АДООП школьного музея Музей-хранитель памяти 18-23

Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа школьного музея «Музей - хранитель
памяти» имеет туристско-краеведческую направленность и разработана в
соответствии с нормативными документами системы дополнительного
образования детей:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы):
приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования
детей
СП
2.4.3648-20
(постановление
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28).
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от
31.03.2022 № 678-р);
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 г.// Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный
президиумом совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г №10).
10. Устав учреждения и иные документы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Музейхранитель памяти» имеет туристско-краеведческую направленность и
разработана для образования по дополнительной программе обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта.
2

В приобщении ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым
человечеством в мировой культуре особая роль принадлежит музею, именно
он приходит на помощь образованию. Сливаясь в единое цело, музей и
образование формируют духовность человека.
Урок в музее очень важен в практике духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
историко-краеведческого
воспитания
личности.
Воспитание чувства любви к Родине составляет основу моральных
качеств учащихся. Без целостности и преемственности истории человек не
способен полноценно трудиться на благо страны. И школа является тем
начальным этапом, где будут заложены эти высоконравственные 3 качества
будущего гражданина. Особую роль в данном направлении занимает
изучение истории государства и своего родного края. Музей «Музейхранитель памяти» - уникальное место, в котором благодаря возможностям
сотрудников школы и их понимания значимости дела, происходит сбор,
изучение, хранение и демонстрация экспонатов родного края.
Актуальность
В приобщении ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым
человечеством в мировой культуре особая роль принадлежит музею, именно
он приходит на помощь образованию. Сливаясь в единое цело, музей и
образование формируют духовность человека.
Занятия в музее очень важен в практике духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
историко-краеведческого
воспитания
личности.
Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве
источника информации о людях и событиях, способны воздействовать
эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют
проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к
сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры,
происходит приобщение к вечным ценностям жизни.
Особенно важна роль музея для детей с ОВЗ, в частности, с нарушением
интеллекта.
У детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в
развитии психических процессов: нарушены процессы анализа и синтеза,
отмечается большая задержка в развитии словесной памяти, затруднено
осмысленное запоминание материала, суждения отличаются упрощённостью
и излишней конкретностью, недостаточно развито умение обобщённо
выражать мысли, данная категория обучающихся, часто затрудняются
правильно устанавливать логические связи явлений и событий. В связи с
этим такие обучающиеся сталкиваются со значительными трудностями в
овладении историческими знаниями.
Необходимым условием и в то же время одним из результатов
изучения истории является формирование у учащихся исторических
представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий
3

прошлого. Особенно это важно для обучающихся с нарушением интеллекта,
мышление которых носит преимущественно конкретный характер, и которые
в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на
систему абстрактных понятий.
Для сознательного и прочного усвоения исторических понятий и
представлений обучающимися очень важна образность, она - необходимая
предпосылка научности и прочности исторических знаний, и в эту задачу
помогают решать занятия в музее.
Применение визуальных средств в обучении влияет на положительную
эмоциональную окраску уроков. Эмоциональная активизация – это
необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности
обучающихся.
Новизна и отличительные особенности программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный музей»
разработана с учетом условий для развития успешности каждого
обучающегося, предоставляет альтернативные возможности для детей с
ограниченными возможностями здоровья, выполняет функцию «социального
лифта» в социализации и адаптации их в обществе. Программа
дополнительного образования учитывает особые возможности развития
образования и воспитания, в целом, расширяет применение новых
образовательных технологий: контактное обучение, вариативность
содержания
организации
образовательного
процесса,
интеграцию
межпредметных связей. Программа позволяет сочетать разные формы
воспитательной работы.
Педагогическая целесообразность
Школьный музей является важным компонентом образовательной
среды для детей с ОВЗ. Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут
реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного
подхода к обучению и воспитанию. Технологии музейной педагогики
достаточно разнообразны, но главное заключается в том, что приоритет в
школьном музее отдается образовательно-воспитательной функции,
дополненной осуществлением социальной адаптации ребенка к окружающей
действительности, что особенно важно для такой категории обучающихся.
Интерактивные музейные экспозиция стимулируют творческую и
игровую деятельность детей, способствуют их коммуникативному развитию.

Формы работы в школьном музее:
- практическая работа на местности;
- учебные экскурсии вне музея;
- уроки в музее
- встречи, сборы, собрания;
- уроки мужества, акции;
4

- изучение исторических событий;
- экскурсии, встречи в музее.
Цель и задачи программы
Цель: адаптированной образовательной программы «Музей- хранитель
памяти» - формирование у обучающихся, чувства ответственности за
сохранение художественной культуры края, гордости за свое Отечество,
школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой
Родины.
Данная программа призвана решать следующие задачи:
Образовательные:
• создание многомерного образовательного пространства школы;
• увеличение зоны коммуникативной активности обучающихся с ОВЗ;
• повышение мотивации к проектной, исследовательской, творческой
деятельности;
• развитие эмоционального интеллекта; психологически комфортного
внутришкольного климата.
Развивающие:
• воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения
народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности
поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры,
формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Воспитательные:
• коррекция эмоционального состояния детей с ОВЗ;
• развитие жизненных, социальных компетенций, таких как:
ответственность, мировоззрение (следование социально значимым
ценностям), развитие социального интереса (способности
интересоваться другими людьми и принимать участие в их жизни,
готовности к сотрудничеству);
• привитие понятий патриотизма и гражданской позиции (проявление
гражданско-патриотических чувств).
Коррекционно-развивающие:
• приобретение навыков общения в социуме;
• формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Формы организации школьной музейной коммуникации
- музейные уроки;
- внеклассные мероприятия в музее или музейные занятия через:
- музейные экспозиции;
-реализацию принципа иллюстративности.
5

Педагогические технологии:
Работа музея строится на использовании педагогических технологий,
обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и
воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
1. Организационная и методическая работа.
2. Поисково-исследовательская работа.
3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
4. Экскурсионно-массовая работа.
5. Учебно-образовательная и воспитательная.
6. Работа с фондами.
7. Информационно-технологическая работа.
8. Участие в конкурсных и проектных мероприятиях городского, областного
и всероссийского уровней.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеклассном;
-социально-проектном.
Уровень программы
Программа базового уровня.
Срок реализации программ: 1 год
Объем часов в год: 34 часа
Занятия проводятся: 1 раз в неделю
Возраст обучающихся: 18-23 лет
Результат обучения: участие в школьных и региональных конкурсных
мероприятиях.
Адресат программы
Данная программа для обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья, (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 18 до 23 лет.
Занятия проводятся по группам.
Наполняемость группы:
1 группа – 12 человек
Форма обучения – очная.
Объем часов по программе: 34 часа
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу
(академический час – 45 мин.) перерыв 10 минут
6

Группа занимается 1 раз в неделю по 1 академическому часу
Ожидаемые результаты
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного
музея.
2. Систематизация работы школьного музея.
3. Получение целостной картины по истории развития города, области,
школы
и ее традиций.
4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского
воспитания.
5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными
общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки,
индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные
выставки.
7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории
Астраханского края.
8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
9. Социализация школьников.
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение:
- обработанный и систематизированный материал краеведческого характера,
рассказывающий об истории школы.
- экспонаты, фотографии.
- Выставочные стенды и аналогичные мобильные конструкции
- Музейные выставочные витрины
- Интерактивная панель
Дидактическое обеспечение
для проведения занятий:
- карты, схемы, плакаты по тематике программы.
- учебные фильмы краеведческого характера.

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Календарный учебный график
Кол-во:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

недель
часов

9 недель
9 часов

7 недель
7 часов

10 недель
10 часов

8 недель
8 часов

Итого за
уч.год
34 недели
34 часа

Учебно-тематический план 34 часа
№

1.
2.

3.

Названия учебных
разделов
Вводное занятие.
Что такое музей?
Цели, задачи музейного
дела. Формы участия в
туристско-краеведческой
деятельности школьного
музея.
Всего часов

Дата

Кол-во часов
всего

теория

практи
ка

1

1

2

1

1

3

2

1

Основы музееведения (8 часов)
Музееведение как наука.
2
2
Разбор основных
функции музеев. Задачи
общественных музеев.

Основные этапы зарождения
и развития музеев в России.
Презентация «Известные
5.
музеи России».
Исследовательская работа
6.
по теме «Музеи
Астраханской области».
Работа над проектами по
данной теме
Всего часов
4.

1

1

1

1

4

1

3

8

4

4

Создание музейных экспозиций посвященных истории школы, знаменитым
землякам ( 14 часов)
7.

История школы. Летопись
школы. Школьные традиции

3

2

1
8

8.

и достопримечательности.
Учителя и выпускники
школы, их след в истории
малой родины.

3

9.

Публикации о школе, её
учителях и выпускниках.

2

Знаменитые земляки –
педагоги школы. Гладченко
А.А.

6

10.

2

1

2
2

4

Всего часов
14
6
8
Знакомство с историей Астраханской области ( 9часов).
11.

Истории заселения родного
края. Основные вехи
истории края в контексте
истории государства.

5

1

4

12.

Взаимосвязь социальноэкономической истории
края с природноклиматическими условиями
и природными ресурсами.
Население Астраханской
области - главное его
богатство.

4

1

3

9

2

7

34

14

20

Всего часов

9

Тема 1. Вводное занятие. Что такое музей?
Теория. Правила поведения в музее.
Тема 2. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в
туристско-краеведческой деятельности школьного музея.
Теория. Дать понятие о целях и задачах музейного дела.
Практика. Обзорная экскурсия в музей.
Тема 3. Музееведение как наука. Разбор основных функции музеев.
Задачи общественных музеев.
Теория. История развития музееведения. Их роль и значение в развитии
общества. Тема 4. Основные этапы зарождения и развития музеев в
России.
Теория. Дать представления об этапах развития музеев в России.
Тема 5. Презентация «Известные музеи России».
Практика. Наглядные иллюстрации лучших музеев России.
Тема 6. Исследовательская работа по теме «Музеи Астраханской
области». Работа над проектами по данной теме
Теория. Выбор проектов по теме «Музеи Астраханской области».
Практика. Работа над проектом.
Тема 7. История школы. Летопись школы. Школьные традиции и
достопримечательности.
Теория. Знакомство с летописью и традициями школы.
Практика. Экскурсия по музею.
Тема 8. Учителя и выпускники школы, их след в истории малой родины.
Теория. Изучение биографии учителей- ветеранов школы. Знакомство с
биографией учеников школы участниками СВО.
Практика. Работа с архивом музея.
Тема 9. Публикации о школе, её учителях и выпускниках.
Практика. Самостоятельная работа по сбору материалов об учителях и
выпускниках школы.
Тема 10. Знаменитые земляки –педагоги школы. Гладченко А.А.
Теория. Изучение биографии Астраханского композитора- педагога школы
Гладченко А.А.
Практика. Посещение тематического концерта «Песни об
Астрахани».
Тема 11. Истории заселения родного края. Основные вехи
истории края в контексте истории государства.
Теория. Систематизация знаний по истории заселения Астраханского края.
Практика. Посещение лекций, музея по истории Астраханского
края.
Тема 12. Взаимосвязь социально-экономической истории
края с природно-климатическими условиями и природными
ресурсами. Население Астраханской области - главное его
богатство.
10

Теория. Определение причинно-следственных связей социальноэкономической истории Астраханского края.
Практика. Посещение библиотеки им. Крупской.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы.
Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы
проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации.
Входная диагностика – проводится на первом занятии в целях определения
стартового уровня образовательных возможностей обучающихся; в форме
опроса и в рамках вводного практического занятия.
Для отслеживания результативности образовательного процесса и выявления
творческого роста, обучающихся используются:
• текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем Программы
осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Проводится в
формах: опроса и практической работы.
• промежуточный контроль – проводится в конце полугодия с целью
выявления уровня усвоения Программы. Осуществляется в форме: опроса
и практической работы.
• итоговый контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися
Программы по завершению периода обучения по Программе.
Форма контроля
выставки.

11

Список литературы
1. Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.
2. Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. Шкурко
А.И.- М.1973.
3. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для вузов
по спец. «История» /Проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста.- М.: Высшая
школа, 1988.
4. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации: Федеральный Закон: Принят Государственной Думой 24 апреля
1996 года.
5. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном
музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О
деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. №
28-51-181/ 16.
6. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской
Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный
сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. –
М.: 2002.
7. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое
пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.
8. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания:
Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮиК, 2005. 9. Сейненский А.Е..
Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988.
10. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти.
Методическое пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2006.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».