощь при травмах; • находить выход из стрессовых ситуаций; • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях. В основе построения курса лежит принцип сохранения и укрепления здоровья учащихся. В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. Материально-техническое обеспечение занятий. Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24*12м. Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь: 1. сетка волейбольная- 2шт. 2. стойки волейбольные3. гимнастическая стенка- 1 шт. 4. гимнастические скамейки-4шт. 5. гимнастические маты-3шт. 6. скакалки- 5 шт. 7. мячи набивные (масса 1кг)- 3шт. 8. мячи волейбольные – 2 шт. 9. рулетка- 1шт. Календарный учебный график Кол-во: 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть недель часов 9 недель 18 часов 7 недель 14 часов 10 недель 20 часов 8 недель 16 часов Итого за уч.год 34 недели 68 часов Учебно-тематический план для группы 9-12 лет № Названия учебных разделов Кол-во часов все го теория прак тика Теоретические занятия (14 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Правила техники безопасности при занятиях волейболом. История развития волейбола в мире, в России, в Астрахани. Появление волейбола. Сведения о строении и функциях организма человека. Мышечная система, скелет человека. Влияние физических упражнений на организм человека.. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правила соревнований, их организация и проведение. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Основы техники и тактики игры. Стойки игрока и перемещения. Прием и передача мяча. Всего часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 14 Практические занятия (32 часа) Дата 8. Строевые упражнения. Понятия: строй, шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Действия в строю на месте и в движении. Переход с шага на бег и наоборот. Изменение скорости движения. 4 9. Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза. Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат). 6 6 Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, кувырки вперед. 4 4 6 6 2 2 10. 11. 12. Легкоатлетические упражнения: -бег: 20, 30, 60м, повторный бег дватри отрезка по 20 м, эстафетный бег с этапами до 40 м; -прыжки в длину с места; -метания: малого мяча с места на дальность. Спортивные и подвижные игры. Основные элементы техники игры: ведение, передачи. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета с мячом» 4 13. Упражнения для развития прыгучести. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. 5 5 14. Упражнения для развития быстроты ответных действий. Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег с различными видами перемещений. Бег в колонне по одному вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления, прыжок вверх. 5 5 Всего часов 32 32 Основные техники волейбола (22 часа) Техника нападения 15. 16. Перемещения и стойки: стойки - основная, низкая; ходьба, бег, перемещения приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений. Передачи: передача мяча сверху и снизу двумя руками: с набрасывания партнера - на месте и после перемещения; в парах; передачи в 3 3 4 4 стену. Подачи: 4 нижняя прямая; подача мяча в стену - расстояние 3 м, отметка на высоте 1,5-2 м; через сетку - расстояние 3 м. Техника защиты Перемещения и стойки: то же, что в 3 нападении, внимание низким стойкам. 4 19. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 2-4 м) 4 4 20. Прием снизу двумя руками: прием мяча наброшенного партнером - на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается.) 4 4 Всего часов: 22 22 17. 18. 3 Учебно-тематический план для группы 13-17 лет № Названия учебных разделов Дата Кол-во часов Всего теория прак тика Теоретические занятия (2 часа) 1 1 1. Правила техники безопасности при занятиях волейболом. 1 1 2. История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол Всего часов 2 2 Практические занятия, техническая подготовка (42 часа) Техника передвижения и стоек 3. игрока. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещения лицом вперед. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений 4. Техника приема и передач мяча. Передача сверху двумя руками; прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя 9 7 9 7 руками в прыжке в тройках. 5. 6. 8. Техника подачи. Нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая. 9 9 8 8 Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. 9 9 Всего часов 42 42 Нападающие удары. Прямой нападающий удар (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ). Тактическая подготовка (20 часов) 9. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3. 5 5 10. Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3. 5 5 11. Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен 5 5 лицом. 12. Тактика защиты. Выбор места 5 5 при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3. Всего часов: 20 20 Общефизическая подготовка (на каждом занятии) Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых. 13. Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плеч. (на каждом занятии) 14. Для мышц ног, брюшного пресса, (на тазобедренного сустава, туловища и каждом шеи. занятии) 15. Упражнения со скакалками. (на каждом занятии) 16. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом (на каждом занятии) Легкоатлетические упражнения. (на Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: каждом с места в длину, вверх. Прыжки сзанятии) разбега в длину и высоту. Соревнования ( 4 часа) 18. Соревнования. Принять участие в 4 соревнованиях с родителями. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Всего часов: 4 Общее количество часов: 68 2 17. 4 4 66 Содержание программы Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры и делится на две возрастные группы 1 группа: 9-.12 лет; 2 группа 13-17 лет. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований. В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества. В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе, обучающиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях. Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки. Система, формы контроля уровня достижений обучающиеся и критерии оценки Умения и навыки проверяются во время участия обучающихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы. Контрольные испытания. Общефизическая подготовка. Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию. Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат. Техническая подготовка. Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток. Испытание на точность передачи через сетку. Испытания на точность подач. Испытания в защитных действиях. Тактическая подготовка. Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество. Список литературы: 1. М.А.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова, В.А.Соколкина, Г.А.Баландин, Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина, З.В.Гребенщикова, А.Н.Крайнов Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010. 2. В.И.Лях, доктор педагогических наук кандидат педагогических наук А.А.Зданевич Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.ЛяхаА.А.Зданевича Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010. 3. В.И.Лях, доктор педагогических наук кандидат педагогических наук А.А.Зданевич Физическая культура 10 – 11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2011.