Введение
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти,
мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены,
поэтому формирование предметных действий происходит со значительной
задержкой. У многих из этих детей действия с предметами остаются на уровне
неспецифических
специальная
манипуляций.
обучающая
В
помощь,
этой
связи
ребенку
направленная
на
необходима
формирование
разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение
начинается с формирования элементарных специфических манипуляций,
которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные
действия с различными предметами и материалами.
Предметно-практическая деятельность является важной составляющей
образовательного процесса — это средство, помогающее учить ребенка,
развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее
понятна и доступна учащимся второго отделения. Здесь все дано в наглядном,
легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает
разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Уроки предметно-практической деятельности создают базу в виде
общего и речевого развития учащихся и готовят их к усвоению материала по
другим учебным предметам.
Предметно-практическая деятельность является первым этапом системы
трудового обучения учащихся, где они овладевают основами трудовой
культуры.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке
является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах
деятельности.
Важно,
чтобы
в
процессе
предметно-практической
деятельности учащиеся ощущали себя комфортно, свободно, эмоционально
положительно,
деятельности.
получали
удовлетворение
от
процесса
совместной
Пояснительная записка
4 класс
Рабочая программа коррекционного курса составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г.№ 1026.
Программа является составной частью системы воспитательной
работы школы – интерната, отражающей реализацию ФАООП УО
(вариант
1,2)
нарушениями
и
с
адресована
учетом
обучающимся
реализации
с
интеллектуальными
их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Целью
обучения
является
формирование
целенаправленных
произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
- знакомство с различными материалами и предметами;
- формирование приемов элементарной предметной деятельности;
- формирование навыков продуктивной деятельности.
Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с
материалами», «Действия с предметами».
Коррекционная направленность:
Занятия по данной программе способствуют более эффективному
освоению учащимися АООП за счет формирования приемов предметнопрактической деятельности.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и
материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы
элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,
перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах
продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и
трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметнопрактические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень,
шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания,
предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),
вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант
2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися
АООП варианта 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей
достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и
психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач,
включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и
планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
формирование минимального интереса к обучению, труду
предметному рукотворному миру;
овладение элементарными навыками предметно-практической
деятельности как необходимой основой для самообслуживания,
коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и
сверстниками;
минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе
учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
формирование интереса к обучению, труду предметному
рукотворному миру;
овладение навыками предметно-практической деятельности как
необходимой основой для самообслуживания, коммуникации,
изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой,
других видах доступной деятельности;
потребность участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и
помощь близким.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и
материалами;
-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный
материал; бумага и картон; нитки, тканью;
-уметь фиксировать взгляд на предметно- манипулятивной деятельности
педагога (с привлечением внимания голосом);
- уметь захватывать и удерживать предмет;
-уметь сминать лист бумаги;
- уметь открывать емкости для хранения;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
- уметь погружать руки в сухой бассейн;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами.
- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию)
при выполнении предметных действий;
-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу,
ткань, природный материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной
деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и
левой руке;
- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной
фактуры, скатывать из бумаги шарики;
- рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
- выполнять последовательно организованные движения;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим
наклеиванием на основу;
- уметь погружать руки в сухой бассейн;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
- уметь сортировать крупы (3 вида);
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки
ложкой (пальцами);
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке,
между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части,
соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать
пластилин прямыми и круговыми движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в
домик, села на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными материалами.
-
формирование
умения
фиксировать
взгляд
на
статичном
и
движущимся предмете и объекте.
- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать
предмет;
- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из
него предметы;
- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана.
Действия с материалами
Пропедевтический уровень. Смятие материала (салфетки, туалетная
бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и
др.) двумя руками (одной рукой). Разрывание материала (бумагу, вату,
природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны.
Размазывание материала (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо,
по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная
масса) двумя руками. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие
предметы) двумя руками. Переливание воды с использованием инструмента
(стаканчик, ложка и др.).
Действия с предметами.
Пропедевтический уровень Захватывание, удержание, отпускание
предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание
предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).
Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и
др.), катание валика двумя (одной) руками. Умение ловить катящийся по
поверхности мяч (разной величины). Притягивание предмета к себе
(игрушка на колесиках, ящик и др.). Нажимание на кнопку, коммуникатор
всей кистью (пальцем). Застегивание/расстегивание липучек. Сжимание
предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.)
двумя руками (одной рукой). Вынимание предметов из емкости (корзины,
коробки).
Складывание
предметов
в
емкость
(корзины,
коробки).
Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление
предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)
Результаты освоения программы.
Действия с материалами.
Пропедевтический уровень.
- умеет сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные
полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками
и одной рукой;
- умеет разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя
руками, направляя руки в разные стороны;
- умеет размазывать материал (пена, краска) руками (сверху вниз,
слева направо, по кругу);
- умеет разминать материал (тесто, пластилин, глина, пластичная
масса) двумя руками;
- умеет пересыпать материал (крупа, песок, земля, мелкие предметы)
двумя руками;
- умеет переливать воду с использованием инструмента (стаканчик,
ложка и др.).
Действия с предметами
Пропедевтический уровень.
- умеет захватывать и удержать предметы (шарики, кубики, мелкие
игрушки, шишки и др.);
- умеет встряхивать предметы, издающие звук (бутылочки с
бусинками или крупой и др.);
- умеет толкать предмет от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная
дверь и др.);
- умеет катать валик двумя и одной руками;
- умеет ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины);
- умеет притягивать предмет к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.);
- умеет нажимать на кнопки, коммуникатор всей кистью или пальцем;
- умеет застегивать и расстегивать липучки;
- умеет сжимать предмет (звучащие игрушки из разных материалов,
прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой);
- умеет вынимать предметы из емкости (корзины, коробки);
- умеет складывать предметы в емкость (корзины, коробки);
- умеет перекладывать предметы из одной емкости в другую;
- умеет вставлять предметы в отверстия (одинаковые стаканчики,
вкладыши и др.)
При оценке результативности обучения должны учитываться
особенности психического, неврологического и соматического состояния
каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно
происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в
процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов
заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания
по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке
результативности
достижений
необходимо
учитывать
степень
самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения
осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных
критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет
действие
самостоятельно»,
«выполняет
действие
по
инструкции»
(вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет
действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет.
В случае затруднений в оценке сформированности действий,
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных
тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его
эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов.
Занятия по курсу проводятся 2 часа в неделю, 68 часов за год.
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Предметно-практическая деятельность»
в 4 «Г» (1 час в неделю)
№
п/п
Тема урока
Кол- Дата
во
час
ов
I четверть (8ч.)
1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага,
бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная
бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой).
2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный
материал) двумя руками, направляя руки в разные
стороны.
3. Размазывание материала (пена, краска) руками (сверху
вниз, слева направо, по кругу).
4. Разминание материала (тесто, пластилин, глина,
пластичная масса) двумя руками.
5. Захватывание, удержание, отпускание предмета
(шарики).
6. Захватывание, удержание, отпускание предмета
(кубики).
7. Захватывание, удержание, отпускание предмета
(мелкие игрушки).
8. Захватывание, удержание, отпускание предмета
(шишки)
II четверть (8ч.)
9. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с
бусинками или крупой и др.).
10. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках,
ящик, входная дверь и др.).
11. Толкание предмета от себя( катание валика двумя
(одной) руками.
12. Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной
величины).
13. Вкладыши, втыкалочки, мозаика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14. Простые постройки из кубиков
1
15. Рисование пальчиками.
1
16.Рисование ладошками.
1
III четверть (11 ч.)
17. Размазывание пластилина по заготовкам
1
18. Складывание кубиков.
1
19. Разложи по цвету.
1
20. Разложи по форме.
1
21. Расстёгивание молний.
1
22. Расстёгивание пуговиц.
1
23. Пересыпание крупы. Пересыпание гороха.
1
24. Игры с водой.
1
25. Рисование на песке.
1
26. Работа с кисточкой и краской.
1
27. Размазывание пластилина по готовым изображениям.
1
IV четверть (7ч.)
28. Рисование пальчиками.
1
29. Рисование ладошками.
1
30. Сортировка фасоли.
1
31. Сортировка гороха.
1
32. Простые постройки из кубиков.
1
33. Простые постройки из кубиков
1
34. Выкладывание кубиков по цветному шаблону.
1