Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026. ФАООП УО (вариант 2 ) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей в 8 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5». Основная цель реализации программы по предмету музыка и движение– эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни. Основные задачи реализации программы: - Накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); - Приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки. - Обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру). - развитие функциональной грамотности в процессе изучения предмета. Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по предмету музыка и движение 1.Патриотическое воспитание: проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края. 2. Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным видам искусства , традициям и творчеству своего и других народов. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его усвоения обучающихся Особенностью уроков «Музыка и движение» является то, что в процессе их организации и проведения решаются задачи как музыкально – эстетического развития, так и коррекционно –развивающие. Уроки «Музыка и движение» направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах деятельности (подпевании, танцах, музицировании, музыкально – дидактических и хороводных играх). Учащиеся знакомятся с разнообразными ритмическими движениям, соответствующими характеру звучания музыки: бег, ходьба по кругу, бег и ходьба с предметом, прыжки на месте, кружение и др. Уроки «Музыка и движение» стимулируют учащихся копределенной самостоятельности, проявлению минимальной творческойиндивидуальности. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В 8 классах занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 68 часов. Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели. I II III IV Класс Всего четверть четверть четверть четверть Количество часов 8 16 15 23 14 68 Программа формирования базовых учебных действий Соблюдать общепринятые правила поведения на уроках, перемене; Умение выполнять инструкции педагога; Использовать по назначению учебный материал; Самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии с заданным алгоритмом действия; Умение выполнять действия по образцу и по подражанию; Выполнять задание от начала до конца. Планируемые результаты изучения учебного предмета Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку); Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения; Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре; Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Содержание учебного предмета Слушание. Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Узнавание знакомой мелодии. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Движение под музыку. Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности СД и аудиозаписи произведений русских, советских, зарубежных и современных композиторов; Фото и видеоматериалы; Наглядные пособия; Раздаточный материал. № Кол-во часов Календарно – тематическое планирование Тема Iчетверть – 16 часов. 5 «Сравнение двух музыкальных произведений». Слушание: «Матушка, матушка, что во поле пыльно», М.Матвеева. «Вальс», Жака Бреля. «Крылатые качели», разучивание песни. «Симфония№6, П.Чайковского». Слушание: «Симфония №6», П.Чайковского. «Крылатые качели», закрепление. «Сравнение двух вальсов П.Чайковского и Ф.Шопена». Слушание: «Вальс»-фа минор, П.Чайковского. «Вальс»- ми минор, Ф.Шопена. «Планета детства», разучивание песни. Опера «Повесть о настоящем человеке», С.Прокофьева . «Творчество Микиса Теодоракиса» «В чем сила музыки?» «Творчество Н.А. РимскогоКорсакова» 6 «Творчество немецкого композитора И.С.Баха». . Слушание: «Органная фуга» - соль минор, И.Баха. «Чудо – музыка» разучивание песни. 1 2 3 4 7 8 «Сравнение музыки И.Баха и Л.Бетховена». . Слушание: Прелюдия –(ми минор), И.С.Баха. Менуэт-(соль минор), Л.Бетховена. Исполнение песен. Сравнение симфонии №5, Л.Бетховена с революционной песней «Варшавянка». 2 2 2 2 2 2 2 2 II четверть – 15 часов 9 «Преобразующая сила музыки». 2 Слушание музыкальных произведений по желанию учащихся. 10 «Исполнение песен по желанию учащихся». 2 11 «Преобразующая сила музыки». Творчество С. Рахманинова. 2 12 «Композитор – революционер Ганс Эйслер». «Шествие» из оперы «Золотой петушок», Н. Римского –Корсакова. Разучивание новогодних песен. 2 Дата 13 14 15 «Русская народная песня «Во кузнице», «Этюд» А.Скрябина. 2 Разучивание новогодних песен. «Опера «В бурю», Т.Хренникова. «Кантата «К 20летию 2 Октября», С.Прокофьева. Закрепление и обобщение темы:«Преобразующая сила 3 музыки» .Исполнение новогодних песен. III четверть – 23 часа 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 «Опера «Иван Сусанин», М.И.Глинки. «Кабы не было зимы», разучивание песни. 2 «Творчество И.С.Баха». Слушание: «Музыкальные произведения И.С.Баха». «Волшебный цветок», разучивание 4 песни. Сравнение музыки И.Стравинского с музыкой И.Баха». Слушание: «Духовная музыка» И.Баха, «Сюита», 2 И.Стравинского. «Волшебный цветок» закрепление песни . Слушание: Сказка «Снегурочка», Н. Островского. «Ария Снегурочки» , «Песня Леля» из оперы «Снегурочка», Н. Римского-Корсакова. Разучивание песни «Варяг». Слушание: «Песня Леля». «Сцена таяния Снегурочки», из оперы «Снегурочка», Н.Римского-Корсакова. Закрепление песни «Варяг» «Творчество В.А.Моцарта». Слушание: «Лякримоза» из «Реквиема», В.Моцарта. «Песня о маме», разучивание. Слушание: «Симфония №40», В.Моцарта. «Весенняя песня», В.Моцарта, разучивание. «Колыбельная», В.Моцарта, разучивание. 2 2 2 2 «В чем сила музыки?» 2 Слушание музыкальных произведений по желанию учащихся. С.Прокофьева «Зимний вечер». Планета детства», 2 разучивание песни Слушание: «Увели нашу подружку», 4-я часть концерта для смешанного хора «Лебедушка», В.Салманова. «Планета 1 детства», закрепление песни. IV четверть – 14 часов 26 «Романс «Весенние воды», С.Рахманинова. Слушание: «Весенние воды», С.Рахманинова «Как здорово», разучивание песни. 2 . 27 «Мараканда», Ф. Бахора Слушание: «Песня про жирафа», Ю.Чичкова. «Мараканда», Ф.Бахора. «Как здорово», закрепление песни. 2 28 Слушание: «Вальс из оперетты «Летучая мышь». «Полькапиццикато», И.Штрауса. «Мир», разучивание песни. 2 31 Слушание: «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П. 2 Чайковского. Закрепление песни «Мир». «Из чего состоит музыка?» Слушание: «Увертюра к опере «Руслан и Людмила», М.Глинки. «Смешной человечек», 2 разучивание песни. Продолжить знакомство с музыкальными понятиями: мелодия. ритм, гармония, тембр, динамика, фактура, закрепление. 3 32 Обобщающий урок учебного года. 1 Итого 68 часов 29 30