Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа спортивного клуба «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную
направленность и разработана в соответствии с нормативными документами
системы дополнительного образования детей:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы):
приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей СП 2.4.3648-20 (постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28).
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от
31.03.2022 № 678-р);
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
г.// Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом
совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 3 сентября 2018 г №10).
10. Устав учреждения и иные документы;
Данная программа является модифицированной и создана на основе
анализа образовательных программ, имеющихся в дополнительном
образовании физкультурно-спортивное направление.
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и
способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных
и морально-волевых качеств. Физическое воспитание является неотъемлемой
частью всей системы учебно-воспитательной работы коррекционного
образовательного учреждения.
В процессе физического воспитания решаются образовательные,
коррекционно-компенсаторные, воспитательные и лечебно-оздоровительные
задачи. Это обусловлено характерологическими особенностями развития детей
с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдается наличие
нарушений психического и физического развития. У многих детей с
ограниченными возможностями здоровья, наряду с основным диагнозом,
имеется много различных сопутствующих заболеваний, таких как различные
нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем,
отмечаются нарушения зрения и слуха, ожирение, ограниченность речевого
развития. В двигательной сфере детей, страдают координация, точность и темп
движений, сенсомоторика, наблюдаются различные аномалии опорнодвигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие),
мышечная слабость, отставание в росте. Память характеризуется слабым
развитием и низким уровнем запоминания. Вышеперечисленные отклонения в
состоянии здоровья детей обуславливают различного рода трудности при
овладении учебным материалом по физическому воспитанию. Зачастую самые
простые по технике выполнения физические упражнения становятся для
ребёнка трудновыполнимыми из-за нарушения аналитико-синтетической
деятельности, ослабленного мышечного развития, наличия спастики,
нарушения согласованности движений и пр. Как известно, под влиянием
систематических занятий физическими упражнениями активизируется
деятельность всех органов и систем организма. В связи с этим повышение
двигательной активности школьников является чрезвычайно актуальной
задачей обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями
здоровья при соответствующем обучении и воодушевлении могут получать
удовольствие и пользу от занятий физической культурой, от участия в
индивидуальных и командных соревнованиях.
Актуальность
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного
образования является одной из важнейших задач государственной
образовательной политики. Адаптированная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа ориентирована на
создание и обеспечение необходимых условий для развития здорового образа
жизни, физического воспитания, социализацию и адаптацию к жизни в
обществе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими
тяжелые нарушения речи и задержку психического развития.
Новизна.
Учитывать специфику дополнительного образования и охватывает значительно
больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные
требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь,
делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи,
являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное
средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Цели и задачи
Цель программы: создание условий для физического развития учащихся и
привития им интереса к занятиям спортом через обучение игре в волейбол
Задачи
Образовательные:
обучить учащихся техническим приемам волейбола;
дать представление об оздоровлении организма и улучшении
самочувствия, дать необходимых дополнительных знаний и умений в
области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры
(волейбол);
обучить учащихся техническим и тактическим приёмам волейбола;
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
Развивающие:
развить координацию движений и основные физические качества;
способствовать повышению работоспособности учащихся;
формировать
навыки
самостоятельных
занятий
физическими
упражнениями во время игрового досуга.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;,
воспитывать дисциплинированность;
способствовать снятию стрессов и раздражительности.
Уровень программы
Программа базового уровня.
Срок реализации программ: 1 год
Объем часов в год: 68 часов
Занятия проводятся: 2 раз в неделю
Возраст обучающихся: 9-17 лет
Результат обучения: участие в школьных и региональных соревнованиях
Адресат программы
Данная программа для обучения навыкам игры в волейбол детей с
ограниченными возможностями здоровья, (интеллектуальными нарушениями)
в возрасте от 9 до 17 лет.
Занятия проводятся по группам.
Наполняемость группы:
1 группа – 12 человек
Форма обучения – очная.
Объем часов по программе: 68 часов
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу
Методы и формы обучения:
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в
принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо
строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой
опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической
общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2
часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также
выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается
содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более
успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач
рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих
занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные
представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует:
объяснение, рассказ замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа
упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у
учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает
многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
1. в целом;
2. по частям.
Игровой исоревновательный методы применяются после того, как у
обучающихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на
специально подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом
технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Планируемые результаты реализации программы:
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих
результатов:
совершенствование у обучающихся и ОВЗ технико-тактических приемов
игры в волейбол, судейства;
формирование технической культуры личности;
достижение максимальных результатов во время проведения игр,
заинтересованность детей занятием волейболом в
будущем.
Одним из главных приоритетов является укрепление здоровья учащихся,
воспитанию здорового образа жизни.
Обучающиеся должны:
1. Знать общие основы волейбола;
2. Расширить представление о технических приемах в волейболе;
3. Научиться правильно распределять свою физическую нагрузку;
4. Уметь играть по упрощенным правилам игры;
5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
6. Получить навыки технической подготовки волейболиста;
7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;
8. Освоить технику верхних передач;
9. Освоить технику передач снизу;
10. Освоить технику верхнего приема мяча;
11. Освоить технику нижнего приема мяча;
12. Освоить технику подачи мяча снизу.
Материально-техническое обеспечение занятий.
Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры
24*12м.
Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее
оборудование и инвентарь:
1. сетка волейбольная- 2шт.
2. стойки волейбольные3. гимнастическая стенка- 1 шт.
4. гимнастические скамейки-4шт.
5. гимнастические маты-3шт.
6. скакалки- 5 шт.
7. мячи набивные (масса 1кг)- 3шт.
8. мячи волейбольные – 2 шт.
9. рулетка- 1шт.
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и
специальная физическая подготовка; техника и тактика игры и делится на две
возрастные группы 1 группа: 9-.12 лет; 2 группа 13-17 лет.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития
волейбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны
упражнения,которые способствуют формированию общей культуры
движений,подготавливают организм к физической деятельности,развивают
определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий
обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе, обучающиеся должны знать правила игры
и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение
комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической
подготовки.
Календарный учебный график
Кол-во:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
недель
часов
8 недель
16 часов
8 недель
16 часов
10 недель
20 часов
8 недель
16 часов
Итого за
уч.год
34 недели
68 часов
Учебно-тематический план для группы 9-12 лет
№
Названия учебных разделов
Дата
Кол-во часов
всего теория
прак
тика
Теоретические занятия (14 часов)
Правила техники безопасности при
занятиях волейболом.
История развития волейбола в мире, в
России, в Астрахани. Появление
волейбола.
Сведения о строении и функциях
организма человека. Мышечная
система, скелет человека.
Влияние физических упражнений на
организм человека..
Общие гигиенические требования к
занимающимся волейболом.
Гигиенические требования к
спортивной одежде и обуви.
Правила соревнований, их
организация и проведение. Состав
команды. Расстановка и переход
игроков.
Основы техники и тактики игры.
Стойки игрока и перемещения. Прием
и передача мяча.
Всего часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
14
14
Практические занятия (32 часа)
Строевые упражнения. Понятия:
строй, шеренга, колонна, фланг,
интервал, дистанция. Перестроения.
Действия в строю на месте и в
движении. Переход с шага на бег и
наоборот. Изменение скорости
движения.
4
4
Гимнастические упражнения
подразделяются на три группы: первая
- для мышц рук и плечевого пояса,
вторая - для мышц туловища и шеи;
третья - для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без
предметов и с предметами (набивные
мячи, гимнастические палки, гантели,
резиновые амортизаторы, скакалки);
на гимнастических снарядах
(гимнастическая стенка и скамейка,
перекладина, канат).
6
6
Акробатические упражнения
включают группировки и перекаты в
различных положениях, стойка на
лопатках, кувырки вперед.
4
4
6
6
12. Спортивные и подвижные игры.
Основные элементы техники игры:
ведение, передачи. Подвижные игры:
«Гонка мячей», «Эстафета с бегом»,
«Эстафета с прыжками», «Эстафета
баскетболистов», «Встречная эстафета
с мячом»
2
2
13. Упражнения для развития прыгучести.
Прыжки на одной и на обеих ногах на
месте и в движении лицом вперед,
боком и спиной вперед. Прыжки на
одной и обеих ногах с преодолением
препятствий (набивные мячи и т.п.).
Прыжки с места вперед, назад, вправо,
5
5
Легкоатлетические
упражнения:
-бег: 20, 30, 60м, повторный бег дватри отрезка по 20 м, эстафетный бег с
этапами до 40 м;
-прыжки в длину с места;
-метания: малого мяча с места на
дальность.
влево, отталкиваясь обеими ногами.
Прыжки со скакалкой, разнообразные
подскоки.
14. Упражнения для развития быстроты
ответных действий. Бег с остановками
и изменением направления.
«Челночный» бег с различными
видами перемещений. Бег в колонне
по одному вдоль границ площадки, по
сигналу выполнение определенного
задания: ускорение, остановка,
изменение направления, прыжок
вверх.
Всего часов
5
32
5
32
Основные техники волейбола (22 часа)
Техника нападения
15. Перемещения и стойки:
стойки - основная, низкая;
ходьба, бег, перемещения
приставными шагами лицом, боком
(правым, левым), спиной вперед;
сочетание стоек и перемещений,
способов перемещений.
16. Передачи: передача мяча сверху и
снизу двумя руками: с набрасывания
партнера - на месте и после
перемещения; в парах; передачи в
стену.
3
3
4
4
17. Подачи:
4
нижняя прямая;
подача мяча в стену - расстояние 3 м,
отметка на высоте 1,5-2 м;
через сетку - расстояние 3 м.
Техника защиты
4
18.
Перемещения и стойки: то же, что в 3
нападении, внимание низким стойкам.
3
19.
Прием сверху двумя руками: прием
4
мяча после отскока от стены (расстояние
1-2 м); после броска партнером через
сетку (расстояние
2-4 м)
4
20.
Прием снизу двумя руками: прием мяча 4
наброшенного партнером - на месте и
после перемещения; в парах направляя
мяч вперед вверх, над собой, один на
месте, второй перемещается.)
4
Всего часов:
22
22
Учебно-тематический план для группы 13-17 лет
№
Названия учебных разделов
Дата
Кол-во часов
Все
теория
го
прак
тика
Теоретические занятия (2 часа)
1. Правила техники безопасности при
занятиях волейболом.
2. История возникновения волейбола.
Развитие волейбола. Правила игры в
мини-волейбол
Всего часов
1
1
1
1
2
2
Практические занятия, техническая подготовка (42 часа)
Техника передвижения и стоек
3. игрока.
Стойка игрока (исходные
положения). Ходьба, бег,
перемещения лицом вперед.
Перемещения приставными шагами:
лицом, правым, левым боком вперед.
Сочетание способов перемещений
4.
5.
9
9
Техника приема и передач мяча.
Передача сверху двумя руками;
прием и передача мяча снизу, прием и
передача мяча двумя руками сверху
(на месте и в движении приставными
шагами).
Прием мяча снизу двумя руками над
собой. Прием мяча снизу двумя
руками над собой и на сетку.
Передача мяча сверху двумя руками в
прыжке в парах. Передача мяча сверху
двумя руками в прыжке в тройках.
7
7
Техника подачи.
Нижняя прямая подача; через сетку;
подача в стенку, через сетку с
расстояния 9 м;
9
9
подача через сетку из-за лицевой
линии; подача нижняя боковая.
6.
8.
Нападающие удары.
Прямой нападающий удар (овладение
режимом разбега, прыжок вверх
толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3
шагов разбега, удар кистью по мячу ).
8
8
Овладение техникой подачи.
Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя
прямая подача. Нижняя прямая
подача, прием мяча, отраженного
сеткой.
9
9
Всего часов
42
42
Тактическая подготовка (20 часов)
9.
Индивидуальные действия: выбор
места для выполнения нижней подачи;
выбор места для второй передачи и в
зоне 3.
5
5
5
5
Командные действия. Прием
5
нижней подачи и первая передача в
зону 3, вторая передача игроку, к
которому передающий обращен
лицом.
12.
Тактика защиты. Выбор места при
5
приеме нижней подачи. Расположение
игроков при приеме подачи, когда
вторую передачу выполняет игрок зоны
3.
5
10.
11.
Групповые действия.
Взаимодействие игроков передней
линии: игрока зоны 4 с игроком зоны
3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (
при первой передаче ).
Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с
игроком зоны 3.
5
Всего часов:
20
20
Общефизическая подготовка (на каждом занятии)
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых,
выносливости, координационных, скоростно-силовых.
13. Гимнастические упражнения.
(на
Упражнения без предметов: для мышц каждо
рук и плеч.
м
заняти
и)
14. Для мышц ног, брюшного пресса,
тазобедренного сустава, туловища и
шеи.
(на
каждо
м
заняти
и)
15. Упражнения со скакалками.
(на
каждо
м
заняти
и)
16. Чередование упражнений руками,
ногами – различные броски,
выпрыгивание вверх с мячом
(на
каждо
м
заняти
и)
17. Легкоатлетические упражнения.
(на
Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: каждо
с места в длину, вверх. Прыжки мс
разбега в длину и высоту.
заняти
и)
Соревнования ( 4 часа)
18.
Соревнования. Принять участие в
соревнованиях с родителями.
Организация и проведение
соревнований. Разбор проведенных
игр. Устранение ошибок.
4
4
Всего часов:
Общее количество часов:
4
68
2
4
66
Система, формы контроля уровня достижений обучающиеся и критерии
оценки
Умения и навыки проверяются во время участия обучающихся в соревнованиях,
в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и
общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся
выполняют контрольные нормативы.
Контрольные испытания. Общефизическая подготовка.
Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная.
По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При
изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны
пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к
ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Техническая подготовка.
Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители
расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
Испытание на точность передачи через сетку.
Испытания на точность подач.
Испытания в защитных действиях.
Тактическая подготовка.
Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается
в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два
упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток.
Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор
способа действия: прием мяча от нападающего удара или
выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток.
Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Список литературы:
1. М.А.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова, В.А.Соколкина,
Г.А.Баландин, Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина, З.В.Гребенщикова,
А.Н.Крайнов Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для
общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6е издание, Москва «Просвещение» 2010.
2. В.И.Лях, доктор педагогических наук кандидат педагогических наук
А.А.Зданевич Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для
общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.ЛяхаА.А.Зданевича
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6е издание, Москва «Просвещение» 2010.
3. В.И.Лях, доктор педагогических наук кандидат педагогических наук
А.А.Зданевич Физическая культура 10 – 11 классы, Учебник для
общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е
издание, Москва «Просвещение» 2011.