1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
составлена
программа
на
по
основе
учебному
предмету
Федеральной
«МАТЕМАТИКА»
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант
1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026.
ФАООП УО (вариант 1,) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
В рабочей программе по предмету «МАТЕМАТИКА» (6, 8, 9
классы) отражено
содержание
программы,
определены
современные
подходы к личностным и предметным результатам освоения учебного
предмета, дана система оценки достижения обучающимися с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определены
направления программы формирования базовых учебных действий.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью,
направлена
на
формирование преодоления недостатков умственного и эмоциональноволевого развития школьников. Подготовки их к социальной адаптации и
интеграции в современное общество, способствует умственному развитию
обучающихся,
и
овладению
доступными
профессионально-трудовыми
навыками.
Математика
является
одним
из
важных
предметов
в
общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и носит
предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и
2
профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими
учебными дисциплинами.
Цели и задачи обучения математике, реализуемые в данной рабочей
программе развивать функциональную грамотность в процессе изучения
предмета.
класс
6 класс
8класс
9класс
Цель обучения
Овладеть
знаниями и
навыками
вычисления в
пределах10000,
решениязадач,
соответствующих
возрасту.
Формировать и
развивать
математические
знания и умения (в
пределах 1млн.),
необходимых для
решения
практических задач в
учебной и трудовой
деятельности,
используемых в
повседневной жизни;
Формировать и
развивать
математические
знания иумения,
необходимых для
решения
практических задач в
учебной и трудовой
деятельности,
используемых в
повседневной жизни;
Задачи обучения
- Приобретение знаний о нумерации в пределах
10000 и арифметических действиях в данном пределе;
- об основном свойстве обыкновенных дробей;
- о задачах на зависимость между расстоянием,
скоростью, временем;
- о различных случаях расположения прямых на
плоскости и в пространстве;
- знакомство с элементами куба, бруса.
приобрести знания о многозначных числах в
пределах 1000000,
производить арифметические действия с целыми
и дробными числами, в том числе с числами,
полученными при измерении,
арифметические действия с обыкновенными и
десятичными дробями,
ихпреобразования;
о построении и измерении углов с помощью
транспортира,
о
построении
геометрических
фигур,
относительно оси и центра симметрии,
о нахождении площади фигур.
Приобретение знаний о многозначных числах в
пределах 1000000,
произведение арифметических действий с
целыми и дробными числами, в том числе с числами,
полученными при измерении,
арифметических действий с обыкновенными и
десятичными дробями,их преобразования;
нахождение процентов от числа, числа по его доле
или проценту,
о построении и измерении углов с помощью
транспортира,
о
построении
геометрических
фигур,
относительно оси и центра симметрии, нахождении
площади фигур;
Обучение применению математических знаний в
3
решении конкретных практических задач, которые
будут встречаться в дальнейшей жизни.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях,
навыках.
Особенности организации учебного процесса.
Типы уроков: Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок
общеметодологической направленности. Урок развивающего контроля.
Методы обучения:
объяснительно - иллюстративный метод, метод при
котором учитель объясняет, а обучающиеся воспринимают, осознают и
фиксируют в памяти;
репродуктивный метод (воспроизведение и применение
информации);
метод проблемного изложения (постановка проблемы и
показ пути её решения);
практический.
Используются
такие формы организации деятельности:
как
фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с
4
учебником,
таблицами
и
др.
учебными
пособиями.
Применяются
математические диктанты, работа с дидактическими материалами.
Технологии обучения: здоровьесберегающие, игровые, проблемно –
поисковые, личностно-ориентированные, технология дифференцированного
обучения, ИКТ (используются элементы технологий).
Формы контроля
Диагностическая контрольная работа, контрольные и самостоятельные
работы, тестирование, текущий опрос. Итоговые контрольные работы.
Приемы коррекционной направленности:
задания по степени нарастающей трудности;
включение
в
урок
заданий,
предполагающих
различный
доминантный анализатор;
разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену
видов деятельности учащихся;
задания
предполагающие
самостоятельную
обработку
информации;
дозированная поэтапная помощь педагога;
перенос только что показанного способа обработки информации
на свое индивидуальное задание;
включение в урок специальных упражнений по коррекции
высших психических функций;
задания с опорой на несколько анализаторов; постановка
законченных инструкций;
включение в урок материалов сегодняшней жизни;
создание условий для «зарабатывания», а не получения оценки;
проблемные задания, познавательные вопросы;
5
игровые приемы, призы, поощрения, развернутая словесная
оценка деятельности.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
1. Патриотического воспитания:
1.1.
Осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе,
2. Гражданского воспитания:
2.1.
Готовность
к
выполнению
обязанностей
гражданина
и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
2.4.
Готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
5. Ценности научного познания:
5.3.
Овладение
основными
навыками
исследовательской
деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
6
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7.
Умение
осознавать
своё
эмоциональное
состояние
и
эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые
средства для выражения своего состояния;
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности,
7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
8.7.
Готовность
к
участию
в
практической
деятельности
экологической направленности.
7
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА»
класс
6 класс
Общая характеристика учебного предмета
В 6 классе школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 10
000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать,
выделять классы и разряды.
Особое внимание уделяю формированию у обучающихся умения
пользоваться
устными
вычислительными
приемами.
Выполнение
арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми
числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин,
постоянно включаются в содержание устного счета на уроке. Упражнения по
устному счету подобраны разнообразные по содержанию (последовательное
возрастание трудности) и интересные по изложению.
Продолжается ознакомление с величинами, с приемами письменных
арифметических действий с числами, полученными при измерении величин.
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при
измерении величин, способствуют более глубокому знанию единиц измерения,
их соотношений с тем, чтобы в дальнейшем учащиеся смогли выражать данные
числа десятичными дробями и производить вычисления в десятичных дробях.
При изучении дробей организовывается с обучающимися большое число
практических работ (с геометрическими фигурами, предметами), результатом
которых является получение дробей. Для решения примеров на сложение и
вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
Арифметические задачи решаются на каждом уроке, уделяется большое
внимание
самостоятельной
работе,
при
этом
осуществляется
дифференцированный
и
индивидуальный
подход.
При
подборе
арифметических задач используется дополнительная литература, в частности,
сборник «Математика и здоровье», «Любимый город в задачах». Наряду с
решением готовых текстовых арифметических задач проводится работа по
преобразованию и составлению задач, т. е. творческая работа над задачей.
Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению
структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. В
6 классе обучающиеся повторяют материал, изученный ранее: виды линий,
построение треугольников по трем заданным сторонам, периметр, окружность,
линии в круге, масштаб. Знакомятся с новым: взаимным положением прямых
на плоскости (пересекающиеся, перпендикулярные, параллельные), в
пространстве (наклонные, горизонтальные, вертикальные). На уроках
геометрии, обучающиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела
(куб, брус) на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных
8
предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными
графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных
инструментов, приобретают практические умения в решении задач
измерительного и вычислительного характера. Большое внимание при этом
уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.
Проводится тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с
другими учебными предметами.
8 класс
9 класс
В 8 классе обучающиеся продолжают знакомиться с многозначными
числами в пределах 1 000000.
Продолжается работа с величинами, с приемами письменных
арифметических действий с числами, полученными при измерении величин.
Обучающиеся должны получить реальные представления о каждой единице
измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной
(и в обратном порядке), свободно пользоваться зависимостью между
крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, их
записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003 м, 14р. 02 к. и т.
п.).
Обучающиеся отрабатывают навыки выражения измеряемых величин
десятичными дробями и произведение вычисления в десятичных дробях.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике.
На уроках геометрии, учащиеся учатся распознавать геометрические
фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных
предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают
элементарными
графическими
умениями,
приемами
применения
измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические
умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в
измерении, черчении, моделировании. Проводится тесная связь этих уроков
с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.
В 9 классе обучающиеся продолжают работать с многозначными числами
в пределах 1000 000. Они отрабатывают навыки выделять классы и разряды.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами
дополняется введением примеров и задач с обыкновенными и десятичными
дробями.
Выполняют арифметические действия с числами, полученными при
измерении величин. Преобразуют измеряемые величины в десятичные
дроби.
Изучение процентов в 9 классе опирается на знание десятичных дробей.
К окончанию 9 класса обучающиеся должны уметь вычислять площадь
прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда, знать и уметь
применять единицы измерения площади и объема.
Для решения примеров со сложением и вычитанием обыкновенных
дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
На решение арифметических задач отводится не менее половины
учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе,
осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.
Наряду с решением готовых текстовых задач обучающиеся учатся
9
преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над задачей.
Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению
структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.
Тексты арифметических задач подобраны с учетом тематики курса СБО.
Геометрический материал не выделяется в отдельный урок, а изучается на
каждом уроке математики, отдельным этапом урока. При изучении
геометрического
материала
обучающиеся
учатся
распознавать
геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять
форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур,
овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения
измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические
умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Особое внимание уделяется практическим упражнениям в измерении,
черчении, моделировании.
Обучение математике должно носить практическую направленность
и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить
учащихся
к
овладению
профессионально-трудовыми
знаниями
и
навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных
ситуациях.
Математическое
образование
в
основной
специальной
(коррекционной) школе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
складывается
из
следующих
содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика,
геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических
навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для
всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому
развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического
образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о
пространстве и практически значимых умений, формирования языка
описания объектов окружающего мира, для развития пространственного
воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического
воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие
10
логического мышления. Выделяются уроки на изучение геометрического
материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов
на нелинованной бумаге.
Математика
функций:
направлена
аналитического
на
коррекцию
мышления
высших
психических
(сравнение,
обобщение,
классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация
математических
знаний
требует
сформированности
лексико-
семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и
осмыслении содержания задач, их анализе. Таким образом, учитель
должен при обучении математике выдвигать в качестве приоритетных
специальные коррекционные задачи, имея в виду, в том числе их
практическую направленность.
На
всех
формирование
годах
у
обучения
особое
школьников
умения
внимание
обращается
пользоваться
на
устными
вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с
небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми
числами, полученными при измерении величин, включаются в содержание
устного счета на уроке.
В старших классах в устный счет вводятся примеры и задачи с
обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения даются не
только простые арифметические задачи, но и задачи в 2 действия.
Параллельно с изучением целых чисел продолжается ознакомление с
величинами, приемами письменных арифметических действий с числами,
полученными при измерении величин.
Формирование представлений о площади фигуры происходит в 8
классе, а об объеме – в 9 классах. В результате выполнения разнообразных
практических работ школьники получают представление об измерении
11
площади
плоских
фигур,
об
измерении
объема
прямоугольного
параллелепипеда, единицах измерения площади и объема.
Предметно-практическая направленность должна прослеживаться и в
задачах, связанных с определением времени начала и конца какого-то
действия, времени между событиями. Это важно потому, что повседневная
жизнь каждого человека строится в соответствии со временем, оно
определяет его личную и деловую жизнь: не опоздать на транспорт, на
работу, на встречу и т. д.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение,
так как большинство математических представлений и понятий носит
взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии
овладения способами нахождения сходства и различия, выделения
существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании
приемов классификации и дифференциации, установлении причинноследственных связей между понятиями. Не менее важный прием —
материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное
понятие,
использовать
его
в
жизненных
ситуациях.
Наряду
с
вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие:
демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником,
экскурсия, самостоятельная работа и др.
В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных
требований к данной ученице по ее обучаемости математическим знаниям
и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений
по математике, который доступен большинству школьников. Учитывая
особенности этой группы школьников, рабочая программа определила те
упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение
основного программного материала.
12
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом ГК ОУ АО «ОШИ №5» описание
места учебного предмета (математики) рассчитан на 34 учебные недели и
представлено в следующей таблице:
Класс
I
II
III
IV
четверть
четверть
четверть
четверть
Всего
Количество часов
6
40
40
55
35
170
8
27
21
30
24
102
9
27
21
30
24
102
Возможно
увеличение
или
уменьшение
количества
часов,
в
зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков
каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА»
Изучение математики в 6, 8, 9 классах направлено на достижение
обучающимися, личностных и предметных результатов. Федеральный
государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 года № 1599, (вариант 1), определяет 2 уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Планируемые личностные результаты:
6 класс
Минимальный уровень
Достаточный уровень
13
-слушать и правильно выражать
свои мысли;
работать в группе: уметь
сотрудничать и вести совместную
деятельность
с учителем и
сверстниками;
- ориентироваться в
учебнике,
по таблицам
и у доски;
понимать важность бережного
отношения к природе, своему
здоровью и здоровью других
людей;
- иметь представление о связи
математикис окружающим миром;
- ответственно относиться к
учению, проявлять интерес к
предмету;
- оценивать жизненные ситуации с
точки зрения общечеловеческих
норм (плохо –хорошо);
выполнять задания в соответствии
с алгоритмом под руководством
учителя.
-слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его;
- работать в паре и в группе: умение
договариваться с людьми, уважительно
относиться к мнению другого, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи);
- преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы;
понимание личной ответственности за
бережное отношение к природе, соблюдение
здорового образа жизни;
-понимать роль математических действий,
количественных отношений, зависимостей в
окружающем мире и жизни человека;
-понимать причины успеха в учебе;
понимать
нравственное
содержание
поступковокружающих людей;
- самостоятельно выполнять задания в
соответствии с алгоритмом и оценивать свою
деятельность.
8 класс
Минимальный уровень
- проявлять самостоятельность в
выполнении учебных заданий;
- работать в паре, в группе:
проявлять доброжелательное
ответственно относиться к учению,
проявлять интерес к предмету;
- стать
более успешным в
учебной деятельности;
умение
оценивать
свою
деятельность по образцу, по
инструкции;
- оценивать жизненные ситуации с
точки зрения общечеловеческих
норм (плохо – хорошо);
понимать
важность
бережного отношения к природе,
Достаточный уровень
сформировать
представления о
самостоятельности и личной ответственности
в процессе обучения математике;
- понимать
отношениеиксверстникам,
принимать правила
уметь сотрудничать
работы в и вести с
группе, в коллективе: умение договариваться
с людьми, уважительно относиться к мнению
другого, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи);
проявлять мотивацию к изучению математики
расширять знания для решения новых
учебных задач;
- стремиться к достижению успеха (осознание
уверенности в правильности своих действий)
в учебной деятельности;
- понимать смысл выполнения самоконтроля
и самооценки результатов своей учебной
14
своему здоровью и здоровью
других людей;
- иметь представление о связи
математики с окружающим миром.
деятельности и того, что успех в учебной
деятельности в значительной мере зависит от
него самого;
осознавать
смысл,
оценивать
и
анализировать свои поступки и поступки
других людей с точки зрения усвоенных
моральных и этических норм;
сформировать
понимание
личной
ответственности за бережное отношение к
природе, соблюдение здорового образа
жизни;
- понимать роль математических действий,
количественных отношений, зависимостей в
окружающем мире и жизни человека.
9 класс
Минимальный уровень
ответственно относиться к
учению, проявлять интерес к
предмету;
- проявлять самостоятельность в
выполнении учебных заданий;
- - работать в группе: проявлять
доброжелательное отношение к
сверстникам, уметь сотрудничать и
вести совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
- стать
более успешным в
учебной деятельности;
- умение
оценивать
свою
деятельность по образцу, по
инструкции;
- понимать важность бережного
отношения к природе, своему
здоровью и здоровью других
людей;
- иметь представление о связи
математики с окружающим миром.
Достаточный уровень
проявлять мотивацию к изучению
математики и расширять знания для решения
новых учебных задач;
сформировать
представления
самостоятельности и личной ответственности
в
процессе обучения математике;
- понимать и принимать правила работы в
группе, в коллективе: умение договариваться
с людьми, уважительно относиться к мнению
другого, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи);
- стремиться к достижению успеха (осознание
уверенности в правильности своих действий)
в учебной деятельности;
понимать
смысл
выполнения
самоконтроля и самооценки результатов
своей учебной деятельности и того, что успех
в учебной деятельности в значительной мере
зависит от него самого;
сформировать понимание личной
ответственности за бережное отношение к
природе, соблюдение здорового образа
жизни;
- понимать роль математических действий,
количественных отношений, зависимостей в
окружающем мире и жизни человека.
Планируемые предметные результаты:
15
6 класс
Минимальный уровень
• знание числового ряда 1—10 000
в прямом порядке (с помощью
учителя);
• умение читать, записывать под
диктовку числа в пределах 10 000
(в том числе с использованием
калькулятора);
• получение чисел из разрядных
слагаемых в пределах 10 000;
определение разрядов в записи
четырехзначного числа, умение
назвать их (единицы тысяч, сотни,
десятки, единицы);
• умение сравнивать числа в
пределах 10 000;
• знание римских цифр, умение
прочитать и записать числа I—XII;
• выполнение преобразований
чисел (небольших), полученных
при измерении стоимости, длины,
массы;
•
выполнение
сложения
и
вычитания чисел в пределах 10 000
без перехода через разряд и с
переходом через разряд приемами
письменных вычислений;
• выполнение умножения и деления
чисел в пределах 10 000 на
однозначное
число,
круглые
десятки приемами письменных
вычислений;
•
выполнение
сложения
и
вычитания чисел (небольших),
полученных при измерении двумя
мерами стоимости, длины, массы
письменно (с помощью учителя);
• умение прочитать, записать
смешанное
число,
сравнить
смешанные числа;
•
выполнение
сложения
и
Достаточный уровень
• знание числового ряда 1 — 10 000 в
прямом и обратном порядке; места каждого
числа в числовом ряду в пределах 10 000;
• умение читать, записывать под диктовку
числа в пределах 1 000 000 (в том числе с
использованием калькулятора);
• знание разрядов и классов в пределах 1
000
000;
умение
пользоваться
нумерационной таблицей для записи и
чтения чисел: чертить нумерационную
таблицу, обозначать в ней разряды и
классы, вписывать в нее числа и читать их,
записывать вписанные в таблицу числа вне
ее;
• получение чисел из разрядных слагаемых
в пределах 1 000 000; разложение чисел в
пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые;
• умение сравнивать числа в пределах 1 000
000;
• выполнение округления чисел до любого
заданного разряда в пределах 1 000 000;
• умение прочитать и записать числа с
использованием цифр римской нумерации в
пределах XX;
• записывать чисел, полученные при
измерении одной, двумя единицами:
(мерами) стоимости, длины, массы, в виде
обыкновенных
дробей
(с
помощью
учителя);
• выполнение сложения и вычитания
круглых чисел в пределах 1 000 000
приемами устных вычислений;
• выполнение сложения и вычитания чисел
в пределах 10 000 без перехода через разряд
и с переходом через разряд приемами
письменных вычислений с последующей
проверкой;
• выполнение умножения и деления чисел в
пределах 10 000 на однозначное число,
круглые десятки приемами письменных
16
вычитания обыкновенных дробей с
одинаковыми
знаменателями,
включая смешанные числа (в
знаменателе числа 2—10, с
помощью
учителя),
без
преобразований чисел, полученных
в сумме или разности;
• выполнение решения простых
задач на нахождение неизвестного
слагаемого;
• узнавание, называние различных
случаев взаимного положения
прямых на плоскости и в
пространстве;
• выделение, называние элементов
куба,
бруса;
определение
количества элементов куба, бруса;
• знание видов треугольников в
зависимости от величины углов и
длин сторон;
• умение построить треугольник по
трем
заданным
сторонам
с
помощью циркуля и линейки;
•
вычисление
периметра
многоугольника.
вычислений; деление с остатком в пределах
10 000 с последующей проверкой;
• выполнение сложения и вычитания чисел,
полученных при измерении двумя мерами
стоимости, длины, массы письменно;
• знание смешанных чисел, умение
получить, обозначить, сравнить смешанные
числа;
• умение заменить мелкие доли крупными,
неправильные
дроби
целыми
или
смешанными числами;
• выполнение сложения и вычитания
обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями, включая смешанные числа;
• знание зависимости между расстоянием,
скоростью, временем;
• выполнение решения простых задач на
соотношение: расстояние, скорость, время;
на нахождение дроби от числа; на
отношение чисел с вопросами: «Во сколько
раз больше (меньше) ...?»; составных задач
в три арифметических действия (с помощью
учителя);
• выполнение решения и составление задач
на встречное движение двух
тел;
• узнавание, называние различных случаев
взаимного положения прямых на плоскости
и в пространстве; выполнение построения
перпендикулярных прямых, параллельных
прямых на заданном расстоянии;
• умение построить высоту в треугольнике;
• выделение, называние элементов куба,
бруса; определение количества элементов
куба, бруса; знание свойств граней и ребер
куба и бруса.
8 класс
Минимальный уровень
Достаточный уровень
• счет в пределах 100 000
• счет
в пределах
1
000 000
присчитыванием разрядных единиц (1 присчитыванием, отсчитыванием разрядных
17
000, 10 000) устно и с записью чисел
(с помощью учителя); счет в пределах
1 000 присчитыванием равных
числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25,
250;
• выполнение сложения, вычитания,
умножения и деления на однозначное
число чисел (небольших), полученных
при
измерении
двумя
мерами
стоимости, длины, массы письменно;
• выполнение сложения, вычитания,
умножения и деления на однозначное
число, на 10, 100, 1 000 десятичных
дробей;
• знание способов проверки
умножения и деления чисел в
пределах 100 000 на однозначное
число, круглые десятки, выполненных
приемами письменных вычислений, и
умение их выполнить с целью
определения
правильности
вычислений;
• знание единиц измерения (мер)
площади, умение их записать и
прочитать;
умение
вычислить
площадь прямоугольника (квадрата) (с
помощью учителя).
единиц и равных числовых групп;
• выполнение сложения, вычитания,
умножения и деления на однозначное,
двузначное число многозначных чисел в
пределах 1 000 000 (полученных при счете и
при измерении величин), обыкновенных и
десятичных дробей; выполнение умножения и
деления десятичных дробей на 10, 100, 1 000;
• нахождение числа по одной его доле,
выраженной обыкновенной или десятичной
дробью;
• умение находить среднее арифметическое
чисел;
•
выполнение
решения
простых
арифметических задач на пропорциональное
деление;
• знание величины 1°; размеров прямого,
острого, тупого, развернутого, полного углов;
суммы смежных углов, углов треугольника;
• умение строить и измерять углы с
помощью транспортира;
• умение строить треугольники по
заданным длинам сторон и величине углов;
• знание единиц измерения (мер) площади,
их соотношений; умение вычислить площадь
прямоугольника (квадрата);
• знание формул вычисления длины
окружности,
площади
круга;
умение
вычислить длину окружности и площадь круга
по заданной длине радиуса;
• умение построить точку, отрезок,
треугольник, четырехугольник, окружность,
симметричные относительно оси, центра
симметрии.
9 класс
Минимальный уровень
•
знание числового ряда в
пределах 100 000; чтение, запись и
сравнение целых чисел в пределах
100 000;
•
знание таблицы сложения
однозначных чисел;
•
знание табличных случаев
умножения и получаемых из них
случаев деления;
•
письменное
выполнение
арифметических
действий
с
Достаточный уровень
знание числового ряда в пределах 1 000
000; чтение, запись и сравнение чисел в
пределах 1 000 000;
знание таблицы сложения однозначных
чисел, в том числе с переходом через
десяток;
знание табличных случаев умножения
и получаемых из них случаев пения;
знание
названий,
обозначений,
соотношения крупных и мелких единиц
измерения: стоимости, длины, массы,
18
числами в пределах 100 000
(сложение, вычитание, умножение
и деление на однозначное число) с
использованием
таблиц
умножения,
алгоритмов
письменных
арифметических
действий,
микрокалькулятора
(легкие случаи);
•
знание
обыкновенных
и
десятичных дробей: их получение,
запись, чтение;
•
выполнение арифметических
действий (сложение, вычитание,
умножение
и
деление
на
однозначное число) с десятичными
дробями, имеющими в записи
менее 5 знаков (цифр), в том числе
с
использованием
микрокалькулятора;
•
знание
названий,
обозначения,
соотношения
крупных
и
мелких
единиц
измерения
стоимости,
длины,
массы,
времени;
выполнение
действий с числами, полученными
при измерении величин;
•
нахождение доли величины и
величины по значению ее доли
(половина, треть, четверть, пятая,
десятая часть);
•
решение
простых
арифметических задач и составных
задач в 2 действия;
•
распознавание, различеие и
называние геометрических фигур и
тел (куб, шар, параллелепипед):
знание
свойств
элементов
многоугольников
(треугольник,
прямоугольник, параллелограмм);
•
построение
с
помощью
линейки, чертежного угольника,
циркуля, транспортира линий,
углов,
многоугольников,
окружностей в разном полонии на
плоскости;
времени, площади, объема;
устное выполнение арифметических
действий с целыми числами, полученными
при счете и при измерении, в пределах 100
(простые случаи в пределах 1 000 000);
письменное
выполнение
арифметических действий с многозначными
1ами и числами, полученными при
измерении, в пределах 1 000 000;
знание обыкновенных и десятичных
дробей: их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий
с десятичными дробями;
нахождение одной или нескольких
долей (процентов) от числа, числа одной его
доле (проценту);
выполнение арифметических действий
с целыми числами до 1 000 000 и
десятичными дробями с использованием
микрокалькулятора и проверкой вычислений
путем
повторного
использования
микрокалькулятора;
решение простых задач в соответствии
с программой, составных задач 4-3
арифметических действия;
распознавание, различие и называние
геометрических фигур и тел (куб, шар,
параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр,
конус);
знание
свойств
элементов
многоугольников
(треугольник,
прямоугольник,
параллелограмм),
прямоугольного параллелепипеда;
вычисление площади прямоугольника,
объема прямоугольного параллелепипеда
(куба);
построение с помощью линейки,
чертежного
угольника,
циркуля,
транспортира
линий,
углов,
многоугольников, окружностей в разном
положении на плоскости, в том числе
симметричных относительно оси, центра
симметрии;
применение математических знаний
для решения профессиональных трудовых
задач;
представления
о
персональном
компьютере как о техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении.
19
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
6 класс
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц тысяч,
десятков тысяч, сотен тысяч.
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных
слагаемых; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые.
Чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе чисел в пределах
1 000 000.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч. Нумерационная
таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц.
Сравнение чисел в пределах 1 000 000.
Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX.
Единицы измерения и их соотношения
Запись чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами
(мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей.
Арифметические действия
Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие
случаи). Сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное число и
круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно.
Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя
единицами (мерами) стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Дроби
Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных
дробей.
Преобразования:
замена
мелких
долей
более
крупными
(сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами.
20
Сложение и вычитание обыкновенных дробей (включая смешанные
числа) с одинаковыми знаменателями.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа.
Простые арифметические задачи на прямую пропорциональную
зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время.
Составные
задачи
на
встречное
движение
(равномерное,
прямолинейное) двух тел.
Геометрический материал
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе
перпендикулярные; не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве
(наклонные, горизонтальные, вертикальные). Знаки: , ||. Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
Геометрические тела: куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра,
вершины; их количество, свойства.
Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.
8 класс
Нумерация
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 20,
200, 2 000, 20 000; по 5, 50, 500, 5 000, 50 000; по 25, 250, 2 500, 25 000 в
пределах 1 000 000, устно и с записью получаемых при счете чисел.
Единицы измерения и их соотношения
Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади,
их преобразования, выражение в десятичных дробях (легкие случаи).
Единицы измерения площади: 1 кв. мм (1 мм2), 1 кв. см (1 см2), 1 кв.
дм (1 дм2), 1 кв. м (1 м2), 1 кв. км (1 км2); их соотношения: 1 см2 = 100 мм2,
1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2, 1 м2 = 10 000 см2, 1 км2 = 1 000 000 м2.
21
Единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а. Соотношения: 1 а =
100 м2, 1 га = 100 а, 1 га = 10 000 м2.
Арифметические действия
Сложение,
вычитание,
умножение
и
деление
на
однозначное,
двузначное число (легкие случаи) чисел, полученных при измерении одной,
двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, выраженных в
десятичных дробях, письменно.
Дроби
Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.
Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей на
однозначное, двузначное число (легкие случаи).
Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение числа по одной его
доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью.
Простые
арифметические
задачи
на
нахождение
среднего
арифметического двух и более чисел.
Составные задачи на пропорциональное деление, «на части», способом
принятия общего количества за единицу.
Геометрический материал
Градус. Обозначение: Г. Градусное измерение углов. Величина
прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов. Транспортир,
элементы транспортира. Построение и измерение углов с помощью
транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.
Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и
градусной мере угла, заключенного между ними; по длине стороны и
градусной мере двух углов, прилежащих к ней.
Площадь. Обозначение: S.
22
Измерение и вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Длина окружности: С = 2nR (С = nD). Сектор, сегмент.
Площадь круга: S = nR2.
Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
Построение отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности,
симметричных относительно оси, центра симметрии.
9 класс
Нумерация
Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды, давление
многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых, равнение и
упорядочение многозначных чисел.
Единицы измерения и их соотношения
Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время, площадь, объем) и
единицы их измерения. Единицы измерения стоимости: копейка (1 к.), рубль
(1 р.). Единицы измерения длины: миллиметр (1 мм), сантиметр (1 см),
дециметр (1 дм), метр (1 м), километр (1 км). Единицы измерения массы:
грамм (1 г), килограмм (1 кг), центнер (1 ц), тонна (1 т). Единица измерения
емкости: литр (1 л). Единицы измерения времени: секунда (1 с), минута (1
мин), час (1 ч), сутки (1 сут.), неделя (1 нед.), месяц (1 мес.), год (1 год), век
(1 в.). Единицы измерения площади: квадратный миллиметр (1 кв. мм),
квадратный сантиметр (1 кв. см), квадратный дециметр (1 кв. дм),
квадратный метр (1 кв. м), квадратный километр (1 кв. км). Единицы
измерения объема: кубический миллиметр (1 куб. мм), кубический сантиметр
(1 куб. см), кубический дециметр (1 куб. дм), кубический метр (1 куб. м),
кубический километр (1 куб. км).
Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин.
23
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины,
массы.
Запись чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы, в
виде десятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов
арифметических действий, знаки действий.
Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах
1 000 000; с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в
пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000.
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления
многозначных чисел.
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное
действие, оценка достоверности результата).
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя
мерами, без преобразования и с преобразованием, в пределах 100 000.
Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при
измерении, на однозначное, двузначное число.
Порядок действий. Нахождение значения числового выражения,
состоящего из 3—4 арифметических действий.
Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в
пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при
измерении,
с
проверкой
результата
повторным
вычислением
на
микрокалькуляторе.
Дроби
Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Получение долей. Сравнение долей.
24
Образование, запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и
знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с
одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями.
Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных
чисел.
Основное
свойство
обыкновенных
дробей.
Преобразования
обыкновенных дробей (легкие случаи): замена мелких долей более крупными
(сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами,
целых
и смешанных
чисел
неправильными
дробями.
Приведение
обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие случаи).
Сравнение дробей с разными числителями и знаменателями.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями.
Нахождение одной или нескольких частей числа.
Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей.
Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых
лях.
Сравнение десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи).
Умножение и деление десятичной дроби на однозначное, двузначное
„ело. Действия сложения, вычитания, умножения и деления с числами, г
лученными при измерении и выраженными десятичной дробью. Нахождение
десятичной дроби от числа.
Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических
действий с десятичными дробями с проверкой результата повторным
вычислением на микрокалькуляторе.
Понятие
«процента».
Нахождение
одного
процента
от
числа.
Нахождение нескольких процентов от числа.
25
Арифметические задачи
Простые и составные (в 3—4 арифметических действия) задачи. Задачи
на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на
разностное и кратное сравнение. Задачи, содержащие отношения «больше на
(в)...», «меньше на (в)...». Задачи на пропорциональное деление. Задачи,
содержащие зависимость, характеризующую процессы: движения (скорость,
время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем
всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество
предметов, общий расход). Задачи на расчет стоимости (цена, количество,
общая
стоимость
товара).
Задачи
на
время
(начало,
конец,
продолжительность события). Задачи на нахождение части целого.
Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие
вычисления
периметра
многоугольника,
площади
прямоугольника
(квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Планирование хода решения задачи.
Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.
Геометрический материал
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия
(кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник,
прямоугольник,
квадрат,
окружность,
круг,
параллелограмм,
ромб.
Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Взаимное
положение
на
плоскости
геометрических
фигур
(пересечение, точки пересечения) и линий (пересекаются, в том числе
перпендикулярные; пересекаются, в том числе параллельные).
Углы, виды углов, смежные углы. Градус как мера угла. Сумма
смежных в. Сумма углов треугольника.
Симметрия. Ось симметрии. Симметричные предметы, геометрические
фигуры. Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные
26
относительно
оси
симметрии.
Построение
геометрических
фигур,
симметрично расположенных относительно оси симметрии.
Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника,
квадрата.
Площадь геометрической фигуры. Обозначение: S. Вычисление
площади прямоугольника (квадрата).
Геометрические тела: куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма,
цилиндр, конус. Узнавание, называние. Элементы и свойства прямоугольного
параллелепипеда
(в
том
числе
куба).
Развертка
прямоугольного
параллелепипеда (в том числе куба). Площадь боковой и полной поверхности
прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба).
Объем
геометрического
тела.
Обозначение:
У.
Измерение
и
вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба).
Геометрические формы в окружающем мире.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 - КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема урока
I четверть
Повторение Нумерация в пределах 1 000.
Повторение. Нумерация в пределах 1 000.
Простые и составные числа.
Арифметические действия с целыми числами.
Линии. Геометрические фигуры.
Арифметические действия с целыми числами
Арифметические действия с целыми числами
Арифметические действия с целыми числами
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Линии в круге.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Самостоятельная работа.
Нумерация многозначных чисел
Нумерация многозначных чисел
Колво
часов
40 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
27
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Взаимное положение прямых на плоскости.
Нумерация многозначных чисел
Округление многозначных чисел
Самостоятельная работа
Римская нумерация.
Высота треугольника.
Римская нумерация.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000.Устные
действия
Письменное сложение и вычитание
Письменное сложение и вычитание
Высота треугольника.
Письменное сложение и вычитание
Проверка сложения
Проверка вычитания
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Параллельные прямые.
Решение задач
Решение задач
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
Параллельные прямые.
1
1
1
Повторение
Повторение
1
Повторение
Повторение
Построение параллельных прямых
II четверть
Обыкновенные дроби. Образование обыкновенных дробей
Обыкновенные дроби. Образование обыкновенных дробей
Образование смешанного числа
1
1
1
1
40 ч
1
1
1
Сравнение смешанного числа
Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное,
горизонтальное, наклонное.
1
46
Основное свойство дроби
1
47
Основное свойство дроби
1
48
Преобразование обыкновенных дробей.
1
49
50
51
Преобразование обыкновенных дробей.
Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное,
горизонтальное,
наклонное.
Нахождение части
от числа
1
1
1
52
Нахождение нескольких частей от числа
1
44
45
1
28
53
Нахождение нескольких частей от числа
59
Сложение
обыкновенных
знаменателями.
Уровень и отвес
Сложение
обыкновенных
знаменателями.
Вычитание
обыкновенных
знаменателями.
Вычитание
обыкновенных
знаменателями.
Сложение до 1
60
Геометрические тела
1
61
Вычитание из 1
1
62
Вычитание из целого числа
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Геометрические тела
1
1
1
1
Решение задач
Решение задач
Контрольная работа.
Решение задач
Куб, брус, шар.
Работа над ошибками.
Повторение
Повторение
1
1
1
1
1
74
75
76
77
Повторение
Куб, брус, шар.
Повторение
Повторение
1
1
1
1
78
Повторение
1
79
Повторение
1
80
Повторение
1
54
55
56
57
58
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
дробей
1
с
одинаковыми
1
1
дробей
с
одинаковыми
1
дробей
с
одинаковыми
1
дробей
с
одинаковыми
1
1
1
1
III четверть
55 ч
81
Скорость, время, расстояние
1
82
83
84
Скорость, время, расстояние
Скорость, время, расстояние
Скорость, время, расстояние
1
1
1
85
Масштаб
1
86
Скорость, время, расстояние
1
87
Скорость, время, расстояние
1
88
Скорость, время, расстояние
1
29
89
90
91
92
Скорость, время, расстояние
Масштаб
1
Умножение многозначных чисел на однозначное число и
круглые
десятки.
Умножение
многозначных чисел на однозначное число и
круглые
десятки.
Умножение
многозначных чисел на однозначное число и
круглые
десятки.
Умножение многозначных чисел на однозначное число и
1
1
1
121
круглые
Масштабдесятки.
Умножение многозначных чисел на однозначное число и
круглые десятки.
Умножение
многозначных чисел на однозначное число и
круглые
десятки.
Умножение многозначных чисел на однозначное число и
Умножение
многозначных чисел на однозначное число и
круглые десятки.
Параллельные
и перпендикулярные прямые
круглые десятки.
Умножение многозначных чисел на однозначное число и
Умножение
многозначных чисел на однозначное число и
круглые десятки.
Самостоятельная
круглые десятки. работа
Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые
Параллельные
и перпендикулярные прямые
десятки.
Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые
десятки. многозначных чисел на однозначное число и круглые
Деление
десятки. многозначных чисел на однозначное число и круглые
Деление
десятки. многозначных чисел на однозначное число и круглые
Деление
десятки.
Построение
параллельных и перпендикулярных прямых
Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые
десятки. многозначных чисел на однозначное число и круглые
Деление
десятки. многозначных чисел на однозначное число и круглые
Деление
десятки. многозначных чисел на однозначное число и круглые
Деление
десятки.
Построение
параллельных и перпендикулярных прямых
Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые
десятки.
Самостоятельная
работа
Деление с остатком.
Деление с остатком.
Построение параллельных и перпендикулярных прямых
Деление с остатком.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
122
Деление с остатком.
1
123
Решение задач
1
124
125
126
127
128
129
130
131
Решение задач
Повторение
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Контрольная работа
Повторение
Работа над ошибками
1
1
1
1
1
1
1
1
132
Повторение
1
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
30
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
Повторение
Повторение
Повторение
IV четверть
Повторение. Нумерация чисел
Сложение и вычитание чисел в пределах 10000
Сложение и вычитание чисел в пределах 10000
Умножение и деление чисел в пределах 10000
Линии
Умножение и деление чисел в пределах 10000
Умножение и деление чисел в пределах 10000
Действия с числами, полученными при измерении
Действия с числами, полученными при измерении
Углы
Обыкновенные дроби
Обыкновенные дроби
Все действия в пределах 10000
Все действия в пределах 10000
Периметр
Решение задач
Решение задач
Контрольная работа
Работа над ошибками
Периметр
Работа над ошибками
Повторение
Повторение
Повторение
Перпендикулярные и параллельные прямые
Повторение
Повторение
1
1
1
35 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
164
165
Повторение
Повторение
Геометрические фигуры и тела
1
1
1
166
Повторение
1
167
Повторение
1
168
Повторение
1
169
Повторение
1
170
Геометрические фигуры и тела
1
163
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
31
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дат
а
1 четверть -24 ч.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Числа целые и дробные.
Таблица классов и разрядов
Нумерация чисел в пределах 1.000.000
Счет способом присчитывания и отсчитывания
Округление чисел до заданного разряда.
Назначение и устройство транспортира. Градусное измерение
углов
Сложение и вычитание целых чисел
Сложение и вычитание десятичных дробей
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей
Самостоятельная работа
Умножение и деление целых и десятичных дробей на
однозначное число
Измерение углов. Сумма углов треугольника.
Умножение и деление целых и десятичных дробей на
однозначное число
Умножение и деление целых и десятичных дробей на 10, 100.
Построение треугольников по заданным углам и вычисление их
периметров
Умножение и деление целых и десятичных дробей на 1000
Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи
Умножение и деление на двузначное число
Осевая и центральная симметрия.
Контрольная работа
Работа над ошибками
Построение точки, отрезка и фигур, симметричных данным.
Повторение
Повторение
2 четверть -24 ч.
Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с
одинаковым знаменателем
Сложение и вычитание дробей и целых чисел
Геометрические фигуры
Приведение дробей к общему знаменателю
Приведение дробей к общему знаменателю
Сравнение дробей
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Нахождение числа по одной его доле
Построение прямоугольника и квадрата и вычисление их
площади.
Площадь. Единицы площади. Нахождение площади квадрата,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
прямоугольника.
Решение задач на нахождение площади.
Построение геометрических фигур Треугольник.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
площади.
Сложение и вычитание целых и дробных чисел
Решение задач.
Контрольная работа
Работа над ошибками
Построение окружности.
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение геометрического материала
Повторение
Повторение
3 четверть- 33 ч
Замена смешанного числа неправильной дробью.
Преобразования обыкновенных дробей
Преобразования обыкновенных дробей
Умножение и деление обыкновенных дробей
Умножение и деление обыкновенных дробей
Построение треугольников с помощью транспортира
Умножение и деление обыкновенных дробей
Целые числа, полученные при измерении величин, и десятичные
дроби
Целые числа, полученные при измерении величин, и десятичные
дроби
Целые числа, полученные при измерении величин, и десятичные
дроби
Арифметические действия с целыми числами, полученными при
измерении величин и десятичными дробями: Сложение и
вычитание
Построение треугольников с помощью транспортира
Арифметические действия с целыми числами, полученными при
измерении величин и десятичными дробями: Сложение и
вычитание
Арифметические действия с целыми числами, полученными при
измерении величин и десятичными дробями: Сложение и
вычитание
Умножение и деление
Умножение и деление
Умножение и деление
Построение прямоугольников и вычисление их периметров и
площадей
Числа, полученные при измерении площади и десятичные дроби
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Числа, полученные при измерении площади и десятичные дроби
Числа, полученные при измерении площади и десятичные дроби
Решение задач
Решение задач
Построение прямоугольников и вычисление их периметров и
площадей
Контрольная работа
Работа над ошибками
Повторение
Повторение
Повторение
Симметричное расположение геометрических фигур
относительно оси и центра симметрии
Повторение
Повторение
Повторение
4 четверть -21 ч
Меры земельных площадей
Меры земельных площадей
Длина окружности
Арифметические действия с числами, полученными при
измерении площади: сложение и вычитание
Арифметические действия с числами, полученными при
измерении площади: сложение и вычитание
Арифметические действия с числами, полученными при
измерении площади: умножение и деление
Арифметические действия с числами, полученными при
измерении площади: умножение и деление
Арифметические действия с числами, полученными при
измерении площади: умножение и деление
Площадь круга
Повторение: арифметические действия с целыми и дробными
числами
Повторение: арифметические действия с целыми и дробными
числами
Решение задач экономического содержания
Контрольная работа
Работа над ошибками
Работа над ошибками
Повторение
Повторение
Диаграммы (круговая, столбчатая, линейная)
Повторение
Повторение
Диаграммы (круговая, столбчатая, линейная)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№
Тема урока
Кол-во
часо
1 четверть – 24 ч
1
Нумерация целых чисел в пределах 1000000; классы, разряды. Счет
Нумерация. Целые числа. равными числовыми группами. Сравнение.
1
2
Округление целых чисел.
1
3
Сравнение обыкновенных дробей.
1
4
Геометрия в нашей жизни
1
5
Образование, чтение и запись десятичных дробей. Сравнение десятичных
дробей.
1
6
Преобразование, сравнение десятичных дробей.
1
7
Числа, полученные при измерении величин. Преобразование.
1
8
Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными
дробями.
1
9
Отрезок. Измерение отрезков. Линейные меры длины. Их соотношения
1
10
11
Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении
величин.
Арифметические действия с целыми и дробными числами. Сложение и
вычитание целых чисел.
1
1
12
Сложение и вычитание десятичных дробей.
1
13
Умножение целых чисел и десятичных дробей на однозначное число
1
14
Деление целых чисел на однозначное число, круглые десятки.
1
15
Луч. Прямая. Взаимное расположение прямых на плоскости.
1
16
Деление десятичной дроби на однозначное число.
1
17
Деление чисел, полученных при измерении величин, на однозначное
число.
1
18
Умножение и деление на 10, 100, 1000 без остатка, с остатком.
1
19
Умножение целых чисел, десятичных дробей на двузначное число
1
20
Деление целых чисел, десятичных дробей на двузначное число.
1
21
Углы. Виды углов. Измерение величины углов с помощью транспортира.
1
22
Контрольная работа за 1 четверть
1
35
23
Анализ контрольной работы
1
24
Ломаная линия. Виды ломаной линии: замкнутая, незамкнутая
1
2 четверть-24 ч
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Длины сторон треугольника. Построение треугольника по известному
углу и длинам двух сторон.
Что такое процент?
Нахождение 1% от числа
Нахождение нескольких процентов от числа
Как записать проценты обыкновенной дробью?
Особые случаи нахождения процентов от числа.
Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, куб.
Замена 50% обыкновенной дробью
Замена 10%, 20% обыкновенной дробью
Замена 25, 75% обыкновенной дробью
Нахождение числа по одному его проценту
Нахождение числа по 50 и 25 его процентам
Круг и окружность. Линии в круге.
Нахождение числа по 20 и 10 его процентам
Запись десятичных дробей в виде обыкновенных
Запись обыкновенных дробей в виде десятичных
Конечные и бесконечные дроби.
Все действия с целыми и дробными числами
Длина окружности.
Контрольная работа за 2 четверть
Анализ контрольной работы
Повторение
Повторение
Повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 четверть - 33 ч
49
Повторение. Все действия с десятичными дробями и целыми числами.
Сложение и вычитание. целых чисел и десятичных дробей
1
50
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей
1
51
Порядок действий.
1
52
Повторение. Получение обыкновенных дробей, смешанные числа
1
53
54
55
Смешанные числа
Шар.
Преобразование дробей
1
1
1
36
56
Сравнение обыкновенных дробей.
1
57
Повторение. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми
знаменателями.
1
58
Повторение. Сложение и вычитание целых, смешанных и дробных чисел
1
59
Повторение. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
1
60
61
62
Цилиндр. Конус
Умножение обыкновенных дробей на целое число.
Деление обыкновенных дробей на целое число.
1
1
1
63
Умножение и деление обыкновенных дробей.
1
64
Все действия с обыкновенными и десятичными дробями. Запись
обыкновенной дроби в виде десятичной.
1
65
Все действия с обыкновенными и десятичными дробями. Запись
десятичной дроби в виде обыкновенной.
1
66
Построение симметричных фигур относительно оси симметрии
1
67
Сложение и вычитание
1
68
Нахождение неизвестного числа при сложении и вычитании с
обыкновенными и десятичными дробями
1
69
Умножение и деление
1
70
Все действия с обыкновенными и десятичными дробями
1
71
Все действия с обыкновенными и десятичными дробями
1
72
Построение симметричных фигур относительно центра симметрии
1
73
Решение задач.
1
74
Контрольная работа за 3 четверть
1
75
Анализ контрольной работы
1
76
77
78
79
80
81
Повторение
Площадь геометрической фигуры. (прямоугольник)
Повторение
Единицы измерения площади.
Повторение
Площадь круга.
1
1
1
1
1
1
4 четверть - 21 ч.
82
Повторение. Целые числа
1
83
Обыкновенные дроби.
1
84
85
Десятичные дроби.
Проценты
1
1
37
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Все действия с целыми и дробными числами
Все действия с целыми и дробными числами
Все действия с целыми и дробными числами
Объем тела. Измерение объема тела.
Решение задач и примеров.
Решение задач и примеров.
Объем прямоугольного параллелепипеда
Решение задач и примеров.
Итоговая контрольная работа за 4 четверть.
Анализ контрольной работы
Повторение
Повторение
Измерение объема прямоугольного параллелепипеда.
Повторение
Повторение
Решение задач на вычисление объёма.
Повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-техническое обеспечение:
•
классная доска;
•
демонстрационные измерительные инструменты и приспособления
(размеченные линейки, циркуль, транспортир, угольники).
Учебно-методический комплекс:
5 класс
Учебник
для
образовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные общеобразовательные программы. Математика, 5 класс Г.М. Капустина,
М.Н.Перова. М.: Просвещение
7 класс:
Учебник
для
образовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные общеобразовательные программы. Математика, 7 класс. Т.В. Алышева . М:
Просвещение.
8 класс:
38
Учебник
для
образовательных
организаций,
реализующих
основные общеобразовательные программы. Математика, 8
адаптированные
класс Эк В.В. М:
Просвещение.
9 класс:
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Математика. 9 класс. Т.Г. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот. М: Просвещение.
39