ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»составлена
на
основе
Федеральной
общеобразовательной
программы
адаптированной
обучающихся
с
основной
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООПУО
(вариант1),утвержденной
приказом
МинистерствапросвещенияРоссииот24.11.2022г.
№1026.
ФАООПУО
обучающимся
(вариант1)адресована
с
легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение» ставит своей целью совершенствование
навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и
научно-познавательного текстов; развитие навыков речевого общения на
материале
доступных
для
понимания
художественных
и
научно-
познавательных текстов; ―развитие положительных качеств и свойств
личности. Программа формулирует следующие задачи преподавания
чтения: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про
себя;
осмысленно
воспринимать
прочитанное;
выделять
главных
действующих лиц, оценивать их поступки; выбирать в тексте слова,
выражения,
характеризующие
героев,
события,
картины
природы;
формировать навык сознательного, правильного и выразительного чтения;
выработка
умения
правильно
строить
предложения;
формировать
нравственные качества,
развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ
Патриотического воспитания:
- Осознание российской гражданской идентичности поликультурном и
многоконфессиональном обществе,
- Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
- Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края,
- Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины
—России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
Гражданского воспитания:
- Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; –неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека;
Духовно-нравственного воспитания:
- Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
- Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- Активное неприятие асоциальных поступков;
- Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства
Эстетического воспитания:
- Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
- Понимание эмоционального воздействия искусства; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства
Ценности научного познания:
- Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира;
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
- Осознание ценности жизни;
- Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
- Умение принимать себя и других, не осуждая;
- Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния;
- Сформированность навыков рефлексии;
- Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Трудового воспитания:
- Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
Экологического воспитания:
- Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среде.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Чтение» занимает особое место в системе
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данный
курс нацелен на формирование не только навыков чтения (правильность,
осознанность, выразительность, беглость), но и речевых умений. Кроме
того, уроки чтения должны развивать у старшеклассников интерес к
чтению доступной литературы, духовно и нравственно обогащать их.
Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в
процессе
которого
буквенный
код
переводится
в
звуковой
и
осуществляется понимание прочитанного. Психофизической основой
процесса
чтения
речедвигательного,
является
слухового
взаимодействие
анализаторов
и
работы
зрительного,
таких
психических
процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Предмет «Чтение» входит в образовательную область по русскому
языку, которая составляет два раздела: «Грамматика, правописание и
развитие речи», «Чтение и развитие речи»учебного плана ГКОУ АО для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Общеобразовательная школа-интернат №5».
В соответствии с Учебным планом ГКОУ АО «ОШИ№5» на
изучение учебного предмета отводится 136 часов в год (34 учебные
недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение учебного
предмета «Чтение», составляет 4 часа в неделю.
Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть
Количество часов
I
II
II
32 ч.
32ч.
44 ч.
IV
28 ч.
Всего
136 ч.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
формировать
мотивацию
школьников
к
процессу
изучения
литературы как одного из учебных предметов, необходимых для
самопознания и развития;
совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и
мире в процессе чтения;
развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе
знакомства с литературными произведениями;
развивать
морально-этические
представления,
эмоционально-
нравственную отзывчивость;
развивать умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения;
развивать
совместную
умение
организовывать
деятельность
с
учителем
учебное
и
сотрудничество
сверстниками,
и
работать
индивидуально и в группе;
развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;
развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при
чтении и обсуждении художественных произведений.
Предметные результаты
Достаточный уровень
читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в
трудных случаях —целым словом);
читать про себя с предварительным заданием лёгкие по содержанию
тексты;
выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
делить текст на части или озаглавливать данные части под
руководством учителя, в простейших случаях —самостоятельно;
характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя),
давать оценку их поступкам;
выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять
(с помощью учителя);
соотносить
читаемые
произведения
с
определённым
жанром
(с помощью учителя);
выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
Минимальный уровень
читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым
словом (по слогам);
читать про себя проанализированные ранее тексты;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать близко к тексту отдельные части произведения,
доступные учащимся по изображённым событиям (с помощью учителя);
высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной
учащимся форме;
выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей
учеников);
участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные
задания по прочитанному тексту.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Примерная тематика чтения
Устное народное творчество как отражение жизни человеческого
общества
Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве
красоты —внешней и внутренней. Общие законы построения сказки:
присказка,
зачин,
троекратное
повторение
событий,
концовка.
Нравственные ценности, заложенные в пословицах и поговорках. Былина
как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений
устного народного творчества.
Русская литература XIX века.
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов.)
Биография
И. А. Крылова,
и
творчество
А. С. Пушкина,
Н. А. Некрасова,
Л. Н. Толстого,
М. Ю. Лермонтова,
В. Г. Короленко,
А. П. Чехова.
Русская литература XX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов, их
общественной значимости для времени.)
Биография
К. М. Симонова,
и
творчество
Н. А. Рыленкова,
М. Горького,
Ю. И. Коваля,
К. Г. Паустовского,
Р. П. Погодина,
А. Г. Алексина, М. В. Исаковского, М. М. Зощенко, В. П. Катаева, Ю. Я.
Яковлева, К.Я. Ваншенкина.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в
соответствии с нормами литературного произношения.
Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию
и структуре, в остальных случаях —после анализа.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
проанализированного в классе произведения или отрывка из него.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа с текстом.
Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями
текста, выделять главную мысль каждой части и произведения в целом,
оценивать поступки героев, определять их мотивы. Анализ (с помощью
учителя) литературного произведения с позиции его нравственной
ценности.
Составление характеристики героя (с помощью учителя).
Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и
составление воображаемых диалогов главных действующих лиц.
Формирование умения самостоятельно составлять план к частям
текста.
Различение частей текста описательного и повествовательного
характера.
Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.
Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с
незнакомыми словами, развитие умения правильно объяснять их.
Выделение образных средств языка, их использование в пересказе.
Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного
слова; передача с помощью авторских слов характера героя, событий,
отношения к ним автора.
Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение
произведений для юношества. Чтение отдельных статей из газет и
журналов. Обсуждение прочитанных книг. Составление отзывов. Ведение
коллективных дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Чтение (136 ч.)
№
Тема урока
Кол-во
7 «А»
7 «Б»
часов
I четверть (32ч.)
1
Жанры устного народного творчества
2
2, 3.09
1,2.09
2
Русская народная сказка «Сивка - бурка»
3
4, 5, 9.09
3,4,8.09
3
Русская народная сказка «Журавль и Цапля»
1
10.09
9.09
4
Русская народная сказка «Умный мужик»
1
11.09
10.09
5
Былина «Три поездки Ильи Муромца»
2
12, 16.09
11,15.09
6
Народные песни
1
17.09
16.09
7
Пословицы и загадки
1
18.09
17.09
8
Внеклассное чтение «Русские народные сказки»
1
19.09
18.09
9
А. С. Пушкин. Биография
1
23.09
22.09
10
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»
5
24, 25, 26, 23,24,25,29,
30.09; 1.10 30.09
11
А. С. Пушкин «Зимний вечер»
1
2.10
1.10
12
А. С. Пушкин «У лукоморья» (отрывок из поэмы
1
3.10
2.10
1
7.10
6.10
7.10
«Руслан и Людмила»)
13
Внеклассное
чтение.
Чтение
произведений
А. С. Пушкина (выбор произведений на усмотрение
педагога)
14
М. Ю. Лермонтов. Биография
1
8.10
15
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
3
9, 10, 14.09 8,9,13.10
16
И. А. Крылов. Биография
1
15.10
17
И. А. Крылов, басни. «Кукушка и Петух», «Волк и
3
16, 17, 21.10 15,16,20.10
14.10
Журавль», «Слон и Моська»
18
Внеклассное чтение «О чём рассказывают басни»
1
22.10
21.10
19
Н. А. Некрасов. Биография
1
23.10
22.10
20
Н. А. Некрасов «Несжатая полоса»
1
24.10
23.10
II четверть (32ч.)
21
Н. А. Некрасов «Генерал Топтыгин»
3
5, 6, 7.11
5,6,10.11
22
Л. Н. Толстой. Биография
1
11.11
11.11
23
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
12
12,13,14,18, 12,13,17,18,
19,20,21,
19,20,24,25,
25,26,27,
26,27.11;
28.11; 2.12 1.2.12
24
Внеклассное чтение. Чтение произведений о силе
2
3,4.12
3,4.12
человеческого характера, о смелых и красивых
поступках людей (выбор авторов и произведений
на усмотрение педагога)
25
А. П. Чехов. Биография
1
5.12
8.12
26
А. П. Чехов «Хамелеон»
2
9,10.12
9,10.12
27
Внеклассное
1
11.12
11.12
15.12
чтение.
Чтение
юмористических
рассказов (выбор авторов и произведений на
усмотрение педагога)
28
В. Г. Короленко. Биография
1
12.12
29
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
8
16,17,18,19, 16,17,18,22,
30
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
1
III четверть (44ч.)
31
Внеклассное чтение. Чтение произведений русских
1
писатели XIX века (выбор авторов и произведений
на усмотрение учителя)
32
А. М. Горький. Биография
1
33
А. М. Горький «Детство»
5
34
А. М. Горький «В людях»
5
35
М. В. Исаковский «Детство»
2
36
М. В. Исаковский «Ветер», «Весна»
2
37
К. Г. Паустовский Биография
1
38
К. Г. Паустовский «Последний чёрт»
5
39
М. М. Зощенко. Биография
1
40
М. М. Зощенко «Великие путешественники»
3
41
К. М. Симонов. Биография
1
42
К. М. Симонов «Сын артиллериста» (отрывки)
4
43
В. П. Катаев. Биография. «Флаг»
3
44
Н. И. Рыленков. Биография. «Деревья»
1
45
Н. И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки …»,
2
«Всё в тающей дымке…»
46
Внеклассное чтение. Поэты о русской природе
1
47
Ю. И. Коваль. Биография.
1
48
Ю. И. Коваль. «Капитан Клюквин»
5
IV четверть (28ч.)
49
Ю. И. Коваль «Картофельная собака»
5
50
Ю. Я. Яковлев. Биография. «Багульник»
5
51
Внеклассное
чтение.
Чтение
произведений
о
3
взаимоотношениях человека с животными. «Мы в
ответе за тех, кого приручили» (выбор авторов и
произведений на усмотрение учителя)
52
Р. П. Погодин. Биография. «Время говорит - пора»
5
53
А. Г. Алексин. Биография. «Двадцать девятое
5
23,24,25,
23,24,25,
26.12
29.12
30.12
30.12
февраля»
54
К. Я. Ваншенкин. Биография. «Мальчишка»
1
55
К. Я. Ваншенкин «Снежки»
1
56
Внеклассное
чтение.
зарубежных
писателей
Чтение
произведений
(выбор
авторов
3
и
произведений на усмотрение педагога)
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные пособия:
1. Чтение. Автор А. К. Аксёнова –М.: Просвещение, 2022 г.
2. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные общеобразовательные программы / М. И. Шишкова. —М.:
Просвещение, 2020.