ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Географии» для обучающихся 6 классов составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООПУО вариант1, утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «География » ставит своей целью дать элементарные, научные и систематические сведения о природе, населении и хозяйстве своего региона, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных стран, помочь усвоить правила поведения в природе; развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета. Основными задачами географии являются: формирование умений работать с географической картой, графической наглядностью; учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости; развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов; воспитание доброго и бережного отношения к природе, прививать интерес к ее познанию; содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе; формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому санитарно-гигиеническому воспитанию подростков; Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках географии 1. Патриотическое воспитание: 1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, 1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; 1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; 1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 4. Эстетическое воспитание: 4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 5. Ценности научного познания: 5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; 5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 8. Экологическое воспитание: 8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 8.2. Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; 8.3. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; 8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО УСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Содержание программы направлено на достижение личностных и предметных результатов адаптированной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ГКОУ АО «ОШИ №5». Данная программа по географии разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки. Программа составлена для детей с легкой степенью умственной отсталости, с учетом их психофизиологических особенностей. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать элементарные причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, какими является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социальнобытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение». География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Значительную помощь обучающимся оказывают атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. Используя их, обучающиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор школьников об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению элементарных географических знаний. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООПУО на изучение предмета «География» отводится: в 6 классе – 68 часов ( 34 учебных недели) по 2 часа в неделю. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Для реализации Рабочей программы используется УМК по географии включающий учебники, рекомендованные к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию: Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) классов VIII вида. М.: «Просвещение», 2018 г. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ^ https://resh.edu.ru/ Путешествия и открытия http://pyty.ru/ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ: Природные зоны России Физическая карта полушарий Глобус Земли физический Глобус Земли политический ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения учебного предмета воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России; формирование установки на безопасный здоровый образ жизни; совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем; формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение к учебнику, тетрадь на печатной основе, глобус, настенная карта, компас, и др.); совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов); развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности; развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий; воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, при заполнении контурных карт и выполнении зарисовок (цветовая гамма, оттенки), при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города; воспитание уважения и восхищения людьми, совершившими научные открытия (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и людей в космос, первые космонавты). воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п. явлений природы); учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу); при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде; учить понимать необходимость бережного мероприятий по охране водоемов от загрязнения отношения и Предметные результаты освоения учебного предмета Минимальный уровень что изучает география. Основные формы земной поверхности· Виды водоемов, их различия. Меры по охране воды от загрязнения. Правила поведения в природе·. Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем. Географическое положение нашей страны. делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности. Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области. Достаточный уровень. что изучает география. Горизонт, линию и стороны горизонта.· Основные формы земной поверхности. Виды водоемов, их различия. Меры по охране воды от загрязнения. Правила поведения в природе·. Отличие плана от рисунка и географической карты. Масштаб, его обозначения. Распределение суши и воды на Земле. Материки и океаны, их Расположение на карте и глобусе. Кругосветные путешествия. Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем.· Основные типы климата. Солнце как ближайшую к Земле звезду.· Значение запусков в космос. Географическое положение нашей страны; определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам. Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности. Читать планы местности (для начальных классов массовой школы). Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе. Читать географическую карту. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины. Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте; положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе· . Пояса освещенности, в которых расположена наша страна. Природные зоны России. Природные условия и богатства России. Типичных представителей растительного и животного мира. Основное население и его занятия. Особенности географического положения своей местности. Основные мероприятия по охране природы. Правила поведения в природе. Расположение географических объектов. Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами; показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту; устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения. Делать несложные макеты изучаемых природных зон. Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе; название, расположение и хозяйственное значение океанов и материков. Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком. Особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материков. Государства, их положение на материке, основное население, столицы, хозяйственное значение. показывать на географической карте океаны, давать им характеристику. Определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий. географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии. Границы, государственный строй и символику России. Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях. Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности. находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы; по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города и страны Евразии; показывать Россию на политических картах мира и Евразии. Находить свою местность на карте России; давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края; называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6 класс. Программа «Начальный курс физической географии» для 6 класса состоит из 7 разделов. Раздел I «Введение» охватывает темы: Введение. Что изучает география? Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия. Раздел II «Ориентирование на местности» включает темы: Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. Раздел III «Формы поверхности Земли» включает темы: Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о землетрясениях в извержениях вулканов. Раздел IV «Вода на Земли» включает темы: Вода в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера. Водохранилища. Пруды. Болота, ох осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. Раздел V«План и карта» включает темы: Рисунок и план предмета. План и масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. Раздел VI «Земной шар» , включает темы: Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий.(2 ч.) Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Раздел VII «Карта России» ,включает темы: Географическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки: Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа за год. Наш край на физической карте России. Практические работы. Упражнения в определении направлений на плане, карте. Вычерчивание простейших планов. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблиц условных знаков плана, карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности). Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, доказывающих: растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; Упражнение в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Оформление таблицы океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов, первых кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к карте. Календарно-тематическое планирование 6 класс (68 часов) № Тема п/п Кол-во часов I четверть (18 часов) I ВВЕДЕНИЕ 1 География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. 1 2 Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года. 1 3 Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности. 1 4 Географические сведения о своей местности и труде населения.. 1 II. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. 5 Горизонт. Линия горизонта. 1 Дата 6 Стороны горизонта. 1 7 Компас и правила пользования им. 1 8 Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. 1 III ФОРМЫ И ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. 9 Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. 1 10 Овраги, их образование. 1 11 Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. 2 IV. ВОДА НА ЗЕМЛЕ 12 Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. 2 13 Родник, его образование. 1 14 Колодец. Водопровод. 1 15 Части реки. Горные и равнинные реки. 1 16 Контрольная работа за четверть 1 II четверть ( 14 часов) 17 Как люди используют реки. 1 18 Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. 1 19 Болота, их осушение. 1 20 Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. 1 21 Острова и полуострова . 1 22 Водоемы нашей местности. Охрана вод. 1 V ПЛАН И КАРТА. 23. Рисунок и план предмета. 1 24 Масштаб. 1 25 Условные знаки плана. 1 26 План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. 1 27 Контрольная работа за четверть 1 28 Условные цвета карты. 1 29 Условные знаки физической карты. 1 30 Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. 1 III четверть ( 22 часа). ЗЕМНОЙ ШАР. VI 31 Краткие сведения о Земле, Луне и Солнце. 1 32 Планеты. 1 33 Земля- планета. 1 34 Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор. 1 35 Физическая карта полушарий. Распределение суши и воды на Земле. 1 36 Океаны на глобусе и карте полушарий. 1 37 Материки на карте полушарий и глобусе. 1 38 Первые кругосветные путешествия. 1 39 Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи) 1 40 Понятие о климате .Основные типы климата. 1 41 Пояса освещённости. 1 42 Природа тропического пояса. 1 43 Природа умеренного пояса. 1 44 Природа полярных поясов. 1 VII КАРТА РОССИИ. 45 Положение России на карте полушарий, глобусе. Москвастолица России 2 46 Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. 1 47 Контрольная работа за четверть. 1 48 Морские границы России. Северный Ледовитый океан. 1 49 Моря Тихого и Атлантического океанов. 1 50 Острова и полуострова России. 1 51 Разнообразие возвышенности. поверхности России. Равнины, 1 VI четверть ( 14 часов) 52 Горы: Урал, Кавказ, Алтай. 1 53 Практическая работа с контурными картами. 1 54 Крупнейшие месторождения России полезных ископаемых. 1 55 Практическая работа с контурными картами. 1 56 Реки: Волга, Ока с Камой. Водохранилища. 1 57 Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей, Ангара.. 1 58 Реки Амур, Лена. 1 59 Озера: Ладожское, Онежское. 1 60 Озера: Байкал, Каспийское море- озеро. 1 61 Контрольная работа за год. 1 62 Наша область на карте России. 1 63 Россия на карте мира. 1 64 Повторение начального курса географии. 2