РП 8 кл. ППД

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" (далее Рабочая программа) разработана на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной

программы

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ
от 24.11.2022 №1026.
Рабочая Программа составлена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составлена с учетом
особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Цель обучения - формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- расширение представлений об окружающем мире, повышение познавательной активности
обучающихся;
- освоение простых действий с предметами и материалами, развитие умений следовать
определенному порядку при выполнении предметных действий.
Приоритетные направления воспитательной работы
Трудовое воспитание:
-

развитие

способности

-

формирование

самостоятельно

готовности

к

выполнять

разнообразной

задания

совместной

на

уроках;

деятельности;

Эстетическое воспитание:
- воспитание восприимчивости к разным видам творчества и деятельности.
Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения
обучающимися
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с тяжелой, глубокой
умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и
других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий
происходит с значительной задержкой. У большинства обучающихся действия с предметами
остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима
специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов
предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных
специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные

целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и
материалами и осваивают действия с ними. Приобретенные приемы элементарной
предметной деятельности в дальнейшем используются в разных видах продуктивной
деятельности:

изобразительной,

доступной

бытовой

и

трудовой

деятельности,

самообслуживании. На занятиях обучающиеся учатся следовать определенному порядку
(алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
Количество часов
Программа рассчитана на 68 часов (2 раза в неделю), продолжительность одного занятия 30
минут.
Планируемые результаты
-развитие самостоятельности;
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие эмоционально-волевой сферы;
- готовность к разнообразной совместной деятельности;
- повышение познавательной активности обучающихся;
-совершенствование навыков работы с различными предметами и материалами.
Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия"
Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами",
"Действия с предметами".
Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета,
цветная, папиросная бумага) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала
(бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя
руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя
одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева
направо, по кругу). Разминание материала (пластилин, глина, пластичная масса) двумя
руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя
руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода)
двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала
(бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).
Действия с предметами.
Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали

конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка,
коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных
материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов
из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости
в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика).
Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень (нить).
Материально-техническое оснащение
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины),
звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры,
разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины); ленты, косынки, цветная
бумага; Бизидом, конструкторы различных видов (из плоских деталей, кубики, Лего).
Календарно- тематическое планирование (всего 68 часов)
I ЧЕТВЕРТЬ (16 часов)
№

Тема

Пользование ключом от замка (классной двери, навесного замка).
Бизидом.
Освоение простых действий с предметами и материалами; умение
следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию).
2
Постройки из детских наборов строительного материала (Лего) по
показу и образцу.
Закрывание открывание коробок, флаконов, банок. Открывание и
3
закрывание щеколд и задвижек на дверцах, окнах и т. д.
Освоение новых приемов лепки: соединение деталей,
4
прищипывание; вдавливание.
Нанизывание крупных бус на тонкий шнур. Составление
5
упорядоченного рисунка из бус.
6 «Выбери все» (цвет, форма, величина) по образцу.
8 Игры лото (предметное, цветовое).
Разрывание бумаги на заданные размеры, сминание и скатывание
9
бумажных комочков. Обрывная аппликация.
Дидактические игры: «Картинное лото», «Почтовый ящик»,
10 «Светофор», «Что лишнее», «Чудесный мешочек», «Что убрали»,
«Что изменилось»
Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из
деталей 3-5 цветов. Выкладывание прямых рядов (из деталей 3-5
цветов параллельными рядами). Выкладывание по показу и по
11
образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по
опорным точкам (треугольник, прямоугольник, квадрат).
Выкладывание простейших узоров.
Изготовление стаканчиков, пакетиков, закладок, открыток из
12
бумаги и картона.
1

Кол.
час
1
2
1
1
1
1
2
1
2

2

1

Дата

II ЧЕТВЕРТЬ (16 часов)
№
1

Тема
Собирание вкладных стаканчиков (50-60 штук).

2

Геометрическое лото.
Изготовление из фольги различных предметов: тарелочка, чашка,
3
стул, стол (из одной или двух частей), скамейка, корона.
Изготовление из фольги различных предметов: мисочка
4
(тарелочка), чашка, стул, стол (из одной или двух частей).
Лепка предметов из пластилина: снеговик, пирамидка, кукла5
неваляшка, тарелка, ваза.
6 Постройка из строительного материала. Использование Лего.
Нанизывание на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины).
7 Дидактические игры «Что лишнее», «Чудесный мешочек», «Что
убрали», «Что изменилось»,
Складывание простых изображений из разобщенных частей по
8 образцу: кот (голова, хвост, туловище), елочка, неваляшка, кукла,
машина.
Изготовление поделки из природных материалов (туловище из
9 скорлупы грецкого ореха, заполненная пластилином, лапки- из
тонких палочек)
Составление из счетных палочек (спичек, соломинок, полосок
10 картона) различных фигур, узоров, букв, цифр.
Резание лоскутков ткани по прямой линии. Вырезание квадратиков,
11 треугольников. Наклеивание лоскутов на бумагу, аппликация
«Коврик».

Кол
час

Дата

1
1
2
1
2
2
2
1
1
1
2

III ЧЕТВЕРТЬ (22 часа)
№
1

2

Тема
Сминание бумаги. Разрывание бумаги заданной формы, размера.
Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги.Обрывная аппликация.
Намазывание поверхности детали из бумаги клеем (всей
поверхности, части поверхности). Выкалывание шилом по
контуру. Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза,
разрезание листа бумаги).

Кол
час
1

1

3

Скатывание из пластилина конфет-шариков разного цвета и
размера. Формирование вазы и складывание конфет.

1

4

Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого
карандаша: флажки из цветной бумаги.

1

5

Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете
«Собери пирамидку»: надевание кольца.

1

Дата

6
7
8

Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких
деталей. Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных
деталей, соединение деталей между собой).
Знакомство с правилами игры «Бросай-ка» (нанизывание колец на
ось).
Соблюдение последовательности действий при изготовлении
предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения
объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к
фону).

2
1
2

9

Знакомство с правилами игры и последовательности действий в
игре «Строим дом».

1

10

Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете
«Собери пирамидку»: надевание кольца

1

11

Аппликация из круп (рис, пшено, горох) в технике «посыпание» по
заданному шаблону.

2

12

Прием мяча, ловля мяча руками, Остановка катящегося мяча ногой.
Сминание руками массажного мяча.

1

13
14
15
16
17

Игры домино.
Лепка предметов, состоящих из нескольких элементов: чайник для
заварки, кувшин с ручкой, чашка с блюдцем, кастрюля с крышкой.
Складывание разрезных картинок (30-100), пазлов.
Постройка из строительного материала. Использование Лего.
Выбор и группировка предметов на скорость (соревнование).

1
2
1
2
1

IV ЧЕТВЕРТЬ (14 часов)
№
1
2
3
5
6
7
8

Тема
Выкладывание геометрических фигур по подражанию (образцу).
Работа с мозаикой. Аппликация из круп (рис, пшено, горох) в
технике «посыпание» по заданному шаблону.
Плетение косичек из толстых цветных шнуров.
Сортировка ниток по цвету. Наматывание на катушку, клубок,
картон.
Выкладывание геометрических фигур по образцу, наклеивание на
бумагу.
Завязывание узелка. Завязывание и развязывание косынки, ленты,
узлов на ткани.
Пользование ключом от замка (классной двери, навесного замка).

Кол
час
1
1
1
1
1
1
1

9

Подбор и выкладывание из плоскостных форм различных
комбинаций:
- Из геометрических фигур.
- Из шаблонов.

1

10

Выбор и группировка предметов на скорость (соревнование).

1

Дата

Закрывание открывание коробок, флаконов, банок. Резание бумаги,
фольги на квадраты и прямоугольники.
12 Нанизывание крупных бус на тонкий шнур.
13 «Выбери все» (цвет, форма, величина) по образцу.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины: «Дай
такой же», «Дай такой, которого у меня нет» (5-10 предметов).
14
Наполнение сосудов водой;
перенос сосудов, наполненных водой, с одного места на другое;
11

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».