РП АООП вар.2 12 класс Труд (технология) (2)

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Труд» (технология) по профилю
«Растениеводство» составлена на основе Федеральной адаптированной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ФАООП УО вариант 2 утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. N 1026. ФАООП
УО вариант 2 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с

учетом реализации их особых

потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель программы: подготовка обучающихся к доступной трудовой
деятельности.
Основные задачи:
1. развитие интереса к трудовой деятельности;
2. формирование навыков работы с различными инструментами и
оборудованием;
3. освоение отдельных операций и технологий по изготовлению
различных изделий, по работе с почвой, с растениями.
4. Развивать функциональную грамотность в процессе изучения
предмета.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках «Труд»
(технология) по профилю «Растениеводство»
2. Гражданского воспитания:
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
2

3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4. Эстетического воспитания:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
5. Ценности научного познания:
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание,

соблюдение гигиенических правил,

сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных
3

наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его
освоения обучающимися
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у
обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и
нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно
формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным
видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к
результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами
и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику
безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно
накапливается практический опыт, происходит формирование операционнотехнических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления
продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и
материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели 4 часа
в неделю, 136 часов
Класс

I четверть

II четверть III четверть

IV четверть

Всего

32

136

Количество часов
12

36

28

40

4

Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных
сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические
цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового
взаимодействия.
-

Интерес

к

овладению

доступными

профильными,

прикладными,

вспомогательными видами трудовой деятельности (растениеводство): уход за
придомовой территорией, помощь рабочему зеленого хозяйства, изготовление
поделок

из

природного

материала,

оригами,

флористика,

вторичное

использование предметов из пластика и другие. С учетом особенностей
региона.
- Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций,
несложные виды работ: применять приемы ухода за растениями в зависимости
от времени года, заполнять емкости для посева семян, посадки и пересадки
комнатных растений, осуществлять посев семян и высадку рассады в грунт и
так далее.
- Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты ,
материалы: лопаты, грабли, мотыги, секатор, лейки, шланги, метлы, совки,
рыхлители, опрыскиватели. Знать назначение и предметы спецодежды,
соблюдать необходимые правила техники безопасности.
- Умение соблюдать технологические процессы: при выращивании рассады из
семени и уход за растениями, при изготовлении изделий из бумаги, дерева,
пластика, глины, и другие, с учетом особенностей региона.
- Умение, стремление, выполнять работу качественно, в установленный
промежуток времени, оценивать результаты своего труда. Стремиться работать
по словесной инструкции, самостоятельно определять вид работ и выбирать
инвентарь для него, содержать в порядке рабочее место, понимать зачем и
почему проводят именно этот вид работ.
- Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь
5

близким.
- Овладение специальными и общетехническими знаниями и умениями в
области тепличного хозяйства.
-Овладение сведениями об основных сельскохозяйственных профессиях,
профессиях сферы сервиса.
Содержание учебного предмета
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива
растения. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление
почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление
сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов. Выращивание растений в
открытом

грунте.

Перекапывание

почвы.

Рыхление

почвы.

Внесение

органических удобрений в почву. Приготовление компоста. Оформление грядки
и междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы.
Подготовка семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый
грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание
овощей. Срезание овощей. Подготовка овощей к хранению (очищение от земли,
обрезка ботвы, просушивание). Чистка и мытье садового инвентаря.
Вводное занятие.
Правила поведения и безопасной работы в мастерской и теплице. Санитарногигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей
формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест. Экскурсия на
пришкольный участок и в теплицу.
Обращение с садово- огородным инвентарем.
- для обработки земли:
Лопата, грабли, тяпка. Устройство и функциональное назначение каждой части.
(рабочая часть, ручка).
Правила техники безопасности при работе с инвентарем для обработки почвы.
Технология использования (лопаты, тяпки, граблей) в работе с растениями.
-для полива:
6

Лейка, ведро, шланг. Устройство технология использования.
Правила техники безопасности при работе с садово-огородным инвентарем,
предназначенным для полива.
-хранение и уход за инвентарем.
Практическая работа
-осенние работы на участке.
Общие представления о растениях.
Плодовые деревья.
Кустарники.
Лечебные травянистые растения.
Среда роста растений: вода, земля, камни, горы. Условия необходимые для жизни
растений.
Плоды и семена.
Экскурсия. Сбор семян и плодов.
Сортировка семян и плодов.
Создание коллекции семян и плодов.
Вводное занятие.
Правила поведения в мастерской. Подготовка к работе специальной одежды .
Подготовка к работе инструментов и приспособлений. Правила личной гигиены.
Комнатные растения.
Условия содержания комнатных растений. Комнатные растения школы. Ручной
инвентарь для выращивания комнатных растений. Уход за комнатными
растениями. Полив комнатных растений. Перевалка комнатных растений.
Пересадка комнатных растений.
Практическая работа .
Пересадка комнатных растений школы.
Перевалка комнатных растений школы.
Вводное занятие.
Комнатное цветоводство.
Уход за комнатными растениями в зимнее время. Разнообразие цветковых
7

растений. Надземная и подземная части цветкового растения. Строение листьев
цветковых растений. Строение цветка. Образование плода. Размножение.
Почва. Состав почвы. Перегной почвы. Песчаные и глинистые почвы. Свойства
песчаных и глинистых почв.
Практическая работа.
Приготовление почвы для посева семян.
Использование однолетних цветочных растений для оформления улиц и
помещений.
Однолетние цветочные растения, используемые для оформления улиц и
помещений. Размещение однолетних цветочных растений на улицах и в
помещениях.
Выращивание однолетних цветочных растений.
Размножение растений. Способы выращивания однолетних цветочных растений.
Выращивание

рассады

однолетних

цветочных

растений.

Бархатцы.

Выращивание однолетних цветочных растений в горшках.
Ранневесенние работы.
Цветники. Подбор однолетников для выращивания в цветнике. Петуния.
Выращивание рассады петунии. Зимующие многолетники из группы лилейных.
Лилия тигровая. Ранневесенний уход за зимующими многолетниками.
Мульчирующий слой. Пикировка петунии.
Вводное занятие.
Весенние работы в цветнике.
Подготовка цветника к весеннее-летнему периоду. Инвентарь для работы в
цветнике. Правила безопасной работы с садовым инвентарем. Планирование
размещения рабатки в цветнике. Выбор однолетников для посева в цветнике.
Подготовка почвы в цветнике. Посев семян однолетних цветочных растений в
цветник. Высадка рассады петунии и бархатцев. Уход за однолетними посевами.

8

Календарно-тематическое планирование
1 четверть (36 часов)
№

Темы

Кол-во

Дата

часов
1

Вводное занятие.

2

2

Правила поведения и безопасной работы в мастерской и 2
теплице.

3

Санитарно-гигиенические
рабочего места.

4

Подготовка рабочей формы материалов и инструментов. 2
Распределение рабочих мест.

5

Экскурсия на пришкольный участок и в теплицу.

2

6

Инвентарь для обработки земли.

2

7

Устройство и функциональное назначение лопаты, 2
(практическая работа).

8

Устройство и функциональное назначение веерной 2
грабли (практическая работа).

9

Устройство и функциональное назначение
тачки (практическая работа).

10

Техника безопасности при работе с лопатой, веерной 2
граблей и садовой тачкой.

11

Инвентарь для полива растений.

12

Устройство и технология
(практическая работа).

использования

лейки 2

13

Устройство и технология
(практическая работа).

использования

ведра 2

14

Устройство и технология использования опрыскивателя 2
(практическая работа).

15

Правила техники безопасности при работе с садово- 2
огородным инвентарем, предназначенным для полива.
Хранение и уход инвентаря.

16

Практическая работа. Осенние работы на участке.

требования.

Организация 2

садовой 2

2

6
9

2 четверть (28 часов)
№

Темы

Кол-во

Дата

часов
1

Вводное занятие.

2

2

Подготовка к работе спец.одежды.
инструментов и приспособлений

3

Сведения о цветоводстве.

2

4

Группы цветочно-декоративных растений.

2

5

Культурные и дикорастущие растения.

2

6

Садовые и комнатные растения.

2

7

Строение цветочного растения.

2

8

Однолетние и многолетние растения.

2

9

Цветник.

2

10

Сведения о
растений.

сборе

семян

однолетних цветочных 2

11

Сведения о
растений.

сборе

семян

однолетних цветочных 2

12

Сортировка семян. Создание коллекции семян и плодов. 3

13

Отчистка дорожек и площадок от опавшей листвы. 3
Обрезка и укрывка роз на зиму.

Подготовка 2

3 четверть (40 часов)
№

Темы

Кол-во

Дата

часов
1

Вводное занятие. Правила поведения и безопасной работы
в мастерской.

2

Организация рабочего места. Подготовка к работе
инструментов и приспособлений.

3

Условия содержания комнатных растений.

10

4

Уход за комнатными растениями в зимнее время. Полив.
Пересадка.

5

Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений.

6

Разнообразие цветковых растений.

7

Надземная и подземная части цветкового растения.

8

Строение листьев.

9

Комнатные растения школы.

10

Традесканция, кливия и хлорофитум растения.

11

Оэнакомление с комнатными растениями школы.

12

Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений.

13

Перевалка комнатных растений.

14

Пересадка комнатных растений.

15

Почва. Состав почвы комнатных растений.

16

Готовые почвенные смеси.

17

Пересадка комнатных растений школы. Высадка новых
растений.

18

Однолетние цветочные растения для оформления улиц и
помещений.

19

Размещение однолетних цветочных растений на улицах и в
помещениях.

20

Размножение растений.

21

Способы выращивания однолетних цветочных растений.

22

Выращивание рассады однолетних цветочных растений
(Бархатцы, Астра, Космея, Цинии).

23

Выращивание однолетних цветочных растений в горшках.

24

Подбор однолетников для выращивания в цветнике.

25

Выращивание рассады.

26

Зимующие многолетники из группы лилейных.

11

27

Ранневесений уход за зимующими многолетниками.
Пикировка рассады.

28

Приготовление почвы для посева семян.

4 четверть (32 часа)
№

Темы

Кол-во

Дата

часов
1

Вводное занятие.. Правила поведения и безопасной
работы в мастерской.

2

Организация рабочего места. Подготовка цветника к
весенне-летнему периоду.

3

Инвентарь для работы в цветнике.

4

Правила безопасной работы с садовым инвентарем.
Планирование работы в цветнике.

5

Выбор однолетников для посева в цветнике.

6

Подготовка почвы в цветнике.

7

Практическая работа.
Посев семян однолетних цветочных растений в цветнике.
Высадка рассады (Астры, бархацы, цинии, космеи и т. д.)
Уход и полив.

12

Описание материально- технического обеспечения




Тема

 Обрезка

деревьев

и

кустарников.

Оборудование

 Секатор, садовая ножовка, тачка
садовая

 Уход за многолетниками.

 Садовый набор инструментов

 Инструменты

 Лопата

для обработки

почвы.

штыковая,

вилы

копательные, грабли

наборы

Торнадо
 Инструменты для полива.

 Лейка садовая, ведро 10л,12л
поливная

катушка

Гардена,

бочки для заготовки поливной
воды
 Опрыскивание растений.
 Заготовка

 Опрыскиватель
смеси.

 Теплица, тестеры, Лед- лампы,

Заполнение емкостей для посева

лопатки, пластиковые емкости,

семян. Посев семян на рассаду.

наборы ручного инструмента

Проращивание семян. Уход за

для

проростками.

рассадные кассеты

почвенной

Хранение

ухода

за

растениями,

инструментов.
 Плоды

и

семена.

Овощные

культуры. Садовые культуры

 Наборы

муляжей

«Фрукты»,

«Овощи»,

учебный

стенд

«Витамин»
 Общие
растениях.

представления

о

Разновидности

 Фотографический

гербарий

«Основные виды растений»

растений.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».