ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (редакция от 23.07.2013); на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599; адаптированной основной образовательной программой ГКОУ АО «Общеобразовательная школа-интернат № 5»; Постановление № 26 от 10.07.2015г. Об утверждении СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение Цели: формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития; усиление культурологической составляющей школьного образования; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Задачи: познакомиться с понятием информация; рассмотреть следующие действия с информацией: хранение, передача, кодирование, обработка, получение новой информации; познакомиться с устройством компьютера и его программного обеспечения; закрепить правила техники безопасности и организации рабочего места; развивать навык работы на клавиатуре и с мышью; изучать графический редактор Paint; научиться создавать простейшие анимации в PowerPoint; закреплять навыки работы с файлами и папками, познакомить с текстовым процессором Word, Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках Информатики 1. Патриотического воспитания: 1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, 2. Гражданского воспитания: 2 2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; 2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 3. Духовно-нравственного воспитания: 3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 5. Ценности научного познания: 5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: 6.5. Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; 6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая; 6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния; 6.8. Сформированность навыков рефлексии; 6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7. Трудового воспитания: 7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, 7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 8. Экологического воспитания: 8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств ИКТ в повседневной жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и 3 использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах WORD И POWER POINT. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях. МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитан на 34 часа, что составляет 1 час в неделю. Четверть Кол-во часов I 9 7-9 классы (34 часа) II III 7 10 IV 8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения предмета «Информатика» - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 4 - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - наличие мотивации к труду, работе на результат; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Планируемые предметные результаты: Минимальный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.). Достаточный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс Введение. Техника безопасности. (2ч) Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии. История развития вычислительной техники. (1ч) Устройство компьютера (10 ч) Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации. Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и долговременная память компьютера. 5 Обработка графической информации (10 ч) Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Знакомство с программой PAINT Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word (10 ч) Создание таблицы в текстовом документе. Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы. Вкладка Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной таблицы. Повторение (1 час) 8 класс Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. (2ч). Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии Устройство компьютера(4ч). Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл. Периферийное устройство - принтер. Распечатка рисунка, небольшого текста. Обработка текстовой информации (10 часов) Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Компьютерный практикум Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул». Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев». Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков». Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными». Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint (17 ч). Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат. Повторение (1 час) 9 класс Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9 часов) 6 Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных (с использованием различных технических средств: фото- и видеокамеры, микрофона и т.д.). Сканирование рисунков и текстов. Организация системы файлов и папок, сохранение изменений в файле. Распечатка файла. Использование сменных носителей (флэш-карт), учёт ограничений в объёме записываемой информации. Обработка графической информации (7 часов) Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Компьютерный практикум Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». Практическая работа № 13 «Анимация». Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор Excel (11ч) Знакомство с Excel. Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel. Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание диаграммы. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков. Действие сложение с помощью программы Excel. Решение примеров на сложение многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление с помощью программы Excel. Решение задач в Excel. Решение примеров на все действия в программе Excel. Коммуникационные технологии (7 часов) Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Поиск и обработка информации: информация, её сбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера. Структурирование информации, её организация и представление в виде таблиц, схем, диаграмм и пр. Повторение (1 час) МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 7–9 классов 1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 7 7. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс» 10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс» 11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс» 12. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/) Интернет – ресурсы: 1) Педсовет http://pedsovet.su/ 2) Учительский портал. http://www.uchportal.ru/ 3) Уроки. Нет. http://www.uroki.net/ 4) Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru/ 5) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/ 6) Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/). 7) http://www.klyaksa.net/ 8) http://www.informatka.ru/ 9) http://www.informatik.kz/index.htm 10) http://uchinfo.com.ua/links.htm 11) http://www.school.edu.ru/ 12) http://infoschool.narod.ru/ 13) http://www.school.edu.ru/ 14) http://kpolyakov.narod.ru 15) http://window.edu.ru/resource/526/58526 16) http://www.it-n.ru 8 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс (34 часа) № Тема Кол-во часов Дата I четверть (9 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Организация рабочего места. Устройство компьютера Периферийное устройство – сканер и принтер. Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл. Периферийное устройство - принтер. Печать документа. Выполнение практических примеров. Распечатка рисунка, небольшого текста. Основы форматирования документов в Word. Шрифты. Форматирование абзацев в Word. Работа с абзацами. Линейка, табуляция. II четверть (7 часов) Нумерация страниц. Вставка даты и времени. Списки. Работа со списками 1 2 2 2 2 2 Проверка правописания документа. 1 8. Оформление надписи при помощи WordArt. 2 9. Использование графических объектов в документах. Вставка рисунков в документы. 2 10. 2 11. III четверть (11 часов) Использование графических объектов в документах. Вставка картинки в документы. Компьютерная графика. Вставка автофигуры. 12. Знакомство с галереей текстовых эффектов. 2 13. Таблицы в Word. Вставка таблиц в документы. Работа с таблицами. Изменение размеров столбцов и строк. Копирование, удаление, вставка, соединение 2 14. 15. 2 1 1 9 16. столбцов и строк. Выделение цветом отдельных ячеек и надписей. IV четверть (7 часов) 1 17. Вставка таблицы в текстовый документ. 1 18. Создание и оформление поздравительной открытки Обработка текстовой информации: «Поздравляю», «Посмеемся вместе», «Это интересно…», «Анкеты», «Взрослым о детях», «Вредные привычки», «Здоровый образ жизни» и др. Итоговое занятие. Создание комбинированного документа (текст, таблица, графический объект) 2 19. 20. 2 2 10 8 класс (34 часа) № Тема Кол-во часов Дата I четверть (9 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Организация рабочего места. Первое знакомство c Internet. Компьютерные сети. Принцип работы Internet. Знакомство с Google. Интерфейс, основные функции и способы работы в Google. Установка домашней страницы. Работа со списком "Избранное". Использование Журнала. Многообразие Internet-ресурсов. Виды сайтов и их строение. Основные элементы web-страниц. Поиск в Internet. Поисковые системы и работа с ними. Советы по поиску информации в Internet. II четверть (7 часов) Поиск в Internet. Поисковые системы и работа с ними. Советы по поиску информации в Internet. Основные навыки работы с документами в текстовом редакторе MS Word Операции с текстовыми фрагментами: выделение, удаление, копирование, вставка, специальная вставка, изменение оформления Форматирование текста: выбор шрифта, начертания, применение эффектов, настройка интервала и т.д. Добавление границ и заливки. Создание маркированных, нумерованных и многоуровневых списков. III четверть (11 часов) Что такое компьютерная презентация? Технология работы в программе Microsoft Office PowerPoin Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint . 1 1 2 2 2 1 2 1 2 1 1 2 2 11 Запуск программы. Создание слайдов 2 Выбор авторазметки слайда. Выбор фона слайда. Ввод текста на слайд. Форматирование текста. Вставка в документ рисунков из файла IV четверть (7 часов) 4 1 17. Ввод текста на слайд. Форматирование текста. Вставка в документ рисунков из файла Вставка объектов WordArt 18. Презентация «Геометрические фигуры» 1 19. Презентация «Неделя» 1 20. Презентация «Времена года» 1 21. Создание презентации на свободную тему 2 14. 15. 16. 1 12 9 класс (34 часа) № Тема Кол-во часов Дата I четверть (9 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Организация рабочего места. Введение в информационную культуру. Информация для человека; компьютер в помощь человеку. Что такое информация. Виды информации. Хранение информации. Способы кодирования информации. Способы передачи и хранения информации. Съемные USB носители. Правила пользования. Копирование, перемещение файлов внутри компьютера, и на внешний информационный носитель II четверть (7 часов) Программные средства для создания и демонстрации мультимедийных презентаций Технология работы в программе Microsoft Office PowerPoin Копирование текста из готового текстового документа. Настройка анимации для разных объектов. Сортировка слайдов и настройка переходов между ними. Вставка гиперссылки с любых объектов. Вставка управляющих кнопок III четверть (11 часов) Создание презентаций: «Мой класс» «Мой родной Край» «Полезные и вредные привычки» и др. Архивация. Понятие об архивации данных, принципы архивации данных.Восстановление архивных файлов Программы WinRAR, ZipMagic 2000, WinZip особенности работы с каждой из программ 1 2 2 2 2 1 2 2 2 4 1 1 13 13. 14. 15. 16. 17. 18. Мультимедийные программы -Программа прослушивания звуковых файлов Winamp -Программа для просмотра видео: "Универсальный проигрыватель", Windows Media Payer. Локальные сети. Глобальные компьютерные сети (Интернет). Навыки работы в компьютерных сетях. Организация совместного доступа к устройствам и папкам. IV четверть (7 часов) Поиск информации в сети. - Глобальные компьютерные сети. - Доступ в Интернет. -Примеры популярных серверов WWW. Зарубежные и российские ресурсы WWW. Работа с электронной почтой - что такое адрес электронной почты - регистрация личного E-mail - создание и отправка сообщения. - получение сообщения. - ответ на письмо и его пересылка. - использование адресной книги. Основы защиты информации. Методы защиты информации. Безопасность при работе в сетях и на ПК - цензура содержимого, - важные вопросы безопасности. 2 2 1 2 3 2 14