Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
далее
ФАООПУО
(вариант
2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г.
№1026.
ФАООПУО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной,
тяжёлой
и
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей в 9 классе ГКОУ АО
«ОШИ № 5».
Основная цель реализации программы по предмету оптимизации
физического состояния и развития ребенка, повышение двигательной
активности и обучение использованию полученных навыков в повседневной
жизни.
Основные задачи реализации программы:
-
Развитие двигательных функций (формирование фонда жизненно
важных движений, игровой деятельности).
- Формирование и совершенствование основных и прикладных
двигательных навыков.
Приоритетные направления в воспитательной работе:
1. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
2
3.
Осознание
последствий
и
неприятие
вредных
привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;
4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет - среде в процессе школьного образования;
5. Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние
других,
использовать
адекватные
языковые
средства
для
выражения своего состояния;
8. Сформированность навыков рефлексии.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей
его освоения обучающимися.
Методика преподавания адаптированной физкультуры основана на
дифференцированном и индивидуальном подходе. На занятиях формируются
элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем,
по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные
представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности
движений во время занятий адаптивной физической культурой.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» в 9 классе рассчитан на 34
учебные недели 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 40 минут,
общее количество занятий в год - 68 часов.
Класс
I четверть
II четверть
9
16
16
III четверть
IV четверть
Количество часов
22
14
Всего
68
3
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей
и ограничений:
- Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела:
сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
- Освоение двигательных навыков, координации, последовательности
движений.
Совершенствование
физических
качеств:
ловкости,
силы,
быстроты, выносливости.
- Умение
радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью:
- Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой:
усталость, болевые ощущения, др.
- Повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании
двигательных умений.
- Играть в подвижные игры и др.
Содержание учебного предмета
Программа по адаптивной физической культуре включает разделы:
«Коррекционные подвижные игры», «Физическая подготовка».
Коррекционно-подвижные игры
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Баскетбол.
Узнавание
баскетбольного
мяча.
Передача
баскетбольного.
Ловля
баскетбольного. Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой.
Броски мяча в кольцо двумя руками. Волейбол. Узнавание волейбольного
мяча. Подача волейбольного мяча. Прием волейбольного мяча. Игра в паре
без сетки (через сетку). Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение
удара в ворота с места (пустые ворота, с вратарем. Бадминтон. Узнавание
(различение) инвентаря для бадминтона. Удар по волану. Отбивание волана.
Игра в паре. Подвижные игры. Соблюдение правил игры. Соблюдение
4
последовательности действий в играх-эстафетах. Соблюдение правил игры
последовательности действий.
Физическая подготовка
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для
построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч»
(«ноги на ширине ступни»).
Построение в колонну по одному,
в одну
шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в
стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны.
Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Дыхательные упражнения.: произвольный вдох (выдох) через рот
(нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос).
Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Круговые
движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные)
движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку,
на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые
движения. Круговые движения руками в исходном положении «руки к
плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой:
наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения.
Поднимание головы в положении «лежа на животе». Наклоны туловища
вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые
движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с
поворотами. Стояние на коленях. Ходьба с высоким подниманием колен.
Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой. Движения стопами:
поднимание, опускание, наклоны, круговые движения. Приседание. Ползание
на
четвереньках.
Поочередные
(одновременные)
движения
ногами:
поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения.
Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в
положение «лежа»). Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по
5
гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической
скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки,
движущейся поверхности, с предметами (препятствиями). Прыжки на двух
ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости в
правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной
плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в
исходное положение, поочередное поднимание ног вперед, отведение в
стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове,
в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук
назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким
шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром)
темпе. Ходьба
с
изменением
темпа,
направления
движения.
Бег
в
умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и
направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег
с высоким
подниманием
бедра (захлестыванием
голени, приставным
шагом).
Прыжки.
Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с
движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на
одной ноге
на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)).
Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед.
Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на
четвереньках.
Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках.
Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной
гимнастической
скамейке
вверх
(вниз),
через
препятствия,
по
гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке.
Перелезание через препятствия.
6
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача
предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего(маленького)
мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча
одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов
большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в
цель (на дальность).
Календарно-тематическое планирование по АФК 9 класс.
№
урока
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
I четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Техника безопасности на уроках ФК. Правила поведения в
спортивном и тренажерном зале.
Построения и перестроения. Строевые упражнения.
Ходьба и бег в колонне. Упражнения в ходьбе.
Легкий бег. Чередование ходьбы и бега. Дыхательные
упражнения.
Упражнения с
гимнастическими палками. Ритмические
упражнения.
Индивидуальные упражнения с баскетбольным мячом. Бросок
мяча в корзину и кольцо.
Упражнения на гимнастической скамье. Равновесие.
Прыжки (на месте, влево, вправо, вперёд, назад).
«Мышеловка».
Передача мяча в парах. Бросок и ловля. «Охотники и утки»
Упражнения на гимнастической стене. Висы. Упражнения на
осанку.
Бросок малого мяча в цель. «Кто больше попадёт».
Гимнастические упражнения на матах. Растяжка.
Эстафеты в двух командах с предметами и без предметов.
Упражнения на равновесие и укрепление стопы ног.
Подвижная игра: «Люди, звери, птицы» (с имитацией)
Итоговый урок четверти.
II четверть
Техника безопасности на уроках ФК. Правила поведения в
спортивном и тренажерном зале.
Построения и перестроения. Строевые упражнения.
Ходьба и бег в колонне. Упражнения в ходьбе.
Легкий бег. Чередование ходьбы и бега. Дыхательные
упражнения.
Ходьба с перешагиванием через предметы.
Упражнения на гимнастической скамье. Упражнения на
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
равновесие.
Пионербол. Передача мяча через сетку в зону соперника
Бросок малого мяча в цель. «Дартс».
Упражнения с гимнастическими палками и предметами.
Эстафеты с большими и малыми мячами. Дыхательные
упражнения.
Упражнения на гимнастических матах.
Индивидуальные упражнения с баскетбольным мячом.
Бросок мяча в кольцо.
Бросок и ловля мяча. «Охотники и утки».
Бег в играх «Эстафеты».
Обобщающий урок четверти.
III четверть
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Техника безопасности на уроках ФК. Правила поведения в
спортивном и тренажерном зале.
Построения и перестроения. Строевые упражнения. Ходьба и
бег в колонне. Упражнения в ходьбе.
Легкий бег. Упражнения в беге. Чередование ходьбы и бега.
Дыхательные упражнения.
Прыжки на месте и с продвижением вперед на одной и двух
ногах.
Упражнения на гимнастической скамье. Упражнения на
равновесие.
Упражнения на гимнастических матах.
Индивидуальные упражнения с мячом. Бросок мяча в корзину.
Упражнения с гимнастическими палками. Ритмические
упражнения.
Бросок мяча через волейбольную сетку. Пионербол.
«Полоса препятствий». Дыхательные упражнения.
Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол,
о стенку).
Сбивание предметов большим (малым) мячом.
Упражнения на гимнастических матах. Растяжка.
Пионербол. Подача в зону соперника. Ловля мяча.
Эстафеты с малыми и большими мячами. «Два мороза».
Легкий бег. Упражнения в беге. Чередование ходьбы и бега по
сигналу.
Ползание на животе, на четвереньках.
Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках.
Прыжки в высоту.
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед
(назад, вправо, влево).
Эстафета, игра в «Ручеёк»
Итоговый урок четверти.
IV четверть
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
№
урока
57
Дата
Тема урока
Техника безопасности на уроках ФК. Правила поведения в
спортивном и тренажерном зале.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
1
8
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Построения и перестроения. Строевые упражнения.
Легкий бег. Чередование ходьбы и бега. Дыхательные
упражнения.
Прыжки вперёд по начерченным кружкам. «Мышеловка».
Упражнения с гимнастическими палками. Ритмические
упражнения.
Пролезание сквозь гимнастические обручи.
Бросок и ловля мячей в парах. «Охотники и утки».
Бросок мяча на дальность. «Кто дальше бросит».
Ходьба по гимнастической скамейке с предметом (мяч, палка,
флажки, обруч).
Комплексы упражнений с малыми обручами, большими и
малыми мячами.
«Полоса препятствий». Дыхательные упражнения.
Обобщающий урок четверти
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного
диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи,
кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины,
футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, гимнастические палки,
скакалки, тренажёры и т.д.
9
10