Планируемые результаты Учащиеся с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости могут достичь следующих результатов обучения: Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета). Умение следить за своим внешним видом. Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома. Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др. Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно- бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др. Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, химических средств бытового назначения. Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности. Основное содержание программы Уроки по хозяйственно-бытовому труду направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду. Уроки способствуют выработке практических умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни, адаптации в социуме, повышают уровень общего развития учащихся. На уроках по хозяйственно-бытовому труду учащиеся учатся производить сухую и влажную уборку помещения, пользоваться бытовыми химическими средствами, знакомятся с бытовой техникой и правилами пользования. Изучают правила техники безопасности при работе с электроприборами, горячей жидкостью, ножом и др. Уроки способствуют усвоению детьми общепринятых норм поведения, формированию положительных черт характера, выработке навыков общения. 7 класс 1. Одежда и обувь Уход за одеждой и обувью. Виды одежды и обуви. Хранение одежды, обуви. Хранение принадлежностей для чистки обуви и одежды. Мелкий ремонт одежды. Стирка мелких изделий. Закрепление навыков , полученных в 4-6 классах. Подготовка белья и одежды к ремонту. Пришивание пуговиц, вешалки. Практические работы: выбор предметов для чистки обуви; чистка обуви; пришивание пуговиц; стирка и сушка мелких вещей 2. Уход за жилищем Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Уход за комнатными растениями . Пылесос. Уход за полом. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, к лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Практические работы: сухая уборка школьного помещения влажная уборка помещения уход за комнатными растениями работа с пылесосом 3.Питание: при изучении темы «Питание» используется программа «Поварское дело». Приложение» 1 8 класс 1. Уход за одеждой. Уход за обувью Виды стиральных машин. Стирка белого и цветного х/б белья . Средства для стирки белья. Утюжка фасонного белья. Подготовка одежды к сезонному хранению. Виды мелкого ремонта: пришивание пуговицы; пришивание «вешалки» к верхней одежде. Название инструментов, приспособлений и фурнитуры. Повторение: виды сезонной обуви; ежедневный уход за обувью; виды материалов для изготовления обуви. Гигиенический уход за обувью: правила и способы. Уход за тканевой обувью. Уход за обувью из искусственных материалов. Чистка кожаной обуви. Практические работы • Утюжка белья. • Подготовка одежды к сезонному хранению. Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. • Пришивание «вешалки» к верхней одежде. • Упражнения по протирке внутренней части обуви средствами (сменная обувь учащихся). Чистка кожаной обуви. Чистка обуви из искусственных материалов. 2. Питание: при изучении темы «Питание» используется программа «Поварское дело». Приложение №2 3. Жилище и уход за жилищем Виды помещений в доме. Виды покрытий пола. Гигиенические требования к помещениям. Уборка помещений. Моющие и чистящие средства, применяемые при уборке. Уход за комнатными растениями. Практические работы • Уборка ковровых покрытий с применением пылесоса. • Мытье пола, покрытого линолеумом. • Правила ухода за комнатными растениями • Обрезка сухих и поврежденных листьев. • Подкормка растений удобрениями. Полив растений. • Опрыскивание растений. • Удаление пыли с гладких листьев растений. • Мытье поддонов. 9 класс Питание: при изучении темы «Питание» используется программа «Поварское дело». Приложение №3 Жилище и уход за жилищем Виды жилых помещений и их назначение. Моющие и чистящие средства, применяемые для мытья полов, стен, окон. Практические работы Мытье окон, подоконников, радиаторов. Мытье стен, покрытых краской. Уход за комнатными растениями: полив растений, удаление пыли с листьев растений. Мытье поддонов. Обрезка сухих и поврежденных листьев. Уход за обувью. Уход за одеждой Ежедневный уход за обувью (повторение). Виды материалов для изготовления обуви. Гигиенический уход за обувью: правила и способы (повторение) Стирка мелких вещей. Выведение пятен с одежды в домашних условиях. Средства для стирки белья. Утюжка фасонного белья. Виды мелкого ремонта. Практические работы • Определение материала, из которого изготовлена обувь. • Чистка кожаной обуви. • Подготовка летней обуви к сезонному хранению. Выведение пятен с одежды. • Утюжка фасонного белья (блузок, брюк, ). •Пришивание пуговиц. Календарно - тематическое планирование 7 класс (132 часа) ТЕМА КОЛ-ВО ЧАСОВ I четверть (36 часов) День Знаний. 2 Уход за одеждой. Виды одежды. Домашняя, рабочая, спортивная. 2 Мелкий ремонт одежды. Техника безопасности при работе с острыми предметами. 2 Пуговицы, виды пуговиц. 2 Пришивание пуговиц. 2 Стирающие средства и правила хранения стирающих средств. 4 Стирка мелких вещей. 2 Секреты стирки. (Условные ярлычки) 2 Глажка вещей из х\б ткани. 2 Уход за жилищем. Предметы для сухой уборки. 2 Удаление пыли с мебели. 2 Мытье подоконников. 2 Мытье полов. 2 Виды комнатных растений. Уход за комнатными растениями. 2 Одежда и обувь. Уход. Обувь. Виды обуви. 3 Уход за обувью , чистка и сушка. 3 II четверть (28 часов) Уход за жилищем Гигиенические требования к жилому помещению. Виды уборок. 2 Сухая и влажная уборка классных комнат. 2 Мебель. Виды мебели. 2 Уход за мебелью. 2 Пылесос, техника безопасности при работе с пылесосом. Чистка мягкой мебели 2 Одежда и обувь Утюг, техника безопасности при работе с утюгом. 2 Глажка мелких вещей. 2 Предметы для ухода за одеждой. 2 Практическая работа чистка одежды. 2 Предметы для ухода за обувью. 2 ДАТА Практическая работа чистка обуви. 2 Питание. Уроки по программе «Поварское дело».Приложение№1 ( 30 часов) III четверть (36 часов) Одежда и обувь. Уход. Строение бытового электроутюга. Правила работы с утюгом. 2 Глажка мелких вещей. 2 Мелкий ремонт одежды. 2 Приспособления для ручной стирки. 2 Ручная стирка тонких и шерстяных носков 2 Экскурсия в школьную прачечную 2 Обобщающий урок по теме: «Уход за одеждой» 2 IVчетверть ( 32 часа) Уход за жилищем Составление плана уборки жилой комнаты. 2 Хозяйственный инвентарь для уборки помещений. 2 Уборка школьных помещений. 2 Работа на территории школы. 2 Обобщающий урок по теме: «Уборка помещения» 2 Одежда и обувь. Уход. Виды демисезонной одежды. 2 Уход за демисезонной одеждой. 2 Виды демисезонной обуви. 2 Уход за демисезонной обувью. 2 Различие одежды по назначению. 2 Уход за рабочей одеждой. 2 Итоговый урок по теме «Одежда и уход за одеждой» 2 Уход за жилищем Школа- наш дом. Уборка школьных помещений. 4 Работа на пришкольном участке. 2 Итогово-обобщающий урок. 2 Календарно - тематическое планирование 8 класс (132 часа) ТЕМА КОЛ-ВО ЧАСОВ ДАТА I четверть ( 36 часов) 2.09-28.10 Питание. Уроки по программе «Поварское дело». Приложение № 2 ( 36 часов) II четверть ( 28 часов) Влияние вредных привычек. Личная гигиена. Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств. 2 8\9.11 Режим дня. Соблюдение режима 2 11.11 Различие и подбор одежды по сезону. 2 15\16.11 Различие и подбор одежды по назначению 2 18.11 Правила ухода за одеждой. 2 22\23.11 Ремонт одежды. 4 25\29.11 Одежда и обувь. Жилище Типы жилых помещений.; квартир, частные дома. 2 2.12 Правила и периодичность уборки. 2 6\7.12 Подметание пола. 2 9.12 Техника безопасности при работе с острыми предметами (иголками, ножницами). 2 13\14.12 Ремонт одежды. Пришивание пуговиц . 4 16\20.12 Чистка обуви. 2 23.12 Мебель. Виды мебели. 2 10\11.01 Периодическая уборка. Уход за мебелью. 2 13.01 Уборка классной комнаты 2 17\18.01 Повседневная уборка. Инвентарь и принадлежности. 2 20.01 Уборка классных комнат . 4 24\25\27.01 Внешний вид. Одежда, обувь. 2 31\1.02 Название одежды и обуви. Смена одежды и обуви по сезонам. 2 3.02 Уход за обувью. Чистка, сушка. 2 7\8.02 Смена белья. Правила хранения белья до стирки 2 10.02 Стирка при помощи порошка. Принадлежности для ручной стирки. 2 21\22.02 Стирка и сушка мелких вещей (носки, платочки). Т/б при использовании стирающих средств. 4 24\28\1.03 Повседневный уход за одеждой. Практическое занятие. 4 3.03\7\9.03 4 14\17\23.03 Помощь в уборке школьного двора, участие в озеленении. 6 4\5\7\11.04 Бытовые электроприборы. Работа с ними и Т.Б. 4 12\14.04 Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Уход 4 18\19\21.04 Одежда и обувь. III четверть ( 36 часов) Жилище. Одежда и обувь. Жилище. Озеленение жилища. Виды комнатных растений и уход за ними. I V четверть ( 32 часа) за комнатными растениями Уход за комнатными растениями 4 25\26 28.04 Пересадка и перевалка комнатных растений. 2 2\3.05 Обувь, уход за демисезонной обувью. 4 5\6.05 Чистка обуви. 2 10\12.05 Глажка мелких вещей. 2 16\17.05 Ремонт одежды. 2 20.05 Итоговый урок. 2 24.05 Одежда и обувь. Календарно - тематическое планирование 9 класс (102 часа) ТЕМА КОЛ-ВО ЧАСОВ ДАТА 1 1.09 Гигиена юношей и девушек.. 1 6.09 Косметические средства. 1 7.09 Здоровый образ жизни. Вредные привычки. 1 7.09 Различие и подбор одежды по сезону. 2 13.09 Различие и подбор одежды по назначению. 2 14.09 Правила и уход за одеждой. 1 20.09 Химчистка на дому. Выведением различных пятен в домашних условиях. 2 21.09 I четверть ( 27 часов) День Знаний. Личная гигиена. Одежда и обувь. Стирка шерстяных, шёлковых тканей . Средства для стирки белья . 1 27.09 Ремонт одежды. Пришивание пуговиц . 3 28\4.10 Утюжка фасонного белья: блузок, брюк, халатов. 3 5\11.10 Гигиенические требования к состоянию жилой комнаты. 2 12.10 Последовательность уборки комнаты. Проветривание. 2 18.10 Моющие средства и приспособления для уборки. 1 19.10 Удаление пыли с мебели и подоконников. 1 25.10 Подметание пола щёткой . 1 25.10 Особенности уборки полов с различным покрытием. Мытье полов. 3 26\28.10 Жилище II четверть ( 21 час). Питание. Уроки по программе «Поварское дело». Приложение № 3 ( 21 час) 8.11-24.12 III четверть (30 часов). Виды уборок. Влажная и сухая уборка жилого помещения. 1 10.01 Уход за отопительными приборами. 1 11.01 Генеральная уборка помещения. Содержание и последовательность работ 1 17.01 Пылесос, правила работы с пылесосом. 1 18.01 Практическая работа с пылесосом. 4 24\25.01 Чистка зеркал. 1 31.01 Чистящие и моющие средства для уборки квартиры. 1 1.02 Стирка мелких вещей. 3 7\8.02 Т.Б. При работе с утюгом. Глажка мелких вещей. 4 21\22.02 Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. 3 28\1.03 Подготовка одежды к сезонному хранению. 2 7\9.03 Моющие и чистящие средства для окон, стен. 1 11.03 Технология мытья окон. 1 14.03 Технология мытья стен, покрытых краской. Мытьё 2 15.03 Одежда и обувь. Жилище стен. Уборка школьных помещений. 4 16\21\22.03 Виды декоративных растений. 1 4.04 Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Уход за комнатными растениями 2 5.04 Помощь в уборке школьного двора, участие в озеленении. 6 11\12\18\19. 04 Повседневная уборка жилого помещения. 3 20\21.04 Влажная уборка жилого помещения 3 25\26.04 2 2\3.05 Виды мелкого ремонта. Приёмы пришивания пуговиц. 2 5\6.05 Утюжка фасонного белья. 2 12.05 Повседневный уход за одеждой. 1 16.05 Обобщающий урок по теме: «Уход за одеждой» 1 17.05 Итогово -обобщающий урок 1 24.05 IV четверть ( 24 часа). Жилище Личная гигиена. Повторение по теме: Предметы личной гигиены. Правила личной гигиены в течение дня. Одежда и обувь.