РП по русскому яз., чтению, речевой практики, 6 год обуч., вариант 8.3

Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Общеобразовательная школа – интернат № 5»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей предметного цикла, протокол № 1 от 25.
08. 2021 г.
Согласовано:_______________________________зам. директора по УВР

А.А. Вострикова
Утверждаю:________________________________директор
В.В. Скрипниченко.

Рабочая программа
по русскому языку, чтению, речевой практике
вариант 8.3 (6-го года обучения)
на 2021 – 2022 учебный год

Составитель: Шаушиева А.У.
учитель высшей квалификационной категории

Г. АСТРАХАНЬ, 2021
6 КЛАСС
ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО
СПЕКТРА
(ВАРИАНТ 8.3)
ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
Чтение
Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе АООП образования,
обучающихся с РАС (вариант 8.3).
Цели общего курса: совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов; развитие навыков речевого общения на материале

доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; ― развитие положительных
качеств и свойств личности.
Задачи: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя; осмысленно
воспринимать прочитанное; выделять главных действующих лиц, оценивать их поступки; выбирать в тексте
слова, выражения, характеризующие героев, события, картины природы; формировать навык сознательного,
правильного и выразительного чтения; выработка умения правильно строить предложения; формировать
нравственные качества.
Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть
I
II
III
IV
Всего
Количество
35 ч.
28 ч.
43 ч.
30 ч.
136 ч.
часов
Основные разделы дисциплины: в рабочей программе по чтению тематика произведений подобрана с
учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширение их кругозора, воспитание
нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и
настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Формы текущего контроля: самостоятельные работы после изучения темы, итоговые проверки
техники чтения, тестирование.
Учебно-методический комплекс: Учебник: С. Ю. Ильина «Чтение», 4 класс, часть 1, 2, Москва
«Просвещение», 2019г.;
Конспекты, презентации, картинки, иллюстрации.

•
•

Достаточный уровень:
чтение текста вслух целыми словами после предварительного анализа (сложные по семантике и
структуре слова - по слогам);
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после его предварительного анализа;
определение главных действующих лиц произведения, элементарная оценка их поступков;
-чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после
предварительного разбора);
-пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
-выразительное чтение наизусть 7 – 8 стихотворений.

•
•
•
•

Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на иллюстрацию;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5 - 6 коротких стихотворений.

•
•
•
•
•

Содержание предмета
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица,
скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и
зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о
нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека
к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и
зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, считалки,
потешки.
Русский язык
Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе АООП образования
обучающихся с РАС (вариант 8.3).
Цели общего курса: развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Задачи: расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических
знаний и умений; использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения
практических (коммуникативно-речевых) задач;
Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть
I
II
III
Количество
35 ч.
28 ч.
43 ч.

IV
30 ч.

Всего
136 ч.

часов
Основные разделы дисциплины: в рабочей программе по русскому языку представлены следующие
разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Формы текущего контроля: самостоятельные работы после изучения темы, четвертные и итоговые
контрольные работы, тестирование.
Учебно-методический комплекс: Учебник: Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова «Русский язык», 4
класс, часть 2, Москва «Просвещение» 2019г.;
Конспекты, презентации, картинки, иллюстрации.

•
•
•
•

•
•
•
•

Достаточный уровень:
списывать целыми словами с печатного и рукописного текста с орфографическим проговариванием;
писать под диктовку текст (30 – 35 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий;
составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами (с помощью учителя),
делить текст на предложения.
Минимальный уровень:
анализировать слова по звуковому составу с помощью учителя;
различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие в произношении;
списывать с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку 2-4 предложения, включающие изученные орфограммы;

Содержание предмета
Повторение
- Выделение предложения из текста. Границы предложения в тексте, записанном без деления на
предложения. Предложение законченное и незаконченное. Распространенное предложение и
нераспространенное. Выделение в предложение названий предметов, действий, признаков. Составление
предложений по сюжетной картинке.
Звуки и буквы
• Звуки гласные и согласные, их различение. Алфавит. Деление слов на слоги. Перенос части слова при
письме.
• Гласные ударные и безударные. Проверка безударных гласных в слове.
• Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
• Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
• Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
• Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости
согласных буквами и, е, ю, я. Разделительный ь. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце
слова.
• Слова, обозначающие название предметов. Слова - предметы, отвечающие на вопрос кто? что?, кого?
чего?, кому чему?, кем? чем?, о ком? о чем?
• Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях
городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
• Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая?
какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в
обозначении пространственного расположения предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц,
площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и
глухих согласных на конце и слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Предложение. Оформление предложения в устной и письменной речи. Составление предложений с
опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным словам.
Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Вопросительное предложение.
Восклицательное предложение.
Речевая практика
Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе АООП
образования обучающихся с РАС (вариант 8.3).
Цели общего курса: развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для
осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи: ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих
речевой акт компонентов; улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение,

темп, ритм, дикция, интонация, выразительность; корригировать и обогащать языковую базу устных
высказываний детей; учить строить устные связные высказывания; воспитывать культуру речевого общения.
Развитие понимания обращённой речи. Развитие способности общаться с другими людьми. Воспитывать
интерес к предмету, любознательность, настойчивость, терпеливость и трудолюбие.
Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть
I
II
III
IV
Всего
Количество
17 ч.
14 ч.
22 ч.
15 ч.
68 ч.
часов
Основные разделы дисциплины: дикция и выразительность речи, общение и его значение в жизни,
правила поведения в гостях, просьба, алгоритм работы над темой речевой ситуации.
Формы текущего контроля: самостоятельные работы после изучения темы, тестирование.
Учебно-методический комплекс: учебник: С. В. Комарова «Речевая практика», 4 класс, Москва
«Просвещение», 2019г.;
Конспекты, презентации, аудио и видеозаписи, картинки, иллюстрации.
Достаточный уровень:
•
понимание содержания сказок, рассказов, прочитанных артистами в аудио записи, уметь отвечать
на вопросы по содержанию услышанного;
•
понимание содержания детских радио - и телепередач, ответ на вопросы учителя;
•
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой
ситуации;
•
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
•
правильное высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
•
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
•
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Минимальный уровень:
• формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
• участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
• восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал;
• выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения
учителя;
• участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
• ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и
телепередач;
• знать свои имя и фамилию. Адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы по
вопросам учителя.
Содержание предмета
Аудирование и понимание речи. Выполнение составных устных инструкций учителя, словесный
отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители с
последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства.
Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. соотнесение
произнесенных фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью
мимики и жестов в сочетании с речью и без нее, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Почему книгу
называют собеседником? Что мы узнаем из книги? Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Подбор
соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и
женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).
Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в
семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение
в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня
зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься, пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от

адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание
формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила
приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные
разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово»,
«бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул,
использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До
завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их
развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с
разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые
средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др.
Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!»
и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение
сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»).
Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …,
пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …»,
«Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления
и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка
благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные
реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и
тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция
на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!»,
«Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой
студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной
ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых
умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом
дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации
«Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов
учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его
вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

№

Тематическое планирование
Содержание программного материала
РУССКИЙ ЯЗЫК (136 ч.)

Кол-во
часов

Сроки

I четверть (35 ч.)
1

Повторение. Предложение. Выделение его из текста.

1

1.09

2

Предложение законченное и незаконченное.

1

2.09

3

Завершение начатого предложения.

1

3.09

4

Предложение и его схема. Распространение предложений.

1

6.09

5

Порядок слов в предложении.

1

7.07

6

Выделении в предложении названий предметов, действий и признаков.

1

8.09

7

Составление предложений по сюжетной картинке.

1

9.09

8

Составление предложений по предметной картинке.

1

13.09

9

Диагностическая контрольная работа.

1

14.09

10

Звуки и буквы. Алфавит. Расположение слов по алфавиту.

1

15.09

11-12

Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в
слове.

2

16.09
20.09

13-14

Ударные и безударное гласные. Их различение.

2

21.09 22.09

15-16

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.

1

23.09

17-19

Проверка безударных гласных в слове.

3

27,28,29.09

20-23

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

3

30.09
4,5.10

24

Контрольный диктант.

1

6.10

25

Работа над ошибками.

1

7.10

26

Твердые и мягкие согласные. Их различение перед гласными.

1

11.10

27

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я.

1

12.10

Буква Ь на конце и в середине слова.

2

13,14.10

Различение твердых им мягких согласных.

1

18.10

Написание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в словах. Активизация
словаря по теме.

3

19,20,21.10

34

Различение правил правописания в словах.

2

25,26.10

35

Контрольный диктант.

1

27.10

36

Работа над ошибками.

1

28.10

28-29
30
31-33

II четверть (28 ч.)
1-2

Разделительный Ь перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я. Знакомство.

2

8,9.11

3-4

Перенос слов с разделительным Ь и без него.

2

10,11.11

5-6

Правила правописания слов с разделительным Ь.

2

15,16.11

7-8

Различение сходных по буквам слов с разделительным Ь и без него.

2

17,18.11

9

Ь для обозначения мягких согласных и разделительный Ь.

1

22.11

10

Разделительный Ь. Закрепление знаний

1

23.11

11

Контрольный диктант.

1

24.11

12

Работа над ошибками.

1

25.11

13-14

Звонкие и глухие согласные. Их различение в словах.

2

29,30.11

15-16

Наблюдение за парными согласными на конце слова.

2

1,2.12

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

6.12

18-19

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

2

7,8.12

20-22

Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. 3

23-26

Правила правописания в слове. Закрепление знаний.

4

15,16,20,21.12

27

Контрольный диктант.

1

23.12

28

Работа над ошибками.

1

24.12

17

9,13,14.12

III четверть (43 ч.)
1-2

Слово. Название предметов, действий и признаков предметов.

2

10,11.01

3-4

Название предметов. Различение их по вопросам КТО? ЧТО?

2

12,13.01

5-6

Различение названий предметов по вопросам КОГО? ЧЕГО?

2

17,18.01

7-8

Различение названий предметов по вопросам КОМУ? ЧЕМУ?

2

19,20.01

9-10

Различение названий предметов по вопросам КЕМ? ЧЕМ?

2

24,25.01

11-12

Различение названий предметов по вопросам О КОМ? О ЧЕМ?

2

26,27.01

13-14

Выделение названий предметов в предложении.

2

31.01
1.02

15-16

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках
животных.

2

2,3.02

17-18

Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.

2

7,8.02

19-20

Название предметов. Закрепление знаний.

2

9,10.02

21

Контрольный диктант.

1

14.02

22

Работа над ошибками

1

15.02

23-24

Название признаков предмета. Определение их по вопросам КАКОЙ?
КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

2

16,17.02

25-26

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

2

21,22.02

27-28

Различение признаков, обозначающих
материал, вкус предмета.

2

24,28.02

29-30

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.

2

1,2.03

Определение предмета по его признакам.

1

3.03

Различение в названий предметов, действий, признаков.

2

7,9.03

Постановка вопросов к словам в предложении.

1

10.03

35-36

Распространение предложений словами, обозначающими признаки
предмета.

2

11,14.03

37-38

Распространение предложений словами, обозначающими предметы и
признаки предмета, по вопросам.

2

15,16.03

39

Контрольный диктант.

1

17.03

40

Работа над ошибками.

1

21.03

41

Повторение. Название предметов, действий и признаков предметов.

3

22,23,24.03

Предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА, со словами.

2

4,5.04

3

Предлог ИЗ со словами.

1

6.04

4

Предлог ЗА со словами.

1

7.04

5

Предлог БЕЗ со словами.

1

11.04

6

Предлог ДО со словами.

1

12.04

7

Предлог ПРО со словами.

1

13.04

8-9

Предлог. Закрепление знаний.

2

14,18.04

10

Контрольный диктант.

1

19.04

11

Работа над ошибками.

1

20.04

12

Предложение. Выделение предложения из текста.

1

21.04

Деление текста на предложения.

2

25,26.04

Завершение начатого предложения.

1

27.04

16-17

Порядок слов в предложении.

2

28.04 3.05

18-19

Связь слов в предложении.

2

4,5.05

Вопросительное предложение.

1

6.05

31
32-33
34

цвет,

форму,

величину,

IV четверть (30 ч.)
1-2

13-14
15

20

21

Восклицательное предложение.

1

10.05

22

Разные по интонации предложения.

1

11.05

23

Контрольный диктант.

1

12.05

24

Работа над ошибками.

1

13.05

25-26

Повторение. Правописание гласных и согласных в слове.

2

16,17.05

27-28

Название предметов, действий, признаков.

2

18,19.05

29-30

Предложение.

2

24,25.05

Коли
чество
часов

Сроки

№

Содержание программного материала

ЧТЕНИЕ (136 ч.)
I четверть (35 ч.)
1

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ.
Снова в школу. ПО Н. Носову.

1

1/09

2

Жил был Учитель. Э. Мошковская.

1

2/09

3

Чему учат в школе. М. Пляцковский.

1

3/09

4

Поздравление. По Ю. Ермолаеву.

1

6/09

5

Как Маруся дежурила. По Е. Шварцу.

1

8/09

6

Шум и шумок. По Е. Ильиной.

1

9/09

7

Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов.

1

10/09

8

Три желания Вити. По В. Каминскому.

1

13/09

9

Читалочка В. Берестов.

1

15/09

10

Зарубите на носу. По М. Бартеневу.

1

16/09

11

Загадки.

1

17/09

12

Обобщающий урок по разделу.

1

20/09

13

ВРЕМЯ ЛИСТЬЯМ ОПАДАТЬ.
Желтой краской кто – то… Н. Антонова.

1

22/09

14

Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой.

1

23/09

15

Подарки осени. Е. Благинина.

1

24/09

16

Лесные подарки. Л. Воронкова.

1

27/09

17

Лес осенью. А. Твардовский.

1

29/09

18

В осеннем лесу. По В. Путилиной.

1

30/09

19

Славная осень!... Н. Некрасов.

1

1/10

20

Отчего Осень грустна. По Э. Шиму.

1

4/10

21

Осень. К. Бальмонт.

1

6/10

22

Три сойки. Ю. Коваль.

1

7/10

23

Холодная зимовка. Н. Сладков.

1

8/10

24

Скучная картина!... А. Плещеев.

1

11/10

25

Сказка про маленького жучка. По О. Иваненко.

1

13/10

26

Пчелы и мухи. По К. Ушинскому.

1

14/10

27

Время листьям опадать… По Г. Граубину.

1

15/10

28

Загадки.

1

18/10

29

Обобщающих урок по разделу.

1

20/10

30

ДЕЛУ - ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС.

1

21/10

Пекла кошка пирожки…
31

Сенокос. Чешская потешка.

1

22/10

32

Карусели. По Л. Пантелееву.

1

25/10

33

Прятки. По Н. Носову.

1

27/10

34

Считалки.

1

28/10

35

Жмурки. По М. Булатову.

1

29/10

II четверть (28 ч.)
1

В МИРЕ ЖИВОТНЫХ.
Бодливая корова. По К. Ушинскому.

1

8/11

2

Упрямый котенок. По В. Бирюкову.

1

10/11

3

Пушок. По В. Гаранжину.

1

11/11

4

Томка. По Е. Чарушину.

1

12/11

5

Охотник и собаки. По Б. Житкову.

1

15/11

6

Чук заболел. По Л. Матвеевой.

1

17/11

7

Хитрый бурундук. По Г. Снегиреву.

1

18/11

8

Барсучья кладовая. По А. Баркову.

1

19/11

9

Гостья. По А. Дорохову.

1

22/11

10

Игрушки лисят. По Г. Королькову.

1

24/11

11

Лиса. По Ю. Дмитриеву.

1

25/11

12

Загадки.

1

26/11

13

Обобщающий урок по разделу

1

29/11

14

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА.
Миша - мастер. Г. Ладонщиков.

1

1/12

15

Пичугин мост. По Е. Пермяку.

1

2/12

16

Михаськин сад. В. Хомченко.

1

3/12

17

Когда люди радуются. По С. Баруздину.

1

6/12

18

Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву.

1

8/12

19

Котенок. Е. Благинина.

1

9/12

20

Птичка. В. Голявкин.

1

10/12

21-22

Обобщающий урок по разделу

2

13, 15/12

23

ЗИМА НАСТУПИЛА.
Снег идет. ПО Л. Воронковой.

1

16/12

Снегурочка. А. Слащов.

2

17,20/12

26

Декабрь. С. Маршак.

1

22/12

27-28

Елка. По В. Сутееву.

2

23, 24/12

24-25

III четверть (43 ч.)
1

Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной.

1

10/01

2

Зима. И. Суриков.

1

12/01

3

Где лежало «Спасибо»? Р. Тимершин.

1

13/01

4-5

На горке. По Н. Носову.

2

14, 17/01

6-7

Лисичка – сестричка и серый волк. Русская народная сказка.

2

19, 20/01

8

Как Солнце с Морозом поссорились. А Бродский.

1

21/01

9

Зимняя сказка. П. Головкин.

1

24/01

Митины друзья. Г. Скребицкий.

2

26, 27/01

Снежная шапка. В. Бирюков. Загадка. Е. Благинина. Загадка.
Е. Тарховская.

1

28/01

10-11
12

13

В шубах и шапках. По А. Тумбасову. Загадка. А. Рождественская.

1

31/01

14

Не ветер бушует над бором. Н. Некрасов.

1

2/02

15

Находчивый медведь. По В. Бианки.

1

3/02

16

Зимние прметы. По А. Спирину.

1

4/02

17-18

Обобщающий урок по разделу

2

7, 9/02

19-20

ВЕСЕЛЫЕ ИСТОРИИ.
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову.

2

10, 11/02

21

Одни неприятности. Г. Остер.

1

14/02

22

Однажды утром. М. Пляцковский.

1

16/02

23

Почему комары кусаются. В. Бирюков.

1

17/02

24

Вот какой рассеянный. С. Маршак.

1

18/02

25

Две лишние коробки. По О. Кургузову.

1

21/02

26

Отвечайте, правда ли? Г. Чичинадзе.

1

24/02

27

Обобщающий урок по разделу

1

25/02

28

ПОЛЮБУЙСЯ ВЕСНА НАСТУПАЕТ.
Март. В. Алферов.

1

28/02

Восьмое Марта. По М. Фроловой.

2

2,3/03

31

Бабушка- забота. Е. Благинина.

1

4/03

32

Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому.

1

7/03

33

Последняя льдина. По В. Бианки.

1

9/03

34

Весна. А. Плещеев.

1

10/03

35

Скворцы прилетели. По А. Баркову.

1

11/03

36

Всему свой срок. Э.Шим.

2

14,16/03

37

Полюбуйся, весна наступает. И. Никитин.

2

17,18/03

38

Весенний вечер. По Ю. Ковалю.

1

21/03

39

Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву.

2

23,24/03

40

Обобщающий урок по разделу

1

25/03

29-30

IV четверть (30 ч.)
1-2

В МИРЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.
Хаврошечка. Русская народная сказка.

2

4,6/04

3-4

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке.

2

7,8/04

5

У лукоморья дуб зеленый…А. Пушкин.

1

11/04

6-7

Подарки феи. По Ш. Перро.

2

13,14/04

8

Горшочек кавши. Братья Гримм.

1

15/04

9

Наши сказки. По В. Порудоминскому.

1

18/04

10

Обобщающий урок по разделу.

1

20/04

11

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ.
Царь – колокол. М. Ильин.

1

21/04

12

Город на Неве. С. Васильева.

1

22/04

13

Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко.

1

25/04

14

Сочинение на тему. С. Вербова.

1

27/04

15

Какое это слово. По Л. Кассилю.

1

28/04

16

Главное дело. По Б. Никольскому.

1

29/04

17

Защита. А. Усачев.

1

3/05

18

Никто не знает, но помнят все. По. Л. Кассилю.

1

4/05

19

День Победы. В. Белозеров.

1

6/05

20

Обобщающий урок по разделу

1

10/05

21

ЛЕТО ПРИШЛО.
Ливень. С Козлов.

1

11/05

22

Тучка. Г. Граубин.

1

12/05

23-24

Хитрый одуванчик. Н. Павлова.

2

13, 16/05

25

Одуванчик. Е. Благинина.

1

18/05

26

Встреча со змеей. По А. Дорохову.

1

19/05

27

Летний снег. А. Бродский.

1

20/05

28

После зимы будет лето. В. Голявкин.

1

21/05

29

Хозяюшка. О. Тарнопольская.

1

23/05

30

Летние приметы. По А. Спирину.

1

25/05

Коли
чество
часов

Сроки

Содержание программного материала
№
Речевая практика (68 ч.)
I четверть (17 ч.)
1

Делимся новостями.
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение
проблемного вопроса).
Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления
с праздником знаний.

1

3/09

2

Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной
структурой текста.

1

7/09

3

Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом».

1

10/09

4

Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое
интересное событие прошлого лета». Завершение темы (работа над
рубрикой «Это важно!»)

1

14/09

5

Я выбираю книгу.
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение
проблемного вопроса).
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на
вопросы на основе иллюстраций).

1

17/09

6

Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление
предложений по картинкам, беседа о типах книг,
рисование иллюстраций, обсуждение книг).

1

21/09

7

Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план.

1

24/09

8

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

1

28/09

9

«Подскажите, пожалуйста…».
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение
проблемного вопроса).
Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда
может быть использована фраза «Подскажите, пожалуйста...»).

1

1/10

10

Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к
знакомому и незнакомому человеку.

1

5/10

11

Ролевые игры по теме ситуации.

1

8/10

12

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

1

12/10

13

Я — пассажир
Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация
имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте.

1

15/10

14

Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте.
Ролевая игра «В автобусе» (или иная по выбору учителя с учётом
специфики общественного транспорта вместности, где находится

1

19/10

школа).
15

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

1

22/10

16

«Петушок — Золотой гребешок»
Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). Знакомство со
сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

1

26/10

17

Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации,
по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).

1

29/10

II четверть (14 ч.)
1

Сочиняем сказку.
Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение
проблемного вопроса). Актуализация знаний о фиксированной
структуре текста.

1

9/11

2

Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой
части придумываемой сказки с опорой на вопросный план.

1

12/11

3

Иллюстрирование сказки согласно замыслу. Рассказывание вариантов
сказки, получившихся у школьников.

1

16/11

4

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

1

19/11

5

«Лисичка – сестричка».
Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). Знакомство со
сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

1

23/11

6

Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации,
по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).

1

26/11

7

Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации,
по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).

1

30/11

8

Инсценирование сказки.

1

3/12

9

У телевизора.
Введение в ситуацию. Знакомство с темой (беседа на основе личного
опыта). Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по
теме:
предпочтения
обучающихся
в
телеэфире,
умение
ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться
пультом от телевизора.

1

7/12

10

Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами
рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план.
Составление персональных телевизионных программ обучающимися.

1

10/12

11

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

1

14/12

12

Новогодние истории.
Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации). Актуализация
знаний о новогодних сказках, мультфильмах.

1

17/12

13

Обсуждение замысла истории.
Составление предложений к каждой части придумываемой истории с
опорой на вопросный план.
Иллюстрирование истории согласно замыслу.
Рассказывание вариантов истории, получившихся ушкольников.

1

21/12

14

Представление истории на новогоднем
празднике (инсценирование, демонстрация видео с записью истории,
рассказываемой четвероклассниками и т. д.)

1

24/12

III четверть (22 ч.)
1

Знаки – помощники.
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение
проблемного вопроса).
Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта, знаний по
теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в
повседневной жизни.

1

11/01

2

Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице,
предполагающих обсуждение значения дорожных знаков.

1

14/01

3

Экскурсия «Знаки-помощники в нашем городе (посёлке, на нашей

1

18/01

улице и т. д.)».
4

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

1

21/01

5

В гостях у леса.
Введение в ситуацию. Беседа с привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций).

1

25/01

6

Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах
поведения в лесу.

1

28/01

7

Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление
работ обучающимися (составление рассказов).

1

1/02

8

Составление «Правил вежливого поведения в лесу». Завершение темы
(работа над рубрикой «Это важно!»)

1

4/02

9

Задушевные разговоры.
Введение в тему ситуации. Актуализация и уточнение словаря эмоций
у школьников.

1

8/02

10

Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на
основе иллюстраций.
Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

1

11/02

11

Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что
легче?», «На катке» в аудиозаписи.

1

15/02

12

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

1

18/02

13

Приглашение.
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение
проблемного вопроса). Актуализация имеющихся знаний по теме
(беседа на основе личного опыта).

1

22/02

14

Конструирование устных приглашений с опорой на план.
Дифференциация в зависимости от адресата.

1

25/02

15

Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый
отказ.

1

1/03

16

Составление текстов письменных приглашений, в том числе в
творческих группах.
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

1

4/03

17

Поздравляю!
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение
проблемного вопроса).

1

8/03

18

Конструирование поздравлений.
Дифференциация в зависимости от адресата.

1

11/03

19

Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на
открытке.
Тренировочные
упражнения
в
подписывании
поздравительных открыток.

2

15,18/03

20

Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к
ней.
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

2

21,25/03

IV четверть (15 ч.)
1

Жду письма!
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта).
Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой
письма.

1

5/04

2

Составление коллективного письма литературному герою по теме с
опорой на план из ключевых слов

1

8/04

3

Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя
«Письмо …»

1

12/04

4

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

1

15/04

5

Извините меня …
Введение в ситуацию
проблемного вопроса).

1

19/04

(рассматривание

картинок,

обсуждение

Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда
может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини
меня…»).
6

Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения.

1

22/04

7

Ролевые игры по теме ситуации.

1

26/04

8

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

1

29/04

9

Поздравительная открытка.
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на
вопросы на основе иллюстраций).
Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной
войне.

1

3/05

10

Рисование праздничных открыток.

1

6/04

11

Конструирование поздравлений с Днём Победы.

1

10/05

12

Подписывание открыток поздравлениями.
Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в
руки)

1

13/05

13

Во саду ли в огороде.
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного вопроса).

1

17/05

14

Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе
иллюстраций.

1

20/05

15

Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение
замыслов, порядка выполнения).

1

24/05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».