ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету внеурочной деятельности
«Финансовая
грамотность»
для
5-9
классов
составлена
на
основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся
с
тяжелой
умственной
отсталостью
(тяжелыми
интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2) ГКОУ АО
«Школа-интерна №5» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
ФАООП УО (вариант 2,) адресована обучающимся с тяжелой
умственной отсталостью (тяжелыми интеллектуальными нарушениями)
с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
В рабочей программе по учебному предмету внеурочной деятельности
« Финансовая грамотность» для 6-9 классов определены современные
подходы к личностным и предметным результатам освоения учебного
предмета, дана система оценки достижения обучающимися с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определены
направления программы формирования базовых учебных действий.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности
обучающихся
с
тяжёлой
умственной
отсталостью,
направлена
на
формирование преодоления недостатков умственного и эмоциональноволевого развития школьников. Подготовки их к социальной адаптации и
интеграции в современное общество, способствует умственному развитию
обучающихся,
и
овладению
доступными
профессионально-трудовыми
навыками.
«Финансовая
грамотность»
является
прикладным
курсом,
реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи.
Курс финансовой грамотности – это учебный курс, в основе которого
лежит оригинальный, интересный и развлекательный метод изучения
2
механизмов принятия решений, связанных с деньгами. Данный курс
позволит применять эти механизмы на практике.
Курс
финансовой
грамотности
научит
ставить
перед
собой
долгосрочные и краткосрочные личные финансовые цели, составлять свой
личный бюджет и управлять им, правильно использовать заемные средства,
сберегать свои деньги и правильно их инвестировать, а так же поможет
понять основы банковской деятельности.
Кроме того, курс позволит понять, как нужно себя вести в разных
жизненных ситуациях, чтобы не потерять деньги, и определить, когда наши
финансы находятся под угрозой и что нужно делать, чтобы избежать
денежных потерь.
Основой
программа
«Финансовая
грамотность»
выступают
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в
области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов
открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении
проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим
делом. Курс так же включает способы различных вычислений с помощью
ИКТ.
Основная цель предмета «Основы финансовой грамотности»
заключается в формировании экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
3
─
формирование первоначального минимума знаний, умений и
навыков по финансовой грамотности необходимых обучающимся в жизни;
─
коррекция
личностных
и
качеств
развитие
познавательной
обучающихся
с
деятельности
умственной
и
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) средствами финансовой грамотности;
─
приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье,
применение полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи, развитие собственной финансовой
грамотности и выработка экономически грамотного поведения;
─
воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению
знаний в сфере финансовой грамотности.
Основные содержательные линии курса:
─
деньги, их история, виды, функции;
─
семейный бюджет;
─
экономические отношения семьи и государства;
─
человек и финансовые организации.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
─
Осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе,
─
Готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей;
─
Готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
─
Активное
участие
в
жизни
семьи,
образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны; – неприятие
4
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
─
Готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
─
Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое,
и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
─
Овладение
основными
навыками
исследовательской
деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
─
Умение принимать себя и других, не осуждая;
─
Сформированности навыков рефлексии;
─
Признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
─
Установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности,
─
Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
─
Осознанный
выбор
и
построение
индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
─
Ориентация на применение знаний из области социальных
и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
5
─
Готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(КУРСА)
Курс основы финансовой грамотности является прикладным курсом,
реализующим интересы обучающихся с нарушением интеллекта в сфере
экономики семьи.
Процесс обучения финансовой грамотности неразрывно связан с
решением
специфической
образовательных
задачи
учреждений
с
специальных
интеллектуальными
(коррекционных)
нарушениями
–
коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств
обучающихся,
а
также
воспитания
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений
планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение основам финансовой грамотности носит практическую
направленность и связано с другими учебными предметами, жизнью.
Большое внимание уделяется связям между математикой, историей,
географией, естествознанием. Значительное внимание
в курсе уделено
раскрытию и пониманию того, что финансовая грамотность неразрывно
связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность.
Формированию осознанного и прочного навыка обращения с
экономическими
понятиями
и
категориями
способствует
постоянное
использование математического аппарата. Решение задач является одним из
важных разделов практического курса по основам финансовой грамотности.
Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями,
раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
6
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают:
- задачи с элементарными денежными расчётами;
- тестовые задания;
- игры, практические задания по работе с простой финансовой
информацией.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом и программой курс «Основы
финансовой грамотности» изучается в 6,7,8,9 классах 1 час в неделю,
поэтому программа составлена на 34 часа (34 учебных недель).
I четверть
Класс
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего
Количество часов
8
8
8
8
6
7
8
9
8
8
8
8
11
11
11
11
7
7
7
7
34
34
34
34
Ценностные ориентиры:
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что
овладение основами финансовой грамотности, поможет обучающимся
применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в
обществе.
Отличительная особенность программы заключается в том, что
учебные материалы подобраны в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся, и включают в себя задачи, практические задания и игры. В
программе предусмотрено разнообразие содержания и форм деятельности;
возможность варьирования, сочетания теоретической и практической частей
содержания.
7
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой
грамотности» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за
свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
«Основы
финансовой грамотности» являются: познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
•
овладение
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
•
адекватное
восприятие
предложений
товарищей,
учителей,
родителей; коммуникативные:
8
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой
грамотности» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и
путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Личностные результаты:
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному
учреждению, своему посёлку, народу, России;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
9
- осознание себя как члена общества, жителя Хабаровского края;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной
жизни и трудовой деятельности;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и
освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми,
работать в коллективе;
- способность к организации своей жизни в соответствии с
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, нормах социального взаимодействия на доступном уровне;
- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать
смысловые
установки
в
своих
действиях
и
поступках,
принимать
элементарные решения;
-
мотивация
к
самореализации
в
социальном
творчестве,
познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
- развитие самостоятельности через ответственный подход к
ситуациям;
- овладение начальными знаниями навыками адаптации в социуме;
- осознание
себя
участником,
при
принятии
элементарных
экономических решений в семье;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях;
-
мотивация
к
самореализации
в
социальном
творчестве,
познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
10
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за
свои поступки;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
Результаты
реализации
программы
«Финансовая
грамотность»
внеурочной деятельности включают освоение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений, знаний и навыков,
приобретенных
в
школе.
Минимальный
и
достаточный
уровень
образовательных результатов определяется в конце учебного года.
Минимальный уровень:
- представление о роли денег в семье и обществе;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Достаточный уровень:
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и
путей их решения;
-
оценивание правильности
выполнения
своих
действий при
пользовании деньгами.
- оказание партнерам необходимой помощи
- проведение сравнения, классификации.
Межпредметные связи на внеурочных занятиях
При составлении программы учитывалась связь с предметами, как
окружающий
мир (наблюдение,
изучение
истории
происхождения);
11
математики (счет) с уроками изо и технологии (расположение на листе
бумаги, раскрашивание, выбор цветовой гаммы, а также уроками чтения и
русского языка (составление предложений при рассказе об услышанном).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
« ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Программа включает в себя пять основных содержательных разделов
курса:
1.
Обмен и деньги.
2.
Какие деньги были раньше в России.
3.
Современные деньги в России и других странах.
4.
Доходы семьи.
5.
Расходы семьи.
Раздел 1. Обмен и деньги
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление
первых денег. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,
делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет.
Сюжетно-ролевая игра «Покупка товаров в магазине»
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Драгоценные металлы. Монеты.
Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Раздел 2. Какие деньги были раньше в России
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от
подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных
денег. Решение прикладных задач. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики:
преступление и наказание. Просмотр видеофрагментов документальных
фильмов.
12
Основные понятия
Монеты.
Номинал.
Банкнота.
Купюра.
Фальшивые
деньги.
Фальшивомонетчики. Древнерусские товарные деньги. «Меховые деньги».
Первые русские монеты. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Раздел 3. Современные деньги в России и других странах
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских
счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Творческая
работа «Моя банковская карта», «Моя собственная купюра».
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги.
Банкомат. Пластиковая карта.
Раздел 4. Доходы семьи
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти
клад. Основным источником дохода современного человека является
заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.
Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство
помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют
мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Ролевая игра
«Профессия и образование»
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная
плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие.
Стипендия. Имущество. Аренда. Вклады. Кредиты.
Раздел 5. Расходы семьи
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают
обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники,
13
автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не
хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в
долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные
привычки.
Мини-исследование
«Покупки
своей
семьи
за
неделю».
Коллективная беседа «Почему мы делаем покупки?».
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь.
Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные
привычки. Хобби.
Раздел 1. Потребительская культура
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура».
Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол
«Поговорим о культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая
работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация».
Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами.
Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и
способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги?
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая
работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет
школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».
Раздел 5. Информация для потребителя
Мини-исследование
«Источники
информации».
Мини-проект
«Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках,
14
упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки,
вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает».
Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
Раздел 6. Искусство покупать
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как
покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать
одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и
надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными
услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в
дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав
потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав
потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет
право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он
возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»
Раздел
9.
Подготовка
и
оформление
творческих
исследовательских проектов учащихся
Раздел 10. Итоговое тестирование.
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что
может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
15
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый
стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это
делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?»
Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием
услуг финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?»
Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием
финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения
благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое
планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование
на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что
можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая
консультация
«ОЖС:
рождение
ребёнка,
потеря
кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы,
природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем
поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
16
Практическая
работа
«Какие
бывают
финансовые
риски?»
Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление
проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?»
Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как
создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он
устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая
сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с
документами «Какие налоги мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в
старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее
достойной?» дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАССА
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
34
17
1
Что такое деньги и какими они бывают.
1
2
Откуда в семье берутся деньги.
1
3
На что семьи тратят деньги.
1
4
Как правильно планировать семейный бюджет.+
1
5
Потребности. Виды потребностей (в пище, одежде, транспорте,
творчестве и т.д.)
1
6
Понятие о товаре, цене и прибыли. Собственные затраты.
1
7
Понятие о торговле. Формы торговли: оптовая/розничная.
1
8
Понятие о посредничестве.
1
9
Спрос и предложение.
1
10
Реклама. Формы и этические нормы рекламы.
1
11
Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги.
1
12
Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею.
1
13
Понятие об аренде. Арендная плата. Арендный договор. Условия
аренды.
1
14
Понятие о банке. Кредит. Банковский процент.
1
15
Производство. Материальные и трудовые затраты.
1
16
Качество производимой продукции.
1
17
Налоги. Виды налогов. Источники налогов.
1
18
Кредиты и вклады.
1
19
Что такое пенсия.
1
20
Личная собственность. Семейная собственность.
1
21
Государственная собственность. Общественная собственность.
1
22
Понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат.
1
23
Понятие убытков.
1
24
Соотношение затрат и полученных результатов.
1
25
Приусадебное хозяйство. Запасы.
1
26
Первое представление о прибыльности какого-либо дела.
1
27
Понятие страхования. Страховой взнос.
1
28
Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора.
Стоимость коммунальных услуг.
1
+
+
+
+
18
29
Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора.
Стоимость коммунальных услуг.
1
30
Бережём здоровье и экономим на лекарствах. Как сократить
расходы.
1
31
Бережём здоровье и экономим на лекарствах. Как сократить
расходы.
1
32
Простые правила похода в магазин. Покупаем продукты питания и
экономим средства.
1
33
Простые правила похода в магазин. Покупаем продукты питания и
экономим средства.
1
34
Бережливость и экономичность. Итоговое тестирование.
1
+
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класса
№
урока
Тема урока.
Колво
часов
Дата
34
1
Что такое деньги и какими они бывают.
1
2
Откуда в семье берутся деньги.
1
3
На что семьи тратят деньги.
1
4
Как правильно планировать семейный бюджет.
1
5
Потребности. Виды потребностей (в пище, одежде, транспорте,
творчестве и т.д.)
1
6
Понятие о товаре, цене и прибыли. Собственные затраты.
1
7
Понятие о торговле. Формы торговли: оптовая/розничная.
1
8
Понятие о посредничестве.
1
9
Спрос и предложение.
1
10
Реклама. Формы и этические нормы рекламы.
1
11
Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги.
1
12
Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться
ею.
1
13
Понятие об аренде. Арендная плата. Арендный договор. Условия
аренды.
1
+
19
14
Понятие о банке. Кредит. Банковский процент.
1
15
Производство. Материальные и трудовые затраты.
1
16
Качество производимой продукции.
1
17
Налоги. Виды налогов. Источники налогов.
1
18
Кредиты и вклады.
1
19
Что такое пенсия.
1
20
Личная собственность. Семейная собственность.
1
21
Государственная собственность. Общественная собственность.
1
22
Понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат.
1
23
Понятие убытков.
1
24
Соотношение затрат и полученных результатов.
1
25
Приусадебное хозяйство. Запасы.
1
26
Первое представление о прибыльности какого-либо дела.
1
27
Понятие страхования. Страховой взнос.
1
28
Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора.
1
29
Стоимость коммунальных услуг.
1
30
Бережём здоровье и экономим на лекарствах.
1
31
Как сократить расходы.
1
32
Простые правила похода в магазин. Покупаем продукты питания
и экономим средства.
1
33
Простые правила похода в магазин. Покупаем продукты питания
и экономим средства.
1
34
Бережливость и экономичность. Итоговое тестирование.
1
+
+
+
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класса
№
урока
Тема урока
Колво
часов
1
Деньги. Виды денег.
1
2
Банки. История развития банков.
1
3
Денежные переводы, счета и вклады. Тест.
1
Дата
20
4
Кредитные продукты.
1
5
Виды кредитов и их свойства.
1
6
Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления.
Электронные деньги.
1
7
Что такое кредитная история.
1
8
Микрофинансовые организации.
1
9
Инфляция. Причины и последствия.
1
10
Что такое страхование, как оно работает.
1
11
Мошенничество на финансовых рынках.
1
12
Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав
потребителей".
1
13
Личный и семейный бюджет
1
14
Цели планирования составление плана.
1
15
Информационное общество. Портал государственных услуг.
1
16
Подоходный налог. Налог на имущество.
1
17
Государственное пенсионное страхование. Негосударственные
пенсионные фонды: как с ними работать?
1
18
Что такое пенсия.
1
19
Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как
определить размер будущей пенсии.
1
20
Банки и их функции.
1
21
Договор банковского вклада и банковского счёта.
1
22
Договор банковского вклада и банковского счёта.
1
23
Банковский кредит и условия его предоставления.
1
24
Банковские карты. Виды банковских карт.
1
25
Практическая работа. Банковские карты.
1
26
Практическая работа. Банковские карты.
1
27
Практическая работа. Банковские карты. Зачет.
1
28
Налог. Какие налоги вам предстоит платить.
1
29
Практическая работа. Налог. Тест.
1
30
Информационное общество. Портал государственных услуг.
1
31
Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила
1
21
похода в магазин.
32
Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги.
1
33
Что нужно знать при оформлении на работу.
1
34
Практическая работа. Финансовая грамотность. Итоговое
тестирование.
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс.
№
урока
Тема урока
Колво
часов
1
Современные деньги России и других стран.
1
2
Практическая работа. Деньги. Тест.
1
3
Практическая работа. Деньги. Тест.
1
4
Структура доходов семьи.
1
5
Зарплата как источник дохода.
1
6
Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить
пособие по безработице и кому оно полагается в России.
1
7
Структура семейных расходов.
1
8
Контроль семейных расходов.
1
9
Практическая работа. Контроль семейных расходов.
1
10
Что такое семейный бюджет.
1
11
Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.
1
12
Составление, семейного бюджета.
1
13
Практическая работа. Составление, семейного бюджета.
1
14
Практическая работа. Составление, семейного бюджета.
1
15
Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт.
1
16
Что такое финансовое мошенничество.
1
17
Фальшивые деньги. Тест.
1
18
Что такое пенсия.
1
19
Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как
определить размер будущей пенсии.
1
Дата
22
20
Банки и их функции.
1
21
Договор банковского вклада и банковского счёта.
1
22
Договор банковского вклада и банковского счёта.
1
23
Банковский кредит и условия его предоставления.
1
24
Банковские карты. Виды банковских карт.
1
25
Практическая работа. Банковские карты.
1
26
Практическая работа. Банковские карты.
1
27
Практическая работа. Банковские карты. Зачет.
1
28
Налог. Какие налоги вам предстоит платить.
1
29
Практическая работа. Налог. Тест.
1
30
Информационное общество. Портал государственных услуг.
1
31
Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила
1
похода в магазин.
32
Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги.
1
33
Что нужно знать при оформлении на работу.
1
34
Практическая работа. Финансовая грамотность. Итоговое
тестирование.
1
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
1 Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4
класс общеобразоват. орг.-4-е Изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.-128 с.
2 Антонова Ю. Как и о чём говорить с детьми на уроках финансовой
грамотности: пособие для учителей начальных классов и работников
системы дополнительного образования.- 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. 80 с.
3 Антонова Ю. Обсуждаем, рассуждаем и играем: креативные задания
для детей по финансовой грамотности – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. 56 с.
4 Артемьева Н.Н. Киндерномика. Что такое деньги и как с ними
обращаться? : книга-игра по финансовой грамотности для детей. – М.: Эксмо,
2021. – 160 с.
5 Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика. 2 класс: тетрадь творческих
заданий – 21-е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 72 с.
23
6 Сасова И.А., Фирсова М.М. Экономика. 3 класс: тетрадь творческих
заданий – 19-е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.
7 Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика. 4 класс: тетрадь творческих
заданий – 14-е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 80 с.
8 Конрад Н. Игровая математика. Решай-ка! – Ростов н/Д : Феникс,
2021.- 15 с.
9 Смирнова Т.В. Белка и компания : Экономика для детей в сказках,
играх и задачках/ иллюстрации и игровые задания Т.Н. Просняковой. – 4-е
изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: издательский дом
«Фёдоров», 2013. – 144 с.
10 Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к
факультативному курсу «Экономика для младших школьников». – 3-е изд.,
Самара: Издательство «Учебная литература» : издательский дом «Фёдоров»,
2012. – 112 с.
Электронные образовательные ресурсы
-видеофильмы соответствующего содержания;
-слайды соответствующего содержания;
мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие
содержанию обучения.
Технические средства обучения:
-компьютер;
Информационное обеспечение образовательного процесса:
-Федеральный портал «Российское образование» http://fcior.edu.ru
-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
-Учительский портал http://www.uchportal.ru
-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.lsepttmber
-Портал «Мой университет». Факультет коррекционной педагогики
http://moi-sat.ru
24