Пояснительная записка
Рабочая программа «Труд (технология)» по профилю «Швейное дело»
6, 9 классов составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП
УО
(вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г.
№1026.
ФАООП УО (вариант 1), адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей и возможностей.
Цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой
культуры.
Настоящая
программа
способствует
получению
обучающимися
первоначальной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в
процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков,
развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии
с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и
состояния здоровья. Программа направлена на достижение следующих задач:
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
- обучение обязательному общественно полезному, производительному
труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов
труда дома, в семье и по месту жительства;
- расширение знаний о материальной культуре, как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
2
-
расширение
знаний
о
материалах
и
их
свойствах,
технологиях
использования;
- ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
- формирование представлений о швейном производстве, структуре
производственного процесса, деятельности производственного предприятия,
содержании и условиях труда;
- ознакомление с условиями и содержанием программы обучения по учебному
предмету «Труд (технология)» по профилю «Швейное дело» и испытание
своих сил в процессе практических работ в условиях школьных учебнопроизводственных мастерских в соответствии с физическими возможностями
и состоянием здоровья обучающихся;
- формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для
участия в общественно полезном, производительном труде;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
- совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
3
- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);
-
формирование
информационной
грамотности,
умения
культуры,
развитие
работать
с
различными источниками информации;
-
формирование
коммуникативной
активности,
целенаправленности, инициативности;
- развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках «Труд
(технология)» по профилю «Швейное дело»
Патриотическое воспитание:
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины –
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Гражданское воспитание:
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
- готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Эстетическое воспитание:
4
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязь человека с природой и социальной средой.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни
(здоровое
питание,
соблюдение
гигиенических
правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения
в интернет-среде в процессе школьного образования.
Трудовое воспитание:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности;
- способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологическое воспитание:
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
5
Содержание программы направлено на достижение личностных и
предметных
результатов
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей
его усвоения обучающимися
Данная рабочая программа предназначена для детей с ограниченными
возможностями здоровья, обучающихся по Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программе (вариант 1). Принципы отбора
содержания связаны с преемственностью целей образования на различных
ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с
возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация
образовательного
процесса
выявляет
приоритет
воспитательных
и
развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины
и логику развития технологических процессов открывает возможность для
осмысленного
восприятия
всего
разнообразия
мировоззренческих,
социокультурных систем, существующих в современном мире.
Система
учебных
занятий
призвана
способствовать
развитию
личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному
познанию
и
творчеству,
воспитанию
личностно
и
общественно
востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников,
индивидуально-дифференцированного
к
ним
подхода,
что
позволяет
направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний
и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических
особенностей обучающихся.
При проведении коррекционной работы важен метод совместных
действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным
возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или
6
выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания,
которая находится в зоне его ближайшего развития.
Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала
опирается на ранее полученные сведения и с опорой на знания, которые
учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из
них.
В 6 классе продолжается обучение школьников построению чертежей
изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине.
Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине.
Материал 9 класса достаточно сложен: изучается технология пошива
легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Обучающиеся
усваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких
операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать
процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях
«практическое повторение» школьникам предлагают заказы для нужд школыинтерната. Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и
содержание самостоятельных и контрольных работ определяется исходя из
уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» по профилю
«Швейное дело» носит предметно-практическую направленность на всех
этапах обучения, развивает мышление, способность к пространственному
анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того,
выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления,
благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их
социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени
самостоятельность в быту. Предлагаемая программа позволяет подготовить
выпускников к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной
трудовой деятельности в обществе.
7
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
на
изучение
предмета
«Труд
(технология)» по профилю «Швейное дело» отводится:
в 6 классе - 204 часа (34 учебных недели) по 6 часов в неделю;
в 9 классе - 238 часов (34 учебных недели) по 7 часов в неделю;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8
-
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Минимальный уровень:
- знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
- представление об основных свойствах используемых материалов;
- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для
работы и умение их использовать;
- представление о принципах действия, общем устройстве швейной машины и
её основных частей;
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и
оборудованием;
- умение выполнять отдельные операции и комплексные элементы трудовых
операций, несложные виды работ под контролем учителя;
- умение читать технологические карты (с помощью учителя), соблюдать
технологические процессы;
- умение выполнять работу качественно, оценивать результаты своего труда;
- представления о разных видах профильного труда;
- понимание значения и ценности труда, красоты труда и его результатов;
- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной
природе;
-
понимание
значимости
организации
школьного
рабочего
места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
9
- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых
заданий порядка и аккуратности;
- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков
труда.
Достаточный уровень:
- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими,
декоративно-художественными
и
конструктивными
свойствами
в
зависимости от задач предметно-практической деятельности;
- планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
- знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и
машинной обработки материалов (раскрой, ремонт, пошив и отделка изделий)
в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
- экономное расходование материалов;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Труд
(технология)» по профилю «Швейное дело»:
- учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей;
- методические рекомендации для учителя;
- швейное оборудование (швейные машины, вышивальная машина, оверлоки,
гладильная система, утюги, отпариватели);
- инструменты и приспособления для проведения практических работ
(ножницы, иголки, игольницы, линейки и т.д.);
- материалы для проведения практических работ (ткани, нетканые и
отделочные материалы и т.д.)
10
- оргтехника (компьютер, принтер, сканер);
- видеоподборки и презентации по темам программы;
- инструкционно-технологические и технологические карты;
- наглядно-демонстрационный материал;
- образцы готовых изделий;
- раздаточный материал.
В процессе реализации рабочей программы используется оборудование,
приобретенное в рамках реализации мероприятии федерального проекта
«Современная школа» национального проекта «Образование»:
Раздел рабочей программы
Оборудование
6 класс
Вводное занятие.
Наглядные пособия по
безопасности.
Швейная машина с электроприводом. Швейная машина.
Портновские ножницы.
Работа с тканью.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Построение чертежа изделия и пошив Ножницы закроечные.
салфетки.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Двойной шов.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Построение чертежа и пошив Ножницы закроечные.
наволочки с клапаном.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Накладной шов.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Построение чертежа, раскрой и пошив Ножницы закроечные.
сумки.
Портновские ножницы.
Швейные машины.
Утюги.
Обработка обтачкой среза ткани.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.
технике
11
Швейная машина.
Утюги.
Пошив косынки.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.
Швейная машина.
Утюги.
Ремонт одежды.
Ножницы закроечные
Машина швейная.
Утюги.
9 класс
Вводное занятие.
Наглядные пособия по
безопасности.
Изготовление
выкройки
платья, Ножницы закроечные.
отрезного по линии талии или по
линии бедер.
Пошив платья.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.
Машина швейная.
Оверлок.
Отпариватель.
Гладильная система.
Раскрой
изделия
по
готовым Ножницы закроечные.
выкройкам и пошив лёгкой женской Портновские ножницы.
одежды.
Машина швейная.
Оверлок.
Отпариватель.
Гладильная система.
Технология пошива прямого
Ножницы закроечные.
цельнокроеного платья, применяемая Портновские ножницы.
в массовом производстве
Машина швейная.
Оверлок.
Отпариватель.
Гладильная система.
Технология пошива юбок и брюк,
Ножницы закроечные.
применяемая в массовом
Портновские ножницы.
производстве одежды.
Машина швейная.
Оверлок.
Отпариватель.
Гладильная система.
Обработка окантовочным швом среза Портновские ножницы.
мелкой детали.
Машина швейная.
Гладильная система.
Практическое повторение.
Ножницы закроечные.
Портновские ножницы.
технике
12
Машина швейная.
Машина вышивальная.
Оверлок.
Отпариватель.
Гладильная система.
Содержание учебного предмета
6 класс
Вводное занятие
Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом
работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной
мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего
места швеи. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов.
Швейная машина с электроприводом
Теоретические сведения. Швейная машина с электроприводом:
назначение, устройство. Регулятор строчки: назначение. Машинная закрепка.
Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила
установки.
Умение. Работа на швейной машине с электроприводом.
Упражнения.
Заправка
швейной
машины.
Установка
иглы
в
игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от
толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.
Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной
стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек с
ориентиром на лапку на тонких и толстых тканях.
Работа с тканью
Теоретические сведения. Инструменты и приспособления для ручных
работ. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани.
Машинные швы (соединительные, краевые): виды (стачной шов вразутюжку,
13
стачной шов взаутюжку, шов вподгибку с закрытым срезом), конструкция,
применение.
Практические работы. Выполнение стачного шва (вразутюжку и
взаутюжку). Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Влажно-тепловая
обработка швов.
Построение чертежа изделия и пошив салфетки
Изделие.
Салфетка
квадратной
или
прямоугольной
формы,
обработанная швом вподгибку с закрытым срезом шириной 2 см.
Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления
выкройки и раскроя ткани. Ножницы: виды ножниц для ткани, назначение.
Техника безопасности при работе с ножницами. Сантиметровая лента.
Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей
выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и
штриховая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные
линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров).
Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.
Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды
(гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити.
Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.
Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.
Упражнения. Обработка прямого угла из цветной бумаги.
Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа
всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в
углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов.
Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на
ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны.
Закрепление выкройки. Выкраивание портновскими ножницами детали
изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение
детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины.
14
Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и
обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.
Контрольная работа
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до
2 см.
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения в швейной мастерской.
Правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.
Двойной шов
Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина
первой строчки 5 мм, готового шва 7 мм): конструкция и применение.
Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывертывание
ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.
Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.
Построение чертежа и пошив наволочки с клапаном
Изделие. Наволочка на подушку с клапаном.
Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные
размеры, швы, применяемые для пошива наволочки. Соответствие размера
наволочки размеру подушки.
Практические работы. Определение размера наволочек по подушке.
Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по
заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на
ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка
поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для
обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых
срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной
закрепки. Утюжка готового изделия.
Ремонт одежды
Изделия. Пуговица на стойке.
15
Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Сведения о
пуговицах. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы,
нитки.
Умение. Пришивание пуговицы.
Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы.
Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на
одном месте.
Контрольная работа
Выполнение на образце двойного шва шириной 7 мм.
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения учащихся в мастерской.
Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на
швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.
Накладной шов
Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др.
накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение ширина в
разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Умение. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом, с
двумя закрытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и
измерение его ширины.
Практические работы. Выполнение накладных швов с одним и двумя
закрытыми срезами, измерение швов по ширине.
Построение чертежа, раскрой и пошив сумки
Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух
слоев ткани.
Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее
представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение
пряжи из волокон хлопка. Сведения о сумках: фасоны, размеры, швы,
применяемые для пошива сумки.
Умение. Расчет расхода ткани.
16
Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной
сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную
величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка
выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение
боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя
закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывания ручек.
Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с
одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон
сумки путём застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону
дна и прикрепление его. Отделка сумки.
Ремонт одежды
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения. Заплата: формы, способы пришивания.
Ручной способ.
Упражнения. Пришивание заплаты ручным способом на образце.
Выполнение заплаты машинным способом.
Практические работы. Подбор ткани для заплаты из гладкокрашеной
ткани и с рисунком (в соответствии с тканью изделия по качеству, цвету и
рисунку). Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и
размера заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Подгибание и
замётывание срезов заплаты. Наложение с изнаночной стороны изделия и
примётывание заплаты. Подравнивание и подгиб на изнаночную сторону
краёв повреждённой ткани изделия. Подшивание подогнутых краёв изделия и
заплаты вручную косыми стежками. Выполнение заплаты машинным
способом. Утюжка заплаты.
Контрольная работа
Выполнение на образце накладного шва с закрытыми срезами.
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения в швейной мастерской.
Правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.
17
Обработка обтачкой среза ткани
Теоретические сведения. Обтачка: виды и применение в изготовлении
белья и легкого платья, правила соединения.
Умение. Ориентировка, пооперационной предметной карте.
Упражнение. Обработка срезов ткани с помощью обтачки на образце.
Практические работы. Раскрой и стачивание обтачек с опорой на
операционную предметную карту. Обработка срезов долевой, поперечной и
косой (одинарной и двойной) обтачками.
Пошив косынки
Изделие. Косынка для работы (косой срез обработан долевой
обтачкой).
Теоретические сведения. Косой срез ткани: свойства (растяжимость и
сыпучесть краев), учет свойств, при обработке изделия.
Практические работы. Складывание ткани для раскроя косынки.
Определение правильности косого среза на ткани. Обработка поперечного и
долевого среза косынки швом вподгибку с закрытым срезом. Определение
размера долевой обтачки для обработки среза. Раскрой и соединение долевой
обтачки. Обработка косого среза косынки долевой обтачкой. Утюжка готового
изделия.
Ремонт одежды
Изделия. Пуговица на стойке.
Теоретические сведения. Виды пуговиц. Способы пришивания
пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки.
Умение. Пришивание пуговицы.
Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы.
Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на
одном месте.
Контрольная работа
Обработка на образце прямого среза ткани долевой обтачкой.
18
9 класс
Вводное занятие
Итоги
обучения
за
прошлый
год
и
задачи
предстоящего.
Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при
пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.
Особенности обработки изделий из синтетических тканей
Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических
волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани:
свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой
обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из
синтетических тканей.
Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему
виду, на ощупь и по характеру горения нитей.
Изготовление выкройки платья, отрезного по линии талии или по
линии бедер
Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со
съемным поясом, с рукавами или без рукавов.
Теоретические сведения. Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны
отрезного платья, виды отделки. Детали платья, отрезного по линии талии и
по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для
изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого
рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко».
Умение. Выбор и описание фасона платья.
Практические работы. Разрезание выкройки основы платья по линии
талии и по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона
юбки при раскрое. Раскрой с учетом припусков на швы. Прокладывание
копировальных стежков.
Пошив платья
Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бёдер.
19
Теоретические сведения. Ткани, используемые для пошива отрезного
платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с
юбкой.
Практические работы. Подготовка к примерке платья. Примерка.
Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боковых и
плечевых срезов. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обмётывание
срезов на краеобмёточной машине. Обработка пояса. Утюжка готового
изделия.
Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике
Теоретические сведения. Оборудование отделочного цеха: виды
(утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление
о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к
влажно-тепловой обработке изделий. Организация рабочего места при
влажно-тепловой обработке изделия. Техника безопасности на рабочих
местах.
Трудовое законодательство
Теоретические сведения. Кодекс законов о труде. Основные права и
обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую
работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее
время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда.
Труд молодёжи.
Практическое повторение
Изготовление изделий в соответствии с планом практического
повторения, утверждённым на совещании при директоре (август).
Контрольная работа
Обработка выреза горловины окантовочным швом на образце.
(Выполняется по готовому крою.)
Вводное занятие.
План работы на четверть. Правила поведения в швейной мастерской.
Правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.
20
Готовые выкройки из журналов мод
Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, название
деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек
и размеров на чертежах в натуральную величину.
Умение. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ
выкройки и чертежа.
Практические работы. Использование кальки для перевода выкроек в
натуральную величину из приложения к журналу мод. Подгонка выкройки на
свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с
использованием инструкции к выкройке.
Раскрой изделия по готовым выкройкам и пошив легкой женской
одежды
Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона с кокеткой.
Теоретические сведения. Готовая выкройка: названия деталей,
контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона
и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели
с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки.
Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка
раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и
припусков на швы. Раскрой деталей. Пошив и отделка изделия.
Оборудование швейного цеха
Теоретические сведения. Универсальная швейная машина: модели,
скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к
универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа
и выполнения окантовочного шва). Заправка нитей в машину. Перевод
регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и
нижней нитей. Специальная швейная машина: виды (цепного стежка,
краеобмёточная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение
видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и
полуавтоматы: характеристика и назначение.
21
Практическое повторение
Изготовление изделий в соответствии с планом практического
повторения, утверждённым на совещании при директоре (август).
Контрольная работа
Обработка фигурной кокетки и соединение её с основной деталью.
(Выполняется по готовому крою.)
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения в швейной мастерской.
Правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных
работ. Организация рабочего места.
Организация труда и производства на швейной фабрике
Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в
швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и
конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной
фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный.
Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной
фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной
операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу
времени). Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеимотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.
Правила безопасной работы на швейной фабрике
Теоретические
сведения.
Законодательство
по
охране
труда.
Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте
швеи-мотористки, в других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа
при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно-тепловой
обработке изделий. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих
местах.
Производственная технология пошива простейших изделий
Теоретические сведения. Ассортимент простейших изделий фабрики.
Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические
22
свойства. Отличие индивидуальной технологии пошива от производственной.
Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов, используемых при
пошиве изделий. Последовательность обработки изделий. Технические
условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве
простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив
простейшего изделия в производственных условиях.
Практические работы. Пошив комплекта постельного белья с
пооперационным разделением труда. Проверка качества операций и готовых
изделий. Утюжка и складывание изделий по стандарту.
Технология
пошива
прямого
цельнокроеного
платья,
применяемая в массовом производстве
Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.
Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного
цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя,
оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало:
направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей,
хранение, материал для изготовления.
Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на
швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов,
обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка
проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа
изделия. Утюжка и складывание изделия.
Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив
платья по производственной технологии.
Практическое повторение
Изготовление изделий в соответствии с планом практического
повторения, утверждённым на совещании при директоре (август).
Контрольная работа
Обработка
горловины
двойной
косой
обтачкой
(выполняется
по готовому крою).
23
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения в швейной мастерской.
Правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.
Новые швейные материалы
Теоретические сведения. Новые ткани из натуральных волокон с
добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим
покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей.
Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование
новых тканей для изготовления одежды.
Лабораторная работа. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка
на машине иглами и нитками разным номеров), влагопроницаемости
(намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида),
сминаемости, изменений
вида и качества при утюжке, с разным
температурным режимом.
Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом
производстве одежды
Изделия. Юбки или брюки разных фасонов из ассортимента фабрики.
Теоретические сведения. Ассортимент поясных изделий на фабрике.
Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства.
Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий.
Производственный способ обработки застёжек в поясном изделии. Машины
для
обработки
застёжки.
Новейшая
технология
обработки
пояса.
Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки
пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Выбор
моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых
изменений в выкройку детали изделия.
Умение. Влажно-тепловая обработка шва.
Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание
вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых
срезов). Обметывание срезов швов. Влажно-тепловая обработка швов.
24
Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии.
Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая
отделка). Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при
использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом
вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия. Утюжка готового
изделия.
Обработка окантовочным швом среза мелкой детали
Теоретические сведения. Приспособление к универсальной швейной
машине для выполнения окантовочного шва. Требование к обработке срезов
деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом
закруглённых
срезов
мелких
деталей.
Дефекты
при
выполнении
окантовочного шва: разная ширина окантовки, искривлённый край детали.
Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, изменение в натяжении
окантовки, уменьшение ширины окантовки шва. Необходимость тщательного
и постоянного контроля за выполнением окантовочного шва.
Умение. Выполнение окантовочного шва.
Упражнения. Заправка окантовки в приспособление. Выполнение
окантовочного шва на прямых срезах. Выполнение окантовочного шва на
закруглённых срезах.
Практическое повторение
Изготовление изделий в соответствии с планом практического
повторения, утверждённым на совещании при директоре (август).
Контрольная работа
Пошив фартука с закруглённым срезом, обработанным двойной косой
обтачкой. (Выполняется по готовому крою.)
25
6 класс (204 часа)
I четверть (48 часов)
№
п/п
I
Темы занятий
Кол-во
часов
Календ.
сроки
Вводное занятие.
1.
Беседа о профессии швеи.
1
2.
Правила поведения и безопасной работы в
1
швейной мастерской.
II
1.
Швейная машина с электроприводом.
Швейная машина с электроприводом:
1
назначение.
2.
Устройство швейной машины с
1
электроприводом.
3.
Заправка швейной машины.
2
4.
Регулятор строчки, его назначение.
1
5.
Выполнение строчек с различной длиной
1
стежка.
6.
Машинная закрепка: назначение.
1
7.
Выполнение строчек с машинной закрепкой.
1
8.
Устройство машинной иглы.
1
9.
Правила установки машинной иглы.
1
10. Подбор игл в зависимости от толщины ткани.
1
11. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.
1
III
Работа с тканью.
1.
Инструменты и приспособления для ручных
1
работ.
2.
Виды машинных швов, их конструкция и
1
применение.
3.
Выполнение стачного шва вразутюжку на
2
образце.
26
4.
Выполнение стачного шва взаутюжку на
2
образце.
5.
Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом
2
на образце.
IV
Построение чертежа изделия и пошив
салфетки.
1.
Инструменты и материалы для изготовления
1
выкройки и раскроя ткани.
2.
Виды ножниц для ткани, назначение.
1
3.
Сантиметровая лента.
1
4.
Понятие о линиях чертежа выкроек.
1
5.
Правила оформления чертежей.
1
6.
Построение прямых углов.
1
7.
Построение чертежа салфетки.
1
8.
Ткани, применяемые для салфеток.
1
9.
Определение лицевой и изнаночной стороны
1
ткани.
10. Определение долевой и поперечной нити
1
ткани.
11. Раскрой салфетки.
12. Электроутюги:
2
устройство,
правила
2
безопасности.
13. Подготовка кроя к пошиву.
2
14. Выполнение шва вподгибку в углах изделия.
2
15. Обработка поперечных срезов салфетки.
2
16. Обработка долевых срезов салфетки.
2
17. Обработка углов косыми стежками.
1
18. Окончательная отделка салфетки.
1
27
V
1.
Контрольная работа.
Выполнение
образца
шва
вподгибку
с
2
закрытым срезом шириной 2 см.
II четверть (48 часов)
№
п/п
I
Темы занятий
Кол-во
часов
Календ.
сроки
Вводное занятие.
1. Правила поведения в швейной мастерской.
1
2. Правила
1
безопасной
работы
в
швейной
мастерской.
II
Двойной шов.
1.
Соединительные швы.
2
2.
Двойной шов: конструкция и применение.
2
3.
Выполнение двойного шва на образце.
6
Ш
Построение чертежа и пошив наволочки с
клапаном.
1.
Наволочка: фасоны, стандартные размеры.
2
2.
Ткани, применяемые для пошива наволочки.
2
3.
Построение чертежа наволочки с клапаном.
2
4.
Расчет расхода ткани на наволочку.
2
5.
Подготовка ткани к раскрою.
2
6.
Раскрой наволочки с клапаном.
2
7.
Швы, применяемые для пошива наволочки.
2
8.
Обработка поперечных срезов наволочки.
4
9.
Правила складывания наволочки для обработки
1
боковых срезов.
10. Обработка боковых срезов наволочки.
5
11. Окончательная отделка наволочки.
2
IV
Ремонт одежды.
28
1.
Виды ремонта одежды.
2
2.
Сведения о пуговицах.
2
3.
Способы пришивания пуговицы.
2
4.
Пришивание пуговицы на стойке разными
2
способами.
V
Контрольная работа.
1.
Выполнение на образце двойного шва шириной
2
7 мм.
III четверть (66 часов)
№
п/п
I
Темы занятий
Кол-во
часов
Календ.
сроки
Вводное занятие.
1. Правила безопасности при работе с иглой,
1
ножницами, электроутюгом и на швейной
машине.
2. Организация ручного и машинного рабочего
1
места.
II
Накладной шов.
1.
Накладной шов: виды и применение.
2
2.
Накладной шов с одним закрытым срезом.
4
3.
Накладной шов с двумя закрытыми срезами.
4
III
Построение чертежа, раскрой и пошив
сумки.
1.
Растительные волокна (хлопок).
2
2.
Общее представление о прядении.
2
3.
Сведения о сумках: фасоны, размеры.
2
4.
Построение чертежа сумки и ручек.
2
5.
Расчет расхода ткани на сумку.
2
6.
Подготовка ткани к раскрою.
2
29
7.
Раскрой деталей сумки.
2
8.
Швы, применяемые для пошива сумки.
2
9.
Украшение сумки отделочными стежками.
4
10. Обработка боковых срезов двойным швом.
4
11. Обработка дна сумки.
2
12. Обработка ручек накладным швом.
4
13. Обработка
верхнего
среза
сумки
швом
4
вподгибку с закрытым срезом.
14. Окончательная отделка сумки.
IV
2
Ремонт одежды.
1.
Сведения о заплатах.
2
2.
Подбор ткани для заплаты.
2
3.
Раскрой заплаты.
2
4.
Подготовка изделия к ремонту.
2
5.
Выполнение заплаты ручным способом.
4
6.
Выполнение заплаты машинным способом.
4
V
Контрольная работа.
1.
Выполнение на образце накладного шва с
2
закрытыми срезами.
IV четверть (42 часа)
№
п/п
I
Темы занятий
Кол-во
часов
Календ.
Сроки
Вводное занятие.
1.
Правила поведения в швейной мастерской.
1
2.
Правила безопасной работы при выполнении
1
ручных и машинных работ.
II
Обработка обтачкой среза ткани.
1.
Сведения об обтачках.
2
2.
Раскрой обтачек.
2
30
3.
Правила соединения обтачек.
2
4.
Обработка среза долевой обтачкой.
2
5.
Обработка среза поперечной обтачкой.
2
6.
Обработка среза одинарной косой обтачкой.
2
7.
Обработка среза двойной косой обтачкой.
4
8.
Обработка закруглённого среза двойной косой
4
обтачкой.
III
Пошив косынки.
1.
Сведения о срезах ткани.
1
2.
Раскрой косынки.
1
3.
Раскрой и соединение долевой обтачки.
2
4.
Составление плана обработки косынки.
2
5.
Обработка поперечного среза косынки.
2
6.
Обработка долевого среза косынки.
2
7.
Обработка косого среза косынки долевой
4
обтачкой.
8.
Окончательная отделка косынки.
IV
1
Ремонт одежды.
1.
Виды пуговиц.
1
2.
Способы пришивания пуговицы.
1
3
Пришивание пуговицы на стойке разными
1
способами.
V
Контрольная работа.
1.
Обработка на образце прямого среза ткани
2
долевой обтачкой.
9 класс (238 часов)
31
I четверть (56 часов)
№
п/п
I
Темы занятий
Кол-во
часов
Календ.
сроки
Вводное занятие.
1.
Правила поведения в швейной мастерской.
1
2.
Правила
1
безопасной
работы
в
швейной
мастерской.
II
Особенности обработки изделий из
синтетических тканей.
1.
Ассортимент
тканей
из
синтетических
1
волокон и нитей.
2.
Свойства синтетических тканей.
1
3.
Учет свойств синтетических тканей при
1
пошиве изделий.
4.
Особенности
влажно-тепловой
обработки
1
синтетической ткани.
III
Изготовление выкройки платья, отрезного
по линии талии или по линии бёдер.
1.
Сведения об отрезных платьях, фасоны, виды
1
отделки.
2.
Изготовление выкройки отрезного платья.
1
3.
Моделирование короткого рукава.
1
4.
Раскладка выкройки платья на ткани.
1
5.
Раскрой деталей платья.
1
6.
Подготовка деталей кроя платья к пошиву.
2
IV
Пошив платья.
1.
Ткани, используемые для пошива отрезного
1
платья.
2.
1
32
Швы, применяемые для пошива отрезного
3.
платья.
1
4.
Подготовка платья к примерке.
1
5.
Примерка платья.
1
6.
Обработка вытачек лифа и юбки.
1
7.
Обработка плечевых срезов лифа.
1
8.
Виды обработки выреза горловины платья.
3
Обработка
выреза
горловины
платья
9.
окантовочным швом.
2
10.
Обработка боковых срезов лифа и юбки.
1
11.
Обработка рукавов.
2
12.
Соединение рукавов с проймой.
1
13.
Обработка пояса.
1
14.
Правила соединения лифа с юбкой.
1
15.
Соединение лифа с юбкой.
1
Окончательная отделка платья.
V
Влажно-тепловая обработка изделий на
швейной фабрике.
1.
Оборудование отделочного цеха.
1
2.
Общее представление о работе прессов.
1
3.
Назначение паровоздушного манекена.
1
4.
Организация рабочего места при влажно-
1
тепловой обработке изделий.
5.
Техника безопасности на рабочих местах
1
отделочного цеха.
VI
Трудовое законодательство.
1.
Кодекс законов о труде.
1
2.
Основные права и обязанности рабочих и
1
служащих.
33
3.
Трудовой договор.
1
4.
Приём и увольнение с работы.
1
5.
Охрана труда.
1
6.
Труд молодежи.
1
VII
1.
Практическое повторение.
Пошив изделий.
10
VIII
Контрольная работа.
1.
Обработка выреза горловины окантовочным
3
швом на образце.
II четверть (56 часов)
№
п/п
I
Темы занятий
Кол-во
часов
Календ.
сроки
Вводное занятие.
1.
Правила поведения в швейной мастерской.
1
2.
Правила безопасной работы в швейной
1
мастерской.
II
Готовые выкройки из журналов мод.
1.
Сведения о готовых выкройках из журналов
1
мод.
2.
Выбор
фасона
изделия
с
учетом
его
1
Способы перевода выкройки из журнала
1
сложности.
3.
мод.
4.
Перевод выкройки в натуральную величину
1
из приложения к журналу мод.
5.
Подгонка выкройки на свой размер.
6.
Правила
использования
инструкции
1
к
1
выкройке.
34
III
Раскрой изделия по готовым выкройкам
и пошив лёгкой женской одежды.
1.
Готовая выкройка: название деталей и
1
контрольные обозначения.
2.
Выбор фасона платья (блузки, юбки), его
1
анализ.
3.
Подбор ткани, ниток и фурнитуры.
1
4.
Подбор отделки для выбранного фасона.
1
5.
Расчет расхода ткани при разной ее ширине.
1
6.
Раскладка выкройки изделия на ткани.
1
7.
Раскрой деталей платья (блузки, юбки).
2
8.
Составление плана пошива платья (юбки,
1
блузки).
9.
Отделка платья (юбки, блузки).
4
10.
Пошив платья (юбки, блузки).
14
11.
Окончательная отделка изделия.
1
IV
1.
Оборудование швейного цеха.
Сведения
об
универсальных
швейных
1
Приспособления к универсальным швейным
1
машинах.
2.
машинам.
3.
Заправка
и
регулировка
универсальной
1
4.
Сведения о специальных швейных машинах.
1
5.
Заправка специальных швейных машин.
1
6.
Сведения о швейных машинах-автоматах и
1
швейной машины.
полуавтоматах.
V
1.
Практическое повторение.
Пошив изделий.
11
35
VI
Контрольная работа.
1.
Обработка фигурной кокетки и соединение
3
её с основной деталью.
III четверть (77 часов)
№
п/п
I
Темы занятий
Кол-во
часов
Календ.
Сроки
Вводное занятие.
1.
Организация рабочего места швеи.
1
2.
Правила безопасной работы в швейной
1
мастерской.
II
Организация труда и производства на
швейной фабрике.
1.
Основные этапы изготовления одежды в
1
швейной промышленности.
2.
Общее
представление
о
разработке
и
1
конструировании моделей одежды.
3.
Цеха на швейной фабрике.
1
4.
Организация труда на шейной фабрике.
1
5.
Норма времени и норма выработки.
1
6.
Бригадная форма организации труда.
1
7.
Оплата труда швеи-мотористки.
1
III
Правила безопасной работы на швейной
фабрике.
1.
Законодательство по охране труда.
1
2.
Безопасность труда на швейной фабрике.
1
3.
Электробезопасность на швейной фабрике.
1
4.
Безопасная работа при выполнении ручных и
1
машинных операций.
5.
1
36
Правила и инструкции по безопасности
труда на рабочих местах.
IV
Производственная технология пошива
простейших изделий.
1.
Сведения об ассортименте изделий фабрики.
1
2.
Ткань, используемая для пошива изделий на
1
фабрике.
3.
Отличие
индивидуальной
технологии
1
пошива от производственной.
4.
Основные детали изделий, названия срезов.
1
5.
Виды швов, используемых при пошиве
1
изделий.
6.
Последовательность обработки изделий.
7.
Пооперационное
разделение
труда
1
при
1
пошиве изделия.
8.
Нормы выработки и плановые задания.
1
9.
Пошив комплекта постельного белья с
6
пооперационным разделением труда.
10.
Проверка качества операций и готовых
1
изделий.
11
Утюжка
и
складывание
изделий
по
1
стандарту.
V
Технология пошива прямого
цельнокроеного платья, применяемая в
массовом производстве.
1.
Работа подготовительного цеха.
1
2.
Работа раскройного цеха.
1
3.
Сведения о лекалах.
1
4.
Раскладка выкройки на ткани (вразворот).
1
37
5.
Раскрой деталей платья по фабричным
1
лекалам.
6.
Последовательность
пошива
прямого
1
цельнокроеного платья на швейной фабрике.
7.
Обработка вытачек.
2
8.
Отделка платья.
3
9.
Обработка среднего шва спинки.
2
10.
Обработка застёжки платья.
3
11.
Обработка плечевых срезов платья.
2
12.
Обработка выреза горловины платья.
3
13.
Втачивание рукавов в открытую пройму.
3
14.
Обработка боковых срезов платья.
2
15.
Обработка нижних срезов рукавов.
3
16.
Обработка нижнего среза платья.
3
17.
Окончательная отделка платья.
2
VI
1.
Практическое повторение.
Пошив изделий.
VII
1.
10
Контрольная работа.
Обработка
горловины
двойной
косой
3
обтачкой.
IV четверть (49 часов)
№
п/п
I
Темы занятий
Кол-во
часов
Календ.
сроки
Вводное занятие.
1.
Правила поведения в швейной мастерской.
1
2.
Правила безопасной работы в мастерской.
1
II
Новые швейные материалы.
1.
Новые ткани из натуральных волокон с
1
добавкой искусственных и синтетических.
38
2.
Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием,
1
с применением металлизированных нитей.
3.
Нетканые материалы.
1
4.
Технологические свойства новых тканей.
1
5.
Изучение свойств новых тканей.
1
Использование
6.
III
новых
тканей
для
изготовления одежды.
1
Технология пошива юбок и брюк,
применяемая в массовом производстве
одежды.
1.
Ассортимент поясных изделий на фабрике.
1
2.
Ткани, для изготовления поясных изделий.
1
3.
Выбор модели поясного изделия, подбор
1
ткани и отделки.
4.
Лекала для раскроя поясных изделий.
1
5.
Раскрой поясного изделия по готовым
1
лекалам.
6.
Обработка вытачек.
1
7.
Обработка накладного кармана.
1
8.
Соединение накладного кармана с изделием.
1
9.
Обработка боковых срезов.
1
10.
Производственный
способ
обработки
1
застежки в поясном изделии.
11.
Обработка застёжки в поясном изделии.
2
12.
Новейшая технология обработки пояса.
1
13.
Обработка верхнего среза поясом.
2
14.
Современные
способы
обработки
низа
2
поясного изделия.
15.
Обработка низа поясного изделия.
2
39
16.
Окончательная отделка поясного изделия.
1
IV
Обработка окантовочным швом среза
мелкой детали.
1.
Приспособление к универсальной швейной
1
машине для выполнения окантовочного шва.
2.
Требования и особенности обработки срезов
1
окантовочным швом.
3.
Сведения об окантовочном шве.
1
4.
Дефекты окантовки и их причины.
1
5.
Установка
приспособления
и
заправка
1
Выполнение окантовочного шва на прямых
1
окантовки.
6.
срезах.
7.
Выполнение
окантовочного
шва
на
2
закругленных срезах.
V
1.
Практическое повторение.
Пошив изделий.
VI
Контрольная работа.
1.
Пошив фартука с закруглённым срезом,
9
4
обработанным двойной косой обтачкой.
40