РП 6-9 кл. Штукатурно-малярное дело, АООП вариант 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» по
профилю «Штукатурно-малярное дело» для обучающихся 6-9 классов
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (ВАРИАНТ 1),
утвержденной

приказом

Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.№1026.
В связи с особенностями штукатурно-малярных работ программа по
этому виду труда несколько отличается от других программ. Так, в
программе

профессионального

периода

обучения

(5-9

классы)

нет

комплексных тем. Обучение новым приёмам и операциям штукатурки и
окраски различных поверхностей происходит при изучении технологических
тем. Умения самостоятельно выполнять трудовые задания совершенствуются
в процессе практического повторения и при выполнении самостоятельных
работ.
Знания по штукатурно-малярному делу, имеют важное значение в
повседневной жизни. Работа по предложенным в программе темам
благотворно сказывается на сообразительности и развитии мелкой моторики
подростков с нарушением интеллекта . Темы программы опираются на такие
школьные дисциплины, как математика и рисование .
В программе «Штукатурно-малярное дело» обучение новым приемам и
операциям штукатурки и окраски различных поверхностей происходит при
изучении технологических тем. Важную роль в обучении детей имеет
умение самостоятельно выполнять трудовые задания, совершенствуются в
процессе практического повторения и при выполнении самостоятельных
работ.

2

Основная задача профессионального

обучения научить учащихся

выполнять операции штукатурки и окраски поверхностей.
Цель:

формирование

знаний,

умений

и

навыков,

ориентирующих учащихся на трудоустройство по строительным
профессиям .
Основными задачами штукатурно-малярного дела являются:
Расширить кругозор учащихся в области

штукатурно – малярного

дела;
Прививать практические навыки по уходу за инструментами;
Воспитывать бережное отношение к создаваемому;
Развивать познавательный интерес детей;
Повышать экологическую грамотность учащихся.
Подготовка

учащихся

к

самостоятельному

выполнению

производственных заданий по профильному труду штукатурно – малярного
дела.
Возможность дальнейшей специализации по другим строительным
специальностям, связанным с выполнением операций штукатурки и окраски
(каменщик, печник, штукатур, обойщик, плиточник – облицовщик и др.).
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках «Труда
(технология)» по профилю «Штукатурно-малярное дело».
Патриотического воспитания:
1.Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе.
Гражданского воспитания:
Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
3

прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
Активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека.
Духовно-нравственного воспитания:
Ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора.
Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Эстетического воспитания:
Понимание

эмоционального

воздействия

искусства;

понимание

ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Ценности научного познания:
Овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики школьного языкового образования; установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
Осознание ценности жизни.
Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность).
Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
4

алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья.
Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного образования.
Умение принимать себя и других, не осуждая;
Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние

других,

использовать

адекватные

языковые

средства

для

выражения своего состояния;
Сформированность навыков рефлексии;
Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
Установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности.
Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода;
Уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Осознанный

выбор

и

построение

индивидуальной

траектории

образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
Содержание программы направлено на достижение личностных и
предметных

результатов

адаптированной

образовательной

программе

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) вариант 1 ГКОУ АО «ОШИ №5».
Общая характеристика учебного предмета
Обучение профильному труду штукатурно-малярное дело, носит
предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и
5

профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными
предметами.
В

программу

каждого

класса

включены

темы,

являющиеся

продолжением и усложнением уже изученного материала.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по
штукатурно-малярному делу, который, как показывает опыт, доступен
большинству школьников.
Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от
одноклассников в усвоении знаний. Однако они должны участвовать во
фронтальной работе вместе со всем классом (выполнять практические
задания, отвечать на вопросы, объяснять свои действия, списывать с доски,
работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения
таким учащимся следует давать посильные для них задания.
На всех годах обучения особое внимание учитель обращает на
формирование у школьников умения пользоваться устными приемами
объяснения. Выполнение практических заданий и упражнений.
Необходимо постоянно учитывать, что некоторые учащиеся с большим
трудом понимают и запоминают задания на слух, поэтому следует создавать
такие условия, при которых ученики могли бы воспринимать задание на слух
и зрительно. В связи с этим учитель ведет запись на доске, применяет в
работе таблицы, использует учебники. В течение всех лет обучения
необходимо также широко использовать наглядные пособия, дидактический
материал.
Воспитанию прочных практических знаний и умений способствуют
самостоятельные практические работы учащихся, которым необходимо
отводить значительное количество времени на уроках профильного труда.
Разбор практических работ учеников в классе является обязательным,
так как в процессе этого разбора раскрываются причины ошибок, которые
могут быть исправлены лишь после того, как они осознаны учеником.
6

Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным
видом работы на уроках профильного труда. Необходимо приучить учеников
давать развернутые объяснения и ответы на решение поставленных
технологических задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и
мышления,

приучают

к

сознательному

выполнению

задания,

к

самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого
школьника.
На уроках профильного труда используется бригадный метод работы,
который дает возможность ученикам самостоятельно ставить перед собой
задачи и успешно их выполнять. Бригадный метод позволяет приблизить
условия

выполнения

практических

заданий

к

жизненным

(производственным).
Профессиональное обучение начинается с 5 класса. Основная его
задача – научить учащихся выполнять операции штукатурки и окраски
деревянных

поверхностей.

Одновременно

учащиеся

знакомятся

со

свойствами масляных и эмалевых красок, с признаками сходства и отличия
простой и улучшенной штукатурки.
В 6 осуществление задач обучения в 5-6 классах зависит не только от
создания возможностей для обучения учащихся указанным операциям на
учебных щитах в мастерской, но и от наличия в школе условий для
фронтальной работы по выполнению операций штукатурки и окраски
различных поверхностей.
В 7 классе предусматривается обучение учащихся более сложным
приемам штукатурно-малярных работ и ознакомление с механизацией
некоторых производственных процессов.
В отличие от программ 5-6 классов некоторые темы программы 7
класса можно изучать в производственных условиях.
7

Наиболее сложными темами программы 7 класса является «Оклеивание
поверхностей обоями» и «Настилка линолеума». В программу 8 класса были
включены 2 варианта отделки потолка. Первый вариант более сложный и
предусматривает изготовление подвесного потолка из гипсокартона. Второй
вариант предусматривает отделку потока плитками из синтетических
материалов. Программа предусматривает совершенствование этих приемов в
производственных условиях.
Программа 9 класса начинается с изучения темы “Кладка стен и
столбов из кирпича”. В ходе практического повторения учащиеся закрепляют
ранее полученные знания по ремонту на подсобных помещениях, заборах и
других объектах в здании школы. В программу введено обучение учащихся
облицовочным работам керамическими плитками. Практическое повторение
предусматривает закрепление знаний и умений штукатурки кирпичной
поверхности с последующей окраской.
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного
материала, последовательность его изучения, пути формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, и применение их на практике,
воспитания и социализации учащихся.
Описание учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральной адаптированной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью, составленной на
основе

ФГОС

для

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета профильный труд
«штукатурно-малярное дело» отводится следующее количество часов:
в 6 классе- 204 часов (34 учебных недели) по 6 часов в неделю;
в 7 классе - 238 часов (34 учебных недели) по 7 часов в неделю;
в 8 классе -238 часов (34 учебных недели) по 7 часов в неделю;
в 9 классе - 136 часов (34 учебных недели) по 4 часа в неделю.
8

Личностные и предметные результаты в освоении учебного
предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
осознание себя как гражданина России;
сформированность чувства гордости за свою Родину;
сформированность уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места
в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
сформированность

эстетических

потребностей,

ценностей

и

чувств;
сформированность
доброжелательности,

этических

чувств,

эмоционально-нравственной

проявление
отзывчивости

и

взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ
9

жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения учебного предмета:
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных
жизненных

сферах;

овладение

умением

адекватно

применять

доступные технологические цепочки и освоенные трудовые и
профессионально трудовые навыки для социального и трудового
взаимодействия.
Достаточный уровень
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными,
вспомогательными видами трудовой деятельности.
Умение самостоятельно выполнять виды работ по профилю трудовой
подготовки(оштукатуривание,

шпатлевание

и

окраска

различных

деятельности

различные

поверхностей).
Умение

использовать

в

трудовой

инструменты (мастерок, полутёрок, правило, шпатель, кисть, валик и
другие),

материалы

(цемент,

песок,

сухие

строительные

смеси,

шпатлёвочные составы, краски вододисперсионные и эмалевые); соблюдать
необходимые

правила

техники

безопасности,

планировать

свою

деятельность, самостоятельно готовить рабочие места.
Умение читать технологические карты, соблюдать технологические
процессы.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток
времени, оценивать результаты своего труда.
Минимальный уровень
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными,
10

вспомогательными видами трудовой деятельности.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых
операций, несложные виды работ под контролем учителя.
Умение

использовать

в

трудовой

деятельности

различные

инструменты, материалы (с помощью учителя); соблюдать необходимые
правила техники безопасности.
Умение читать технологические карты (с помощью учителя),
соблюдать технологические процессы.
Умение выполнять работу качественно, оценивать результаты своего
труда.
Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Учебно-методический комплекс, приобретённый в рамках реализации
федерального проекта «Современная школа» национального проекта
«Образование», направленный на поддержку образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья используется при изучении
основных разделов профильного труда «штукатурно-малярное дело».
Включает:
Раздел рабочей программы

Оборудование

6 класс
Улучшенная штукатурка кирпичных
Кельма бетонщика
поверхностей.
Терка стандартная
Полутерок
Ручной электрический миксер
Улучшенная штукатурка кирпичных
Демонстрационный набор
«
поверхностей.
Различные
варианты
штукатурок»
7 класс
Штукатурка кирпичных и бетонных
Терка
Полутерок
поверхностей
Ручной эл. миксер
Учеб.пособие: «Типы и группы
11

строительных растворов».
Подготовка

металлических

поверхностей

под

простую

и

Металлическая щетка
Шпатель
Фен

улучшенную окраску.
Окраска

внутренних

поверхностей

Фен

радиаторов

Отделочные

8 класс
внутри
Терка
Полутерок
Ручной эл. миксер
Учеб.пособие: «Типы и группы
строительных растворов».

работы

помещений.

Окрашивание поверхности водным
составом

ручным

и

Кисть
Валик
Краскопульт электрический

механизированным способами.
Отбивка

панелей

с

помощью

лазерного построителя площадей и

Лазерный построитель площадей
Шнур малярный

малярного шнура и их окраска.
Механизация малярных работ

Краскораспылитель
9 класс

Плиточные работы

(керамическая

плитка)
Перегородки из кнауф листов
Штукатурка кирпичных и бетонных
поверхностей

Универсальная лазерная ручка
Зубчатый шпатель
Ручной эл. миксер
Шпатель
Универсальная лазерная ручка
Кельма бетонщика
Терка стандартная
Полутерок
Ручной электрический миксер

12

Для

реализации

Рабочей

программы

используется

УМК

по

«штукатурно-малярному делу» включающий учебники, рекомендованные к
использованию

в

образовательной

деятельности

в

образовательных

организациях, реализующих адаптированные основные образовательные
программы и имеющих государственную аккредитацию:
Учебник. Технология. Штукатурно-малярное дело. 5 класс: учеб. для
общеобразовательной организаций, реализующих адаптивные основные
общеобразовательные программы. / С.В.Бобрикова. – М. : Просвещение.
Учебник. Технология. Штукатурно-малярное дело. 7 класс: учеб. для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные
общеобразовательные программы. / С.В.Бобрикова. – М. : Просвещение
Учебник. Технология. Штукатурно-малярное дело. 8 класс: учеб. для
общеобразовательной организаций, реализующих адаптивные основные
общеобразовательной программы. / С.В.Бобрикова. – М. : Просвещение
Содержание учебного предмета
6класс
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
ГРУНТОВОЧНЫЕ СОСТАВЫ ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
ПОВЕРХНОСТЕЙ.
1. Состав грунтовок для металлических поверхностей.
2. Лабораторная работа. Приготовление грунтовочных составов:
Подбор краски в зависимости от цвета последующей окраски; смешивание
компонентов в пропорции, данной учителем; определение вязкости
грунтовки в сравнении с образцом.
Технические

сведения.

Состав

грунтовок

для

металлических

поверхностей. Требования к грунтовочным составам для металлических

13

поверхностей.

Вязкость

грунтовочного

состава.

Подбор

краски

для

грунтовки.
3. ПОДГОТОВКА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОД
ПРОСТУЮ И УЛУЧШЕННУЮ ОКРАСКУ.
1. Подготовка неокрашенных поверхностей к окраске: снятие
заусенцев напильником, чистка шпателем, зачистка наждачной бумагой.
2. Нанесение грунтовочного состава.
Технические сведения. Основные требования к металлическим
поверхностям, подготавливаемым к окраске. Инструменты и материалы для
подготовки металлических поверхностей к окраске: металлическая щётка,
напильник, шпатель, наждачная бумага, кисти и приспособления.
Объекты

работы.

Трубы

и

радиаторы

водяного

отопления,

лестничные перила.
ОКРАСКА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ.
1. Держание кисти перпендикулярно окрашиваемой поверхности.
2. Отжимка избытка краски

о спинку бачка и нанесение её на

поверхность широкими ровными мазками.
3. Растушевка

вначале

в

одном

направлении,

а

затем

перпендикулярно этому направлению.
4. Окраска внутренней поверхности секций радиатора узкими
кистями на длинных ручках.
Технические требования. Требования к окраске металлических
поверхностей.

Значение

окраски

металлических

поверхностей.

Приспособления для окраски внутренних поверхностей.
Объекты

работы.

Трубы

и

радиаторы

водяного

отопления,

лестничные перила, металлические вешалки и другие изделия.
14

ЛЕСА И ПОДМОСТИ.
1. Леса и подмости для наружных и внутренних работ. Правила
безопасности при работе на лесах и подмостях.
2. Экскурсия на стройку. Знакомство с лесами, применяемыми на
данной стройке.
Технические требования. Леса и подмости для наружных и
внутренних работ, их конструкция. Установка лесов и подмостей и их
разборка. Правила техники безопасности при работе на лесах и подмостях.
Основные требования к лесам и подмостям.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПИГМЕНТАХ И РАСТВОРИТЕЛЯХ.
1. Упражнение.

Определить

название

пигмента

по

внешним

признакам.
2. Упражнение. Распознать растворители для масляных и эмалевых
красок по внешним признакам.
3. Упражнение. Приготовить колер из двух компонентов по
заданному образцу.
Технические сведения. Виды пигментов в малярном деле. Основные
цвета пигментов. Применение пигментов в малярном деле. Растворители для
масляных и эмалевых красок, их особенности и свойства. Распознавание
растворителей для масляных и эмалевых красок. Понятие о колерах.

ОКРАСКА

РАНЕЕ

ОКРАШЕННЫХ

ОКОННЫХ

ПЕРЕПЛЁТОВ.
15

1.

Приготовление колера для окраски оконных переплётов.

2.

Подготовка кистей.

3.

Подготовка защитных приспособлений из фанеры или

плотной бумаги.
4. Нанесение краски на поверхность.
Технические требования. Краски, применяемые для окраски оконных
переплётов.

Требования

к

окраске

оконных

переплётов.

Кисти

и

приспособления для окраски оконных переплётов.
Объекты работы. Оконные переплёты.

РАСТВОРЫ ДЛЯ ШТУКАТУРНЫХ РАБОТ.
1. Упражнение.

Подготовить

компоненты

для

приготовления

раствора.
2. Упражнение. Определить компоненты раствора с помощью
учителя.
3. Упражнение. Приготовить растворы: глиняный, цементный,
известковый.
4. Упражнение. Определить качество растворов.
Технические сведения. Понятие о растворах для штукатурных работ.
Виды растворов для штукатурных работ: глиняные, цементные, известковые.
Компоненты

для

глиняных,

цементных

и

известковых

растворов.

Соотношение компонентов в растворах в зависимости от назначения.
Требования к растворам для штукатурных работ. Меры предосторожности
при работе с раствором.
УЛУЧШЕННАЯ

ШТУКАТУРКА

КИРПИЧНЫХ

ПОВЕРХНОСТЕЙ.
1. Подготовка поверхностей стен для ремонта.
16

2. Приготовление раствора (учебного). Нанесение первого слоя с
сокола.
3. Нанесение грунта.
4. Затирка накрывочного слоя вкруговую или в разгонку.
5. Определение качества штукатурки.
Технические сведения. Улучшенная штукатурка и её отличие от
простой. Толщина штукатурного намёта при улучшенной штукатурке.
Инструменты для улучшенной штукатурки. Правила пользования ими в
процессе работы. Требования к накрывке при улучшенной штукатурке.
Объекты работы. Выполнение улучшенной штукатурки в учебных кабинках.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
ШТУКАТУРКА КИРПИЧНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ.
1. Очистка поверхности стен от старой штукатурки.
2. Увлажнение подготовленных для ремонта мест.
3. Приготовление раствора для ремонта. Выполнение операций
штукатурки.
Объекты работы. Ремонт подсобных помещений.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОДНЫХ КОЛЕРАХ.
1. Упражнение. Приготовить известковый раствор.
2. Упражнение. Приготовить клеевой раствор.
3. Упражнение. Определить вязкость колера по потёку капли на
стекле.
Технические сведения. Колеры нормальные и разбелённые. Состав
водных колеров. Требования к водным колерам для ручного нанесения их на
поверхность. Кисти для нанесения водных составов. Поролоновые валики.
17

Известковые составы. Правила техники безопасности при работе с
известковыми составами. Клей и его применение для приготовления водных
составов. Клеевые составы и их разновидности.

ОКРАСКА ОШТУКАТУРЕННОЙ ПОВЕРХНОСТИ ВОДНЫМ
СОСТАВОМ.
1. Частичное оштукатуривание поверхности (по необходимости).
2. Грунтовка поверхности.
3. Окраска

потолков

кистями

поперечными

движениями

по

направлению к свету и растушёвка продольными движениями.
4. Окраска стен нанесением состава горизонтальными движениями,
растушёвка вертикальными движениями.
Технические сведения. Подготовка оштукатуренной поверхности к
окраске водными составами. Количество покрытий поверхности водными
составами. Требования к окраске поверхности водными составами. Техника
безопасности при работе. Организация рабочего места.
Объекты работы. Стены и потолки в хозяйственных и жилых
помещениях.
ОБЛИЦОВКА

ПОВЕРХНОСТИ

СУХОЙ

ШТУКАТУРКОЙ

(ГИПСОКАРТОНОМ).
1. Ориентировка в задании по макету выполнения облицовки.
2. Планирование в групповой беседе.
3. Разметка листов гипсокартона по размеру поверхности.
4. Раскрой листов ножом.

18

5. Приготовление

мастики

или

гипсового

раствора

для

прикрепления листов. Установка листов и прикрепление их с помощью
мастики.
6. Установка листов и прикрепление их с помощью саморезов для
ГКЛ.
7. Заклеивание стыков лентой серпянкой и промазывание их
раствором.
Технические сведения. Понятие о гипсокартоне. Краткие сведения об
изготовлении гипсокартона. Применение гипсокартона. Требования к
поверхностям, которые облицовываются гипсокартоном. Подготовка листов
гипсокартона к облицовке. Приспособления и инструменты для раскроя
листов гипсокартона. Способы прикрепления гипсокартона и соединения
стыков. Правила техники безопасности при облицовке.
Объекты работы. Стены и перегородки различных помещений.

РЕМОНТ СТЕН, ОБЛИЦОВАННЫХ СУХОЙ ШТУКАТУРКОЙ
(ГИПСОКАРТОНОМ).
1. Определение повреждения путём осмотра.
2. Подготовка к ремонту участка повреждённой стены: разметка
карандашом места выреза повреждения в виде фигуры с прямыми углами.
3. Вырез повреждённого участка ножовкой.
4. Вырезка

куска

гипсокартона

для

ремонта

по

размеру

повреждения.
5. Вставка и подгонка в облицовку этого куска, прикрепление
раствором или мастикой.
Технические сведения. Повреждения стен, облицованных гипсокартоном.
Объекты работы. Стены помещений, облицованные гипсокартоном.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.

19

1. Ориентировка учащихся по образцу.
2. Самостоятельное планирование работы.
3. Самостоятельная подготовка заданного колера краски.
4. Самостоятельное выполнение операций окраски.
Объекты работы. Окраска стен, облицованных гипсокартоном.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ОСНОВНЫЕ ДЕФЕКТЫ ШТУКАТУРКИ.
Упражнение: Определить виды дефектов штукатурки в помещениях.

Дефекты штукатурки: дутики, усадочные трещины, трещины в виде
клеток, отлупы, вспучивание и отслаивание. Причины возникновения
дефектов.
ШТУКАТУРКА

РАНЕЕ

ОШТУКАТУРЕННЫХ

КИРПИЧНЫХ

ПОВЕРХНОСТЕЙ.
1. Осмотр и простукивание фундамента и кирпичных стен.
2. Отбивание старой штукатурки штукатурным молотком.
3. Определение вида раствора старых слоёв штукатурки.
4. Приготовление соответствующего раствора.
5. Подготовка

кирпичной

поверхности

под

штукатурку

–

смачивание водой. Выполнение операций штукатурки.
Технические

сведения.

Разница

в

подготовке

к

штукатурке

кирпичных и деревянных поверхностей. Сходство в приёмах штукатурки
кирпичных и деревянных поверхностей. Подбор раствора для ремонта
штукатурки.
Объекты работы. Фундаменты зданий, стены помещений из кирпича.
ОКРАСКА ДВЕРЕЙ И ДВЕРНЫХ КОРОБОК МАСЛЯНЫМИ ИЛИ
ЭМАЛЕВЫМИ КРАСКАМИ.
20

1. Подбор кистей.
2. Определение направления волокон древесины на дверях.
3. Подготовка краски.
4. Нанесение

на

двери

краски

кистями

в

соответствии

с

направлением волокон древесины и растушёвка.
Технические сведения. Требования, предъявляемые к окраске дверей.
Расположение волокон древесины на древесном полотне и его значение для
нанесения краски кистью. Особенности окраски филёнчатых дверей.
Защитные приспособления.
Объекты работы. Двери различных помещений.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
1. Подготовка поверхностей к окраске (с помощью учителя).
2. Подготовка краски к работе.
3. Самостоятельное выполнение операций окраски.
Объекты работы. Ремонт кирпичной стены; побелка известковым
раствором кирпичной стены, окраска забора, оконных рам, дверей (по
выбору).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

Объекты

работы.

Окраска.

Подбор

колера

по

образцу,

самостоятельная подготовка краски к работе и выполнение операций
окраски.

7 класс
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

21

Обсуждение работы учащихся в прошлом году, задачи обучения в 7
классе. Проверка состояния оборудования. Обязанности школьников по
сбережению оборудования мастерской. Перераспределение рабочих мест,
закрепление индивидуального инструмента. Назначение ответственных
учащихся. График дежурства по мастерской.
ОКРАСКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ВОДНЫМИ СОСТАВАМИ С
ПОМОЩЬЮ КРАСКОПУЛЬТА (знакомство с приспособлением).
1. Проверка и промывка краскопульта перед началом работы.
2. Подготовка клеевого раствора к работе, процеживание.
3. Заправка краскопульта.
4. Направление струи конуса красочного состава перпендикулярно
поверхности, передвижение удочки краскопульта плавными движениями
вдоль окрашиваемой поверхности.
5. Соблюдение расстояния между поверхностью и форсункой
краскопульта.
6. Нанесение грунтовочного и окрасочного слоёв.
7. Промывка краскопульта после работы тёплой водой.
Технические сведения. Ручной краскопульт. Устройство краскопульта
и принцип работы. Техника безопасности при работе с краскопультом.
Подготовка краскопульта к работе. Требования к водным составам,
наносимым с помощью краскопульта. Правила работы краскопультом.
ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ШТУКАТУРНЫХ РАБОТ НА
ПРОИЗВОДСТВЕ.
1.

Сравнение качества растворов, приготовленных вручную и при

помощи бетономешалки (миксера).
2.

Ознакомления

с

организацией

штукатурных

работ

и

механизмами (на основании фото и видеоматериалов).
22

ШТУКАТУРКА КИРПИЧНЫХ И БЕТОННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ.
Осмотр поверхностей, удаление остатков затвердевшего раствора

1.

штукатурным молотком и металлической кельмой.
2.

Смачивание кирпичной и бетонной поверхности водой.

3.

Насечка поверхности зубилом или зубчатой бучардой.

4.

Выполнение операций штукатурки (простой или улучшенной).

5.

Нанесение грунта.

6.

Нанесение накрывки.

Технические

сведения.

Подготовка

ранее

не

штукатуренных

кирпичных и бетонных поверхностей к штукатурке. Инструменты для
подготовки

кирпичных

и

бетонных

поверхностей

к

штукатурке.

Металлический сокол, пользование им. Правила техники безопасности при
работе.
Объекты работы. Стены и потолки различных помещений.
МЕХАНИЗАЦИЯ МАЛЯРНЫХ РАБОТ.
1.

Упражнение. Сравнить качество грунтовочных составов, клеевых

окрасочных составов, шпаклёвочных составов, приготовленных вручную и
при помощи механизмов.
2.

Ознакомление с организацией малярных работ и механизмами.

Технические сведения. Объемы малярных работ. Механизация
малярных работ. Мелотёрки, мелосеялки, краскораспылители и краскотерки.
Общее знакомство с принципами работы этих механизмов. Правила техники
безопасности при работе.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ШПАТЛЁВКИ С ПОМОЩЬЮ МИКСЕРА И
НАНЕСЕНИЕ ЕЁ НА ПОВЕРХНОСТЬ ВРУЧНУЮ.
1.

Осмотр поверхностей перед нанесением шпатлёвочного состава.
23

2.

Приготовление шпатлёвки под масляную окраску: просеивание

мела, растворение животного клея, смешивание этих компонентов до
рабочей вязкости.
3.

Приготовление шпатлёвки с помощью миксера.

4.

Нанесение шпатлёвочного состава шпателем или шпателем -

полутёрком, нанесение шпатлёвочного состава ребром под углом 15 градусов
и перемещение шпателя – полутёрка снизу вверх на стенах и на себя на
потолках.
5.

Нанесение шпатлёвки шпателем под различными углами в

зависимости от слоя шпатлёвки, от угла между поверхностью и шпателем.
6.

Заполнение

шпатлёвочным

составом

трещин

и

других

неровностей.
7.

Заполнение трещин поперечными движениями (по отношению к

ним), выравнивание уложенного слоя движениями шпателя вдоль трещин.
8.

Зачистка наждачной или стеклянной бумагой.

Технические сведения. Шпатлёвки, их назначение и применение в
малярных

работах.

Основные

виды

шпатлёвки.

Шпатлёвки

под

водоразбавляемые красочные составы: клеевая, купоросная, квасцовая.
Шпаклёвки под масляные и эмалевые краски; масляно – клеевая, масляная;
их рецепты. Основные компоненты шпатлёвочных составов. Инструменты
для

нанесения

шпатлёвочного

состава

ручным

способом:

шпатели

металлические и деревянные, шпатель – полутёрок, шлифовальная шкурка.
Объекты

работы.

Нанесение

шпатлёвки

на

учебные

щиты,

подоконники, мебель и другие изделия.
ВЫПОЛНЕНИЕ НЕСЛОЖНЫХ ТЯГ.
1.

Приготовление раствора для разделки угла.

24

2.

Набрасывание грунта в углы, придание нанесенному грунту

формы тяги, нанесение накрывочного раствора, разделка угла при помощи
линейки с равномерным нажимом на неё.
3.

Проверка угла по отвесу.

Технические сведения. Знакомство учащихся с назначением тяг и
выполнением их в штукатурных работах. Виды тяг. Инструменты и
приспособления для вытягивания тяг: шаблоны, правила, линейки. Растворы
для вытягивания тяги. Правила техники безопасности при вытягивании тяг.
Объекты работы. Выполнение простейшей тяги и разделка углов на
учебных макетах
ШТУКАТУРКА ОКОННЫХ ОТКОСОВ И ДВЕРНЫХ ПРОЁМОВ.
1.

Проверка крепления коробки и её закрепление.

2.

Подкладывание кирпича, установка по уровню, крепление

анкерными дюбелями, заполнение монтажного шва полиуретановой
пеной вставленной коробки.
3.

Установка правил на верхние откосы и их штукатурка.

4.

Установка правил на боковые откосы и их штукатурка.

5.

Разравнивание раствора малкой или правилом, нанесение

накрывочного состава и разравнивание его малкой.
6.

Железнение штукатурки на откосах мокрым способом:

нанесение раствора толщиной 2-3 мм на поверхность и тщательное
разглаживание его металлической кельмой.
Технические сведения. Понятие о дверных и оконных откосах.
Элементы оконных и дверных откосов. Откосы внутренние и наружные.
Заглушены верхние, нижние, боковые. Последовательность штукатурки
оконных

и

дверных

откосов.

Инструменты

и

приспособления

для

штукатурки оконных и дверных откосов: уровень, правило, малка. Правила

25

техники безопасности при штукатурке дверных

и оконных откосов.

Железнение штукатурки на откосах. Пена монтажная полиуретановая.
Объекты работы. Штукатурка дверных и оконных откосов в
хозяйственно – бытовых помещениях.
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
1.

Основные причины возникновения пожаров на строительных

площадках.
2.

Противопожарные средства.

Технические сведения. Основные причины возникновения пожаров на
строительных площадках: неосторожное обращение с огнём, курение в
запрещённых местах, нарушение правил пользования электроинструментами
и

электроприборами.

Меры

по

предупреждению

пожаров.

Правила

поведения рабочих при возникновении пожара. Порядок вызова пожарной
охраны.
Объекты работы. Противопожарные средства: пожарные посты,
огнетушители, ящики с песком, оборудование противопожарных щитов.
ПОДГОТОВКА РАНЕЕ ОКРАШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОД
ВОДНУЮ ОКРАСКУ.
1.

Промывка потолков тёплой водой или специальными растворами

для удаления копоти, ржавчины.
2.

Промывка поверхностей стен тёплой водой или специальными

растворами для удаления копоти, ржавчины.
3.

Очистка набела металлическим шпателем.

Технические

сведения.

Основные

операции

подготовки

ранее

оштукатуренных поверхностей под окраску. Понятие о набеле. Набелы
казеиновые и силикатные. Растворы для снятия набела. Растворы для снятия

26

копоти, ржавчины. Инструменты для снятия набела. Правила техники
безопасности при работе со смывочным раствором.
Объекты работы. Могут быть стены в классах, спальнях, мастерских и
других помещениях.
ОКРАШИВАНИЕ

ПОВЕРХНОСТИ

ВОДНЫМ

СОСТАВОМ

РУЧНЫМ И МЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБАМИ.
ОТБИВКА ПАНЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ШНУРА И ЛАЗЕРНОГО
ПОСТРОИТЕЛЯ ПЛОЩАДЕЙ И ИХ ОКРАСКА.
1.

Разметка высоты панели. Отбивка границы панели шнуром.

Опыление древесным углем.
2.

Грунтование поверхности масляной грунтовкой.

3.

Грунтование поверхности водной грунтовкой.

4.

Шпатлевание прогрунтованных поверхностей масляной

шпаклёвкой.
5.

Нанесение окрасочного состава двумя покрытиями.

Технические

сведения.

Понятие

о

панелях,

высота

панелей.

Инструменты для отбивки панелей. Понятие о гобелене, фризе, их отличие
друг от друга, классификация гобелена. Последовательность операций при
разметке фриза, бордюра, панели. Правила техники безопасности при
разметке и окраске панелей
ВЫТЯГИВАНИЕ ФИЛЁНОК.(С ПОМОЩЬЮ ПОСТРОИТЕЛЯ
ЛАЗЕРНЫХ ПЛОЩАДЕЙ).
1.

Понятие о филёнках, их назначении. Подбор кистей для филёнки.

2.

Вытягивание филенок с помощью построителя лазерных

площадей.
3.

Приготовление окрасочного раствора для вытягивания филёнок.

27

4.

Расположение кисти под углом 45 градусов к стене и

передвижение кисти слева направо вдоль линии лазера.
Технические сведения. Понятия о филёнках, их назначении. Цвет и
ширина филёнок. Инструменты и приспособления для вытягивания филёнок
вручную: узкие кисти, построитель лазерных площадей, металлическая
баночка ёмкостью 200 – 300 г. Правила техники безопасности при
вытягивании филёнок.
Объекты работы. Вытягивание филёнок на учебных щитах и в
хозяйственных помещениях.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
1.

Самостоятельное определение вида ремонта.

2.

Самостоятельное выполнение операции штукатурки и окраски.

3.

Удаление

остатков

затвердевшего

раствора

штукатурным

молотком и металлической кельмой. Очистка поверхностей от старой
штукатурки.
4.

Очистка откосов от старой оставшейся штукатурки.

5.

Насечка поверхности зубилом или зубчатой бучардой.

6.

Штукатурка стен различных помещений.

7.

Штукатурка кирпичных и бетонных поверхностей (по выбору).

8.

Выполнение операций оштукатуривания дверных и оконных

откосов с помощью учителя.
9.

Окраска

оштукатуренных

поверхностей

кистями

и

краскопультом.
10.

Приготовление шпатлёвки. Нанесение шпатлёвочного состава

шпателем.
11.

Приготовление красочного состава. Окраска водными составами,

масляными или эмалевыми красками (по выбору).
12.

Отчистка других поверхностей.
28

13.

Самостоятельное приготовление водных растворов в зависимости

от их назначения.
14.

Побелка известковым раствором деревьев у школы и интерната.

15.

Шпатлевание поверхностей шпатлёвкой.

16.

Грунтование грунтовкой на водной основе.

17.

Нанесение окрасочного состава.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
Объекты работы. Приготовление шпатлевки с помощью миксера.
Шпатлевание деревянной поверхности.
8 КЛАСС
Наиболее сложными темами программы

VIII класса

является

«Оклеивание поверхностей обоями» и «Настилка линолеума». Так же
программа 8класса включает в себя следущие темы: «Сведения о
производстве штукатурных и отделочных работ внутри помещения в зимнее
время. Программа предусматривает совершенствование этих приемов в
производственных условиях или в условиях школы, в связи с этим уроки
проводятся на базе штукатурно – малярной мастерской и на объектах в
зданиях школы и интерната. Учащиеся знакомятся с производством
штукатурных и малярных работ в зимнее время
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Задачи и особенности обучения в 8 классе. Значение строительных
работ в народном хозяйстве. Технический прогресс в строительстве.
Организация обучения и производственная практика в 8 классе. Приведение
в порядок оборудования мастерской.
ОБОЙНЫЕ РАБОТЫ.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБОЙНЫХ РАБОТАХ
29

1. Приготовить клей.
2. Определить вид обоев на образцах.
3. Различить бордюры и фризы на образцах.
Технические средства. Назначение обойных работ в малярном деле.
Виды обоев. Полотнище и кромки обоев. Бордюры и фризы. Инструменты и
приспособления для обойных работ. Клеящие составы для обойных работ:
клей КДМ и КМЦ и другие. Компоненты клеящих составов, их рецепты.
Техника безопасности при изготовлении клеящих составов.
ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ ПОД ОБОИ.
1.

Очистка поверхности, подготовка и расположение макулатуры.

2.

Нанесение клеящего состава на поверхность маховой кистью,

нанесение клеящего состава на макулатуру маховой кистью, наклеивание
макулатуры на поверхность стендов внахлёстку и встык, разглаживание
приклеенной макулатуры ветошью или волосяной щёткой.
3.

Зачистка просохшей после приклеивания макулатуры пемзой.

Технические сведения. Основные операции подготовки различных
поверхностей для оклеивания обоями. Макулатура для обойных работ.
Организация рабочего места.
Объекты работы. Наклеивание макулатуры на учебные щиты.
ОКЛЕИВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ОБОЯМИ.
1.

Определение высоты оклеиваемой поверхности путём измерения.

2.

Пробное расположение обоев на поверхности стен для

определения правильности стыкования рисунков.
3.

Нарезание полотнищ конторскими ножницами по

установленному размеру.
4.

Нанесение клеящего состава на полотнище кистью. Наклеивание

обоев на поверхность, разглаживание ветошью.
30

Технические сведения. Способы соединения обоев на поверхности –
внахлёстку и встык. Правила обрезки кромок обоев в зависимости от способа
соединения их на поверхности и расположения полотнищ по отношению к
свету.
Инструменты для ручной и машинной обрезки обоев. Организация
рабочего места при оклеивании поверхности обоями
Объекты работы. Оклеивание обоями учебных щитов.
ОБОЙНЫЕ РАБОТЫ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
(в

ознакомительном

порядке

с

и

пользованием

фото

и

видеоматериалов)
1. Проверка отвесности стен в помещениях.
2. Подготовка поверхности под обои.
3. Подготовка обоев для оклеивания.
4. Складывание

намазанных

полотнищ

втрое и подача

для

наклеивания. Наклеивание первого полотнища в углу помещения.
5. Наклеивание последующих полотнищ с учётом отвесности
кромки и совпадения рисунка обоев в стыке.
6. Обрезка излишков обоев ножом или ножницами у потолка и
пола.
7. Подбор бордюра и его наклеивание
Технические сведения. Организация труда на обойных работах в
производственных условиях. Механизация обрезки и раскроя обоев.
Организация мастерских по раскрою и комплектации обоев.
Последовательность выполнения работ на производстве.
ЛИНОЛЕУМ.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛИНОЛЕУМЕ.
31

1.

Упражнение 1. Подобрать линолеум по цвету в соответствии с

окраской стен.
2.

Упражнение 2. Приготовить масляно-клеевую мастику.

Технические сведения. Виды линолеума: безосновный и на основе.
Основные свойства линолеума: водоустойчивость, износоустойчивость и
эластичность. Применение линолеума в строительстве. Хранение линолеума.
Мастика и клеи для приклеивания линолеума на различные основания.
Правила

подбора

линолеума.

Техника

безопасности

при

работе

с

линолеумом.
ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОД НАСТИЛКУ ЛИНОЛЕУМА.
1.

Подготовка деревянных поверхностей.

2.

Нанесение олифы и шпаклевание полумасляной шпаклёвкой.

Технические сведения. Основные операции подготовки различных
поверхностей под настилку линолеума. Нанесение олифы, шпаклевание
полумасляной шпаклёвкой. Инструменты для подготовки поверхности под
настилку линолеума. Организация рабочего места при настилке линолеума.
Объекты работы. Подготовка поверхности учебных щитов под
настилку линолеума.
РАСКРОЙ ЛИНОЛЕУМА.
1.

Разметка полотнищ линолеума.

2.

Резание линолеума ножом или резаком.

Технические сведения. Инструмент для раскроя линолеума. Расчёт
размера полотнищ. Правила раскроя линолеума. Расположение линолеума.
НАКЛЕИВАНИЕ ЛИНОЛЕУМА.
1.

Раскрой линолеума ножом.

2.

Нанесение холодной мастики на очищенное основание зубчатым

шпателем.
32

3.

Разравнивание мастики шпателем, наклеивание линолеума.

4.

Разглаживание линолеума от середины к краям мешковиной.

5.

Прикатка линолеума катком.

6.

Прирезка кромок по металлической линейке линолеумным

резаком.
Технические сведения. Правила нанесения масляно-меловой мастики.
Способы приклеивания линолеума. Инструменты для нанесения мастики.
Прирезка кромок и инструменты для прирезки кромок.
Объекты работы. Наклеивание линолеума на учебные щиты.
НАСТИЛКА ЛИНОЛЕУМА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
(в

ознакомительном

порядке

с

использованием

фото

и

видеоматериалов)
1.

Подготовка оснований для настилки линолеума.

2.

Подготовка линолеума к раскрою: выдержка линолеума в

раскатанном состоянии в тёплых помещениях.
3.

Раскрой линолеума в специальных помещениях с припуском на

усадку.
4.

Раскладывание полотнищ перпендикулярно к наружным стенкам

и расположение полотнищ линолеума вдоль в коридорах.
5.

Вырезка в линолеуме по шаблону отверстий в местах прохода

труб, у колонн, трапов, люков.
6.

Наклеивание линолеума: скатывание рулона до середины и

нанесение мастики на очищенное основание, тщательное разравнивание
зубчатым шпателем.
7.

Наклеивание линолеума на небольшие расстояния движением

вперёд – назад, тщательное разглаживание полотнища от середины к краям.
8.

Прирезки кромок линолеума.
33

Организация труда при настилке линолеума в производственных
условиях. Механизация и приспособления для резки и прирезки кромок
линолеума. Последовательность настилки линолеума на производстве.

ПРОИЗВОДСТВО ШТУКАТУРНЫХ РАБОТ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ.
1.

Самостоятельное планирование последовательности работы.

2.

Самостоятельное выполнение операций штукатурки.

3.

Приготовление раствора для работы в зимних условиях,

выполнение операций штукатурки, сушка штукатурки (в не отапливаемых
помещениях)
Технические сведения. Особенности выполнения штукатурных работ
в зимних условиях. Требования к температурному режиму в помещениях.
Растворы,

транспортировка

и

приготовление

в

зимних

условиях.

Производство штукатурных работ простыми подогретыми растворами.
Особенности применения для штукатурных работ хлорированных растворов
и растворов с другими химическими добавками. Уход за штукатуркой.
Способы искусственного обогрева помещений и сушки штукатурки. Техника
безопасности при производстве штукатурных работ в зимнее время.
Организация труда и рабочего места при производстве штукатурных работ в
зимнее время.
Объекты работы. Ремонт подсобных помещений. Работы по плану
практического повторения.
ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННАЯ ОКРАСКА.
1.

Очистка поверхности шлифовальной шкуркой, шпателем (по

выбору).
2.

Сглаживание торцом дерева.

34

3.

Вырезка сучков и засмолов с расшивкой щелей (только для

деревянных поверхностей).
4.

Расшивка трещин (только для оштукатуренных поверхностей).

5.

Нанесение олифы на поверхность.

6.

Частичная подмазка с проолифкой подмазанных мест.

7.

Шлифование подмазанных мест шлифовальной шкуркой.

8.

Первое сплошное шпаклевание шпателем и шлифование.

9.

Второе шпаклевание и шлифование.

10.

Первая окраска.

11.

Флейцевание поверхности флейцевой кистью и шлифование.

12.

Вторая окраска.

13.

Флейцевание

Технические сведения. Применение высококачественной окраски, её
отличие от простой и улучшенной. Основные операции высококачественной
окраски

по

дереву.

Штукатурка

поверхностей

масляными,

Инструменты

и

при

эмалевыми

приспособления

для

высококачественной
и

синтетическими
высококачественной

окраске

составами.
окраски.

Организация рабочего места при окраске поверхностей высококачественным
видом окраски.
Объекты

работы.

Окраска

деревянных

и

оштукатуренных

поверхностей масляными, эмалевыми и синтетическими составами на
учебных щитах и других объектах.

ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ ВНУТРИ ПОМЕЩЕНИЯ В ЗИМНИХ
УСЛОВИЯХ.
1.

Ориентировка учащихся в задании по сокращенной инструкции.

Самостоятельное определение последовательности отделочных работ.
35

2.

Отделка потолка с учётом специфики малярных работ в зимних

условиях.
3.

Отделка стен с учётом специфики малярных работ в зимних

условиях.
4.

Окраска окон.

5.

Окраска дверей.

6.

Окраска металлических конструкций.

7.

Отделка пола.

Технические сведения. Производство внутренних малярных работ в
зимних условиях. Технические требования к поверхностям, малярным
составам и температурному режиму в помещениях. Способы приготовления
малярных составов для работы в зимних условиях. Транспортировка и
хранение их. Особенности окраски окон в зимних условиях.
Объекты работы. Школьные помещения.

СВЕДЕНИЯ О ГИГИЕНЕ ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
САНИТАРИИ.
1.

Понятие о гигиене труда. Рациональный режим труда и отдыха.

2.

Санитарные требования, предъявляемые к рабочим помещениям.

3.

Предупреждение мелких травм. Первая помощь при несчастном

случае.
Технические сведения. Основные понятия о гигиене труда. Значение
рационального режима труда и

отдыха. Правильная

рабочая поза.

Требования к рабочей одежде, уход за ней и правила хранения. Санитарные
требования,

предъявляемые

к

рабочим

помещениям,

и

требования

предъявляемые к освещению. Вентиляция помещений. Предупреждение
мелких травм. Правила ухода за кожей. Первая помощь при несчастном
случае. Индивидуальный пакет и правила пользования им.
36

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
1.

Штукатурка кирпичных или деревянных поверхностей.

2.

Окраска деревянных или оштукатуренных поверхностей

масляными или эмалевыми красками.
3.

Ремонтные работы (по выбору).

4.

Штукатурные, малярные, обойные работы в различных тёплых

помещениях.
5.

Маркировка инвентаря по трафаретам, ремонт гипсокартона,

ремонтные работы на ранее оштукатуренных поверхностях (по выбору).
6.

Окраска заборов, подсобных помещений.

7.

Окраска поверхностей водными составами.

8.

Окраска металлических поверхностей.

9.

Ремонт старой штукатурки.

10.

Настилка линолеума.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И АНАЛИЗ ЕЁ КАЧЕСТВА.
9 КЛАСС
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
КЛАДКА СТЕН И СТОЛБОВ ИЗ КИРПИЧА.
1.

Подготовка материалов и инструментов. Установка порядовок и

натягивание причалки.
2.

Раскладка кирпича.

3.

Расстилание и разравнивание раствора.

4.

Вёрстка и укладка кирпича вприсык, в прижим, вприсык с

подрезкой раствора.
5.

Кладка углов, примыканий и пересечений.

6.

Кладка столбов.

7.

Проверка правильности кладки угольником, правилом, уровнем и

отвесом.
37

8.

Упражнение 1. Произвести кладку гладких стен в 0,5 кирпича без

раствора.
9.

Упражнение 1. Произвести кладку гладких стен в 1 кирпич без

раствора.
10.

Упражнение 1. Произвести кладку гладких стен в 1,5 кирпича без

раствора.
11.

Упражнение 2. Произвести кладку углов стен толщиной в 1

кирпич по однорядной системе перевязки швов без раствора.
12.

Упражнение 2. Произвести кладку углов стен толщиной в 1,5

кирпича по однорядной системе перевязки швов без раствора.
13.

Упражнение 4. Произвести кладку столбов по трёхрядной

системе перевязки швов без раствора.
14.

Упражнение 5. Приготовить глиняный раствор.

15.

Упражнение 6. Произвести кладку на глиняном растворе стен по

различной системе перевязки швов при одинаковой и различной толщине
стен.
16.

Упражнение 6. Произвести кладку на глиняном растворе углов по

различной системе перевязки швов при одинаковой и различной толщине
стен.
17.

Упражнение 7. Произвести кладку столбов на глиняном растворе

по трёхрядной системе перевязки швов.
18.

Упражнение 8. Разобрать кладку, очистить кирпичи от глиняного

раствора и просушить их.
Технические сведения. Инструменты и приспособления, применяемые
при кирпичной кладке: отвес, метр или измерительная лента, уровень,
деревянный угольник, порядовки, шнур – причалка, молотки, ковш – лопата,
совки, расшивки, кельма. Организация рабочего места при кирпичной
кладке. Правила техники безопасности. Растворы, применяемые при
кирпичных кладках. Толщина стен. Правила перевязки швов кладки по
38

однорядной и многорядной системам. Виды швов. Виды кладки. Правила
кладки углов. Правила кладки столбов.
Объекты работы. Кладка кирпичных стен и столбов на образцах и на
строящемся объекте.
ПЛИТОЧНЫЕ РАБОТЫ
1.

Керамическая плитка.

2.

Инструменты для плиточных работ.

3.

Подготовка поверхностей.

4.

Разборка и сортировка плиток.

5.

Растворы, мастики и клеи.

6.

Замачивание плиток. Облицовка стен плитками.

7.

Затирка швов между плитками

8.

Резка плиток. Приточка кромок.

Технические сведения. Керамическая плитка, её функции, свойства и
классификация. Непрозрачная глазурь. Инструменты необходимые для
плиточных работ: штукатурная лопатка, молоток, зубило, отвес, уровень,
шпатель зубчатый, шпатель резиновый, плиткорез. Подготовка поверхности
для облицовки плитками: выравнивание поверхности (при необходимости),
нацарапывание поверхности для лучшего сцепления с плиткой, смачивание
поверхности водой, установка рейки на которую будут опираться плитки
нижнего ряда. Сортировка плиток по цвету, рисунку и размеру. Отбраковка
плиток.

Замачивание

плиток.

Приготовление

цементного

раствора.

Нанесение раствора и выравнивание его зубчатым шпателем. Установка
плитки на облицовываемую поверхность. Фугование плиток с помощью
крестиков. Организация рабочего места при выполнении облицовки стен
керамическими плитками. Правила безопасности при выполнении плиточных
работ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
39

РЕМОНТ ОБЛИЦОВАННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ.
1. Определение дефекта облицованной поверхности.
2. Выборка испорченных плиток.
3. Подготовка основания.
4. Приготовление раствора, замачивание плитки.
5. Отделка и установка плитки на горизонтальные и вертикальные
поверхности с помощью раствора.
6. Установка плитки на плиточный клей.
Объекты работы. Душевые, умывальники, туалеты, лестничные
площадки, кухня, столовая.
Технические сведения.

Виды

растворов для

ремонта плиток.

Инструменты и приспособления для ремонта облицовок. Западания и
выступания плиток. Местные утолщения швов, отставания плитки от
раствора, отставания плитки с раствором, небрежное примыкание облицовки
к

трубопроводам,

горизонтальные

и

выключателям,

розеткам

вертикальные,

углы

и

т.д.

Швы

развёрнутые,

не

лузги,

точно
усенки

искривлены. Контроль качества выполненной работы. Безопасность труда в
работе.
ШТУКАТУРКА КИРПИЧНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ
1. Самостоятельное выполнение штукатурки и окраски.
 Приготовление раствора для штукатурных работ.
 Оштукатуривание кирпичной поверхности.
 Шпатлевание поверхности.
 Грунтование поверхности.
 Окраска водными красками.

Объекты работы. Штукатурка кирпичных поверхностей. Окраска
оштукатуренных

поверхностей.

Ремонтные

работы

в

мастерской

и

подсобных помещениях (по выбору).
40

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОЙ ПРОГРАММЫ СОГЛАСНО
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЁ АНАЛИЗ.
Объекты работы. Штукатурка кирпичной поверхности выполняется в
учебных кабинках.

6 класс
1 четверть
№
п/п

Темы занятий

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Грунтовочные составы для металлических
поверхностей.
Требования применяемые к грунтовкам и их
составы.
Основные
требования
предъявляемые
металлическим поверхностям.

к

Инструменты и приспособления.
Окраска металлических поверхностей.
Инструменты и приспособления для окрасочных
работ.
Подготовка поверхности.
Растворы и краски.
Окрашивание металлических радиаторов.
Подготовка к окраске металлических
поверхностей

41

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

6 класс
2 четверть
Темы занятий

№
п/п

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Краткие сведения о пигментах и растворителях.
Назначение пигментов.
Виды пигментов. Основные цвета
Растворители их виды и назначение.

пигментов.

Понятие о колерах.
Определить
признакам.

название

пигмента

по

внешним

Распознать растворители для масляных и эмалевых
красок по внешним признакам.
Окраска ранее окрашенных оконных
переплетов.
Приготовление колера для окраски оконных
переплетов.
Подготовка кистей.
Подготовка защитных приспособлений из фанеры
или плотной бумаги.
Нанесение краски на поверхность.
Растворы для штукатурных работ.
Подготовка компонентов для
раствора. Приготовить раствор.

приготовления

Определить качество раствора.
Требования к растворам для штукатурных работ.
Т.Б. при штукатурных работах.
42

Практическое повторение.
Самостоятельная работа

6 класс
3 четверть
№
п/п

Темы занятий

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Общие сведения о водных колерах.
Упражнение№1: Приготовить клеевой раствор.
Определить вязкость колера по потеку капли на
стекле.
Упражнение№2.
Приготовить известковый раствор. Определить
вязкость колера.
Технические сведения.
Колеры нормальные и разбеленные.
Состав водных колеров.
Требования к водным колерам
нанесения их на поверхность.
Кисти
для
нанесения
Поролоновые валики.

для

водных

ручного
составов.

Известковые составы.
Правила Т.Б.
Клей и его применение в приготовлении водных
составов.
Клеевые составы и их разновидности.
Окраска оштукатуренной поверхности водным
составом.
43

Частичное оштукатуривание поверхности.
Грунтовка поверхности.
Окраска
потолков
кистями
поперечными
движениями по направлению и растушевка
продольными движениями.
Окраска стен нанесением состава горизонтальными
движениями
и
растушевка
вертикальными
движениями.
Технические сведения, подготовка поверхности,
требования, Т.Б., организация рабочего места.
Облицовка и ремонт поверхности сухой
штукатуркой.
Технические сведения, применение, используемый
инструмент, способы крепления, Т.Б.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа

6класс
4 четверть
№
п/п

Темы занятий

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Основные дефекты штукатурки.
Определение вида дефекта и название (дутик,
усадочные трещены, трещены в виде клеток,
отлупы., вспучивание и отслаивание).
Инструменты
для
устранения
Последовательность операции.

дефектов.

Причины их возникновения.
Основные дефекты штукатурки.
Ремонт ранее оштукатуренных поверхностей.

44

Штукатурка ранее оштукатуренных кирпичных
поверхностей.
Осмотр и простукивание фундамента и кирпичных
стен. Отбивание старой штукатурки молотком.
Определение вида раствора старых слоев
штукатурки.
Приготовление раствора.
Подготовка
штукатурку.

кирпичной

поверхности

под

Видеоэкскурсия.
Окраска дверей и дверных коробок масляными
или эмалевыми красками.
Подбор кистей.
Определение направления волокон древесины на
дверях.
Подготовка и нанесение краски.
Т.Б. при малярных работах.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа

7 класс
1 четверть ( час.)
№
п/п

Темы занятий

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Знакомство с окраской поверхностей водными
составами. (изучается ознакомительно с
применением фото и видеоматериалов).
Промывка и проверка краскопульта перед началом
работы.
Подготовка клеевого раствора к работе. Заправка
краскопульта.
Направление струи краскопульта, соблюдение
расстояния между поверхностью и форсункой
45

краскопульта.
Нанесение грунтовочного и окрасочных слоев.
Промывка краскопульта после работы теплой водой.

Знакомство с организацией штукатурных работ на
производстве
Сравнение качества
растворов, приготовление
вручную и при помощи бетономешалки.
Ознакомление с организацией штукатурных работ и
механизмов (на основе фото и видеоматериалов).

Штукатурка кирпичных и бетонных поверхностей.
Осмотр поверхности, удаление остатков
затвердевшего раствора.
Смачивание кирпичной и бетонной поверхности.
Насечка поверхности.
Выполнение операций штукатурки .
Нанесение грунта и накрывки.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа

7 класс
2 четверть
№
п/п

Темы занятий

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Приготовление шпатлевки вручную и нанесения
ее на поверхность.
Приготовление шпатлевки под масленую окраску.
Нанесение шпатлевки шпателем на поверхность.
Зачистка наждачной бумагой.
Техника безопасности.
46

Выполнение несложных тяг.
Знакомство учащихся с назначением тяг и
выполнением их в штукатурных работах.
Виды тяг.
Инструменты и приспособления для вытягивания тяг.
Растворы.
Техника безопасности.
Штукатурка оконных и дверных проемов.
Последовательность штукатурки оконных и дверных
проемов. Инструменты и приспособления. Правила
техники безопасности.

Вытягивание филенок.
Понятие о филенках их назначение, цвет и ширина.
Инструменты и приспособления. Подвязка кистей.
Техника безопасности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

7 класс
3 четверть
№
п/п

Темы занятий

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Противопожарные мероприятия
Основные причины возникновения пожаров на
строительных площадках.
Противопожарные средства.
Подготовка ранее окрашенных поверхностей под
водную окраску.
Промывка потолков тёплой водой или специальными
47

растворами для удаления копоти, ржавчины.
Промывка поверхностей стен тёплой водой или
специальными растворами для удаления копоти,
ржавчины.
Очистка набела металлическим шпателем.
Окрашивание поверхности водным составом ручным
и механизированным способами.
Отбивка панелей с помощью шнура и лазерного
построителя площадей и их окраска.
Разметка высоты панели. Отбивка границы панели
шнуром. Опыление древесным углем.
Грунтование поверхности масляной грунтовкой.
Грунтование поверхности водной грунтовкой.
Шпатлевание прогрунтованных поверхностей
масляной шпаклёвкой.
Нанесение окрасочного состава двумя покрытиями.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

7 класс
4 четверть
№
п/п

Темы занятий

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Сведения о гигиене труда и производственной
санитарии.
Основные понятия о гигиене труда. Значение
рационального режима труда и отдыха.
Требования к рабочей одежде.
Санитарные требования, предъявляемые к рабочим
помещениям. Предупреждение несчастных случаев,
48

первая помощь.
Вытягивание филенок с помощью лазерного
построителя площадей.
Понятие о филёнках, их назначении. Подбор кистей
для филёнки.
Вытягивание филенок с помощью построителя
лазерных площадей.
Приготовление окрасочного раствора для
вытягивания филёнок.
Расположение кисти под углом 45 градусов к стене и
передвижение кисти слева направо вдоль линии
лазера.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

8 класс
1 четверть
Темы занятий

№
п/п

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Обойные работы.
НАЗНАЧЕНИЕ ОБОЙНЫХ РАБОТ.
ВИДЫ ОБОЕВ.
-бумажные обои;
-виниловые обои;
-флизелиновые обои;
-обои из стекловолокна;
49

-металлизированные обои;
-Жидкие обои;
СВОЙСТВА ОБОЕВ. МАРКЕРОВКА ОБОЕВ.
БОРДЮРЫ И ФРИЗЫ.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ
ОБОЙНЫХ РАБОТ.
КЛЕЯЩИЕ СОСТАВЫ ДЛЯ ОБОЙНЫХ РАБОТ.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ КЛЕЯЩИХ СОСТАВОВ.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ.
ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ ПОД ОБОИ.
Отчистка поверхности, подготовка и расположение
макулатуры.
Нанесение клеящего состава на поверхность
маховой кистью, нанесение клеящего состава на
макулатуру
маховой
кистью,
наклеевание
макулатуры на поверхность стендов внахлестку и
встык, разглаживание приклеенной макулатуры
ветошью или волосяной щеткой.
Зачистка
просохшей
макулатуры пемзой.

после

приклеивания

Оклеивание поверхности обоями.
Определение
измерения.

высоты

поверхности

путем

Пробное расположение обоев на поверхности стен
для
определения
правильности
стыкования
рисунков.
Нарезание полотнищ конторскими ножницами по
установленому размеру.
Нанесение клеящего состава на полотнище кистью.
Наклеивание обоев на поверхность, разглаживание
ветошью.
Обойные работы в производственных условиях.
Проверка отвесности стен в помещениях.
Подготовка поверхности под обои.
50

Подготовка обоев для оклеивания.
Складывание намазанных полотнищ, подача для
наклеивания. Наклеивание первого полотнища в
углу помещения. Наклеивание последующих
полотнищ.
Обрезка излишков обоев ножом или ножницами.
Подбор бордюра и его наклеивание.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

8 класс
2 четверть
Темы занятий

№
п/п

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Общие сведения о линолеуме.
Виды линолеума в зависимости от способа
изготовления.
Виды линолеума в зависимости от его назначения.
Хранение линолеума.
Клеи и мастики для приклеивания линолеума.
Правила безопасной работыс линолеумом.
Настилка линолеума.
Упражнение №1: Подобрать линолеум по цвету в
соответствии с окраской стен.
Упражнение
мастику.

№2:

Приготовить

масляно-клеевую

ПОДГОТОВКА
ПОВЕРХНОСТИ
НАСТИЛКУ ЛИНОЛЕУМА.

ПОД

Подготовка деревянных поверхностей под настилку
линолеума.
51

Нанесение
олифы
шпатлевкой.

и

шпатлевание

масляной

Раскрой линолеума. Разметка полотнищ. Резание
линолеума ножом или резаком.
Наклеивание линолеума.
Раскрои линолеума ножом.
Нанесение холодной мастики
основание зубчатым шпателем.

на

очищенное

Разравнивание мастики шпателем, наклеивание
линолеума. Разглаживание линолеума мешковиной.
Прикатка линолеума катком, прирезка кромок по
металлической линейке резаком.
Настилка линолеума в производственных
условиях (изучается ознакомительно с
использованием фото и видеоматериалов).
Подготовка оснований для настилки линолеума.
Подготовка линолеума к раскрою.
Раскрой линолеума.
Прирезки кромок.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

8 класс
3 четверть
№
п/п

Темы занятий

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Сведения о производстве штукатурных и
отделочных работ внутри помещения в зимнее
время.
Особенности штукатурных и отделочных работ в
зимнее время.
52

Подготовка помещений. Подогрев материалов и
растворов.
Сушка и обогрев помещений.
Приготовление растворов с противоморозными
добавками.
Выполнение плиточных работ в зимнее время.
Малярные работы в зимних условиях.
Правила безопасной работы и противопожарные
мероприятия при штукатурных и отделочных работах
в зимнее время.
Высококачественная окраска.
Применение высококачественной окраски, ее отличие
от простой и улученной.
Основные операции при улученной окраске по дереву.
Инструменты и приспособления.
Организация рабочего места.
Техника безопасности.
Отделочные работы внутри помещения в зимних
условиях.
Производство внутренних малярных работ в зимних
условиях.
Технические требования к поверхностям, малярным
составам и температурному режиму в помещениях.
Способы приготовления малярных составов для работ
в зимних условиях.
Транспортировка и хранение их.
Техника безопасности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

8 класс
4 четверть
№
п/п

Темы занятий

Кол-во
часов

Календ.
сроки
53

Вводное занятие.
Сведения о гигиене труда и производственной
санитарии.
Основные понятия о гигиене труда.
Значение рационального режима труда и отдыха.
Требования к рабочей одежде.
Санитарные требования, предъявляемые к рабочим
помещениям.
Предупреждение несчастных случаев, первая
помощь.
Кладка стен и столбов из кирпича.
Общие сведения о кирпичной кладке.
Виды кирпича.
Назначение каменной кладки. Грани кирпича.
Элементы каменной кладки.
Инструменты каменщика.
Контрольно- измерительные инструменты.
Правила безопасной
каменных работ.

работы при

выполнении

Раскладка кирпича.
Перевязка швов.
Штрабы на кирпичной кладке.
Подготовка неполномерных кирпичей.
Растворы для каменной кладки.
Расстилание и разравнивание раствора.
Установка шнура- причалки.
Кладка способом вприжим.
Кладка с пособом впристык.
Кладка способом впристык с подрезкой раствора.
Кладка способом в полупристык. Расшивка швов.
54

Кладка столбов.
Организация труда каменщика.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

9 класс
1 четверть
Темы занятий

№
п/п

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Кладка стен и столбов из кирпича.
Подготовка материалов и инструментов.
Установка порядовок и натягивание причалки.
Раскладка кирпича.
Растилание и разравнивание раствора.
Верстка и укладка кирпича впритык, в прижим,
впритык с подрезкой раствора.
Упражнение№1:
пересечений.

Кладка

углов,

примыканий

и

Упражнение№2.
Кладка столбов.
Проверка правильности кладки угольником,
правилом , уровнем и отвесом.
Разобрать кладку, отчистить кирпичи от раствора и
просушить их.
Плиточные работы (керамическая плитка).
55

Инструменты для плиточных работ.
Подготовка поверхности, разборка и сортировка
плиток.
Растворы, мастики и клеи.
Замачивание плиток, облицовка стен плитками.
Затирка швов между плитками.
Резка плиток. Приточка кромок.
Ремонт облицованных поверхностей.
Определение дефекта облицованной поверхности.
Выборка испорченных плиток.
Подготовка основания,
замачивание плитки.

приготовление

раствора,

Отделка и установка плитки на горизонтальные и
вертикальные поверхности с помощью раствора.
Установка плитки на плиточный клей.
Штукатурка кирпичных поверхностей.
Самостоятельное выполнение штукатурки и краски.
Приготовление раствора для штукатурных работ.
Оштукатуривание кирпичной поверхности.
Шпатлевание
поверхности.
Грунтование
поверхности. Окраска водными красками.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

9 класс
2 четверть
№
п/п

Темы занятий

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
56

Обойные работы.
Назначение обойных работ. Виды обоев.
Бардюры и фризы.
Инструменты и приспособления для обойных работ.
Клеящие составы.
Т.Б. при выполнении обойных работ.
Упражнение№1: Подготовить поверхность под обои.
Приготовить клей.
Упражнение№2.
Раскроить и приклеить обои.
Ремонт облицованных поверхностей.
Определение дефекта облицованной поверхности.
Выборка испорченных плиток.
Подготовка основания. Приготовление раствора,
замачивание плитки.
Отделка и установка на горизонтальные
вертикальные поверхности с помощью раствора.

и

Штукатурка ранее оштукатуренных стен внутри
здания.
Подготовка поверхности стен для ремонта.
Организация рабочего места. Т.Б. при штукатурных
работах.
Приготовление раствора для ремонта.
Выполнение операций штукатурки.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа

9 класс
3 четверть
№
п/п

Темы занятий

Кол-во
часов

Календ.
сроки
57

Вводное занятие.
Настилка линолеума.
Линолеум.
Упражнение№1: Подобрать линолеум по цвету в
соответствии с окраской стен.
Упражнение№2.
Приготовить маслено-клеевую мастику.
Подготовка поверхностей под настилку
линолеума.
Подготовка деревянных поверхностей под настилку
линолеума.
Нанесение олифы
шпатлевкой.

и

шпатлевание

масляной

Раскрой линолеума: разметка полотнищ, резание
линолеума ножом.
Нанесение холодной мастики шпателем, наклеивание
линолеума.
Разглаживание линолеума от середины к краям,
мешковиной. Прикатка катком.
Обрезка кромок по металлической линейке резаком.
Настилка линолеума в производственных
условиях( изучается ознокомительно с
использованием фото и видеоматериалов).
Подготовка поверхности для настилки линолеума.
Подготовка линолеума к раскрою: выдержка
линолеума в раскатанном состоянии в теплых
помещениях.
Раскрой линолеума, в специальных помещения, с
припуском на усадку.
Раскладывание полотнищ.
Вырезка по шаблону отверстий в местах прохода
труб, у колонн, трапов, люков.
58

Наклеивание
линолеума.

линолеума.

Прирезки

кромок

Практическое повторение.
Самостоятельная работа

9 класс
4 четверть
Темы занятий

№
п/п

Кол-во
часов

Календ.
сроки

Вводное занятие.
Простая и улучшенная штукатурка.
Отличие простой штукатурки от улучшенной.
Инструменты
для
штукатурных
работ.
Последовательность операции.
Основные дефекты штукатурки.
Организация штукатурных работ на производстве
(видеоэкскурсия).
Механизация малярных работ.
Правила техники безопасности. Общие сведения о
механических приспособлениях для малярных работ.
Видеоэкскурсия.
Штукатурка кирпичных поверхностей.
Подготовка поверхностей. Организация рабочего
места. Т.Б. при штукатурных работах.
Приготовление раствора.
Выполнение операций штукатурки.
Повторение пройденной программы согласно
экзаменационным билетам.
Самостоятельная работа

59

60


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».