РП по предмету Информатика 7-9 кл., 1 вариант

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии
с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации (редакция от 23.07.2013);
 на основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
19.12.2014 № 1599;
 адаптированной основной образовательной программой
ГКОУ АО
«Общеобразовательная школа-интернат № 5»;
 Постановление № 26 от 10.07.2015г. Об утверждении СанПин 2.4.2. 3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся
с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности,
способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений. В
целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой
материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение
Цели:
 формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной
деятельности на основе методов информатики;
 формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств
ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
 усиление культурологической составляющей школьного образования;
 развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся.
Задачи:
 познакомиться с понятием информация;
 рассмотреть следующие действия с информацией: хранение, передача,
кодирование, обработка, получение новой информации;
 познакомиться с устройством компьютера и его программного обеспечения;
 закрепить правила техники безопасности и организации рабочего места;
 развивать навык работы на клавиатуре и с мышью;
 изучать графический редактор Paint;
 научиться создавать простейшие анимации в PowerPoint;
 закреплять навыки работы с файлами и папками,
 познакомить с текстовым процессором Word,
Приоритетные направления в воспитательной работе
на уроках Информатики
1. Патриотического воспитания:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе,
2. Гражданского воспитания:
2

2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
5. Ценности научного познания:
5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
6.5. Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности,
7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует
овладению обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств
ИКТ в повседневной жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных
ситуациях. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности
протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о
методах и средствах их автоматизации.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных
связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
3

использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации.
В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и
умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном
обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими
средствами
ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики
будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных
качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом их индивидуальных возможностей.
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера
для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах
клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств
текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере;
бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема,
рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование
небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом
редакторе, программах WORD И POWER POINT. Организация системы файлов и папок
для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на
электронных носителях.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика»,
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитан на 34 часа, что составляет 1
час в неделю.

Четверть
Кол-во часов

I
9

7-9 классы (34 часа)
II
III
7
10

IV
8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения предмета «Информатика»
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- наличие мотивации к труду, работе на результат;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень:
 представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
 выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы;
 выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
 пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
 представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
 выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы;
 выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
 пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными
электронными ресурсами;
 пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
 запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с
помощью инструментов ИКТ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
Введение. Техника безопасности. (2ч)
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные
компьютерные технологии.
История развития вычислительной техники. (1ч)
Устройство компьютера (10 ч)
Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода
информации. Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра. Устройства
ввода информации. Устройства вывода информации.
Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта памяти,
оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и внешняя.
Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и долговременная память
компьютера.
5

Обработка графической информации (10 ч)
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета.
Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов. Знакомство с программой PAINT
Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word (10 ч)
Создание таблицы в текстовом документе.
Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование
таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы.
Вкладка
Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной таблицы.
Повторение (1 час)
8 класс
Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. (2ч).
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные
компьютерные технологии
Устройство компьютера(4ч).
Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как
отдельный файл. Периферийное устройство - принтер. Распечатка рисунка, небольшого
текста.
Обработка текстовой информации (10 часов)
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа.
Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные
словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания
документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с
помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и
заполнение данными».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового
документа»
Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint (17 ч).
Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в
программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с
фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде.
Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде,
группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание
слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или
ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как
фигура WordArt. Формат.
Повторение (1 час)
9 класс
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9
часов)
6

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и
файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс
операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с
помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных (с использованием различных технических средств: фото- и
видеокамеры, микрофона и т.д.). Сканирование рисунков и текстов. Организация системы
файлов и папок, сохранение изменений в файле. Распечатка файла. Использование
сменных носителей (флэш-карт), учёт ограничений в объёме записываемой информации.
Обработка графической информации (7 часов)
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических
редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом
редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом
редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный
редактор Excel (11ч)
Знакомство с Excel. Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel.
Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание диаграммы.
Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. Линейная диаграмма.
Круговая диаграмма. Построение графиков. Действие сложение с помощью программы
Excel. Решение примеров на сложение многозначных чисел. Вычитание, умножение,
деление с помощью программы Excel. Решение задач в Excel. Решение примеров на все
действия в программе Excel.
Коммуникационные технологии (7 часов)
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная
коммерция в Интернете.
Поиск и обработка информации: информация, её сбор, анализ и систематизация.
Способы получения, хранения, переработки информации. Поиск информации в
соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, контролируемом
Интернете, системе поиска внутри компьютера. Структурирование информации, её
организация и представление в виде таблиц, схем, диаграмм и пр.
Повторение (1 час)
МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 7–9 классов
1.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы :
5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
2.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
3.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
4.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
5.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
6.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
7

7.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
8.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
9.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику
«Информатика. 7 класс»
10.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику
«Информатика. 8 класс»
11.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику
«Информатика. 9 класс»
12.
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Интернет – ресурсы:
1) Педсовет http://pedsovet.su/
2) Учительский портал. http://www.uchportal.ru/
3) Уроки. Нет. http://www.uroki.net/
4) Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru/
5) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа:
http://fcior.edu.ru/
6) Материалы
авторской
мастерской
Угринович
Н.Д..
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
7) http://www.klyaksa.net/
8) http://www.informatka.ru/
9) http://www.informatik.kz/index.htm
10) http://uchinfo.com.ua/links.htm
11) http://www.school.edu.ru/
12) http://infoschool.narod.ru/
13) http://www.school.edu.ru/
14) http://kpolyakov.narod.ru
15) http://window.edu.ru/resource/526/58526
16) http://www.it-n.ru

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс (34 часа)
№

Тема

Кол-во
часов

Дата

I четверть (9 часов)
1.

2.

3.

4.
5.

6.
7.

Техника безопасности и правила поведения в
компьютерном классе. Организация рабочего
места.
Устройство компьютера
Периферийное устройство – сканер и принтер.
Сканирование рисунка, сохранение его как
отдельный файл.
Периферийное устройство - принтер. Печать
документа.
Выполнение
практических
примеров.
Распечатка рисунка, небольшого текста.
Основы форматирования документов в Word.
Шрифты.
Форматирование абзацев в Word. Работа с
абзацами. Линейка, табуляция.
II четверть (7 часов)
Нумерация страниц. Вставка даты и времени.
Списки. Работа со списками

1
2

2

2
2

2

Проверка правописания документа.

1

8.

Оформление надписи при помощи WordArt.

2

9.

Использование графических объектов в
документах. Вставка рисунков в документы.

2

10.

2

11.

III четверть (11 часов)
Использование графических объектов в
документах. Вставка картинки в документы.
Компьютерная графика. Вставка автофигуры.

12.

Знакомство с галереей текстовых эффектов.

2

13.

Таблицы в Word. Вставка таблиц в документы.
Работа с таблицами.
Изменение размеров столбцов и строк.
Копирование, удаление, вставка, соединение

2

14.
15.

2

1
1
9

16.

столбцов и строк.
Выделение цветом отдельных ячеек и
надписей.
IV четверть (7 часов)

1

17.

Вставка таблицы в текстовый документ.

1

18.

Создание и оформление поздравительной
открытки
Обработка текстовой информации:
«Поздравляю», «Посмеемся вместе», «Это
интересно…»,
«Анкеты», «Взрослым о детях», «Вредные
привычки»,
«Здоровый образ жизни» и др.
Итоговое занятие. Создание
комбинированного документа (текст, таблица,
графический объект)

2

19.

20.

2

2

10

8 класс (34 часа)
№

Тема

Кол-во
часов

Дата

I четверть (9 часов)
1.

2.
3.
4.

5.
6.

7.
8.
9.

10.

11.

12.

13.

Техника безопасности и правила поведения в
компьютерном классе. Организация рабочего
места.
Первое знакомство c Internet. Компьютерные
сети. Принцип работы Internet.
Знакомство с Google. Интерфейс, основные
функции и способы работы в Google.
Установка домашней страницы. Работа со
списком "Избранное".
Использование Журнала.
Многообразие Internet-ресурсов. Виды сайтов
и их строение.
Основные элементы web-страниц.
Поиск в Internet. Поисковые системы и работа
с ними.
Советы по поиску информации в Internet.
II четверть (7 часов)
Поиск в Internet. Поисковые системы и работа
с ними.
Советы по поиску информации в Internet.
Основные навыки работы с документами в
текстовом редакторе MS Word
Операции с текстовыми фрагментами:
выделение, удаление, копирование, вставка,
специальная вставка, изменение оформления
Форматирование текста: выбор шрифта,
начертания, применение эффектов, настройка
интервала и т.д.
Добавление границ и заливки. Создание
маркированных, нумерованных и
многоуровневых списков.
III четверть (11 часов)
Что такое компьютерная презентация?
Технология работы в программе Microsoft
Office PowerPoin
Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint .

1
1
2
2

2

1

2

1
2

1

1

2

2

11

Запуск программы. Создание слайдов

2

Выбор авторазметки слайда. Выбор фона
слайда.
Ввод текста на слайд. Форматирование текста.
Вставка в документ рисунков из файла
IV четверть (7 часов)

4

1

17.

Ввод текста на слайд. Форматирование текста.
Вставка в документ рисунков из файла
Вставка объектов WordArt

18.

Презентация «Геометрические фигуры»

1

19.

Презентация «Неделя»

1

20.

Презентация «Времена года»

1

21.

Создание презентации на свободную тему

2

14.
15.

16.

1

12

9 класс (34 часа)
№

Тема

Кол-во
часов

Дата

I четверть (9 часов)
1.

2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.
9.

10.

11.

12.

Техника безопасности и правила поведения в
компьютерном классе. Организация рабочего
места.
Введение в информационную культуру.
Информация для человека; компьютер в
помощь человеку.
Что такое информация. Виды информации.
Хранение информации. Способы кодирования
информации.
Способы передачи и хранения информации.
Съемные USB носители. Правила пользования.
Копирование, перемещение файлов внутри
компьютера, и на внешний информационный
носитель
II четверть (7 часов)
Программные средства для создания и
демонстрации мультимедийных презентаций
Технология работы в программе Microsoft
Office PowerPoin
Копирование текста из готового текстового
документа. Настройка анимации для разных
объектов.
Сортировка слайдов и настройка переходов
между ними.
Вставка гиперссылки с любых объектов.
Вставка управляющих кнопок
III четверть (11 часов)
Создание презентаций:
 «Мой класс»
 «Мой родной Край»
 «Полезные и вредные привычки» и др.
Архивация. Понятие об архивации данных,
принципы архивации данных.Восстановление
архивных файлов
Программы WinRAR, ZipMagic 2000, WinZip
особенности работы с каждой из программ

1
2

2

2
2

1

2

2
2

4

1

1
13

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Мультимедийные программы
-Программа прослушивания звуковых файлов
Winamp
-Программа для просмотра видео:
"Универсальный проигрыватель", Windows
Media Payer.
Локальные сети. Глобальные компьютерные
сети (Интернет). Навыки работы в
компьютерных сетях.
Организация
совместного
доступа
к
устройствам и папкам.
IV четверть (7 часов)
Поиск информации в сети.
- Глобальные компьютерные сети.
- Доступ в Интернет.
-Примеры
популярных
серверов
WWW. Зарубежные и российские ресурсы
WWW.
Работа с электронной почтой
- что такое адрес электронной почты
- регистрация личного E-mail
- создание и отправка сообщения.
- получение сообщения.
- ответ на письмо и его пересылка.
- использование адресной книги.
Основы защиты информации. Методы
защиты информации. Безопасность при
работе в сетях и на ПК
- цензура содержимого,
- важные вопросы безопасности.

2

2

1

2

3

2

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».