Рабочая программа Окружающий социальный мир 8 класс 2 вариант АООП

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный
мир» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№1026.
ФАООП УО (вариант 2 ) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей в 8 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5».
Основная цель реализации программы по предмету окружающий
социальный мир формирование представлений о человеке и окружающем
его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать
элементарные правила поведения в социальной среде.
Основные задачи реализации программы:

знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его
деятельность, общепринятые нормы поведения),

формирование представлений о предметном мире, созданном
человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними).

овладение детьми в процессе игровой деятельности опытом
социального поведения, для наиболее полной их реабилитации и
интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития
учащихся.
 развитие функциональной грамотности в процессе изучения
предмета.
Приоритетные направления в воспитательной работе на
уроках по предмету окружающий социальный мир
1. Патриотическое воспитание: уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
2.Гражданское воспитание: представления об основных, правах
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе.
3. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.

Общая характеристика учебного предмета с учётом
особенностей его усвоения обучающихся
Обучение детей жизни в обществе включает формирование
представлений об окружающем социальном мире и умений
ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу
различных
особенностей
физического,
интеллектуального,
эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в
осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного
предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно
формировать осмысленное восприятие социальной действительности и
включаться на доступном уровне в жизнь общества. Программа
представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Школа»,
«Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Транспорт»,
«Страна», «Традиции и обычаи».В процессе обучения у ребенка
формируются представления о родном городе, в котором он проживает,
о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с
рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей
действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки,
объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между
ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он
включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других
людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми
нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных
ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности,
учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 8 классах занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность
занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 102 часа.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
I
II четверть III четверть
четверть
Количество часов
24
22
35

Класс
8





IV
четверть
21

Всего
102

Программа формирования базовых учебных действий
Соблюдать общепринятые правила поведения на уроках,
перемене;
Умение выполнять инструкции педагога;
Использовать по назначению учебный материал;
Самостоятельно переходит от одного задания к другому в
соответствии с заданным алгоритмом действия;

 Умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
 Выполнять задание от начала до конца.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
 представления о мире, созданном руками человека;
 представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом
объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая
площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
 умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения
в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
 представления
об
окружающих
людях:
овладение
первоначальными представлениями о социальной жизни, о
профессиональных и социальных ролях людей;
 представления о деятельности и профессиях людей, окружающих
ребенка (учитель, повар, врач, водитель ит.д.);
 представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,
покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным
ролям в различных ситуациях;
 умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками,
выбирая адекватную дистанцию и формы контакта,
соответствующие возрасту и полу ребенка;
 умение взаимодействовать в группе в процессе
учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
 представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их
содержании, участие в них;
 представления об обязанностях и правах ребенка;
 представления об обязанностях обучающегося, сына,
дочери;
 представление о стране проживания Россия;
 представление о стране, городе (селе), месте проживания;
 представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
Содержание учебного предмета
Школа.
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил
учебного поведения. Обращение за разрешением к взрослым, когда
ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения
дома, на улице, в общественных местах. Представления о профессиях
людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная
доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка,
фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.).
Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных
принадлежностей. Соблюдение дежурства в школе. Ориентация в

помещениях школы, на школьной территории, в распорядке школьного
дня.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома. Домашний адрес.
Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/
деревянные). Представление о местах общего пользования в доме
(чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт, двор). Различение
частей территории двора и соблюдение правил поведения во дворе.
Представление о помещениях (комната, прихожая, кухня, ванная
комната, туалет). Представление о предметах мебели (стол, стул, диван,
шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление о
предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка,
стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи
(кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Представление об
электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, магнитофон,
микроволновая печь, электрический чайник, фен). Представление об
электронных устройствах ( сотовый телефон, компьютер).
Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни.
Представление о территории двора (место для отдыха, игровая
площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике,
пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и
изготовленных из них предметов: например: стекло, керамика –
хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления
о применении различных материалов и тд.
Транспорт.
Представление и виды
наземного и подземного транспорта.
Соблюдение правил дорожного движения. Дорога из дома в школу и
обратно. Правила дорожного движения. Представление и виды о
воздушном транспорте. Представление и виды водного транспорта.
Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях
людей, работающих на транспорте. Представление об общественном
транспорте. Соблюдение правил пользования общественным
транспортом и правила общения в транспорте. Представление о
специальном транспорте. Представление о профессиях людей,
работающих на специальном транспорте.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Семейные традиции, праздники.
Представление о школьных праздниках и традициях: День знаний,
последний учебный день, день рождения школы и др., участие в
школьных мероприятиях.

Страна.
Представление о государстве Россия и государственной символике.
Представление о правах и обязанностях гражданина России.
Представление о некоторых значимых исторических событиях России.
Представление о выдающихся людях России. Город в котором мы
живем. Дома и магазины в моем городе Достопримечательности нашего
города.
Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности





компьютерные обучающие игры;
натуральные объекты, муляжи, макеты;
предметные сюжетные картинки;
дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»
«Воздушный транспорт», «Наземный транспорт», «Водный
транспорт» «Грузовые и легковые машины» и т.д.
 аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие
социальную жизнь людей, правила поведения в общественных
местах.
 тетради – раскраски с различными объектами окружающего
социального мира.
 комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б.
Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в
семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и
его дом".

№

Тема

Колво
часов

Календарно – тематическое планирование

Дата

Iчетверть – 24 часа. Школа. Квартира, дом.
Школа. Школьные помещения. Техника безопасности.
3

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Школьные принадлежности.
Класс. Мебель в классе
Представление о себе.
Дом. Типы домов. Техника безопасности.

3
3
3
3

Квартира. Комнаты в квартире.
3
Двор. Участок.
3
Домашний адрес
3
II четверть – 22 часа. Предметы быта.
Мебель. виды мебели.
2
Мебель для спальной комнаты.
3
Мебель для гостиной.
3
Мебель для кухни.
3
Кухонная посуда.
3
Столовая посуда.
3
Чайная посуда.
3
Электробытовые приборы. Техника безопасности.
2
III четверть – 35 часов. Продукты питания. Предметы. Свойства предметов.
Молочные продукты.
3
Мясные продукты.
3
Рыбные продукты.
3
Кондитерские изделия.
3
Повторение пройденного.
2
Напитки. Виды напитков.
3
Бумага. Виды и свойства бумаги.
4
Дерево. Свойства дерева.
4
Ткань. Свойства ткани.
4
Пластмасс. Свойства пластмасса.
4
Повторение пройденного.
2
IV четверть -21 час. Страна. Город. Транспорт.
Город. Административные здания.
3
Профессии людей.
3
Транспорт. Наземный транспорт.
Водный транспорт.
Воздушный транспорт.
Общественный транспорт.
Страна где мы живём.
Итого

3
3
3
3
3
102 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».