Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практическая деятельность» для 10-11 классов составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Цель — формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Задачи: - формирование положительного отношения ребёнка к занятиям; - развитие собственной активности ребёнка; - формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; - развитие функциональной грамотности в процессе изучения курса; - освоение простых действий с предметами и материалами; - развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий; - развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. - формирование элементарных общетрудовых умений и навыков. -корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся; Приоритетные направления в воспитательной работе 1. Гражданского воспитания: 1.1. Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство). 2. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: 2.1. Умение принимать себя и других, не осуждая; 2.2. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния; 2 2.3. Сформированность навыков рефлексии; 2.4. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены. Формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребёнку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Описание места коррекционного курса в учебном плане План ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели 2 часа в неделю. Класс I четверть II четверть III четверть IV четверть Всего Количество часов 10 18 14 20 16 68 11 18 14 20 16 68 Планируемые результаты освоения коррекционного курса Учащиеся с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости могут достичь следующих результатов обучения: • умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т. д.; • воспринимать, удерживать изделие в руках; • сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры; • скатывать из бумаги шарики; • раскладывать кусочки ткани на столе; • рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы; • складывать (доставать) карандаши в (из) коробку (коробки); • переливание материала (вода): двумя руками, с использованием инструмента 3 (стаканчик, ложка и др.) • нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.): на стержень, на нить. • пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы): двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.); • вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др. • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, других видах доступной деятельности; • умение фиксировать взгляд на объекте. Содержание коррекционного курса «Предметно-практические занятия» Действия с материалами. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая верёвка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.). Действия с предметами. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колёсиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колёсиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из ёмкости. Складывание предметов в ёмкость. Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить). 4 Календарно- тематический план (68 часов) 10 класс № Темы 1-2 3-4 5-6 7-8 1 четверть Сминание материала Чередование предметов по цвету, форме, Вкладыши, втыкалочки, мозаика Сгибание бумаги, фольги до обозначенной линии; 9-10 Сгибание квадратного листа бумаги (фольги) с угла на угол по диагонали. 11-12 «Разложи в ряд» (по форме, по величине) 13-14 Чередование предметов по цвету, величине Выделение предметов по ширине (широкий-узкий), их 15-16 сравнение. 17-18 Завязывание узелков на концах нитей. 2 четверть 19-20 Нанизывание бус, шнуровка 21-22 Обводка геометрической фигуры круг по шаблону Обводка геометрической фигуры треугольник по 23-24 контурной линии и штриховка. 24-26 Группировка предметов по форме. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по 26-28 возрастанию, убыванию). 29-30 Построение забора из 4-х полос одинакового размера; 31-32 Группировка предметов по длине. 3 четверть 33-34 Выкладывание узоров с соблюдением цвета. Определение отношения порядка следования: первый, 35-36 последний. «Разложи ряд» чередование предметов через один по 37-38 форме, по величине, по цвету. 39-40 Лепка квадрата. 41-42 Лепка прямоугольника 43-44 Пересыпание мелких предметов двумя руками, Пересыпание материала крупа, песок, земля, мелкие 45-46 предметы. 47-48 Наматывание материал: шерстяные нитки на катушку. 49-50 Наматывание нитки в клубок. 51-52 Наматывание нитки на карандаш. 4 четверть 53-54 Отбирание деталей заданного цвета, формы и количества. Изготовление открытых коробок из тонкого картона, 55-56 склеивание по стыкам. 57-58 Работа с природным материалом. Аппликация «Медведь» 59-60 Работа с природным материалом. Аппликация «Заяц» 61-62 Работа с природным материалом. Аппликация «Кошка» 63-64 Работа с природным материалом. Аппликация «Рыбка» 65-66 Работа с природным материалом. Аппликация «Пальма» 67-68 Работа с природным материалом. Аппликация «Цветы» 5 Кол-во часов 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 Дата Календарно- тематический план (68 часов) 11 класс № Темы 1 четверть 1-2 3-4 5-6 7-8 Сминание материала Чередование предметов по цвету, форме, Вкладыши, втыкалочки, мозаика Сгибание бумаги, фольги до обозначенной линии; 9-10 Сгибание квадратного листа бумаги (фольги) с угла на угол по диагонали. 11-12 «Разложи в ряд» (по форме, по величине) 13-14 Чередование предметов по цвету, величине Выделение предметов по ширине (широкий-узкий), их 15-16 сравнение. 17-18 Завязывание узелков на концах нитей. 2 четверть 19-20 Нанизывание бус, шнуровка 21-22 Обводка геометрической фигуры круг по шаблону Обводка геометрической фигуры треугольник по 23-24 контурной линии и штриховка. 24-26 Группировка предметов по форме. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по 26-28 возрастанию, убыванию). 29-30 Построение забора из 4-х полос одинакового размера; 31-32 Группировка предметов по длине. 3 четверть 33-34 Выкладывание узоров с соблюдением цвета. Определение отношения порядка следования: первый, 35-36 последний. «Разложи ряд» чередование предметов через один по 37-38 форме, по величине, по цвету. 39-40 Лепка квадрата. 41-42 Лепка прямоугольника 43-44 Пересыпание мелких предметов двумя руками, Пересыпание материала крупа, песок, земля, мелкие 45-46 предметы. 47-48 Наматывание материал: шерстяные нитки на катушку. 49-50 Наматывание нитки в клубок. 51-52 Наматывание нитки на карандаш. 4 четверть 53-54 Отбирание деталей заданного цвета, формы и количества. Изготовление открытых коробок из тонкого картона, 55-56 склеивание по стыкам. 57-58 Работа с природным материалом. Аппликация «Медведь» 59-60 Работа с природным материалом. Аппликация «Заяц» 61-62 Работа с природным материалом. Аппликация «Кошка» 63-64 Работа с природным материалом. Аппликация «Рыбка» 65-66 Работа с природным материалом. Аппликация «Пальма» 6 Кол-во часов 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 Дата 67-68 Работа с природным материалом. Аппликация «Цветы» 2 Описание материально-технического обеспечения: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины); различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа Монтессори-материал и др.). 7