РП АООП вар.2 ОСМ 9 кл.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
утвержденной

нарушениями)

приказом

далее

Министерства

ФАООП

УО

просвещения

(вариант

2),

России

от

24.11.2022г.№1026.
ФАООП УО (вариант 2 ) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и
глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей в 9 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5».
Основная цель реализации программы по предмету окружающий социальный
мир формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и
предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в
социальной среде.
Основные задачи реализации программы:


знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его

деятельность, общепринятые нормы поведения),


формирование представлений о предметном мире, созданном

человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними).


овладение детьми в процессе игровой деятельности опытом

социального поведения,

для наиболее полной их реабилитации и

интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.

1

Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету окружающий социальный мир
1.

Патриотическое

воспитание:

уважение

к

символам

России,

государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2.Гражданское воспитание: представления об основных, правах свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе.
3. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на
моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора.
Общая характеристика учебного

предмета с учётом особенностей его

усвоения обучающихся
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в
социальные отношения.

В

силу различных

особенностей

физического,

интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают
трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного
предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать
осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на
доступном уровне в жизнь общества. Программа представлена следующими
разделами: «Квартира, дом, двор», «Школа», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». В
процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в
котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни.
Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей
действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки,
2

объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок
учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными
ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится
ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и
здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома,
в школе.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 9 классах занятия проводятся 4 раза в неделю. Продолжительность занятий 40
минут, общее количество занятий в год - 132 часа.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
Класс

I четверть II четверть

IV

III четверть

четверть

Всего

Количество часов
9

36

28

40

32

136

Планируемые результаты изучения учебного предмета


представления о мире, созданном руками человека;



представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом

объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка,
и др.), о транспорте и т.д.;


умение

соблюдать

элементарные

правила

безопасности

поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;


представления

первоначальными

об

окружающих

представлениями

о

людях:
социальной

профессиональных и социальных ролях людей;
3

овладение
жизни,

о



представления

о

деятельности

и

профессиях

людей,

окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель ит.д.);


представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,

покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в
различных ситуациях;


умение соблюдать правила поведения на уроках и во

внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и
сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта,
соответствующие возрасту и полу ребенка;

группе

умение

взаимодействовать

в

процессе

в

учебной, игровой, других

видах доступной деятельности;


представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их

содержании, участие в них;



представления об обязанностях и правах ребенка;
представления

об

обязанностях

обучающегося, сына, дочери;


представление о стране проживания Россия;



представление о стране, городе (селе), месте проживания;



представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
Содержание учебного предмета

Школа.
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного
поведения. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого
требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в
4

общественных местах. Представления о профессиях людей, работающих в
школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка,
краски, кисточка, пластилин и т.д.). Ориентация в классе, его зонах и в местах
расположения учебных принадлежностей. Соблюдение дежурства в школе.
Ориентация в помещениях школы, на школьной территории, в распорядке
школьного дня.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома. Домашний адрес. Представление о
типах

домов

(одно-этажные

/многоэтажные,

каменные/

деревянные).

Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд,
лестничная площадка, лифт, двор). Различение частей территории двора и
соблюдение правил поведения во дворе. Представление о помещениях (комната,
прихожая, кухня, ванная комната, туалет). Представление о предметах мебели
(стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление
о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода,
чайник, половник, нож).Представление об электроприборах (телевизор, утюг,
лампа, вентилятор, магнитофон, микроволновая печь, электрический чайник,
фен). Представление об электронных устройствах ( сотовый телефон,
компьютер). Использование предметов домашнего обихода в повседневной
жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка,
спортивная площадка, место для парковки автомобилей.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
5

Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и
др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них
предметов: например: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага –
рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов и тд.
Транспорт.
Представление и виды наземного и подземного транспорта. Соблюдение правил
дорожного движения. Дорога из дома в школу и обратно. Правила дорожного
движения. Представление и виды о воздушном транспорте. Представление и виды
водного транспорта. Представление о космическом транспорте. Представление о
профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном
транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом и
правила общения

в транспорте. Представление о специальном транспорте.

Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Семейные традиции, праздники. Представление о
школьных праздниках и традициях: День знаний, последний учебный день, день
рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях.
Страна.
Представление

о

государстве

Россия

и

государственной

символике.

Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о
некоторых значимых исторических событиях России. Представление о
выдающихся людях России. Город в котором мы живем. Дома и магазины в моем
городе Достопримечательности нашего города.
Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности


компьютерные обучающие игры;



натуральные объекты, муляжи, макеты;
6



предметные сюжетные картинки;



дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»

«Воздушный транспорт»,

«Наземный транспорт»,

«Водный транспорт»

«Грузовые и легковые машины» и т.д.


аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную

жизнь людей, правила поведения в общественных местах.


тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального

мира.


комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т.

Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его
игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

7

№

1

2

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР».
Наименование
Кол - во часов
Дата
раздела программы
и тем урока
Школа.
1
Представление о себе как члене
коллектива класса

Положительные качества человека.

2

Дружеские отношения.
3

2

4

Умение выражать свой интерес к другому
человеку.

1

5

Правила поведения на уроке

1

6

Правила поведения в школе

1

7

Мои одноклассники

2

8
9

Проект «Мои летние каникулы»
Квартира, дом, двор
Коммунальные удобства в квартире.

4

10

Места общего пользования в доме.

2

2

8

11

Соблюдение правил пользования лифтом.

2

12

Правила поведения безопасности в местах
общего пользования.

2

13

Правила
пользования
мусоропроводом,
домофоном, почтовым ящиком,
кодовым замком.

2

14

Территория двора

2

15

Правила
дворе.

2

16

Предметы быта
Предметы интерьера

2

17

Светильники

1

18
19

Часы
Электроприборы

1
1

20

Правила техники безопасности
пользования электроприборами.

2

21

Микроволновая печь

1

22

Электроплита

1

23

Холодильник

1

безопасности и поведения во

9

24

Предметы облегчающие труд человека
в быту

2

25

Миксер

1

26

Пылесос

1

27

Утюг

1

28

Стиральная машина

1

29

Предметы и материалы,
изготовленные человеком.
Ткань

2

30

Предметы изготовленные из ткани

2

31

Инструменты с помощью которых
работают с тканью.

1

32

Металл

2

33

Предметы изготовленные из металла

2

34

Пластмасс

1

35

Предметы и материалы,
изготовленные человеком.
Предметы изготовленных из пластмассы

2

36

Традиции, обычаи
Новый год

1

10

37

Рождество

1

38
39

Предметы из стекла и зеркала
Предмты из резины

2
2

40

Город
Астрахань

2

41

Достопримечательности Астрахани

3

42

Малые города Астраханской области

2

43

Малые города Астраханской области

2

44

Безопасность на дорогах в городе

1

45

Правила поведения на улице

2

46

Городские Службы помощи (больница,
поликлиника).

1

47

Городские Службы помощи (милиция)

1

48

Городские Службы помощи (пожарные)

1

11

49

Транспорт
Общественный транспорт

3

50

Традиции, обычаи
Масленница

1

51

Масленичная неделя

1

52

День Защитника Отечества

1

53

Транспорт
Профессий людей, работающие на
транспорте

2

54

Правила
поведения в общественном
транспорте.

2

55

Знание места посадки и высадки из
автобуса.

1

56

Традиции, обычаи
« 8 марта - женский день».

2

57

Транспорт
Пользование общественным транспортом

1

58

Безопасное поведение на улице

2

59

Транспорт специального назначения

1

12

60

Транспорт специального назначения:
милиция.

1

61

Транспорт специального назначения:
машины на стройке.

1

62

1

64

Транспорт специального назначения:
скорая помощь.
Традиции, обычаи
Праздники в школе
Наши школьные традиции

2

65

Праздники весной

2

66

Праздник Пасхи.

1

67

Страна
Наша страна
Президент и премьер-министр РФ

2

63

68

2

1

69

Документ удостоверяющий личность
гражданина России

2

70

Государственные праздники.

3

71

Государственная символика

3

13

72

Народы России

3

73

Традиции, обычаи
День Победы

2

74

4

75

Страна
Народы России
«Москва - Столица нашей Родины»

2

76

Достопримечательности Москвы

3

77

Города России (Санкт-Петербург, Казань,
Самара).

3

78

Достопримечательности городов России.

4

Итого за учебный год 136 часов.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».