Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу: «Предметнопрактические действия» входит в предметную область: «Коррекционные
курсы», разработана и составлена на основе:
1.Федерального Закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19
декабря 2014 г.;
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) /Министерство образования и науки РФ.- М.: Просвещение,
2017; Вариант -2
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия,
памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или
искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного
возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических
манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая
помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической деятельности. Обучение начинается с формирования
элементарных специфических манипуляций, которые со временем
преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.
Цели коррекционного - развивающего курса:
- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными
предметами
и
материала.
- Используя
различные многообразные виды деятельности
(предметная, игровая,
конструирование, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать
недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации,
пространственных представлений,
наглядно-действенного, нагляднообразного мышления детей.
Задачи коррекционного - развивающего курса:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых
аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного
опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Предметные действия – основа дальнейшего обучения продуктивной
деятельности при самообслуживании, на занятиях изобразительной
деятельностью, домоводством и трудом.
Программно-методический материал включает
раздел: «Действия с
материалами». В процессе обучения дети знакомятся с различными
предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала
формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как:
захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем
используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной,
доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей и
характеристик детей с ТМНР, обучающихся по II варианту учебного плана.
Общая характеристика учебного коррекционного курса
Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой
специальный предмет в классах обучения детей с ТМНР. Содержание
обучения на уроках предметно-практической деятельности очень
разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов,
присущих детям с ТМНР. Тяжёлые нарушения моторики, в частности
зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются
на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей,
требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих
нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они
включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности.
Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные
упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по
разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и
дидактических играх. Все занятия необходимо сопровождать живой
эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу
деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать
двигательную активность каждого ребенка. Достижение поставленных перед
данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных
упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая
коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской
деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная
динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых детьми знаний, умений,
навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие
виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем
широко применяются на всех других уроках.
Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности
необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно
включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную
деятельность детей на различных уроках.
Описание места программы в учебном плане
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» входит в
образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2 примерной
основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как
самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе
образования детей с ОВЗ.
В 5 классе отводится 1 час в неделю.
1 четверть-8ч.
2 четверть-8ч.
3 четверть-11ч.
4 четверть- 7ч.
За год – 34 ч.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты освоения коррекционного курса:
Формирование
интереса
к
обучению;
- Овладение
элементарными навыками предметно-практической деятельности как
необходимой
основой
для
самообслуживания,
коммуникации,
изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
- Опыт
конструктивного
взаимодействия
с
взрослыми
и
сверстниками;
Овладение навыками коммуникации и социального
взаимодействия;
- Опыт конструктивного взаимодействия с
взрослыми и сверстниками;
- Овладение социально-бытовыми
умениями, используемыми в повседневной жизни.
Предметные результаты освоения коррекционного курса:
1.Освоение простых действий с предметами и материалами.
2. Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при
выполнении предметных действий.
3.Умение выполнять действия по образцу, по инструкции, по алгоритму.
4.Уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
5. Уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой
руке;
6. Уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
7. Узнавать материалы на ощупь, по звуку;
8. Наполнять емкости различными предметами;
9.Играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик,
села на стул и т.д.).
Содержание программы
Раздел Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца,
газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой,
пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя
руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну
руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к
себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз,
слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина,
пластичная масса) двумя руками (одной рукой).
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя
руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.).
Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента
(стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат,
шерстяные нитки, шнур и др.).
Раздел «Действия с материалами»
Формирование умения:
· размазывать материал
· пересыпать материал
· переливать материал
· наматывать материал
Содержание раздела «Действия с материалами»:
∙ Формирование умения разрывать материал
Методические рекомендации:
Учащийся берет в руки материал (бумагу, вату, природный материал) и
разрывает его. Сначала ребенок учится захватывать материал обеими руками,
зажимая его в кулаках, и разрывать. Потом ребенок учится разрывать
материал, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. Если у ребенка
возникают трудности при разрывании материала (бумага), то необходимо
предварительно сделать надрыв (надрез) этого материал. Затем ребенок
учится захватывать край материала пальцами обеих рук и выполнять
разнонаправленные движения.
∙ Формирование умения размазывать материал
Методические рекомендации:
Учащийся погружает руки в вязкий материал (краска, желе, клейстер, жидкое
тесто, мягкий пластилин) и размазывает его. Действия по
размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений
на горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности.
Сначала ребенок размазывает материал произвольно, затем учитель задает
направление движения рук (сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые
движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных
направлениях).
Формирование умения разминать материал
Методические рекомендации:
Ребенок учится мять большой кусок мягкого теста, который лежит на
столе. Затем он мнет кусок теста, удерживая его двумя руками. После этого
для разминания предлагают другие материалы (пластилин, глина, пластичная
масса). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет
действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках.
двумя руками в одном направлении и в разных
направлениях).
∙ Формирование умения пересыпать материал
Методические рекомендации:
Занятия начинаются с игры с крупой, где ребенок учится захватывать
сыпучий материал, ссыпать или пересыпать с руки на руку. Ребенок учится
пересыпать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/
двумя руками. Затем его учат использовать для пересыпания материала
инструмент, которым он зачерпывает материал (лопатка, стаканчик и др.).
Пересыпая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает
емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема
емкости), наклоняет ее над другой емкостью и ссыпает материал. Учитывая
индивидуальные и физические особенности ребенка, его учат выполнять
роющие движения в сыпучем материале (крупа, песок, земля) одной или
двумя руками. Ребенок учится откапывать (находить) предмет, затем
закапывать (прятать) предмет.
∙ Формирование умения переливать материал
Методические рекомендации:
Ребенок учится переливать материал из одной емкости в другую,
удерживая его одной/ двумя руками. Затем он учится использовать
инструмент (стаканчик, ложка и др.) для переливания жидкости,
первоначально освоив действие зачерпывание. Переливая материал из одной
емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя
руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой
емкостью и выливает материал.
∙ Формирование умения наматывать материал
Методические рекомендации:
Для обучения используют следующие материалы: бельевая веревка,
шпагат, шерстяные нитки, шнур и др. Сначала ребенку дают большую
катушку с остатком шнурка, который он должен домотать. Одной рукой
ребенок держит катушку, другой рукой шнурок, который наматывает на
катушку. Затем ребенок учится наматывать шерстяную нить на большую
катушку с закрепленным на катушке началом нити. Постепенно уменьшается
размер катушки и толщина нити. Катушки заменяются клубками.
Раздел «Действия с предметами»
Формирование умения:
· вращать предмет
· сжимать предмет
вынимать предметы из емкости
· складывать предметы в емкость
· перекладывать предметы из одной емкости в другую
· вставлять предметы в отверстия
· нанизывать предметы на стержень, нить
Тематическое планирование коррекционного курса
«Предметно - практические действия»
№
Дата
Тема занятия
Количество
часов
Основной вид
учебной
деятельности
обучающихся
Действия с материалами- 34ч.
Сминание салфетки,
туалетной
бумаги,
двумя руками
Сминание бумажного
полотенца,
газеты
одной рукой.
Смимание
цветной
бумаги,
кальки
пальцами
1
4
Смимание материала
двумя руками (одной
рукой, пальцами)
1
Сминание
материала
5
Разрывание
бумаги
двумя
руками,
направляя
руки
в
разные стороны
Разрывание вату двумя
руками,
направляя
1
Разрывание
материала
1
Разрывание
материала
1
2
3
6
1
1
Сминание
материала двумя
руками
Сминание
материала одной
рукой.
Сминание
материала двумя
руками
пальцами
·
7
8
9
10
11
12
13
одну руку к себе,
другую руку от себя;
Разрывание
бумаги,
ваты, пальцами обеих
рук, направляя одну
руку к себе, другую
руку от себя
Сгибание листа бумаги
пополам,
совмещая
углы и стороны.
Сгибание бумаги до
указанной
линии,
квадратный лист по
диагонали
Сгибание
и
выравнивание
согнутую бумагу по
сгибу
ладонью,
пальцами, разрывание
бумаги по сгибу.
Складывание
и
наклеивание
аппликации
из
обрывной бумаги.
Складывание
и
наклеивание
аппликации
из
обрывной бумаги.
Сплющивание
и
раскатывание
прямыми и круговыми
движениями
между
ладонями пластилина,
теста.
1
Разрывает
материал двумя
руками,
пальцами,
направляя руки
в
разные
стороны
1
Складывание
листа, сгибание.
1
Складывание
листа, сгибание.
1
Сгибание
и
выравнивание
бумаги
пальцами.
1
Складывание и
наклеивание
куски бумаги
1
Складывание и
наклеивание
куски бумаги
1
Сплющивать и
раскатывать
прямыми
и
круговыми
движениями
между ладонями
пластилин,
тесто.
14
Отщипывание
пальцами
кусочки
пластилина, теста и
скатывание
мелкие
шарики.
1
15
Размазывание
материала
руками
сверху вниз. Лепка
прямоугольника
Размазывание
материала
руками
слева направо. Лепка
квадрата.
Размазывание
материала руками по
кругу.
Лепка
аппликации
Неваляшка.
1
18
1920
16
17
21
22
Отщипывать
пальцами
кусочки
пластилина,
теста
и
скатывать
мелкие шарики.
Размазывать
пластилин
на
прямоугольнике.
1
Лепка квадрата.
1
Лепка
аппликации
Неваляшка
Размазывает материал
руками.
Лепка аппликации.
1
Лепка
аппликации.
Разминание материала
(тесто,
пластилин,
глина,
пластичная
масса) двумя руками
Лепка
предметов
разных размеров.
Разминание материала
тесто,
пластилин,
глина,
пластичная
масса одной рукой.
Лепка цифр 0-2
2
Лепка
предметов
разных
размеров.
1
Размазывает
материал
руками.
Лепка цифр 3-5 из
теста, пластилина
1
Раскатывать и
лепить цифр 3-5
Лепка цифр от 0 до 5
из теста, пластилина
Лепка предметов из
теста, пластилина
Пересыпание мелких
предметов
двумя
руками,
Пересыпание
материала
крупа,
песок, земля, мелкие
предметы
с
использованием
инструмента (лопатка,
стаканчик и др.)
1
27
Переливание
воды
двумя
руками
использованием
стаканчика.
1
Переливает воду
с пользованием
инструмента
стаканчика
28
Переливание
воды
двумя
руками
с
использованием ложки
1
Переливает воду
двумя руками с
использованием
ложки
29
Наматывание
материала : бельевой
веревки, шпагата.
1
30
Наматывание
материал: шерстяные
нитки на катушку.
1
31
Наматывание нитки в
клубок.
1
32
Наматывание нитки на
карандаш.
1
Наматывает
материал:
бельевую
веревку, шпагат
Наматывает
материал
шерстяные
нитки, шнур и
др.
Сортировка
и
наматывание
ниток.
Сортировка
и
наматывание
23
24
25
26
1
1
1
Раскатывать и
лепить цифр
Раскатывать и
лепить цифр
Пересыпать
мелкое
предметы
Пересыпает
материал
с
использованием
инструмента
(лопатка,
стаканчик и др.)
33
34
Завязывание узелков
на концах нитей.
Захватывание,
удержание, отпускание
предмета
(шарики,
кубики,
1
1
ниток.
Завязывание
узелков
Захватывает,
удерживает,
отпускает
предметы