РП Чтение 6кл. АООП вариант 1

ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА.
Чтение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на
основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООПУО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026.
ФАООПУО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей.
Учебный предмет «Чтение» («Литературное чтение») занимает особое
место

в

системе

образования

обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями. Данный курс нацелен на формирование не только навыков
чтения (правильность, осознанность, выразительность, беглость), но и речевых
умений. Кроме того, уроки чтения должны развивать у старшеклассников
интерес к чтению доступной литературы, духовно и нравственно обогащать их.
Цель предмета: осознание значения чтения для решения социально
значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Задачи данного предмета:
- формирование читательской грамотности на основе развития осознания
значения

чтения

для

решения

социально

значимых

задач,

развития

познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
2

этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных
позиций;
- формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность,
выразительность, беглость;
-

знакомство

(через

содержание

читаемого

материала)

с

новыми

представлениями и понятиями;
- коррекция высших психических функций, обучающихся (речи, мышления,
внимания, памяти, восприятия, воображения);
- формирование коммуникативных умений, обучающихся;
- развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся;
- формирование нравственно-этических норм поведения обучающихся.
Эти задачи решаются с помощью текстов, представленных в учебниках по
чтению, методического аппарата к данным текстам, а также рабочей
программы, разработанной самим педагогом.
Приоритетные направления воспитательной работы на уроках чтения:
1. Патриотическое воспитание.
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края;
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достоинствам своей Родины –
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
2. Гражданское воспитание.
2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
3

и многоконфессиональном обществе;
2.4 Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственное воспитание.
3.1. Ориентация

на моральные

ценности

и нормы

в ситуациях

нравственного выбора;
3.2.

Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а

также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом сознания последствий поступков;
3.3.

Активное неприятие асоциальных поступков;

4.Эстетическое воспитание.
4.1.

Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству

своего и других народов.
4.2.

Понимание

эмоционального

воздействия

искусства

;

понимание

ценностей отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
5. Ценности научного познания.
5.1.

Ориентация

в

деятельности

на

современную

систему

научных

представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязи человека с природной и социальной средой.
5.2. Закономерности развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения, как средства познания мира.
6.

Физическое

воспитание.

Формирование

эмоционального благополучия.
6.1.

Осознание ценности жизни.

4

культуры

здоровья

и

6.2.
образ

Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
жизни

(здоровое

сбалансированный

режим

питание,
занятий

соблюдение

гигиенических

и

регулярная

отдыха,

правил,

физическая

активность);
6.3.

Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление

алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
6.4.

Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного

поведения в интернет - среде в процессе школьного образования;
6.5.

Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся

социальным информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
6.6.

Умение принимать себя и других, не осуждая;

6.7.

Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное

состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния;
6.8.

Сформировать навыков рефлексии;

6.9.

Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудовое воспитание.
7.1.

Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках

семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности;
7.2.

Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять

такого рода деятельность;
7.3.

Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

7.4.

Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
5

7.5.

Осознанный

выбор

и

построение

индивидуальной

траектории

образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей.
8. Экологическое воспитание.
8.3.

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального

характера экологических проблем и путей их решения;
8.4.

Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Практика показывает, что ученики с интеллектуальными нарушениями

испытывают
произведений.

трудности

при

Большинство

чтении
из

них

и

понимании

находится

на

художественных

этапе

становления

синтетических приёмов чтения, и это обусловлено целым рядом причин:
нарушение фонематического слуха; нарушение пространственного восприятия;
нарушение взаимодействия между слуховым, зрительным и кинестетическим
восприятием;

нарушение

мыслительных

операций,

памяти,

внимания,

воображения, речи; нарушение поведения и работоспособности.
В силу перечисленных интеллектуальных и речевых недостатков этап
автоматизированного чтения оказывается для умственно отсталых школьников
практически недостижимым.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет «Чтение» относится к образовательной области «Язык и
речевая практика».
Согласно,ФАООПУО(вариант1), составленной на основе ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
изучение предмета «Чтение» отводится в общем объёме 136 часов (34 учебных
недели) по 4 часа в неделю.
Количество часов на изучение предмета:

6

Четверть

I

II

III

IV

Всего

Количество часов

32 ч.

32 ч.

44 ч.

28 ч.

136 ч.

В 6 классе продолжается работа по развитию техники беглого чтения,
выработке

навыков

выразительного

чтения

и

пересказа

прочитанного

произведения по плану.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам активности
работы на уроке, пересказу прочитанного произведения и чтению наизусть
пройденных стихотворений, тестирование по формированию БУД.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты освоения учебного предмета.
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть
показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам,
соблюдая

синтаксические

паузы,

интонацию

конца

предложения

в

зависимости от знаков препинания;
читать

про

себя

проанализированный
7

заранее

текст,

выполняя

несложные задания учителя;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию; оценивать
поступки героев (с помощью учителя);
заучивать

стихотворения

наизусть

(объём

текста

с учётом

индивидуальных особенностей учащихся);
участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания
по прочитанным текстам.
Достаточный уровень:
читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с
переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях—целым
словом;
читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному
тексту;
делить текст на части под руководством учителя;
пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя
опорные слова;
определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;
выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
выучить наизусть 8—10 стихотворений;
читать

внеклассную

литературу

под

контролем

учителя

или

воспитателя.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Устное народное творчество
Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры-игра
мыслей,

столкновение

мира

обычного

и

потешного).

Народные

литературные сказки. Мир добра и зла.
Люблю природу русскую
Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные
8

и

времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего
всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в
связи с разными временами года.
О далёком прошлом России
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о далеком прошлом, о
нашем времени из истории России (см. программу по истории для 6 класса).
Животные в нашем доме
Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к
животному миру как показателя нравственных черт.
Будь человеком, человек!
Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве,
осмысление мира и своего места в нём.
Они прославили Россию
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о
жизни великих людей прошлого и настоящего России (полководцы,
писатели, художники).
Смешное и весёлое
Юмористические произведения разных жанров.
Вечный свет подвига
Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в
прошлом и настоящем.
Писатели мира - детям
Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров.
Навыки чтения
Сознательное,

правильное,

выразительное

и

беглое

чтение

словосочетанием, в трудных случаях – целым словом в соответствии с
нормами

литературного

содержанию

и

структуре

произношения.
слов,

Использование

отрывков

совершенствования навыка беглого чтения.
9

из

текста

простых

по

учебника

для

Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное
чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических
пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при
однородных членах.
Работа с текстом
Анализ

текста

по

вопросам.

Постановка

проблемных вопросов,

соотнесение содержания, прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с
заглавием текста.
Деление текста на части, составление простого плана под руководством
учителя.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение
мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
Полный

или

частичный

пересказ

произведения.

Правильное

использование средств связи, предложений и частей текста. Передача
событий от лица разных героев.
Формирование

внимания

к

авторскому

слову:

самостоятельное

выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение
слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение.
Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова.
Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к
ним.
Уточнение

жанровых

особенностей

произведения

(сказка,

стихотворение, рассказ, басня).
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение
доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
10

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое
образовательного

и

процесса

материально-техническое
представлено

обеспечение

следующими

объектами

и

средствами:
1.

Учебно-методическоеобеспечение:

Учебник:«Чтение» И. М. Бгажнокова, 6 класс, 2021;
Конспекты, презентации, картинки, иллюстрации.
Тематическое планирование.

№

Количество
часов

Тема урока
I четверть (32ч.)

1
2
3
4
5
6
7
8

По В. Пескову «Отечество».
М. Ножкин «Россия».
М. Пришвин «Моя Родина».
В. Бианки «Сентябрь».
И. Бунин «Лес, точно терем расписной…»
Ю. Качаев «Грабитель».
Б. Житков «Белый домик»
Внеклассное чтение. Чтение произведений
устного народного творчеств (выбор
произведений на усмотрение учителя)

1
1
1
1
1
1
1
1

9

А. Белорусец «Звонкие ключи»

2

10
12

К. Паустовский «Заячьи лапы»
И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще»

2
1

13

Е. Носов «Хитрюга»

2

14
15
16
17
18
19
20

В. Бианки «Октябрь»
С. Михалков «Будь человеком»
Б. Заходер «Петя мечтает»
По Д. Биссету «Слон и муравей»
По Д. Биссету «Кузнечик Денди»
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой»
Дж. Родари « Пуговкин домик »

1
1
1
1
1
1
1

11

Дата

21
22
23
24
25
26

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
(отрывок из былины)
Ф. Глинка «Москва» (в сокращении)
В.Бианки «Ноябрь».
По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря»,
«Наберегу Невы»
Рассказы о русском подвиге.
По С. Алексееву «Медаль», «Гришенька».
Великодушный русский воин.
По Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь»,
«Боевое крещение», «День рождения Наполеона»,
«В дни спокойные»
II четверть (32 ч.)
Внеклассное чтение. Чтение рассказов о подвигах
народа (выбор произведений и авторов на
усмотрение учителя)
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял
стихи»
Е. Пермяк «Тайна цены» (Сказка)
Перевод с польского Д. Гальпериной
«Здравствуйте!» (В сокращении)
В. Бианки «Декабрь»,
Е. Благинина «Новогодние загадки»
А. Никитин «Встреча зимы»
А. Дорохов «Тёплый снег»
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Д. Хармс «Пушкин»
Внеклассное чтение. Чтение произведений
А. С. Пушкина (выбор произведений на
усмотрение педагога)
В. Бианки «Январь»
Г. Х. Андерсен «Ель»
А.Чехов «Ванька»
И. Никитин «Весело сияет месяц над
селом…»
И. Суриков «Белый снег пушистый…»
М. Зощенко «Лёля и Минька». «Ёлка»
Ю. Рытхэу «Пурга»
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»
Внеклассное чтение. Чтение произведений по
зимней тематике (выбор авторов и произведений
на усмотрение учителя).
12

1
1
1
2
2
3

1

2
1
1
2
1
2
1
2
1

1
3
2
1
2
2
2
2
3

III четверть (44ч.)
1
2

В. Бианки «Февраль»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»

1
5

3
4
5
6
7
8
9
10
11

По Г. Х. Андерсену «Снежная Королева» (Сказка)
С. Смирнов «Первые приметы»
В. Бианки «Март»
По В. Пескову «Весна идёт»
М. Пришвин «Жаркий час»
Г. Скребицкий «Весенняя песня» (Сказка)
В. Жуковский «Жаворонок»
А. Толстой «Детство Никиты» (Отрывок)
А. Твардовский «Как после мартовских
метелей…»
А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой…»
В. Бианки «Апрель»
Внеклассное чтение. Чтение произведений
весенней тематики (выбор авторов
и
произведений на усмотрение учителя)
К. Паустовский «Стальное колечко» (Сказка)

8
1
1
1
1
2
1
1
1

По В. Астафьеву «Злодейка»
По Е. Барониной «Рассказы про зверей»
В. Драгунский «Кот в сапогах»
Д. Хармс «Заяц и ёж»
И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна» (Басня)
Внеклассное
чтение.
Чтение
юмористических
стихотворений
и
рассказов (выбор авторов и произведений на
усмотрение учителя)
По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави»
IV четверть (28ч.)
По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави»

2
2
2
2
1
2

В. Набоков «Дождь пролетел…»
В. Бианки «Май»
М. Дудин «Наши песни спеты на войне» (В
сокращении)
В. Медведев «Звездолёт „Брунька”» (Сказка)

1
1
2

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми
шишками»

5

12
13
14

15
16
17
20
21
22
23

24
1
2
3
4
5
6

13

1
1
1

3

4
3

5

7
8

9
10
11

По А. де Сент-Экзюпери «Маленький
принц»
Внеклассное чтение. Чтение рассказов
зарубежных писателей (выбор авторов и
произведений на усмотрение учителя)
В. Астафьев «Зорькина песня» (Глава из повести
«Последний поклон»)
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка …»

5

Внеклассное чтение. Чтение рассказов о
дружбе и взаимовыручке (выбор авторов и
произведений на усмотрение учителя)

2

14

1

2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».