ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочаяпрограммапоучебномупредмету
«Чтение»
составленанаосновеФедеральной
адаптированнойосновнойобщеобразовательнойпрограммы, представленной
в Федеральном государственном образовательном стандарте образования
обучающихся
с
нарушениями),далее
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
ФАООП УО (вариант 1) утверждённой приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом реализации их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей и возможностей.
Цель:развитие
речи,
мышления,
воображения
обучающихся,
способности выбирать средства языка в соответствии с условиями
общения.Задачи:совершенствовать
навыки
выразительного
чтения,
соблюдать
развивать
нравственные
качества
логические
паузы;
обучающихся; учить школьников последовательно и правильно излагать
свои мысли в устной форме; учить находить главную мысль произведения;
развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Патриотическое воспитание:
- Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов мира;
- Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края,
- Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей РодиныРоссии, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа.
Гражданское воспитание:
2
- Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свободы и законных интересов других людей;
- Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
Духовно- нравственное воспитание:
- Готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
- Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
- Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет- среде в процессе школьного образования;
- Умение принимать себя и других не осуждая;
- Признание своего права на ошибку и такого же права другогочеловека.
Трудовое воспитание:
- Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
- Уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
- Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
- Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения.
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически
развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими
потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в
школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства
формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления
историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование
умений
оценивать
овладения
и
анализировать
богатейшими
художественные
выразительными
произведения,
средствами
русского
литературного языка.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Согласно
отсталостью
ФАООП
образования
(интеллектуальными
обучающихся
нарушениями)
с
умственной
учебный
предмет
«Чтение» относится к образовательной области «Язык и речевая практика».
В соответствии с Учебным планом ГКОУ АО «ОШИ № 5» на
изучение учебного предмета отводится 136 часов в год (34 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение учебного предмета
«Чтение», составляет 4 часа в неделю.
Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть
Количество часов
I
II
II
IV
32 ч.
32ч.
44 ч.
28 ч.
Всего
136 ч.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
4
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень.
Читать осознанно, правильно, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять
главную
мысль
произведения;
пересказывать
содержание
прочитанного.
Объём
текстов
для
чтения
и
заучивания
наизусть
определяется
психофизическим развитием учащихся.
Достаточный уровень:
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,
обосновывая свое отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения,
взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Художественные
произведения
и
отрывки
из
художественных
произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения
об их жизни и творчестве.Произведения устного народного творчества: сказки,
загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.Произведения
современных писателей русской и зарубежной литературы.На примере
чтения художественной литературы воспитание морально-этических и
нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В.
Гоголя, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Л. Н. Толстого, А. Н.
Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова.
Произведения А. М. Горького, А. Н. Толстого, В. В. Маяковского, С. А.
Есенина, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, В. П. Катаева, Б. Н. Полевого, А. А.
Суркова, Ю. М. Нагибина, А. Г. Алексина, Л. И. Ошанина, С. В. Михалкова.
ТЕМАТИЧЕС КОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Автор.
п/п Название произведения
Колво
часов
Дата
2.09
3,4,5,9.09
10.09
11.09
12.09
16,17,18,
19.09
23,24.09
25,26.09
30.09;
1,2.10
3,7.10
8,9.10
10,14.10
15,16,17,
21,22,23,
24.10
I четверть (32 ч.)
1
2
3
4
5
6
УНТ. Сказки, пословицы.
Сказка «Волшебное кольцо»
Баллада «Перчатка».
И. Суриков «Нашла коса на камень».
Былины.
Былина «Садко» (отрывок).
1
4
1
1
1
4
7
8
9
А. Пушкин (биографическая справка)
М. Басина «Публичное испытание».
И. Пущин «Записки о Пушкине».
2
2
3
10
11
12
13
А. Пушкин «Во глубине сибирских руд».
А. Пушкин «Зимнее утро».
А. Пушкин «Няне» (наизусть).
А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».
2
2
2
7
14
IIчетверть (32 ч.)
М. Лермонтов (биографическая справка)
1
5.11
6
15
16
17
М. Лермонтов «Смерть поэта».
М.Лермонтов «Родина» (наизусть).
М. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»
1
1
6
18
19
20
21
22
И. Крылов (биографическая справка).
И. Крылов «Волк на псарне».
И. Крылов «Осёл и соловей» (отрывок наизусть)
Н. Некрасов (биографическая справка)
Н. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»
1
1
1
2
3
23
24
Н. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская»
Н. Некрасов «Мороз, красный нос».
3
4
25
Н. Некрасов «Русские женщины».
4
26
27
И. Никитин (биографическая справка)
И. Никитин «Русь» (наизусть отрывок)
1
3
28
29
III четверть (44 ч.)
И. Тургенев (биографическая справка)
И. Тургенев «Муму» (отрывок наизусть)
2
10
30
31
32
33
34
35
Л. Толстой (биографическая справка)
Л. Толстой «После бала».
А. Чехов (биографическая справка)
А. Чехов «Лошадиная фамилия».
В. Короленко (биографическая справка)
В. Короленко «Слепой музыкант».
1
5
1
4
2
11
36
37
38
39
А. Горький (биографическая справка)
А. Горький «Макар Чудра».
С. Есенин (биографическая справка)
С. Есенин «Спит ковыль», «Пороша».
IV четверть (28 ч.)
А. Платонов «Разноцветные бабочки»
А. Толстой (биографическая справка)
А. Толстой «Русский характер»
Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»
К. Паустовский «Телеграмма».
А. Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок наизусть)
В. Шукшин «Витька Малюгин»
А. Сурков «Родина».
1
3
2
2
40
41
42
43
44
45
46
47
6.11
7.11
11,12,13,
14,18,
19.11
20.11
21.11
25.11
26,27.11
28.11;
2,3.12
4,5,9.12
10,11,12,
16.12
17,18,19,
23.12
24.12
25,26,
30.12
3
1
4
4
4
4
4
4
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
7
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение
образовательного
процесса
представлено
следующими
объектами
и
средствами
1. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2011 год. Авторы –
составители – Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.
2. Гусева Г.М. Уроки чтения в 8 классе специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя. – М.:
«Просвещение», 2007.
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. – М.:
ООО«Кирилл и Мефодий», 2010г.
2. Учебники:
1. Учебник: З. Ф. Малышева, Чтение 8 класс, Москва «Просвещение» 2015 г.
2. Конспекты, презентации, видеофильмы по изучаемым произведениям,
иллюстрации, индивидуальные карточки.
8