РП по профильному труду Элементы столярного дела 10 кл., 2 вариант

Пояснительная записка
Рабочая программа по профильному труду (элементы столярного дела) 10 класса
составлена на основе требований к результатам освоения адаптированных основных
общеобразовательных программ, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2 ГКОУ АО «ОШИ №5».
Настоящая программа предусматривает подготовку учащихся с тяжелыми
нарушениями интеллекта к самостоятельному выполнению несложных видов работ, тем
самым способствует внедрению детей со значительными отклонениями в развитии в
современный социум и решает следующие задачи:
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
- формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
- развитие у учащихся общетрудовых умений;
- воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках профильного труда
(элементы столярного дела)
Патриотическое воспитание:
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
Гражданское воспитание:
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков.
Эстетическое воспитание:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязь человека
с природой и социальной средой.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного образования.
Трудовое воспитание:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школу,
города, края) технологической и социальной направленности;

- способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Содержание программы направлено на достижение базовых учебных результатов
адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ГКОУ АО «ОШИ №5».
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения
обучающимися
Данная рабочая программа предназначена для детей с ограниченными
возможностями
здоровья,
обучающихся
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе (вариант 2). Принципы отбора содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития
обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет
воспитательных и развивающих целей обучения.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников,
индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс
обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально
возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся.
Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается
на ранее полученные сведения и с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на
других уроках.
Программа включает в себя следующие основные разделы:
- применение материалов и оборудования;
- правила шлифовки древесины;
- способы нанесения (перевода) рисунка;
- работа с выжигательным прибором;
- применение красок и лаков.
На уроках обучающихся знакомят с декоративной отделкой изделий из дерева, с
различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат
соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно
накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических
умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции из дерева.
Обучающиеся учатся организовывать свое рабочее место в соответствии с
используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или
самостоятельно) создают эскиз изделия, проводят анализ образца с опорой на рисунок,
схему, инструкцию; планируют последовательность операций по изготовлению продукта;
контролируют качество выполненной работы; обсуждают полученный результат в
соответствии с своими представлениями.
Программа по профильному труду (элементы столярного дела) носит предметнопрактическую направленность на всех этапах обучения, развивает мышление, мелкую и
крупную моторики воспитанников. Кроме того, декоративная отделка изделий из дерева
формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их
личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной
степени самостоятельность в быту.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно Адаптированной образовательной программе образования обучающихся
с умственной отсталостью, составленной на основе ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета
«Профильный труд (элементы столярного дела)» отводится:
в 10 классе - 102 часа (34 учебных недели) по 3 часов в неделю.
Базовые учебные действия
 Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
 Формирование учебного поведения:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников
спорной ситуации.
 Формирование умения выполнять задание:
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
- использование по назначению учебных материалов.
 Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и
т.д.:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- организовывать рабочее место;
- контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
- принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев;
- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Планируемые результаты
освоения
обучающимися общеобразовательной
программы
Учащиеся с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости могут достичь
следующих результатов обучения: овладение трудовыми умениями, необходимыми в
разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные
технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового
взаимодействия.
 Интерес
к
овладению
доступными
профильными,
прикладными,
вспомогательными видами трудовой деятельности.
 Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций,
несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
 Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты,
материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
 Умение соблюдать технологические процессы.
 Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени,
оценивать результаты своего труда.
 Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Профильный труд
(элементы столярного дела)»:
- учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей;
- методические рекомендации для учителя;
- столярное оборудование (приборы для выжигания разных видов);
- инструменты и приспособления для проведения практических работ (упоры, подставки,
бруски, напильники и т.д.);
- материалы для проведения практических работ (древесина, фанера, шлифовальная бумага и т.д.)
- оргтехника (компьютер, принтер, сканер);
- видеоподборки и презентации по темам программы;
- инструкционно-технологические и технологические карты;
- наглядно-демонстрационный материал;
- образцы готовых изделий;
- раздаточный материал.
Содержание учебного предмета
10 класс
Вводное занятие.
Распределение учащихся по рабочим местам. Правила поведения в мастерской и
содержания рабочего места. Рабочая одежда для занятий. Дежурные по мастерской,
распределение, объяснение обязанностей. Знакомство с планом работы на год и на
четверть.
Сведения о материалах и инструментах.
Теоретические сведения. Материалы, применяемые в столярном деле.
Оборудование, используемое в столярном деле: наждачная бумага, краски и кисть, кисть
для лака, напильник. Древесина, фанера, внешний вид, свойства, назначение.
Последовательность обработки древесины. Правила техники безопасности при ручной
обработке древесины. Лак: виды, его свойства, назначение. Правила и способы нанесения
лака на древесину (тампоном, кистью).
Упражнения. Шлифовка фанеры. Нанесение лака на древесину тампоном, кистью.
Изготовление коррекционной игрушки.
Изделие. Изготовление коррекционной игрушки «Зайка».
Теоретические сведения. Коррекционная игрушка: виды и назначение. Составление
плана изготовления коррекционной игрушки. Последовательность обработки древесины.
Правила техники безопасности при шлифовке древесины, при работе с напильником,
красками, работе с лаком. Работа с инструкционной картой из надписей.
Практическая работа. Шлифовка деталей коррекционной игрушки, обработка
боковых поверхностей и отверстий игрушки напильником, распределение цветов и
раскрашивание игрушки красками, покрытие игрушки лаком.
Вводное занятие.
Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в столярной
мастерской. Знакомство с планом работы на четверть. Подготовка к работе специальной
одежды (фартуки, нарукавники). Подготовка к работе инструментов и приспособлений.
Организация рабочего места.
Сведения о материалах и инструментах.
Теоретические сведения. Последовательность обработки древесины. Правила ТБ
при обработке древесины. Правила шлифовки фанеры. Прибор для выжигания: виды,
назначение и применение. Части прибора для выжигания. Правила техники безопасности
при работе с прибором для выжигания.

Упражнения. Шлифовка фанеры. Работа с прибором для выжигания: включение,
выключение, регулировка, выжигание линий.
Изготовление подставки под горячее.
Изделие. Подставка под горячее фигурной формы.
Теоретические сведения. Подставка под горячее: виды и назначение. Составление
плана изготовления подставки под горячее. Последовательность обработки древесины.
Правила техники безопасности при шлифовке древесины, при работе с напильником, при
работе с прибором для выжигания, с красками, лаком. Способы нанесения рисунка на
древесину. Работа с инструкционной картой из надписей.
Практическая работа. Шлифовка подставки под горячее, обработка боковых
поверхностей подставки напильником, выжигание рисунка, распределение цветов,
раскрашивание рисунка красками, покрытие изделия лаком.
Вводное занятие.
Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в столярной
мастерской. Знакомство с планом работы на четверть. Подготовка рабочей одежды,
инструментов и приспособлений к работе. Организация рабочего места.
Сведения о материалах и инструментах.
Теоретические сведения. Последовательность обработки древесины. ТБ при
обработке древесины. Правила работы красками по древесине. ТБ при работе с лаком.
Правила и способы нанесения лака на древесину. Правила работы с прибором для
выжигания. Правила техники безопасности при работе с прибором для выжигания.
Упражнения. Шлифовка фанеры. Работа с красками, лаком. Выжигание простого
рисунка.
Изготовление разделочной доски.
Изделие. Разделочная доска сложной формы.
Теоретические сведения. Виды разделочных досок, их назначение. Составление
плана изготовления разделочной доски. Последовательность обработки древесины.
Правила техники безопасности при шлифовке древесины, при работе с напильником,
прибором для выжигания, красками и лаком. Способы нанесения рисунка на древесину.
Работа с инструкционной картой с надписями.
Практическая работа. Шлифовка разделочной доски, обработка отверстия
напильником, нанесение рисунка на разделочную доску, выжигание рисунка разделочной
доски, распределение цветов и раскрашивание рисунка разделочной доски, покрытие
доски лаком.
Вводное занятие.
Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в столярной
мастерской. Знакомство учащихся с планом работы на четверть. Подготовка рабочей
одежды, инструментов и приспособлений к работе. Организация рабочего места.
Сведения о материалах и инструментах.
Теоретические сведения. Последовательность обработки древесины. Правила ТБ
при работе с древесиной и лаком. Правила работы с напильником и техника безопасности.
Упражнения. Шлифовка фанеры. Работа с напильником.
Изготовление тематического панно.
Изделие. Тематическое панно из фанеры.
Теоретические сведения. Виды панно, их назначение. Составление плана
изготовления панно. Последовательность обработки древесины. Правила техники
безопасности при шлифовке древесины, работе с красками, прибором для выжигания и
работе с лаком. Работа с инструкционной картой из надписей.
Практическая работа. Шлифовка панно из фанеры, нанесение рисунка на панно,
выжигание рисунка панно, распределение цветов и раскрашивание рисунка панно,
покрытие панно лаком.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10 «Г» класс (102 часа)
I четверть (24 часа)
Темы и содержание занятий
Правила поведения в столярной мастерской.
Правила безопасной работы в столярной мастерской.
Организация и подготовка рабочего места.
Материалы, применяемые в столярном деле.
Оборудование, используемое в столярном деле.
Древесина, фанера, внешний вид, свойства,
назначение.
Последовательность обработки древесины.
Правила техники безопасности при ручной обработке
древесины.
Виды лака, его свойства, назначение.
Правила и способы нанесения лака на древесину.
Изготовление коррекционной игрушки «Зайка»:
- коррекционная игрушка: виды и назначение;
- составление плана изготовления коррекционной
игрушки;
- шлифовка игрушки крупной шкуркой;
- шлифовка игрушки мелкой шкуркой;
- обработка боковых поверхностей игрушки;
- обработка отверстий коррекционной игрушки;
- распределение цветов на игрушке;
- раскрашивание игрушки красками;
- покрытие игрушки лаком.
II четверть (24 часа)
Темы и содержание занятий
Правила поведения мастерской.
Правила безопасной работы в столярной мастерской.
Подготовка
к
работе
инструментов
и
приспособлений.
Последовательность обработки древесины.
Правила техники безопасности при обработке
древесины.
Прибор для выжигания: виды, назначение и
применение.
Части прибора для выжигания.
Правила техники безопасности при работе с
прибором для выжигания.
Изготовление подставки под горячее:
- подставка под горячее: виды и назначение;
- составление плана изготовления подставки под
горячее;
- шлифовка подставки крупной шкуркой;
- шлифовка подставки мелкой шкуркой;
- обработка боковых поверхностей подставки
напильником;
- нанесение рисунка на подставку;

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1

Календ.
сроки
06.09
07.09
07.09
13.09
14.09
14.09

1
1

20.09
21.09

1
1

21.09
27.09

1
1

28.09
28.09

3
3
1
1
1
1
2

04.10-05.10
11.10-12.10
18.10
19.10
19.10
25.10
25.10

Кол-во
часов
1
1
1

Календ.
сроки
08.11
09.11
09.11

1
1

15.11
16.11

1

16.11

1
1

22.11
23.11

1
1

23.11
29.11

3
3
1

30.11-06.12
07.12-13.12
14.12

1

14.12

- выжигание рисунка подставки;
- распределение цветов рисунка;
- раскрашивание рисунка подставки красками;
- покрытие подставки под горячее лаком.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

III четверть (31 час)
Темы и содержание занятий
Правила поведения в мастерской.
Правила безопасной работы в столярной мастерской.
Организация рабочего места.
Последовательность обработки древесины.
Правила техники безопасности при обработке
древесины.
Правила работы с красками по древесине.
Правила техники безопасности при работе с лаком.
Правила и способы нанесения лака на древесину
(тампоном, кистью).
Правила работы с прибором для выжигания.
Правила техники безопасности при работе с
прибором для выжигания.
Изготовление разделочной доски сложной:
- виды разделочных досок, их назначение;
- составление плана изготовления разделочной
доски;
- шлифовка разделочной доски крупной шкуркой;
- шлифовка разделочной доски мелкой шкуркой;
- обработка боковых поверхностей доски;
- обработка отверстия доски напильником;
- способы нанесения рисунка на древесину;
- нанесение рисунка на разделочную доску;
- выжигание рисунка разделочной доски;
- распределение цветов рисунка;
- раскрашивание рисунка красками;
- покрытие доски лаком.
IV четверть (23 часа)
Темы и содержание занятий
Правила поведения в мастерской.
Правила безопасной работы в столярной мастерской.
Подготовка специальной одежды и инструментов к
работе.
Организация рабочего места.
Последовательность обработки древесины.
Правила техники безопасности при обработке
древесины.
Правила работы с напильником и техника
безопасности.
Изготовление тематического панно:
- виды панно, их назначение;
- составление плана изготовления панно;

2
1
1
2

20.12-21.12
21.12
27.12
28.12

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

Календ.
сроки
10.01
11.01
11.01
17.01
18.01

1
1
1

18.01
24.01
25.01

2
1

25.01-31.01
01.02

1
1

01.02
07.02

3
3
2
1
1
1
3
1
1
2

08.02-14.02
15.02-21.02
22.02
28.02
01.03
01.03
07.03-15.03
15.03
21.03
22.03

Кол-во
часов
1
1
1

Календ.
сроки
04.04
05.04
05.04

1
1
1

11.04
12.04
12.04

1

18.04

1
1

19.04
19.04

- шлифовка панно крупной шкуркой;
- шлифовка панно мелкой шкуркой;
- обработка боковых поверхностей панно;
- нанесение рисунка на панно;
- выжигание рисунка панно;
- распределение цветов рисунка;
- раскрашивание рисунка панно красками;
- покрытие панно лаком.

3
3
1
1
2
1
1
2

25.04-26.04
02.05-03.05
10.05
10.05
16.05-17.05
17.05
23.05
24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».