Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026. ФАООП УО (вариант 2 ) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей в 8 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5». Основная цель реализации программы по предмету окружающий социальный мир формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде. Основные задачи реализации программы: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). овладение детьми в процессе игровой деятельности опытом социального поведения, для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся. развитие функциональной грамотности в процессе изучения предмета. Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по предмету окружающий социальный мир 1. Патриотическое воспитание: уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 2.Гражданское воспитание: представления об основных, правах свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе. 3. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его усвоения обучающихся Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В 8 классах занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 102 часа. Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели. I II четверть III четверть четверть Количество часов 24 22 35 Класс 8 IV четверть 21 Всего 102 Программа формирования базовых учебных действий Соблюдать общепринятые правила поведения на уроках, перемене; Умение выполнять инструкции педагога; Использовать по назначению учебный материал; Самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии с заданным алгоритмом действия; Умение выполнять действия по образцу и по подражанию; Выполнять задание от начала до конца. Планируемые результаты изучения учебного предмета представления о мире, созданном руками человека; представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.; умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах; представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей; представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель ит.д.); представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях; умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка; умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности; представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них; представления об обязанностях и правах ребенка; представления об обязанностях обучающегося, сына, дочери; представление о стране проживания Россия; представление о стране, городе (селе), месте проживания; представление о государственно символике (флаг, герб, гимн); Содержание учебного предмета Школа. Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Соблюдение дежурства в школе. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории, в распорядке школьного дня. Квартира, дом, двор. Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Ориентация в помещениях своего дома. Домашний адрес. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт, двор). Различение частей территории двора и соблюдение правил поведения во дворе. Представление о помещениях (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет). Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, магнитофон, микроволновая печь, электрический чайник, фен). Представление об электронных устройствах ( сотовый телефон, компьютер). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей. Предметы и материалы, изготовленные человеком. Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: например: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов и тд. Транспорт. Представление и виды наземного и подземного транспорта. Соблюдение правил дорожного движения. Дорога из дома в школу и обратно. Правила дорожного движения. Представление и виды о воздушном транспорте. Представление и виды водного транспорта. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом и правила общения в транспорте. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте. Традиции, обычаи. Представление о празднике. Семейные традиции, праздники. Представление о школьных праздниках и традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Страна. Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России. Город в котором мы живем. Дома и магазины в моем городе Достопримечательности нашего города. Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности компьютерные обучающие игры; натуральные объекты, муляжи, макеты; предметные сюжетные картинки; дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы – профессий» «Воздушный транспорт», «Наземный транспорт», «Водный транспорт» «Грузовые и легковые машины» и т.д. аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах. тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира. комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом". № Тема Колво часов Календарно – тематическое планирование Дата Iчетверть – 24 часа. Школа. Квартира, дом. Школа. Школьные помещения. Техника безопасности. 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Школьные принадлежности. Класс. Мебель в классе Представление о себе. Дом. Типы домов. Техника безопасности. 3 3 3 3 Квартира. Комнаты в квартире. 3 Двор. Участок. 3 Домашний адрес 3 II четверть – 22 часа. Предметы быта. Мебель. виды мебели. 2 Мебель для спальной комнаты. 3 Мебель для гостиной. 3 Мебель для кухни. 3 Кухонная посуда. 3 Столовая посуда. 3 Чайная посуда. 3 Электробытовые приборы. Техника безопасности. 2 III четверть – 35 часов. Продукты питания. Предметы. Свойства предметов. Молочные продукты. 3 Мясные продукты. 3 Рыбные продукты. 3 Кондитерские изделия. 3 Повторение пройденного. 2 Напитки. Виды напитков. 3 Бумага. Виды и свойства бумаги. 4 Дерево. Свойства дерева. 4 Ткань. Свойства ткани. 4 Пластмасс. Свойства пластмасса. 4 Повторение пройденного. 2 IV четверть -21 час. Страна. Город. Транспорт. Город. Административные здания. 3 Профессии людей. 3 Транспорт. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Общественный транспорт. Страна где мы живём. Итого 3 3 3 3 3 102 часа