ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по туристско - краеведческому факультативу
«Астрахань – край мой родной» составлена на основе Федеральной
адаптированной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФАООП УО
вариант 1 утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. N 1026. ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей.
Цель - формирование активной гражданской позиции, чувств любви к
прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города,
формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений
детей.
Задачи:
1. Формирование системы ценностных ориентаций:
2. Уважение к истории родного края;
3. Воспитание любви к малой родине, гордость за её достижения,
уважения к традициям старших поколений.
4. Развитие устной коммуникативной способности учащихся.
5. Развивать функциональную грамотность в процессе изучения
предмета.
6. Мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих
усердия и самостоятельности.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Гражданского воспитания:
- Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма,
2
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
- Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
Духовно-нравственного воспитания:
- Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
- Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Эстетического воспитания:
- Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
Ценности научного познания:
-
Ориентация
в
деятельности
на
современную
систему
научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
- Осознание ценности жизни;
- Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план ГКОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели,
1 час в неделю, 34 часа.
Четверть
Количество часов
I
II
III
IV
Всего
8 ч.
8 ч.
11 ч.
7 ч.
34
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
приобретение учащимися знаний по истории Астраханского края,
умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную
связь истории родного края с историей России;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и
презентации творческих работ по изучению родного края;
будут иметь представления о месте культуры, истории, морали и
нравственности в прошлом и настоящем традиций Астрахани и своей
малой родины;
будут иметь представление об археологических и архитектурных
памятниках города и области;
развитие функциональной грамотности путем сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
научатся
вести
себя
в
общественных
и
культурных
местах,
уважительно относиться к культуре и традициям своего и других
народов;
посетят театры, музеи, памятники города.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обучения предполагает формирование понятий о малой
родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором
4
живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома,
улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо
для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с
окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию
практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение
определить
свой
адрес,
найти
нужный
адрес);
этики
поведения,
взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий,
дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Темы
I четверть (8 часов)
«Нет в мире краше Родины нашей» «Как не любить мне эту
землю, не воспевать Астраханский край…»
Игра «Природа у порога нашего дома».
Творческое задание: Герб земли астраханской. Выставка
рисунков.
Разучивание стихотворения о гербе.
Выставка рисунков: «Я – щедрая Астраханская земля…»
«Природа родного края» Перелётные птицы Астраханского края.
Скворец.
Заочный экскурс «Птицы Заповедника Астраханского края.
Фламинго.»
Сезонные изменения в нашем крае. Выставка рисунков «В гости к
Астраханской осени». Дорога от дома до школы. Ориентирование.
II четверть (8 часов)
Викторина «Знаешь ли ты природу астраханского края?»
«Животный мир нашего края» Дикие животные Астраханского
края. Волк.
Загадки и ребусы о животных Астраханского заповедника. Игра
«Кто там живёт?»
Заочный экскурс «Животные Заповедника Астраханского края.
Тюлень.»
Сезонные изменения в нашем крае. Выставка рисунков «В гости к
Астраханской зиме».
«Семья на ленте времени» Практикум. «Моя семья на ленте
времени».
«История моей семьи». Составление родословного дерева семьи.
Беседа. Правила поведения в театрах, музеях. Посещение детского
театра ТЮЗ.
III четверть (10 часов)
«Птицы нашего края» Зимующие птицы Астраханской области.
Колво
часов
Дата
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
3
4
5
6
7
Синица.
«Мы – астраханцы». Беседа «Особенности труда и быта
астраханцев».
Православные храмы города Астрахани.
Мечети города Астрахани.
«Человек в труде, как и в бою, славит Родину свою»
Составление сборника пословиц об отваге, верности, родной
земле.)
Улицы, названные в честь героев – астраханцев.
Памятники героем – астраханцем. Творческая работа. Собери
пазлы.
Викторина «Что я знаю об Астрахани?»
«Водоёмы Астраханской области» Рыбы Астраханского края.
Щука.
Заочный экскурс «Рыбы Заповедника Астраханского края.
Белуга.»
Экскурсия в краеведческий музей.
IV четверть (8 часов)
Правила поведения у водоёма. Коллективный плакат. «Охрана
водоёма».
«Достопримечательности города Астрахани». Братский садик.
Астраханский кремль.
«Растения Астраханской области». Дикая сирень, кох.
Растения красной книги. Чилим.
«Экскурсии по памятным местам Астрахани». Экскурсия в
«Братский садик» к вечному огню. Ориентация в парке.
Экскурсия по Ленинской площади. Ориентация в городе.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Описание материально-технического обеспечения
1. Презентации;
2. Практические работы;
3. Дидактические игры и упражнения.
6