Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными утвержденной нарушениями) приказом далее Министерства ФАООП УО просвещения (вариант 2), России от 24.11.2022г.№1026. ФАООП УО (вариант 2 ) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей в 9 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5». Основная цель реализации программы по предмету окружающий социальный мир формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде. Основные задачи реализации программы: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). овладение детьми в процессе игровой деятельности опытом социального поведения, для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся. 1 Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по предмету окружающий социальный мир 1. Патриотическое воспитание: уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 2.Гражданское воспитание: представления об основных, правах свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе. 3. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его усвоения обучающихся Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, 2 объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В 9 классах занятия проводятся 4 раза в неделю. Продолжительность занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 132 часа. Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели. Класс I четверть II четверть IV III четверть четверть Всего Количество часов 9 36 28 40 32 136 Планируемые результаты изучения учебного предмета представления о мире, созданном руками человека; представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.; умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах; представления первоначальными об окружающих представлениями о людях: социальной профессиональных и социальных ролях людей; 3 овладение жизни, о представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель ит.д.); представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях; умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка; группе умение взаимодействовать в процессе в учебной, игровой, других видах доступной деятельности; представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них; представления об обязанностях и правах ребенка; представления об обязанностях обучающегося, сына, дочери; представление о стране проживания Россия; представление о стране, городе (селе), месте проживания; представление о государственно символике (флаг, герб, гимн); Содержание учебного предмета Школа. Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в 4 общественных местах. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Соблюдение дежурства в школе. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории, в распорядке школьного дня. Квартира, дом, двор. Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Ориентация в помещениях своего дома. Домашний адрес. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт, двор). Различение частей территории двора и соблюдение правил поведения во дворе. Представление о помещениях (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет). Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, магнитофон, микроволновая печь, электрический чайник, фен). Представление об электронных устройствах ( сотовый телефон, компьютер). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей. Предметы и материалы, изготовленные человеком. 5 Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: например: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов и тд. Транспорт. Представление и виды наземного и подземного транспорта. Соблюдение правил дорожного движения. Дорога из дома в школу и обратно. Правила дорожного движения. Представление и виды о воздушном транспорте. Представление и виды водного транспорта. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом и правила общения в транспорте. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте. Традиции, обычаи. Представление о празднике. Семейные традиции, праздники. Представление о школьных праздниках и традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Страна. Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России. Город в котором мы живем. Дома и магазины в моем городе Достопримечательности нашего города. Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности компьютерные обучающие игры; натуральные объекты, муляжи, макеты; 6 предметные сюжетные картинки; дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы – профессий» «Воздушный транспорт», «Наземный транспорт», «Водный транспорт» «Грузовые и легковые машины» и т.д. аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах. тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира. комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом". 7 № 1 2 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР». Наименование Кол - во часов Дата раздела программы и тем урока Школа. 1 Представление о себе как члене коллектива класса Положительные качества человека. 2 Дружеские отношения. 3 2 4 Умение выражать свой интерес к другому человеку. 1 5 Правила поведения на уроке 1 6 Правила поведения в школе 1 7 Мои одноклассники 2 8 9 Проект «Мои летние каникулы» Квартира, дом, двор Коммунальные удобства в квартире. 4 10 Места общего пользования в доме. 2 2 8 11 Соблюдение правил пользования лифтом. 2 12 Правила поведения безопасности в местах общего пользования. 2 13 Правила пользования мусоропроводом, домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком. 2 14 Территория двора 2 15 Правила дворе. 2 16 Предметы быта Предметы интерьера 2 17 Светильники 1 18 19 Часы Электроприборы 1 1 20 Правила техники безопасности пользования электроприборами. 2 21 Микроволновая печь 1 22 Электроплита 1 23 Холодильник 1 безопасности и поведения во 9 24 Предметы облегчающие труд человека в быту 2 25 Миксер 1 26 Пылесос 1 27 Утюг 1 28 Стиральная машина 1 29 Предметы и материалы, изготовленные человеком. Ткань 2 30 Предметы изготовленные из ткани 2 31 Инструменты с помощью которых работают с тканью. 1 32 Металл 2 33 Предметы изготовленные из металла 2 34 Пластмасс 1 35 Предметы и материалы, изготовленные человеком. Предметы изготовленных из пластмассы 2 36 Традиции, обычаи Новый год 1 10 37 Рождество 1 38 39 Предметы из стекла и зеркала Предмты из резины 2 2 40 Город Астрахань 2 41 Достопримечательности Астрахани 3 42 Малые города Астраханской области 2 43 Малые города Астраханской области 2 44 Безопасность на дорогах в городе 1 45 Правила поведения на улице 2 46 Городские Службы помощи (больница, поликлиника). 1 47 Городские Службы помощи (милиция) 1 48 Городские Службы помощи (пожарные) 1 11 49 Транспорт Общественный транспорт 3 50 Традиции, обычаи Масленница 1 51 Масленичная неделя 1 52 День Защитника Отечества 1 53 Транспорт Профессий людей, работающие на транспорте 2 54 Правила поведения в общественном транспорте. 2 55 Знание места посадки и высадки из автобуса. 1 56 Традиции, обычаи « 8 марта - женский день». 2 57 Транспорт Пользование общественным транспортом 1 58 Безопасное поведение на улице 2 59 Транспорт специального назначения 1 12 60 Транспорт специального назначения: милиция. 1 61 Транспорт специального назначения: машины на стройке. 1 62 1 64 Транспорт специального назначения: скорая помощь. Традиции, обычаи Праздники в школе Наши школьные традиции 2 65 Праздники весной 2 66 Праздник Пасхи. 1 67 Страна Наша страна Президент и премьер-министр РФ 2 63 68 2 1 69 Документ удостоверяющий личность гражданина России 2 70 Государственные праздники. 3 71 Государственная символика 3 13 72 Народы России 3 73 Традиции, обычаи День Победы 2 74 4 75 Страна Народы России «Москва - Столица нашей Родины» 2 76 Достопримечательности Москвы 3 77 Города России (Санкт-Петербург, Казань, Самара). 3 78 Достопримечательности городов России. 4 Итого за учебный год 136 часов. 14 15