РП АООП вар1. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 класс

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для

5

класса составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Цель рабочей программы: развитие, обучение и воспитание умственно
отсталых

школьников

через

знакомство

с

природой,

формирование

первоначальных представлений о природе; освоение знаний о многообразии
природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание
положительного

эмоционально-личностного

отношения

к

природе

и

применение практических сведений в повседневной жизни.
Основными целями рабочей программы по природоведению являются:
-

подготовка

учащихся

к

усвоению

естествоведческих,

географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;
-

формирование

элементарного

понимания

причинно-

следственных связей и отношений, временных и пространственных
представлений;
-

формирование

(личностных,

у

обучающихся

коммуникативных,

базовых

регулятивных,

учебных

действий

познавательных)

средствами предмета;
-

воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и

культурам.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-

сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

-

демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой

природой;
- формирование

специальных и общеучебных умений и навыков;
2

-

воспитание

бережного

отношения

к природе,

ее

ресурсам,

знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание

социально значимых качеств личности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Курс «Природоведение» обобщает знания о природе, полученные
обучающимися в 1 – 4 классах, осуществляет переход от первоначальных
представлений к систематическим знаниям по географии и естествознанию и
служит основой для них.
Программа курса «Природоведение» состоит из трёх разделов:
1.

«Вселенная»,

2.

«Наш дом — Земля»,

3.

«Есть на Земле страна Россия»,

При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной
системой:

звездами

и планетами (узнают названия планет), историей

исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о
значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в
природе.
В разделе «Наш дом - Земля», изучаются оболочки Земли — атмосфера,
литосфера

и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных

ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот
раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности
Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии.
Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами,
расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское
моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или
другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от региона). Изучение
данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся
3

географической

характеристики

этих

объектов и

их

нахождения

на

географической карте. При проведении уроков используется глобус и
физическая

карта

(принципы

ее

построения

не

раскрываются)

для

демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек.
Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются
знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование
мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей
программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические
работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют
использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней
отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при
изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной
труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным
курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура,
профильный труд).
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности
обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего,
речевого, физического развития и нравственного воспитания, обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом
психофизических

особенностей

учащихся

с

легкими

и

умеренными

интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся
наблюдательности,

памяти, воображения,

речи

и,

главное,

логическое

мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи и зависимости.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1. Патриотического воспитания:

4

1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе,
2. Гражданского воспитания:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
5. Ценности научного познания:
5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом

специфики

школьного

языкового

образования;

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния;
6.8. Сформированности навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
7. Трудового воспитания:

5

7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках

семьи,

школы,

города,

края)

технологической

и

социальной

планировать

самостоятельно

направленности,
7.2.

Способность

инициировать,

и

выполнять такого рода деятельность;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей;
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ.
Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную
область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного
плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Класс

I
четверть

II
четверть

5

18

14

III
четверть
Количество часов
20

IV
четверть
16

Всего

68

С целью формирования у учащихся мотивации к изучению
предмета в программе отведено время на организацию тематических
экскурсий, проведение опытов.
6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные
природоведению

результаты

освоения

обучающимися

5

класса

рабочей
с

программы

легкими

и

по

умеренными

интеллектуальными нарушениями включают индивидуально- личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки. К ним относятся:
-

осознание себя как гражданина России; формирование чувства

гордости за свою Родину;
-

формирование уважительного отношение к культуре других

народов;
-

формирование навыков коммуникации и принятых норм

социального взаимодействия;
-

принятие

и освоение

социальной

роли обучающегося,

формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
-

развитие элементарных навыков самостоятельности;

-

развитие

навыков

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;
-

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
-

формирование установки на безопасный, здоровый образ

жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-

формирование негативного отношения к факторам риска

здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь,
наркотики

и

другие

психоактивные

вещества,

инфекционные
7

заболевания).
-

учебно-познавательный

интерес

к

новому

учебному

материалу и способам решения новых задач;
-

положительное отношение к окружающей действительности,

готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
-

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в

единстве его природной и социальной частей;
-

самостоятельность

в

выполнении

учебных

заданий,

поручений, договоренностей;
-

понимание личной ответственности за свои поступки на

основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
-

готовность к безопасному и бережному поведению в природе

и обществе
Предметные результаты освоения программы по природоведению
обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями
включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и
представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень
- узнавание и называние изученных объектов
на люстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных
объектов, их роли в окружающем мире;
- называние сходных объектов, отнесенных к
ной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
- соблюдение элементарных правил безопасного
поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
- выполнение несложных
заданий под
контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление
кй ценностного отношения, понимание
оценки диалога

Достаточный уровень
- узнавание и называние изученных объектов
в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения
необходимой
информации
изучаемых
объектах по заданию педагога;
- представления о взаимосвязях между
изученными объектами,
их
месте
в
окружающем мире;
- называние сходных по определенным
признакам объектов из тех, которые были
изучены уроках, известны из других
источников;
- объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп
объектов; знание и соблюдение правил
безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного;
появление желания рассказать о предмете
8

-

-

-

изучения, наблюдения, заинтересовавшем
объекте;
выполнение здания без текущего контроля
учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка
своей работы и работы одноклассников, ,
понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
совершение действий по соблюдению
санитарно-гигиенических норм в отношении
ученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохрательных действий;
осуществление деятельности по уходу за
комнатными и культурными растениями.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по природоведению состоит из трёх разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия».
5 класс. Введение(2ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с
учебником, тетрадью.
Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и
явления неживой природы.
Вселенная(6ч)
Солнечная

система.

Солнце.

Небесные

тела:

планеты,

звезды.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в
космос. Современные исследования. Цикличность изменений
Зависимость

изменений

в

природе

от

в

природе.

Солнца. Сезонные изменения в

природе. Наш дом — Земля Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли:
атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.
Воздух и его охрана.(8ч) Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Полезные ископаемые.(15ч.)

Виды

полезных

ископаемых:

нефть,

уголь, газ, торф и др.
Свойства, значение. Способы добычи.
Вода. (13ч)Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши.
Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны.
Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
9

Обозначение морей и океанов на карте.
Поверхность суши. (7ч.) Равнины, горы, холмы, овраги. Почва (охрана
почвы). Свойства почвы.
Есть на Земле страна - Россия (13ч)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие
географические объекты. Население России. Городское и сельское население.
Народы

России.

Столица

Москва.

Санкт-Петербург.

Города

России.

Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или
другие города по усмотрению учителя). Золотое кольцо. Древние русские
города Исторические и культурные достопримечательности.
Наш

город

(село,

деревня).

Достопримечательности.

Растения

и

животные своей местности.
Занятия населения. Ведущие предприятия.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс на 2024-2025 уч.год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Разделы и темы
Что такое природоведение. Знакомство с учебником
Живая и неживая природа
Небесные тела: планеты, звезды
Солнце.
Солнечная система.
Исследования космоса. Спутники, космические корабли
Полеты в космос. Современные исследования
Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Планета Земля. Оболочки Земли: Атмосфера, гидросфера, литосфера
Воздух. Свойства воздуха
Использование свойств воздуха в быту.
Движение воздуха. Теплый воздух, холодный воздух
Ветер. Работа ветра в природе..
Ураганы. Способы защиты.
Температура воздуха. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.
Значение воздуха для жизни на Земле.
Чистый и загрязненный воздух

Кол.
Дата
час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных
материалов
Гранит, известняк. Внешний вид и свойства.
Песок, глина. Внешний вид и свойства.
Горючие полезные ископаемые. Торф, каменный уголь.
Добыча и использование каменного угля.
Нефть: внешний вид и свойства. Добыча и использование нефти.
Природный газ. Добыча, использование.
Правила обращения с газом в быту.
Черные металлы. Сталь. Чугун.
Цветные металлы. Алюминий.Медь.
Благородные (драгоценные) металлы. Золото. Серебро. Платина.
Охрана полезных ископаемых.
Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые»
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура воды и ее измерение.
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при
замерзании воды.
Свойства воды. Лабораторная работа
Работа воды в природе. Использование и охрана воды.
Значение воды в природе. Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве.
Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе.
Воды суши: ручьи, реки.
Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.
Моря и океаны.
Охрана воды.
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги.
Горы.
Почва – верхний слой Земли. Состав почвы.
Разнообразие почв.
Основное свойство почв – плодородие. Обработка почвы.
Охрана почвы.
Обобщающий урок по теме «Поверхность суши. Почва»
Место Росси на земном шаре. Знакомство с картой.
Моря и океаны, омывающие берега России.
Равнины и горы на территории нашей страны.
Реки и озера России.
Москва-столица России.
Санкт –Петербург.
Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов
Великий.
Нижний Новгород, Казань, Волгоград.
Новосибирск, Владивосток.
Население и народы России. Городское и сельское население.
Астрахань. Основные достопримечательности нашего города
Астраханский край. Основные географические объекты региона.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11

66
6768

Достопримечательности
Обобщающий урок по теме «Есть на земле страна Россия»
Обобщение и повторение пройденного материала по теме «Неживая
природа»

1
2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник:

«Природоведение»

для

учащихся

5

класс

для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные

программы

ФГОС

ОВЗ.

авторы:

Т.М.Лифанова,

Е.Н.Соломина Москва Просвещение» 2022г.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».