РП АООП вар.2 Речь и альт.ком. 8 кл.

Речь и альтернативная коммуникация
Пояснительная записка
Рабочая

программа

по

предмету

«Речь

и

альтернативная

коммуникация» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

далее

ФАООП

УО

(вариант2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. №1026.
ФАООП

УО

(вариант

интеллектуальными

2)

адресована

нарушениями

с

учетом

обучающимся

реализации

с

особых

образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Специфические

нарушения

развития

обучающегося

значительно

препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных
движений

(мимика,

указательные

жесты),

работу

артикуляционного

аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У
обучающихся,
аутистическими

имеющих

нарушение

расстройствами,

интеллекта
отсутствует

в

сочетании

потребность

с
в

коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм
общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой
деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта
отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной,
познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее
окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

2

В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно
включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них
потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также
на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и
социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- развитие функциональной грамотности;
- обучение социальному взаимодействию с окружающими, индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках речь и
альтернативная коммуникация
Патриотическое воспитание:
Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края.
Духовно – нравственное воспитание:
Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Трудовое воспитание:
Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности.

3

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его
усвоения обучающихся
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека.
Нарушения

развития

значительно

препятствуют

и

ограничивают

полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП
ограничивает

формирование

экспрессивных

движений

(мимика,

указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом
произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение
интеллекта отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и
использования

форм

общения,

включая

коммуникативную

речь

и

целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными
нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее
функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей
с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая)
речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
сильно затруднено, либо невозможно. Освоение средств коммуникации
осуществляется индивидуально.
Программный материал «Речь и альтернативная коммуникация»
состоит

из

следующих

разделов:

«Коммуникация»,

«Развитие

речи

средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел «Коммуникация» направлен на формирование у обучающегося
интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со
сверстниками,

умений

продуктивного

установления,

поддержания

и

завершения контакта.
Раздел

«Развитие

коммуникации»

речи

направлен

средствами
на

вербальной

формирование

и

умения

невербальной
понимать

и

употреблять в общении произнесенные слова, словосочетания, предложения
и связные высказывания, различать напечатанные слова.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к
осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
4

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 170 часов (34 учебные недели) по 5 часов в
неделю.
Класс

I
четверть

II
четверть

45

35

8

III
IV
четверть
четверть
Количество часов
50
40

Всего
170

Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация"
представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Речь и
альтернативная коммуникация"
- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных
жестов и графических изображений, умение пользоваться ими;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации;
- использование жестов, взгляда, голосовых, речеподражательных реакций
для выражения индивидуальных потребностей;
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков;
- чтение

в

доступных ребенку

пределах,

понимание

смысла

узнаваемого слова;

5

- узнавание и

различение напечатанных

слов, обозначающих

имена

людей, названия хорошо известных предметов и действий;
- узнавание и различение образов графем (букв);
- Написание (копирование с образца, обвод) элементов букв, отдельных
букв (слогов).
Содержание учебного предмета
Коммуникация.
Приветствие и

прощание.

Реагирование на собственное имя.

Привлечение к себе внимание различными средствами. Выражение своих
желаний взглядом, жестом, изображением, словом. Обращение с просьбой о
помощи. Выражение согласия/несогласия в ответ на заданный вопрос или
предложенную

ситуацию.

Выражение

благодарности.

Соблюдение

очередности в разговоре. Задавание вопросов, ответы на вопросы словом
(предложением). Соблюдение дистанции в разговоре.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
учащихся

класса,

Узнавание (различение) имён членов семьи,

педагогов,

сотрудников

школы.

Понимание

слов,

обозначающих предметы и объекты, действия предметов, признаки
предметов, признаки действий, состояний. Понимание слов, указывающих на
предмет, его признак. Понимание слов, обозначающих число и количество
предметов.

Понимание

предложений.

простых

Понимание

слов,

предложений.

Понимание

обозначающих

взаимосвязь

предложении. Понимание содержания
вопросов

предложением.

сложных
слов

в

прослушанного текста. Задавание

Поддержание

диалога

на

заданную

тему:

поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом,
предложением).
6

Экспрессивная речь.

Употребление в речи простых предложений.

Называние собственного имени, называние имён членов семьи (учащихся
класса, педагогов), а также посредством напечатанного слова.

Называние

(употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, одежда,
животные, овощи, фрукты и др.). Называние (употребление) обобщающих
понятий. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма и др.).

Называние (употребление) простых

предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление
рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа о себе.
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов,

обозначающих свое имя и фамилию, имена

и фамилии одноклассников,

названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации.
Предпосылки

к

осмысленному

чтению

(различение) изученных образов графем (букв).

и

письму.

Узнавание

Узнавание (различение)

образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов
графем: штриховка, работа по обводу, самостоятельное письмо элементов
букв, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове).
Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в
слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова, предложения).
Знакомство с рукописным начертанием изучаемых строчных и прописных
букв. Написание (копирование с образца, работа по обводу) элементов букв,
отдельных

букв

(слогов,

простых

слов).

Овладение

начертанием

(копированием) печатных и письменных букв.

7

Речь и альтернативная коммуникация
1 четверть (45ч)
№

Тема урока

Колво
часов

1

«Здравствуй, праздник сентября»

1

2

«Миновало лето, осень наступила».

1

3

Узнавание гласных букв (А, У). Письмо (печатание, работа
по обводу).

1

4

Узнавание гласных букв (О, Ы). Письмо (печатание, работа
по обводу).

1

5

Понятие «Слово». Приветствие и прощание с собеседником
словом, жестом.

1

6

Узнавание букв (М, С, Х). Чтение и составление слогов
(слов).

3

7

«Как я провел лето» рассказ по серии сюжетных картинок,
фоторафиям, видео.

1

8

Узнавание букв (Ш, Л). Чтение и составление слогов (слов).

2

9

2

10

Составление рассказа по сюжетным картинам. Определение
последовательности событий.
Узнавание букв (Ы, Н). Чтение и составление слогов (слов).

11

«Осенние подарки» по Н. Сладкову.

1

12

Звук и буква К. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание,
работа по обводу).
Подбор (соотнесение, выбор) картинки с услышанным
предложением, текстом.
Звук и буква П. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание,
работа по обводу).

2

15

Слова, обозначающие признак предмета (цвет, вкус).

2

16

Звук и буква Т. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание,
работа по обводу).

2

17

Понимание слов, обозначающих признак предмета (форма.
величина).

2

13
14

Дата

2

2
2

8

18

Звук и буква И. Чтение слогов (слов).

2

19

Рассказ
о прошедших событиях. Составление
рассказа о прошедших событиях.

1

20

Звук и буква З. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание,
работа по обводу).

2

21

Слова, обозначающие

2

22

С. Михалков «Овощи». Работа над содержанием.

2

23

Звук и буква В. Чтение слогов (слов). Письмо (печатание,
работа по обводу).

2

24

Слова, обозначающие

2

25

Звук и буква Ж. Выделение звука в словах. Чтение слогов,
слов. Письмо (печатание, работа по обводу).

2

26

Обращение с просьбой о помощи. Выражение
благодарности. Использование жестов.

1

27

Выражение своих желаний взглядом, жестом,
изображением, словом.

1

названия предметов (овощи).

названия предметов (фрукты).

Речь и альтернативная коммуникация
2 четверть (35ч)
№

Тема урока

Колво
часов

1

Звук и буква Б. Выделение звука. Чтение слогов, слов.
Составление слогов (слов). Письмо (печатание, работа по
обводу).

2

2

Слова, обозначающие
(посуда).

предметов

2

3

«Моя семья». Рассказ по серии сюжетных картинок,
фоторафий

1

4

Звук и буква Г. Выделение звука. Чтение слогов, слов.
Составление слогов (слов). Письмо (печатание, работа по
обводу).

2

названия

Дата

9

5

Сказка «Три поросенка» Аудирование, ответы на
вопросы по содержанию прослушанного текста.

2

6

Соблюдение очередности и дистанции в разговоре. Жесты и
мимика в общении.

1

7

Звук и буква Д. Выделение и нахождение буквы в словах.
Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа по обводу).

2

8

Слова, обозначающие предмет (одежда). Подбор
напечатанного слова. Составление слов с помощью
карточек.

1

9

«Дядя Степа» С. Михалков. Работа по содержанию.

2

10

Буква Й. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание, работа
по обводу).

2

11

Понимание слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.).

1

12

«Два барана» С. Михалков

2

13

Знакомство с бкувой Ь. Графические действия (штриховка
и др).

2

14

Буква Ь в конце слова. Чтение слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).

2

15

«Снежный колобок» Н. Калинина

16

Звук и буква Е. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).

2

17

«Снег кружится, снег ложится» С. Михалков

2

18

Звук и буква Е. Выделение и нахождение буквы в словах.
Письмо (печатание, работа по обводу).

2

19

Рассказ
о планируемых событиях. Составление
простых предложений.

1

20

Аудирование. Произведения про елочку и новый год.

2

2

10

Речь и альтернативная коммуникация
3 четверть (50ч)
№

Тема урока

Колво
часов

1

«Как я встретил Новый год».

1

2

Звук и буква Ё. Выделение и нахождение буквы в словах.
Графические действия.

2

3

Звук и буква Ё. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).

2

4

«Снег идёт» по Л. Воронковой.

2

5

Работа с иллюстрацией «Зимние забавы».

1

6

Звук и буква Я. Выделение и нахождение буквы в словах.
Графические действия.

2

7

Звук и буква Я. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).

2

8

Сказка «Рукавичка».

2

9

Звук и буква Ю. Выделение и нахождение буквы в словах.
Графические действия.
Звук и буква Ю. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
Слова, обозначающие предмет (обувь). Подбор
напечатанного слова. Составление слов с помощью
карточек.
Звук и буква Ц. Выделение и нахождение буквы в словах.
Графические действия.
Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).
Слова, обозначающие предмет (дик. животные). Подбор
напечатанного слова. Называние слов по картинкам
(пиктограммам).

2

15

«Это я». Составление рассказа о себе.

2

16

Звук и буква Ч. Выделение и нахождение буквы в словах.
Графические действия.

2

17

Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,

2

10
11

12
13
14

Дата

2
2

2
2
2

11

работа по обводу).
18

Е. Благинина «Вот такая мама!» Аудирование, работа по
содержанию.

2

19

Разучивание стихотворения к 8 марта.

2

20

Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).

2

21

Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).

2

22

Слова, обозначающие предмет (бытовые приборы). Подбор
напечатанного слова. Называние слов по картинкам.

2

23

«Котенок». Е. Благинина

2

24

«Мой питомец». Составление рассказа о домашнем питомце
по опорным схемам/ фотографиям).

2

25

Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов.

2

26

Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).

2

Речь и альтернативная коммуникация
4 четверть (40ч)
№

Тема урока

Колво
часов

1

«Весна». Составление рассказа по картинке.

2

2

Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).

3

3

Слова, обозначающие предмет (дом. животные). Подбор
напечатанного слова. Называние слов по картинкам
(пиктограммам).

2

4

Звук и буква Э. Чтение слогов, слов.

2

5

Звук и буква Э. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу).

2

6

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак
(я, он, мой, твой и др.).

2

Дата

12

7

Слова, обозначающие предмет (одежда). Подбор
напечатанного слова. Называние слов по картинкам

2

8

Слова, отвечающие на вопросы «Кто это?», «Что это?».

2

9

Звук и буква Ъ. Чтение слогов, слов. Письмо (печатание,
работа по обводу, штрихова и др).

2

10

Слова, обозначающие предмет (посуда). Подбор
напечатанного слова. Называние слов по картинкам
(пиктограммам).

2

11

Аудирование Чуковский К. «Айболит». Работа по
содержанию.

3

12

Чтение слогов, слов с изученными буквами.

2

13

Слова обозначающие действие предмета.

2

14

Слова, обозначающие предмет(транспорт). Подбор
напечатанного слова. Называние слов по картинкам.
«Подарок» Е. Благинина

2

Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов (пять, второй и др.).
Слушание «Каникулы» Л.Фадеев.

2

18

Составление рассказа о
отдых).

2

19

Чтение слогов, слов с изученными буквами. Составление
слов с помощью карточек.

15
16
17

планируемых событиях (летний

2

2

2

Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв,
карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- аудио и видеоматериалы;
- интерактивная доска.
13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».