1. Общие положения
Рабочая программа туристско - краеведческого факультатива в 8 «Г» классе на 2025-2026
учебный год (далее - Рабочая программа) составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ
от 24.11.2022 №1026.
Рабочая Программа разработана для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
аутистического спектра (далее - РАС) и
нарушениями),
с
расстройствами
составлена с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей.
2. Пояснительная записка
Для
обучающихся
с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) характерно нарушение процессов познавательной
деятельности (восприятия, мышления, внимания, памяти, сенсорных функций, движения,
поведения, коммуникации).
Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности
из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Процесс запоминания является механическим,
зрительно-моторная координация грубо нарушена. Запас знаний и представлений о внешнем
мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и
носит кратковременный, неустойчивый характер.
Общими для детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с РАС, являются
аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений со средой, их
установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения.
У большинства обучающихся данного класса отмечается нарушение всех структурных
компонентов речи.
Рабочая программа поддерживает традиционную для отечественной сферы образования
нравственную, гуманистическую основу, приоритет воспитательных задач над узко
прагматическими, а именно: приоритет в формировании и развитии жизненной компетенции
обучающихся с умственной отсталостью, всестороннее развитие личности с целью
социализации и интеграции в общество.
Рабочая программа имеет коррекционно - развивающую направленность и обеспечивает
личностное развитие обучающихся.
Цель Рабочей программы: развитие личности обучающихся, формирование общей
культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,
развитие познавательной активности и интереса к Астрахани и Астраханской области;
воспитание чувства патриотизма, любви к "малой и большой Родине".
Задачи:
- формирование представлений о родном городе и регионе;
- получение новых знаний о достопримечательностях, о растительном и животном мире, об
объектах культуры Астрахани и Астраханской области, об окружающей социальной,
культурной, природной среде; формирование уважительного и бережного отношения к ним;
- знакомство с культурными традициями разных народов, проживающих в Астраханской
области;
- формирование знаний о знаменитых Астраханцах;
- формирование элементарных представлений о родной стране, её столице и крупных
городах.
- формирование умения испытывать чувство гордости за свой родной край, свою страну;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи
соотечественников;
- организовывать для обучающихся экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный
потенциал;
- формирование у обучающихся способности использовать приобретаемые знания, умения и
навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
деятельности,
общения
и
социальных
отношений,
способность
адаптироваться
в
окружающей действительности и функционировать в ней.
3.
Общая
характеристика
факультатива
с
учетом
особенностей
освоения
обучающимися Рабочей программы.
На занятиях туристско- краеведческого факультатива, в процессе освоения Рабочей
программы, у обучающихся формируются представления о родном городе и регионе.
Обучающиеся познакомятся с главными достопримечательностями Астраханской области, её
культурой, историей, современной жизнью, с её богатой флорой и фауной. Обучающиеся
познакомятся с культурными традициями разных народов, проживающих в Астраханской
области. В Рабочей программе предусмотрен цикл занятий по теме «Знаменитые
Астраханцы» (знакомство с родом их деятельности и творчеством). Несколько занятий будет
посвящено родной стране, её столице, крупным городам.
К занятиям туристско - краеведческого факультатива могут привлекаться организации и
учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае занятия могут
проходить не только в помещении школы, но и на территории этого учреждения
(организации), участвующего в данной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр).
4. Приоритетные направления воспитательной работы
а) Гражданско- патриотическое воспитание:
-
воспитание уважения к историческому и природному наследию, памятникам культуры,
достопримечательностям родного края и страны, культурным традициям разных народов
нашего региона и страны;
б) Трудовое воспитание:
-
формирование готовности к разнообразной совместной деятельности;
-
формирование стремления к элементарному участию в жизни родного края.
в) Духовно-нравственное воспитание:
- воспитание уважения к произведениям литературы, музыки, живописи соотечественников;
формирование отношения к отечественной культуре как к духовному богатству нашего
общества; бережного отношения к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
5. Описание места в учебном плане.
На занятия туристско- краеведческого факультатива отводится в общем объеме 34 часа (34
учебные недели), 1 час в неделю.
Четверть
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего
Кол-во час.
9
7
11
7
34
6. Содержание
Знание названия города (Астрахань). Узнавание (различение) на фото и иллюстрациях
достопримечательностей своего города (Кремль, Площадь Ленина, Братский садик, Набережная,
Картинная Галерея, Дом- музей Кустодиева, Астраханский заповедник).
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание названия столицы России. Знание
(узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь,
Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.
Узнавание (различение) на фото, видео и иллюстрациях животного и растительного мира
Астраханской области.
Знание элементарных культурных традиций разных народов, проживающих в Астраханской
области.
Элементарные понятия о ценности искусства, культурных традиций и творчества;
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи). Знание
достопримечательностей городов России. Знание некоторых значимых исторических
событий России.
Знание выдающихся людей Астраханской области.
7. Материально-техническое обеспечение
- предметные, сюжетные иллюстрации по основным темам;
- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации
обучающимся);
-
раскраски с различными объектами и достопримечательностями Астрахани и других городов
нашей страны;
- технические средства: компьютер, другое мультимедийное оборудование.
8. Ожидаемый результат
- сформировано представление об Астрахани и Астраханской области;
- сформировано положительное отношение к родному городу и региону;
- сформировано представление о главных достопримечательностях Астраханской области; о
флоре и фауне Астраханской области и умение бережного отношения к ним;
- обучающиеся знакомы с культурными традициями разных народов, проживающих в
Астраханской области;
- сформировано представление
о знаменитых и известных
Астраханцах (о роде их
деятельности и творчестве);
- сформировано представление о родной стране, России, её столице и других
крупных
городах.
Календарно — тематическое планирование занятий
Дата
№
Тема
1 Что такое туризм. Туризм и безопасность.
2 Туристическое снаряжение, уход за ним. Аптечка.
3 Личная гигиена юного туриста.
4 Повторение. Достопримечательности
иллюстрациями.
Астрахани.
Работа
с
фото-
и
видео
5 Астраханский Кремль (экскурсия).
6 Флаг, герб Астраханской области. Работа с иллюстрациями (раскраска, аппликация из
цветной бумаги).
7 Башни Астраханского Кремля. Спасо - Преображенский монастырь (Астраханский
Кремль).
№
Тема
Дата
8 Знаменитые Астраханские бахчевые культуры (арбуз, помидор, тыква, огурцы).
9 Астрахань многонациональная. Национальная культура казахов (национальная одежда,
блюда, обычаи).
10 Астраханские татары (национальная одежда, блюда, обычаи).
11 Площадь Ленина (экскурсия).
12 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина (виртуальная
экскурсия).
13 Астраханский ТЮЗ и Астраханский драматический театр.
14 Достопримечательности городов России (Ростов, Тула, Ярославль).
15 Достопримечательности городов России (Кострома, Волгоград).
16 Храм князя Владимира в Астрахани. Работа с фото- и видеоиллюстрациями.
17 О давнем прошлом края песков и полыни «Жемчужина Нижнего Поволжья».
18 Астраханский театр оперы и балета.
19 Птицы Астраханской области.
20 Дом - музей Кустодиева (экскурсия).
21 Золотое кольцо России. Виртуальная экскурсия.
22 Астраханский лотос.
23 Братский Садик (экскурсия).
24 Виртуальная экскурсия «Астраханский заповедник» (часть 1).
25 Реки, водоемы Астраханской области. Всё о великой Волге.
26 Флора Астраханской области.
27 Фауна Астраханской области.
28 Дом купца Тетюшинова в Астрахани (экскурсия).
29 Губернатор Астраханской области.
30 Астраханская рыба.
31 Легенда Астраханских степей: сайгак.
32 Культурная столица России — Санкт-Петербург.
33 Знаменитые Астраханские бахчевые культуры.
34 Москва — столица нашей Родины. Главные достопримечательности Москвы.
Виртуальная экскурсия.