Русский язык.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы,
представленной
образовательном
стандарте
в
Федеральном
образования
обучающихся
государственном
с
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
умственной
ФАООП УО
(вариант 1) утверждённой приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом реализации их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей и возможностей.
Цель:
развитие
речи,
мышления,
воображения
обучающихся,
способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи: вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма
на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по
грамматике и правописанию; повышать уровень общего развития учащихся;
учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме; развивать функциональную грамотность в
процессе изучения предмета.
Приоритетные направления воспитательной работы
Патриотическое воспитание:
1.2.Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов мира;
1.3.Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края,
2
1.4.Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей РодиныРоссии, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа.
1.5.Уважение к символам, государственным праздникам, историческому и
природному
наследию
и
памятникам,
традициям
разных
народов,
проживающих в родной стране.
Гражданское воспитание:
2.1.Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свободы и законных интересов других людей;
2.2.Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
2.3.Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной
деятельности
(помощь
людям,
нуждающимся
в
ней;
волонтёрство).
3.Духовно- нравственное воспитание:
3.1.Готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
3.2.Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
4.Эстетическое воспитание:
4.1.Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов.
6.Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
6.1.Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни ( здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
3
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
6.2.Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет- среде в процессе школьного образования;
6.3.Умение принимать себя и других не осуждая;
6.4.Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
7.1.Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
7.2.Уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологическое воспитание:
8.1.Умение точно , логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
8.2.Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения.
Общая характеристика предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных
целевых установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном
развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета
направлено
на
формирование
функциональной
грамотности
и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для школьников
основой всего процесса обучения, средством развития их мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным
каналом социализации личности.
4
Описание места предмета в учебном плане
Согласно ФАООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский
язык» относится к образовательной области «Язык и речевая практика». На
изучение предмета отводится в общем объёме 136 часов.
Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть
I
II
III
IV
Всего
Количество часов
32 ч.
32 ч.
44 ч.
28 ч.
136 ч.
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты
– осознавать значение русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа;
– понимать эстетическую ценность русского языка;
– проявлять уважительное отношение к родному языку, гордость за него; –
стремиться к речевому самосовершенствованию;
– иметь достаточный объем словарного запаса для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения;
– давать себе оценку на основе наблюдения за собственной речью
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
-разбирать слова по составу;
-различать части речи;
-строить простое распространённое предложение;
-оформлять деловые бумаги с помощью учителя;
-писать по слуху текст с соблюдением знаков препинания в конце
предложения, но объём заданий и текстов определяется психофизическим
развитием учащихся.
5
Достаточный уровень:
-писать по слуху текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
-писать изложение и сочинение;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
части речи; наиболее распространенные правила правописания слов.
Содержание учебного предмета
Повторение
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и
сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами.
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся
к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных
гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными
и без соединительных гласных.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени
существительного. Склонение имен существительных.
6
Правописание падежных окончаний существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем
существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний
имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена
прилагательные на --ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.
Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо
местоимений.
Склонение
и
правописание
личных
местоимений
единственного
и
множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале
наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и IIспряжения.
Предложение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и
сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные
члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные
члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с
одиночным союзом и, союзами, а, но, повторяющимся союзом и. Знаки
препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
7
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь.
Работа с деформированным текстом.
Изложения (с изменением лица и времени).
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих
событий.
Продолжение рассказа по данному началу.
Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической
деятельности,
имеющихся
знаний
(«История
нашей
улицы»,
«Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.).
Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению (, заявление
(о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за
коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).
Повторение пройденного материала за год.
Словарь.
Абонемент, аэродром, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур, гражданин,
демократия,
демонстрация,
искусство,
капитализм,
кафе,
квалификация, квитанция, клиент, коловорот, конституция, континент,
кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют,
пациент, пианино, почтамт, промышленность, радиоприемник, регистратура,
рентген, санаторий, секретарь, станция, телеграф, территория, типография,
фестиваль, фойе, швея, элеватор, электростанция, экскаватор, экспедиция,
эскалатор (46 слов).
8
Календарно -тематическое планирование
РУССКИЙ ЯЗЫК
№
п/п
Тема урока
Колво
часов
Дата
I четверть (32 ч.)
Повторение. Предложение.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Простые предложения.
Сложные предложения.
Распространение предложений.
Составление сложных предложений.
Диктант.
Работа над ошибками. Контрольные вопросы и задания.
Состав слова. Текст.
Корень и однокоренные слова.
Образование слов с помощью суффиксов.
Образование слов с помощью приставок.
Правописание в корне и приставке.
1
1
1
1
1
1
02.09.
03.09.
04.09.
05.09.
09.09.
10.09.
1
1
1
2
11.09.
12.09.
16.09.
17.09,
18.09.
19.09.
23.09.
24.09,
25.09.
26.09,
30.09.
Сложные слова.
1
Сложносокращенные слова.
1
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и 2
задания.
Закрепление знаний. Контрольное списывание.
2
Части речи.
Значение предметности.
Существительные близкие и противоположные по значению.
Существительные, обозначающие черты характера.
Использование существительных для сравнения одного
предмета с другим.
Склонение существительных в единственном и множественном
числе.
Правописание безударных окончаний существительных.
Знакомство с несклоняемыми существительными.
Сочетание
прилагательных
с
несклоняемыми
существительными.
Употребление
глаголов
в
прошедшем
времени
с
несклоняемыми существительными.
1
1
1
1
01.10.
02.10.
03.10.
07.10.
1
08.10.
1
1
2
24
Существительное. Закрепление знаний.
2
25
26
Контрольные вопросы и задания.
Деловое письмо.
1
1
09.10.
10.10.
14.10.
15.10.
16.10.
17.10.
21.10.
22.10.
23.10.
24.10.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
1
2
II-четверть (32 ч.)
прилагательных в прямом и
2
Употребление
переносном 2
значении.
Согласование прилагательных с существительными.
2
05.11.
06.11.
07.11.
11.11.
9
3
Правописание падежных окончаний прилагательных.
4
6
Знакоство с прилагательными, обозначающими признак по 2
принадлежности.
Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на -ИЙ,- 2
ЬЕ.
Склонение прилагательных в женском роде на -ЬЯ.
2
7
Сколение прилагательных во множественном числе на -ЬИ.
8
9
10
11
12
Склонение прилагательных. Закрепление знаний. Контрольные 2
вопросы и задания.
Прилагательное. Закрепление знаний.
1
Диктант.
1
Работа над ошибками.
1
Значение местоимений в речи.
2
13
Лицо и число местоимений.
2
14
Изменение местоимений по падежам.
2
15
Правописание местоимений с предлогами.
2
16
Правописание местоимений 3-го лица.
2
17
Местоимение. Закрепление знаний.
2
18
Деловое письмо.
1
1
2
III-четверть (44 ч.)
Значение действий предмета.
Глаголы близкие и противоположные по значению.
1
2
3
4
5
Использование глаголов для выражения сравнения.
Употребление глаголов в прямом ипереносном значении.
Употребление глаголов со значениемотрицания.
1
1
2
6
Выделение глаголов в неопределенной форме.
2
7
Правописание глаголов в неопрнеделенной форме.
2
8
9
10
Различие глаголов по лицам и числам.
Изменение формы лица и числа глаголов.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
1
1
2
11
Знакомство глаголв с повелительной формой.
2
12
Правописание глаголов в повелительной форме.
2
13
Правописание глаголов. Закрепление знаний.
3
5
2
2
12.11.
13.11.
14.11.
18.11.
19.11.
20.11.
21.11.
25.11.
26.11.
27.11.
28.11.
02.12.
03.12.
04.12
05.12.
09.12.
10.12.
11.12.
12.12.
16.12.
17.12.
18.12.
19.12.
23.12.
24.12.
25.12.
26.12.
30.12.
13.01
14.01.
15.01.
16.01.
20.01.
21.01.
22.01.
23.01.
27.01.
28.01.
29.01.
30.01.
03.02.
04.02.
05.02.
06.02.
10.02.
11.02.
12.02.
13.02.
17.02.
18.02.
10
14
15
16
17
Диктант.
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Анкета.
Наречие как часть речи.
1
1
1
2
18
Наречия, противоположные и близкие по значению.
2
19
2
22
Употребление наречий с глаголами в прямом и переносном
значении.
Употребление сочетаний с глаголами в прямом и переносном
значении.
Наблюдение за правописанием наречий с гласными А и О на
конце.
Различие наречий и прилагательных.
23
Наречие. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. 2
24
25
26
27
28
Сочинение по картине В.Г.Перова «Приезд гувенантки в 1
купеческий дом».
Числительное как часть речи.
1
Простые и составные числительные.
1
Словосочетания с числительными.
1
Повторение изученного материала.
2
1
2
IV- четверть (28 ч,)
Правописание числительных от5 до 20 и 30.
Правописание числительных от 50 до 80, от 500 до 900.
3
Различие числительных с Ь знаком на конце и в середине слова. 2
4
Правописание числительных 90, 200,300,400.
5
7
8
9
10
Числительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и 2
задания.
Деловое письмо. Доверенность.
1
Предложение. Текст.
Различие простых и сложных предложений.
1
Союз И в простых и сложных предложениях.
1
Сложные предложения с союзом ЧТО.
1
Сложные предложения с союзом ЧТОБЫ.
2
11
Сложные предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.
2
12
Сложные предложения с союзом КОГДА.
2
13
Сложные предложения. Закрепления знаний.
2
14
Деловое письмо. Объяснительная записка.
2
15
Повторение.
Состав слова. Однокоренные слова.
1
20
21
6
2
2
2
1
2
2
19.02.
20.02.
24.02.
25.02.
26.02.
27.02.
03.03.
04.03.
05.03.
06.03.
10.03.
11.03.
11.03.
12.03.
13.03.
17.03.
18.03.
19.03.
20.03.
24.03.
25.03.
26.03.
27.03.
07.04.
08.04.
09.04.
10.04.
14.04.
15.04.
16.04.
17.04.
21.04.
22.04.
23.04.
24.04.
28.04.
29.04.
30.04.
01.05.
05.05.
06.05.
07.05.
08.05.
12.05.
13.05.
14.05.
15.05.
11
16
Части речи.
2
17
18
19
Диктант.
Работа над ошибками.
Простые и сложные предложения.
1
1
1
19.05.
20.05.
21.05.
22.05.
25.05.
Описание материально-технического обеспечения
Учебно-
методическое
образовательного
и
процесса
материальнопредставлено
техническое
следующими
обеспечение
объектами
и
средствами:
1.Учебно- методическое обеспечение:
1. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / [М.
Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение,
2016.
2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А.
Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.:
Просвещение, 2016.
3. Соловьева Н. Н. Русский язык. Диагностические работы. 9 класс. – М.:
Просвещение, 2016. 5. Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык.
4.Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват.
Организаций / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. – М.: Просвещение, 2014.
5.Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития
письменной речи. 9 класс. – М.: Просвещение, 2015. 7. Янченко В. Д.,
Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку.
Рабочая тетрадь.9 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2015.
2.Учебники:
1.Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Э.В.Якубовская. Н.Г.Галунчикова. Москва «Просвещение» 2022г.
12
13