Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
далее
ФАООПУО
(вариант
2),
утвержденнойприказомМинистерствапросвещенияРоссииот24.11.2022г.№1026.
ФАООПУО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей в 9 классе ГКОУ АО
«ОШИ № 5».
Основная цель реализации программы по предмету окружающий социальный
мир формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и
предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в
социальной среде.
Основные задачи реализации программы:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его
деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном
человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними).
овладение детьми в процессе игровой деятельности опытом
социального поведения,
для наиболее полной их реабилитации и
интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.
1
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету окружающий социальный мир
1.
Патриотическое
воспитание:
уважение
к
символам
России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2.Гражданское воспитание: представления об основных, правах свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе.
3. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на
моральные
ценности
и
нормы
в
ситуациях
нравственного выбора.
Общая характеристика учебного
предмета с учётом особенностей его
усвоения обучающихся
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в
социальные
отношения.
В
силу
различных особенностей
физического,
интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают
трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного
предмета «Окружающий социальный мир»позволяет планомерно формировать
осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на
доступном уровне в жизнь общества. Программа представлена следующими
разделами: «Квартира, дом, двор», «Школа», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».В
процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в
котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни.
Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей
действительности,
ребенок
учится
выделять
их характерные
2
признаки,
объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок
учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными
ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится
ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и
здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице,
дома, в школе.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В 9 классах занятия проводятся 4 раза в неделю. Продолжительность занятий 40
минут, общее количество занятий в год - 136 часов.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
I четверть II четверть
Класс
III четверть
IV
Всего
четверть
Количество часов
9
32
32
44
28
136
Планируемые результаты изучения учебного предмета
представления о мире, созданном руками человека;
представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель,
оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на
улице, в транспорте, в общественных местах;
представления
об
окружающих
людях:
овладение
первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях
людей;
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка
(учитель, повар, врач, водитель ит.д.);
3
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и
т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
умение
соблюдать
правила
поведения
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая
адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу
ребенка;
умение
взаимодействовать в группе в процессе учебной,
игровой, других видах доступной деятельности;
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,
участие в них;
представления об обязанностях и правах ребенка;
Представления об
обязанностях
обучающегося, сына, дочери;
представление о стране проживания Россия;
представление о стране, городе (селе), месте проживания;
представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
Содержание учебного предмета
Школа.
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного
поведения. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого
требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в
общественных местах. Представления о профессиях людей, работающих в
школе. Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных
принадлежностей. Соблюдение дежурства в школе. Ориентация в помещениях
школы, на школьной территории, в распорядке школьного дня.
4
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома. Домашний адрес. Представление о
типах
домов
(одноэтажные
/многоэтажные,
каменные/
деревянные).
Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд,
лестничная площадка, лифт, двор). Различение частей территории двора и
соблюдение правил поведения во дворе. Представление о помещениях
(комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет). Представление о
предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет,
комод).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки
стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи
(кастрюля,
сковорода,
электроприборах
микроволновая
чайник,
(телевизор,
печь,
половник,
нож).Представление
утюг,
лампа,
вентилятор,
электрический
чайник,
фен).
об
магнитофон,
Представление
об
электронных устройствах (сотовый телефон, компьютер). Использование
предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о
территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка,
место для парковки автомобилей.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе
и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из
них предметов:
например: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться;
бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных
материалов и тд.
Транспорт.
Представление и виды наземного и подземного транспорта. Соблюдение правил
дорожного движения. Дорога из дома в школу и обратно. Правила дорожного
5
движения. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте.
Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования
общественным транспортом и правила общения в транспорте. Представление о
специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на
специальном транспорте.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Семейные традиции, праздники. Представление о
школьных праздниках и традициях: День знаний, последний учебный день, день
рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях.
Страна.
Представление
о
государстве
Россия
и
государственной
символике.
Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о
некоторых значимых исторических событиях России.
Представление
о
выдающихся людях России. Город, в котором мы живем. Дома и магазины в
моем городе. Достопримечательности нашего города.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР».
№
Наименование
раздела программы
и тем урока
Кол - во часов
Дата
I четверть – 9 недель
1
Школа. Представление о себе как члене
коллектива класса
1
2
Положительные качества человека.
1
3
Положительные качества человека.
1
4
5
Дружеские отношения.
Дружеские отношения.
1
1
6
6
Умение выражать свой интерес к другому
человеку.
1
7
Умение выражать свой интерес к другому
человеку.
1
8
Правила поведения на уроке.
1
9
Правила поведения в школе.
1
10
Мои одноклассники.
1
Профессии людей, работающих в школе.
Соотнесение работника с его
профессией.
12 Распорядок школьного дня.
1
Порядок в классе. Дежурные и их
обязанности.
14 Правила поведения на территории
школы.
15 Распорядок школьного дня.
1
11
13
1
1
1
16
Наш дружный класс.
1
17
Квартира, дом, двор. Коммунальные
удобства в квартире (канализация).
Коммунальные удобства в квартире
(водоснабжение).
Коммунальные удобства в квартире
(электроснабжение)
Коммунальные удобства в квартире
(электроснабжение)
1
Знание (соблюдение) правил
безопасности и поведения во время
аварийной ситуации в доме.
1
18
19
20
21
1
1
1
22 Места общего пользования в доме
1
(чердак, подвал).
23 Места общего пользования в доме
(подъезд, лестничная площадка).
1
24 Места общего пользования в доме
1
(лифт).
25 Правила пользования лифтом.
2
26 Правила поведения безопасности в местах
общего пользования.
1
7
27 Правила поведения безопасности в местах
общего пользования.
1
28
Домофон. Правила пользования.
1
29
Почтовый ящик. Правила пользования.
1
30 Мусоропровод. Правила пользования.
1
31 Кодовый замком. Правила пользования.
1
32 Обобщающий урок по теме «Места
1
общего пользования в доме»
II четверть – 7 недель
33 Территория двора
1
34 Территория двора
1
35 Правила безопасности и поведения во
1
дворе.
36 Предметы быта. Предметы интерьера.
37 Осветительные приборы. Светильники
1
1
(люстра, настольная лампа). Узнавание
и различение.
38
39
40
41
42
Осветительные приборы. Светильники
(люстра, настольная лампа). Узнавание и
различение
Часы. Различение часов (наручные,
настенные). Составные части часов.
Часы. Различение часов (наручные,
настенные). Составные части часов.
Предметы интерьера (статуэтки, свечи).
Назначение.
Предметы интерьера (Зеркало).
Назначение.
43 Предметы быта. Электроприборы.
44 Правила техники безопасности пользования
электроприборами.
45 Микроволновая печь. Составные части.
46 Микроволновая печь. ПТБ
47
Холодильник.
48 Холодильник.
49 Предметы, облегчающие труд человека
в быту.
50 Миксер
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
51
Пылесос
1
52
Утюг
1
53
Стиральная машина
1
54 Предметы и материалы, изготовленные
человеком.
Ткань. Свойства ткани.
1
55 Предметы, изготовленные из ткани.
56 Инструменты, с помощью которых
работают с тканью.
57 Пластмасс. Предметы, изготовленные из
пластмассы.
58 Дерево. Свойства дерева.
59 Предметы, изготовленные из дерева.
60 Инструменты для работы с деревом.
61 Металл.
62 Предметы изготовленные из металла.
63 Праздник Новый год в разных странах.
64 Традиции и обычаи нового года в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
России.
III четверть – 10 недель
Традиции праздника Рождество. Как я
провел Рождество.
Предметы и материалы, изготовленные
человеком.
Пластмасс. Свойства пластмасса.
1
67 Предметы, изготовленных из пластмассы.
1
68 Стекло. Свойства стекла. ТБ.
1
69 Предметы из стекла.
1
70 Резина. Предметы из резины.
1
65
66
1
71
72
73
Город. Наш город Астрахань.
Астрахань – город на Волге..
Город. Административные здания.
1
1
74
Город. Административные здания.
1
75
Элементы городской инфраструктуры,
улицы, площади, здания, парки.
1
9
Узнавание (различение).
76
Безопасность на дорогах в городе.
1
77
Безопасность на дорогах в городе.
1
78
Правила поведения на улице.
1
79
1
81
Городские Службы помощи (больница,
поликлиника).
Городские Службы помощи (больница,
поликлиника).
Городские Службы помощи (полиция).
82
Городские Службы помощи (полиция).
1
83
Городские Службы помощи (пожарные).
1
84
Городские Службы помощи (пожарные).
1
85
1
86
Традиции, обычаи
Масленница.
Масленичная неделя. Игры.
87
Масленичная неделя. Угощения.
1
80
23 февраля День защитников Отечества.
Традиции и атрибуты праздника.
89 Сёла Астраханской области.
88
1
1
1
1
1
90
Село. Административные здания.
1
91
Дом. Части дома. Типы домов.
1
92
Квартира. Комнаты в квартире.
1
93
Спальня. Мебель и оборудование.
1
94
Гостиная. Мебель и оборудование.
1
Женский праздник - 8 марта. Традиции и
атрибуты праздника.
96 Прихожая. Мебель и оборудование.
95
1
1
10
Страна. Государство, в котором мы
живем.
98 Государственная символика (флаг).
97
1
1
Государственная символика (флаг).
1
100 Государственная символика (гимн).
1
101 Государственная символика (гимн).
1
102 Государственная символика (герб).
1
103 Транспорт
Общественный транспорт.
104 Правила поведения в общественном
транспорте.
105 Профессий людей, работающих на
транспорте.
106 Пользование общественным транспортом.
1
99
107 Места посадки и высадки из автобуса.
108 Обобщающий урок по теме «Транспорт»
109 Традиции, обычаи
Праздники в школе.
110 Наши школьные традиции.
IV четверть – 8 недель
111 Достопримечательности
Кремль.
Астрахани.
1
112 Астраханский кремль. Экскурсия.
1
113 Достопримечательности Астрахани.
Лебединое озеро.
114 Лебединое озеро. Экскурсия.
115 Страна
Наша страна Россия.
116 Президент и премьер-министр РФ.
1
117
Традиции, обычаи
День Победы.
118 Ветеран ВОВ в моей семье.
1
1
1
1
1
11
119 «Москва - Столица нашей Родины».
Достопримечательности Москвы.
1
120 Документ, удостоверяющий личность
гражданина России.
121 Государственные праздники.
122 Государственная символика.
123 Народы России.
124 Транспорт специального назначения.
1
1
1
1
1
125 Транспорт специального назначения: скорая
помощь.
126 Транспорт виды транспорта.
1
127
Транспорт специального назначения:
скорая помощь.
1
128
Транспорт
полиция.
1
129
Транспорт специального назначения:
пожарная машина.
специального
назначения:
1
1
130
Водный транспорт
1
131
Наземный транспорт.
1
132
Воздушный транспорт.
1
133
Электронные устройства. Мобильный
телефон. Правила безопасности при
обращении.
1
134
Электронные устройства.
Персональный компьютер. Правила
безопасности при обращении.
1
135
Электронные устройства. Планшет.
Правила пользования и ТБ.
1
136
Электронные устройства. Умная
станция (колонка). Правила пользования
и ТБ.
1
12
Описание материально - технического обеспечения образовательной
деятельности
компьютерные обучающие игры;
натуральные объекты, муляжи, макеты;
предметные сюжетные картинки;
дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»
«Воздушный транспорт»,
«Наземный транспорт»,
«Водный транспорт»
«Грузовые и легковые машины» и т.д.
аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную
жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального
мира.
комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е.
Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его
игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".
13
14