Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями)
далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. Nº 1026. Программа является составной
частью системы воспитательной работы школы - интерната, отражающей
реализацию ФАООП УО (вариант 1,2) и адресована обучающимся с
интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет
и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в
дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.
Формирование
дошкольников
и
развитие
математических
является
основой
интеллектуального
представлений
развития
у
детей,
способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно,
значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного
возраста.
Организации курса «Занимательная математика» дает возможность развивать
познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое
мышление. Курс «Занимательная математика» проводится 1 раз в неделю во
второй половине дня.
Особенность этой работы заключается в том, что
данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений
для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет
качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе
интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя
желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении
кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Актуальность программы
Данная программа позволяет в доступной и
целенаправленно
и
ускоренно
формировать
интересной форме
восприятие.
В
ней
прослеживается последовательный переход от простых к более сложным
видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме
учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять
последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции
анализа и синтеза. Особенность программы «Занимательная математика»
заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает
элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для
развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить
детей к школе.
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа
«Занимательная
математика»
реализуется
в
рамках
интеллектуального развития детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Она
направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике,
развитию логического мышления, творческих способностей детей 8-11 лет.
Программа реализуется в течение 4 лет. Занятия проводятся в течение
учебного года в количестве 34 часов, 1 раз в неделю.
Цель работы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность,
интерес детей к математике и желание творчески применять полученные
знания.
Задачи:
развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
развитие математических способностей и склонностей;
развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
развитие самостоятельности, инициативности;
воспитание познавательной активности;
воспитание потребности к математическим занятиям.
воспитание чувство коллективизма, товарищества.
Разделы рабочей программы:
«Количество и счет»
«Ознакомление с геометрическими фигурами»
«Определение величины»
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
«Решение логических задач»
1.
Раздел
«Количество и счет»
Цель
Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение
простых задач на сложение и вычитание, закреплять
понимание отношений между числами, развивать внимание,
память, логические формы мышления.
2.
«Геометрические
Закреплять представления о геометрических фигурах и их
фигуры»
свойствах,
развивать
геометрические фигуры
умение
классифицировать
по определённым признакам,
зрительно-пространственное
восприятие,
логическое
мышление.
3.
«Определение
Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер
величины»
предметов, сравнивать полученные результаты, делать
выводы и умозаключения
4.
«Ориентировка
во Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в
времени, пространстве, пространстве, чувство времени; познакомить с часами,
на плоскости»
днями недели, названиями месяцев; дать представления о
последовательности дней недели, месяцев, года.
5.
«Решение
задач»
логических Развивать у детей приёмы мыслительной активности
(анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
-Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
-Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие
у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Итоговое мероприятие во 3 «А» классе (34 часа): занятие – развлечение «В
стране Весёлой Математики»
Календарно – тематическое планирование 3 класса (1 вариант)
34 часа
№
Тема
Цель и задачи
Кол.
часов
1 четверть (9 часов)
1
«Весёлые цифры»
-Закрепить знания о числах и
3
цифрах в пределах 10,
-закрепить порядковый счёт в
пределах первого десятка,
-закрепить знания о «соседях»
числа,
-систематизировать понятия
«предыдущее, последующее
число»;
- знакомить с пословицами, в
которых упоминается числа
первого десятка
2
«Свойства предметов»
- Закрепить умение сравнивать
2
знакомые предметы по величине,
употреблять эти понятия в речи;
- закрепить умение выделять
признаки сходных разных
предметов и объединять их по
этому признаку;
- познакомить с названием осенних
месяцев;
3
«Геометрические
фигуры»
- Закреплять умение соотносить
форму предмета с геометрической
фигурой;
- учить ориентироваться на листе
бумаги, обозначать словами
положение геометрических фигур;
2
Даты
4
«Ориентировка во
Развивать чувство времени;
времени, пространстве,
расширять представления о часах,
на плоскости».
днях недели; дать представления о
«Ориентировка во
последовательности дней недели,
времени» Сутки. Часы.
месяцев, года.
2
Минутки»
2 четверть (7 часов)
1
«Количество и счет»
- Продолжать учить решать
3
примеры на сложение и
вычитание;
- Дать представления о счётах,
объяснить их назначение. Учить
ими пользоваться. Расширять
представления о калькуляторе,
объяснить его значение.
2
Математические задачи
- Продолжать в игровой форме
в стихотворной форме
учить решать арифметическую
2
задачу, записывать решение с
помощью цифр, знаков;
- продолжать учить устанавливать
соответствие между количеством
предметов и цифрой;
3
«Ориентировка во
Расширять знания детей о времени
времени, пространстве,
суток, порядке его наступления.
на плоскости»
Знакомство с часами.
2
3 четверть (10 часов)
1
«Геометрические
Закреплять представления о
фигуры. Волшебные
геометрических фигурах и их
превращения
свойствах, развивать умение
геометрических фигур»
классифицировать геометрические
фигуры по определённым
признакам, зрительно-
2
пространственное восприятие,
логическое мышление.
Закреплять знания о фигурах
(трапеции, ромбе), дать понятие
«многоугольник», привести
примеры многоугольников.
Закреплять умение составлять
аппликацию из геометрических
фигур, предварительно их,
вырезав; закреплять знания о
геометрических фигурах,
развивать умение составлять
композицию, правильно
расположив её на листе.
2
«Ориентировка во
Закрепление знаний о левой и
времени, пространстве,
правой стороне человека.
на плоскости». «Левая и
Развивать ориентирование
правая рука»
относительно себя, относительно
2
правой и левой руки. Познакомить
детей с ориентированием на листе.
Дать представление о левом и
правом углах, нижних и верхних
углах, левой и правой стороне
листа.
3
«Количество и счёт»
-Закрепить знания о числах и
цифрах в пределах 20,
-закрепить порядковый счёт в
пределах второго десятка,
-закрепить знания о «соседях»
числа,
-систематизировать понятия
«предыдущее, последующее
число»;
4 четверть (8 часов)
6
1
«Количество и счёт.
- Закреплять умение
Считай не ошибись».
ориентироваться относительно
1
себя, другого лица;
- закреплять навыки порядкового и
количественного счета;
- закреплять умение правильно
отвечать на вопросы сколько? на
каком по счету месте?
2
«Геометрические
-Закреплять
представления
фигуры. Волшебные
геометрических
превращения
свойствах,
геометрических фигур».
классифицировать геометрические
«Сделай сам зверюшек»
фигуры
(сгибание, разрезание,
признакам.
Закрепить
фигуры
вырезание).
(трапеция,
ромб),
понятие
фигурах
и
развивать
по
о
1
их
умение
определённым
«многоугольник»,
привести
примеры многоугольников.
- упражнять детей вырезать по
контуру геометрические фигуры,
из квадрата делать круг, а из
прямоугольника делать овал, из
треугольника
многоугольник;
делать
учить
сгибать
фигуры, ровняя стороны; учить
сгибать пополам.
3
«Геометрические
-Cоздать условия для знакомства с
фигуры. Танграм»
понятием «танграм», играм,
связанными с ним;
- показать применение
геометрических фигур с
творческой стороны;
- развивать умение составлять
фигуры из танграма;
- воспитывать у детей интерес к
3
учебному материалу.
4
«Определение
Развивать
умение
величины»
длину,
«Измерительные
предметов.
массу
сравнивать
(вес),
размер
Закреплять
знания
2
приборы: линейка, весы, детей о линейке, рассказать о её
часы». «Линейки»
значении.
Учить
проводить
прямые линии и рисовать по
линейке.
Развивать
умение
рисовать
фигуры,
используя
Закреплять
умение
сравнивать
полученные
результаты,
линейку.
делать
выводы и умозаключения.
5
Итоговое занятие
Подведение итогов проведённой
работы курса внеурочной
деятельности «Занимательная
математика» за прошедший
учебный год
1