Аннотация к рабочей программе 1 класса (вариант 1) Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. Программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение». Цели общего курса: формирование системы знаний о родном языке, развитие умений и навыков, необходимых для обучения чтению. Задачи: - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. - овладение грамотой (чтением, как видом речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения; - расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи; - овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; - приобретение и систематизация знаний о русском языке; - раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка; - формирование у детей чувства языка; - формирование функциональной грамотности: языковой, коммуникативной, читательской; - формирование правильных речевых навыков и выработка способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебнометодическим комплектом: - А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь». 1 класс, 1 часть, 2 часть. Москва «Просвещение» 2019 г. - печатные пособия: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой, в том числе и в цифровой форме; - технические средства обучения; - слайды, соответствующие содержанию обучения; - методические рекомендации для учителя; - конспекты, презентации, иллюстрации. На изучение предмета «Чтение» отводится в 1 классе в общем объёме 99 часов (33 учебных недели) по 3 часа в неделю. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. Программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык». Цель обучения: развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических навыков, воспитание интереса к родному языку. Задачи обучения: - коррекция недостатков мелкой моторики, речевой и мыслительной деятельности; - овладение письмом, как видом речевой деятельности; - овладение анализом печатного и письменного образа буквы, анализом графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, - упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца. - формирование основ навыка письма; - формирование функциональной грамотности, предполагающей владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебнометодическим комплектом: - А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» 1 класс,1часть, 2 часть. Москва «Просвещение» 2019 г. - печатные пособия: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой, в том числе и в цифровой форме; - технические средства обучения; - слайды, соответствующие содержанию обучения; - методические рекомендации для учителя; - конспекты, презентации, иллюстрации. На изучение предмета «Русский язык» отводится в 1 классе в общем объёме 99 часов (33 учебных недели) по 3 часа в неделю. Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. Программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика». Цели общего курса: развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми. Задачи: - ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; - улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность; - корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей; учить строить устные связные высказывания; - воспитывать культуру речевого общения. - развитие понимания обращённой речи, развитие способности общаться с другими людьми. - формирование функциональной грамотности на основе активного познания окружающей действительности, формирования практических навыков взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром, формирования навыков коммуникации. - воспитание интереса к предмету, любознательность, настойчивость, терпеливость и трудолюбие. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебнометодическим комплектом: - С.В. Комарова «Речевая практика» 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2019. - технические средства: компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет). - учебно-практическое оборудование: раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр); наборы предметных и сюжетных картинок; книги (сказки). - конспекты, презентации, таблицы, аудио- видео записи, иллюстрации, дидактические игры. На изучение предмета «Речевая практика» отводится в 1 классе в общем объёме 66 часов (33 учебных недели) по 2 часа в неделю. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. Программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цели общего курса: формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных задач; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; Задачи: - формирование функциональной грамотности на основе развития навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше, практического умения ориентироваться во времени, умения решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. - формирование основ финансовой грамотности (формирование первичных экономических представлений) - повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; - воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни; - воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности; - формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебнометодическим комплектом: - Алышева Т. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях. Москва «Просвещение» 2017. - печатные пособия: таблицы, карточкив том числе и в цифровой форме; - технические средства обучения; - слайды, соответствующие содержанию обучения; - методические рекомендации для учителя; - конспекты, презентации, иллюстрации, счётный материал. На изучение предмета «Математика» отводится в 1 классе в общем объёме 99 часов (33 учебных недели) по 3 часа в неделю. Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. Программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный предмет «Мир природы и человека» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека». Цели общего курса: коррекция и формирование у учащихся с интеллектуальным недоразвитием комплекса представлений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации понимание и взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира; подготовку к дальнейшему обучению в рамках образовательных областей «естествознание» и «обществознание» в средней школе. Задачи: - формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям; - формирование функциональной грамотности через активное познание окружающей действительности, формирование практических навыков взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром, формирование навыков коммуникации. - формирование умений: выделять интересующий (учебный) объект или явление; наблюдать, взаимодействовать с объектом или явлением с целью накопления представлений о нем; описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из них; делать выводы на основе наблюдения и практических действий; использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности. - формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших взаимосвязях между ними. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебнометодическим комплектом: - комплект учебников: Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А., Попова, Т.О. Куртова «Мир природы и человека». 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях. Москва «Просвещение» 2017. - конспекты, презентации, таблицы, видеозаписи, иллюстрации, дидактические игры. На изучение предмета «Мир природы и человека» отводится в 1 классе в общем объёме 66 часов (33 учебных недели) по 2 часа в неделю. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. Программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство». Цели общего курса: формировать первоначальные представления о творчестве и общении с искусством, дать понятия о выразительных возможностях языка искусства. Задачи: - дать знания об элементарных основах реалистического рисунка; знакомить с произведениями изобразительного, декоративного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально – эстетическое отношение к ним; сформировать умения самостоятельно выполнять графические изображения с натуры, по памяти, по представлению; - формировать функциональную грамотность через развитие способности нестандартно мыслить, развивать творческое восприятие, творческий подход к решению любых проблем, формирование индивидуальности, развивать способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, художественные объект или форму. -развивать наблюдательность, пространственную ориентировку, целенаправленное обследование и наблюдение предметов; развивать умение сравнивать предметы между собой, устанавливать между ними простейшие связи и отношения, способствовать коррекции недостатков моторики, совершенствовать зрительно – двигательную координацию. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебнометодическим комплектом: - учебно-методический комплекс: М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2017. -конспекты, репродукции изучаемых картин, презентации, таблицы, иллюстрации, образцы тематических изделий. На изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится в 1 классе в общем объёме 33 часа (33 учебных недели) по 1 часу в неделю. Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. Программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство». Цели общего курса: всестороннее развитие личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно - преобразующей деятельности. Задачи: - формирование функциональной грамотности через овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. - формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно – преобразующей деятельности человека. - формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека. - расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. Формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно - преобразующей деятельности. -формирование интереса к разнообразным видам труда, развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи), развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). -развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений). -развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебнометодическим комплектом: - учебно-методический комплекс: Л.А. Кузнецова «Технология Ручной труд». Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2019. - конспекты, презентации, таблицы, иллюстрации. На изучение предмета «Ручной труд» отводится в 1 классе в общем объёме 66 часов (33 учебных недели) по 2 часа в неделю. Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. Программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Музыка». Цель: воспитание музыкальной культуры, как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовнонравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Задачи: - накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности; - формирование функциональной грамотности через развитие креативного мышления, творческого воображения, оригинальности, познания окружающего мира, художественного вкуса, сформированности любви к миру, жизни, природе, людям. - развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности; - развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.); обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности; - формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи; - реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебнометодическим комплектом: -учебник: И. В. Евтушенко, «Музыка», 1 класс, Москва, «Просвещение» 2022г.; - конспекты уроков, аудиозаписи изучаемых музыкальных произведений, песен. На изучение предмета «Музыка» отводится в 1 классе в общем объёме 66 часов (33 учебных недели) по 2 часа в неделю.