Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир»
составлена
на
основе
общеобразовательной
Федеральной
программы
адаптированной
обучающихся
с
основной
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООПУО (вариант
2), утвержденнойприказомМинистерствапросвещенияРоссииот24.11.2022г.
№1026.
ФАООПУО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации их
особых
образовательных
потребностей,
а
особенностей и возможностей в 9 классе ГКОУ АО
также
индивидуальных
«ОШИ № 5».
Основная цель реализации программы по предмету окружающий природный
мир – формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основные задачи реализации программы:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях
живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных,
растений, к явлениям природы);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и
практического экспериментирования;
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной
учащимся социально-бытовой деятельности;
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету окружающий природный мир
1.
Ценности
научного
познания:
овладение
основными
навыками
исследовательской деятельности с учетом специфики школьного языкового
образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
2
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального
и
коллективного благополучия.
2. Экологическое воспитание:
повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его
усвоения обучающихся
Важным
аспектом
обучения
детей
с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об
окружающем природном мире. Подобранный программный материал по
предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у
обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи
живой, неживой природы и человека.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 9 классах занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий
40 минут, общее количество занятий в год - 68 часов.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
Класс
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего
Количество часов
9
16
16
22
14
68
Планируемые результаты изучения учебного предмета
- представления о мире, созданном руками человека;
- представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах
(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о
транспорте и т.д.;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на
улице, в транспорте, в общественных местах;
3
- представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных
ролях людей;
- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка
(учитель, повар, врач, водитель ит.д.);
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и
т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
- умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая
адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу
ребенка;
- умение
взаимодействовать
в группе в процессе учебной,
игровой, других видах доступной деятельности;
- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,
участие в них;
- представления об обязанностях и правах ребенка;
- представления
об обязанностях обучающегося, сына,
дочери;
- представление о стране проживания Россия;
- представление о стране, городе (селе), месте проживания;
- представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
Содержание учебного предмета
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание
(различение)
частей
растений
(корень,
ствол/
стебель,
ветка,
лист,
цветок).Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе
и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель,
осина, сосна, ива,). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива).
Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения
4
деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников
(орешник, шиповник, крыжовник, смородина). Знание особенностей внешнего
строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения
кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов
(лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос) по внешнему виду (вкусу,
запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание
значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов.
Узнавание (различение) овощей ( репа, редис, тыква, кабачок, перец, огурец)
по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных
частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов
переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника,
малина, крыжовник, черника, ежевика) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека.
Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый
гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик) по внешнему виду.
Знание
строения
гриба
(ножка,
шляпка).
Различение
съедобных
и
несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека.
Знание способов переработки грибов.
Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений
(астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, гвоздика).Узнавание
(различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка,
колокольчик, лютик, василек, ландыш); Знание строения цветов (корень,
стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных
растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений
в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание
(различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка,
укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание
значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных
растений
(зверобой,
лекарственных
ромашка,
растений
в
календула
жизни
и
человека.
др.).
Знание
Узнавание
значения
(различение)
5
комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения
растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание
значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение)
зерновых культур (пшеница, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по
внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека.
Животный мир.
Знание строения домашнего животного (голова, туловище, шерсть,
лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных
признаков животного. Установление связи строения тела животного с его
образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья,
лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).Знание питания домашних животных.
Знание способов передвижения домашних животных.Объединение животных
в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в
жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение)
детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок,
ягненок, котенок, щенок).Узнавание (различение) животных, живущих в
квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки). Знание
особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Знание строения дикого животного (голова, туловище, шерсть,
лапы, хвост, ноги, копыта, рога, уши).Узнавание (различение) диких
животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, кабан, белка, еж). Знание питания
диких
животных.
Знание
способов
передвижения
диких
животных.
Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения
диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких
животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого
пояса (верблюд). Установление связи строения животного с его местом
обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения
животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с
ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних
птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида
6
птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние
птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание
(различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок,
индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона,
воробей, дятел, синица, снегирь).Узнавание (различение) перелетных птиц
(ласточка, дикая утка, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение
перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц
в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в
природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь).
Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения
рыбы(голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи
строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание
(различение) речных рыб (сом, окунь, щука, сазан, вобла). Знание значения
речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого (жук,
бабочка, комар, муха, пчела, стрекоза, муравей) Установление связи строения
тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание
(различение) речных насекомых. Знание способов передвижения насекомых.
Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в
природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в
природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание
знаменитых космонавтов. Узнавание
изображения Земли из космоса.
Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения
воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение
месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов
на земле и небе.
Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека.
Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу.
Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и
жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например:
7
уголь), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание
воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни
человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни
человека. Соблюдение правил поведения на реке.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток
по
расположению
солнца.
Узнавание
(различение)
дней
недели.
Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение
выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами
деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев свременами года.
Узнавание
(различение)
календарей
(настенный,
настольный
и
др.).
Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели,
предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето,
осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о
последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни
животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни
растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение
явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
8
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР».
№ Наименование раздела программы
и тем урока
Кол- во часов
Дата
I четверть – 8 недель
1
Что
такое природа.
1
2
Растительный мир
Разнообразие растительного мира.
1
3
Дикорастущие и культурные растения.
1
4
Деревья лиственные, где они растут.
1
5
Лиственные деревья (тополь, берёза, дуб, вяз,
клён) различение частей деревьев и сопоставление.
1
6
Деревья плодовые, где они растут.
1
7
Деревья хвойные, где они растут.
1
Деревья хвойные (ель, сосна, лиственница).
Различение и сопоставление их частей.
9 Кустарники (сирень, смородина, крыжовник,
малина). Различение и сопоставление их частей.
10 Фрукты.
1
11 Овощи.
1
12 Грибы и их строение. Различение съедобных и
1
8
1
1
несъедобных грибов.
13 Фрукты.
1
14 День. Представление о дне как о временах суток.
1
Ориентация во времени суток.
15 Неделя. Представление о неделе как о
1
последовательности дней.
16 Ориентация в календаре. Определение дней
1
недели, предстоящей даты.
II четверть – 8 недель
17
Растения осенью.
1
18
Водные растения, где они растут.
1
19
Водные растения (лотос, кувшинка)
1
20
Водные растения (водоросли)
1
9
21
Объекты природы
Небесные тела: планеты.
1
22
Небесные тела: звёзды.
1
23
Созвездия. Узнавание (различение).
1
24
Явления природы. Звездопад.
1
25
Солнечная система. Солнце.
1
26
Значение солнца в природе и жизни человека.
1
27
Луна. Значение луны.
1
28
Объекты природы. Поверхность суши: равнины.
1
29
Поверхность суши: холмы.
1
30
Поверхность суши: горы.
1
31
Поверхность суши: овраги.
1
32
Природные явления. Гололед.
1
III четверть – 10 недель
Разнообразие животного мира. Среда обитания
животных.
34 Рыбы. Внешний вид. Различения частей тела.
33
1
1
35
Рыбы. Где живут, чем питаются.
1
36
Роль рыб в природе и для человека.
1
37
Птицы. Внешний вид, строение.
1
38
Птицы. Среда обитания.
1
39
Дикие птицы место обитания образ жизни.
1
40
Хищные птицы их детёныши (сова)
1
41
Хищные птицы их детёныши (орёл)
1
42
Водоплавающие птицы их детёныши (чайка).
1
43
Водоплавающие птицы их детёныши (утка).
1
44
Водоплавающие птицы их детёныши (лебедь).
1
45
Домашние птицы место обитания и образ жизни
1
46
Домашние птицы их детёныши (курица, утка,
гусь, индюк) их различение.
1
47
Травоядные животные и хищные животные.
1
Дикие животные саванны (лев). Строение,
питание, образ жизни.
49 Дикие животные саванны (лев). Строение,
питание, образ жизни.
48
1
1
10
50
Дикие животные саванны (жираф). Строение,
питание, образ жизни.
1
51
Дикие животные саванны (жираф). Строение,
питание, образ жизни.
1
52
Дикие животные саванны (слон). Строение,
питание, образ жизни.
1
53
Дикие животные саванны (слон). Строение,
питание, образ жизни.
1
54
Природные явления. Ураган.
1
IV четверть – 8 недель
55
Исследование космоса.
1
56
Первый полёт в космос.
1
57
Планета Земля. Форма Земли.
1
58
Глобус – модель Земли.
1
59
Воздух и его охрана.
1
60
Значение воздуха для жизни на Земле.
1
61
Почва (охрана почвы).
1
62
Свойства почвы.
1
63
Виды полезных ископаемых: нефть.
1
64
Виды полезных ископаемых: газ.
1
65
Насекомые. Где живут, чем питаются.
1
66
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний
вид.
1
67
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний
вид. Различение частей тела.
1
68
Роль насекомых в природе и для человека.
1
11
Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности
компьютерные обучающие игры;
натуральные объекты, муляжи, макеты;
предметные сюжетные картинки;
дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»
«Воздушный транспорт»,
«Наземный транспорт»,
«Водный транспорт»
«Грузовые и легковые машины» и т.д.
аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную
жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
тетради
–
раскраски
с
различными
объектами
окружающего
социального мира.
12