Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Общеобразовательная школа – интернат № 5» Рассмотрено на заседании методического объединения учителей предметного цикла, протокол № 1 от 25. 08. 2021 г. Согласовано:_______________________________зам. директора по УВР А.А. Вострикова Утверждаю:________________________________директор В.В. Скрипниченко. Рабочая программа по русскому языку, чтению, речевой практике вариант 8.3 (6-го года обучения) на 2021 – 2022 учебный год Составитель: Шаушиева А.У. учитель высшей квалификационной категории Г. АСТРАХАНЬ, 2021 6 КЛАСС ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.3) ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА Чтение Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе АООП образования, обучающихся с РАС (вариант 8.3). Цели общего курса: совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; ― развитие положительных качеств и свойств личности. Задачи: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя; осмысленно воспринимать прочитанное; выделять главных действующих лиц, оценивать их поступки; выбирать в тексте слова, выражения, характеризующие героев, события, картины природы; формировать навык сознательного, правильного и выразительного чтения; выработка умения правильно строить предложения; формировать нравственные качества. Количество часов на изучение дисциплины: Четверть I II III IV Всего Количество 35 ч. 28 ч. 43 ч. 30 ч. 136 ч. часов Основные разделы дисциплины: в рабочей программе по чтению тематика произведений подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширение их кругозора, воспитание нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Формы текущего контроля: самостоятельные работы после изучения темы, итоговые проверки техники чтения, тестирование. Учебно-методический комплекс: Учебник: С. Ю. Ильина «Чтение», 4 класс, часть 1, 2, Москва «Просвещение», 2019г.; Конспекты, презентации, картинки, иллюстрации. • • Достаточный уровень: чтение текста вслух целыми словами после предварительного анализа (сложные по семантике и структуре слова - по слогам); ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; определение основной мысли текста после его предварительного анализа; определение главных действующих лиц произведения, элементарная оценка их поступков; -чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); -пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; -выразительное чтение наизусть 7 – 8 стихотворений. • • • • Минимальный уровень: осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами; отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на иллюстрацию; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5 - 6 коротких стихотворений. • • • • • Содержание предмета Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения и пр. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле. Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Русский язык Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе АООП образования обучающихся с РАС (вариант 8.3). Цели общего курса: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Задачи: расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; Количество часов на изучение дисциплины: Четверть I II III Количество 35 ч. 28 ч. 43 ч. IV 30 ч. Всего 136 ч. часов Основные разделы дисциплины: в рабочей программе по русскому языку представлены следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Формы текущего контроля: самостоятельные работы после изучения темы, четвертные и итоговые контрольные работы, тестирование. Учебно-методический комплекс: Учебник: Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова «Русский язык», 4 класс, часть 2, Москва «Просвещение» 2019г.; Конспекты, презентации, картинки, иллюстрации. • • • • • • • • Достаточный уровень: списывать целыми словами с печатного и рукописного текста с орфографическим проговариванием; писать под диктовку текст (30 – 35 слов), включающие слова с изученными орфограммами. с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий; составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами (с помощью учителя), делить текст на предложения. Минимальный уровень: анализировать слова по звуковому составу с помощью учителя; различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие в произношении; списывать с рукописного и печатного текста; писать под диктовку 2-4 предложения, включающие изученные орфограммы; Содержание предмета Повторение - Выделение предложения из текста. Границы предложения в тексте, записанном без деления на предложения. Предложение законченное и незаконченное. Распространенное предложение и нераспространенное. Выделение в предложение названий предметов, действий, признаков. Составление предложений по сюжетной картинке. Звуки и буквы • Звуки гласные и согласные, их различение. Алфавит. Деление слов на слоги. Перенос части слова при письме. • Гласные ударные и безударные. Проверка безударных гласных в слове. • Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. • Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. • Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. • Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Разделительный ь. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. • Слова, обозначающие название предметов. Слова - предметы, отвечающие на вопрос кто? что?, кого? чего?, кому чему?, кем? чем?, о ком? о чем? • Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов. • Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. Дифференциация слов, относящихся к разным категориям. Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Составление предложений с предлогами. Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей). Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Предложение. Оформление предложения в устной и письменной речи. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным словам. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Вопросительное предложение. Восклицательное предложение. Речевая практика Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету. Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе АООП образования обучающихся с РАС (вариант 8.3). Цели общего курса: развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми. Задачи: ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность; корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей; учить строить устные связные высказывания; воспитывать культуру речевого общения. Развитие понимания обращённой речи. Развитие способности общаться с другими людьми. Воспитывать интерес к предмету, любознательность, настойчивость, терпеливость и трудолюбие. Количество часов на изучение дисциплины: Четверть I II III IV Всего Количество 17 ч. 14 ч. 22 ч. 15 ч. 68 ч. часов Основные разделы дисциплины: дикция и выразительность речи, общение и его значение в жизни, правила поведения в гостях, просьба, алгоритм работы над темой речевой ситуации. Формы текущего контроля: самостоятельные работы после изучения темы, тестирование. Учебно-методический комплекс: учебник: С. В. Комарова «Речевая практика», 4 класс, Москва «Просвещение», 2019г.; Конспекты, презентации, аудио и видеозаписи, картинки, иллюстрации. Достаточный уровень: • понимание содержания сказок, рассказов, прочитанных артистами в аудио записи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; • понимание содержания детских радио - и телепередач, ответ на вопросы учителя; • выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; • активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; • правильное высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; • участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; • составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. Минимальный уровень: • формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; • восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; • выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; • участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; • ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач; • знать свои имя и фамилию. Адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы по вопросам учителя. Содержание предмета Аудирование и понимание речи. Выполнение составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители с последующим пересказом прослушанного. Дикция и выразительность речи. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без нее, с опорой на пиктограммы и без них. Общение и его значение в жизни. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Почему книгу называют собеседником? Что мы узнаем из книги? Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д. Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься, пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. № Тематическое планирование Содержание программного материала РУССКИЙ ЯЗЫК (136 ч.) Кол-во часов Сроки I четверть (35 ч.) 1 Повторение. Предложение. Выделение его из текста. 1 1.09 2 Предложение законченное и незаконченное. 1 2.09 3 Завершение начатого предложения. 1 3.09 4 Предложение и его схема. Распространение предложений. 1 6.09 5 Порядок слов в предложении. 1 7.07 6 Выделении в предложении названий предметов, действий и признаков. 1 8.09 7 Составление предложений по сюжетной картинке. 1 9.09 8 Составление предложений по предметной картинке. 1 13.09 9 Диагностическая контрольная работа. 1 14.09 10 Звуки и буквы. Алфавит. Расположение слов по алфавиту. 1 15.09 11-12 Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове. 2 16.09 20.09 13-14 Ударные и безударное гласные. Их различение. 2 21.09 22.09 15-16 Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. 1 23.09 17-19 Проверка безударных гласных в слове. 3 27,28,29.09 20-23 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. 3 30.09 4,5.10 24 Контрольный диктант. 1 6.10 25 Работа над ошибками. 1 7.10 26 Твердые и мягкие согласные. Их различение перед гласными. 1 11.10 27 Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я. 1 12.10 Буква Ь на конце и в середине слова. 2 13,14.10 Различение твердых им мягких согласных. 1 18.10 Написание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в словах. Активизация словаря по теме. 3 19,20,21.10 34 Различение правил правописания в словах. 2 25,26.10 35 Контрольный диктант. 1 27.10 36 Работа над ошибками. 1 28.10 28-29 30 31-33 II четверть (28 ч.) 1-2 Разделительный Ь перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я. Знакомство. 2 8,9.11 3-4 Перенос слов с разделительным Ь и без него. 2 10,11.11 5-6 Правила правописания слов с разделительным Ь. 2 15,16.11 7-8 Различение сходных по буквам слов с разделительным Ь и без него. 2 17,18.11 9 Ь для обозначения мягких согласных и разделительный Ь. 1 22.11 10 Разделительный Ь. Закрепление знаний 1 23.11 11 Контрольный диктант. 1 24.11 12 Работа над ошибками. 1 25.11 13-14 Звонкие и глухие согласные. Их различение в словах. 2 29,30.11 15-16 Наблюдение за парными согласными на конце слова. 2 1,2.12 Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. 1 6.12 18-19 Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. 2 7,8.12 20-22 Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. 3 23-26 Правила правописания в слове. Закрепление знаний. 4 15,16,20,21.12 27 Контрольный диктант. 1 23.12 28 Работа над ошибками. 1 24.12 17 9,13,14.12 III четверть (43 ч.) 1-2 Слово. Название предметов, действий и признаков предметов. 2 10,11.01 3-4 Название предметов. Различение их по вопросам КТО? ЧТО? 2 12,13.01 5-6 Различение названий предметов по вопросам КОГО? ЧЕГО? 2 17,18.01 7-8 Различение названий предметов по вопросам КОМУ? ЧЕМУ? 2 19,20.01 9-10 Различение названий предметов по вопросам КЕМ? ЧЕМ? 2 24,25.01 11-12 Различение названий предметов по вопросам О КОМ? О ЧЕМ? 2 26,27.01 13-14 Выделение названий предметов в предложении. 2 31.01 1.02 15-16 Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. 2 2,3.02 17-18 Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. 2 7,8.02 19-20 Название предметов. Закрепление знаний. 2 9,10.02 21 Контрольный диктант. 1 14.02 22 Работа над ошибками 1 15.02 23-24 Название признаков предмета. Определение их по вопросам КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? 2 16,17.02 25-26 Постановка вопросов к названиям признаков предмета. 2 21,22.02 27-28 Различение признаков, обозначающих материал, вкус предмета. 2 24,28.02 29-30 Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. 2 1,2.03 Определение предмета по его признакам. 1 3.03 Различение в названий предметов, действий, признаков. 2 7,9.03 Постановка вопросов к словам в предложении. 1 10.03 35-36 Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета. 2 11,14.03 37-38 Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам. 2 15,16.03 39 Контрольный диктант. 1 17.03 40 Работа над ошибками. 1 21.03 41 Повторение. Название предметов, действий и признаков предметов. 3 22,23,24.03 Предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА, со словами. 2 4,5.04 3 Предлог ИЗ со словами. 1 6.04 4 Предлог ЗА со словами. 1 7.04 5 Предлог БЕЗ со словами. 1 11.04 6 Предлог ДО со словами. 1 12.04 7 Предлог ПРО со словами. 1 13.04 8-9 Предлог. Закрепление знаний. 2 14,18.04 10 Контрольный диктант. 1 19.04 11 Работа над ошибками. 1 20.04 12 Предложение. Выделение предложения из текста. 1 21.04 Деление текста на предложения. 2 25,26.04 Завершение начатого предложения. 1 27.04 16-17 Порядок слов в предложении. 2 28.04 3.05 18-19 Связь слов в предложении. 2 4,5.05 Вопросительное предложение. 1 6.05 31 32-33 34 цвет, форму, величину, IV четверть (30 ч.) 1-2 13-14 15 20 21 Восклицательное предложение. 1 10.05 22 Разные по интонации предложения. 1 11.05 23 Контрольный диктант. 1 12.05 24 Работа над ошибками. 1 13.05 25-26 Повторение. Правописание гласных и согласных в слове. 2 16,17.05 27-28 Название предметов, действий, признаков. 2 18,19.05 29-30 Предложение. 2 24,25.05 Коли чество часов Сроки № Содержание программного материала ЧТЕНИЕ (136 ч.) I четверть (35 ч.) 1 ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. Снова в школу. ПО Н. Носову. 1 1/09 2 Жил был Учитель. Э. Мошковская. 1 2/09 3 Чему учат в школе. М. Пляцковский. 1 3/09 4 Поздравление. По Ю. Ермолаеву. 1 6/09 5 Как Маруся дежурила. По Е. Шварцу. 1 8/09 6 Шум и шумок. По Е. Ильиной. 1 9/09 7 Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов. 1 10/09 8 Три желания Вити. По В. Каминскому. 1 13/09 9 Читалочка В. Берестов. 1 15/09 10 Зарубите на носу. По М. Бартеневу. 1 16/09 11 Загадки. 1 17/09 12 Обобщающий урок по разделу. 1 20/09 13 ВРЕМЯ ЛИСТЬЯМ ОПАДАТЬ. Желтой краской кто – то… Н. Антонова. 1 22/09 14 Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой. 1 23/09 15 Подарки осени. Е. Благинина. 1 24/09 16 Лесные подарки. Л. Воронкова. 1 27/09 17 Лес осенью. А. Твардовский. 1 29/09 18 В осеннем лесу. По В. Путилиной. 1 30/09 19 Славная осень!... Н. Некрасов. 1 1/10 20 Отчего Осень грустна. По Э. Шиму. 1 4/10 21 Осень. К. Бальмонт. 1 6/10 22 Три сойки. Ю. Коваль. 1 7/10 23 Холодная зимовка. Н. Сладков. 1 8/10 24 Скучная картина!... А. Плещеев. 1 11/10 25 Сказка про маленького жучка. По О. Иваненко. 1 13/10 26 Пчелы и мухи. По К. Ушинскому. 1 14/10 27 Время листьям опадать… По Г. Граубину. 1 15/10 28 Загадки. 1 18/10 29 Обобщающих урок по разделу. 1 20/10 30 ДЕЛУ - ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС. 1 21/10 Пекла кошка пирожки… 31 Сенокос. Чешская потешка. 1 22/10 32 Карусели. По Л. Пантелееву. 1 25/10 33 Прятки. По Н. Носову. 1 27/10 34 Считалки. 1 28/10 35 Жмурки. По М. Булатову. 1 29/10 II четверть (28 ч.) 1 В МИРЕ ЖИВОТНЫХ. Бодливая корова. По К. Ушинскому. 1 8/11 2 Упрямый котенок. По В. Бирюкову. 1 10/11 3 Пушок. По В. Гаранжину. 1 11/11 4 Томка. По Е. Чарушину. 1 12/11 5 Охотник и собаки. По Б. Житкову. 1 15/11 6 Чук заболел. По Л. Матвеевой. 1 17/11 7 Хитрый бурундук. По Г. Снегиреву. 1 18/11 8 Барсучья кладовая. По А. Баркову. 1 19/11 9 Гостья. По А. Дорохову. 1 22/11 10 Игрушки лисят. По Г. Королькову. 1 24/11 11 Лиса. По Ю. Дмитриеву. 1 25/11 12 Загадки. 1 26/11 13 Обобщающий урок по разделу 1 29/11 14 ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА. Миша - мастер. Г. Ладонщиков. 1 1/12 15 Пичугин мост. По Е. Пермяку. 1 2/12 16 Михаськин сад. В. Хомченко. 1 3/12 17 Когда люди радуются. По С. Баруздину. 1 6/12 18 Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву. 1 8/12 19 Котенок. Е. Благинина. 1 9/12 20 Птичка. В. Голявкин. 1 10/12 21-22 Обобщающий урок по разделу 2 13, 15/12 23 ЗИМА НАСТУПИЛА. Снег идет. ПО Л. Воронковой. 1 16/12 Снегурочка. А. Слащов. 2 17,20/12 26 Декабрь. С. Маршак. 1 22/12 27-28 Елка. По В. Сутееву. 2 23, 24/12 24-25 III четверть (43 ч.) 1 Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной. 1 10/01 2 Зима. И. Суриков. 1 12/01 3 Где лежало «Спасибо»? Р. Тимершин. 1 13/01 4-5 На горке. По Н. Носову. 2 14, 17/01 6-7 Лисичка – сестричка и серый волк. Русская народная сказка. 2 19, 20/01 8 Как Солнце с Морозом поссорились. А Бродский. 1 21/01 9 Зимняя сказка. П. Головкин. 1 24/01 Митины друзья. Г. Скребицкий. 2 26, 27/01 Снежная шапка. В. Бирюков. Загадка. Е. Благинина. Загадка. Е. Тарховская. 1 28/01 10-11 12 13 В шубах и шапках. По А. Тумбасову. Загадка. А. Рождественская. 1 31/01 14 Не ветер бушует над бором. Н. Некрасов. 1 2/02 15 Находчивый медведь. По В. Бианки. 1 3/02 16 Зимние прметы. По А. Спирину. 1 4/02 17-18 Обобщающий урок по разделу 2 7, 9/02 19-20 ВЕСЕЛЫЕ ИСТОРИИ. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. 2 10, 11/02 21 Одни неприятности. Г. Остер. 1 14/02 22 Однажды утром. М. Пляцковский. 1 16/02 23 Почему комары кусаются. В. Бирюков. 1 17/02 24 Вот какой рассеянный. С. Маршак. 1 18/02 25 Две лишние коробки. По О. Кургузову. 1 21/02 26 Отвечайте, правда ли? Г. Чичинадзе. 1 24/02 27 Обобщающий урок по разделу 1 25/02 28 ПОЛЮБУЙСЯ ВЕСНА НАСТУПАЕТ. Март. В. Алферов. 1 28/02 Восьмое Марта. По М. Фроловой. 2 2,3/03 31 Бабушка- забота. Е. Благинина. 1 4/03 32 Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому. 1 7/03 33 Последняя льдина. По В. Бианки. 1 9/03 34 Весна. А. Плещеев. 1 10/03 35 Скворцы прилетели. По А. Баркову. 1 11/03 36 Всему свой срок. Э.Шим. 2 14,16/03 37 Полюбуйся, весна наступает. И. Никитин. 2 17,18/03 38 Весенний вечер. По Ю. Ковалю. 1 21/03 39 Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву. 2 23,24/03 40 Обобщающий урок по разделу 1 25/03 29-30 IV четверть (30 ч.) 1-2 В МИРЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ. Хаврошечка. Русская народная сказка. 2 4,6/04 3-4 Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. 2 7,8/04 5 У лукоморья дуб зеленый…А. Пушкин. 1 11/04 6-7 Подарки феи. По Ш. Перро. 2 13,14/04 8 Горшочек кавши. Братья Гримм. 1 15/04 9 Наши сказки. По В. Порудоминскому. 1 18/04 10 Обобщающий урок по разделу. 1 20/04 11 РОДНАЯ ЗЕМЛЯ. Царь – колокол. М. Ильин. 1 21/04 12 Город на Неве. С. Васильева. 1 22/04 13 Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко. 1 25/04 14 Сочинение на тему. С. Вербова. 1 27/04 15 Какое это слово. По Л. Кассилю. 1 28/04 16 Главное дело. По Б. Никольскому. 1 29/04 17 Защита. А. Усачев. 1 3/05 18 Никто не знает, но помнят все. По. Л. Кассилю. 1 4/05 19 День Победы. В. Белозеров. 1 6/05 20 Обобщающий урок по разделу 1 10/05 21 ЛЕТО ПРИШЛО. Ливень. С Козлов. 1 11/05 22 Тучка. Г. Граубин. 1 12/05 23-24 Хитрый одуванчик. Н. Павлова. 2 13, 16/05 25 Одуванчик. Е. Благинина. 1 18/05 26 Встреча со змеей. По А. Дорохову. 1 19/05 27 Летний снег. А. Бродский. 1 20/05 28 После зимы будет лето. В. Голявкин. 1 21/05 29 Хозяюшка. О. Тарнопольская. 1 23/05 30 Летние приметы. По А. Спирину. 1 25/05 Коли чество часов Сроки Содержание программного материала № Речевая практика (68 ч.) I четверть (17 ч.) 1 Делимся новостями. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний. 1 3/09 2 Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста. 1 7/09 3 Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом». 1 10/09 4 Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 1 14/09 5 Я выбираю книгу. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 1 17/09 6 Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг). 1 21/09 7 Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план. 1 24/09 8 Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 1 28/09 9 «Подскажите, пожалуйста…». Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите, пожалуйста...»). 1 1/10 10 Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку. 1 5/10 11 Ролевые игры по теме ситуации. 1 8/10 12 Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 1 12/10 13 Я — пассажир Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте. 1 15/10 14 Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе» (или иная по выбору учителя с учётом специфики общественного транспорта вместности, где находится 1 19/10 школа). 15 Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 1 22/10 16 «Петушок — Золотой гребешок» Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). 1 26/10 17 Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). 1 29/10 II четверть (14 ч.) 1 Сочиняем сказку. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация знаний о фиксированной структуре текста. 1 9/11 2 Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план. 1 12/11 3 Иллюстрирование сказки согласно замыслу. Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников. 1 16/11 4 Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 1 19/11 5 «Лисичка – сестричка». Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). 1 23/11 6 Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). 1 26/11 7 Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). 1 30/11 8 Инсценирование сказки. 1 3/12 9 У телевизора. Введение в ситуацию. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора. 1 7/12 10 Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план. Составление персональных телевизионных программ обучающимися. 1 10/12 11 Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 1 14/12 12 Новогодние истории. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации). Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах. 1 17/12 13 Обсуждение замысла истории. Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план. Иллюстрирование истории согласно замыслу. Рассказывание вариантов истории, получившихся ушкольников. 1 21/12 14 Представление истории на новогоднем празднике (инсценирование, демонстрация видео с записью истории, рассказываемой четвероклассниками и т. д.) 1 24/12 III четверть (22 ч.) 1 Знаки – помощники. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта, знаний по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни. 1 11/01 2 Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков. 1 14/01 3 Экскурсия «Знаки-помощники в нашем городе (посёлке, на нашей 1 18/01 улице и т. д.)». 4 Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 1 21/01 5 В гостях у леса. Введение в ситуацию. Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 1 25/01 6 Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу. 1 28/01 7 Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов). 1 1/02 8 Составление «Правил вежливого поведения в лесу». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 1 4/02 9 Задушевные разговоры. Введение в тему ситуации. Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников. 1 8/02 10 Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». 1 11/02 11 Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи. 1 15/02 12 Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 1 18/02 13 Приглашение. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта). 1 22/02 14 Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата. 1 25/02 15 Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. 1 1/03 16 Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих группах. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 1 4/03 17 Поздравляю! Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). 1 8/03 18 Конструирование поздравлений. Дифференциация в зависимости от адресата. 1 11/03 19 Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток. 2 15,18/03 20 Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 2 21,25/03 IV четверть (15 ч.) 1 Жду письма! Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта). Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма. 1 5/04 2 Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов 1 8/04 3 Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо …» 1 12/04 4 Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 1 15/04 5 Извините меня … Введение в ситуацию проблемного вопроса). 1 19/04 (рассматривание картинок, обсуждение Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня…»). 6 Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения. 1 22/04 7 Ролевые игры по теме ситуации. 1 26/04 8 Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 1 29/04 9 Поздравительная открытка. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. 1 3/05 10 Рисование праздничных открыток. 1 6/04 11 Конструирование поздравлений с Днём Победы. 1 10/05 12 Подписывание открыток поздравлениями. Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки) 1 13/05 13 Во саду ли в огороде. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 1 17/05 14 Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций. 1 20/05 15 Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения). 1 24/05