Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская творческих дел»
(далее — Рабочая программа) разработана на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ
от 24.11.2022 №1026.
Рабочая программа составлена для обучающихся, воспитанников с умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных
возможностей.
Актуальность.
Необходимым
условием
формирования
творческой
личности
обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
является включение их в активные формы творческой деятельности. Творческая
деятельность является одной из главных составляющих в системе реабилитационной и
коррекционной работы с детьми данной категории. На занятиях курса внеурочной
деятельности «Мастерская творческих дел» обучающиеся будут создавать свои рисунки,
раскрашивать готовые изображения, выполнять аппликации и поделки из цветной бумаги. В
процессе творческой деятельности дети учатся осознавать и контролировать себя, понимать
то, что они делают. Занятия творческим трудом доставят детям радость, создадут
положительный эмоциональный настрой. От результатов своей деятельности, дети получат
положительные эмоции и внутреннее удовлетворение. В детях обязательно «проснутся»
творческие способности.
Цель реализации Рабочей программы - формирование у детей первоначальных
навыков творческой деятельности, развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности.
Задачи:
-развитие самостоятельности;
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие эмоционально-волевой сферы;
-формирование готовности к разнообразной совместной деятельности и стремления к
взаимопониманию и взаимопомощи;
-формирование навыков общения с окружающими;
-формирование умений пользоваться инструментами и средствами изобразительной и
творческой деятельности;
-умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к
результатам собственной и чужой творческой деятельности.
Формы и виды деятельности:
- творческие мастерские;
- практикумы;
- тематические занятия.
Курс внеурочной деятельности сформирован в соответствии с принципами:
принцип наглядности;
деятельностный подход;
принцип мотивации деятельности учащихся.
Количество часов
Программа рассчитана на
68 часов (34 учебные недели), 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия 30 минут.
Ожидаемый результат
У обучающихся, воспитанников наблюдается:
-развитие самостоятельности;
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие эмоционально-волевой сферы;
- сформирована готовность к разнообразной совместной деятельности;
- стремление к собственной творческой деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности представлено следующими разделами:
"Рисование", "Аппликация".
Раздел «Рисование». Узнавание (различение) материалов и инструментов,
используемых для рисования. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение
последовательности действий при работе с красками. Освоение приемов рисования кистью.
Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания. Соединение точек.
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Рисование
контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по
представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины)
предмета.
Раздел "Аппликация". Узнавание (различение) разных видов бумаги. Узнавание
(различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации:
ножницы, трафарет, дырокол. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание
бумаги ножницами. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Соблюдение
аппликации.
последовательности
действий
при
изготовлении
предметной
Материально-техническое обеспечение:
-наборы инструментов для занятий (кисти, ножницы, индивидуальные доски); клей,
бумага, карандаши, фломастеры, маркеры, краски, бумага разных размеров для рисования;
-альбомы с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования.
Календарно- тематическое планирование
№
Тема
Кол
час
1 Инструменты и материалы для изобразительной деятельности.
Повторение правил безопасной работы с инструментами и материалами.
1
2 Повторение правил работы и техникой безопасности с красками,
карандашами. Раскраска сюжетного рисунка по образцу.
1
3
«Возможности красок». Закрашивание внутри заданного контура.
1
4 Рисование контура предмета по обводу, точкам, трафарету, шаблону.
Раскраска.
1
5 Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания.
Раскрашивание по образцу «Осень».
1
6 Раскраска сюжетного рисунка по образцу.
1
7 Дорисовывание части предмета, отдельных деталей предмета по образцу.
1
8 Нетрадиционные техники рисования «Рисование по кругу».
1
9 Правила безопасной работы с ножницами, клеем и бумагой. Резание
бумаги по прямолинейной разметке.
1
10 Приемы наклеивания деталей. Аппликация из геометрических фигур
«Зверята».
1
11 Техники рисования «Рисование по сырому», «Расчесывание краски».
1
12 Подарок для папы». Изготовление открытки.
1
13 Аппликация из геометрических фигур «Овощи».
1
14 Объемное конструирование из бумаги и картона «Самолёт».
15 Техники рисования «Рисование жесткой кистью», «Рисование методом
тычка»
1
1
16 Аппликация из цветной бумаги и картона «Осенние мотивы».
1
17 Рисование карандашом (шар, арбуз, дыня, огурец). Закрашивание.
1
18 Техники рисования «Печатание спичечным коробком», «Пуантилизм»
1
Дата
19 Аппликация «Снегири».
2
20 Аппликация «Неваляшка».
1
21 Техники «Свеча», «Проступающий рисунок».
1
22 Аппликация из геометрических фигур «Парусник».
1
23 Аппликация «Букет» .
1
24 Аппликация «Корзина с фруктами».
1
25 Техники «Метод напыления, (набрызг)», «Монотипия»
1
26 Аппликация «Скворечник».
2
27 Рисование элементов орнамента из геометрических фигур.
2
28 Аппликация «Веселый снеговик».
2
29 Техники «Печатание листьями», «Рисование мыльной пеной»
1
30 Техники «Рисование кляксами», «Рисование руками, кулаком, ладонью».
1
31 Объемная поделка из цветной бумаги «Цепочка».
2
32 Гирлянда «Флажки»
33 Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам,
по трафарету, по шаблону, по представлению).
1
1
34 Аппликация «Птица счастья».
1
35 Аппликация «Облака».
1
36 Рисование карандашами «Ваза с цветами».
1
37 Техники «Рисование кляксами», «Мятый рисунок»
1
38 Изготовление поделки из цветной бумаги «Коврик».
2
39 Аппликация «Весенний пейзаж».
1
40 Аппликация «Подсолнухи».
1
41 Аппликация «Цветок».
1
42 Изготовление орнамента из геометрических фигур.
2
43 Аппликация из геометрических фигур «Петушок».
1
44 Аппликация «Пушка». Сборка изображения объекта из нескольких
45 деталей. Конструирование объекта из бумаги.
2
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
Раскраска сюжетного рисунка по образцу «Весна пришла».
1
Аппликация из цветной бумаги и картона «Краски весны».
2
Аппликация из геометрических фигур «Кораблик».
1
Рисование кистью: прием касания, прием примакивания, прием
наращивания массы.
1
Рисование контура предмета по шаблону, по представлению, с
использованием осевой симметрии
1
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам,
по трафарету, по шаблону, по представлению).
1
Раскраска сюжетного рисунка по образцу.
1
Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания.
Раскрашивание по образцу «Дерево».
2
Объемное конструирование из бумаги и картона «Дом».
1
Дорисовывание части предмета, отдельных деталей предмета по
образцу.
1
Рисование контура предмета по шаблону, по представлению, с
использованием осевой симметрии.
2
Раскраска сюжетного рисунка по образцу.
Дорисовывание части предмета, отдельных деталей предмета по
образцу.
1
1