РП Природоведение 5,6 классы АООП 1 вариант

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" (V-VI классы)
предметной области "Естествознание" (вариант1) составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.22г №1026
ФАООП УО ( вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:
- формирование функциональной грамотности в области естественно -научных знаний о
живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями
- природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается
наблюдательность,
память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать,
обобщать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках природоведения
1. Патриотического воспитания:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе,
2. Гражданского воспитания:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
5. Ценности научного познания:

5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
6.3. Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного образования;
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности,
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
8.3. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Место предмета в учебном плане .
Учебный предмет Природоведение в 5,6 классах является частью учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений в ФАООП вариант 1.
В соответствии с годовым календарным графиком программа рассчитана в 5,6 классах на
68 часов в год ( по 2 часа в неделю, 34 учебных недель)

Планируемые предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
5 класс
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание
оценки педагога.
6 класс
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значение
в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем
взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание
оценки
педагогического работника.
5 класс
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию
педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований
для классификации;
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены
на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

6класс
Достаточный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
-знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по
заданию педагогического
работника;
-представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований
для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое
растение, медонос, растение, цветущее летом);
-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены
на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
-выделение существенных признаков групп объектов;
-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
-участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии
предваряющего и итогового контроля),
- осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученныхобъектов и явлений;
-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Личностные результаты освоения учебного предмета
− осознание себя как гражданина России;
− формирование чувства гордости за свою Родину;
− формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
− формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
− овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
− овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;

− формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− формирование этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
− формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
− проявление готовности к самостоятельной жизни;
− формирование функциональной грамотности в естественно научной области
знаний.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс.
Введение ( 2 ч)
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая
и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная ( 6 ч)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники.
Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования .Цикличность изменений в
природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Практические работы
Зарисовка звездного неба, формы Земли и Луны.
Экскурсия ( планетарий)
Межпредметные связи
Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительное искусство.
Наш дом — Земля (44 ч)
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. (1ч)
Воздух (9ч)
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность,
объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого
свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый
воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ,
азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и
человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.
Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе.
Направление ветра. Ураган, способы защиты. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной
пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Поверхность суши. Почва (6ч)
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные
соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина,
песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные
свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение
песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия
почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые (14ч)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость,
горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства
каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты
переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть.
Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для

получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет,
твердость,
упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы.
Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства
алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание
алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание
меди. Ее применение. Охрана недр. Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода (14ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как
жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при
охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар
и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная
вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и
морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения
температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование
пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от
наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства
морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана
воды.
Практические работы
Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы
Зарисовка форм поверхности суши
Составление таблицы «Полезные ископаемые»
Изготовление плакатов «Охрана воды, воздуха, почвы»
Экскурсии
Экскурсии к местным природным объектам
Межпредметные связи
Мир природы и человека, русский язык, труд, изобразительное искусство
Есть на Земле страна — Россия (14 ч)
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные
на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки
Волга, Енисей. Москва - столица России. Крупные города, их
достопримечательностями, население нашей страны.
Мой край-Астраханский. Важнейшие географические объекты Астраханской области. Поверхность и
водоёмы области. Занятия населения. Достопримечательности.
Обобщение раздела «Неживая природа» (2 ч)
Практические работы
Зарисовка флага России
Составление рассказа о своём городе, селе
Изготовление альбома « Мой Астраханский край»
Экскурсии
Экскурсии по городу, краеведческий музей, музей города Астрахани
Межпредметные связи
Мир природы и человека, русский язык, труд, изобразительное искусство
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в
рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных
дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, Интернет-ресурсов,
образовательного мультимедийного комплекса Multimind , печатных материалов, муляжей предметов.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Природоведение» предполагает использование:
- мебель: школьная доска, шкафы, стол учителя, стул учителя, парты, стулья
- комплект учебников: «Природоведение».
программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя;
- технические средства обучения;
- печатное оборудование: карточки, картины, плакаты, карты;
- полезные ископаемые;
- микроскопы;

- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные,
клей, краски, кисточки, пластилин т.п.);
- муляжи (фрукты, овощи, дикие и домашние животные).
Список имеющихся плакатов по природоведению:
Живая природа. В мире растений.
Живая природа. В мире животных.
Пихтовый лес.
Явления природы.
Лиственничный лес.
Лес из сосны обыкновенной.
Тополевый лес.
Ольховый лес.
Крымская сосна.
Природа мира.
Растение – живой организм.
Закаливание организма.
Государственные символы России.
Формы земной поверхности.
Почва – кладовая Земли.
Взаимосвязи в природном сообществе.
Луна – спутник Земли.
Солнечная система.
Искусственное природное сообщество – поле.
Луг – природное сообщество.
Лес – природное сообщество.
Болото – естественный водоём.
Земля – «голубая планета».
Звёзды и созвездия. Кометы и метеоры.
Многообразие водоёмов.
Смена времён года, дня и ночи на Земле.
Жизнь пресного водоёма.

Образовательная
область

Естествознание

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Название
Название
Название
Предмета по учебному
учебной
методической
плану
литературы,
литературы,
автор, издательство автор,
издательство, год
издания
Природоведение

Природоведение
5 класс
Лифанова Т.М.,
Е.Н. Соломина
Учебник
для
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
VIII
вида
Москва

1 Программа
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
VIII вида 5-9 классы
(под ред.
В.В. Воронковой).
Москва,
Владос, 2013
2. Большая книга
знаний.
Энциклопедия.
Росмэн, 2006
3. Интернет
ресурсы.

Календарно- тематическое планирование по природоведению ( 68 ч) 5класс
№

Кол-во
часов

Дата

I четверть (18 часов)
День Знаний.
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей

1

1.09

Предметы и явления неживой природы.
Наш дом — Земля

1

6.09

3
4
5
6
7
8

Небесные тела: планеты, звезды.
Солнечная система. Солнце.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.
Первый полет в космос. Современные исследования
Смена дня и ночи.
Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

1
1
1
1
1
1

8.09
13.09
15.09
10.09
22.09
27.09

9

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера,
гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух
Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем,
упругость.
Давление и движение воздуха.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами.
Движение воздуха. Ветер.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.
Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

1

29.09

1
1

4.10
6.10

1
1
1
2
1

11.10
13.10
18.10
20.10 25.10
27.10

1

8.11

1
2
3

10
11
12
13
14
15
16

17

Тема уроков

II четверть (14 часов)
Полезные ископаемые .
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства.
Значение. Способы

18

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных
материалов.

1

10.11

19
20

Песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства
торфа.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет,
блеск, горючесть, твердость, хрупкость
Добыча и использование каменного угля.

1
1

15.11
17.11

1

22.11

1

24.11

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть,
горючесть.
Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и
другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и
использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства
черных металлов.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных.
Применение цветных металлов.
Благородные металлы.
Местные полезные ископаемые.
Охрана недр. Обрбщающий урок.
III четверть ( 20 часов)
Вода

1

29.11

1

1.12

1

6.12

1

8.12

1

13.12

1
1
2

15.12
19.12
22.12 27.12

21
22
23
24
25
26

27
28
29
30

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды .
Растворимые и нерастворимые вещества.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура и ее измерение.
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практическая работа.
Работа воды в природе
Значение воды в природе. Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки.
Воды суши. Озёра, болота, пруды.
Моря и океаны.
Охрана воды.
Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги.

1
1
1
1
1
1

Горы.
Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы.
Разнообразие почв
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы.
Охрана почв.
IV четверть (16 часов)
Есть на Земле страна — Россия
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре
Океаны и моря , омывающие Россию.
Равнины и горы нашей страны.
Реки и озера России.
Москва- столица России.
Санкт-Петербург.
Города Золотого кольца России.
Население нашей страны.
Мой край-Астраханский.
Важнейшие географические объекты Астраханской области.
Поверхность и водоёмы области.
Занятия населения.
Достопримечательности.
Экскурсии в краеведческий музей и музей города Астрахани.
Обобщение раздела «Неживая природа»

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».