РП Речь и альт. ком. 10 кл. АООП вариант 2

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная
коммуникация» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО
(вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г. №1026.
ФАООП УО (вариант 2 )адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития
с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей в 10 классе ГКОУ АО
«ОШИ № 5».
Основная цель реализации программы по предмету речь и
альтернативная коммуникация формирование коммуникативно-речевых
умений, владение и совершенствование которых в дальнейшем поможет
выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни,
занять адекватное социальное положение в обществе.
Основные задачи реализации программы:
 сформировать способность пользоваться доступными средствами
коммуникации и общения – вербальными и невербальными
 научить пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
 развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов,
обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного
мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный
словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
 глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов,
обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и
действий.
 развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Приоритетные направления в воспитательной работе на
уроках речь и альтернативная коммуникация
1. Патриотическое воспитание: проявление интереса к познанию русского
языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего
края.
2. Ценности научного познания: овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учетом специфики школьного
языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений,
2

поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
3. Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности.
Общая характеристика учебного
предмета с учётом
особенностей его усвоения обучающимися
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной
жизни человека. Специфические нарушения развития обучающихся
значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с
окружающими. В связи с этим, обучение речи и коммуникации должно
включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у
обучающейся потребности в общении, на развитие сохранных речевых
механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств
коммуникации и социального общения.
Организация обучения
подразумевает неразрывность всех видов
деятельности, а именно, занятия по чтению и письму, развитию речи
включаются в единый процесс, нацеленный на развитие речи,
активизацию познавательной деятельности, на обучение чтению и
письму с учетом индивидуальных достижений. Весь программный
материал представлен в виде единого комплекса.
Программный материал «Речь и альтернативная коммуникация» состоит
из следующих разделов: «Коммуникация», «Чтение и письмо».
Раздел «Коммуникация» включает коммуникации с использованием
вербальных невербальных средств. Коммуникация, как процесс
установления и развития контактов между людьми, возникает в связи с
потребностью в совместной деятельности, включает в себя обмен
информацией, обладает взаимным восприятием и попытками влияния
друг на друга. Коммуникация нужна, чтобы: кому-то что-то сообщить, на
кого-то что-то повлиять (например, попросить), получить опыт
(например, обсудить что-то с другими людьми).
Раздел «Чтение и письмо» включает предпосылки к начальным навыкам
чтения и письма. Организация обучения подразумевает неразрывность
всех видов деятельности, а именно, занятия по чтению и письму,
развитию речи включаются в единый процесс, нацеленный на развитие
речи, активизацию познавательной деятельности, на обучение чтению и
письму с учетом индивидуальных достижений.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 10 классах занятия проводятся 4 раза в неделю. Продолжительность
занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 136 часов.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
Класс
10

I четверть II четверть III четверть
32
32
44

IV четверть
28

Всего
136
3

Программа формирования базовых учебных действий
 Соблюдать общепринятые правила поведения на уроках, перемене;
 Умение выполнять инструкции педагога;
 Использовать по назначению учебный материал;
 Самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии
с заданным алгоритмом действия;
 Умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
 Выполнять задание от начала до конца.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
 развитие речи как средства общения в контексте познания
окружающего мира и личного опыта ребенка;
 овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными;
 умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации;
 использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей;
 понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
 умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
 понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков,
фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
 умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:
жестов, взглядов, альбомов по развитию речи;
 чтение
в
доступных ребенку
пределах, понимание смысла
узнаваемого слова;
 узнавание и
различение напечатанных
слов, обозначающих
имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
 использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации;
 развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение
чтению и письму;
 узнавание и различение образов графем (букв);
 копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Содержание учебного предмета
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного
контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
4

Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника словом,
предложением. Привлечение к себе внимания словом, предложением.
Выражение своих желаний словом, предложением. Обращение с просьбой
о помощи, выражая её словом, предложением. Выражение согласия
(несогласия) словом, предложением. Выражение благодарности словом,
предложением. Ответы на вопросы словом (предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на
вопрос; выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики;
выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов. Реагирование на
собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся
класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание
обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действия
предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета. Понимание
простых предложений. Понимание и называние слов указывающие на
предмет, его признак. Понимание и называние слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении. Ответы на вопросы по содержанию
текста. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление
рассказа о себе.
Чтение и письмо.
Навыки чтения и письма.
Овладение начертанием (копированием) печатных заглавных и строчных
букв. Овладение начертанием (копированием) письменных прописных и
строчных букв. Списывание с доски (карточки) букв, слогов. Чтение
небольших текстов. Определение границ предложений. Составление слов
из слогов работа с кассой. Списывание коротких предложений.
Списывание предложений с образцов. Дифференциация глухих и звонких
согласных, разучивание коротких стихотворений по теме. Узнавание
(различение)
напечатанных
слов.
Узнавание
(различение)
распространённых знаков безопасности и их информации.
Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности
 - графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы
букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв;
 - сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
 - аудио и видеоматериалы.
5

Календарно – тематическое планирование
№ темы

Тема

Часы

1-2
3-4
5

2
2
1

19-20
21-22
23-24
25-26

Культура общения: приветствие, прощание.
Повторение: чтение слоговых таблиц.
Мимика лица. Установление зрительного контакта с
собеседником
Садовский М. «Сентябрь»
Печатание
(прописывание)
буквенных
знаков
(с
одновременным проговариванием).
Умение просить о помощи. Выражение благодарности
Школа, в которой я учусь.
Образование слов по теме: Школа.
«Я и мои жесты». Привлечение к себе внимания звуком,
жестом, словом
Звуки и буквы А, О, И, слоги и слова с ними.
«Я и мои жесты». Выражение своих желаний звуком,
жестом, словом.
Высотская О. «Осень».
Образование слов по теме: Осень.
Толстой А. «Осень обсыпает весь наш бедный сад»
Звук и буква Ы, У, Э, слоги и слова с ними.

27-28
29-30
31-32

Степанов В. «Воробей»
Благинина Е. «Улетают, улетели..»
Люди и имена.

2
2
2

33
34-35

Мое имя.
Звук и буква С, К, Т, слоги и слова с ними.

1
2

36-37
38-39
40-41

Семья
Образование и чтение слов по теме: Семья.
Печатание слов по теме: Моя семья.

2
2
2

42-43
44 - 45
46-47
48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62

Звук и буква Л, Р, В, слоги и слова сними
С. Есенин «Зима»
Образование слов по теме: Зима.
По А. Ягафаровой «Снегирь и синичка».
По А. Баркову «Материнская забота»
Звук и буква Е, П, М., слоги слова с ними.
По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз»
Звук и буква З, Б, Д., слоги и слова с ними.
А. Плещеев «Ёлка в школе».
Образование слов по теме: Новый год.
Составление слогов и слов из букв по пройденному
материалу.
«Храбрый баран» (Русская народная сказка)

2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2

6-7
8-9
10
11-12
13-14
15
16-17
18

63-64

Дата

2
2
1
2
2
1
2
1
2
2
2
2

2
6

65-66

Представление о форме предметов.

67-68
69-70
71-72
73-74

Представление о цвете предметов.
2
Составление простых предложений о форме и цвете 2
предметов.
Звук и буква Я, Г, Ч, слоги и слова с ними.
2
«Лиса и журавль» (Русская народная сказка)
2

75-76
77-78
79-80

«Лиса и тетерев» (Русская народная сказка)
Образование слов по теме: Погода.
Звук и буква Ь, Ш, Ж, слоги и слова с ними.

81
82-83
84-85
86-87
88
89-90
91-92
93-94
93
94-95
96-97
98-99
100-101

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
1
Образование слов по теме: Весна.
2
П. Синявский «Разноцветный подарок»
2
Звук и буква Ё, Й, Х, слоги и слова с ними.
2
По В. Бирюкову «Весенняя песня».
1
Звук и буква Ю, Ц, Э, слоги и слова с ними.
2
Слова, обозначающие предмет посуда.
2
Слова, обозначающих предмет .
2
По Г. Остеру «Эхо»
1
Звук и буква Щ, Ф, Ъ, слоги и слова с ними.
2
Слова, обозначающие предметыодежды.
2
Слова, обозначающие предмет обувь.
2
Составление слогов и слов из букв по пройденному 2
материалу.
Слова, обозначающие овощи
2
Слова, обозначающие фрукты.
2
Составление слогов и слов из букв по пройденному 2
материалу.
Слова, обозначающие животных.
2

102-103
104-105
106-107
108-109
110-111
112-113
114-115
116-117
118-119
120-121
122-123
124-125
126-128
129-130
131-132
133-134
135-136

Слова, обозначающих предмет продукты.
Составление слогов и слов из букв по пройденному
материалу.
Слова, обозначающие предметы мебели.
Слова, обозначающие предмет бытовые приборы.
Составление слогов и слов из букв по пройденному
материалу.
Слова обозначающие транспорт.
Образование слов по теме «Моя страна».
Образование слов по теме: Мой город.

2

2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

Составление слогов и слов из букв по пройденному 3
материалу.
Загадки о лете.
2
А. Усачёв «Что такое лето?»
2
Образование слов по теме: Лето.
2
Обобщение пройденного материала.
2
7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».