Введение
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Жизнь в
движении» для обучающихся с ОВЗ (вариант 2) реализует спортивнооздоровительное направление во внеурочной деятельности в начальной
школе в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного
обучающихся с ОВЗ
стандарта
начального
общего
образования
Актуальность программы определена требованиями к
для
результатам
основной образовательной программы начального общего образования
ФГОС.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных
стратегических задач развития
страны. Она регламентируется и
обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ
«Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по
обеспечению
утверждении
здоровья
основных
населения
Российской
направлений
Федерации»,
государственной
«Об
социальной
политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Работа в этом направлении начинается на начальных этапах обучения и
воспитания (в детских дошкольных учреждениях и начальной школе),
продолжается в средней школе, а в дальнейшем сопровождает человека
всю жизнь.
Современное,
Пояснительная записка
быстро
развивающееся
образование,
предъявляет
высокие требования к воспитанникам и их здоровью. Тем самым, обязывая
образовательное
сохранению
и
учреждение
укреплению
создавать
здоровья,
условия,
способствующие
формированию
ценностного
отношения обучающихся, в том числе и у обучающихся с ОВЗ, к
собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье
рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в
себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно
образовательное
учреждение
призвано
вооружить
ребенка
индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя
негативное воздействие социального окружения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Жизнь в движении» включает в себя знания, установки,
личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и
укрепление физического и психического здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению
«Жизнь
в
движении»
направлена
на
нивелирование
следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные
нагрузки трудности в усвоении школьной программы, интенсификация
учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы
работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни
позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Цель
данной
программы
—
формирование
у
обучающихся
ценностного отношения к здоровому образу жизни, который является
условием полноценного развития и нормальной жизни человека.
Стремление заботиться о здоровье, своём и окружающих — качество
личности, которое очень востребовано в современном мире.
3
Задачи: формирование у детей интерес к спорту; умение играть по
правилам, бережно относиться к своему здоровью и здоровью других;
развитие ловкости, уважения к товарищам.
Основные методы, используемые во время занятий:
•
•
•
•
•
игровой;
информационно-развивающий;
частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
словесные и наглядные методы;
• практические.
Программа основывается на ряде дидактических принципов:
• воспитывающая и развивающая направленность обучения;
• систематичность и последовательность;
• связь обучения с жизнью;
• принцип наглядности;
• сознательность и активность учащихся;
• индивидуальный и дифференцированный подходы.
Формы работы, используемые на занятиях:
•
•
•
рассказ воспитателя;
презентация;
игра;
• этюды.
Ожидаемый результат:
знание и соблюдение правил игр;
умение организовать игру.
умение адекватно реагировать на победу и поражение в игре;
умение выслушать мнение товарища;
навык бесконфликтного поведения в коллективе;
4
элементарные знания о личной гигиене, представления о своём теле,
знания и умения пользоваться инвентарём. Соблюдение правил
его возможностях и ограничениях;
техники безопасности.
На изучение
тем по курсу внеурочной деятельности «Жизнь в
движении» отводится 34часа в год (1 час в неделю, 34учебные недели).
Планируемые результаты
Достаточный уровень:
- знание и соблюдение правил игр; умение организовать игру;
- умение адекватно реагировать на победу и поражение в игре, выслушать
мнение товарища.
- навык бесконфликтного поведения в коллективе.
Минимальный уровень:
- элементарные знания о личной гигиене, представления о своём теле, его
возможностях и ограничениях;
- знания и умения пользоваться инвентарём. Соблюдение правил техники
безопасности.
5
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема занятия
Вводное занятие.
П/и «Успей подхватить».
П/и «Кролики».
Держи спину ровно
«Мячик покатился», «В гостях у мишки»
Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей».
Способствовать профилактике нервного
напряжения, развитию правильного дыхания.
Игры с прыжками "Попрыгунчики-воробушки".
Разучивание и закрепление
С/р игра «Парикмахерская».
Закрепить знания о профессии
Игра-пантомима «Был у зайца огород»
(В.Степанов.) Развивать пантомимические навыки.
Красивая походка
«Регулировщик», «Буря на море»
Не теряем равновесие.
Игры «Дорожка», «Официант»
Д/и «Цифры». Закрепить умение сопоставлять
цифру с количеством объектов на картинке.
Метко в цель. «Самый меткий», «Сумей догнать»
Эстафета с мячом
Игры с мячом: "Ловушки с мячом"
Развиваем точность движений.
«Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель»,
«Воробушки и кот»
Эстафета «Перекати мяч»
Игры с обручами: "Упасть не давай",
Русские народные игры.
Игры с бегом: "Гуси - лебеди"
Игры с прыжками "Попрыгунчики-воробушки".
Разучивание и закрепление
Русские народные игры.
"Два мороза" – разучивание и закрепление.
Выполняй правила точно.
«Бездомный заяц», «Лошадки»
Разучивание игр «Волк во рву», «Горелки».
Эстафета «Паровозик».
Разучивание игр «Два мороза»,
любимые подвижные игры
6
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Даты
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34
Игры с обручами: "Упасть не давай",
Эстафета с обручами: «Пролезай - убегай"-повтор
Разучивание игр «У медведя во бору»
Игры на развитие силы и выносливости
«Вызов номеров», «Эстафета».
Разучивание игры
«Лягушки - цапли», «Черные и белые».
Развитие скоростных качеств.
«Быстро в строй», «Волки и овцы»
Разучивание игры
«Простые пятнашки»,
«Кто первый через обруч к флажку?»
Разучивание игр «Пройти и не задень».
«Охота на уток»
«Лови мяч», «Гуси - лебеди».
Эстафета с передачей палочки
«Быстрые и метки», «Зайцы в огороде»
Игра-соревнование "Веселые старты"
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
8