Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" (V-VI классы) предметной области "Естествознание" (вариант1) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.22г №1026 ФАООП УО ( вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются: - формирование функциональной грамотности в области естественно -научных знаний о живой и неживой природе; - демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; - формирование специальных и общеучебных умений и навыков; - воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями - природоохранительной работы; - воспитание социально значимых качеств личности. В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках природоведения 1. Патриотического воспитания: 1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, 2. Гражданского воспитания: 2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; 2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; 2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 3. Духовно-нравственного воспитания: 3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 5. Ценности научного познания: 5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; 5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 6.1. Осознание ценности жизни; 6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 6.3. Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; 6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного образования; 6.8. Сформированность навыков рефлексии; 7. Трудового воспитания: 7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, 7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 8. Экологического воспитания: 8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 8.3. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Место предмета в учебном плане . Учебный предмет Природоведение в 5,6 классах является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в ФАООП вариант 1. В соответствии с годовым календарным графиком программа рассчитана в 5,6 классах на 68 часов в год ( по 2 часа в неделю, 34 учебных недель) Планируемые предметные результаты Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. 5 класс Минимальный уровень: узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); выполнение несложных заданий под контролем учителя; адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. 6 класс Минимальный уровень: узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника; адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника. 5 класс Достаточный уровень: узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; 6класс Достаточный уровень: -узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; -знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника; -представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; -отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом); -называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; -выделение существенных признаков групп объектов; -знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; -участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; -выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), - осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; -совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученныхобъектов и явлений; -выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; -осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Личностные результаты освоения учебного предмета − осознание себя как гражданина России; − формирование чувства гордости за свою Родину; − формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; − формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; − овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; − владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; − формирование этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; − формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; − проявление готовности к самостоятельной жизни; − формирование функциональной грамотности в естественно научной области знаний. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс. Введение ( 2 ч) Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Вселенная ( 6 ч) Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования .Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе. Практические работы Зарисовка звездного неба, формы Земли и Луны. Экскурсия ( планетарий) Межпредметные связи Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительное искусство. Наш дом — Земля (44 ч) Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. (1ч) Воздух (9ч) Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе. Поверхность суши. Почва (6ч) Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв. Полезные ископаемые (14ч) Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр. Местные полезные ископаемые. Добыча и использование. Вода (14ч) Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды. Практические работы Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы Зарисовка форм поверхности суши Составление таблицы «Полезные ископаемые» Изготовление плакатов «Охрана воды, воздуха, почвы» Экскурсии Экскурсии к местным природным объектам Межпредметные связи Мир природы и человека, русский язык, труд, изобразительное искусство Есть на Земле страна — Россия (14 ч) Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны. Мой край-Астраханский. Важнейшие географические объекты Астраханской области. Поверхность и водоёмы области. Занятия населения. Достопримечательности. Обобщение раздела «Неживая природа» (2 ч) Практические работы Зарисовка флага России Составление рассказа о своём городе, селе Изготовление альбома « Мой Астраханский край» Экскурсии Экскурсии по городу, краеведческий музей, музей города Астрахани Межпредметные связи Мир природы и человека, русский язык, труд, изобразительное искусство МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, Интернет-ресурсов, образовательного мультимедийного комплекса Multimind , печатных материалов, муляжей предметов. Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Природоведение» предполагает использование: - мебель: школьная доска, шкафы, стол учителя, стул учителя, парты, стулья - комплект учебников: «Природоведение». программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя; - технические средства обучения; - печатное оборудование: карточки, картины, плакаты, карты; - полезные ископаемые; - микроскопы; - оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин т.п.); - муляжи (фрукты, овощи, дикие и домашние животные). Список имеющихся плакатов по природоведению: Живая природа. В мире растений. Живая природа. В мире животных. Пихтовый лес. Явления природы. Лиственничный лес. Лес из сосны обыкновенной. Тополевый лес. Ольховый лес. Крымская сосна. Природа мира. Растение – живой организм. Закаливание организма. Государственные символы России. Формы земной поверхности. Почва – кладовая Земли. Взаимосвязи в природном сообществе. Луна – спутник Земли. Солнечная система. Искусственное природное сообщество – поле. Луг – природное сообщество. Лес – природное сообщество. Болото – естественный водоём. Земля – «голубая планета». Звёзды и созвездия. Кометы и метеоры. Многообразие водоёмов. Смена времён года, дня и ночи на Земле. Жизнь пресного водоёма. Образовательная область Естествознание Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: Название Название Название Предмета по учебному учебной методической плану литературы, литературы, автор, издательство автор, издательство, год издания Природоведение Природоведение 5 класс Лифанова Т.М., Е.Н. Соломина Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва 1 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (под ред. В.В. Воронковой). Москва, Владос, 2013 2. Большая книга знаний. Энциклопедия. Росмэн, 2006 3. Интернет ресурсы. Календарно- тематическое планирование по природоведению ( 68 ч) 5класс № Кол-во часов Дата I четверть (18 часов) День Знаний. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей 1 1.09 Предметы и явления неживой природы. Наш дом — Земля 1 6.09 3 4 5 6 7 8 Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования Смена дня и ночи. Смена времён года. Сезонные изменения в природе. 1 1 1 1 1 1 8.09 13.09 15.09 10.09 22.09 27.09 9 Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. Воздух Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Движение воздуха. Ветер. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. 1 29.09 1 1 4.10 6.10 1 1 1 2 1 11.10 13.10 18.10 20.10 25.10 27.10 1 8.11 1 2 3 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема уроков II четверть (14 часов) Полезные ископаемые . Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы 18 Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. 1 10.11 19 20 Песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость Добыча и использование каменного угля. 1 1 15.11 17.11 1 22.11 1 24.11 Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Благородные металлы. Местные полезные ископаемые. Охрана недр. Обрбщающий урок. III четверть ( 20 часов) Вода 1 29.11 1 1.12 1 6.12 1 8.12 1 13.12 1 1 2 15.12 19.12 22.12 27.12 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды . Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Практическая работа. Работа воды в природе Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки. Воды суши. Озёра, болота, пруды. Моря и океаны. Охрана воды. Поверхность суши. Почва Равнины, горы, холмы, овраги. 1 1 1 1 1 1 Горы. Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы. Разнообразие почв Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Охрана почв. IV четверть (16 часов) Есть на Земле страна — Россия Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре Океаны и моря , омывающие Россию. Равнины и горы нашей страны. Реки и озера России. Москва- столица России. Санкт-Петербург. Города Золотого кольца России. Население нашей страны. Мой край-Астраханский. Важнейшие географические объекты Астраханской области. Поверхность и водоёмы области. Занятия населения. Достопримечательности. Экскурсии в краеведческий музей и музей города Астрахани. Обобщение раздела «Неживая природа» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2