РП ППД 10 кл. АООП 2 вариант

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Предметно- практическая
деятельность» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г.№1026.
ФАООП УО (вариант 2 )адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей в 10 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5».
Цели коррекционного курса:
Формирование целенаправленных произвольных движений с различными
предметами и материалами.
2.
Развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренней
позиции школьника.
3.
Используя различные многообразные виды деятельности (предметная
деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками,
ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительнодвигательной координации, пространственных представлений, нагляднодейственного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической
деятельностью.
4.
Овладение обучающимися системой доступных, практически значимых
знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и
адаптации в обществе.
Задачи коррекционного курса:
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных
действий;
- формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
- формирование положительного отношения к обучению и труду;
- развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта
совместной деятельности;
- формирование положительных качеств личности.
- корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у
обучающихся;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
- овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
- развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему
решению.
Содержание обучения на коррекционных занятиях предметно-практической
деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных
дефектов, присущих детям с умственной отсталостью. Выраженные нарушения

1.

2

моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым
образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической
деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на
коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены
специальные упражнения и игры, сенсорное развитие детей осуществляется по
разнообразной
системе
предметно-манипулятивной
деятельности
и
в
дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач
осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах
содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности
включается в различные виды деятельности.

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса
Коррекционный курс "Предметно-практические действия" (ППД) — это
средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в
ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном,
легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает
разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке
является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности:
совместной (сопряженной), самостоятельной.
Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с
предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными
действиями), использования предметов по их функциональному назначению
способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
На занятиях ППД дети практически знакомятся с материалами, их
свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают
доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться
инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе
с ними, овладевают основами трудовой культуры. Занятия ППД способствуют
формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию
произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого,
действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия
заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагают обучение
детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям
взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать
детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением
жизненных потребностей, человек производит, используя предметы-орудия,
вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание
ППД.
Программа состоит из следующих разделов:

Предметно-практические действия

Конструирование

Работа с мозаикой

Работа с пластическими материалами

Работа с бумагой и фольгой

Работа с нитками и тканью
3



Работа с природными материалами.
Основной формой обучения являются занятия.
Типы занятий:

сообщения новых знаний;

закрепления полученных знаний и умений;

упражнение;

обобщение полученных знаний, умений и навыков;

проверки и оценки знаний, умений и навыков;

повторение полученных знаний;

комбинированный.
Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с
пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и
тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую
направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и
коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой
интеллектуальной недостаточностью.
Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения, познавательные
сведения, перечень умений, над формированием которых предстоит работать, виды
предметно-практической деятельности, операции и приемы предметнопрактической деятельности, перечень изделий, практических работ.
При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать
познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых
умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. Учителю дается
право изменять последовательность изучения материала, усложнять или упрощать
его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы
обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана.
Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями
обучающихся
в
овладении
предусмотренными
программой
базовыми
технологическими операциями. Эффективность педагогического процесса зависит
от используемых методов и приемов обучения.

Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» входит в
образовательную область «коррекционно-развивающая»;
С 6-го по 12-ый класс на освоение курса отведено по 2 часа в неделю, 34
учебные недели, 68 часов в год.

Планируемые результаты освоения программы
коррекционного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося
оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения
обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь
максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими
возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь
4

общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных
контактов и жизненного опыта.
Минимальный уровень:
- формирование минимального интереса к обучению, труду предметному
рукотворному миру;
- овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как
необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной,
бытовой и трудовой деятельности;
- приобретение минимального опыта конструктивного взаимодействия с взрослыми
и сверстниками;
- минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой,
других видах доступной деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и
материалами;
- использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал,
бумага и картон, нитки, ткань);
- умение фиксировать взгляд на предметно-манипулятивной деятельности педагога
(с привлечением внимания голосом);
- умение захватывать и удерживать предмет;
- умение сминать лист бумаги;
- умение открывать ёмкости для хранения;
- умение разрывать полоски бумаги на кусочки;
- умение погружать руки в сухой бассейн;
- умение доставать из сухого бассейна предметы;
- умение пересыпать крупы с помощью кулака;
- умение отбирать крупы (единичные представители круп);

Содержание коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
Действия с материалами:
Предметно-манипулятивная деятельность педагога
Узнавание знакомых предметов. Нахождение знакомых предметов среди 23 незнакомых. Выбор своей игрушки среди других. Выбор игрушки, которую
назвал педагог, из 2-3 других. Фиксирование взора на предметно-манипулятивной
деятельности педагога. Наблюдение и прослеживание солнечного зайчика,
карманного фонаря. Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов.
Соотнесение предмета с его изображением на картинке.
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя
руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)
Работа с природными материалами
5

Правила поведения на экскурсии в природе. Экскурсия в природу с целью
сбора природных материалов. Узнавание, различение, называние растений и
собираемых природных материалов (желуди, листья, каштаны). Вместе с
педагогом сбор природных материалов (поднимание, отрывание). Сортировка,
первичная обработка, размещение на хранение природных материалов.
Составление букетов из осенних листьев. Подвижная аппликация из сухих листьев.
Накладывание совместно с учителем сухих листьев на соответствующее контурное
изображение без наклеивания.
Переливание материала (воды) двумя руками (с использованием
инструмента (стаканчик, ложка др.)).
Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин)
Правила работы с тестом и пластилином. Цвет пластилина, свойства теста и
пластилина. Лепка учителем предметов с комментированием. Упражнения в
узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем
окружении предметов из теста (хлебобулочные, кондитерские изделия).
Формование
пластических
материалов
специальными
формами,
крышечками от баночек, коробочками и т.д. Обыгрывание выполняемых действий
под руководством педагога.
Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами:
отрывание кусочков теста, пластилина пальцами; сплющивание кусочков теста,
пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на подкладной
доске, двумя ладонями); «шлепанье» (похлопывание ладонью по тесту или пластилину); разрывание кусочков пластилина, теста; раскатывание небольших кусочков
теста и пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение
концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения; разрезание палочки
стекой.
Работа с бумагой и фольгой
Практическое знакомство с бумагой и фольгой. Упражнения с бумагой и
фольгой: сминание; разглаживание ладонью; разрывание; отрывание небольших
кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении);
разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. Складывание фигурок из бумаги
(оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание
квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание
сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу
«гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Складывание бумажных
салфеток. Размещение их в салфетницах.
Подвижная аппликации из готовых деталей: «Мои игрушки», «Листопад»,
«Овощи рассыпались» и др.
Составление предметных изображений, состоящих из пяти частей.
Узнавание, нахождение, показывание, называние предметных изображений,
накладывание их на контурное изображение.
Работа с нитками и тканью
Знакомство с тканью. Действия с тканью: захват, удержание, сминание,
разглаживание, вытягивание. Обыгрывание выполняемых действий с помощью
6

учителя. Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы.
Сматывание ниток в клубок.
Действия с предметами:
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:
использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко;
выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.
Захватывание, удержание, отпускание предмета
Узнавание предметов и различение их: по цвету (красный, синий, желтый);
по форме (шар, куб); по размеру (большой, маленький).
Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов
одного цвета (формы, размера) из 5-6 предметов двух контрастных цветов
(объемных форм, двух контрастных размеров). Сравнение предметов по цвету
(форме, размеру) путем прикладывания их друг к другу. Группировка однородных
предметов по цвету (форме, размеру). Выкладывание цветных предметов на лентах
(полосках) соответствующего цвета. Размещение в ряд различных по размеру
предметов.
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или
крупой и др.)
Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, почтовый ящик, входная
дверь и др.).
Вращение предмета. Закручивание руками закрывающиеся крышки на
банках, бутылках, детали конструктора с гайками и др.), завод механических
игрушек, часов.
Сжимание предмета (задание с прищепками) выполнять элементарные
действия с прищепками, различать их по цвету.
Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» —
движения рук, кистей. Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию
следующих действий с предметами: катание шариков в определенном
направлении; складывание шариков в емкости; перекладывание предметов из
одной емкости в другую; открывание и закрывание двери, коробок, матрешек;
складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;
нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень.
Конструирование
Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на
столе произвольно. Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом
цвета. Накладывание счетных палочек на контурное изображение. Складывание из
счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу):
ворота, дорожки, тропинки, окно, домики, конура, грибок, качели, стульчик.
Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней: брать
аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели;
придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие панели.
Заполнение панели мозаикой произвольно. Выкладывание узоров с соблюдением
цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики - домики, над домиками
флажки - второй ряд из красной мозаики); курочки и цыплята (один ряд из белой
мозаики - курочки, второй ряд из желтой - цыплята).

7

Нанизывание предметов (нанизывание колец на штырь; нанизывание
крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур; нанизывание колец пирамидки с
учетом цвета).

Учебно-методическое обеспечение коррекционно-развивающего курса
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития.

Материально-техническое обеспечение коррекционноразвивающего курса
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей и т.д.);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий, моментов и др. событий;
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия»
предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку,
группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.

8

Тематическое планирование
для 6-12 класса
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема занятия
Выполнение подражательных движений за педагогом по
инструкции
Пересыпание руками (крупы, песка).
Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке.
Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую.
«Письмо» линий пальцем на манке (песке), насыпанной в
различные емкости.
Комканье (сминание) бумаги (газеты).
Размазывание краски, пены руками, пальцами.
Разминание в руках пластилина, теста.
Нанизывание предметов с отверстиями на стержень
(«пирамидка»).
Вынимание предмета из коробки. Складывание предметов
коробку. Перекладывание предметов из одной ёмкости в
другую.
Вставление стаканчиков, шариков друг в друга («Башня –
вкладыши»).
Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками, крупой и др.
Перекладывание мелких (средних) предметов из одной коробки
в другую.
Нанизывание колец, шариков на палку.
Нанизывание крупных бусин на нить.
Составление узоров из крупной и мелкой мозаики.
Обводка трафарета, раскрашивание фигур, штриховка
(вертикальная и горизонтальная).
Переливание воды из одной ёмкости в другую.
Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, с природным
материалом и бытовыми предметами (прищепками, крупными
пинцетами, ложками и др.).
Конструирование из кубиков («башенка из кубиков»).
Игры с крупным конструктором («кирпичики», «дорожка из
кирпичиков», «забор из кирпичиков»).
Самостоятельное нахождение и называние цветов: красный,
черный, синий, белый, желтый, зеленый.
Складывание поделок по образцу из геометрических фигур
(деревянный конструктор).
Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник.
Определение величины предмета путем наложения и
приложения. Сравнение по величине: большой-маленький,
побольше, поменьше, самый маленький, равный по толщине,
длине, ширине.
9

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных
цифр (от 1 до 10), геометрических фигур.
Складывание картинок из 3-4 частей, разрезанных по
горизонтали, вертикали, диагонали.
Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными
картинками «Игрушки» (узнавание, называние, собирание).
Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными
картинками «Посуда» (узнавание, называние, собирание).
Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными
картинками «Домашние и дикие животные» (узнавание,
называние, собирание).
Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными
картинками «Электрические приборы (техника)» (узнавание,
называние, собирание).
Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными
картинками «Мебель» (узнавание, называние, собирание).
Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными
картинками «Овощи» (узнавание, называние, собирание).
Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными
картинками «Фрукты» (узнавание, называние, собирание).
Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными
картинками
«Школьные
принадлежности»
(узнавание,
называние, собирание).

10

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».