Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
утвержденной
нарушениями)
приказом
далее
Министерства
ФАООП
УО
просвещения
(вариант
2),
России
от
24.11.2022г.№1026.
ФАООП УО (вариант 2 ) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей в 9 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5».
Основная цель реализации программы по предмету окружающий социальный
мир формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и
предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в
социальной среде.
Основные задачи реализации программы:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его
деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном
человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними).
овладение детьми в процессе игровой деятельности опытом
социального поведения,
для наиболее полной их реабилитации и
интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.
1
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету окружающий социальный мир
1.
Патриотическое
воспитание:
уважение
к
символам
России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2.Гражданское воспитание: представления об основных, правах свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе.
3. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на
моральные
ценности
и
нормы
в
ситуациях
нравственного выбора.
Общая характеристика учебного
предмета с учётом особенностей его
усвоения обучающихся
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в
социальные отношения.
В
силу различных
особенностей
физического,
интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают
трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного
предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать
осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на
доступном уровне в жизнь общества. Программа представлена следующими
разделами: «Квартира, дом, двор», «Школа», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». В
процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в
котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни.
Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей
действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки,
2
объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок
учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными
ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится
ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и
здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома,
в школе.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 9 классах занятия проводятся 4 раза в неделю. Продолжительность занятий 40
минут, общее количество занятий в год - 132 часа.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
Класс
I четверть II четверть
IV
III четверть
четверть
Всего
Количество часов
9
36
28
40
32
136
Планируемые результаты изучения учебного предмета
представления о мире, созданном руками человека;
представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом
объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка,
и др.), о транспорте и т.д.;
умение
соблюдать
элементарные
правила
безопасности
поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
представления
первоначальными
об
окружающих
представлениями
о
людях:
социальной
профессиональных и социальных ролях людей;
3
овладение
жизни,
о
представления
о
деятельности
и
профессиях
людей,
окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель ит.д.);
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,
покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в
различных ситуациях;
умение соблюдать правила поведения на уроках и во
внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и
сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта,
соответствующие возрасту и полу ребенка;
группе
умение
взаимодействовать
в
процессе
в
учебной, игровой, других
видах доступной деятельности;
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их
содержании, участие в них;
представления об обязанностях и правах ребенка;
представления
об
обязанностях
обучающегося, сына, дочери;
представление о стране проживания Россия;
представление о стране, городе (селе), месте проживания;
представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
Содержание учебного предмета
Школа.
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного
поведения. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого
требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в
4
общественных местах. Представления о профессиях людей, работающих в
школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка,
краски, кисточка, пластилин и т.д.). Ориентация в классе, его зонах и в местах
расположения учебных принадлежностей. Соблюдение дежурства в школе.
Ориентация в помещениях школы, на школьной территории, в распорядке
школьного дня.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома. Домашний адрес. Представление о
типах
домов
(одно-этажные
/многоэтажные,
каменные/
деревянные).
Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд,
лестничная площадка, лифт, двор). Различение частей территории двора и
соблюдение правил поведения во дворе. Представление о помещениях (комната,
прихожая, кухня, ванная комната, туалет). Представление о предметах мебели
(стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление
о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода,
чайник, половник, нож).Представление об электроприборах (телевизор, утюг,
лампа, вентилятор, магнитофон, микроволновая печь, электрический чайник,
фен). Представление об электронных устройствах ( сотовый телефон,
компьютер). Использование предметов домашнего обихода в повседневной
жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка,
спортивная площадка, место для парковки автомобилей.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
5
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и
др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них
предметов: например: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага –
рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов и тд.
Транспорт.
Представление и виды наземного и подземного транспорта. Соблюдение правил
дорожного движения. Дорога из дома в школу и обратно. Правила дорожного
движения. Представление и виды о воздушном транспорте. Представление и виды
водного транспорта. Представление о космическом транспорте. Представление о
профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном
транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом и
правила общения
в транспорте. Представление о специальном транспорте.
Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Семейные традиции, праздники. Представление о
школьных праздниках и традициях: День знаний, последний учебный день, день
рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях.
Страна.
Представление
о
государстве
Россия
и
государственной
символике.
Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о
некоторых значимых исторических событиях России. Представление о
выдающихся людях России. Город в котором мы живем. Дома и магазины в моем
городе Достопримечательности нашего города.
Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности
компьютерные обучающие игры;
натуральные объекты, муляжи, макеты;
6
предметные сюжетные картинки;
дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»
«Воздушный транспорт»,
«Наземный транспорт»,
«Водный транспорт»
«Грузовые и легковые машины» и т.д.
аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную
жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального
мира.
комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т.
Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его
игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".
7
№
1
2
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР».
Наименование
Кол - во часов
Дата
раздела программы
и тем урока
Школа.
1
Представление о себе как члене
коллектива класса
Положительные качества человека.
2
Дружеские отношения.
3
2
4
Умение выражать свой интерес к другому
человеку.
1
5
Правила поведения на уроке
1
6
Правила поведения в школе
1
7
Мои одноклассники
2
8
9
Проект «Мои летние каникулы»
Квартира, дом, двор
Коммунальные удобства в квартире.
4
10
Места общего пользования в доме.
2
2
8
11
Соблюдение правил пользования лифтом.
2
12
Правила поведения безопасности в местах
общего пользования.
2
13
Правила
пользования
мусоропроводом,
домофоном, почтовым ящиком,
кодовым замком.
2
14
Территория двора
2
15
Правила
дворе.
2
16
Предметы быта
Предметы интерьера
2
17
Светильники
1
18
19
Часы
Электроприборы
1
1
20
Правила техники безопасности
пользования электроприборами.
2
21
Микроволновая печь
1
22
Электроплита
1
23
Холодильник
1
безопасности и поведения во
9
24
Предметы облегчающие труд человека
в быту
2
25
Миксер
1
26
Пылесос
1
27
Утюг
1
28
Стиральная машина
1
29
Предметы и материалы,
изготовленные человеком.
Ткань
2
30
Предметы изготовленные из ткани
2
31
Инструменты с помощью которых
работают с тканью.
1
32
Металл
2
33
Предметы изготовленные из металла
2
34
Пластмасс
1
35
Предметы и материалы,
изготовленные человеком.
Предметы изготовленных из пластмассы
2
36
Традиции, обычаи
Новый год
1
10
37
Рождество
1
38
39
Предметы из стекла и зеркала
Предмты из резины
2
2
40
Город
Астрахань
2
41
Достопримечательности Астрахани
3
42
Малые города Астраханской области
2
43
Малые города Астраханской области
2
44
Безопасность на дорогах в городе
1
45
Правила поведения на улице
2
46
Городские Службы помощи (больница,
поликлиника).
1
47
Городские Службы помощи (милиция)
1
48
Городские Службы помощи (пожарные)
1
11
49
Транспорт
Общественный транспорт
3
50
Традиции, обычаи
Масленница
1
51
Масленичная неделя
1
52
День Защитника Отечества
1
53
Транспорт
Профессий людей, работающие на
транспорте
2
54
Правила
поведения в общественном
транспорте.
2
55
Знание места посадки и высадки из
автобуса.
1
56
Традиции, обычаи
« 8 марта - женский день».
2
57
Транспорт
Пользование общественным транспортом
1
58
Безопасное поведение на улице
2
59
Транспорт специального назначения
1
12
60
Транспорт специального назначения:
милиция.
1
61
Транспорт специального назначения:
машины на стройке.
1
62
1
64
Транспорт специального назначения:
скорая помощь.
Традиции, обычаи
Праздники в школе
Наши школьные традиции
2
65
Праздники весной
2
66
Праздник Пасхи.
1
67
Страна
Наша страна
Президент и премьер-министр РФ
2
63
68
2
1
69
Документ удостоверяющий личность
гражданина России
2
70
Государственные праздники.
3
71
Государственная символика
3
13
72
Народы России
3
73
Традиции, обычаи
День Победы
2
74
4
75
Страна
Народы России
«Москва - Столица нашей Родины»
2
76
Достопримечательности Москвы
3
77
Города России (Санкт-Петербург, Казань,
Самара).
3
78
Достопримечательности городов России.
4
Итого за учебный год 136 часов.
14
15