Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
коррекционному
курсу
«Предметно-практическая
деятельность» для 10-11 классов составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО
(вариант
2)
адресована
обучающимся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель — формирование целенаправленных произвольных действий с различными
предметами и материалами.
Задачи:
- формирование положительного отношения ребёнка к занятиям;
- развитие собственной активности ребёнка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- развитие функциональной грамотности в процессе изучения курса;
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
- формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
-корригировать
познавательную
деятельность,
высшие
психические
функции
у
обучающихся;
Приоритетные направления в воспитательной работе
1. Гражданского воспитания:
1.1. Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
2. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
2.1. Умение принимать себя и других, не осуждая;
2.2. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
2
2.3. Сформированность навыков рефлексии;
2.4. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения
обучающимися
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжёлой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи,
двигательных и других функций нарушены или искажены. Формирование предметных
действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших
школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических
манипуляций. В этой связи ребёнку необходима специальная обучающая помощь,
направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые
со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
План ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели 2 часа в неделю.
Класс
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего
Количество часов
10
18
14
20
16
68
11
18
14
20
16
68
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Учащиеся с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости могут достичь
следующих результатов обучения:
•
умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный
материал и т. д.;
•
воспринимать, удерживать изделие в руках;
•
сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры;
•
скатывать из бумаги шарики;
•
раскладывать кусочки ткани на столе;
•
рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы;
•
складывать (доставать) карандаши в (из) коробку (коробки);
•
переливание материала (вода): двумя руками, с использованием инструмента
3
(стаканчик, ложка и др.)
•
нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.): на стержень,
на нить.
•
пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы): двумя руками, с
использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.);
•
вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.
•
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, других видах доступной
деятельности;
•
умение фиксировать взгляд на объекте.
Содержание коррекционного курса
«Предметно-практические занятия»
Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета,
цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами).
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в
разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами
обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками
(сверху вниз, слева направо, по кругу). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие
предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.).
Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик,
ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая верёвка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и
др.).
Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки,
шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой
и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колёсиках, ящик, входная дверь и др.).
Притягивание предмета к себе (игрушка на колёсиках, ящик и др.). Вращение предмета
(завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и
др.). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.)
двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из ёмкости. Складывание
предметов в ёмкость. Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую. Вставление
предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов
(шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).
4
Календарно- тематический план (68 часов)
10 класс
№
Темы
1-2
3-4
5-6
7-8
1 четверть
Сминание материала
Чередование предметов по цвету, форме,
Вкладыши, втыкалочки, мозаика
Сгибание бумаги, фольги до обозначенной линии;
9-10
Сгибание квадратного листа бумаги (фольги) с угла на
угол по диагонали.
11-12 «Разложи в ряд» (по форме, по величине)
13-14 Чередование предметов по цвету, величине
Выделение предметов по ширине (широкий-узкий), их
15-16
сравнение.
17-18 Завязывание узелков на концах нитей.
2 четверть
19-20 Нанизывание бус, шнуровка
21-22 Обводка геометрической фигуры круг по шаблону
Обводка геометрической фигуры треугольник по
23-24
контурной линии и штриховка.
24-26 Группировка предметов по форме.
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по
26-28
возрастанию, убыванию).
29-30 Построение забора из 4-х полос одинакового размера;
31-32 Группировка предметов по длине.
3 четверть
33-34 Выкладывание узоров с соблюдением цвета.
Определение отношения порядка следования: первый,
35-36
последний.
«Разложи ряд» чередование предметов через один по
37-38
форме, по величине, по цвету.
39-40 Лепка квадрата.
41-42 Лепка прямоугольника
43-44 Пересыпание мелких предметов двумя руками,
Пересыпание материала крупа, песок, земля, мелкие
45-46
предметы.
47-48 Наматывание материал: шерстяные нитки на катушку.
49-50 Наматывание нитки в клубок.
51-52 Наматывание нитки на карандаш.
4 четверть
53-54 Отбирание деталей заданного цвета, формы и количества.
Изготовление открытых коробок из тонкого картона,
55-56
склеивание по стыкам.
57-58 Работа с природным материалом. Аппликация «Медведь»
59-60 Работа с природным материалом. Аппликация «Заяц»
61-62 Работа с природным материалом. Аппликация «Кошка»
63-64 Работа с природным материалом. Аппликация «Рыбка»
65-66 Работа с природным материалом. Аппликация «Пальма»
67-68 Работа с природным материалом. Аппликация «Цветы»
5
Кол-во
часов
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
Дата
Календарно- тематический план (68 часов)
11 класс
№
Темы
1 четверть
1-2
3-4
5-6
7-8
Сминание материала
Чередование предметов по цвету, форме,
Вкладыши, втыкалочки, мозаика
Сгибание бумаги, фольги до обозначенной линии;
9-10
Сгибание квадратного листа бумаги (фольги) с угла на
угол по диагонали.
11-12 «Разложи в ряд» (по форме, по величине)
13-14 Чередование предметов по цвету, величине
Выделение предметов по ширине (широкий-узкий), их
15-16
сравнение.
17-18 Завязывание узелков на концах нитей.
2 четверть
19-20 Нанизывание бус, шнуровка
21-22 Обводка геометрической фигуры круг по шаблону
Обводка геометрической фигуры треугольник по
23-24
контурной линии и штриховка.
24-26 Группировка предметов по форме.
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по
26-28
возрастанию, убыванию).
29-30 Построение забора из 4-х полос одинакового размера;
31-32 Группировка предметов по длине.
3 четверть
33-34 Выкладывание узоров с соблюдением цвета.
Определение отношения порядка следования: первый,
35-36
последний.
«Разложи ряд» чередование предметов через один по
37-38
форме, по величине, по цвету.
39-40 Лепка квадрата.
41-42 Лепка прямоугольника
43-44 Пересыпание мелких предметов двумя руками,
Пересыпание материала крупа, песок, земля, мелкие
45-46
предметы.
47-48 Наматывание материал: шерстяные нитки на катушку.
49-50 Наматывание нитки в клубок.
51-52 Наматывание нитки на карандаш.
4 четверть
53-54 Отбирание деталей заданного цвета, формы и количества.
Изготовление открытых коробок из тонкого картона,
55-56
склеивание по стыкам.
57-58 Работа с природным материалом. Аппликация «Медведь»
59-60 Работа с природным материалом. Аппликация «Заяц»
61-62 Работа с природным материалом. Аппликация «Кошка»
63-64 Работа с природным материалом. Аппликация «Рыбка»
65-66 Работа с природным материалом. Аппликация «Пальма»
6
Кол-во
часов
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
Дата
67-68 Работа с природным материалом. Аппликация «Цветы»
2
Описание материально-технического обеспечения:
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
наборы предметов для занятий (типа Монтессори-материал и др.).
7