Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО
(вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. №1026.
ФАООП УО (вариант 2 )адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей в 10 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5».
Основные цели реализуемой программы учебного предмета:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека
на основе единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества,
навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной
и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Задачи:
-формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях
живой и неживой природы;
-вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных,
растений, к явлениям природы);
-создавать условия для возникновения речевой активности детей и
использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в
играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
-обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций
общения, поддерживать стремление к общению;
-воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать
субъектно-объектные отношения;
-формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием
эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
-учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то
есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
-знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения
и практического экспериментирования;
-формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных
изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
-формировать элементарные экологические представления (люди, растения и
животные; строение тела, способ передвижения, питание);
-развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять
знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из
целесообразности и безопасности);
-закреплять полученные представления в процессе различных видов
доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей
овладения учащимися с
интеллектуальными нарушениями
учебного
материала.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету окружающий мир:
1. Ценности научного познания: овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учетом специфики школьного языкового
образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
2. Экологическое воспитание: повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения.
Общая характеристика учебного предмета
Программный материал по предмету «Окружающий мир» рассчитан на
формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о
взаимосвязи живой, неживой природы и человека. В процессе формирования
представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях
природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных
изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день,
вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных
явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного
мира, получает представления о среде обитания животных и растений,
учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается
на связь живой и неживой природы: растения и животные
приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит
семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними
животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия:
посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок,
животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе,
бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений
происходит по принципу «от частного к
общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например,
гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди
нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок
знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их
различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок
получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о
способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих
задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов
(подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных
грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
На уроках уточняются и обогащаются знания и представления детей об
окружающих предметах. Все предметы называют и характеризуют их по
цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивают предметы, находят
сходные и отличительные признаки. Обобщают и классифицируют предметы
по образцу, показу, затем со словесной инструкции. На экскурсиях учащиеся
знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на
предметных уроках — на основе непосредственных чувственных
восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и
различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы
помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за
погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об
окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное
восприятие.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности способствует развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и
явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас
учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется
значение слов, показывается различие между видовым и родовым понятием,
ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов,
обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе
непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается
словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е.
усвоенные слова включаются в речь.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в
процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений
за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося
опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов,
диафильмов, предметных и сюжетных картин. Для обучения создаются такие
условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном
темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал
по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей
развития каждого ребенка. В процессе урока учитель использует различные
виды
деятельности:
игровую
(сюжетно-ролевую,
дидактическую,
театрализованную,
подвижную
игру),
элементарную
трудовую
(хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную
(лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению,
повторению
и
закреплению
математических
представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с
фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в
соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня
развития детей
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 10 классах занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность
занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 68 часов.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
II
IV
III
четверт
четверт
Класс
четверть
ь
ь
Количество часов
10
16
16
22
14
Программа формирования базовых учебных действий
I
четверть
Всего
68
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
-проявляет уважение к людям старшего возраста
-иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические
навыки
-определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост)
-определяет состояние своего здоровья
-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
-испытывать потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
-стремиться помогать окружающим
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель-класс);
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
-пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для
установления контактов, разрешения конфликтов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
-интерес к объектам и явлениям неживой природы
-представления об объектах неживой природы-вода, воздух, земля, огонь,
лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и
др.
-представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека
-умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья
2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека.
-интерес к объектам живой природы
-представления о животном и растительном мире-растения, животные, их
виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.
-опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода
за ними.
-умение соблюдать правила безопасного поведения в природе-в лесу, у реки
и др.
3) Элементарные представления о течении времени.
-умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с
временем года
-представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток,
дней недели, месяцев в году и др.
Содержание учебного предмета
Временные представления
Сутки. Время суток. Времена года. Сезоны.
Времена года. Месяцы. Неделя. Дни недели.
Изменения в природе в разные времена года.
Природные явления. Туман, иней, гололед,
половодье. Календарь наблюдений за погодой.
Объекты природы
Воздух,
его
свойства.
Состав
воздуха.
Атмосфера, ее строение.Значение атмосферы для
жизни на Земле. Вода, ее свойства. Состав воды.
Виды водоемов. Охрана водных объектов.
Значение воды для жизни на Земле.Звезда
Солнце. Звезды Солнечной системы. Планета
Луна. Планеты Солнечной системы. Метеориты и
астероиды. Глобус.Планеты Солнечной системы.
Дидактические задания и игры.
Растительный мир
Разнообразие растений. Строение дерева.
Значение
деревьев
в
жизни
человека.
Кустарники, его виды. Строение кустарников.
Дикие кустарники. Плодовые кустарники.
Дикорастущие травы, их виды. Строение
травянистых растений. Лекарственные травы.
Значение лекарственных трав для жизни
человека. Сельскохозяйственные культуры, их
виды. Дидактические задания и игры.
Животный мир
Классификация животного мира. Животные
суши, их виды. Места обитания животных суши.
Насекомые, их виды. Ползающие насекомые.
Летающие насекомые. Земноводные, их виды.
Интересные
факты
о
земноводных.
Пресмыкающиеся, их виды. Места обитания
пресмыкающихся.
Интересные
факты
о
пресмыкающихся. Птицы, их виды. Рыбы, их
виды.
Дидактические
задания
и
игры.
Обобщающие и проверочные работы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1.Технические и электронные средства обучения:
-автоматизированное рабочее место учителя с программным
обеспечением,
-телевизор, CD/DVD –проигрыватели,-аудиомагнитофон,
-мультимедиапроектор; экран,
-экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира
(природы и социума);
-видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
-классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
2.Цифровые образовательные ресурсы:
-обучающие
компьютерные
программы,
способствующие
формированию у детей доступных представлений о природе;
3.Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
-наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми
темами; динамических картин и схем по разделам программы;
-пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за
растениями, животными; различные календари; изображения сезонных
изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами
природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой
материал;
-объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие
образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в
ходе экскурсий);
-модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей;
гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды,
бытовых приборов, мебели и пр.;
-конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т. д.;
-натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные
растения, плоды с/х культур и пр.;
4.Учебно -практическое оборудование:
- игровой материал для сюжетных дидактических игр;
- оборудование для проведения практических занятий и элементарных
опытов;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений:
ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или
масса для лепки и т. п.
Календарно –тематическое планирование.
№ п/п
1
2
4-5
6
7
7-8
9-10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24-25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41-42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
Тема предмета
Времена года. Сезоны.
Времена года. Месяцы.
Осень. Осенние изменения в природе.
Осенние явления в природе.
Календарь наблюдений за погодой.
Сутки. Время суток
Неделя. Дни недели.
Классификация растительного мира.
Мирдеревьев.
Значение деревьев в жизни человека.
Животные суши, их виды.
Классификация животного мира.
Обобщающий урок.
Насекомыеих виды.
Ползающие насекомые.
Летающие насекомые.
Птицы, их виды.
Лесные птицы.
Степные птицы.
Птицы нашего города.
Зима. Изменения в природе зимой.
Зимние явления.
Календарь наблюдений за погодой.
Земноводные, их виды.
Интересные факты о земноводных.
Пресмыкающиеся, их виды.
Интересные факты о пресмыкающихся.
Проверочная работа за первое полугодие.
Рыбы, их виды
Интересные факты о рыбах
Атмосфера, ее строение.
Значение атмосферы для жизни на Земле.
Состав воздуха.Охрана воздуха.
Воздух, его свойства.
Вода, ее свойства.
Состав воды.
Виды водоемов. Охрана водных объектов.
Значение воды для жизни на Земле
Звезда Солнце.
Звезды Солнечной системы.
Планеты Солнечной системы.
Планета Земля
Планеты Солнечной системы Марс, Венера.
Планеты Солнечной системы Сатурн, Юпитер
Планеты Солнечной системы Меркурий, Нептун,
Уран.
Спутник Земли - луна.
Кол-во
час
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65-66
67
Метеориты и астероиды.
Глобус.
Обобщающий урок за четверть.
Весна. Изменения в природе весной
Весенние явления. Половодье.
Календарь наблюдений за погодой.
Кустарники, его виды.
Строение кустарников.
Дикорастущие травы, их виды.
Строение травянистых растений.
Лекарственные травы.
Значение лекарственных трав для жизни человека.
Сельскохозяйственные культуры, их виды.
Сельскохозяйственные культуры. Злаковые.
Значение злаковых культур для жизни человека..
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
68
Проверочная работа за второе полугодие.
1