РП Русский язык 8 кл. АООП вариант 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы,

представленной

в

Федеральном

государственном

образовательном стандарте образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее

ФАООП УО

(вариант 1) утверждённой приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Цель:

развитие

речи,

мышления,

воображения

обучающихся,

способности выбирать средства языка в соответствии с условиями
общения.
Задачи: вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма
на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по
грамматике

и правописанию; повышать

уровень общего развития

учащихся; учить школьников последовательно и правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме; развивать функциональную
грамотность в процессе изучения предмета.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Патриотическое воспитание:
- Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов мира;
- Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края;

2

- Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей РодиныРоссии, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
- Уважение к символам, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Гражданское воспитание:
- Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свободы и законных интересов других людей;
- Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
- Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство).
Духовно- нравственное воспитание:
- Готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
- Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
- Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
3

- Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет- среде в процессе школьного образования;
- Умение принимать себя и других не осуждая;
- Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:
- Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
- Уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
- Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
- Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных
целевых

установок

начального

образования:

становлении

основ

гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание
предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для школьников
основой всего процесса обучения, средством развития их мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным
каналом социализации личности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно ФАООП образования обучающихся с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

учебный

предмет

«Русский язык» относится к образовательной области «Язык и речевая
практика». В соответствии с Учебным планом ГКОУ АО «ОШИ № 5» на
4

изучение учебного предмета отводится 136 часов в год (34 учебные
недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение учебного
предмета «Русский язык» составляет 4 часа в неделю.
Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть

I

II

III

IV

Всего

Количество часов

32 ч.

32 ч.

44 ч.

28 ч.

136 ч.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
– осознавать значение русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа;
– понимать эстетическую ценность русского языка;
– проявлять уважительное отношение к родному языку, гордость за него; –
стремиться к речевому самосовершенствованию;
– иметь достаточный объем словарного запаса для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения;
– давать себе оценку на основе наблюдения за собственной речью
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
-разбирать слова по составу;
-различать части речи;
-строить простое распространённое предложение;
-оформлять деловые бумаги с помощью учителя;
-писать по слуху текст с соблюдением знаков препинания в конце
предложения, но объём заданий и текстов определяется психофизическим
развитием учащихся.
Достаточный уровень:
-писать по слуху текст с соблюдением знаков препинания в конце
предложения;
5

-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
-писать изложение и сочинение;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
части речи; наиболее распространенные правила правописания слов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение. Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в
простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными
членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Слово. Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов,
относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и
безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными
гласными и без соединительных гласных.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени
существительного. Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем
существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний
имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена
прилагательные на --ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
6

Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.
Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е
лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и
множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале
наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и IIспряжения.
Предложение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и
сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные
члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные
члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с
одиночным союзом и, союзами, а, но, повторяющимся союзом и. Знаки
препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь.
Работа с деформированным текстом.
Изложения (с изменением лица и времени).
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих
событий.
Продолжение рассказа по данному началу.
7

Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение

по

личным

наблюдениям,

на

основе

экскурсий,

практической деятельности, имеющихся знаний («История

нашей

улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки
воды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по
объявлению (, заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение
бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за
телефон, за свет, за газ и др.).
Повторение пройденного материала за год.
Словарь.
Абонемент, аэродром, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур,
гражданин, демократия, демонстрация, искусство, капитализм, кафе,
квалификация, квитанция, клиент, коловорот, конституция, континент,
кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют,
пациент,

пианино,

почтамт,

промышленность,

радиоприемник,

регистратура, рентген, санаторий, секретарь, станция, телеграф, территория,
типография, фестиваль, фойе, швея, элеватор, электростанция, экскаватор,
экспедиция, эскалатор (46 слов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема урока
I четверть (32 ч.)
Предложение простое и сложное. Подлежащее и сказуемое в
простом и сложном предложении.
Сложное предложение с союзами И, А, Но и без союзов.
Простое предложение с однородными членами.
Самостоятельная работа (стр. 14, №14)
Состав слова. Однокоренные слова, подбор однокоренных
слов, разбор их по составу.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Единообразное написание ударных и безударных гласных в
корне слов.
Диагностический диктант.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слов.
Правописание непроизносимых согласных в корне слов.

Колво
часов

Дата

2

2,3.09

2
2
1
1

4.5.09
9,10.09
11.09
12.09

1
2

16.09
17,18.09

1
2
1

19.09
23,24.09
25.09
8

2

26,30.09

1
1
1
1

1.10
2.10
3.10
7.10

2

8,9.10

2

10,14.10

1
1
1
1
2
1

15.10
16.10
17.10
21.10
22,
23.10
24.10

2
2
2

5,6.11
7,11.11
12,13.11

2

14,18.11

2
3

30
31

Сложные
слова.
Образование
сложных
слов
с
соединительными гласными и без соединительных гласных.
Самостоятельная работа (состав слова).
Имя существительное (основные грамматические категории).
Существительные собственные и нарицательные.
Склонение существительных в единственном числе. Три
склонения существительных.
Правописание
падежных
окончаний
существительных
единственного числа.
Склонение существительных во множественном числе.
Падежные окончания существительных множественного числа.
Подготовительная работа к контрольному диктанту.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Деловое письмо: объяснительная записка (стр.16).
Падежные окончания существительных ед. и мн. числа
(повторение).
Повторение.
II четверть (32 ч.)
Существительные с основой на шипящую в ед. и мн. числе.
Несклоняемые существительные.
Падежные окончания существительных ед. и мн. числа
(повторение).
Имя прилагательное. Согласование прилагательных с
существительным в роде, числе, падеже.
Родовые окончания прилагательных.
Окончания прилагательных ед. числа. Проверка правописания
безударных окончаний прилагательных ед. числа.
Самостоятельная работа.
Окончания прилагательных мн. числа.

32
33
34

Правописание падежных окончаний прилагательных во мн.ч.
Склонение прилагательных. Закрепление знаний.
Работа по картине В.Е. Маковского «Свидание»

2
2
1

19,20.11
21,25,
26.11
27.11
28.11;
2.12
3,4.12
5,9.12
10.12

35
36
37

Местоимение. Значение местоимения в речи.
Различение местоимений по лицам и числам.
Наблюдение за склонением местоимений 1-го лица
единственного числа.
Склонение местоимений 1-го лица единственного числа.
Составление рассказа «Выбор профессии» по плану. стр. 131
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица
множественного числа.
Различение местоимений по лицам и числам. Повторение
Склонение Различение местоимений по лицам и числам.
Повторение местоимений 1-го лица единственного и
множественного числа.
III четверть (44 ч.)
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица
единственного числа.

1
2
2

11.12
12,16.12
17,18.12

1
1
1

19.12
23.12
24.12

2
1

25,26.12
30.12

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

38
39
40
41
42

43

1
2

2

9

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83

Склонение местоимений 2-го лица единственного числа.
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица
множественного числа.
Склонение местоимений 2-го лица множественного числа.
Склонение местоимений 2-го лица единственного и
множественного числа.
Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица
единственного числа.
Склонение местоимений 3-го лица единственного числа.
Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица
множественного числа.
Склонение местоимений 3-го лица множественного числа.
Склонение местоимений 3-го лица единственного и
множественного числа.
Местоимение. Закрепление знаний.
Проверочный диктант. Работа над ошибками.
Глагол. Значение глагола в речи.
Глаголы близкие по значению.
Частица – не с глаголами.
Неопределенная форма глагола.
Изменение глаголов по временам и числам.
Самостоятельная работа (определение времени, числа
глаголов).
Знакомство с глаголами 1-го лица.
Постановка вопросов к глаголам 1-го лица.
Употребление глаголов в 1-м лице в единственного и
множественно числа.
Знакомство с глаголами 2-го лица.
Постановка вопросов к глаголам 2-го лица.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Употребление глаголов во 2-м лице в единственного и
множественно числа.
Наречие как часть речи.
Наречие – неизменяемая часть речи.
Значение наречия в речи.
IV четверть (28 ч.)
Образование наречия от прилагательных.
Наречия, противоположные и близкие по значению.
Наречия, отвечающие на вопрос – как?
Наречия, отвечающие на вопрос – где?
Наречия, отвечающие на вопрос – когда?
Наречия, отвечающие на вопрос – куда?
Наречия, отвечающие на вопрос – откуда?
Постановка вопросов к наречиям.
Подбор наречий с опорой на вопросы.
Наречие. Закрепление знаний.
Предложение. Простое предложение с однородными членами.
Распространение предложений с однородными членами.
Повторение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
3
10

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-

методическое

и

материально-

техническое

обеспечение

образовательного процесса представлено следующими объектами и
средствами:
1.Учебно- методическое обеспечение:
1. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций /
[М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.:
Просвещение, 2016.
2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А.
Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.:
Просвещение, 2016.
3. Соловьева Н. Н. Русский язык. Диагностические работы. 8 класс. – М.:
Просвещение, 2016. 5. Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык.
4.Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват.
Организаций / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. – М.: Просвещение,
2014.
5.Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития
письменной речи. 8 класс. – М.: Просвещение, 2015. 7. Янченко В. Д.,
Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку.
Рабочая тетрадь.8 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2015.
2.Учебники:
1.Русский язык.8 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих

адаптированные

основные

общеобразовательные

программы. Э.В.Якубовская. Н.Г.Галунчикова. Москва «Просвещение»
2022г.
2. Конспекты, презентации, схемы, иллюстрации.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».