Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа школьного музея «Музей - хранитель
памяти» имеет туристско-краеведческую направленность и разработана в
соответствии с нормативными документами системы дополнительного
образования детей:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы):
приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей СП 2.4.3648-20 (постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28).
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от
31.03.2022 № 678-р);
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 г.// Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный
президиумом совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г №10).
10. Устав учреждения и иные документы;
Одной из важнейших задач дополнительного образования детей с
нарушением
интеллекта является создание условий для саморазвития человека как
личности и
как индивидуальности, воспитание гражданина, патриота своей Родины.
Работая над созданием школьного музея учащиеся приобретают
нравственные
качества, дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине,
родному
краю внимательность, навыки самостоятельности.
Занятия дополнительным образованием в отличие от школьных уроков
предоставляют обучающимся большое поле деятельности, которое дает им
возможность реализовать полученные знания в играх, конкурсах, в
краеведческих
исследованиях и экскурсиях, проявить себя в музейно-поисковой работе.
Дополнительное образование позволяет расширить краеведческие знания,
полученные воспитанником в школе, а кроме того, реализовать их в одном из
видов практической деятельности, получить навыки экскурсовода,
исследователя,
музейного работника и другие.
Краеведение в системе дополнительного образования формирует у
школьников
качества, необходимые им как в учёбе, так и во многих областях
деятельности.
Участие в викторинах и историко-краеведческих играх является формой
социальной практики, формирует навыки совместной творческой работы,
взаимоотношений в команде. Ребята учатся работать с историческими и
краеведческими источниками, участвуют в исследовательской работе,
проводят
оформление собранного материала. Немаловажную роль играют экскурсии,
посещение музеев, встречи с интересными людьми.
Актуальность.
В приобщении ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым
человечеством в мировой культуре особая роль принадлежит музею, именно
он приходит на помощь образованию. Сливаясь в единое цело, музей и
образование формируют духовность человека.
Занятия в музее очень важен в практике духовно-нравственного,
гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания
личности.
Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве
источника информации о людях и событиях, способны воздействовать
эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют
проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к
сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры,
происходит приобщение к вечным ценностям жизни.
Особенно важна роль музея для детей с ОВЗ, в частности, с нарушением
интеллекта.
У детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в
развитии психических процессов: нарушены процессы анализа и синтеза,
2
отмечается большая задержка в развитии словесной памяти, затруднено
осмысленное запоминание материала, суждения отличаются упрощённостью
и излишней конкретностью, недостаточно развито умение обобщённо
выражать мысли, данная категория обучающихся, часто затрудняются
правильно устанавливать логические связи явлений и событий. В связи с
этим такие обучающиеся сталкиваются со значительными трудностями в
овладении историческими знаниями.
Необходимым условием и в то же время одним из результатов
изучения истории является формирование у учащихся исторических
представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий
прошлого. Особенно это важно для обучающихся с нарушением интеллекта,
мышление которых носит преимущественно конкретный характер, и которые
в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на
систему абстрактных понятий.
Для сознательного и прочного усвоения исторических понятий и
представлений обучающимися очень важна образность, она - необходимая
предпосылка научности и прочности исторических знаний, и в эту задачу
помогают решать занятия в музее.
Применение визуальных средств в обучении влияет на положительную
эмоциональную окраску уроков. Эмоциональная активизация – это
необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности
обучающихся.
Новизна и отличительные особенности программы.
Новизна и отличительные особенности данной программы
заключаются в том, что, работая по ФГОС, главным направлением которого
является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного
подростка является проблема выбора будущей профессии. Школьный музей
– одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора
и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов,
навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать
разные формы воспитательной работы.
Формы работы в школьном музее:
- практическая работа на местности;
- учебные экскурсии вне музея;
- уроки в музее
- встречи, сборы, собрания;
- уроки мужества, акции;
- изучение исторических событий;
- экскурсии, встречи в музее.
Цель и задачи программы
3
Цель: создание условий для формирования интереса у обучающихся к
изучению отечественной истории, уважительного отношения к нравственным
ценностям прошлых поколений, навыков исследовательской работы,
поддержка творческих способностей детей.
Данная программа призвана решать следующие задачи:
Образовательные:
расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края,
страны на основе знакомства с материалами музея;
приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие
познавательного интереса к изучению истории и культуры;
Развивающие:
воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения
народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности
поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры,
формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Воспитательные:
коррекция эмоционального состояния детей с ОВЗ;
воспитание у них чувства сопричастности к прекрасному, воспитание
трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины, их самореализация;
повышение их творческой активности, проявление инициативы и
любознательности, формирование ценностных ориентаций,
формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и
сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
развитие жизненных, социальных компетенций, таких как:
ответственность, мировоззрение (следование социально значимым
ценностям), развитие социального интереса (способности
интересоваться другими людьми и принимать участие в их жизни,
готовности к сотрудничеству);
привитие понятий патриотизма и гражданской позиции (проявление
гражданско-патриотических чувств).
Коррекционно-развивающие:
активизировать познавательную деятельность обучающихся;
приобретение навыков общения в социуме;
формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии:
Работа музея строится на использовании педагогических технологий,
обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и
воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
4
Ведущие направления деятельности:
1. Организационная и методическая работа.
2. Поисково-исследовательская работа.
3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
4. Экскурсионно-массовая работа.
5. Учебно-образовательная и воспитательная.
6. Работа с фондами.
7. Информационно-технологическая работа.
8. Участие в конкурсных и проектных мероприятиях городского, областного
и всероссийского уровней.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеклассном;
-социально-проектном.
Уровень программы
Программа базового уровня.
Срок реализации программ: 1 год
Объем часов в год: 34 часа
Занятия проводятся: 1 раз в неделю
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Результат обучения: участие в школьных и региональных конкурсных
мероприятиях.
Адресат программы
Данная программа для обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья, (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 13 до 17 лет.
Занятия проводятся по группам.
Наполняемость группы:
1 группа – 12 человек
Форма обучения – очная.
Объем часов по программе: 34 часа
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу
(академический час – 45 мин.) перерыв 10 минут
Группа занимается 1 раз в неделю по 1 академическому часу
Ожидаемые результаты
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного
музея.
2. Систематизация работы школьного музея.
3. Получение целостной картины по истории развития города, области,
школы
5
и ее традиций.
4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского
воспитания.
5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными
общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки,
индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные
выставки.
7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории
Астраханского края.
8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
9. Социализация школьников.
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение:
- обработанный и систематизированный материал краеведческого характера,
рассказывающий об истории школы.
- экспонаты, фотографии.
Выставочные стенды и аналогичные мобильные конструкции
Музейные выставочные витрины
Интерактивная панель
Дидактическое обеспечение
для проведения занятий:
- карты, схемы, плакаты по тематике программы.
- учебные фильмы краеведческого характера.
6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Календарный учебный график
Кол-во:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
недель
часов
8 недель
8 часов
8 недель
8 часов
10 недель
10 часов
8 недель
8 часов
Итого за
уч.год
34 недели
34 часа
Учебно-тематический план 34 часа
№
1.
2.
3.
Названия учебных
разделов
Вводное занятие.
Что такое музей?
Цели, задачи музейного
дела. Формы участия в
туристско-краеведческой
деятельности школьного
музея.
Всего часов
всего
теория
практи
ка
1
1
2
1
1
3
2
1
Основы музееведения (8 часов)
Музееведение как наука.
2
2
Разбор основных
функции музеев. Задачи
общественных музеев.
Основные этапы зарождения
и развития музеев в России.
Презентация «Известные
5.
музеи России».
Исследовательская работа
6.
по теме «Музеи
Астраханской области».
Работа над проектами по
данной теме
Всего часов
4.
Дата
Кол-во часов
1
1
1
1
4
1
3
8
4
4
Создание музейных экспозиций посвященных истории школы, знаменитым
землякам ( 14 часов)
7
7.
8.
9.
10.
История школы. Летопись
школы. Школьные традиции
и достопримечательности.
Учителя и выпускники
школы, их след в истории
малой родины.
3
2
1
3
2
1
Публикации о школе, её
учителях и выпускниках.
2
Знаменитые земляки –
педагоги школы. Гладченко
А.А.
6
2
2
4
Всего часов
14
6
8
Знакомство с историей Астраханской области ( 9часов).
11.
Истории заселения родного
края. Основные вехи
истории края в контексте
истории государства.
5
1
4
12.
Взаимосвязь социальноэкономической истории
края с природноклиматическими условиями
и природными ресурсами.
Население Астраханской
области - главное его
богатство.
4
1
3
9
2
7
34
14
20
Всего часов
8
Тема 1. Вводное занятие. Что такое музей?
Теория. Правила поведения в музее.
Тема 2. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в
туристско-краеведческой деятельности школьного музея.
Теория. Дать понятие о целях и задачах музейного дела.
Практика. Обзорная экскурсия в музей.
Тема 3. Музееведение как наука. Разбор основных функции музеев.
Задачи общественных музеев.
Теория. История развития музееведения. Их роль и значение в развитии
общества. Тема 4. Основные этапы зарождения и развития музеев в
России.
Теория. Дать представления об этапах развития музеев в России.
Тема 5. Презентация «Известные музеи России».
Практика. Наглядные иллюстрации лучших музеев России.
Тема 6. Исследовательская работа по теме «Музеи Астраханской
области». Работа над проектами по данной теме
Теория. Выбор проектов по теме «Музеи Астраханской области».
Практика. Работа над проектом.
Тема 7. История школы. Летопись школы. Школьные традиции и
достопримечательности.
Теория. Знакомство с летописью и традициями школы.
Практика. Экскурсия по музею.
Тема 8. Учителя и выпускники школы, их след в истории малой родины.
Теория. Изучение биографии учителей- ветеранов школы. Знакомство с
биографией учеников школы участниками СВО.
Практика. Работа с архивом музея.
Тема 9. Публикации о школе, её учителях и выпускниках.
Практика. Самостоятельная работа по сбору материалов об учителях и
выпускниках школы.
Тема 10. Знаменитые земляки –педагоги школы. Гладченко А.А.
Теория. Изучение биографии Астраханского композитора- педагога школы
Гладченко А.А.
Практика. Посещение тематического концерта «Песни об
Астрахани».
Тема 11. Истории заселения родного края. Основные вехи
истории края в контексте истории государства.
Теория. Систематизация знаний по истории заселения Астраханского края.
Практика. Посещение лекций, музея по истории Астраханского
края.
Тема 12. Взаимосвязь социально-экономической истории
края с природно-климатическими условиями и природными
9
ресурсами. Население Астраханской области - главное его
богатство.
Теория. Определение причинно-следственных связей социальноэкономической истории Астраханского края.
Практика. Посещение библиотеки им. Крупской.
10