Речь и альтернативная коммуникация Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026. ФАООП УО (вариант интеллектуальными 2) адресована нарушениями с учетом обучающимся реализации с особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, аутистическими имеющих нарушение расстройствами, интеллекта отсутствует в сочетании потребность с в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. 2 В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Задачи: - развитие функциональной грамотности; - обучение социальному взаимодействию с окружающими, индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках речь и альтернативная коммуникация Патриотическое воспитание: Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края. Духовно – нравственное воспитание: Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; Трудовое воспитание: Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности. 3 Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его усвоения обучающихся Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. Освоение средств коммуникации осуществляется индивидуально. Программный материал «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из следующих разделов: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Раздел «Коммуникация» направлен на формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта. Раздел «Развитие коммуникации» речи направлен средствами на вербальной формирование и умения невербальной понимать и употреблять в общении произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. 4 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Программа рассчитана на 170 часов (34 учебные недели) по 5 часов в неделю. Класс I четверть II четверть 45 35 8 III IV четверть четверть Количество часов 50 40 Всего 170 Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо". Планируемые результаты освоения учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" - способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений, умение пользоваться ими; - умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации; - использование жестов, взгляда, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; - понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; - понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; - чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова; 5 - узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; - узнавание и различение образов графем (букв); - Написание (копирование с образца, обвод) элементов букв, отдельных букв (слогов). Содержание учебного предмета Коммуникация. Приветствие и прощание. Реагирование на собственное имя. Привлечение к себе внимание различными средствами. Выражение своих желаний взглядом, жестом, изображением, словом. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия/несогласия в ответ на заданный вопрос или предложенную ситуацию. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Задавание вопросов, ответы на вопросы словом (предложением). Соблюдение дистанции в разговоре. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь. учащихся класса, Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов, сотрудников школы. Понимание слов, обозначающих предметы и объекты, действия предметов, признаки предметов, признаки действий, состояний. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак. Понимание слов, обозначающих число и количество предметов. Понимание предложений. простых Понимание слов, предложений. Понимание обозначающих взаимосвязь предложении. Понимание содержания вопросов предложением. сложных слов в прослушанного текста. Задавание Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). 6 Экспрессивная речь. Употребление в речи простых предложений. Называние собственного имени, называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов), а также посредством напечатанного слова. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, одежда, животные, овощи, фрукты и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) простых предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа о себе. Чтение и письмо. Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих свое имя и фамилию, имена и фамилии одноклассников, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению (различение) изученных образов графем (букв). и письму. Узнавание Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: штриховка, работа по обводу, самостоятельное письмо элементов букв, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова, предложения). Знакомство с рукописным начертанием изучаемых строчных и прописных букв. Написание (копирование с образца, работа по обводу) элементов букв, отдельных букв (слогов, простых слов). Овладение начертанием (копированием) печатных и письменных букв. 7 Речь и альтернативная коммуникация 1 четверть (45ч) № Тема урока Колво часов 1 «Здравствуй, праздник сентября» 1 2 «Миновало лето, осень наступила». 1 3 Узнавание гласных букв (А, У). Письмо (печатание, работа по обводу). 1 4 Узнавание гласных букв (О, Ы). Письмо (печатание, работа по обводу). 1 5 Понятие «Слово». Приветствие и прощание с собеседником словом, жестом. 1 6 Узнавание букв (М, С, Х). Чтение и составление слогов (слов). 3 7 «Как я провел лето» рассказ по серии сюжетных картинок, фоторафиям, видео. 1 8 Узнавание букв (Ш, Л). Чтение и составление слогов (слов). 2 9 2 10 Составление рассказа по сюжетным картинам. Определение последовательности событий. Узнавание букв (Ы, Н). Чтение и составление слогов (слов). 11 «Осенние подарки» по Н. Сладкову. 1 12 Звук и буква К. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание, работа по обводу). Подбор (соотнесение, выбор) картинки с услышанным предложением, текстом. Звук и буква П. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание, работа по обводу). 2 15 Слова, обозначающие признак предмета (цвет, вкус). 2 16 Звук и буква Т. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание, работа по обводу). 2 17 Понимание слов, обозначающих признак предмета (форма. величина). 2 13 14 Дата 2 2 2 8 18 Звук и буква И. Чтение слогов (слов). 2 19 Рассказ о прошедших событиях. Составление рассказа о прошедших событиях. 1 20 Звук и буква З. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание, работа по обводу). 2 21 Слова, обозначающие 2 22 С. Михалков «Овощи». Работа над содержанием. 2 23 Звук и буква В. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание, работа по обводу). 2 24 Слова, обозначающие 2 25 Звук и буква Ж. Выделение звука в словах. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). 2 26 Обращение с просьбой о помощи. Выражение благодарности. Использование жестов. 1 27 Выражение своих желаний взглядом, жестом, изображением, словом. 1 названия предметов (овощи). названия предметов (фрукты). Речь и альтернативная коммуникация 2 четверть (35ч) № Тема урока Колво часов 1 Звук и буква Б. Выделение звука. Чтение слогов, слов. Составление слогов (слов). Письмо (печатание, работа по обводу). 2 2 Слова, обозначающие (посуда). предметов 2 3 «Моя семья». Рассказ по серии сюжетных картинок, фоторафий 1 4 Звук и буква Г. Выделение звука. Чтение слогов, слов. Составление слогов (слов). Письмо (печатание, работа по обводу). 2 названия Дата 9 5 Сказка «Три поросенка» Аудирование, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста. 2 6 Соблюдение очередности и дистанции в разговоре. Жесты и мимика в общении. 1 7 Звук и буква Д. Выделение и нахождение буквы в словах. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). 2 8 Слова, обозначающие предмет (одежда). Подбор напечатанного слова. Составление слов с помощью карточек. 1 9 «Дядя Степа» С. Михалков. Работа по содержанию. 2 10 Буква Й. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). 2 11 Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). 1 12 «Два барана» С. Михалков 2 13 Знакомство с бкувой Ь. Графические действия (штриховка и др). 2 14 Буква Ь в конце слова. Чтение слов. Письмо (печатание, работа по обводу). 2 15 «Снежный колобок» Н. Калинина 16 Звук и буква Е. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). 2 17 «Снег кружится, снег ложится» С. Михалков 2 18 Звук и буква Е. Выделение и нахождение буквы в словах. Письмо (печатание, работа по обводу). 2 19 Рассказ о планируемых событиях. Составление простых предложений. 1 20 Аудирование. Произведения про елочку и новый год. 2 2 10 Речь и альтернативная коммуникация 3 четверть (50ч) № Тема урока Колво часов 1 «Как я встретил Новый год». 1 2 Звук и буква Ё. Выделение и нахождение буквы в словах. Графические действия. 2 3 Звук и буква Ё. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). 2 4 «Снег идёт» по Л. Воронковой. 2 5 Работа с иллюстрацией «Зимние забавы». 1 6 Звук и буква Я. Выделение и нахождение буквы в словах. Графические действия. 2 7 Звук и буква Я. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). 2 8 Сказка «Рукавичка». 2 9 Звук и буква Ю. Выделение и нахождение буквы в словах. Графические действия. Звук и буква Ю. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). Слова, обозначающие предмет (обувь). Подбор напечатанного слова. Составление слов с помощью карточек. Звук и буква Ц. Выделение и нахождение буквы в словах. Графические действия. Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). Слова, обозначающие предмет (дик. животные). Подбор напечатанного слова. Называние слов по картинкам (пиктограммам). 2 15 «Это я». Составление рассказа о себе. 2 16 Звук и буква Ч. Выделение и нахождение буквы в словах. Графические действия. 2 17 Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, 2 10 11 12 13 14 Дата 2 2 2 2 2 11 работа по обводу). 18 Е. Благинина «Вот такая мама!» Аудирование, работа по содержанию. 2 19 Разучивание стихотворения к 8 марта. 2 20 Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). 2 21 Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). 2 22 Слова, обозначающие предмет (бытовые приборы). Подбор напечатанного слова. Называние слов по картинкам. 2 23 «Котенок». Е. Благинина 2 24 «Мой питомец». Составление рассказа о домашнем питомце по опорным схемам/ фотографиям). 2 25 Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов. 2 26 Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). 2 Речь и альтернативная коммуникация 4 четверть (40ч) № Тема урока Колво часов 1 «Весна». Составление рассказа по картинке. 2 2 Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). 3 3 Слова, обозначающие предмет (дом. животные). Подбор напечатанного слова. Называние слов по картинкам (пиктограммам). 2 4 Звук и буква Э. Чтение слогов, слов. 2 5 Звук и буква Э. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу). 2 6 Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). 2 Дата 12 7 Слова, обозначающие предмет (одежда). Подбор напечатанного слова. Называние слов по картинкам 2 8 Слова, отвечающие на вопросы «Кто это?», «Что это?». 2 9 Звук и буква Ъ. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу, штрихова и др). 2 10 Слова, обозначающие предмет (посуда). Подбор напечатанного слова. Называние слов по картинкам (пиктограммам). 2 11 Аудирование Чуковский К. «Айболит». Работа по содержанию. 3 12 Чтение слогов, слов с изученными буквами. 2 13 Слова обозначающие действие предмета. 2 14 Слова, обозначающие предмет(транспорт). Подбор напечатанного слова. Называние слов по картинкам. «Подарок» Е. Благинина 2 Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Слушание «Каникулы» Л.Фадеев. 2 18 Составление рассказа о отдых). 2 19 Чтение слогов, слов с изученными буквами. Составление слов с помощью карточек. 15 16 17 планируемых событиях (летний 2 2 2 Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности - графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв; - сюжетные картинки различной тематики для развития речи; - аудио и видеоматериалы; - интерактивная доска. 13