Речь и альтернативная коммуникация
Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
предмету
«Речь
и
альтернативная
коммуникация» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
далее
ФАООП
УО
(вариант2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. №1026.
ФАООП
УО
(вариант
интеллектуальными
2)
адресована
нарушениями
с
учетом
обучающимся
реализации
с
особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Специфические
нарушения
развития
обучающегося
значительно
препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных
движений
(мимика,
указательные
жесты),
работу
артикуляционного
аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У
обучающихся,
аутистическими
имеющих
нарушение
расстройствами,
интеллекта
отсутствует
в
сочетании
потребность
с
в
коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм
общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой
деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта
отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной,
познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее
окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
2
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно
включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них
потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также
на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и
социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- развитие функциональной грамотности;
- обучение социальному взаимодействию с окружающими, индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках речь и
альтернативная коммуникация
Патриотическое воспитание:
Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края.
Духовно – нравственное воспитание:
Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Трудовое воспитание:
Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности.
3
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его
усвоения обучающихся
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека.
Нарушения
развития
значительно
препятствуют
и
ограничивают
полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП
ограничивает
формирование
экспрессивных
движений
(мимика,
указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом
произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение
интеллекта отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и
использования
форм
общения,
включая
коммуникативную
речь
и
целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными
нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее
функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей
с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая)
речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
сильно затруднено, либо невозможно. Освоение средств коммуникации
осуществляется индивидуально.
Программный материал «Речь и альтернативная коммуникация»
состоит
из
следующих
разделов:
«Коммуникация»,
«Развитие
речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел «Коммуникация» направлен на формирование у обучающегося
интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со
сверстниками,
умений
продуктивного
установления,
поддержания
и
завершения контакта.
Раздел
«Развитие
коммуникации»
речи
направлен
средствами
на
вербальной
формирование
и
умения
невербальной
понимать
и
употреблять в общении произнесенные слова, словосочетания, предложения
и связные высказывания, различать напечатанные слова.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к
осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
4
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 170 часов (34 учебные недели) по 5 часов в
неделю.
Класс
I
четверть
II
четверть
45
35
8
III
IV
четверть
четверть
Количество часов
50
40
Всего
170
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация"
представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Речь и
альтернативная коммуникация"
- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных
жестов и графических изображений, умение пользоваться ими;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации;
- использование жестов, взгляда, голосовых, речеподражательных реакций
для выражения индивидуальных потребностей;
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков;
- чтение
в
доступных ребенку
пределах,
понимание
смысла
узнаваемого слова;
5
- узнавание и
различение напечатанных
слов, обозначающих
имена
людей, названия хорошо известных предметов и действий;
- узнавание и различение образов графем (букв);
- Написание (копирование с образца, обвод) элементов букв, отдельных
букв (слогов).
Содержание учебного предмета
Коммуникация.
Приветствие и
прощание.
Реагирование на собственное имя.
Привлечение к себе внимание различными средствами. Выражение своих
желаний взглядом, жестом, изображением, словом. Обращение с просьбой о
помощи. Выражение согласия/несогласия в ответ на заданный вопрос или
предложенную
ситуацию.
Выражение
благодарности.
Соблюдение
очередности в разговоре. Задавание вопросов, ответы на вопросы словом
(предложением). Соблюдение дистанции в разговоре.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
учащихся
класса,
Узнавание (различение) имён членов семьи,
педагогов,
сотрудников
школы.
Понимание
слов,
обозначающих предметы и объекты, действия предметов, признаки
предметов, признаки действий, состояний. Понимание слов, указывающих на
предмет, его признак. Понимание слов, обозначающих число и количество
предметов.
Понимание
предложений.
простых
Понимание
слов,
предложений.
Понимание
обозначающих
взаимосвязь
предложении. Понимание содержания
вопросов
предложением.
сложных
слов
в
прослушанного текста. Задавание
Поддержание
диалога
на
заданную
тему:
поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом,
предложением).
6
Экспрессивная речь.
Употребление в речи простых предложений.
Называние собственного имени, называние имён членов семьи (учащихся
класса, педагогов), а также посредством напечатанного слова.
Называние
(употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, одежда,
животные, овощи, фрукты и др.). Называние (употребление) обобщающих
понятий. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма и др.).
Называние (употребление) простых
предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление
рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа о себе.
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов,
обозначающих свое имя и фамилию, имена
и фамилии одноклассников,
названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации.
Предпосылки
к
осмысленному
чтению
(различение) изученных образов графем (букв).
и
письму.
Узнавание
Узнавание (различение)
образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов
графем: штриховка, работа по обводу, самостоятельное письмо элементов
букв, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове).
Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в
слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова, предложения).
Знакомство с рукописным начертанием изучаемых строчных и прописных
букв. Написание (копирование с образца, работа по обводу) элементов букв,
отдельных
букв
(слогов,
простых
слов).
Овладение
начертанием
(копированием) печатных и письменных букв.
7
Речь и альтернативная коммуникация
1 четверть (45ч)
№
Тема урока
Колво
часов
1
«Здравствуй, праздник сентября»
1
2
«Миновало лето, осень наступила».
1
3
Узнавание гласных букв (А, У). Письмо (печатание, работа
по обводу).
1
4
Узнавание гласных букв (О, Ы). Письмо (печатание, работа
по обводу).
1
5
Понятие «Слово». Приветствие и прощание с собеседником
словом, жестом.
1
6
Узнавание букв (М, С, Х). Чтение и составление слогов
(слов).
3
7
«Как я провел лето» рассказ по серии сюжетных картинок,
фоторафиям, видео.
1
8
Узнавание букв (Ш, Л). Чтение и составление слогов (слов).
2
9
2
10
Составление рассказа по сюжетным картинам. Определение
последовательности событий.
Узнавание букв (Ы, Н). Чтение и составление слогов (слов).
11
«Осенние подарки» по Н. Сладкову.
1
12
Звук и буква К. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание,
работа по обводу).
Подбор (соотнесение, выбор) картинки с услышанным
предложением, текстом.
Звук и буква П. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание,
работа по обводу).
2
15
Слова, обозначающие признак предмета (цвет, вкус).
2
16
Звук и буква Т. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание,
работа по обводу).
2
17
Понимание слов, обозначающих признак предмета (форма.
величина).
2
13
14
Дата
2
2
2
8
18
Звук и буква И. Чтение слогов (слов).
2
19
Рассказ
о прошедших событиях. Составление
рассказа о прошедших событиях.
1
20
Звук и буква З. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание,
работа по обводу).
2
21
Слова, обозначающие
2
22
С. Михалков «Овощи». Работа над содержанием.
2
23
Звук и буква В. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание,
работа по обводу).
2
24
Слова, обозначающие
2
25
Звук и буква Ж. Выделение звука в словах. Чтение слогов,
слов. Письмо (печатание, работа по обводу).
2
26
Обращение с просьбой о помощи. Выражение
благодарности. Использование жестов.
1
27
Выражение своих желаний взглядом, жестом,
изображением, словом.
1
названия предметов (овощи).
названия предметов (фрукты).
Речь и альтернативная коммуникация
2 четверть (35ч)
№
Тема урока
Колво
часов
1
Звук и буква Б. Выделение звука. Чтение слогов, слов.
Составление слогов (слов). Письмо (печатание, работа по
обводу).
2
2
Слова, обозначающие
(посуда).
предметов
2
3
«Моя семья». Рассказ по серии сюжетных картинок,
фоторафий
1
4
Звук и буква Г. Выделение звука. Чтение слогов, слов.
Составление слогов (слов). Письмо (печатание, работа по
обводу).
2
названия
Дата
9
5
Сказка «Три поросенка» Аудирование, ответы на
вопросы по содержанию прослушанного текста.
2
6
Соблюдение очередности и дистанции в разговоре. Жесты и
мимика в общении.
1
7
Звук и буква Д. Выделение и нахождение буквы в словах.
Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу).
2
8
Слова, обозначающие предмет (одежда). Подбор
напечатанного слова. Составление слов с помощью
карточек.
1
9
«Дядя Степа» С. Михалков. Работа по содержанию.
2
10
Буква Й. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа
по обводу).
2
11
Понимание слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.).
1
12
«Два барана» С. Михалков
2
13
Знакомство с бкувой Ь. Графические действия (штриховка
и др).
2
14
Буква Ь в конце слова. Чтение слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
2
15
«Снежный колобок» Н. Калинина
16
Звук и буква Е. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
2
17
«Снег кружится, снег ложится» С. Михалков
2
18
Звук и буква Е. Выделение и нахождение буквы в словах.
Письмо (печатание, работа по обводу).
2
19
Рассказ
о планируемых событиях. Составление
простых предложений.
1
20
Аудирование. Произведения про елочку и новый год.
2
2
10
Речь и альтернативная коммуникация
3 четверть (50ч)
№
Тема урока
Колво
часов
1
«Как я встретил Новый год».
1
2
Звук и буква Ё. Выделение и нахождение буквы в словах.
Графические действия.
2
3
Звук и буква Ё. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
2
4
«Снег идёт» по Л. Воронковой.
2
5
Работа с иллюстрацией «Зимние забавы».
1
6
Звук и буква Я. Выделение и нахождение буквы в словах.
Графические действия.
2
7
Звук и буква Я. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
2
8
Сказка «Рукавичка».
2
9
Звук и буква Ю. Выделение и нахождение буквы в словах.
Графические действия.
Звук и буква Ю. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
Слова, обозначающие предмет (обувь). Подбор
напечатанного слова. Составление слов с помощью
карточек.
Звук и буква Ц. Выделение и нахождение буквы в словах.
Графические действия.
Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
Слова, обозначающие предмет (дик. животные). Подбор
напечатанного слова. Называние слов по картинкам
(пиктограммам).
2
15
«Это я». Составление рассказа о себе.
2
16
Звук и буква Ч. Выделение и нахождение буквы в словах.
Графические действия.
2
17
Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
2
10
11
12
13
14
Дата
2
2
2
2
2
11
работа по обводу).
18
Е. Благинина «Вот такая мама!» Аудирование, работа по
содержанию.
2
19
Разучивание стихотворения к 8 марта.
2
20
Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
2
21
Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
2
22
Слова, обозначающие предмет (бытовые приборы). Подбор
напечатанного слова. Называние слов по картинкам.
2
23
«Котенок». Е. Благинина
2
24
«Мой питомец». Составление рассказа о домашнем питомце
по опорным схемам/ фотографиям).
2
25
Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов.
2
26
Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
2
Речь и альтернативная коммуникация
4 четверть (40ч)
№
Тема урока
Колво
часов
1
«Весна». Составление рассказа по картинке.
2
2
Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
3
3
Слова, обозначающие предмет (дом. животные). Подбор
напечатанного слова. Называние слов по картинкам
(пиктограммам).
2
4
Звук и буква Э. Чтение слогов, слов.
2
5
Звук и буква Э. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
2
6
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак
(я, он, мой, твой и др.).
2
Дата
12
7
Слова, обозначающие предмет (одежда). Подбор
напечатанного слова. Называние слов по картинкам
2
8
Слова, отвечающие на вопросы «Кто это?», «Что это?».
2
9
Звук и буква Ъ. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу, штрихова и др).
2
10
Слова, обозначающие предмет (посуда). Подбор
напечатанного слова. Называние слов по картинкам
(пиктограммам).
2
11
Аудирование Чуковский К. «Айболит». Работа по
содержанию.
3
12
Чтение слогов, слов с изученными буквами.
2
13
Слова обозначающие действие предмета.
2
14
Слова, обозначающие предмет(транспорт). Подбор
напечатанного слова. Называние слов по картинкам.
«Подарок» Е. Благинина
2
Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов (пять, второй и др.).
Слушание «Каникулы» Л.Фадеев.
2
18
Составление рассказа о
отдых).
2
19
Чтение слогов, слов с изученными буквами. Составление
слов с помощью карточек.
15
16
17
планируемых событиях (летний
2
2
2
Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв,
карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- аудио и видеоматериалы;
- интерактивная доска.
13