РП по Предметно-практическим действиям (коррекц. зан.) 3 кл., 2 вариант

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(ин6теллектуальными нарушениями) адаптированной основой общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).
Цель образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного
предмета: используя различные многообразные виды деятельности (предметная, игровая,
конструирование, действия с разнообразными игрушками ручной труд и т.д.),
коррегировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации,
пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления
детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Задачи курса:
- знакомство с различными материалами и предметами;
- формирование приемов элементарной предметной деятельности;
- формирование навыков продуктивной деятельности.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроке предметнопрактические действия (коррекционные занятия)
1. Патриотического воспитания:
1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
2. Гражданского воспитания:
2.3. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
3.2. Активное неприятие асоциальных поступков;
4. Эстетического воспитания:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;

5. Ценности научного познания:
5.1. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира;
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
6.5. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.6. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
6.7. Сформированность навыков рефлексии;
7. Трудового воспитания:
7.2. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
8. Экологического воспитания:
8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА С УЧЕТОМ ОСОБЕНОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления,
речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование
предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР,
достигших

школьного

возраста,

действия

с

предметами

остаются

на

уровне

неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная
обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных
специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные
целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью

обучения

является

формирование

целенаправленных

произвольных

действий с различными предметами и материалами.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и
осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной
деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем

используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной
бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно
обучающихся

Адаптированной

с

умственной

общеобразовательной

отсталостью,

программе

образования

на

ФГОС

составленной

основе

для

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение
предмета «Предметно-практические действия (коррекционные занятия)» отводится в
общем объёме 102 часа (34 учебных недели) по 3 часа в неделю.
Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

23

102

Количество часов
3

25

23

31

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического
развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к
результатам

освоения

образовательных

программ

представляют

собой

описание

возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- избегает конфликтных ситуаций;
-пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов, разрешения конфликтов;
- принимает доброжелательное отношение в свой адрес;
-Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
Биологический уровень
-сообщает об изменениях в организме (заболевание)
Развитие мотивов учебной деятельности:
-проявляет

мотивацию

благополучия

(желает

заслужить

одобрение) Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных играх;
- принимает помощь от педагога.
Предметные результаты действия:
-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань,
природный материал и т.д.;
-умение фиксировать взгляд на объекте;
умение воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех
сторон;
-умение сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры;
-умение скатывать из бумаги шарики;
-умение раскладывает кусочки ткани на столе;
-умение рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
- умение выполнять последовательно организованные движения;
- умение играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- умение складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой
(пальцами);
- умение складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
-умение раскладывать по блюдцам разный природный материал;
-умение разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между
ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин,
отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми
движениями;
- умение строить их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые
конструкции (стол, стул, домик);

- умение играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в
домик, села на стул и т.д.);
- умение смачивать и отжимать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные
поверхности, складывать
- умение строить из кубиков башню;
-умение наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
-

передвигаться

по

школе,

находить

свой

класс,

другие

необходимые

помещения Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на предмете;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником
на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, пластилина
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания
3-4 мин.
2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное
задание от начала до конца.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР направлена на развитие способности у
детей

овладевать

содержанием

адаптированной

основной

общеобразовательной

программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант
“2”) и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
 умение выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебных материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,
 от начала до конца,
 с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Развитие практических действий составляет существенную сторону общего
развития ребенка. Практическая предметная деятельность характеризуется не только
собственно двигательными умениями и навыками, в ней определенным образом
проявляются также сенсорная сфера, пространственные представления и мыслительная
деятельность. Преодоление трудностей, связанных с осуществлением практического
действия,

вскрывает

и

некоторые

эмоционально-волевые

аспекты

психической

деятельности.
Обучение начинается с повторения манипуляторных действий с предметом и с
ориентировочных операций обследования, уточнения и закрепления свойства материалов
и предметов в доступной форме известными способами (путем сминания, разминания,
пересыпания, переливания, перекладывания, наматывания и др.).

Далее

обучение

направлено

на

формирование

предметно-специфических

действий (ручных) с использованием предмета для достижения цели (палки, сачка, ключа
и пр.); а также на овладение предметно-орудийными действиями (действия ложкой,
ножницами, молоточком и т.д.) и умение использовать в практической деятельности
предметы-орудия на основе игрового мотива (с помощью гаечного ключа, отвертки,
молоточка и т.д. (пластмассовые верстаки) чинить, соединять, создавать элементы
конструкция (сборно-разборные игрушки, модели транспорта и пр.).
Содержание коррекционных занятий.
Предметно-манипулятивные действия.
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:
- открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающимися крышками;
- нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий
шнур, шпагат).
Цвет. Выбор по образцу и группировка предметов, окрашенных не только в
основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов
двух сходных цветов. Раскладывание предметов двух сходных цветов. Выбор по образцу
и раскладывание 10-15 предметов различных цветов. Сопоставление предметов по цвету,
близкое поднесение их друг к другу.
Форма. Выбор по образцу и инструкции предметов одной формы из 4-8 предметов
двух сходных форм. Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм.
Выбор по образцу и группировка объемных предметов. Выбор по образцу и группировка
плоскостных форм. Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик,
круг, квадрат, треугольник.
Величина. Определение неконтрастной разницы по величине между предметами
путем наложения и приложения предметов. Подбор и группировка одинаковых по
величине предметов. Различение величины предметов не зависимо от их формы.
Дидактические игры.
Усложнение

игр,

содержащих

дидактические

задачи

на

различение

и

использование цвета, формы, величины предметов.
Элементарное конструирование.
Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной
инструкции. Складывание разрезных картинок из 3-4 частей. Подбор и выкладывание из
объемных плоскостных форм разного цвета и величины различных комбинаций при
зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур. Постройки из детских
наборов строительного материала, также по показу, образцу и по словесной инструкции.

Работа с мозаикой.
Закрепление навыка правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой.
Закрепление умений, приобретенных во 2-классе. Выкладывание прямых рядов.
Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и
цветов. Выкладывание узоров по показу и образцу с соблюдением цвета и
пространственных отношений деталей мозаики.
Лепка.
Закрепление навыков обращения с материалом и выполнение определенных правил
при работе с ним, полученные во втором классе. Закрепление навыков: раскатывания
прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивание между ладонями.
Приобретение новых навыков лепки. Отщипывание пальцами кусочков и скатывание
мелких шариков. Сгибание столбиков с соединением концов. Защипывание краев формы
кончиками пальцев. Вытягивание столбиков из короткого толстого цилиндра, округлять и
заострение концов, образуя формы. Умение в лепке использовать правильное
представление о величине, цвете и форме.
Работа с бумагой.
Закрепление умений и навыков, полученных во 2-м классе. Умения и навыки
работы с бумагой: сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно; сгибать и
разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Изготовление изделий без
применения клея. Наклеивание готовых геометрических фигур в указанном порядке,
выбирая по цвету (одноцветные) или по форме, чередуя фигуры по цвету или форме.
Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей.
Работа с нитками.
Сортировка ниток по цвету. Упражнения в разрывании ниток разной длины и
толщины. Наматывание на катушку, клубок, картон. Плетение косичек из толстых
шнуров.
Календарно-тематический план по коррекционному курсу «Предметнопрактические действия (коррекционные занятия)»
№
урока

Разделы предмета, темы уроков

Колво
часов

Дата

1 четверть –25 часов.
1
2

Предметные действия
Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Развитие
ручной умелости.
Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Развитие
ручной умелости.

5
1

01.09.22

1

05.09.22

3
4
5

1
1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1

07.09.22
08.09.22
12.09.22

1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1

10.10.22

1

Различение предметов по форме, цвету, величине.
Упражнения с массажными, шариками, прищепками.
Упражнения с массажными, шариками, прищепками.
Дидактические игры
Дидактическая игра «Найди ее домик».
Дидактическая игра «Разложи в ряд».
Дидактическая игра «Что лишнее».
Элементарное конструирование
Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу.
Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу.
Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Фрукты.
Складывание разрезных картинок из 2-6частей. Овощи.
Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец.
Работа с мозаикой
Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов.
Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов.
Выкладывание из мозаики «чередующихся рядов» (красный-синихкрасный).
Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов.
Лепка
Пластилин. Свойства пластилина.
Вишни, сливы.
Морковь, огурец.
Лепка изученных букв по образцу.
Работа с бумагой
Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы.
Аппликация «Осенние листочки».
Овощи. Фрукты.
Дом с крышей.
2 четверть –23 часа
Предметные действия
Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

2

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

1

09.11.22

3

Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.

1

10.11.22

4

Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.

1

14.11.22

Дидактические игры
Дидактическая игра «Быстро занять место».
Дидактическая игра «Что лишнее».
Дидактическая игра «Кто ушел».
Дидактическая игра «Передай кубик».
Элементарное конструирование
Складывание букв из счетных палочек.
Складывание букв из счетных палочек.
Конструирование из геометрических фигур.
Конструирование из геометрических фигур.
Работа с мозаикой
Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.
Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.
Выкладывание узоров по показу и по образцу.

4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1

6
7
8
9
10
11
12
3
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

4
1

14.09.22
15.09.22
19.09.22
21.09.22
22.09.22
26.09.22
28.09.22
29.09.22
03.10.22
05.10.22
06.10.22

12.10.22
13.10.22
17.10.22
19.10.22
20.10.22
24.10.22
26.10.22
27.10.22
07.11.22

16.11.22
17.11.22
21.11.22
23.11.22
24.11.22
28.11.22
30.11.22
01.12.22
05.12.22
07.12.22
08.12.22

16
17
18
19
20
21
22
23
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22

Выкладывание узоров по показу и по образцу.
Лепка
Снеговик.
Домик.
Лепка изученных букв.
Работа с бумагой
Аппликация методом обрыва «Геометрические фигуры»
Многоэтажный дом с окнами.
Флажки.
Ёлочка.
3 четверть –31 час
Работа с нитками
Наматывание ниток на игрушки.
Предметные действия
Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)
Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)
Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.
Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.
Дидактические игры
Дидактическая игра «Что лишнее».
Дидактическая игра «Поиск в окружающем».
Дидактическая игра «Подбери пару»
Дидактическая игра «Картинное лото».
Элементарное конструирование
Складывание из счетных палочек «Грузовая машина»
Складывание букв из счетных палочек.
Постройки из строительного материала по показу и образцу.

1
3
1
1
1
4
1
1
1
1

Действия с материалами
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные
полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя
руками (одной рукой, пальцами)
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя
руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя
одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук,
направляя одну руку к себе, другую руку от себя)

2
1

Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики,
мелкие игрушки, шишки и др.)
Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная
дверь и др.)
Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика
и др.)
Работа с мозаикой
Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.
Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.
Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.
Выкладывание узоров по показу и по образцу.
Выкладывание узоров по показу и по образцу.
Лепка

3
1

1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1

1

1
1
5
1
1
1
1
1
4

12.12.22
14.12.22
15.12.22
19.12.22
21.12.22
22.12.22
26.12.22
28.12.22

23
24
25
26
27

Лепка цифр.
Лепка изученных букв.
Рыбка.
Зайчик.
Работа с бумагой
Флажки.

1
1
1
1
5
1

28
29
30
31

Открытка маме.
Открытка маме.
Изученные буквы.
Изученные цифры.

1
1
1
1

4 четверть – 23 часа
Плетение косичек из толстых цветных шнуров.
Плетение косичек из толстых цветных шнуров.
Предметные действия
Пальчиковые игры и упражнения.
Пальчиковые игры и упражнения.
Различение предметов по форме, цвету, величине.
Упражнения с массажными, шариками, с прищепками.
Дидактические игры
Дидактическая игра «Картинное лото».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Дидактическая игра «Разложи в ряд».
Элементарное конструирование
Складывание фигур и узоров по образцу.
Складывание фигур и узоров по образцу.
Складывание разрезных картинок из 5-6 частей. Насекомые.
Постройки из строительного материала по показу и образцу.
Работа с мозаикой
Выкладывание геометрических фигур разной величины.
Выкладывание геометрических фигур разной величины.
Выкладывание цифр.
Выкладывание цифр.
Лепка
Матрешка.
Утёнок.
Лепка цифр.
Лепка изученных букв по образцу.
Работа с бумагой
Простые поделки оригами.
Разноцветные шары.

1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

ОПИСАНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Коррекционный курс «предметно-практические действия» включает в
себя:
- учебный стол;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер, большой монитор;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины, пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),
вставления (стаканчики одинаковой величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы,
ракушки, шишки, засушенные листья);
- набор предметов для занятий (типа «Нумикон», «Монтессори-материал»
и др.);
- пазлы из двух, трёх, четырёх частей (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображением занятий, важных момен6тов и других
событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото-ассоциации;
- деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счётные палочки, образцы для выкладывания счётных палочек;
- обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная
дорога, игрушечные самолёты;
- мягкие пазлы-вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- мягкая основа для мозаики;
- прищепки, основа для прищепок;
- деревянный ящик с песком, образцы рисунков на песке;
- нарисованная настенная наглядность (деревья большие и маленькие, одно
– много, домики, печки и т.д.).
Освоение учебного предмета предполагает использование разнообразного
дидактического материала:
- предметов различной формы, величины, цвета;
- изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку,
группировку различных предметов, их соотнесение по определённым признакам.
Специальными средствами невербальной коммуникации являются:

- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видеозанятия;
- графические, печатные изображения (тематические наборы фотографий,
рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметнопрактической деятельности: интернетзресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики,
музыкальные видеофизминутки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».