РП Герграфия 6 класс АООП 1 вариант

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Географии» для
обучающихся 6 классов составлена на основе Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООПУО вариант1, утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026 адресована
обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География » ставит своей целью дать элементарные,
научные и систематические сведения о природе, населении и хозяйстве
своего региона, России и зарубежных стран, показать особенности
взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом
разных стран, помочь усвоить правила поведения в природе; развивать
функциональную грамотность в процессе изучения предмета.
Основными задачами географии являются:
 формирование умений работать с географической картой, графической
наглядностью;
 учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости;
 развитие представлений о разнообразии природы и сложности
протекающих в ней процессов;
 воспитание доброго и бережного отношения к природе, прививать
интерес к ее познанию;
 содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с
миром
 профессий, распространенных в нашем регионе;
 формирование навыков правильного поведения в природе,
способствовать
экологическому,
эстетическому,
физическому
санитарно-гигиеническому воспитанию подростков;

Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках
географии
1. Патриотическое воспитание:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе,
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины
— России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
4. Эстетическое воспитание:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
5. Ценности научного познания:
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики школьного языкового образования; установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
8. Экологическое воспитание:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
8.2. Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;

8.3. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; 8.7. Готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С
УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО УСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного
материала, последовательность его изучения, пути формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации учащихся. Содержание программы направлено на достижение
личностных и предметных результатов адаптированной образовательной
программе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ГКОУ АО «ОШИ №5». Данная
программа по географии разработана с учетом изменений, происходящих в
современном обществе, и новых данных географической науки. Программа
составлена для детей с легкой степенью умственной отсталости, с учетом их
психофизиологических особенностей. Географический материал в силу
своего содержания обладает значительными возможностями для развития и
коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они
учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
элементарные
причинно-следственные
зависимости,
наблюдать за
изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, какими
является географическая карта, способствует развитию абстрактного
мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас
детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин,
обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много
смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением,
математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социальнобытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает
опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и
«Природоведение». География как учебный предмет в специальной
коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития
учащихся со сниженной мотивацией к познанию.

Значительную помощь обучающимся оказывают атласы (иллюстрированные
приложения к учебникам), которые специально адаптированы к
психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными
нарушениями. Используя их, обучающиеся могут давать комплексную
характеристику иллюстрированной территории.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор
школьников об окружающем мире. География дает благодатный материал
для патриотического, интернационального, эстетического и экологического
воспитания учащихся. Программа преподавания географии предусматривает
повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более
полноценному усвоению элементарных географических знаний.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Согласно Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООПУО на изучение предмета «География»
отводится:
в 6 классе – 68 часов ( 34 учебных недели) по 2 часа в неделю.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Для реализации Рабочей программы используется УМК по географии
включающий
учебники,
рекомендованные
к
использованию
в
образовательной
деятельности
в
образовательных
организациях,
реализующих адаптированные основные образовательные программы и
имеющих государственную аккредитацию:
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида:
5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001. – Сб.1. – 232с.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 6 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) классов VIII вида. М.: «Просвещение», 2018 г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ^
https://resh.edu.ru/
Путешествия и открытия http://pyty.ru/
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ:
Природные зоны России
Физическая карта полушарий

Глобус Земли физический
Глобус Земли политический
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета
 воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
 формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
 совершенствование освоения социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
 формирование навыков самостоятельной работы с учебными
пособиями (учебник, приложение к учебнику, тетрадь на печатной
основе, глобус, настенная карта, компас, и др.);
 совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
 развитие умения фиксировать результаты самостоятельной
деятельности (наблюдений, опытов);
 развитие навыков взаимодействия при работе в паре при
изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
 развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в
процессе проведения географических экскурсий;
 воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу,
при заполнении контурных карт и выполнении зарисовок (цветовая
гамма, оттенки), при знакомстве с достопримечательностями
крупнейших городов России и родного города;
 воспитание уважения и восхищения людьми, совершившими
научные
открытия
(кругосветные
путешествия,
запуск
искусственных спутников Земли и людей в космос, первые
космонавты).
 воспитание навыков безопасного поведения в природе (при
изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений
вулканов и т.п. явлений природы);
 учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам
местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам,
компасу);
 при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное
отношение к пресной, питьевой воде;

 учить понимать необходимость бережного
мероприятий по охране водоемов от загрязнения

отношения

и

Предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень
 что изучает география. Основные формы земной поверхности· Виды
водоемов, их различия. Меры по охране воды от загрязнения. Правила
поведения в природе·. Различия в нагревании и освещении земной
поверхности Солнцем. Географическое положение нашей страны.
 делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты
изучаемых форм земной поверхности
 Давать
несложную
характеристику
природных
условий
и
хозяйственных ресурсов своей местности.
 Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и
исторические памятники своей области.
Достаточный уровень.
 что изучает география. Горизонт, линию и стороны горизонта.·
Основные формы земной поверхности. Виды водоемов, их различия.
Меры по охране воды от загрязнения. Правила поведения в природе·.
Отличие плана от рисунка и географической карты. Масштаб, его
обозначения. Распределение суши и воды на Земле. Материки и
океаны, их Расположение на карте и глобусе. Кругосветные
путешествия. Различия в нагревании и освещении земной поверхности
Солнцем.· Основные типы климата. Солнце как ближайшую к Земле
звезду.· Значение запусков в космос. Географическое положение нашей
страны;
 определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу,
местным признакам. Делать схематические зарисовки, простейшие
модели и макеты изучаемых форм земной поверхности. Читать планы
местности (для начальных классов массовой школы). Ориентироваться
по плану, на географической карте, глобусе. Читать географическую
карту. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины. Показывать на карте объекты, указанные в программе,
обозначать их на контурной карте;
 положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе· .
Пояса освещенности, в которых расположена наша страна. Природные
зоны России. Природные условия и богатства России. Типичных
представителей растительного и животного мира. Основное население
и его занятия. Особенности географического положения своей
местности. Основные мероприятия по охране природы. Правила
поведения в природе. Расположение географических объектов.
 Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической
карте, карте природных зон России, давать элементарное описание
природы по зонам, пользуясь картами;
 показывать по картам (физической и природных зон России)
















географические объекты, указанные в программе, наносить их названия
на контурную карту;
устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и
животным миром, природными условиями и занятиями населения.
Делать несложные макеты изучаемых природных зон. Принимать
простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя
в природе;
название, расположение и хозяйственное значение океанов и материков.
Природные условия и богатства России, возможности использования
их человеком. Особенности географического положения, очертания
берегов и природные условия материков. Государства, их положение на
материке, основное население, столицы, хозяйственное значение.
показывать на географической карте океаны, давать им характеристику.
Определять на карте полушарий географическое положение и
очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их
природных условий.
географическое положение, столицы и характерные особенности
изучаемых государств Евразии. Границы, государственный строй и
символику России.
Особенности географического положения своей местности, типичных
представителей растительного и животного мира, основные
мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в
природе, меры безопасности при стихийных бедствиях. Медицинские
учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их
столицы;
по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать
отдельные города и страны Евразии;
показывать Россию на политических картах мира и Евразии. Находить
свою местность на карте России;
давать
несложную
характеристику
природных
условий
и
хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую
историческую справку о прошлом своего края;
называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и
исторические памятники своей области.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 класс.
Программа «Начальный курс физической географии» для 6 класса состоит из
7 разделов.
Раздел I «Введение» охватывает темы:
Введение. Что изучает география?
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.
Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха,
ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере,
меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Экскурсия.
Раздел II «Ориентирование на местности» включает темы:
Горизонт. Линия горизонта.
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу,
звездам, местным признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных
направлениях.
Раздел III «Формы поверхности Земли» включает темы:
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и
холмистые), холмы.
Овраги, их образование.
Горы. Понятия о землетрясениях в извержениях вулканов.
Раздел IV «Вода на Земли» включает темы:
Вода в природе.
Родник, его образование.
Колодец. Водопровод.
Река, ее части. Горные и равнинные реки.
Использование рек.
Озера. Водохранилища. Пруды.
Болота, ох осушение.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.
Раздел V«План и карта» включает темы:
Рисунок и план предмета.
План и масштаб.
Условные знаки плана местности.
План и географическая карта.
Условные цвета физической карты.

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки,
каналы и т.д.).
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни
и деятельности людей.
Раздел VI «Земной шар» , включает темы:
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли.
Освоение космоса.
Глобус — модель Земного шара.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на
Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий.(2 ч.)
Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн,
Лисянский).
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и
нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и
скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы
климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение
их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Раздел VII «Карта России» ,включает темы:
Географическое положение России на глобусе, карте полушарий,
физической карте нашей страны. Столица России Москва.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.
Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного
угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Река Волга.
Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
Реки: Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал.
Работа с контурными картами.
Повторение начального курса физической географии.
Контрольная работа за год.

Наш край на физической карте России.














Практические работы.
Упражнения в определении направлений на плане, карте. Вычерчивание
простейших планов. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблиц
условных знаков плана, карты.
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка,
местности).
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова
или изготовление макетов.
Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, доказывающих: растворение морской соли в воде и
сравнение ее по вкусу с пресной водой;
Упражнение в определении направления течения реки, различение
берегов и других ее частей.
Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением
экватора и полюсов.
Оформление таблицы океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов, первых
кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на
земном шаре.
Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим
поясам освещенности.
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств,
нанесение названий изученных географических объектов на контурную
карту России.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление
их к карте.

Календарно-тематическое планирование 6 класс (68 часов)
№

Тема

п/п

Кол-во
часов

I четверть (18 часов)
I

ВВЕДЕНИЕ

1

География – наука о природе Земли, населении и его
хозяйственной деятельности.

1

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.
Признаки времён года.

1

3

Компоненты
погоды:
осадки,
ветер,
облачность,
температура. Явления природы. Меры предосторожности.

1

4

Географические сведения о своей местности и труде
населения..

1

II.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ.

5

Горизонт. Линия горизонта.

1

Дата

6

Стороны горизонта.

1

7

Компас и правила пользования им.

1

8

Ориентирование. Определение основных направлений по
Солнцу, компасу, местным признакам и природным
объектам.

1

III

ФОРМЫ И ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ.

9

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские
и холмистые), холмы.

1

10

Овраги, их образование.

1

11

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

2

IV.

ВОДА НА ЗЕМЛЕ

12

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в
природе.

2

13

Родник, его образование.

1

14

Колодец. Водопровод.

1

15

Части реки. Горные и равнинные реки.

1

16

Контрольная работа за четверть

1

II четверть ( 14 часов)
17

Как люди используют реки.

1

18

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

1

19

Болота, их осушение.

1

20

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

1

21

Острова и полуострова .

1

22

Водоемы нашей местности. Охрана вод.

1

V

ПЛАН И КАРТА.

23.

Рисунок и план предмета.

1

24

Масштаб.

1

25

Условные знаки плана.

1

26

План и географическая карта. Основные направления на
карте. Масштаб карты.

1

27

Контрольная работа за четверть

1

28

Условные цвета карты.

1

29

Условные знаки физической карты.

1

30

Физическая карта России. Значение географической карты в
жизни и деятельности людей.

1

III четверть ( 22 часа).
ЗЕМНОЙ ШАР.

VI
31

Краткие сведения о Земле, Луне и Солнце.

1

32

Планеты.

1

33

Земля- планета.

1

34

Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор.

1

35

Физическая карта полушарий. Распределение суши и воды
на Земле.

1

36

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1

37

Материки на карте полушарий и глобусе.

1

38

Первые кругосветные путешествия.

1

39

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в
освещении и нагревании солнцем земной поверхности
(отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи)

1

40

Понятие о климате .Основные типы климата.

1

41

Пояса освещённости.

1

42

Природа тропического пояса.

1

43

Природа умеренного пояса.

1

44

Природа полярных поясов.

1

VII

КАРТА РОССИИ.

45

Положение России на карте полушарий, глобусе. Москвастолица России

2

46

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

1

47

Контрольная работа за четверть.

1

48

Морские границы России. Северный Ледовитый океан.

1

49

Моря Тихого и Атлантического океанов.

1

50

Острова и полуострова России.

1

51

Разнообразие
возвышенности.

поверхности

России.

Равнины,

1

VI четверть ( 14 часов)
52

Горы: Урал, Кавказ, Алтай.

1

53

Практическая работа с контурными картами.

1

54

Крупнейшие месторождения России полезных ископаемых.

1

55

Практическая работа с контурными картами.

1

56

Реки: Волга, Ока с Камой. Водохранилища.

1

57

Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей, Ангара..

1

58

Реки Амур, Лена.

1

59

Озера: Ладожское, Онежское.

1

60

Озера: Байкал, Каспийское море- озеро.

1

61

Контрольная работа за год.

1

62

Наша область на карте России.

1

63

Россия на карте мира.

1

64

Повторение начального курса географии.

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».