Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная» имеет художественную направленность и разработана в соответствии с нормативными документами системы дополнительного образования детей: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; 5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СП 2.4.3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28). 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р); 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.// Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р. 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г №10). 10. Устав учреждения и иные документы; а также с учетом собственного педагогического и творческого опыта в области преподавания эстрадного вокала детям и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная программа является модифицированной и создана на основе анализа образовательных программ, имеющихся в дополнительном образовании по художественному направлению. На сегодняшний день, особое значение, на уровне нашего российского государства и всего мира в целом, имеет проблема социальной адаптации детей и молодёжи с ОВЗ в обществе. Постоянно и планомерно расширяется диапазон оказания государственной поддержки по созданию условий, необходимых для полноценного развития таких детей, принимаются особые меры помощи им в получении разностороннего образования. Актуальность. Актуальность программы обусловлена тем, какую в настоящее время огромную значимость в качественном развитии общества приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, программ, методик по расширению методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека, а также изменением требований к содержанию и оформлению адаптированных образовательных программ. Практика показывает, что одной из главных проблем в современном вокальном образовании является отсутствие универсальной адаптивной образовательной программы, отвечающей индивидуальным особенностям каждого ребенка с ОВЗ. Вокальное развитие помогает овладеть певческим голосом более углубленно, способствует повышению интереса к вокальному искусству. Результаты работы так же сугубо индивидуальны, зависят напрямую от степени доверия обучаемого к педагогу, профессионализма педагога. Главное – дети должны ощущать психофизиологический комфорт, получать удовольствие от пения и радоваться Жизни, начинать чувствовать себя достойной частью окружающего мира, любить и быть любимыми. Конечно же, особенно стимулирует ребят участие в различных конкурсах, маленькие победы, настоящие триумфы и подвиги на сцене! Совмещение традиционных обучающих приемов, свойственных развитию вокального исполнения, описанных в различных существующих вокальных методиках (развитие основных свойств голоса и вокальных навыков), с коррекционной работой, призвано дать возможность детям с различными категориями нарушений развить музыкальные способности, способность слушать, наблюдать и оценивать урок, развить артикуляционный аппарат, связную речь и дикцию, слуховые навыки, певческое дыхание, координацию движений и моторики, чувство ритма, способность производить умственные операции по звуковому восприятию, навыки выразительности исполнения, сформировать правильную осанку, преодолеть внутренние психологические зажимы. На занятиях применяются различные формы вокального обучения особых детей – очные, дистанционные и комбинированные, изыскиваются эффективные пути достижения максимальных результатов, учитывая категории нарушений, специфические и индивидуальные особенности ребят. Следуя основной программе, педагог осуществляет массу задач и затрагивает различные виды деятельности. В работе с особыми детьми, существуют сложности при выполнении учебных задач. Многое зависит и от уровня музыкально-слухового развития, наличия необходимых вокальных навыков у таких детей и степени их нарушений в разных категориях. У каждого ребенка индивидуальный тембр голоса, чистота интонирования зачастую отсутствует, диапазон ограничен, могут быть ограничены (отсутствовать) визуализация, присутствовать речевые нарушения, чувство ритма развито слабо, эти и прочие нарушения ограничивают педагога при выборе песенного репертуара. Но если грамотно организовать работу на занятиях, регулярно, терпеливо и целенаправленно вести работу по овладению детьми певческими навыками, осознанному восприятию музыкального материала, то результат обязательно будет. Дети станут с радостью спешить на уроки и с удовольствием петь. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий, так же сугубо индивидуальны. Применяются словесные методы (беседы, призванные, в первую очередь, завоевать доверие особого ребенка к педагогу, настроить его на сотрудничество, увлечь его в процесс обучения, настроить на достижение посильных результатов, объяснение, анализ разучиваемых музыкальных произведений и занятий в целом), наглядные (показ видеоматериалов, предлагаемых приемов исполнения заданий и упражнений), практические, в том числе и игровые (вокальные упражнения, использование вспомогательных упражнений и общеразвивающих методик). Музыкальное развитие, с научно-медицинской точки зрения, оказывает поистине уникальное воздействие на организм детей с ОВЗ, и именно вокал, как доказывает в своих научных трудах основатель музыкотерапевтической школы С.В. Шушарджан, оказывает самое сильное и благотворное влияние на организм особого ребёнка и, кроме того, при правильном психолого-педагогическом подходе помогает ему в социализации и интеграции в общество. Цель программы: • преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров и введение детей и молодёжи с ОВЗ в культуру; • создание условий для развития личности; • развитие эстетических и этических качеств, способностей ребят, имеющих различные нарушения, которые обеспечат им наилучшую самореализацию в условиях современного общества, успешную социализацию и полноценное участие в настоящей жизни и доступных видах социальной деятельности. Данная программа призвана решать следующие задачи: Образовательные: • расширение музыкального и литературного кругозора детей с ОВЗ; • получение ими посильного дополнительного музыкального образования с возможностями для участия в конкурсах, выступления на сцене, дальнейшего самостоятельного общения с музыкой и самообразования. Развивающие: • развитие у особых детей психических процессов (восприятие, память, внимание) и музыкально-певческих навыков. Воспитательные: • коррекция эмоционального состояния детей с ОВЗ; • воспитание у них чувства сопричастности к прекрасному, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины, их самореализация; • повышение их творческой активности, проявление инициативы и любознательности, формирование ценностных ориентаций, формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами; • развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: ответственность, мировоззрение (следование социально значимым ценностям), развитие социального интереса (способности интересоваться другими людьми и принимать участие в их жизни, готовности к сотрудничеству); • привитие понятий патриотизма и гражданской позиции (проявление гражданско-патриотических чувств). Коррекционно-развивающие: • способствовать развитию музыкально-познавательного интереса у учащихся с нарушениями слуха; • способствовать развитию активного, осознанного восприятия произведения школьниками на лучших образцах мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; • способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся, таких психических процессов как внимание, память, речь, воображение, самостоятельное мышление, а также развитию чувства ритма и координации движений; • развивать выразительность жестового исполнения литературных и песенных произведений, развивать умение синхронно с мелодией с помощью жестов передавать слова песен; • развивать творческую, исполнительскую способность учащихся; • развивать словарный запас обучающихся за счет введения новой лексики и терминологии; • развивать слуховое восприятие и совершенствовать произносительную сторону устной речи; • создавать условия для обогащения индивидуального невербального поведения, постижения гармоничности и разнообразия выразительных движений, развития навыков адекватного эмоционального реагирования. Отличительная особенность данной адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в том, что на всех, предусмотренных в ней этапах вокального обучения и музыкальноэстетического развития максимально учитываются, в первую очередь, как индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ, так и особенности по категориям ОВЗ, а накопленный в ходе реализации программы опыт – даёт начало новым направлениям для её постоянного совершенствования. Таким образом, настоящая программа, дополняющая своими определенными отличиями существующие на сегодняшний день программы – не потеряет своей актуальности и будет постоянно наполняться практическим опытом работы с особыми ребятами, нашими необычайными талантами, в целом, работая на достижение поставленной цели. Уровень программы Программа базового уровня. Срок реализации программ: 1 год Объем часов в год: от 34 часа Занятия проводятся: 1 раз в неделю Возраст обучающихся: 18-23 года Результат обучения: участие в школьных и мероприятиях. региональных конкурсных Адресат программы Данная программа для обучения вокальным навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья, (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 18 до 23 лет. Занятия проводятся по группам. Наполняемость группы: 1 группа – 12 человек Форма обучения – очная. Объем часов по программе: 34 часа Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу (академический час – 45 мин.) перерыв 10 минут Группа занимается 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Планируемые результаты реализации программы: В результате прохождения данной адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающийся получает возможность: - настроится на доверительные рабочие отношения с педагогом, заинтересоваться музыкой, пением; - развить представление о пространстве и умение в нём ориентироваться; - сформировать речевое дыхание, ритмико-мелодическую сторону речи; - расширить динамические и технические возможности голоса; - развить внимание, восприятие, память, координацию движения; - развить чувство ритма, технику звукоизвлечения и другие музыкальнопевческие навыки; - достичь выровненного звучания в своём диапазоне; - развить трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплину; - развить художественно-исполнительские навыки; - расширить музыкальный и литературный кругозор; - получить умение интегрироваться в среде сверстников, перестать боятся большого количества людей, научится выступать на сцене; - получить направления для дальнейшего развития, самореализации, творческой активности и социализации в обществе. Главный результат – преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров, развитие в ребёнке творческой личности и интереса к продолжению занятий музыкой и вокалом. Содержание программы. Количество времени, необходимое на проведение вводного занятия (введение в программу, прослушивание) определяется сугубо индивидуально, как время, затрачиваемое на установление доверительных отношений с обучаемым ребенком, которое зависят, в первую очередь, от профессионализма и терпения педагога. Как показывает практика, для определения возможности реализации программы необходимо не менее двух вводных занятий по 15-25 минут каждое. Календарный учебный график Кол-во: 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть недель часов 9 недель 9 часов 7 недель 7 часов 10 недель 10 часов 8 недель 8 часов Итого за уч.год 34 недели 34 часа Учебный план № Тема Количество часов всего Дата теория практика 1 1 2-9.09 1 16.09 1 Вводное занятие. 2 Инструктаж 2 Давайте 1 познакомимся. Пение знакомых песен. 3 Осеннее настроение. 2 Вивальди «Осень», П. Чайковский «Осенняя песнь». 1 1 23.0930.09 4 Прослушивание и 4 разучивание песни «Осень золотая»муз и сл В. Шестаковой. 1 3 7-28.10 5 «Слово древнее, 3 святое». Занятия, посвященные Дню матери. «Песенка про 1 2 11.1125.11 маму» А Беляев 6 7 8 «Здравствуй, 2 детство» (сл.М.Яснова, муз.И.Космачева) Песни вокруг елки. 2 Е.Крылатов «Снежинка», «Лесной олень». Т. Буркова 2 «Кораблик детства», И.Николаев «Маленькая страна», М. Карасев «Два 2 весёлых гуся», Б. Савельев «Дождик босиком», Г. Гладков «Чунга Чанга» 10 «День Защитника 3 Отечества». Разучивание песни Д.Тухманов «Мой любимый папа» 11 Разучивание песни 2 «Мама – солнышко мое» муз и сл В Шестаковой 1 9 1 2 2- 9.12 2 16.1223.12 1 13.20.01 2 27.013.02 2 10-24.02 2 3.0310.03 12 Слушание музыки, 2 просмотр презентаций А. Вивальди. «Весна идет, весне - дорогу!» 2 17.0324.03 13 «Времена года». П 1 Чайковский «Апрель. Подснежник» 1 7.04 14 Фольклор. 1 Русские 2 1 14-21.04 народные инструменты. Плясовые наигрыши. 15 Песни Победы. Великой 2 2 28-5.05 В. 1 1 12.05 17 Повторение 1 песенного репертуара Отчетный концерт 1 19.05 16 Разучивание Шаинский «Антошка», Всего: 34 10 24 Программа содержит в себе лучшие образцы классиков и современных композиторов, песенный материал, рассчитанный на возрастные особенности. Программа предполагает развитие музыкального слуха у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, расширение слухового диапазона, расширения представления о музыкальном мире и разнообразии музыкальных жанров, формирование коммуникативных навыков. Достижение этих целей предполагается через изучение таких тем как. Тема 1. Вводное занятие Теория. Правила поведения в «Музыкальной гостиной». Знакомство с голосовым аппаратом и правила пения. Практика. Исполнение упражнений на развитие голосового аппарата. Тема 2. Давайте познакомимся. Пение знакомых песен. Практика. Знакомство с группой, с индивидуальными возможностями обучающихся. Исполнение знакомых песен. Тема 3. Осень. Теория. Знакомство с композиторами Вивальди, Чайковским. Практика. Прослушивание произведений: «Осень», «Осенние песнь». Тема 4. Прослушивание и разучивание песни «Осень золотая» муз и сл В. Шестаковой Теория. Слушание произведения «Осень золотая»муз и сл В. Шестаковой Практика. Разучивание и исполнение песни «Осень золотая»муз и сл В. Шестаковой. Тема 5. «Слово древнее, святое». Занятия, посвященные Дню матери. «Песенка про маму» А Беляев. Теория. Рассказ о роли женщины, матери в жизни каждого человека. Практика. Разучивание и исполнение песни «Песенка про маму» А Беляева Тема 6. «Здравствуй, детство» сл. М. Яснова, муз. И.Космачева Теория. Знакомство с песней «Здравствуй, детство» сл. М. Яснова, муз. И.Космачева. Практика. Разучивание и исполнение песни «Здравствуй, детство» сл. М. Яснова, муз. И.Космачева. Тема 7. Песни вокруг елки. Е.Крылатов «Снежинка», «Лесной олень». Теория. Новогодний праздник. История и значение. Практика. Разучивание и исполнение песни Е.Крылатов «Снежинка», «Лесной олень». Тема 8. Т. Буркова «Кораблик детства», И.Николаев «Маленькая страна». Теория. Рассказы о музыкальных встречах в зимние каникулы. Практика. Разучивание и исполнение песни Т. Буркова «Кораблик детства», И.Николаев «Маленькая страна». Тема 9. М. Карасев «Два весёлых гуся», Б. Савельев «Дождик босиком», Г. Гладков «Чунга Чанга» Практика. Разучивание и исполнение песни М. Карасев «Два весёлых гуся», Б. Савельев «Дождик босиком», Г. Гладков «Чунга Чанга». Тема 10. «День Защитника Отечества». Разучивание песни Д.Тухманов «Мой любимый папа». Теория. История праздника. Практика. Разучивание и исполнение песни Д.Тухманов «Мой любимый папа». Тема 11. Разучивание песни «Мама – солнышко мое» муз и сл В Шестаковой. Теория. История праздника. Практика. Разучивание и исполнение песни «Мама – солнышко мое» муз и сл В Шестаковой. Тема 12. Слушание музыки, просмотр презентаций А. Вивальди. «Весна идет, весне - дорогу!». Теория. Слушание музыки, просмотр презентаций А. Вивальди. «Весна идет, весне - дорогу!». Тема 13. «Времена года». П Чайковский «Апрель. Подснежник» Теория. Творчество Чайковского. Тема 14. Фольклор. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Теория. Оркестры русских народных инструментов. Практика. Слушание плясовых наигрышей и исполнение на ударных инструментах под русские народные мелодии. Тема 15. Песни Великой Победы. Практика. Исполнение песен военных лет и о войне. Тема 16. Разучивание В. Шаинский «Антошка» Практика. Разучивание и исполнение песни В. Шаинского «Антошка» Тема 17. Повторение песенного репертуара .Отчетный концерт Практика. Повторение ранее изученных песен. Отчетный концерт. Примерный репертуарный список произведений, применяемых упражнений, техник и методик. На занятиях с различными категориями детей могут применяться самые разнообразные техники, методики и упражнения направленные, в первую очередь на установление у детей определенного доброжелательного эмоционального состояния, и в целом, на развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем, развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, координации движения, формирование речевого дыхания, развития ритмико-мелодической стороны речи, музыкального и литературного кругозора, чувства ритма, темпа, звукоизвлечения и других музыкально-певческих навыков. Для педагога не существует ограничительных рамок и в выборе репертуара. По мере накопления собственного опыта и появления музыкальных новинок репертуар произведений может непрерывно расширяться. Как правило, выделены несколько основных групп музыкально-речевых упражнений, применяемых как в традиционной, так и в вокальной практике: - ритмические упражнения, с заданиями на ориентировку в пространстве (например, «ладушки» под музыку, игра на деревянных ложках, постановка рук с колокольчиком) и со звучащими жестами (например, хлопки под определённые задачи и другие упражнения на развитие ритма, темпа, модуляции); - голосовые и речевые упражнения под музыку и без (проговаривание, например “мы морковку режем, режем, мы морковку трем, трем…”, сопровождая движениями рук, головы и др.), упражнения с пением (распевки, вокализы и др., направленные на постановку дыхания, связности речи), распевание на разные звуки (например, по методикам С.В. Шушарджана, пропевание гласных А, И, О, У, Ы, Э, звукосочетаний АЙ, ОМ, ПА, АТ, АМ, АП, ИТ, УТ, отдельных согласных звуков В, Н, М, К, Ш, Щ, Х, Ч, С,М и др.), пение с закрытым ртом и др.; - упражнения с музыкальными инструментами (металлофон, ударные, перкуссия, клавиши и др.); - упражнения на дыхательную и артикуляционную гимнастику, упражнения на снятия голосовых зажимов (вытягивание, вибрация и другие манипуляции с губами, движения челюстью, головой, языком и др.). Примерный репертуарный список произведений: Произведения композиторов-классиков: Вивальди «Осень», П. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди. «Весна идет, весне - дорогу!», «Времена года». П Чайковский «Апрель. Подснежник» Народные песни («Сени, мои сени», «Калинка», «Во поле берёза стояла», «А я по лугу», «Калинушка с малинушкой» и др.); «Мама – солнышко мое» муз и сл В Шестаковой Песни современных композиторов (Д.Тухманов «Мой любимый папа», Е.Крылатов «Снежинка», «Лесной олень», «Колыбельная Медведицы», М. Дунаевский «Школьный вальс», Т. Буркова «Кораблик детства», И.Николаев «Маленькая страна», и др.); Детские песни (В. Шаинский «Антошка», «Кузнечик», «Облака». М. Карасев «Два весёлых гуся», Б. Савельев «Дождик босиком», Г. Гладков «Чунга Чанга» и др.) Программно-методическое обеспечение учебного процесса. Программно-методическое обеспечение учебного процесса должно быть ориентировано на полноценное и эффективное получение вокального образования всеми адресатами настоящей программы. Настоящая адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (АДООП) «Музыкальная гостиная» является частью программно-методического обеспечения образовательного процесса в целом. Структура дополнительной общеобразовательной программы включает комплекс основных характеристик программы (пояснительную записку, направленность (профиль) программы, актуальность, отличительные особенности и объем программы, формы и методы обучения, типы и формы занятий, срок освоения программы и режим занятий, цель и задачи программы, её содержание, в т.ч. учебно-тематический план и планируемые результаты). Для реализации образовательного процесса необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АДЛОП), а также адаптация содержания основного общеобразовательного учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, в том числе и адаптация имеющихся необходимых учебных и дидактических материалов. В процессе реализации настоящей программы педагог использует в основном вербальные и игровые приемы обучения, совмещенные с приемами работы с текстовыми, музыкальными и динамическими видео материалами, опирающиеся на традиционные приемы работы, методики и техники вокального образования, но с учетом индивидуальных особенностей и категорий детей с ОВЗ. Необходимо обеспечить процесс обучения всеми доступными средствами современной коммуникации для доступа к различным дидактическим материалам и необходимой, в том числе музыкальной (аудио и видео) информации, которая существует в свободном доступе в сети Интернет и может быть востребована в каждом конкретном индивидуальном случае. Уровень и содержание технического оснащения, содержание дидактических материалов определяются, исходя из индивидуальных потребностей обучаемых, и могут корректироваться в ходе реализации программы. Материально - техническая база - наличие специального кабинета - наличие репетиционного зала (аппаратура, микрофоны) - фортепиано (синтезатор) - компьютер (ноутбук) - зеркала - звуко - усилительная аппаратура - микрофоны радио и шнуровые - нотный материал, подборка репертуара - записи фонограмм в режиме + и – - записи выступлений - фотографии Формы и методы контроля, критерии оценок. Итоговые занятия (отчетные мероприятия). Контроль освоения программы обучающихся детей с ОВЗ проводится непосредственно педагогом, на всех этапах процесса реализации программы. С учётом развития ребёнка и анализа полученных результатов, педагог может корректировать индивидуальную траекторию обучения, согласовывать тактические моменты с родителями (представителями) ребёнка. Традиционные формы и системы оценок в ходе реализации программы не применяются. Программа ориентирована на постоянное поощрение и мотивирование ребёнка на соответствующее его возможностям, посильное, изучение музыки и вокала. Другой оценки кроме похвалы быть не может. Здесь в большей степени актуальны оценки работы самого педагога, которыми, как правило, являются достигнутые ребёнком результаты, отзывы родителей и окружающих. И конечно стремление ребёнка посещать занятия вновь. Отчетные мероприятия – выступления на школьных мероприятиях. фестивалях и конкурсах, запись аудио и видео выступлений. Цель итогового занятия - закрепление достигнутых результатов обучения, возможность самовыражения ребёнка, проявления личности в условиях творческой атмосферы и ситуации успеха, возможность стимулировать творческую активность, возможность для ребёнка сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться, получить новые впечатления и испытать настоящую радость и удовлетворение от проделанной работы. Итоговое занятие может проводиться как в форме индивидуального выступления, так и в форме концерта детей. Оценка выступления – овации, похвала, дипломы участников, приятные призы и хорошее настроение. Список рекомендуемой литературы. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) 2. Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук/ — Москва: РУДН, 1994. — 345 с. 3. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/ С. В. Дубровская. – М., 2008 4. Лобанов Е.А Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий./ Е.А Лобанов// Музыка в школе – 2005-№3 5. 17. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков/ Ю.С. Шевченко.// Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995 6. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С. В Шушарджан. - М., 1998 7. Щетинин, С.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд./ М.Н. Щетинин. – М.,2008. 8. Е. Писарская. Вокальный букварь. Москва, 1996 г. 9. «Детский голос». Сборник под ред. В. Шацкой., Москва, 1970 10. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999. 11.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997. 12.Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005 13. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000. Список литературы 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю). 2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю). 3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»). 4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки). 5. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил. 6. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия:«Игра, обучение, развитие, развлечение»). 7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. 8. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99с. 9. Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз). 10. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот. 11. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот. 12. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика). 13. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика). 14. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил. Пожаловаться